А. Д. Александров в этом мире глупцов, подлецов, торгашей icon

А. Д. Александров в этом мире глупцов, подлецов, торгашей



НазваниеА. Д. Александров в этом мире глупцов, подлецов, торгашей
Дата конвертации11.07.2012
Размер77.17 Kb.
ТипДокументы


Зимбули А.Е. (Санкт-Петербург)

НРАВСТВЕННЫЕ ЗАПРЕТЫ В НАУКЕ

Остерегайся фанатизма. Основывай свои убеждения на знании, критически сверяй их с опытом и друг с другом.

А.Д.Александров

В этом мире глупцов, подлецов, торгашей

Уши, мудрый, заткни, рот надёжно зашей.

Омар Хайям

В раю больше запретов, чем в аду.

Еврейская пословица


Пожалуй, если непосвящённый человек попытается представить себе, чем заняты люди в сфере науки, то вряд ли он отдаст себе отчёт о мере несвободы, которую задаёт профессиональному учёному научное сообщество. Вместе с тем свобода учёного и вправду весьма и весьма относительна. Точно так же и перед водителем, в руках которого руль личной автомашины, вдаль убегает бесконечная дорога – пусть и обогащённая множеством развилок, но и отягощённая знаками разметки, оснащённая массой указателей, чередой светофоров, а вдобавок таящая близ себя энное число зорко подстерегающих автоинспекторов. В науке тоже имеются своего рода развилки, указатели, светофоры и автоинспекторы. Есть общественный транспорт и частный извоз. Даже бывают люди, путешествующие автостопом.

Как любая другая разновидность деятельности, научная предполагает целый набор специфических и неспецифических предписаний и запретов, выполняющих организующую, направляющую, окультуривающую функцию. Другое дело, что науке в силу разных причин ещё далеко до такой чёткости и подробности, которая существует, скажем, в правилах дорожного движения. Или в армейском уставе гарнизонной и караульной службы. Но, тем не менее, даже если человек, решивший посвятить себя науке, и не принимает торжественного обещания по примеру «военной присяги» или «Клятвы Гиппократа», в профессии учёного тоже имеются вполне различимые векторы, ясные рамки, жёсткие ограничения. Ежели понимать под наукой сферу жизни, в которой люди занимаются поиском, осмыслением, систематизацией и применением объективных знаний о действительности, то вполне естественным образом в ней выявляются содержательные и процессуальные, субъектные и объектные нравственные проблемы. Столь же очевидно, что для науки важно решение вопросов кто, зачем и в каких целях ею занимается, какие риски и как учитываются, какою ценой осуществляется приращение научного знания.

Далеко не все запреты несут в себе нравственное содержание. Потому постараемся сфокусировать внимание именно на тех запретах, что предостерегают нас от морального зла. Пожалуй, это удобнее всего проделать, отталкиваясь от знаменитых десяти заповедей Моисея, среди которых, как известно, преобладают именно запреты.
Перечислим эти запреты:

поклоняться неистинным божествам (заповедь 2),

употреблять имя Бога понапрасну (заповедь 3),

убивать (заповедь 6),

прелюбодействовать (заповедь 7),

воровать (восьмая),

лгать (девятая) и

завидовать (десятая).

Хоть изначально данные запреты предназначались для вполне конкретного народа, их универсальную культуротворческую роль трудно переоценить. И поскольку универсальность предполагает широчайшую применимость, несложно увидеть внерелигиозные смыслы, которые можно извлечь из Моисеевых запретов применительно к науке.

Так, вторую заповедь можно было бы понимать так: не отвлекайся на другие дела, если решил посвятить жизнь науке.

Заповедь номер три в науке может означать ~ не злоупотребляй высокой лексикой, такими словами, как Истина, Наука, Культура, Гуманизм и т.п.

Заповедь шесть – призывает к тому, чтобы учёные не становились убийцами ни в прямом, ни в переносном смысле.

Заповедь седьмую простейшим образом можно интерпретировать, как запрет переманивать чужих учеников-аспирантов-исследователей. Или – другой вариант: как запрет для человека компетентного злоупотреблять доверием некомпетентных окружающих.

Восьмую заповедь, как представляется, понять легче всего – не присваивай чужих текстов, идей, оборудования, брендов и тому подобного.

Девятая – означает, что в науке нельзя ни заниматься подгонкой результатов исследования, ни кого бы то ни было оговаривать (кстати, не только близких, как то было выбито на Моисеевых скрижалях).

И десятая – обращает нас к мотивации (или, по крайней мере, психологическому сопровождению) научной деятельности. Конечно, было бы хорошо, если б людьми науки двигало не злобное чувство зависти, от коего недалеко до оговора, воровства и более тяжких последствий.

Казалось бы, всё ясно и убедительно. Однако вот какие сразу же возникают вопросы. Все ли учтены нравственные риски? Разве в жизни и науке больше нет ничего нравственно разрушительного, помимо перечисленного в Десятословии? Ведь известно, что существуют взаимодополняющие нравственные риски. И если, допустим, несильно напрягаясь, можно представить себе, что указанные запреты предусматривают ограничение использования высокой (третья заповедь) и низкой (девятая заповедь) лексики, то как быть с не менее разрушительным, чем зависть, чувством – злорадством? Ни в десятой заповеди ничего про него не говорится, ни в остальных тем более.

Если восьмую заповедь мы истолковали как запрет на присвоение чего бы то ни было чужого, и вполне логично было бы её понимать, как призыв честно трудиться, то как прикажете относиться к типу ситуаций, в которых честный труженик переусердствовал, и, надсаживаясь, дошёл до физического перенапряжения, до нервного срыва? А то и загонял своих подчинённых?

Продолжая осмысливать нравственное содержание главных Моисеевых советов, стоило бы вдуматься также в то, исчерпывает ли понятие «воровство» угрозы честному человеку от любителей жить за чужой счёт. Разумеется, нужно открыто признать, что воровство, открытый грабёж, бандитизм – это старейшие и примитивнейшие способы «отъёма» чужого имущества. Человечеству уже давно стали известны бесчисленнейшие варианты общения, в которых даже строгий прокурор затрудняется отыскать состав преступления, но на деле происходит, по сути то же, что некогда пытался минимизировать Моисей. Так, в науке, например, есть открытый плагиат, а есть, как говорил ещё Аркадий Райкин, компиляция и диссертация. Где одно переходит в другое и третье – определить исключительно сложно. Вместе с тем каждый автор сам прекрасно понимает нравственную цену своему тексту. То ли он самостоятельно размышлял, рассуждал, опираясь на свой исследовательский опыт и на высказывания коллег, то ли – насобирал готовых, ладно изложенных абзацев, раскавычил их и подписал своим именем. Или – воспользовался услугами одной из многочисленных полуофициальных контор и заказал диссертацию «под ключ». А то ещё есть вариант, когда маститый автор умеет внимательно вслушиваться в то, что говорят коллеги и аспиранты, и потом беззастенчиво включает чужие мысли в свои труды. Целый веер возможностей для реального или фиктивного соучастия предоставляет научное соавторство.

Другую логику даёт сопоставление того, что происходит в сфере науки, с семью смертными грехами. Напомним, какие основные запреты сложились уже в раннехристианской традиции:

- Гордыня.

- Алчность.

- Блуд.

- Зависть.

- Чревоугодие.

- Гнев.

- Уныние/ Лень.

Христианство потому-то и стало мировой религией, что, в частности, перечисленные в качестве смертных грехов жизненные проявления с большой степенью вероятия будут восприниматься негативно не только единоверцами-христианами. Впрочем, и здесь, как в случае с Моисеевыми заповедями, можно задаваться вопросом – весь ли нравственный негатив учтён, или остались неназванными другие явления, разрушительные для человека и человечества. Явно – не попало в обойму осуждаемых явлений злорадство, не упомянута безответственность. Не учтены придирчивость, попустительство, лесть и интриганство. Остались без внимания равнодушие, жадность, продажность, вероломство, жестокость, цинизм. Всё это свидетельства огромной сложности мира межсубъектных отношений, которые призвана изучать этика.

Потому в любом – даже пророческом – тексте, содержащем нравственные запреты или предписания, наверняка отыщутся недочёты, смысловые лакуны. А уж что тогда говорить о текстах-инструкциях, заготавливаемых для потребителя бытовых приборов или общественного транспорта!

Прежде чем обобщать вышеизложенное и фокусировать выводы по заявленной теме, несколько слов нужно сказать о проблеме восприятия запретов. Совершенно очевидно: для действенности запрет должен стать самозапретом. В противном случае раньше или позже скажутся недовольство, обида, гнев, издевательское отношение к извне налагаемым ограничениям.

Формулируя запреты, нужно тонко учитывать то, как слово наше отзовётся. Не обернётся ли оно обидой, искушением, протестом. Не будут ли доброжелательные подсказки восприняты, как проявление неуважения, подозрительность, как посягательство на свободу, грубое одёргивание. Впрочем, всегда остаётся риск, что даже предельно тактичная формула «Выход на лёд опасен» не сработает, а это приведёт не только к ненужным хлопотам-затратам, но и к человеческим жертвам. Подобным образом запрет на списывание, если он не подкреплён методиками выявления плагиата и набором репрессивных мер, влетит в одно ухо студента, и успешно вылетит в другое.

Один из наиболее распространённых изъянов свода правил – попытка излишне подробной регламентации. Другой – излишне завышенный уровень призывов. Например, ко всеобщей любви, честности, бескорыстию и т.п. Как и в отношении чистоты, в реальной жизни возможно не исчезновение боли, грязи, обид – а их минимизация. Разные виды зла должны предполагать разную строгость противостояния. Наиболее вредные, опасные, разрушительные – злоба, зависть, злорадство, подлость, лень, заносчивость, равнодушие. Пожалуй, главное, что может содействовать требуемому обобщению, это понимание внутренней структуры морали. В пространстве морали (будь то мораль научной сферы, или каких других сфер жизни) взаимодействуют, сталкиваются, с разной степенью успешности сочетаются интересы индивида, группы, мира. И нравственные запреты призваны защитить каждый из названных интересов. Кроме того, структурно запреты должны предусматривать эмоциональный, рациональный, поведенческий компоненты самореализации человека.

Серьёзное внимание хотелось бы уделить вопросу о соотношении позитива и негатива в нравственных предписаниях. Одно дело запрет: «не обижай никого» и совсем другое – призыв: «помогай другим по их нужде и по силам своим». Первое – самоизначальный пункт окультуривания, который необходим в тот момент, когда человеческому сообществу ещё привычны агрессия, своекорыстие, принуждение. Когда других способов общения не выработано и не видно. Запрет на этой стадии позитивен и необходим, единственно возможен. В своё время А.С.Макаренко обосновывал оправданность для экстремальных условий такого метода, как педагогический взрыв – пощёчина, окрик на подопечного. Задолго до него подобным приёмом воспользовался Христос, когда прогнал торговцев из храма. Вдумаемся – прогнал. А не послал по какому-то альтернативному адресу. Действие чистой негации. Но оно было очистительным, и мощно обозначило вектор духовности. Аналогично, когда мы слышим, что Геракл смыл нечистоты, накопившиеся в Авгиевых конюшнях, мы радуемся чистоте, но не слишком задумываемся, куда поток унёсся.

Возможно, со временем в рамках этики возникнет частная наука запретоведение, включающая в себя онтологию, гносеологию, аксиологию, праксиологию запрета, а также его историю, географию, психологию. Отдельным и важным приложением запретоведения будет рассмотрение бытования нравственных запретов в таких сферах, как религия, искусство, юриспруденция, медицина, педагогика, спорт, военная сфера, промышленность, строительство, торговля, СМИ, коммерция. Но, как очень хотелось бы надеяться, в рамках уже развитой, разветвлённой науки о нравственных запретах сформируется и отчётливое понимание того, что содержание морали, основывающейся исключительно на запретах, в конечном счёте, это ни то, ни сё. Система запретов непременно должна быть организована и освящена позитивными ценностями – такими как жизнь, культура, достоинство личности, справедливость сообщества, гармония с миром.


((Опубликовано: Этическое регулирование в академической среде: Материалы международной научно-практической конференции. – М.: МАКС-Пресс, 2009. – С.198-203)) (0,25 п.л.)





Похожие:

А. Д. Александров в этом мире глупцов, подлецов, торгашей iconИзмерение скорости света, испущенного ультрарелятивистским источником
Е. Б. Александров∆1, П. А. Александров○, В. С. Запасский□, В. Н. Корчуганов○, А. И. Стирин○
А. Д. Александров в этом мире глупцов, подлецов, торгашей iconОн шёл своей дорогой в этом мире

А. Д. Александров в этом мире глупцов, подлецов, торгашей iconАлександров валерий Павлович
Александров валерий Павлович, капитан на судах Севрыбпромразведки. В начале 1980-х годов старпомом осваивал автоматическую ярусную...
А. Д. Александров в этом мире глупцов, подлецов, торгашей iconН. В. Александров Приключения Люськи Предлагаемые Вам учебные тексты придумал Н. В. Александров, руководитель туристского клуба "Эдельвейс" Северо-Западного учебного округа. Герои этих рассказ
Н. В. Александров, руководитель туристского клуба "Эдельвейс" Северо-Западного учебного округа. Герои этих рассказов не всегда поступают...
А. Д. Александров в этом мире глупцов, подлецов, торгашей iconДокументы
1. /Я в этом мире.doc
А. Д. Александров в этом мире глупцов, подлецов, торгашей iconДокументы
1. /ВСЕ ЦИКЛИЧНО В ЭТОМ МИРЕ.doc
А. Д. Александров в этом мире глупцов, подлецов, торгашей iconАлександров валерий Михайлович
Александров валерий Михайлович, капитан на судах Мурманского тралового флота. С 1967 года, после окончания мурманского мореходного...
А. Д. Александров в этом мире глупцов, подлецов, торгашей iconВиа Гра – Л. м л
Пусть всё будет так, как и должно быть в этом мире, следуй за ветрами верь, им не сломить крыльев твоей души
А. Д. Александров в этом мире глупцов, подлецов, торгашей iconГленн Доман Гармоничное развитие ребенка
Всем когда-либо существовавшим в мире родителям, которые радовались, ставя своих детей себе на плечи и приговаривая при этом
А. Д. Александров в этом мире глупцов, подлецов, торгашей iconПрограмма проведения недели начальных классов в 2010-2011 учебном году
Тема дня: «Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов