Они были первыми Солисты вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары» icon

Они были первыми Солисты вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары»



НазваниеОни были первыми Солисты вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары»
Дата конвертации14.07.2012
Размер64.64 Kb.
ТипДокументы

Они были первыми




Солисты вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары»


Знаменательно, что руководитель этой первой советской бит-группы Анато­лий Васильев, выпускник дирижерско-хорового отделения Ленинградской кон­серватории, начинал свою профессиональную деятельность в «Дружбе». Здесь он усвоил лучшие традиции коллектива, в том числе и театрализацию песен. Од­нако формируя новый ансамбль, в который вошли юноши, только что окончив­шие Ленинградское музыкальное училище (самому старшему из них не исполни­лось и двадцати лет), Васильеву предстояло не только освоить все атрибуты биг-битового жанра, но и создать свой репертуар.

Первую программу готовили два месяца — она была небольшая, но разнооб­разная: обработки песен советских композиторов («Полюшко-поле» Л. Книппе-ра, «Катюша» М. Блантера, «Тачанка» К. Листова), переложения русских на­родных песен («Калинка», «Из-за острова на стрежень»), несколько инструмен­тальных пьес и песен зарубежного происхождения. Впервые показанная зрителю в сентябре 1964 года программа эта вызвала интерес. Одобрение зрителей получи­ли не только непривычные для нашей эстрады манера исполнения и звучание, но и стремление найти сценическое решение песни. Правда, последнее обстоятель­ство было скорее вынужденным: как признался позже руководитель ансамбля,


на первых порах «слабый вокал, неуверенная игра на инструментах... заставляли идти на контакт со зрителем путем театрализации»1.

Около двух лет коллектив переживал организационные перестройки, период длительных репетиций, пока в начале 1966 года не оформился в профессиональ­ный ансамбль Ленконцерта. Это было его второе рождение.

Год спустя он впервые выступил в Москве. Первая рецензия на его концерты принадлежит композитору Э. Колмановскому.

«Ансамбль «Поющие гитары», — писал он, — молод во всем... А главное, он молод по духу, творческому темпераменту, задору. Ленинградцев отличает яр­кая, эмоциональная манера исполнения. Чувствуется, что артисты ансамбля по-настоящему увлечены своим искусством. И это настроение они передают слу­шателям»".

Программа, которую «Поющие гитары» показали москвичам, а затем и жи­телям других городов, представляла собой песенно-инструментальное обозрение. Ансамбль с блеском сыграл несколько пьес, в которых театрализация на этот раз подчеркнула виртуозность исполнения, но основное место было уделено песням. Песням, настолько разным по характеру, что группу легко можно было бы упрекнуть в «разностилье» репертуара, если бы не удивительно точно найден­ный, однородный стиль исполнения. Дело здесь, очевидно, не только в том, что все аранжировки песен и инструментальных номеров принадлежали одному музыканту — руководителю ансамбля.


«Поющие гитары» нашли свою манеру держаться на эстраде, свой внешний облик, определили стиль взаимоотношений между собой и зрительным залом; о том, какое значение это имеет в эстрадном искусстве, говорить вряд ли стоит! Зрители встречались с подтянутыми, приветливыми, просто, аккуратно, но не аскетично одетыми молодыми музыкантами — однотонные, насыщенного цвета свитера и светлые брюки. С момента появления музыкантов из-за кулис атмосфера увлеченности, энтузиазма, влюбленности в свое дело воцарялась на эстраде и заражала зрителей. Зритель чувствовал, что перед ним маленький, но дружный коллектив — десятки незаметных на первый взгляд штрихов убеждали в этом.

Первые же песни — будь то «Я счастлив, что я ленинградец» Г. Носова или «Песня — это главное, друзья!» (Я. Дубравина — С. Фогельсона) — убежда­ли, что ансамбль близок слушателям и своим современным мироощущением. Вот почему после веселой песенки в зале мгновенно устанавливалась тишина, когда «Поющие гитары» исполняли публицистический монолог «Был такой па­рень» (муз. Дж. Моранди) — гневный протест против войны во Вьетнаме или гражданскую песню А. Островского «Атомный век», а после модной песни, кото­рую любители острого ритма «поддерживали» хлопками, зрители подчинялись лирическому настроению, затаив дыхание, следя за музыкальной разработкой замечательной народной песни «Тонкая рябина».

Ко всем перечисленным качествам коллектива добавилось еще одно, от­меченное не без юмора журналом «Музыкальная жизнь»: «Ансамбль высоко­профессионален. «Поющие гитары» действительно поют, и в этом особое очаро­вание коллектива»


Появившаяся вскоре пластинка (кстати, первая в истории записи советских бит-групп) подтвердила справедливость этой оценки. Граммофонный диск, остав­ляя в стороне все «отвлекающие» моменты, доносит до слушателя только звуча­ние, подвергающееся самому строгому экзамену. «Поющие гитары», ядро которых составили музыканты, пришедшие в ансамбль со дня его основания — Евгений Броневицкий, Александр Федоров, Юрий Соколов. Эдгар Бернштейн, — вместе с солисткой Еленой Федоровой этот экзамен выдержали. Ансамбль продемон­стрировал свое успешное овладение премудростями «биг бита», сыграв в обработ­ках Васильева инструментальные пьесы зарубежного происхождения. Про­фессиональное мастерство коллектива в равной степени убедительно про­явилось и в новой, если можно так сказать, бережно мужественной интерпре­тации «Дорог» А. Новикова — Л. Ошанина, и в удивительно лиричном исполнении музыки М. Таривердиева к фильму «Любить»: пьес «Вечерний город», «Нок­тюрн» и песни на стихи Е. Евтушенко «Ты уходишь, как поезд».

За пластинкой «Поющих гитар» уже выстраивались очереди в магазинах, когда московские рекламные щиты были оклеены новыми афишами, извещаю­щими о концертах гитар «Голубых». Вслед за ними появляются «Веселые ребя­та», затем «Самоцветы», «Поющие сердца», «Веселые голоса», «Цветы», «Ско­морохи», «Добры молодцы», «Балтийские чайки», «Невские чайки» и просто «Чайки».

Зрители радостно приветствовали рождение новых коллективов. Еще не ра­зобравшись, чем отличается один от другого (сделать это порой было просто невозможно), они до отказа заполняли самые вместительные концертные залы, если только реклама обещала встречу с вокально-инструментальным ансамблем — вне зависимости от того, какое имя он носит. Поющие коллективы, едва вылу­пившись из скорлупы, отправлялись в длительные гастроли по стране, выступали в молодежных программах радио, на телевидении, некоторые из них записыва­лись на пластинки, и очередное «гибкое» издание с четырьмя песенками украшала фотография нового ансамбля, как две капли воды похожего на предшествен­ника.

Естественно, что новизна, поразившая слушателя «Поющих гитар», наивное восхищение поклонников «бита», знавших его прежде только по зарубежным образцам, а теперь убедившихся, что и «наши так умеют», постепенно притупля­лись и гасли, уступали место желанию услышать не только новый ансамбль, но и иной, отличный от других стиль исполнения.

Стихия подражательства, захлестнувшая многие названные и неназванные ВИА, начинала раздражать — к осознанию этого приходили не только зрители, но и ансамбли. Многие из последних лихорадочно искали свое лицо. Порой эти поиски не выходили за рамки моделирования костюмов оригинального покроя. Но самобытность не определяется экзотическим внешним видом. Пышные жабо и длиннополые сюртуки мало чему помогали, если за ними не было характера ансамбля, «железные», эффектно смотрящиеся со сцены кольчуги приходили в противоречие с современными песнями, которые пели закованные в старину солисты, и в конечном итоге влияли на манеру исполнения столь же ничтожно, сколь и кружевные жабо.

Своеобразное соревнование шло и в техническом оснащении ВИА. В поисках «самобытности» некоторые ансамбли, используя новейшую аппаратуру, казалось, вступили в конкурс на звание самого шумного коллектива. При этом оставалось незамеченным, что ревущие, включенные на полную мощность динамики не помо-


гали раскрытию содержания песен; с равной громкостью исполнялись и веселые и грустные, лирические мелодии, за грохотом слушателю было просто невозмож­но разобрать слова того или иного произведения.

Все это приводило к нерадостным результатам. «"Шумные" ансамбли, — констатировали критики, — настолько похожи друг на друга и репертуаром, и манерой исполнения, и поведением на сцене, и костюмами, что даже завсегдатаи эстрадных концертов порой с трудом могут сказать, чем отличались, к примеру, „Москвичи", недавно исчезнувшие, от „Музыки", недавно появившейся...»'

Видимость достижения легкого успеха приводила к тому, что некоторые бит-группы складывались случайно. Подготовив первую программу, такие коллективы начинали бесконечно прокатывать ее, многократно пожиная урожай успеха с одного посева. Работать над новым репертуаром, да еще во время гастролей, трудно. Для этого необходимы особое напряжение сил, творческая дисциплина. Ни того ни другого у многих любителей легкого успеха не было. Столкнувшись с первыми трудностями, они покидали коллектив, искали нового пристанища. С афиш исчезали не только ставшие популярными имена участников ансамблей («иных уж нет, а те далече»), но и названия целых коллективов. Случалось, что от руководителя группы уходили все его подопечные.

Практика показала, что одним из залогов успеха ВИА, его жизнедеятельности является, помимо всего прочего, коллективность его труда. При всем видимом и фактическом принципе объединения ансамбля как собрания солистов, инди­видуальностей — без коллективизма творчества невозможно его существование.

Образцом такого коллективизма, при котором каждый участник группы явля­ется соавтором песни, стали «Песняры» — один из самых популярных вокально-инструментальных ансамблей.




Похожие:

Они были первыми Солисты вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары» icon«поющие гитары» — 1966 Г. — Анатолии васиаьев
При этом использовались модные электрогитары, электроорганы, ударные. «Первыми» в нашей стране оказались виа «Поющие гитары» с берегов...
Они были первыми Солисты вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары» iconПоющие гитары

Они были первыми Солисты вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары» iconБардак в степи
Их пароль "Лиловый ветер". Позывные аккорды гитары. Место сбора урочище Тамгалы-Тас. Из всех дорог они выбирают непройденную, из...
Они были первыми Солисты вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары» iconОт вокального до вокально-инструментального рождение «Дружбы»
Пьеха, Александр Броневицкий. Они из­вестны по всей стране. Гастроли в Италии, Франции, Польше, Чехословакии, странах Африки и Латинской...
Они были первыми Солисты вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары» iconДевиз конкурса: «Если вы есть – будьте первыми! Первыми, кем бы вы ни были!»
Конкурс проводится для учащихся из малообеспеченных и многодетных семей (сироты, опекаемые дети)
Они были первыми Солисты вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары» iconЭкскурс в историю телевидения Они были первыми…
На которой, в сущности, базируется и сегодняшняя телевизионная сетка (с учетом радикально изменившихся технических возможностей и...
Они были первыми Солисты вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары» icon«голубые гитары» — 1969 Г. — Игорь гранов
Они играли мелодию и пели: «плачут гитары, ну что же — пусть, если на парня находит грусть». Пла­стинки «Голубых гитар» так же, как...
Они были первыми Солисты вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары» icon«самоцветы» — 1971 Г. — Юрии маликов
А сегодня, спустя вот уже тридцать с лишним лет, их песни продолжают звучать и радовать наши сердца. Солисты ансамбля «Самоцветы»...
Они были первыми Солисты вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары» iconНесколько лет назад на сцене Кремлевского дворца состоялась программа «Любимые виа», в ней приняли участие такие известные коллективы, как «Поющие гитары», «Самоцве­ты», «Лейся, песня!», «Цветы», «Синяя Птица», «Ариэль»
Петршаболтаи, народный артист рф, президент международного союза эстрадных деятелей, профессор
Они были первыми Солисты вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары» icon«Нота сорвалась и заалела »
«Были встречи дол­гими, коротко прощание». Я много раз проведывал его во время болез­ни — и в Минске, и в Москве, и первыми после...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов