Аксиомы полководца в понимании роди пешек icon

Аксиомы полководца в понимании роди пешек



НазваниеАксиомы полководца в понимании роди пешек
Дата конвертации14.07.2012
Размер46.73 Kb.
ТипЛекция

Лекция № 1


Аксиомы полководца в понимании роди пешек


Цель занятия: помочь игроку ориентироваться при оценке позиции в принятии решения с обязательным учетом пешечной цепи (предполагаем, что при глубоком проникновении в оценку позиции удастся добиться состояния инсайта).

Задачи урока:

  1. Научить видеть динамику пешечной цепи.

  2. Предвосхищать типовые ошибки, связанные:

а) с переоценкой роли пешек;

б) с недооценкой роли пешек.

  1. Обращать внимание на сложность в понимании роли пешечной цепи и динамики изменения ее сущности по частям партии.


Рассмотрим динамику изменения роли пешек на примере разменного варианта Испанской партии


Часть партии

Дебют

Миттельшпиль

Эндшпиль

Сущность проблемы

Ориентир - Эндшпиль

Взаимосвязь фигур и пешек

Сложный

Простой

Неясное противоборство большинства сил на участке боя

- Неопределенный результат

- Определенный результат


Общий план разменного варианта Испанской партии заключается в осуществлении плана

«Из дебюта – в эндшпиль», где лишняя пешка на королевском фланге дает белым решающее преимущество.


Методика подхода к роли пешки как фактора, определяющего план игры, в шахматной литературе изложена Филидором и впоследствии капитально обобщена в работах В.Алаторцева и Б.Шашина.

Приводим ориентировочную таблицу роли пешки в оценке позиции как составляющего в определении плана.

Пешка – фактор, определяющий план.


Пешки в дебюте:

- Центральные используются для:

- Захвата пространства в центре




- Фланговые используются для

- Укрепления фланга




- гамбитные используются для:

- Получения перевеса во времени







- Получения перевеса в пространстве







- Для получения качественного пешечного перевеса




- тормозящий фактор развития

В миттельшпиле:

Пешечная цепь определяет роль центрального пространства




- есть схемы: «Делим через центр противника на две части».




- есть схема: «Пешки впереди, фигуры сзади».




- есть схема: «Центр закрыт – пешечная атака на фланге».




- есть схемы: «На одном фланге охраняем короля, на другом атакуем позицию противника».


Следовательно, при выборе плана игры первоочередным импульсом при оценке позиции у шахматистов высоких разрядов является объективное восприятие роли пешек.

Выбирая план игры, мы учитываем: - значение пешечного центра; - взаимодействие фигур и пешек; - роль пешек при выполнении того или иного хода.

Динамика шахматной игры строится на ее статике. Предлагаем на первых этапах развития логики оценки позиции пользоваться общепринятыми шахматными понятиями о пешке. 12 шахматных аксиом являются первым шагом «записной книжки» шахматиста-разрядника.


12 аксиом для шахматных пешек


Аксиома № 1

Ход пешки на две клетки преследует цель захвата преимущества. Шаг пешки на одну клетку в дебюте - чаще всего потеря во времени, в пространстве.

Аксиома № 2

«Если пешки сдвоены, то они больны! Если одиноки – то они слабы!»

Аксиома № 3

Атаку пешками следует предпринимать когда они основательно подкреплены.

Аксиома № 4

Выгодно обменять фланговую пешку на центральную, так как это позволяет в будущем захватить центр.

Аксиома № 5

Потеря пешки, обеспечивающая активную роль фигур – позиционное достижение при наличии очереди хода

Аксиома № 6

Продвинутые атакованные пешки следует беречь от размена, т.к. исчезая, они отнимают у вас то время, которое затратили на их движение. Поэтому так выгодно уничтожать продвинутые пешки (пешка теряет свою силу, переходя 5ый ряд, если ее может атаковать пешка с 6го ряда)

Аксиома № 7

Чем дальше продвинуты пешки к середине доски, тем больше они способны нападать, тормозить фигуры партнера. Две соединенные рядом стоящие пешки – сильная позиция!

Аксиома № 8

Пешки при поддержке – сильные пешки. Пешки без поддержки – слабые пешки. Прежде выводите фигуры, закрепляйте пешки, потом начинайте их движение.

Аксиома № 9

Взаимосвязь пешек и слонов – одна из центральных проблем. Пешки надо ставить на цвет, противоположный цвету своего слона. Тогда он способствует пломбированию и не дает чужим фигурам вклиниваться между вашими пешками.

Аксиома № 10

Блокада – один из способов борьбы со связанными пешками. Ограничение движения пешек начинается с вышестоящей. Сильные пешки следует разбивать! Разбил пешки – уничтожил их мощь!

Аксиома № 11

Пешки берут в том направлении, где они помогают своим фигурам проявить игровую активность. Пешки обычно берут к центру, но надо знать, что еще лучше – от центра. Брать надо так, чтобы «дышали» ваши фигуры или реализовался типовой план преимущества.

Аксиома № 12

Проходная пешка – опасный преступник. При ее наличии нужно избавляться от слонов противника. Слоны способны атаковать пешки, тормозить их движение лучше, чем все другие фигуры: и дешевле, и с возможностью атаки.


Разумеется, подход к пешкам условный и каждую аксиому шахматист должен создать и принять для себя сам.


В шахматах оценка позиции состоит из многих компонентов и приведенные 12 аксиом для понимания роли пешек в шахматной игре – только небольшая частичка знаний в правильном направлении мышления шахматиста, способная обеспечить инсайт (озарение мысли) в конкретной позиции.

В Одессе говорят: «У меня нет, но знаю, где взять!»

Шахматист пользуется этой поговоркой, может смело опираться на мысль: «Я не знаю, но я познаю суть данной позиции».


ОВЗ:

  1. Гораздо лучше самому атаковать, нежели ожидать атаки.

  2. В гамбите много способов нападать и его трудно привести к общим правилам

  3. Пешки, заслоняющие короля, не должно трогать с места без нужды.




Похожие:

Аксиомы полководца в понимании роди пешек iconДокументы
1. /Контрольные по теме Аксиомы стереометрии/Аксиомы стереометрии.doc
Аксиомы полководца в понимании роди пешек iconДокументы
1. /Алаторцев_Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии.djvu
Аксиомы полководца в понимании роди пешек iconДокументы
1. /Карточка к уроку АКСИОМЫ СТЕРЕОМЕТРИИ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.doc
Аксиомы полководца в понимании роди пешек iconДокументы
1. /Раздаточный к уроку АКСИОМЫ СТЕРЕОМЕТРИИ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.doc
Аксиомы полководца в понимании роди пешек iconУрок «Родина в сердце»
Воспитание культуры ценностной ориентации (принципов, взглядов) по вопросу гражданско-патриотической самоидентификации, отношения...
Аксиомы полководца в понимании роди пешек iconВопросы к зачету по дисциплине «Социология управления»
Социальная иерархия и её роль в процессе управления. Законы и аксиомы социальной иерархии
Аксиомы полководца в понимании роди пешек iconФритьеф роди
Элмар Холенштайн в своей статье, опубликованной в начале 1973 года под названием “Jakobson u. Husseri”, впервые в немецкоязычной...
Аксиомы полководца в понимании роди пешек iconМуниципальное общеобразовательное учреждение Песковская средняя общеобразовательная школа
Республика «Наш дом – Пески» это добровольное объединение учащихся 1-11 классов, роди­тельской общественности, представите­лей педагогического...
Аксиомы полководца в понимании роди пешек icon«утверждаю» Руководитель муниципального
Проблема в том, что педагоги испытывают серьезные затруднения в понимании процессов, происходящих в сущностных характеристиках учебных...
Аксиомы полководца в понимании роди пешек iconПредмет договора 1
Школа, в лице директора Смирнова Валентина Владимировича, действу­ющего на основании Устава школы, с одной стороны, и именуемых в...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов