Обломов и штольц icon

Обломов и штольц



НазваниеОбломов и штольц
Дата конвертации14.07.2012
Размер94.83 Kb.
ТипРуководство

ОБЛОМОВ И ШТОЛЬЦ


  1. Расскажите о родителях Андрея Штольца. Какими принципами они руководствовались в воспитании сына?

  2. Как такой человек, как Штольц, мог «быть близок Обломову? Как на этот вопрос отвечает Гончаров? Как ответите вы?

  3. Как относится Обломов к нововведениям в деревне, о которых рассказывает Андрей?

  4. Опишите совместную жизнь Ольги Ильинской и Штольца. Достигли ли они идеала?

  5. Найдите в тексте эпизоды, говорящие об ограниченности Штольца.

  6. Какова роль Штольца в романе?

  7. Сопоставьте главных героев романа по следующему плану:

  • Общие черты:

  • возраст,

  • обучение в пансионе,

  • служба и быстрая отставка,

  • любовь к Ольге

  • Различие:

  • Портрет

  • Родители

  • Воспитание, отношение к учебе, дальнейшее образование.

  • Образ жизни, жизненные стремления.

  • Ведение хозяйства, взгляды на общество.

  • Взаимоотношение и взаимовлияние. Особенности характера.

  • Любовь к Ольге.

  • Понимание счастья.

  • Значение образов Обломова и Штольца в романе


^

ЛЮБОВЬ В РОМАНЕ. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ РОМАНА


Обломовы выдают всю прелесть, всю слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине. (А. Дружинин)

  1. Найдите описание Ольги Ильинской в романе. На какие детали обращаем мы внимание? Чьими глазами дается её портрет?

  2. Что пробуждает в Обломове любовь к Ольге? В какое время года расцветает их роман?

  3. Что чувствует Обломов, когда Ольга поет?

  4. Какие детали сопровождают любовь Обломова и Ольги? Каково их значение?

  5. Что происходит с Обломовым и Ольгой осенью?

  6. Перечитайте сцену последнего объяснения Обломова и Ольги. Почему их отношения закончились?

  7. Чем заканчивается III часть и с чего начинается IV часть романа?

  8. Найдите портрет Агафьи Матвеевны и сопоставьте его с портретом Ольги.

  9. Каково отношение Агафьи Матвеевны к Обломову и чем оно отличается от отношения Ольги?

  10. С кем из женщин, на ваш взгляд, был счастлив главный герой?

  11. Была ли счастлива Ольга Ильинская в замужестве? Можно ли назвать семью Ольги и Штольца идеальной?

Анализ I части, 9 главы (Сон Обломова)

Проанализируйте данную главу, определите её место и значение в романе, раскройте её идейно-художественное своеобразие.
^ Для этого ответьте на следующие вопросы:


  • Почему стало возможным опубликование «Сна Обломова» отдельным отрывком почти за 10 лет (1849г.) до издания всего романа?

  • Что напоминает глава по манере повествования?

  • Что такое сон для фольклора? Какова роль снов в литературе?

  • Каково значение первой страницы сна, где описывается природа, которой нет в Обломовке? (Сравните это описание с халатом «без малейшего намека на Европу»)

  • На какие детали пейзажа Обломовки можно обратить внимание при чтении описания?

  • Найдите описание избушки Онисима Суслова. Сравните его с описанием избушки Бабы Яги. Учтите свой вывод при выполнении задания.

  • Найдите основные эпитеты, относящиеся к Обломовке.

  • С какими фольклорными героями встречается читатель в этой главе? Попытайтесь провести параллели между этими героями и героями романа.

  • Обратите внимание на воспитание Обломова, данное ему в родительском доме. Как повлияло оно на его характер и дальнейшую жизнь?

  • Сравните описание Обломова-ребенка и Обломова – взрослого. В чем вы видите сходство, а в чем различие?

  • В «Сне Обломова» – множество литературных ассоциаций. Найдите их, объясните значение.

  • Время в Обломовке течет по-особому. Как? Почему именно так?

  • В сне Обломова действуют молодой Захар и маленький Штольц. Почему?

  • Каково отношение обломовцев к жизни, к традициям?

  • Перечитайте эпизод с получением письма от Филиппа Матвеевича. В чем смысл этого эпизода?

Сделайте общий вывод о роли Сна в понимании характера главного героя и идеи всего романа.


^

КРИТИКА О РОМАНЕ И.А. Гончарова «Обломов»

Добролюбов «Что такое обломовщина?»

  • Может показаться странным, что мы находим особенное богатство содержания в романе, в котором, по самому характеру героя, почти вовсе нет действия.

  • Некоторым кажется роман Гончарова растянутым. Он, если хотите, действительно растянут. В первой части Обломов лежит на диване, во второй ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него; в третьей она видит, что ошибалась в Обломове, и они расходятся; в четвертой она выходит замуж за друга его Штольца, а он женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру. Вот и все. Никаких внешних событий… Лень и апатия Обломова – единственная пружина действия во всей его истории.

  • Мелкие подробности, беспрестанно выносимые автором и рисуемые им с любовью и с необыкновенным мастерством, производят, наконец, какое-то обаяние. Вы совершенно переноситесь в тот мир, в который ведет вас автор.

  • Гончаров является перед нами прежде всего художником, умеющим выразить полноту явлений жизни. Изображение их составляет его призвание.

  • Слово обломовщина … служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни, и оно придает роману гораздо более общественное значение…

  • Ольга по своему развитию представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни.
Д.И. Писарев. «Обломов». Роман И,А. Гончарова.

  • В романе разрешается обширная, общечеловеческая психологическая задача; эта задача разрешается в явлениях чисто русских, национальных, возможных только при нашем образе жизни.

  • В этом романе затронуты и жизненные современные вопросы настолько, насколько эти вопросы имеют общечеловеческий интерес; в нем выставлены и недостатки общества, но выставлены не с полемической целью, а для верности и полноты картины, для художественного изображения жизни, как она есть, и человека с его чувствами, мыслями и страстями.

  • Полная объективность, спокойное бесстрастное творчество, отсутствие узких временных целей, профанирующих искусство, отсутствие лирических порывов, нарушающих ясность и отчетливость эпического повествования, - вот отличительные признаки таланта автора.

  • … Апатия покорная, мирная, улыбающаяся, без стремления выйти из бездействия, - это обломовщина, как назвал её Гончаров, это болезнь, развитию которой способствуют и славянская природа, и жизнь нашего общества. Это развитие болезни проследил в своем романе Гончаров.

  • Ольга Сергеевна Ильинская представляет тип будущей женщины, как сформируют ее впоследствии те идеи, которые в наше время стараются ввести в женское воспитание.

А.В. Дружинин. «Обломов», роман И.А. Гончарова.

  • Автор «Обломова» есть художник чистый и независимый, художник по призванию и по всей целостности того, что им сделано. Он реалист, но его реализм постоянно согрет глубокой поэзией.

  • Обломов и обломовщина – эти слова недаром облетели всю Россию и сделались словами навсегда укоренившимися в нашей речи. Они разъяснили нам целый круг явлений современного нам общества, они поставили перед нами целый мир идей, образов и подробностей, еще недавно нами не вполне сознанных, являвшихся нам как будто в тумане.

  • «Сон Обломова» – это великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, - был первым могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной…. «Сон Обломова» расширил., узаконил, уяснил собою многознаменательный тип героя.

И. Ф. Анненский. «Гончаров и его Обломов»

  • Гончаров жил и творил главным образом в сфере зрительных впечатлений.

  • Гончаров вообще рисовал только то, что любил, т.е. с чем сжился, к чему привык, что видел не раз, в чем приучился отличать случайное от типического.

  • Обломов – срединное и совершеннейшее его создание. Автор, по-моему, изображал человека ему симпатичного, и в этом основание впечатления.

  • Чем больше вчитываешься в Обломова, тем меньше раздражает и возмущает в нем любовь к дивану или к халату. Не чувствуется ли в обломовском халате и диване отрицание всех попыток разрешить вопрос о жизни?
^

ТЕСТ ПО РОМАНУ И.А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»

А 1. Какого числа начинается действие романа?

  1. Первого апреля

  2. Восемнадцатого января

  3. Первого мая

  4. Пятого сентября

А 2. Определите, о ком из героев романа идет речь.

«Он бреется редко и хотя моет лицо, но, кажется, больше делает вид, что моет; да и никаким мылом не отмоешь. Когда он бывает в бане, то руки у него из черных сделаются только часа на два красными, а потом опять черными. Он очень неловок: станет ли отворять ворота или двери, отворяет одну половинку, другая затворяется. Если он несет через комнату кучу посуды или других вещей, то с первого же шага верхние вещи начинают дезертировать на пол.»

  1. Тарантьев

  2. Алексеев

  3. Захар

  4. Пенкин

А 3. Кому из персонажей романа дана следующая авторская оценка?

«Простой, то есть прямой взгляд на жизнь – вот что было его постоянною задачею, и, добираясь до ее решения, он понимал всю трудность и был внутренне горд и счастлив всякий раз, когда ему случалось заметить кривизну на своем пути и сделать прямой шаг».

  1. Алексееву

  2. Штольцу

  3. Обломову

  4. Тарантьеву

А 4. Гончаров – мастер портретной детали. Кому из героев принадлежит данный портрет?

«Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил».

  1. Агафья Матвеевна

  2. Ольга Ильинская

  3. Анисья

  4. Акулина

А 5. Чья портретная характеристика дана ниже?

Он весь составлен из костей, мускулов, нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было.

  1. Волков

  2. Штольц

  3. Барон

  4. Судьбинский

А 6. О ком из героев следующие слова?

«Вошел человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета; не красив и не дурен, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет. Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной, ни хорошей».

  1. Алексеев

  2. Тарантьев

  3. Обломов

  4. Штольц

А 7. Чья характеристика дана ниже?

«Вошел человек лет сорока, принадлежащий к крупной породе, высокий, объемистый в плечах и во всем туловище, с крупными чертами лица, с большой головой, с крепкой коротенькой шеей, с большими навыкате глазами, толстогубый. Беглый взгляд на этого человека рождал идею о чем-то грубом и неопрятном. Видно было, что он не гонялся за изяществом костюма. Не всегда его удавалось видеть чисто обритым. Но ему, по-видимому, это было все равно».

  1. Затертый

  2. Мухояров

  3. Алексеев

  4. Тарантьев



В 1. Сколько времени длится действие первой части романа? _________________________


В 2. Впишите, кому из героев принадлежит следующее описание:

«Она в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда. Но если бы обратить её в статую, она была бы статуя грации и гармонии»

_______________________________


В 3. Кому из персонажей принадлежит следующее высказывание:

«Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку, чтобы поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним как с собой…»

________________________________


^ В 4. Кому из персонажей принадлежит следующее высказывание:

«Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей.» ______________________________________


В 5. Вставьте пропущенное слово.

«–Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…
- Есть, сказал он чуть слышно. - _______________________________________


^ В 6. Вставьте пропущенные слова.

«Лежание у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было ______________________________________»


В 7. К какому типу относится роман Гончарова «Обломов»?

_______________________________________


С 1. Расскажите о роли художественных деталей в произведении.


С 2. Глава «Сон Обломова» была опубликована отдельно. Объясните ее значение в романе, проанализируйте идейно-художественное своеобразие этой главы.



© Зыкова Галина Юрьевна - -




Похожие:

Обломов и штольц iconФрейлян Штольц
Я слышала, что у Великого князя в гостях его племянник Александр II, наследник царского престола
Обломов и штольц iconЦели: Цели: определить роль детали в характеристике образа Обломова
«Обломов» реалистический социально-бытовой и в то же время общественно-психологический роман
Обломов и штольц iconВычислить
За весну Обломов похудел на 25%, затем за лето прибавил в весе 20%, за осень похудел на 10%, а за зиму прибавил на 20 %
Обломов и штольц iconРоман в четырех частях Часть первая
В гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на...
Обломов и штольц iconСписок чтения на лето для учащихся 10 класса гончаров И. А. «Обломов» Солоухин В. А. «Смех за левым плечом»
Чехов А. П. «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах», «Дом с мезонином», «Вишневый сад»
Обломов и штольц iconЛапушева Валентина Георгиевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории моу «Байкитская средняя общеобразовательная школа»
Тема: Создание киносценария «Один день из жизни Обломова» (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
Обломов и штольц iconЛапушева Валентина Георгиевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории моу «Байкитская средняя общеобразовательная школа»
Тема: Создание киносценария «Один день из жизни Обломова» (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
Обломов и штольц iconФроловой Галины Анатольевны. Петровск, 2008 Цели и задачи повысить интерес школьников к эпистолярному жанру, повторить изученный на урок
И. А. Гончарова «Обломов» (текст с комментариями на диске «Русская литература. 8-11: Мультимедийная энциклопедия» (Новый диск)»
Обломов и штольц iconКомплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году
Письмо Обломова к Ольге Ильинской. (Анализ главы Х второй части романа И. А. Гончарова «Обломов».)
Обломов и штольц iconУравнений имеет 4 решения?
За весну Обломов похудел на 25%, а затем за лето прибавил в весе 20%, за осень похудел на 10%, а за зиму прибавил 20%. Похудел он...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов