Субаш урта мәктәбе icon

Субаш урта мәктәбе



НазваниеСубаш урта мәктәбе
Дата конвертации15.07.2012
Размер200.4 Kb.
ТипДокументы

Самолет ТУ-160

Эшләде: Ахметшин Рифнур Фаилевич


Субаш урта мәктәбе

10 нчы сыйныф

ТУ-196 самолеты турында интернетта информация юк. Гомумән андый самолет юктыр.



Ту-160 турында рус телендә информация җибәрәм.

Создание ТУ-160.


    За начало разработок новой машины можно считать 1967 год, когда 28 ноября 1967 вышли первые требования на новый стратегический самолет, обладающий чрезвычайно высокими техническими данными. Крейсерская скорость на высоте 18000 м должна составлять 3200 км/ч, дальность полета в этом режиме около 12000 км, дальность полета на высоте - 16000-18000 км, у земли 11000-13000 км. Вооружение должно было включать в себя ракеты воздушного базирования (Х-45, Х-2000 и др.), а также свободнопадающие и корректируемые бомбы, суммарная масса нагрузки достигала 45 тонн.
    Такой многорежимный самолет, совершающий полет и на большой высоте со сверхзвуковой скоростью, и у земли по сложному профилю с дозвуковой, выполняя прорыв ПВО, и обеспечивая подлет к театру военных действий на оптимальной высоте с дозвуковой скоростью - представляет собой сложнейшую научно-техническую задачу.
    Во многом таких летных характеристик невозможно было достичь без использования крыла изменяемой стреловидности, несмотря на рост сложности и массы вносимых такой конструкцией, из-за наличием шарнира и поворотного механизма консолей крыла. Так, при использовании такого крыла на средних высотах самолет имеет примерно на 30-35%, а на малой высоте на 10% большую скорость, чем с крылом фиксированной стреловидности. Выигрыш по дальности полета на малой высоте - около 15%.
    Для достижения компромисса между дозвуковым и сверхзвуковым режимом полета двигатели должны были быть смешанной схемы: одноконтурной на сверхзвуке и двухконтурной на дозвуковой скорости.
 
    Первоначально в работах принимали участие два КБ: ОКБ П.0. Сухого и ОКБ В.М.Мясищева. В начале семидесятых, основываясь на требованиях, сформулированных ВВС в 1969 оба ОКБ представили свои проекты: четырехдвигательных самолетов с крылом изменяемой стреловидности. Кроме того, в 1970 году в работу включилось ОКБ А.Н. Туполева.
    В ОКБ А.Н. Туполева велись проектные работы в отделении «К» ОКБ под руководством А.А. Туполева, затем руководство принял главный конструктор В.И.Близнюк. Проект получает обозначение "156", которое в скором времени сменяется на "160". При создании самолета использовался весь наработанный опыт, полученный в ходе создания сверхзвукового пассажирского самолета ТУ-144 (СПС-1) и проектирования ТУ-244 (СПС-2). Все эти наработки использовались при выборе аэродинамической схемы нового самолета - "бесхвостки", ранее использовавшейся на ТУ-144 и ТУ-244.
Такая схема в сочетании с экономичными и мощными двигателями давала возможность приблизиться к искомым дальностям полета, обеспечить наращивания скорости полета.
 

Ту-160 - самый крупный из всех ранее созданных как в СССР, так и за рубежом бомбардировщиков. Самолет выполнен по интегральной схеме с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. Крыло изменяемой геометрии обеспечивает полет по различным профилям, сохраняя высокие характеристики как на сверхзвуковой, так и на дозвуковой скорости. Бомбардировщик имеет цельноповоротное вертикальное и горизонтальное оперение, что в сочетании с интегральной компоновкой и низким расположением экипажа значительно снижает ЭПР. Особенностью конструкции планера является титановая балка, представляющая собой цельносварной кессон с узлами поворота консолей крыла. К балке, проходящей через весь самолет, крепятся все основные силовые элементы планера. Бомбардировщик оснащен системой дозаправки в воздухе типа "шланг-конус". Приемная штанга топливоприемника в нерабочем положении убирается в носовую часть фюзеляжа перед кабиной летчиков. Экипаж Ту-160 располагается в двух двухместных кабинах, оснащенных креслами К-36ДМСиловая установка состоит из 4-х ДТРДФ конструкции ОКБ Н. Д. Кузнецова, размещенных в двух гондолах под неподвижными частями крыла и имеющих регулируемые воздухозаборники с вертикальным клином. В состав БРЭО входят ударно-навигационный комплекс, включающий астронавигационную систему, инерциальную навигационную систему, ПрНК, РЛС, предназначенную для обнаружения наземных и морских целей на большом удалении, оптоэлектронный бомбовый прицел, активные и пассивные усовершенствованные системы РЭБ. В хвостовом конусе размещены контейнеры с ИК ловушками и дипольными отражателями. В крайней задней части фюзеляжа расположен тепловой локатор, обнаруживающий приближающиеся с задней полусферы УР и самолеты противника.

Общее число цифровых процессоров, имеющихся на борту самолета, превышает 100. Рабочее место штурмана укомплектовано восемью цифровыми ЭВМ. Кабины экипажа оснащены электромеханическими индикаторами и индикаторами на ЭЛТ.

Каждый из пилотов имеет по одному информационному индикатору на ЭЛТ. Рабочее место штурмана оборудовано несколькими индикаторами на ЭЛТ как с круглым, так и с прямоугольным экранами.

Самолет оснащен аналоговой электродистанционной системой управления. Впервые в реактивном авиастроении для управления серийной тяжелой машиной применена ручка истребительного типа, а не штурвал.

Для улучшения условий обитаемости при межконтинентальных перелетах бомбардировщик оборудован спальным местом, туалетом, электродуховым шкафом для разогревания пищи.


Самолет оснащен трехстоечным шасси со сдвоенными баллонами на колесах. Основные стойки трехосные, передняя стойка одноосная.

Ту-160 может использоваться не только в качестве бомбардировщика, но и как своеобразная первая ступень для вывода в космос ИСЗ. В этом случае под фюзеляжем подвешивается специальная крылатая ракета «Бурлак». Эта комбинация позволяет выводить на полярные орбиты высотой 500-700 км спутники массой 300-500 кг с минимальными затратами.

Тяжелый многорежимный, многоцелевой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 по единодушной оценке специалистов является самым мощным ударным авиационным комплексом в мире.






Ту-160

Описание

Назначение

стратегический бомбардировщик

Экипаж, чел.

4

Первый полёт

18 декабря 1981

Начало эксплуатации

1987

Производитель

^ КБ Туполев, СССР

Размеры

Длина

54,1 м

Размах крыльев

55,7/35,6 м

Высота

13,1 м

Площадь крыльев

232 м²

Масса

Пустой

110000 кг

Снаряжённый

267600 кг

Макс. взлётная

275000 кг

^ Силовая установка

Двигатели

ТРДДФ НК-32

Тяга (мощность)

4 x 25000 кгс

Характеристики

Боевой радиус

6000 км

Дальность полёта

12300 км

Практический потолок

15000 м

Скороподъёмность

4200 м/мин

Вооружение

2 барабанные ПУ с 6 СКР Х-55 и Х-55М,

2 барабанные ПУ с 12 УР малой дальности Х-15 КАБ различных типов до КАБ-1500, термоядерные и обычные бомбы, мины



В 60-х годах ^ XX века Советский Союз вырвался вперед в области создания стратегических ракетных вооружений[2], в то же время США делали ставку на стратегическую авиацию. Политика, проводимая Хрущевым привела к тому, что к 70-м годам СССР располагал мощной системой ракетно-ядерного нападения, но стратегическая авиация имела в своем распоряжении лишь дозвуковые бомбардировщики Ту-95 и М-4, неспособные преодолеть систему ПВО стран НАТО того времени.

Считается что толчком для разработки нового советского бомбардировщика послужило решение США разработать в рамках проекта AMSA (Advanced Manned Strategic Aircraft) новейший стратегический бомбардировщик — будущий B-1. В 1967 Совет Министров СССР постановил начать работы над новым многорежимным стратегическим межконтинентальным самолетом.

^ К будущему самолёту предъявлялись следующие основные требования:

  • дальность полёта на скорости 3200-3500 км/ч на высоте 18000 метров — в пределах 11-13 тыс. км;

  • дальность полёта на дозвуковом режиме на высоте и у земли — 16-18 и 11-13 тысяч километров соответственно;

  • самолёт должен был приближаться к цели на крейсерской дозвуковой скорости, а преодолевать ПВО противника — в сверхзвуковом высотном полёте или на крейсерской скорости у земли;

  • суммарная масса боевой нагрузки — до 45 тонн.

К работам по новому бомбардировщику приступили ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. ОКБ Туполева ввиду большой загруженности привлечено не было. К началу 70-х оба ОКБ подготовили свои проекты — четырёхдвигательный самолёт с изменяемой стреловидностью крыла. В то же время, несмотря на некоторое сходство, они использовали разные схемы. ОКБ Сухого работало над проектом Т-4МС («изделие 200») сохранявшем определенную преемственность с предыдущей разработкой — Т-4 («изделие 100»). Было проработано множество вариантов компоновок, но в конце-концов конструкторы остановились на интегральной схеме типа «летающее крыло» с поворотными консолями сравнительно малой площади. ОКБ Мясищева также после проведения многочисленных исследований пришло к варианту с изменяемой стреловидностью крыла. В проекте М-18 использовалась традиционная аэродинамическая схема. Прорабатывался также проект М-20 построенный по аэродинамической схеме «утка»

После того как в 1969 ВВС представила новые тактико-технические требования к перспективному многорежимному стратегическому межконтинентальному самолету, к разработке также приступило ОКБ Туполева. Здесь имелся богатый опыт решения проблем сверхзвукового полета, полученный в процессе разработки и производства первого в мире пассажирского сверхзвукового самолета Ту-144, в том числе опыт проектирования конструкций с большим ресурсом работы в условиях сверхзвукового полета, разработки теплозащиты планера самолета и т. д.

Туполевцы первоначально отклонили вариант с изменяющейся стреловидностью поскольку вес механизмов поворота консолей крыла полностью устранял все преимущества такой схемы и взяли за основу Ту-144, самолёт гражданской авиации.

В 1972 году после рассмотрения трёх проектов («изделие 200» ОКБ Сухого, М-18 ОКБ Мясищева и «изделие 160» ОКБ Туполева) лучшей была признана схема ОКБ Сухого, но, поскольку оно было занято разработкой Су-27, все материалы для дальнейшего ведения работ решено было передать ОКБ Туполева.

Но в ОКБ отклонили предложенную документацию и снова взялись за проектирование самолёта, на этот раз в варианте с изменяемой стреловидностью крыла, варианты компоновки с фиксированным крылом больше не рассматривались.

^

Бомбардировщик ТУ-160

Чертежи


  






























 Первый прототип Ту-160 со сложенным крылом






 Второй прототип Ту-160










Варианты окраски:



 Прототип Ту-160



 Ту-160 ("5") "Александр Голованов"



 Ту-160 ("2") "Василий Решетников"

 



^ Большинство стратегических ракетоносцев Ту-160 имеют собственные имена.

^ Именные Ту-160

Б/н

Название

В честь кого назван

Примечание

01

«Михаил Громов»

^ Громов, Михаил Михайлович

разбился в 2003 году

02

«Василий Решетников»

^ Решетников, Василий Васильевич




03

«Павел Таран»

^ Таран, Павел Андреевич




04

«Иван Ярыгин»

^ Ярыгин, Иван Сергеевич




05

«Александр Голованов»

^ Голованов, Александр Евгеньевич




06

«Илья Муромец»

^ Илья Муромец




07

«Александр Молодчий»

^ Молодчий, Александр Игнатьевич




10

Безымянный







11

«Василий Сенько»

^ Сенько, Василий Васильевич




12

«Александр Новиков»

^ Новиков, Александр Александрович




14

Безымянный







15

«Владимир Судец»

^ Судец, Владимир Александрович




16

«Алексей Плохов»

^ Плохов, Алексей Александрович




17

«Валерий Чкалов»

^ Чкалов, Валерий Павлович




18

Безымянный







19

«Валентин Близнюк»

^ Близнюк, Валентин Иванович




20

Безымянный




ввод в эксплуатацию в начале 2008 года [источник?]

ВООРУЖЕНИЕ. В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках может размещаться различная целевая нагрузка общей массой до 40000 кг. Она включает широкую номенклатуру управляемых ракет, корректируемых и свободнопадающих бомб, а также других средств поражения как в ядерном, так и в обычном снаряжении, что позволяет использовать самолет практически против всех типов наземных и морских целей.

Стратегические крылатые ракеты Х-55 (12 единиц на двух многопозиционных ПУ барабанного типа) предназначены для поражения стационарных целей с заранее заданными координатами, ввод которых осуществляется в <память> КР перед вылетом бомбардировщика. Противокорабельные варианты КР имеют радиолокационную систему самонаведения.

Для поражения целей на меньшей дальности в состав вооружения могут входить аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15 (24 единицы на четырех пусковых установках).

Бомбовое вооружение Ту-160 рассматривается как оружие "второй очереди", предназначенное для поражения целей, сохранившихся после первого, ракетного удара бомбардировщика. Оно также размещается в отсеках вооружения и может включать корректируемые бомбы различных типов, в том числе самые мощные отечественные боеприпасы этого класса серии КАБ-1500 калибром 1500 кг. Самолет может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40000 кг) различного калибра (в том числе и ядерными), разовыми бомбовыми кассетами, морскими минами и другим вооружением. В перспективе состав вооружения бомбардировщика планируется существенно усилить за счет введения в его состав высокоточных крылатых ракет нового поколения (Х-555 и Х-101), имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех классов.


^

Тактико-технические характеристики Ту-160


Экипаж, человек

4

Скорость, км/ч

максимальная на высоте около 10 км - 2200
Максимальная на высоте до 3 км - 1500
крейсерская - 960

^ Практический потолок, м

18 000

Дальность, км

перегоночная - 14 600
действия - 7 300

^ Максимальная боевая нагрузка, кг

45 000

Длина разбега, м

при нормальной взлетной массе - 2200

Длина пробега, м

при нормальной взлетной массе - 1800

Габариты самолета, м

размах крыльев - 35,6/55,7
длина - 54,1
высота - 13,1



Для полета на максимальную дальность одному Ту-160 нужно 170 тонн керосина, а для учебного полета над национальной территорией - 40 тонн. Из-за постоянной нехватки горючего самолеты летали не более пяти раз в год.


^ Конструктивно крыло разделяется на следующие агрегаты:


- балку центроплана, представляющую собой цельносварный титановый агрегат длиной 12,4 м и шириной 2,1 м, с поперечным набором в виде стеночных нервюр из алюминиевого сплава и перестыковочных профилей для обеспечения связи с наружной обшивкой и фюзеляжем. Балка центроплана органически встроена в центральную часть планера и обеспечивает восприятие всего спектра нагрузок, Приходящих от консолей крыла, замыкание и передачу их на фюзеляж. Кессон центроплана является также топливным баком;


- двухсрезные титановые узлы поворота (шарниры), обеспечивающие поворот консолей и передачу нагрузок с крыла на центроплан (на первой машине крепление проушин шарнир было сварным, однако в дальнейшем по

технологическим соображениям перешли на болтовое крепление);


- консоли крыла, выполненные из высокопрочных алюминиевых и титановых

сплавов, пристыковывающиеся к шарнирам и поворачивающиеся в диапазоне углов стреловидности 20-65°.


Ту-160 оборудован системой дозаправки в воздухе типа «шланг-конус». В

нерабочем положении штанга убирается в носовую часть фюзеляжа в отсек перед кабиной летчиков. Первоначально, когда самолеты-заправщики Ил-78 и 3М оснащались системой дозаправки в воздухе с тяжелым конусом, на

бомбардировщике устанавливалась массивная «стреляющая» штанга, однако после появления более легких конусов с 1988 г. на Ту-160 устанавливаются

облегченные штанги более простой конструкции. По настоянию ВВС

рассматривался также вариант оборудования самолета неубирающейся штангой, размещенной в несколько приподнятой носовой части фюзеляжа (как на самолете 3МД), однако в дальнейшем от такого решения отказались.


В качестве самолетов-заправщиков используются Ил-78 или Ил-78М.

БОРТОВЫЕ СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ. Бомбардировщик оснащен прицельно-навигационным комплексом (ПрНК), обеспечивающим автоматический полет и боевое применение, включающим ряд систем и датчиков, позволяющих поражать наземные цели вне зависимости от времени суток, региона и метеоусловий.

Ту-160 может использоваться не только в качестве бомбардировщика, но и как своеобразная первая ступень для вывода в космос ИСЗ. В этом случае под фюзеляжем подвешивается специальная крылатая ракета «Бурлак». Эта комбинация позволяет выводить на полярные орбиты высотой 500-700 км спутники массой 300-500 кг с минимальными затратами.

Тяжелый многорежимный, многоцелевой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 по единодушной оценке специалистов является самым мощным ударным авиационным комплексом в мире.



^ Дополнительные характеристики

 

Ту-160

Обозначение НАТО

Blackjack

Размах крыла

35.6 / 55.7 м

Длина самолета

54.1 м

Высота самолета

13.1 м

Тяга

4 х 25500 кгc

Потолок высоты

18 км

Год принятия на вооружение

1988



Вооружение: 12 крылатых ракет Х-55, 24 УР Х-15, бомбы (корректируемые, ядерные)

Расход топлива при скорости 1800 км/ч = 50..60 тонн/час

В качестве двигателей для силовой установки первоначально были выбраны НК-25, однотипные с теми, что предназначались для Ту-22МЗ. По тяговым характеристикам двигатель в основном удовлетворял разработчиков бомбардировщика, но удельный расход топлива необходимо было снижать, иначе не удавалось получить межконтинентальную дальность даже при самой идеальной аэродинамике. В это время КБ Генерального конструктора Н.Д.Кузнецова приступило к проектированию нового трехвального двухконтурного турбореактивного двигателя НК-32, который создавался как развитие двигателей НК-144, НК-144А. НК-144-22, НК-22 и НК-25. ТРДДФ НК-32 при той же взлетной форсажной тяге 25000 кгс и бесфорсажной тяге 13000 кгс должен был иметь удельный расход топлива на дозвуковом режиме 0,72-0,73 кг/кгсч и на сверхзвуковом - 1,7 кг/кгсч, причем в его конструкции планировалось использовать многие основные узлы, идентичные с НК-25. Это давало возможность "туполевским мотористам" благодаря большому накопленному опыту избежать многих проблем, постоянно возникавших при проектировании двигательной силовой установки сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144. В тесном взаимодействии с КБ Н.Д.Кузнецова, который лично внес огромный творческий вклад в создание двигателя НК-32, а также в решение сложных задач его стыковки с самолетными системами, была успешно и в сравнительно короткие сроки разработана силовая установка Ту-160, которая по весовым и тяговым характеристикам не имела себе равных в мире.


^

Летные качества.


    О летных качествах ТУ-160 лучше всего говорит количество рекордов, установленных на нем. Всего удалось установить 44 мировых рекорда. Полет по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км с нагрузкой 30 т был выполнен со скоростью 1720 км/ч. В полете на расстояние 2000 км достигнута средняя скорость 1678 км/ч и высота 11 250 м.
^

Особенности конструкции.


    Двигатель. Двухконтурный турбореактивный форсированный двигатель (ТРДДФ) НК-32. Компрессор двигателя массой 365 кг имеет трехступенчатый вентилятор, пять ступеней среднего давления и семь ступеней высокого давления. Камера сгорания кольцевая, с испарительными форсунками. У турбины двигателя имеется одна ступень высокого давления, одна промежуточная ступень и две ступени низкого давления.
    Крыло. Корневая часть крыла представляет с фюзеляжем неразъемную конструкцию. Крыло состоит из консолей крыла, титанового шарнира, и целносварной титановой балки центроплана, несущей всю нагрузку от консолей.
    Экипаж самолета находится в гермокабине. В ней установлены кресла К-36ДМ, позволяющие катапультироваться на любом режиме полета, имеются туалет, кухня, койка для отдыха. Вместо штурвала используется ручка, наподобие истребительной.
    Планер сделан по нормальной аэродинамической схеме в основном из алюминиевых сплавов. В фюзеляже находятся два бомболюка длиной 1.9 м. Топливные баки размещаются в хвостовой части фюзеляжа, у основания и в самих крыльях. Шасси имеет две стойки с шестиколесными тележками и носовую двухколесную тележку. Колея - 5400 мм, база - 17 880 мм. Размер колес - 1260 х 485 мм, у носовой стойки - 1080 х 400 мм.


14 ноября 1981 года, машина под управлением экипажа во главе с летчиком-испытателем Б.И.Веремеем совершила первую рулежку на аэродроме ЛИИ, а в течение месяца - три пробежки. 25 ноября, за день до второй пробежки, изделие "70-01" вывезли из-под легкого укрытия (где его скрывали от американских спутников) и установили рядом с Ту-144. В тот же день новый самолет засекли американские спутники, и специалисты, зная размеры стоящего рядом самолета, точно установили габариты нового советского бомбардировщика.


Конструктивно ТУ-160 близок американскому стратегическому бомбардировщику В-1, но в отличие от него всю боевую нагрузку несет на внутренней подвеске, что значительно снижает ЭПР самолета.
^

Сравнительная характеристика Ту-160 с американскими аналогами





Ту-160

B-1

B-2

Внешний вид







Максимальный взлётный вес, т

275

216,4

171

Максимальная скорость, км/ч

2 220

1 530

764

Боевой радиус, км

10 500

5 550

7 200

Максимальная дальность, км

17 400

12 000

10 400

Рабочий потолок, м

15 000

18 000

15 000

Совокупная тяга двигателей, кг/с

100 000

55 400

31 300

Количество выпущенных самолетов

35

104

21


Внешне бомбардировщик Ту-160 казался очень похожим на американский В-1, несмотря на разницу в размерах. Но ряд особенностей свидетельствовал о разных концепциях, принятых при конструировании этих машин. В В-1, например, по настоянию ВВС США отказались от регулируемых воздухозаборников, что обеспечивало меньшую эффективную поверхность рассеивания радиолучей.


^ Производство бомбардировщиков Ту-160 будет восстановлено


Казанское производственное авиационное объединение им. С.П. Горбунова (КАПО им. Горбунова) будет продолжать поддерживать стратегическую авиацию. "И я надеюсь, не только ремонтом и модернизацией, но и восстановлением производства бомбардировщиков - прежде всего Ту-160", - заявил журналистам в Казани председатель правления "Объединенной авиастроительной корпорации" Алексей Федоров.

Ссылки:

http://airbase.ru/hangar/planes/russia/tu/tu-160/

http://avia2000.ru/ty 160.php.

http://aitwar.ru/enc/bomber/tu160.html

http://tags.nnm.ru/%F2%F3-160

http://atomas.ru/milit/tu-160.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83-160

http://accona.ru/referat/ref1429.html

http://tu160.info/

http://worldweapon.ru/sar/tu160.php

http://commons.wikimedia.org/wiki/Image




Похожие:

Субаш урта мәктәбе iconСубаш урта мәктәбе 9 нчы сыйныф укучысы Асхатов Нияз Рәҗәпович эше
Дөрес, моннан 3 ел элек «иң яңа» дип алган компьютерлар хәзерге заман таләпләренә җавап бирми. Нинди таләпләргә җавап бирергә тиеш...
Субаш урта мәктәбе iconКлассташлары-гызны барлагыз!
Чепья урта мәктәбендә тәмамлаучылар да булырга мөмкин. 1969 елда Түнтәр сигезъеллык мәктәбе район тарафыннан кыскартылуга дучар булып,...
Субаш урта мәктәбе iconТ ирән тамырлы түНТӘрем
Түнтәр урта мәктәбе укучысы Расил Закировның 2000 елда республика конкурсында катнашып
Субаш урта мәктәбе iconДәрес конспекты Укытучы Гимадиева М. Ш
Шәле урта гомуми белем бирү мәктәбе Питрәч муниципаль районы Татарстан Республикасы
Субаш урта мәктәбе iconМетодик темам
Мөслим районы Мөслим 2 нче урта гомуми белем бирү мәктәбе укытучысы Җәлилова Г. И. ның эш тәҗрибәсеннән – gzalilova narod ru
Субаш урта мәктәбе iconШәле урта гомуми белем бирү мәктәбе
Максат. Брига әзерлек максатыннан, укучыларның кушма җөмлә буенча алган гомуми теоретик һәм гамәли материалны үзләштерү дәрәҗәләрен...
Субаш урта мәктәбе iconҮткәрү срогы: 30 апрель. Үткәрү урыны: Куныр урта мәктәбе базасында. Үткәрү тәртибе
Финалга чыккан һәрбер укучы эксперт комиссиясе алдында имтихан тота. Үзенең белем дәрәҗәсен күрсәтә, булган белемнәрен раслый
Субаш урта мәктәбе iconПитрәч районы шәле урта гомуми белем бирү МӘКТӘБЕ
Максат: Кеше организмында кан әйләнеше органнарын, организмда кан хәрәкәтен өйрәнү, тере организмнарда кан әйләнеш системасы эволюциясен...
Субаш урта мәктәбе icon«Абага чәчәге» олимпиадасына Субаш урта мәктәбенең 8 нче класс укучысы Габитова Динә эше. Физика. «Архимед законына шикаять»
Судья: Бүгенге судта безнең эрага кадәр 250 ел элек Сиракуз патшасы Гиерон тарафыннан җәзаланган таҗ ясаучы останың исемен аклау...
Субаш урта мәктәбе iconПитрәч районы шәле урта гомуми белем бирү МӘКТӘБЕ
Сугыш Нинди авыр, каһәрле, шомлы сүз бу! Бу сүз күп кенә кешеләр күңеленә аяныч һәм сагыш уята. Чөнки анда аларның әтиләре, абыйлары,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов