Занятие 4 Правописание частиц icon

Занятие 4 Правописание частиц



НазваниеЗанятие 4 Правописание частиц
Дата конвертации15.07.2012
Размер75.17 Kb.
ТипДокументы

ЗАНЯТИЕ 4

Правописание частиц

0 - 1. Словарь:

У медвеж...его в...лежника, з...цепиться за к...рягу, (в) глуб...не моря, кар...катура, (не) дос...гаемый ком...ндант, чемп...он, ун...чтожить, б...рлога, к...ряга, (как)(бы)(то)(ни)(было), мельком, черпал, взята, они правы, (н...) раз, (н...) разу, обр...з, д...лина, пр...одолеть, (н...) то (ни) се, (в) последстви..., ст...рательный;

Барх...тный с...зон, к...р...ван в пустын..., т...ропиться на во...зал, б...гряная ос...нь, б...рдовые шторы, подр...жать птиц..., пор...жать друзей, нежная акв...рель.


0 - 2. ВНИМАНИЕ! ЗАПОМНИТЬ

ВРЯД ЛИ 1 2 3 4 5 6

ЕДВА ЛИ КАК НИ В ЧЕМ НЕ БЫВАЛО





КАК БУДТО ВСЕ - ТАКИ ЧТО ЗА

КАК БЫ

КАК РАЗ

^ КАК ЖЕ

ДАЖЕ НЕУЖЕЛИ


РАЗЛИЧАЙ!


ТОЖЕ / ? _____________________/ ТО ЖЕ

ТАКЖЕ/ ? _____________________/ ТАКЖЕ

ЗАТО / ? _____________________/ ЗА ТО

ОТТОГО/ ? _____________________/ ОТ ТОГО

ПРИЧЕМ/ ? _____________________/ ПРИ ЧЕМ

ПРИТОМ/ ? _____________________/ ПРИ ТОМ

ЗАЧЕМ/ ? _____________________/ ЗА ЧЕМ


  1. Я глуп, зато красив.

  2. Спрячься за то дерево.


0 - 1. Раскройте скобки, поставьте знаки препинания.

  1. Его слава первого силача померкла за (то) на полученный целковый можно было неделю есть пироги по три копейки.

  2. Не забыть бы украсть для Сапожникова Борьки папирос и вылить баночку с мухами в Лизаветин сундук за (то) что толкнула.

  3. Зайди за (то) дерево и жди меня.

  4. Ниночке то(же) захотелось придумать про своего обидчика стихи огорошить этого злого мальчишку.

  5. Я сказал что люблю тебя а теперь ты скажи то(же) самое.!

  6. Он хотел любить все то(же) что и отец.

  7. Молодой человек видимо был простачком при(чем) простачком изумительно наивным.

  8. При(чем) ты тут на барже стоишь?

  9. Я хочу что(бы) меня не трогали.

(По А.
Аверченко)

0 - 2. Объясните написание наречий.

Неожиданно, ниоткуда, сплошь, издавна, по-прежнему, сначала, нарасхват, по-французски, нигде, беспрестанно, снизу, изредка, по-новому, наравне, поблизости, справа, постоянно, кое-где, по-лисьи, вдвое, поодиночке.


0 - 3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

(В) течени.... года

(в) последстви... решите

(в) следстви... проливных дождей

(в) заключени... лекции


0 - 4. Прочитайте и объясните употребление частиц НЕ и НИ.

Я не читал этой книги. Прошлое лето мы провели не в Крыму, а на Кавказе. Он согласился на мое предложение, не раздумывая. Не один я заходил к тебе. Я не раз заходил к тебе, ты же ни разу не был у меня. В безводной пустыне не растут ни лиственные, ни хвойные деревья. У меня не было ни минуты свободного времени. В ведре нет ни капли воды. Знойный полдень. Кругом ни души. Мой спутник шел, не останавливаясь ни на минуту.


0 - 5. Перепишите, раскрывая скобки, и устно объясните, почему в одних случаях пишется НИ, а в других - НЕ.

  1. Куда (ни) оглянусь, повсюду рожь густая (Майк.).

  2. Куда (ни) залетела птица, там теперь человек покоряет природу, строит новую жизнь.

  3. Все, что (ни) делала, (ни) читала, Саша тотчас же ему рассказала (Н.).

  4. Что (ни) спроси, растолкует, научит; с ней говорить (ни) когда (не) наскучит (Н.).

  5. Кто (не) придет сегодня на наш вечер, тот (не) услышит интересных рассказов о мужественных путешественниках.

  6. Где паук основу (ни) натянет, иль щетка, иль крыло везде его достанет (Кр.).

  7. Где вовремя (не) закрыли окон, туда прокрался едкий дым


0 - 6. Добавьте в предложения сказуемые с частицами НИ или НЕ и напишите. Устно объясните выбор частицы.

Образец: Куда.... , повсюду вижу творческий труд. - Куда ни приеду, повсюду вижу творческий труд.

  1. Он хорошо выполняет всякую работу, какую ..........____________________________

________________________________________________________________________

  1. Кто ...... , все с изумлением смотрели на громадные цветы._____________________

________________________________________________________________________

  1. Как он...... , но не мог выиграть партию в шахматы.___________________________

________________________________________________________________________

  1. Когда ...... , никогда не могу застать его дома._________________________________

________________________________________________________________________

  1. Кто завтра ........ на тренировку, тот будет исключен из состава команды.________

________________________________________________________________________

  1. Куда ты ......... , туда зайдет Витя Семенов.___________________________________

________________________________________________________________________

  1. Куда мы ...... , везде видели чистоту и порядок.________________________________

________________________________________________________________________


0 - 7. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(Н...)(за) чем беспокоиться, (н...) кого позвать, (н...)(от) кого ждать письма, (н...) кому не писать, (н...) кому написать, (н...)(к) кому не обращаться, (н...)(от) куда не получал известий, (н...) где сесть, (н...) мало не беспокоился, (н...) мало рассказывал интересного, (н...)сколько не волновался, взял (н...) сколько книг.


  1. Я (н...) знаю много(ли) проход...т времени.

  2. Внезапн... мой слух поражают стра...ы... звуки так(что) я (н...) вольно вздрагиваю от (н...)ожида....ости.

  3. Что(бы) это могло быть?

  4. Я (н...) как (н...) могу определить (н...) что это за звуки (н...)(от) куда они несут...ся: (с)прав... (с)лев... (с)переди (с)зади.

  5. Они торопят...ся (как)буд(то) вторя друг (другу) и лес (н...) медле...о отклика...т...ся на них звонким и чистым отзвуком.

РАЗЛИЧАЙ!

Не кто иной, как Никто иной

Не что иное, как Ничто иное


Напишите НЕ и НИ слитно или раздельно, как того требуют правила.

  1. В стремительный пляс пустился (не, ни) кто иной, как электрик (Н.О.).

  2. (Не, ни) кто иной не умел делать того, что он умел (М.Г.).

  3. Нужно, чтобы дело это было поручено (не, ни) кому другому, как первому и лучшему актеру-художнику, какой отыщется в труппе.

  4. (Не, ни) кому другому этого поручить было нельзя.

  5. Я целыми днями читал, (не, ни) чем иным заниматься не хотелось.

  6. Этот провал (в Пятигорске) есть (не, ни) что иное, как потухший кратер (Л.).

  7. Гость был (ни, не) кто другой, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков (Г.).

  8. (Не, ни) кто иной не мог бы так удачно исполнить эту работу.

  9. Оказалось, что он (экипаж) (не, ни) что иное, как рессорная легкая бричка.


0 - 8. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и частицы или приставки НИ и НЕ, расставьте знаки препинания.

  1. Куда бы я (не, ни) шел на охоту Дик всегда меня сопров...ждал.

  2. Я (не, ни) лазаю по тр...синам по лужам (не, ни) шарю по кустам моя собака сама прекрасно выследит дич... .

  1. С кем бы я (не, ни) охотился Дик приносит дич... мне хотя бы птица была убита другим охотником.

  2. Как я (не, ни) старался отучить Дика от этой пр...вычки я (не, ни) чего (не, ни) мог с ним сделать.

  3. Во всем остальном мой верный пес пов...новался мне беспр...кословно.

  4. Что бы я (не, ни) приказал Дику он сразу же выполнял это.

7.. Куда только он не бросался по моему приказанию: он без малейшего кол...бания погружался в холодную воду заб...рался в (не, ни) пролазную глухую чащу.


0 - 9. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Объясните раздельное или слитное написание слов. Расставьте знаки препинания.

  1. Пилат выкрикивал слова и в то (же) время услышал как на смену гулу идет великая тишина.

  2. Теперь н... вздоха н... ш...роха н... доносилось до его ушей и даже настало мгновение когда Пилату показалось что все кругом вообще и...чезло.

3. (Н...) навидимый им город умер и только он один стоит сжигаемый отсветными лучами упершись лицом в небо.

4. Пилат повернулся и пошел по мосту назад к ступеням (не) глядя н... на что кроме разноцветных шашек настила под ногами чтобы не оступиться.

  1. Стараясь за что (нибудь) ухватиться Берлиоз упал (на) взничь (не) сильно ударившись затылком.

  2. (Ни) кому (не) известно какая тут мысль овладела Иваном.

(Из романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”).


0 - 10. Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и запятые. Подчеркните частицы и устно укажите их значение.

А.

  1. В тот вечер Казбич был угрюмее, чем когда (нибудь) (Л.).

  2. Где (то) молодой пастух учился играть на берест...ной трубе (Пришв.).

  3. Вдруг зави...жала дверь (на) блоке и задрожал пол от чьих (то) шагов (Ч.).

  4. Мой друг (со) мной было то (же) самое (Л.).

  5. Играйте (же) дети р...стите (на) воле.

  6. Яков подними (ка) братец занавес (Ч.).

  7. (Ни) косточкой (не) мог (ни) где поживиться (Кр.).

  8. Я молчал и отв...рачивался (в) сторону, что (бы) изморозь (от) моего дыхания (не) поп...дала в лицо (Кор.).

  9. (Да) здравствует солнце, (да) здравствует разум (П.).

  10. Все (таки) лучше что (нибудь), чем (ни) чего (Ч.).

Б.

  1. Взовьется откуда (нибудь) ястребенок в прозрачном воздухе и замрет на одном месте трепеща острыми крылышками (Бун.).

  2. Заспанные люди накинув на себя кое (какую) одежду выскакивали из домов (Никит.).

  3. Дожди иногда лились потоками но (ни) сколько (не) прохлаждали атмосферы (Гонч.).

  4. (Ни) мало (не) мешкая мы собрали свои котомки и снялись с бивака (Арс.).

  5. Владик стоял спокойно (ни) кого (не) задирая (не) отвечая (ни) на чьи вопросы (А.Г.).

(Куприн).


СОБЕРЕМ «РЮКЗАЧОК» В ДОРОГУ

ПРЕ - ПРИ-

пр...красный оратор

пр...глушить мотор

пр...городный поезд

пр...открыть рот

пр...бывать в город

пр...бывать в тоске

О А

ум...лять о помощи

ум...лять значение

прим...рять спорщиков

прим...рять костюм



О Ё

зайч...нок

сач...к

горяч...

стереж...т

туш...нка

ч...рный

ш...колад

обнаж...нный

ч...порный

Т -

ярос...ый

чудес...ый

лес...ница

грус...ый


Д -

поз...ний

гроз...ный

праз...ник

В -

чу...ство

ше...ствие

уча...ствовать

И Е

уб...рать

уб...ру


О А

г...рение

тв...рец

покл...няйся

з...ря

р...стение

НЕ НИ

(не, ни) читая книгу

(не, ни) один я ходил

(не, ни) разу не оп...здал

куда (не, ни) взглянешь

узнай что (бы) (не, ни) случилось

это был (не, ни) кто иной, как

(не, ни) у кого другого (не, ни) найти

где он только (не, ни) бывал

где он только (не, ни) побывал, везде было плохо

он (не, ни) мог (не, ни) петь

она (не, ни) пела (не, ни) разу

(не, ни) раз я опаздывал

(не, ни) с кем (не, ни) куда (не, ни) ходил.










Похожие:

Занятие 4 Правописание частиц iconЗанятие 5 Правописание частиц. Различение частиц не и ни
В гостях у родителей сидел молодой человек, н спускавший с красивой дамы застывшего в полном восторге взора
Занятие 4 Правописание частиц iconМасса и строение частиц (напечатано в журнале "Инженер" №11, 2006 г.)
Последовательная теория элементарных частиц, которая предсказывала бы возможные значения масс элементарных частиц и другие их внутренние...
Занятие 4 Правописание частиц iconХронология баллистической теории предыстория
...
Занятие 4 Правописание частиц iconПравописание гласных в корне орфография Правописание безударных гласных в корне
В безударном положении пишется та же гласная буква, которая выступает в том же слоге, когда он находится под ударением
Занятие 4 Правописание частиц iconПоурочное планирование по русскому языку
Правописание безударных гласных в корне слова Правописание согласных в корне слова
Занятие 4 Правописание частиц iconКонспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Правописание предлогов и приставок» Тема. Правописание приставок и предлогов
Цель. Закрепить и углубить знания учащихся по определению и правописанию приставок и предлогов
Занятие 4 Правописание частиц iconУпругость эфира, состоящего из неупругих частиц антонов Владимир Михайлович
Упругость эфирной среде, состоящей из абсолютно твёрдых, несжимаемых, неупругих частиц (эфирных шариков), придают их движения
Занятие 4 Правописание частиц iconУрок по теме «Движение частиц вещества. Диффузия» (6 класс пропедевтика физики) Триединая дидактическая цель
Образовательная – познакомить учащихся с диффузий и броуновским движением, как явлениями, объясняющими положение мкт о движении частиц...
Занятие 4 Правописание частиц icon11. эффективная масса и эффективный импульс частиц в эфире
На примере рассмотрения механизма формирования силовых полей за счет рассеяния случайных волн эфира частицами мы уже можем предсказать,...
Занятие 4 Правописание частиц iconО проблеме массы элементарных частиц
В принципе, соответствующие главы этой работы вы можете пропустить. Далее будет достаточно последовательный (на мой взгляд) вывод...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов