|
ФИЛОСОФИЯ И ШАХМАТЫ Ю.И. Шапиро (Новосибирск) Шахматы - часть общечеловеческой культуры. А «большие» классические шахматы не только несут эмоциональный заряд, но и пробуждают в человеке целый набор качеств, способствующих духовному росту личности. Шахматы являются своеобразным искусством, которое проявляется не только в «ставшей» форме (шахматной партии, шахматного этюда), но и в динамичной форме шахматного произведения, творимого на глазах публики. Подлинность шахматного искусства состоит в том, что шахматные партии представляют собой произведения, созданные стройной логикой и творческой стороной мышления человека. Эти свойства шахмат показывают целесообразность и возможность использования классических шахмат в решении задач современной школы, в формировании и развитии творческих способностей личности. Игра была рождена в мире индийской культуры и философии, существующем два с половиной тысячелетия. Индийская философия считает, что вопросы бытия не решаются рациональным путем и абстрактным мышлением. Есть более могущественная сила в постижении абсолютного бытия - это интуиция, выступающая как погружение во всеобщее сознание и сопряжение со всем существующим [1]. Существующие в Индии и других странах Востока легенды о происхождении шахматной игры «чатуранга» и ее правила говорят о мифологическом и иррациональном мышлении. Древнеиндийские шахматы, продвигаясь постепенно в арабские страны, и затем в Европу, видоизменяли свою форму и правила игры. И к XIX в. шахматы приобрели все признаки западной цивилизации. В Европе XVIII-XIX вв. был заключительный этап развития классической философии, этап философии Нового времени. В философии Нового времени. Преобладала гносеологическая установка, а идеалом познания признано четкое, строго рациональное мышление. Это находит свое проявление в следующем: априорное положение И. Канта: человек обладает доопытными принципами, которые определяют возможности логики; Г.В. Гегель: мышление - это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями. Особый интерес к познанию приводит к наукоцентризму, философию стремятся поставить на научные рельсы. Наукоцентризм вызывает желание подчинить законам экономическую, политическую, общественную и культурную жизнь. Гегель построил универсальную систему идей, в которую заключены идеи пространства, времени, материи, движения, живой и неживой природы. Согласно Гегелю, эти идеи существуют в сознании и в мире, а философия есть постижение мира в идеях. Шахматы - искусственная модель жизни людей, созданная самими людьми. В шахматах - неповторимое сочетание искусства, игры, спорта и научного познания. Однако и этой модели присущи сверхустойчивые элементы научной картины мира - принципы сохранения энергии и фундаментальные факторы, характеризующие свойства универсума: пространство, время, материя, движение. Рассматривая эволюцию шахматного творчества на протяжении XIX-XX вв., можно выделить два периода: 70-е гг. XIX в - 50-е гг. XX в. (классические шахматы), вторая половина XX в. (неклассические шахматы). Основой деления на периоды положим противоречия, которые накапливались ранее и развертывались в 50-60 гг. XX в. Это, с одной стороны, рост числа сильных гроссмейстеров, разработанность типовых теоретических позиций и рост объемов шахматной литературы (в том числе, электронной), а, с другой стороны - необходимость концентрации всех духовных сил, способность мастера побеждать в более напряженной интеллектуальной борьбе. Период классических шахмат Время 70-х гг. XIX в. - 50-х гг. XX в. можно назвать «золотым веком шахмат». В это время существовали «Новая позиционная школа» в Европе, российская шахматная школа, школа гипермодернистов, советская шахматная школа. Помимо школ творили и отдельные крупные шахматисты. И все же у этих школ и шахматистов было много общего. Основой стратегии классических шахмат являются строгие логические схемы. Особенности творчества шахматистов классического периода Порядок оценки позиции: определение позиции; материальное соотношение сил; положение королей; пешечная конфигурация; наличие сильных и слабых полей (пунктов); анализ простых конкретных угроз; общая оценка. ^ Стратегические идеи: усиление позиции фигур, создание лучшего пешечного расположения, вскрытие и захват линий, оттеснение и разобщение сил противника, обеспечение взаимодействия своих сил, создание слабостей в лагере противника, выгодные упрощения. План опирается на оценку позиции. В плане конкретные стратегические идеи выстраиваются в определенный порядок действий: проведение плана; применение стратегических идей в определенном порядке и с уточнениями плана; накопление позиционного преимущества; трансформация позиционного преимущества, реализация материального преимущества. ^ оценка позиции; выяснение целей и планов сторон; анализ простых конкретных угроз, количества нападений и защит на полях (пунктах); нахождение тактических идей; расчет вариантов с ходов-кандидатов; выбор продолжения с оценками возникающих позиций; новая оценка позиции; анализ простых конкретных угроз и т.д. Большое место в творчестве занимает развитие тактического зрения и овладение наследием выдающихся мастеров. При проведении планов, тактических операций и позиционных жертв мы наблюдаем трансформацию основных факторов; шахматные фигуры часто отдаются за позиционный перевес (захват пространства фигурами и пешками) и выигрыш во времени (фигуры быстро усиливаются, захватывают инициативу). В пределах шахматной партии мы видим действие закона сохранения энергии: «Энергия не создается и не исчезает, а лишь переходит из одного состояния в другое» Например, одна из сторон жертвует часть своего материала, и при этом оставшиеся фигуры обретают еще большую энергию, так как получают возможность быстро передвигаться и занять доминирующие позиции. Представителями вышеперечисленных школ явились выдающиеся шахматисты классического стиля: В. Стейниц, Х.-Р. Капабланка, А. Алехин, А. Рубинштейн, А. Нимцович, М. Ботвинник, В. Смыслов, Т. Петросян, Б. Спасский. ^ «описало огромную дугу», - писал А. Суэтин. От стихийного восприятия динамической сущности игры, обогатившись научными логическими элементами, оно пришло к классической стратегии [2]. Период неклассичеких шахмат Новый этап шахматного творчества был подготовлен творческим наследием И. Цукерторта, Эм. Ласкера, М. Чигорина, А. Алехина и изучением типовых теоретических позиций. При этом в творчестве шахматистов остаются основные признаки классического периода шахмат. Этот период связан с именами Д. Бронштейна, М. Таля, А. Карпова, Г. Каспарова. Он характерен усилением спортивного фактора, необходимой концентрации сил гроссмейстеров, переработкой большого массива специальной информации. В этот период неклассических шахмат в творческий процесс активно включаются спортивно-психологические методы, фантазия, интуиция. Важнейшим инструментом является комбинационное зрение. М. Таль, наделенный комбинационным зрением и фантазией, вооруженный поиском нестабильности и спортивно-психологическими методами, победил в 1960 г. в матче на первенство мира. И это событие знаменовало наступление нового периода в «больших» шахматах. Каспаров пишет о своих предшественниках: «В отличие от Фишера, с его тягой к ясности, и от Карпова, выросшего на партиях Капабланки, я с юных лет находился под огромным влиянием творчества Алехина, покоренный его беспримерным подвигом в матче 1927 года. Меня восхищала изощренность его замыслов» [3]. Наиболее известные спортивно-психологические методы: приемы сознательного риска, неожиданные жертвы, «метод согласия», ложная цель. Такие методы борьбы направлены против банальной эксплуатации опыта, прозы рационализма, «мудрой осмотрительности», трусоватого подобострастия, унылой скованности, перестраховки. Д.Бронштейн писал:«Рационализм ведет к духовной несамостоятельности, грозит потерей творческого потенциала. В особенности когда речь идет об искусстве...» [4]. Аналогию мы находим в основных положениях одной из современных философских школ - постмодернизма. Постмодернисты высказываются против философии Нового времени и призывают расшатывать: жесткие логические схемы, поиски устойчивого, преклонение перед авторитетами, поиск единообразия, насаждение необоснованных ценностей. Их призыв таков - больше хаоса, дискретности, плюрализма, чувственности, интуитивизма, поиска нестабильности, отсутствия скованности, иронии по отношению к признанным ценностям. Многие отступления от классического стиля шахмат имеют место в по-зициях, где решения находятся за пределами логических методов. Часто мыш-ление шахматиста работает в жесткой спортивной обстановке. И здесь спортивный стимул способен пробудить вдохновение. Появляется положительная эмоциональная окраска. В трудные моменты поединков, когда прозаический метод логики и расчета вариантов не ведет к верному решению, приходит черед интуиции. Такие моменты возникали во время матча на первенство мира Карпов - Каспаров (1985 г.) в 9, 10 и 11 партиях. Жертвы пешек в этих партиях носили интуитивный характер, найти истину нельзя было путем расчета вариантов. Выдающиеся мастера отмечали значение интуиции. А. Нимцович: предугадать ход событий можно только при наличии известной творческой фантазии». А. Карпов: «Мне доставляют наибольшее удовлетворение ходы, которые позволяют заглянуть в будущее» [5]. Интуиция является важнейшим качеством, поскольку она ограничивает возможности при выборе ходов. Ведь все шахматист рассчитать не может. Интуиция в шахматах - способность шахматиста без большой затраты времени, без детально расчета оценить позицию и выбрать продолжение на основе этого впечатления. Творчество шахматистов, одаренных фантазией и интуицией, находит отражение в положениях современной феноменологии: соотносительность субъекта (сознание) и объекта; обогащение материала созерцания своим воображением; переход от воображения (в динамике созерцаний предметов, переживаний) к смыслам (эйдосам) благодаря интуиции; наполнение жизненного мира красками и впечатлениями [6]. Интуиция не однозначна. Для одних, например, Капабланки, Ботвинника, Смыслова, Петросяна, Карпова, характерна тенденция к изысканию глубокого позиционного решения. А партии других - Чигорина, Алехина, Кереса, Таля, Каспарова, Ананда - отличают яркие тактические озарения. Шахматы на рубеже веков Шахматное искусство прошло многовековый путь формирования и развития последовательно в индийской, исламской, западной и русской цивилизациях. Именно в большей степени шахматисты России, Советского Союза и затем снова России, явились главными действующими лицами периодов классических шахмат и неклассических шахмат. Заметим, что если ранее можно было говорить о локальности культурных организмов, то в конце XX -начале XXI в. вызрели их многосторонние связи. В шахматном сегменте мировой культуры - это, прежде всего, взаимодействие русской и западной цивилизаций. В этом процессе участвуют и шахматисты восточных цивилизаций (В. Ананд, Т. Раджабов и др.). История развития шахматного творчества - явление сложное, противоречивое. Модель этого явления не однолинейна, а представляет собой некоторую криволинейную фигуру. И только частью этой графики может быть «огромная дуга» познания методов ведения шахматной партии, описанная А. Суэтиным. Деление на периоды истории шахматного творчества нами дано с позиции философской диалектической методологии. Развитие шахматного творчества рассмотрено в динамике, главный принцип исследования - историзм. В современной картине мира анализ социально-гуманитарных структур предполагает исследование открытых нелинейных систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, локальных изменений и случайных факторов. Современные ученые и философы понимают ограниченность рационализма. Классический рационализм так и не нашел адекватного объяснения акту творчества [7]. Философской проблемой является соотношение между двумя сторонами шахматной партии. С одной стороны - классические партии созданы творчеством человека, имеют стройную логику и, нередко, подлинную красоту. А с другой стороны - партия есть спортивный поединок, в котором торжествует не только более продуманная стратегия, но и неожиданные факторы. Это: цейтнот и нервное напряжение мастеров, ведущие к ошибкам в оценке позиций и в расчете тактических операций. Творческий облик шахматного мастера начала XXI в. складывается из основных свойств (типов мышления) и личностных качеств. Шахматист, играя партию, вооружен идеями, как сугубо рациональными, так и иррациональными, много отличающимися от логики оценки позиции, алгоритмов плана и расчета операций. В этом творчестве должны быть и навыки классических шахмат, «прозы рационализма», и вдохновенное искусство интуитивных решений. Даже многие творцы науки подчеркивают роль фантазии и «иррациональных скачков» в исследованиях. Интуитивные прорывы и психологические приемы нужно соединять с логическими и опосредованными методами. ^ Шахматист в своем совершенствовании должен опираться на свои сильные природные свойства и в то же время работать над своими недостатками, решать проблемы «другой рациональности». Большинство шахматистов наделены в большей степени либо конкретно-образным, либо абстрактно-рассудочным типом мышления. Первые -сильные тактики, стремящиеся к острой, порой иррациональной борьбе, часто жертвуют материал. Вторые - стратеги с холодным и практическим умом, склонные к мышлению общими схемами. Реже встречаются шахматисты универсального типа. Такова уж природа человека, что он рождается со сложным набором свойств. И в этом наборе разных людских достоинств и слабостей (признаков - по К. Юнгу), порождающих огромный диапазон мнений и поведений, заключаются предпосылки творчества, в том числе шахматного творчества, и общий прогресс творчества. Важнейшими закономерностями развития науки являются ее диалекти-зация, дифференциация, ее ответы на потребности людей. В XX в. вступили в силу новые дисциплины, отвечающие потребностям в признании достижений индивидуумов, в выборе профессий и в коммуникации. Это - психология личности, психоанализ и соционика. Новейшая из них, соционика, изучает дифференциальные признаки и социотипы людей. Наконец, в шахматном творчестве мы видим объект индивидуализированного проявления культуры. Поэтому для предмета нашего исследования характерны: описание особенностей событий (фактов, явлений), объекты познания в большинстве своем неповторимые и, нередко, уникальные. Предметом нашего познания является мир человека (а не вещь!). В этом предмете человек включен как автор и исполнитель «собственной драмы», которую он же и познает. Эм. Ласкер писал: «Шахматы учат нас, как бы могла сложиться наша жизнь при равных возможностях и без случайностей. В этом смысле они являются отображением жизни. В шахматах разыгрывается миниатюрная драма искушения, вины, борьбы, напряжения и победы справедливости» [8]. И поскольку шахматное творчество - индивидуальное проявление, то облик конкретного шахматиста определяют такие факторы: природный талант и «стартовые условия», трудолюбие и способность программироваться (специальная память). Наконец, шахматист включает в процесс познания и личностное знание. А это: личная аналитическая работа; изучение лучших партий современных мастеров; личное общение с шахматным наставником; личное знакомство с миром во всем его многообразии. То есть все то, что называется «живым восприятием жизни». В шахматах проявляется и сложная, противоречивая логика взаимосвязи случайного и необходимого. Проявление на шахматном материале таких философских категорий, как истина (абсолютная, относительная, объективная), как переход количества в качество, принципы сохранения энергии и целого ряда аспектов человеческих отношений, материализующихся в шахматной партии, еще будет привлекать исследователей. ^
Сведения об авторе: Шапиро Юрий Израйлевич, педагог дополнительного образования ЦВР «Галактика», педагог дополнительного образования МОУ Аэрокосмический лицей им. Ю. В. Кондратюка, г. Новосибирск; соискатель кафедры педагогики Новосибирского государственного педагогического университета; адрес 630124 г. Новосибирск, ул. Есенина, 35, кв. 90; тел. 8-960-795-56-61; E-mail: licey_kondratuka_nsk@nios.ru. Автор разрешает публикацию своей статьи на сайте Сухина Игоря Георгиевича. Статья ЮИ. Шапиро «Философия и шахматы» опубликована в журнале «Философия образования» - 2004г, №2 (10) , С 287 - 292. Империя ссылок Переход на сайт «Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат» На главную страницу mailto:suhin_i@mail.ru suhin_i@mail.ru http://chess555.narod.ru/zzz_shapiro2.doc © 2008 Шапиро Ю.И. |
![]() | Шахматы на Бесплатные шахматы с открытыми исходниками. Системные требования: Palm os 5 и выше. Интерфейс Английский | ![]() | Владимир Высоцкий об игре в шахматы Если вам предложат играть в шахматы никогда не говорите: "Не умею". Скажите: "Умею, но не хочу". Теперь-то я знаю это золотое правило.... |
![]() | Резолюция Международной научно-практической конференции "Шахматы как инновационный учебный предмет в системе образования" Сегодня образовательные структуры многих стран мира ищут способы повышения когнитивных способностей детей, и лучший ресурс, чем шахматы,... | ![]() | Тезисы о социальной философии что такое социальная философия? Социальная философия – это философия общества как объекта и философия общества как субъекта |
![]() | Нормы мс(шахматы) нормы мс-кмс (заочные шахматы) | ![]() | Документы 1. /Теория Вероятности/Лекции/TV1.DOC 2. /Теория... |
![]() | Установки (тур 9) Уральская метелица шахматы (мужчины) 12-14 февраля 2010 г Областная зимняя сельская Спартакиада "Уральская метелица" шахматы (мужчины) 12-14 февраля 2010 г | ![]() | Документы 1. /CHESS - Шахматы/Описание программы CHESS.pdf 2. /CHESS... |
![]() | Документы 1. /CHESS - Шахматы/Описание программы CHESS.pdf 2. /CHESS... | ![]() | Линдер И. М. Шахматы на руси (М.: Наука, 1975. фрагменты из книги) откуда пришли шахматы происхождение шахмат Родина шахмат — Индия. Время возникновения неизвестно. Начало им было положено в первых веках нашей эры и окутано дымкой красивых... |