Помимо упомянутых резьбовых фильтров также существуют менее распространенные \"желатиновые фильтры\", изготавливаемые листами. Необходимо вырезать нужный размер и поместить его в специальный держатель перед объективом icon

Помимо упомянутых резьбовых фильтров также существуют менее распространенные "желатиновые фильтры", изготавливаемые листами. Необходимо вырезать нужный размер и поместить его в специальный держатель перед объективом



НазваниеПомимо упомянутых резьбовых фильтров также существуют менее распространенные "желатиновые фильтры", изготавливаемые листами. Необходимо вырезать нужный размер и поместить его в специальный держатель перед объективом
Дата конвертации15.07.2012
Размер286.17 Kb.
ТипДокументы

Фильтры

Фильтр представляет из себя устройство, которое в самом распространенном варианте навинчивается перед передней линзой объектива (есть небольшая группа профессиональных объективов, в которые фильтр помещается в середину оптической системы - между линзами.) и используется для получения разнообразных эффектов или для задерживания либо какого-либо диапазона световых волн (цветные, ультрафиолетовые) , либо для пропорционального уменьшения проходящего света (ND - нейтральной плотности), либо для исключения световых волн определенной поляризации (поляризационные).
Помимо упомянутых резьбовых фильтров также существуют менее распространенные “желатиновые фильтры”, изготавливаемые листами. Необходимо вырезать нужный размер и поместить его в специальный держатель перед объективом. В основном эти фильтры используются в ситуациях когда необходима фильтрация определенного цвета. Отличаются очень небольшой износостойкостью и очень точным соответствием цвета. Есть вариант покрытый слоем пластика -ламинированные фильтры, они подороже, но более прочные. Есть еще также фильтры из специального органического стекла, которые более прочны чем желатиновые и обладают хорошими оптическими характеристиками. Наиболее известны фильтры Cokin. Преимущество таких фильтров в том, что для разных объективов можно иметь один набор фильтров и несколько специальных переходников для закрепления на разных объективах держателя. Градиентные фильтры в таком держателе можно сдвигать, что очень удобно.
Основным параметром самого распространенного резьбового фильтра помимо, естественно, его свойств и предназначения является диаметр резьбы. Для подбора фильтра под Ваш объектив уточните диаметр резьбы на объективе. Он, как правило, указывается либо на самом объективе, либо на защитной крышке. При необходимости можно также использовать переходные кольца для фильтров с разными диаметрами. Например фильтр с диаметром 58 можно с помощью переходника поставить на объективы с диаметром резьбы 55, 52 или 49. Эта возможность весьма актуальна, когда для съемки необходимы фильтры очень многих типов, а объективы используются разные и их немало.
Если же у Вас всего 2-3 объектива с разным диаметром резьбы и используются в основном UV фильтры, то разумнее купить по фильтру на каждый объектив.


^ Плюсы и минусы применения самых распространенных фильтров -защитных, UV и SKY.
Существует два основных взгляда на фильтры среди любителей и профессионалов. К сожалению, взаимоисключающих.
png" name="probel" align=bottom width=40 height=5 border=0>Первый из них -фильтры полезны, рекомендуется всегда носить фильтр (защитный, либо ультрафиолетовый, либо SKY) на объективе для защиты объектива от царапин, повреждений и для фильтрации невидимого глазу УФ излучения, обычно совсем не полезного для изображения, а также для придание естественных “теплых” оттенков кадру.
Второй -фильтры вредны, никакая защита, обеспечиваемая фильтром не сравниться с ухудшением качества изображения, вызванного лишними элементами в объективе, двумя дополнительными отражающими поверхностями. И вообще объективы спроектированы так, что снимают хорошо без всяких фильтров. Литература не дает однозначных советов. Практическая проверкой данных разногласий тоже никто не занимается, потому что интерес в основном в споре. Я склоняюсь к первому варианту с оговорками. Все рассказы об ухудшении качества картинки из-за дополнительной "помехи" в оптической системе в основном относятся к дням давно минувшим, когда еще не было доступных технологий сложного просветления стекол и к современным дешевым поделками, которые изготовлены из не лучшего стекла с пузырями и часто не имеют просветления или имеют одностороннее просветление, да и то некачественное, которое легко разрушается. При этом сторонники второго мнения часто ориентируются на советы, высказанные чуть ли не в довоенной литературе или в отечественных источниках, которые ориентировались на отечественный же уровень качества и технологии изготовления фильтров и оптики. Следует также упомянуть, что то что в оптике считалось невозможным 10-20 лет назад сейчас обыденность. Например 15 элементный качественный объектив или зум объектив 28-200 за очень любительские деньги и обеспечивающий относительно высокий уровень качества.
При выборе фильтра следует доверять продукции фирм B+W, Tiffen, Hoya, фирменным фильтрам таким как Canon, Pentax, Nikon или Minolta.
При выборе фильтра неплохо также убедиться, что перед Вами не подделка. Бывает такое редко, но упомянуть об этом стоит. Это довольно непросто, но в таких случаях стоит делать покупки в магазинах, которые имеют большой ассортимент фильтров. Единственный фильтр, даже в красивой коробочке, но который имеет никому не известное название лучше не покупать. Также надо обратить внимание на упаковку, аккуратность изготовления и прочие внешние признаки, такие как правильное написание имени фирмы. Фильтр, особенно ультрафиолетовый или поляризационный, желательно должен иметь многослойное просветление, которое часто называется MC -MultiCoating.
В целом, по моему мнению, хороший фильтр "проверенной" фирмы не ухудшает качество изображения настолько, чтобы это было возможно заметить вообще. Посему рекомендую все любителям (профи сами разберутся что к чему) вместе с объективом приобретать и фильтр - UV или SKY.
А положительных сторон у защитного фильтра масса. И они в большинстве случаев при любительской съемке перевешивают предполагаемые отрицательные стороны. Прежде всего это механическая защита объектива. В данном случае фильтр -кусочек стекла стоимостью 20-50 долларов может практически "спасти" объектив, который дороже его в 10-20-30 раз. Помимо этого фильтр можно без боязни повредить объектив протирать, он защищает от грязи, пыли и водяных брызг сам объектив. Это имеет серьезный плюс, так как без фильтра для обеспечения защиты от пыли –брызг объектив приходиться все время закрывать крышкой. Что оперативности не добавляет.
Использовать UV или SKY фильтр в качестве постоянно носимого и защитного имеет смысл и в связи с тем, что такие фильтры ликвидируют уход цветового баланса в синеву при съемке на ярком солнечном свете и в др. ситуациях. Человеческий глаз в отличии от пленки не чувствителен к UV части излучения и не видит этой синевы. Задерживая UV излучение фильтры убирают излишек холодных -голубых цветов из кадра.
Потом не надо также забывать, что фильтр всегда можно снять. Отсутствующий фильтр же надеть сложно.

^ Основные типы фильтров
Существует очень большое количество фильтров, остановимся на самых распространенных и часто необходимых.
Практически бесцветные фильтры UV (HAZE) или немного розоватые SKY, служат для фильтрации паразитного ультрафиолетового излучения. В зависимости от типа эти фильтры уменьшают или полностью блокируют UV излучение и добавляют теплых цветов в кадр.
^ Поляризационные фильтры. Часто бывает трудно добиться хорошего снимка при съемке через стекло или правильной экспозиции, если в кадре присутствует отраженный от воды или др. поверхностей солнечный свет. Отраженный свет отличается от обыкновенного. Свет, который освещает объект съемки -неполяризованный, в то же время отраженный свет, такой как отражение от неметаллических поверхностей, имеет явно выраженную поляризацию. Поляризационный фильтр способен не пропускать свет определенной поляризации. Вращением фильтра, подбирая плоскость поляризации, Вы можете исключить или серьезно уменьшить паразитические отражения на поверхностях в кадре. Смотря в видоискатель камеры и вращая фильтр, Вы можете увидеть результат. Поляризационный фильтр это единственный фильтр (кроме градиентных), который может затемнить небо при цветной фотографии, никак не влияя на другие цвета в кадре.
В черно-белой фотографии этот фильтр затемняет небо, не вызывая тонального изменения других цветов.
Обыкновенный линейный поляризационный фильтр не рекомендуется использовать на автофокусных электронных камерах, так как в них используется система замера через полупрозрачное зеркало, которое также поляризует свет - в некоторых ситуациях камера может ошибиться, вычисляя экспозицию.
^ Circular Polarizer, (фильтр с круговой поляризацией) - рекомендуется используется на камерах с системой замера, то есть практически на всех АФ камерах.
Цветные фильтры используются в основном для ч/б фотографии.
С помощью цветного фильтра можно добиться необходимого баланса между яркостью различных цветов в кадре. Например при применении желтого или красного фильтра можно усилить объем и плотность облаков, использование зеленого фильтра высветит зеленые листья и затемнит остальные цвета и т.д. Для точного понимая какой цвет фильтра как влияет на цвета в ч/б фотографии существует специальный цветовой шестиугольник.


Проведя линию через центр перпендикулярно линии с предполагаемым цветом фильтра можно понять что все цвета которые оказались в дальней от выбранного цвета половине будут затемнены, а в половине в которой присутствует сам выбранный цвет высветлены.
Для цветной фотографии самым распространенным цветными фильтрами являются конверсионные
^ Конверсионные фильтры
Предназначены для изменения цветовой температуры света. Свет лампы накаливания и, скажем, солнца серьезно отличаются своими свойствами. Для обозначения этих отличий есть такая характеристика как температура цвета источника, измеряемая в градусах Кельвина. Цветовая температура лампы накаливания около 2600-3000 К, отражение света солнца от голубого чистого неба 6000-12000К, а прямой солнечный свет днем имеет температуру около 5400-5500К. Такая же температура является стандартной для электронных вспышек.
На практике многие конечно встречались с тем, что при фотографировании на цветную пленку при искусственном освещении без вспышки кадры получаются с сильным желтым оттенком. Это потому что большая часть пленок рассчитана на правильную цветопередачу при естественном свете. Человеческий глаз быстро адаптируется и не видит различий, но пленка это отлично “видит”. Вот именно для того чтобы использовать пленку сбалансированную по цветопередаче на естественный свет при искусственном или наоборот применяются специальные конверсионные фильтры. Хотя лучшим и более правильным выбором было бы применение пленки сбалансированной для цветовой температуры, при которой будет происходить съемка. Большинство любительских пленок рассчитаны для использования при естественном освещении или при свете вспышки. На таких пленках обычно есть надпись "DAYLIGHT" или "OUTDOOR". В названии пленок, насчитанных на искусственное освещение имеется буква "Т" -Tungsten, например "FU JICHROME 64 T PROFESSIONAL"
^ Фильтры нейтральной плотности - ND
фильтры предназначенные для пропорционального уменьшения количества света. Применяются, как правило, в тех случаях, когда камере скажем не “хватает” минимальной выдержки или есть необходимость использовать длительную выдержку. Такая ситуация может возникнуть. Например при использовании светосильной оптики на открытой диафрагме, ярком освещении или чувствительной пленке.
Основным параметром ND фильтра является плотность, то есть какую часть света фильтр удерживает. Обозначения 2Х, 4Х скажем говорят, что фильтр пропускает 50% и 25% света соответственно. Другой способ обозначения плотностей это цифры от 0.1 до 4. Фильтр "0.3", скажем, уменьшает количество света в 2 раза, а "0.6" в 4 раза. Одно “деление” то есть "0.1" соответствует уменьшению диафрагмы на 1/3 “дырки”. Есть также фильтры с непостоянной плотностью -градиентные, часть фильтра затемнена, а часть нет. Такие фильтры могут быть полезны, скажем, при съемке пейзажей, в большинстве случаев линия горизонта делит кадр "пополам" - установив затемненную часть фильтра сверху можно затемнить небо, не повлияв на интенсивность освещения остальной части кадра.
^ Эффектные фильтры
применяются для получения разнообразных эффектов, например многолучевых звезд вокруг источников света или придания романтической дымки в портрете.
Ниже приведены некоторые типы фильтров в классификации фирмы Tiffen. Часто фильтры комплектуются крошечной книжечкой в которой описываются фильтры этой фирмы. Основные типы фильтров имеют общие имена у разных фирм, и фильтр, скажем, 81А имеется и у B+W и у Hoya.
^ PRO-MIST and Black PRO MIST
Создают эффект размытости (soft focus). Фильтры PRO-MIST изменяют изображение 3 путями. Прежде всего они сглаживают излишнюю резкость, не вызывая эффекта расфокусированности. Многочисленные источники света приобретают небольшую ауру. Также фильтр немного снижает контрастность, подсветляя тени. BLACK PRO-MIST отличается более сильным смягчением по сравнению с PRO MIST аналогичной плотности. Также фильтр снижает контрастность, подсветляя тени и затемняя светлые части кадра. Фильтры различаются по плотностям: 1/8, 1/4, 1/2, 1, 2, 3, 4 и 5.
SEPIA
Добавляет теплый коричневый оттенок цветному изображению, делая возможным художественный эффект “старой” фотографии.

  • #1 “мягкий” фильтр, оттеняет в основном голубоватые цвета.

  • #2 более сильный эффект, создает налет старины

  • #3 То же, что и 2, но дает также эффект тумана

Надо учитывать, что этот эффект трудно достижим при автоматической печати в минилабе.
^ Center - Spot

Фильтр дает эффект четкого центра кадра со смазанными краями. Представляет из себя диффузионный фильтр с оптически чистым кругом в центре. Применяется, как правило, для портретов и для выделения главного объекта съемки в кадре.
^ Fog FILTERS
Этот тип фильтров создает мягкие ореолы вокруг источников света, таких как ламп и свет из окон. Используя эти фильтры, Вы привносите в кадр мистический туман, одновременно фильтр немного снижает контрастность и резкость для более сильного эффекта рассеивания в атмосфере. Фильтр бывает разной плотности эффекта.
Многие фильтры, такие как конверсионные, цветные и другие пропускают лишь часть попадающего на них света и поэтому необходимо введение корректировки экспозиции. Значение корректировки обычно указывается на фильтре. В зеркальных камерах с системой TTL замера это конечно все учитывается автоматически.

Светофильтры




Действие поляризационного фильтра, установленного на объективе зеркального фотоаппарата, можно проверить, если, смотря в окуляр видоискателя, попытаться вращать оправу фильтра. При этом необходимо помнить о том, что если передний элемент оправы объектива, на котором крепится фильтр, вращается при фокусировке, то фильтр будет также вращаться. Поэтому после фокусировки необходимо проверить и скорректировать ориентацию поляризационного фильтра. В случае использования незеркальных фотоаппаратов возьмите фильтр в руку и, смотря в видоискатель через фильтр, попытайтесь его вращать. Найдя нужное положение, при котором эффект уменьшения интенсивности бликов отраженного света максимален, запомните его и закрепите фильтр, ориентированный в найденном положении, на оправе объектива.

Помимо уменьшения бликов отраженного света поляризационный фильтр можно использовать для уменьшения атмосферной дымки, особенно заметной на большом расстоянии.

Поляризационный фильтр обладает и другим преимуществом. При съемке через поляризационный фильтр приходится увеличивать экспозицию. Поэтому, увеличив отверстие диафрагмы, можно уменьшить глубину резкости. Так делается в тех случаях, когда требуется размыть изображение объектов заднего плана, чтобы не отвлекать внимание зрителя от основного объекта. Это особенно важно тогда, когда съемка производится на высокочувствительную пленку и требуется уменьшить глубину резкости.

Экспозиция


При использовании поляризационного фильтра необходимо скомпенсировать поглощение света этим фильтром. При съемке объектов с фронтальной подсветкой рекомендуется увеличить экспозицию на 1,5 ступени. Это увеличение экспозиции осуществляется независимо от ориентации поляризационного фильтра. Если же объект освещен сбоку или сверху, как это имеет место в тех случаях, когда поляризационный фильтр использовуется для получения эффекта темного неба, увеличьте экспозицию еще на полступени, т.е. всего на две ступени по сравнению с экспонированием без фильтра. Добавка в полступени не требуется, если производится съемка удаленных объектов или пейзажей, где тени занимают малую часть снимаемой сцены.

При определении экспозиции для сюжетов, включащих объекты с яркими бликами, необходимо помнить о том, что уменьшение бликов с помощью поляризационного фильтра ведет к тому, что объект получается более темным, чем при съемке без использования фильтра. Таким образом, к прибавке экспозиции в 1,5 ступени для компенсации поглощения поляризационного фильтра следует еще больше увеличить экспозицию (на 1/2 ступени), чтобы сделать более ярким объект, после устранения бликов отраженного света.

Расчет величины, на которую следует увеличить экспозицию для компенсации поглощения света поляризационным фильтром, с помощью приведенных рекомендаций — более эффективный способ получения правильного значения экспозиции, чем ее измерение через поляризатор с помощью встроенного в фотоаппарат экспонометра. Дело в том, что значение экспозиции, полученное с помощью встроенного или автономного экспонометра через поляризационный фильтр, будет меняться при изменении ориентации фильтра. Это может привести к ошибке, поскольку увеличение экспозиции при съемке через поляризатор не зависит от его ориентации. Например, если поляризационный фильтр используется для затемнения яркого голубого неба, то темное небо, наблюдаемое через фильтр, повлияет на показания экспонометра. А поскольку вы хотите, чтобы небо выглядело темным, то показания экспонометра можно не корректировать.

Наконец, поскольку в системах автофокусировки (а иногда и в системе экспозамера) автофокусных фотоаппаратов используются полупрозрачные зеркала, то обычные "линейные" поляризационные фильтры, используемые в фотоаппаратах с ручным управлением, могут нарушить работу систем экспозамера и даже автофокусировки. В большинстве автофокусных фотоаппаратов следует использовать фильтр с круговой поляризацией, т.е. фильтр, в котором кристаллы ориентированы по кругу, а не линейно. Прежде чем приобрести поляризационный фильтр обратитесь к рабочей инструкции фотоаппарата за дополнительной информацией.

^

Компенсация экспозиции с помощью светофильтров


Окрашенные светофильтры поглощают некоторое количество света, который мог бы попасть на пленку при отсутствии таковых. Поэтому необходимо компенсировать эти потери света за счет увеличения диафрагмы или времени экспонирования пленки (выдержки). Дополнительная экспозиция, разная для каждого типа светофильтра, основана на таком показателе, как кратность светофильтра. Кратность светофильтра представляет собой число, показывающее насколько следует увеличить экспозицию при использовании данного светофильтра.

Однако на практике вам, вероятно, не придется ломать голову над тем, как учесть кратность светофильтра при определении экспозиции, поскольку большинство фотоаппаратов со встроенными TTL-экспонометрами автоматически измеряют интенсивность света, прошедшего через светофильтр, закрепленный на объективе. Достаточно установить светочувствительность пленки, надеть на оправу объектива светофильтр и экспонометр внесет необходимые коррективы в экспозицию, чтобы учесть потери света.

Если вы хотите учесть кратность светофильтра вручную, снимите показания экспонометра через объектив без светофильтра (или с помощью ручного экспонометра), рассчитайте дополнительную экспозицию, установите скорректированное значение экспозиции и закрепите на объективе светофильтр. Например, если кратность светофильтра равна 2х, то следует увеличить экспозицию в два раза или на одну ступень. После замера экспозиции необходимо либо открыть объектив на одну ступень, либо в два раза увеличить выдержку (следующее значение по шкале выдержек). Светофильтр с кратностью 4 означает, что выдержку следует увеличить в 4 раза или на две ступени по шкале выдержек. (Помните, что при увеличении кратности светофильтра вдвое выдержка или диафрагма увеличиваются на одну ступень.)
^

Светофильтры для цветной фотографии






Эти снимки были сделаны на пленке, рассчитанной на дневное освещение. В данном сюжете источником освещения служила лампа накаливания. Нескорректированное изображение слева кажется слишком желтым. Снимок справа получен при использовании корректирующего светофильтра 80A. При съемке на цветную негативную пленку подобные проблемы, связанные с характером освещения, могут корректироваться в процессе печати.

В большинстве случаев при съемке на цветную пленку нет необходимости в использовании корректирующих светофильтров, если съемка производится при свете, на который сбалансирована данная пленка. Тем не менее, существует такой светофильтр, который фотографы предпочитают всегда иметь при себе. Это светофильтр No.1A(skylight) или "небесный". Такой светофильтр уменьшает синеву сюжетов, снятых в пасмурные дни или в тени. Кроме того, он устраняет синеватый оттенок на снимках отдаленных объектов, а также снимков, сделанных с воздуха. Этот фильтр рекомендуется применять только для цветных слайд-пленок, сбалансированных на дневное освещение. Избыточную синеву цветных отпечатков, сделанных с цветных негативных пленок, можно скорректировать при печати. При использовании "небесного" светофильтра компенсация экспозиции не требуется.
^

Конверсионные светофильтры


Если характер источника освещения не соответствует характеру светового источника, на который сбалансирована данная пленка, то совместно со съемочным объективом необходимо использовать конверсионный светофильтр. Карта выбора конверсионного светофильтра поможет сбалансировать цветовой состав источника света таким образом, чтобы он соответствовал свету, на который сбалансирована данная пленка.
^

Поляризационные экраны


Поляризационный экран представляет собой простой кусок слегка затемненного стекла. Такой экран очень полезен, если необходимо затемнить ярко-голубое небо и уменьшить интенсивность бликов отраженного света на снимках.

Отражения




Снимки, в которых присутствуют зеркально отражающие поверхности (окна домов, зеркала), часто изобилуют наличием бликов отраженного света. Применение поляризационных экранов может устранить или уменьшить интенсивность таких бликов.

С помощью поляризационного экрана можно уменьшить или устранить отражения, кроме бликов от полированного металла. Если посмотреть через поляризационный экран на блестящую поверхность и поворачивать экран вокруг оси, перпендикулярной его плоскости, то можно заметить как меняется интенсивность отраженного света. В определенном положении отраженный свет может исчезнуть почти полностью. Поляризационный экран можно закрепить на объективе как светофильтр.

При определенном положении интенсивность отраженного света, наблюдаемого через поляризационный экран, может уменьшиться незначительно. В таком случае попытайтесь повернуть экран или направление визирования фотоаппарата. Иногда это дает положительные результаты.

Максимальная эффективность (уменьшение интенсивности отраженного света) при съемке через поляризационный экран обеспечивается в том случае, если оптическая ось объектива составляет с плоскостью отражающей повержности угол величиной приблизительно 35 градусов. Величина этого угла зависит от материала отражающей поверхности. При других значениях угла действие поляризационного экрана менее эффективно. При угле 90 градусов поляризационный экран никак не влияет на интенсивность отраженного света.

Выше отмечалось, что используя контровое освещение, можно получить отличные снимки. Однако такое освещение (например, солнечный свет) часто создает яркие блики на поверхности воды, листве, палубе катеров. Для устранения или уменьшения бликов на снимках, полученных в условиях контрового освещения, можно использовать поляризационный экран. А поскольку отражения уменьшают насыщенность цвета, то уменьшение интенсивности отражений с помощью поляризационных экранов позволяет повысить насыщенность цвета фотографий.



На данном снимке показана зона или полоса на небе, которая получится темной, если снимать через поляризационный экран в направлении, препендикулярном к направлению лучей солнца. Если экран имеет указатель направления поляризации, то он должен быть направлен на солнце.
^

Имитация "драматического" освещения при съемке неба


С помощью поляризационного экрана можно затемнить голубой цвет неба, не меняя цветопередачу других объектов на цветной фотографии. При съемке неба под прямым углом по направлению к солнцу можно контролировать глубину синего цвета от нормального до темного простым поворотом поляризационного экрана. Небо будет выглядеть наиболее темным, когда указатель поляризации (если такой имеется) будет направлен на солнце. Если поляризационный экран не имеет ручки-держателя, то для определения зоны затемнения на небе образуйте прямой угол между большим пальцем и указателем направления поляризации. Направьте указатель на солнце. Вращая руку ваш палец опишет зону затемнения на небе при съемке через поляризационный экран. При съемке на черно-белую пленку подобный эффект может быть достигнут за счет использования поляризационного экрана в сочетании с красным светофильтром. Драматические эффекты, создаваемые с помощью поляризационного экрана, наиболее интересны, когда небо чистое, тогда как в облачную погоду они полностью исчезают.
^

Светофильтры для черно-белой фотографии




Светофильтры, используемые в черно-белой фотографии, делятся на два основных класса: корректирующие и контрастные светофильтры.
^

Корректирующие светофильтры


Панхроматические пленки (т.е. пленки, чувствительные ко всей видимой области спектра) воспринимают те же цвета, что и глаз человека. Однако чувствительность пленки к цвету отличается от чувствительности глаза человека. Синий и фиолетовый цвета, например, нам кажутся темнее зеленых тонов. В то же время черно-белая пленка очень чувствительна к  синему и фиолетовому цветам. По  этой причине на черно-белой фотографии синие и фиолетовые цвета будут выглядеть светлее зеленых.

К счастью, неадекватную по отношению к зрению человека цветовую чувствительность пленки можно легко исправить и довести ее до цветового восприятия человека с помощью корректирующих светофильтров, надеваемых на объектив фотоаппарата. Для получения нормальной для глаза тональности снимка, снятого при дневном освещении на черно-белые пленки Кодак, используйте светофильтр No.8, а при искусственном освещении — светофильтр No.11.
^

Контрастные светофильтры


Светофильтр высветляет объекты черно-белого отпечатка, окрашенные в собственный цвет фильтра, и делает более темными объекты, окрашенные в цвета, дополнительные к цвету фильтра. Желтый светофильтр, например, высветляет объекты желтого цвета и затемняет объекты синего цвета.

Контрастные светофильтры можно использовать для высветления или затемнения цвета разных объектов. Таким образом, можно обеспечить нужный контраст объектов на черно-белом отпечатке. Без контрастного фильтра объекты разного цвета могут передаваться с помощью одних и тех же тонов серого цвета, и на черно-белой фотографии они будут неразличимы. Одинаково освещенные красное яблоко и зеленые листья, например, на фотографии, снятой без фильтра, передаются одним и тем же серым тоном и различить их невозможно. Для того, чтобы отделить яблоки от листьев, их следует снять через красный светофильтр. В результате красные яблоки будут высветлены, а зеленые листья — затемнены.

Рекомендации по выбору светофильтров для черно-белой фотографии при дневном освещении

^

Использование светофильтров и других принадлежностей для создания специальных эффектов




Умело используя светофильтры и другие принадлежности, можно создавать самые различные драматические эффекты, изменить настроение. С помощью оранжевого или пурпурного светофильтров создается атмосфера теплого освещения, типичного для послеполуденного времени или вечера. Синий светофильтр дает возможность создать эффект холодного сумеречного солнечного или лунного освещения даже тогда, когда солнце еще не опустилось за горизонт. Наконец, можно также использовать и другие светофильтры в зависимости от того, какой эффект вы хотите создать. Для этого просто посмотрите через светофильтр на снимаемую сцену, чтобы оценить то, как будет выглядеть будущий снимок.

Если вы используете светофильтры для придания снимку настроения или заданной цветовой тональности, то определение правильной экспозиции не представляет никакого труда. Поскольку меняя тональность снимка с помощью оранжевого или синего светофильтров, вы лишь имитируете утреннее или вечернее освещение и экспозиция в данном случае не является критическим фактором. Уменьшение экспозиции, в результате чего снимки становятся темнее, соответствует приглушенному освещению, в то время как увеличение экспозиции, в результате чего снимки становятся светлее, предполагает использование более яркого освещения. Обычно можно руководствоваться данными экспонометра, полученными через светофильтр. Если вы не уверены в том, каким получится снимок, можно сделать несколько снимков с разной экспозицией ("экспозиционная вилка").

Светофильтры, окрашенные в темные цвета, ослабляют световой поток, проходящий к пленке. Такие светофильтры могут создавать трудности в работе систем автофокусировки. Поэтому при съемке с темными светофильтрами переключайте фотоаппарат на ручной режим фокусировки.

Большинство светофильтров обеспечивает фильтрацию только одного цвета. Однако существуют светофильтры с изменяемой цветовой фильтрацией. С их помощью можно в значительных пределах регулировать также и интенсивность фильтруемого цвета. Другие светофильтры с возможностью изменения цветового тона позволяют отфильтровывать два цветовых тона или их оттенки, например, желтый или красный с переходом к оранжевому тону. Если вы располагаете светофильтром с возможностью выбора цветового тона, то его можно использовать как обычный цветной светофильтр.

Можно приобрести и другие светофильтры, аналогичные обычным, но у которых окрашена только половина, в то время как вторая половина — совершенно прозрачна. Такой светофильтр позволяет менять тональность только части снимаемой сцены, например, неба.

Наряду с использованием цветных светофильтров для создания специальных эффектов можно применять и другие типы фильтров. Эти фильтры обладают различными оптическими свойствами и обеспечивают такие эффекты, как рассеяние, формирование мерцающих звезд с радужными лучами. Пользоваться такими фильтрами довольно просто, поскольку эффект их применения можно увидеть, посмотрев через фильтр на снимаемую сцену. Если такой фильтр установлен на объективе зеркального фотоаппарата, то эффект его действия можно видеть через окуляр видоискателя. При использовании фотоаппаратов с видоискателем прямого визирования (видоискателем, не связанным оптически со съемочным объективом), сначала следует посмотреть на снимаемую сцену через такой фильтр, прежде чем установить его на объективе фотоаппарата.





В данном случае оранжевый светофильтр придал снимку оттенок, присущий сюжетам, снятым в лучах заходящего солнца. Для определения экспозиции при съемке через светофильтр просто считайте показания экспонометра, полученные через светофильтр.

Фотограф Стив Келли
^

Значения экспозиции, рекомендуемые для фотосъемки при естественном освещении


Объекты
фотосъемки

KODACHROME 64 (дневн.)
EKTACHROME 100 HC (дневн.)
^ KODAK GOLD 100
T-MAX 100 Professional

EKTACHROME 200 (дневн.)
EKTACHROME 160 (искусств.) нормальная обработка
KODACHROME 200
KODAK GOLD 200
PLUS-X Pan

EKTACHROME 400 (дневн.) нормальная обработка
EKTACHROME 200 (дневн.)
EKTACHROME 160 (искусств.) с "push"-обработкой*
^ KODAK MAX 400
TRI-X Pan
T-MAX 400 Professional

ROYAL GOLD 1000
T-MAX P3200 Professional
EKTACHROME P/800/1600 Professional (дневн.) при EI 800**
EKTACHROME 400 (дневн.)* с "push"-обработкой

В помещении вечером,
ярко освещенные участки,
средне освещенные участки

1/15 c f/2
1/4 c f/2,8

1/30 c f/2
1/15 c f/2

1/30 c f/2,8
1/30 c f/2

1/30 c f/4
1/30 c f/2,8

В помещении с ярким искусственным освещением***

1/30 c f/2,8

1/30 c f/4

1/60 c f/4

1/60 c f/5,6

Рождественская иллюминация в помещении и на улице,
Новогодние елки

1 c f/4

1 c f/5,6

1/15 c f/2

1/30 c f/2

Ревю на льду, цирковые и театральные представления - только для сцен в луче прожектора

1/60 c f/2,8

1/125 c f/2,8

1/250 c f/2,8

1/250 c f/4

Баскетбол, хоккей, боулинг

1/30 c f/2

1/60 c f/2

1/125 c f/2

1/125 c f/2,8

Футбол при искусств. освещении, бейсбол, скачки, бокс****

1/30 c f/2,8

1/60 c f/2,8

1/125 c f/2,8

1/250 c f/2,8

Ярко освещенные улицы центра города (мокрые мостовые создают красивые световые эффекты в отраженном свете.)

1/30 c f/2

1/30 c f/2,8

1/60 c f/2,8

1/60 c f/4

Улицы с ярко освещенными ночными клубами и театрами - Лас-Вегас или Таймс-Сквер

1/30 c f/2,8

1/30 c f/4

1/60 c f/4

1/125 c f/4

Витрины магазинов вечером

1/30 c f/2,8

1/30 c f/4

1/60 c f/4

1/60 c f/5,6

Подсвеченные здания, фонтаны, монументы

1 c f/4

1/2 c f/4

1/15 c f/2

1/30 c f/2

Ярмарки, парки развлечений вечером

1/15 c f/2

1/30 c f/2

1/30 c f/2,8

1/60 c f/2,8

Небо через 10мин.
после заката

1/30 c f/4

1/60 c f/4

1/60 c f/5,6

1/125 c f/5,6

Горящие здания, костры

1/30 c f/2,8

1/30 c f/4

1/60 c f/4

1/125 c f/4

Праздничный салют - держите затвор фотоаппарата открытым ("B") в течение нескольких залпов.

f/8

f/11

f/16

f/22

Освещение
Ниагарского водопада:
белым светом;
яркое цветное;
темное цветное


15 c f/5,6
30 c f/5,6
30 c f/4


8 c f/5,6
15 c f/5,6
30 c f/5,6


4 c f/5,6
8 c f/5,6
15 c f/5,6


4 c f/8
4 c f/5,6
8 c f/5,6

ПРИМЕЧАНИЯ: Рекомендуемые значения экспозиции относятся к цветным пленкам, сбалансированным для дневного и искусственного освещения. При съемке в условиях искусственного освещения краски на фотографиях выглядят более ествественными, если пленка сбалансирована к искусственному свету. Фотографии, полученные с пленок, сбалансированных к дневному освещению, имеют оранжевый оттенок (теплая гамма цветов). Пленки серии GOLD можно использовать для двух видов освещения.

При съемке с выдержками продолжительнее 1/30 с пользуйтесь штативом или другим фиксатором положения фотоаппарата.

* "push"-обработкой можно повысить светочувствительность пленок KODAK ELITE Chrome 400, 200 и 160 формата 135 в два раза.

** Светочувствительность профессиональной пленки KODAK EKTACHROME P800/1600, сбалансированной для дневного освещения (Daylight), может быть повышена до EI 800 при "пуш"-обработке в 1 ступень (Push 1) и до EI 1600 при "пуш"-обработке в 2 ступени (Push 2), а иногда даже и до EI 3200.

Для повышения светочувствительности до EI 1600 просто уменьшите рекомендуемое в данной колонке значение экспозиции на одну ступень, а для повышения чувствительности до EI 3200 уменьшите экспозицию на две ступени.

*** Цветную пленку, сбалансированнную для искусственного освещения (Tungsten) не рекомендуется экспонировать при люминесцентном освещении. Для нормального экспонирования пленки при люминесцентном освещении рекомендуется использовать выдержки не короче 1/60 секунды.

**** Для нормального экспонирования пленки при освещении объекта светом газоразрядных ламп на парах редкоземельных металлов или ртутных ламп высокого давления рекомендуется использовать экспозиции с минимальной длительностью 1/125 c.


Принципиально софтов есть четыре вида - "капельками" (как твой "софтенер" или шнайдеровский "софт имадж"), с мелко_волнистой поверхностью (хойский "диффузер"), с концентрическими колечками (хойский "дуто" или шнайдеровский "софт фокус") и с дифракционной решёткой (например - кокиновский "софт"). Работают они совершенно по-разному, по-разному реагируют на фокусное расстояние объектива и на диафрагму, на разных сюжетах по-своему выигрышны или не выигрышны.
Фильтры с мелко-волнистой поверхностью, как правило, практически не садят контраст, но явно убивают резкость, "смазывая" картинку мелкими мазками (типа как маслом писанное). На открытых диафрагмах виден просто эффект падения резкости, а на хорошо закрытых - уже заметен эффект "масляной живописи". Этот фильтр не требует жесткого света, так что можно применять, фактически, при любом сюжете. Естественно, эффект хорошо виден только при фотографии 20х30 и больше. Фильтры с капельками - самые, наверное, интересные, но и очень требовательные к сюже ту/свету/оптике и диафрагме. Они дают светящийся размытый ореол вокруг объекта съёмки и полностью съедают микроконтраст. Эти фильтры не любят сильного диафрагмирования и оптики с малым фокусным расстоянием (в этих случаях эффект локализуется в виде пятен). Лучше всего, естественно, они работают с малозадиафрагмированным штатником (до 5.6) или с телевиком. Чем больше фокусное расстояние и открытее диафрагма, тем эффект сильнее и равномернее. Реально я использую хойский Софтенер А со штатником на 2.8-5.6, на 100мм он похожий эффект даёт при 5.6-8, а на 200мм - можно смело диафрагмировать до 11, т.к. на 4 эффект размывает картинку очень сильно. Для того, чтобы пользоваться телевиком с диафрагмами 2.8-5.6, мне больше подходит шнайдеровский софт фокус N1 - он тоже сделан "капельками", но капельки поменьше и пореже.
По "капельным" фильтрам обязательное условие - максимально жесткий свет. Только тогда получается требуемый эффект - образуется мягкий и воздушный ореол. В случае же мягкого света (на это напоролись авторы статьи про софт-фильтры в ФиВ) картинка получается либо мыльно-противная (при открытых диафрагмах), либо эффекта от фильтра практически незаметно (если диафрагму прикрыть). Световых точек не любит.
Фильтр с концентрическими канавками имеет весьма редкое применение, как на мой взгляд. Действительно хорошего эффекта на нём можно достигнуть, если вызвать какую-то интерференцию. Например у меня есть фотка с таким фильтром - блондинка с вьющимися волосами, снятая крупно, с верхне-контровым светом. Волосы аж струятся )
В остальных случаях просто немного снижает контраст и резкость, образуя на светящихся полосах и пятнах не очень аккуратные разводы.
Ну и последние фильтры - типа дифракционной решётки. Они не любят сильно жесткого света, зато любят всякие светящиеся точки. Эффект довольно приятный, причём какое-то подобие ореолов достигается даже на относительно мягком свете.
И последнее - софт-фильтры весьма капризны, плюс - привередливы к характеру света, так что освещение/сюжет нужно строить именно с учётом особенностей каждого фильтра, иначе не получится не только какой-то сверххудожественный эффект получить, но и даже получить просто картинку приемлемого качества.




Бленда


Бленды используются для отсечения боковых лучей света, которые не участвуют в процессе создания изображения, а лишь вносят помехи и паразитные засветки. Бленда крепится на объективе с помощью резьбы, как фильтр или с помощью специального байонетного крепления. Бывают также объективы со встроенными резиновыми блендами. В случае байонетного крепления - бленда необходима "фирменная", что не исключает конечно использование бленды, которая крепится на резьбе. Основные параметры бленды это диаметр резьбы крепления (как и у фильтра) и фокусное расстояние на которое эта бленда рассчитана. Использование бленды рассчитанной на 50мм объектив на 35мм объективе или на зум объективе, например 28-105, вызовет заметное затемнение углов кадра (виньетирование) на фокусных расстояниях меньше 50мм, особенно заметное на минимальном фокусном расстоянии, потому что бленда "срежет" часть световых лучей, участвующих в создании изображения. Это будет также заметно в видоискателе камеры. Для зум объектива нужно подбирать бленду рекомендованную производителем или подходящую по диаметру резьбы и рассчитанную на минимальное фокусное расстояние объектива. Скажем для объектива 35-105 с диаметром резьбы под фильтр 55мм необходима бленда с диаметром резьбы 55мм и рассчитанная на объектив 35мм или 28мм.
Бленда может в ряде случаев существенно улучшить изображение, особенно в случае, когда сильный источник света находится в кадре или прямые лучи солнца попадают в объектив. Или объектив не обладает качественным чернением внутренних поверхностей. Помимо этого бленда обеспечивает механическую защиту объектива.


^ Уход за оптикой.


Рано или поздно с необходимостью чистки объектива сталкиваются почти все фотолюбители. Для предохранения от пыли и других малополезных вещей оптику необходимо хранить с надетой торцевой защитной крышкой и с надетой защитной крышкой желательно в специальном отделении фотосумки или в специальном чехле. Для защиты от загрязнения передней линзы объектива применяются обычно фильтры. Если все таки на линзу попала пыль ее необходимо сдуть воздухом. Желательно использовать специальную воздушную грушу из набора для чистки оптики или банальную чистую клизмочку. Не следует сдувать пыль с помощью собственных легких. Пыль возможно и пропадет, зато появятся пятна от слюны. Вместо клизмочки также можно использовать специальный сжатый газ для чистки фотоаппаратуры.
Если оптика имеет серьезные загрязнения, такие как отпечатки пальцев или налипшую грязь необходимо подготовится к процедуре чистки более основательно. В качестве жидкости для чистки оптики необходимо применять только специализированные средства для чистки фотообъективов, представляющие из себя смесь чистого спирта и эфира. Спиртосодержащие суррогаты применять нельзя -после чистки останется трудно удаляемый налет, который уже очистить совсем не просто. В качестве материала для чистки оптики используются также специальные неабразивные не волоконные ткани или специальные сорта сверхтонкой рисовой бумаги. В любом случае общий совет: применять только те средства, которые предназначены непосредственно для чистки фото оптики. Продаются специальные наборы для чистки оптики в фотомагазинах. Разнообразные средства для чистки стекол или очков применять категорически не рекомендуется.
Прежде всего надо сдуть воздушной грушей все что возможно, потом попробовать аккуратно подышать на объектив до запотевания. Осторожными движениями специальной ткани круговыми движениями в направлении от центра линзы к краям, без какого либо серьезного нажима на линзу, попробовать удалить грязь или отпечаток. Важно не нервничать и не прикладывать силу. Возможно нужно будет повторить процедуру несколько раз.
При необходимости применятся спецжидкость. Ткань для очистки фотооптики слегка увлажняется и производится процедура, описанная в предыдущем абзаце. Ни в коем случае нельзя лить жидкость непосредственно на объектив. Она может попасть внутрь оптической системы, просочится между линзами и объектив будет практически потерян.
При клинических случаях загрязнения, при попадании пыли и грязи внутрь объектива необходимо прибегнуть к услугам фотомастерской. Полезно даже не думать о самостоятельной разборке и чистке объектива пылесосом, если только он Вам больше не нужен.




Похожие:

Помимо упомянутых резьбовых фильтров также существуют менее распространенные \"желатиновые фильтры\", изготавливаемые листами. Необходимо вырезать нужный размер и поместить его в специальный держатель перед объективом iconТема нерекурсивные частотные цифровые фильтры недостаточно овладеть премудростью, нужно уметь пользоваться ею
Общие сведения. Типы фильтров. Методика расчетов нерекурсивных цифровых фильтров. Фильтры с линейной фазовой характеристикой
Помимо упомянутых резьбовых фильтров также существуют менее распространенные \"желатиновые фильтры\", изготавливаемые листами. Необходимо вырезать нужный размер и поместить его в специальный держатель перед объективом iconРазбор задач: младшая группа
Перед циклом нужно поместить в a и b значения F1 и F2 (то есть, единицы). Наконец, к некоторой переменной s (ответу), нужно в конце...
Помимо упомянутых резьбовых фильтров также существуют менее распространенные \"желатиновые фильтры\", изготавливаемые листами. Необходимо вырезать нужный размер и поместить его в специальный держатель перед объективом iconПринципы реализации Фильтров частичной деконволюции
Основное условие технической реализации фильтров чд – работа в реальном масштабе времени. Дополнительное и желательное условие –...
Помимо упомянутых резьбовых фильтров также существуют менее распространенные \"желатиновые фильтры\", изготавливаемые листами. Необходимо вырезать нужный размер и поместить его в специальный держатель перед объективом iconТема 10. Рекурсивные частотные цифровые фильтры благословен Господь, кто содеял все нужное нетрудным, а все трудное ненужным
Рекурсивные фильтры нужны при обработке данных. Однако разрабатывать их трудно. Отсюда следует, что Всевышний фильтров не создавал,...
Помимо упомянутых резьбовых фильтров также существуют менее распространенные \"желатиновые фильтры\", изготавливаемые листами. Необходимо вырезать нужный размер и поместить его в специальный держатель перед объективом iconКак уберечься от гепатита А
Кроме того необходимо соблюдение правил личной гигиены с обязательным мытьем рук с мылом перед едой. Тщательное мытье овощей, фруктов...
Помимо упомянутых резьбовых фильтров также существуют менее распространенные \"желатиновые фильтры\", изготавливаемые листами. Необходимо вырезать нужный размер и поместить его в специальный держатель перед объективом icon6 (232) 19 – 25 мая 2008 года
Постепенно выйдем на нужный уровень – если конечно сумеем все правильно организовать и не менее правильно все это выполнить. Смущает...
Помимо упомянутых резьбовых фильтров также существуют менее распространенные \"желатиновые фильтры\", изготавливаемые листами. Необходимо вырезать нужный размер и поместить его в специальный держатель перед объективом iconКраткая инструкция для участников экзамена, зачитываемая им перед началом экзамена по математике
И контрольно-измерительных материалов. Внимательно проверьте все бланки и ким на наличие полиграфического брака, а также проверьте...
Помимо упомянутых резьбовых фильтров также существуют менее распространенные \"желатиновые фильтры\", изготавливаемые листами. Необходимо вырезать нужный размер и поместить его в специальный держатель перед объективом iconПравила работы в химической лаборато рии при выполнении лабораторных работ по общей и физической химии
Перед каждой лабораторной работой необходимо изучить соответствующий лекционный и литературный материалы, а также материал методических...
Помимо упомянутых резьбовых фильтров также существуют менее распространенные \"желатиновые фильтры\", изготавливаемые листами. Необходимо вырезать нужный размер и поместить его в специальный держатель перед объективом iconПравила работы в химической лаборато рии при выполнении лабораторных работ по общей и аналитической химии
Перед каждой лабораторной работой необходимо изучить соответствующий лекционный и литературный материалы, а также материал методических...
Помимо упомянутых резьбовых фильтров также существуют менее распространенные \"желатиновые фильтры\", изготавливаемые листами. Необходимо вырезать нужный размер и поместить его в специальный держатель перед объективом iconПриложение 5 Краткая инструкция для участников экзамена, зачитываемая им перед началом экзамена по русскому языку
Оры раздали Вам бланки ответов «АВ» и «С». Внимательно проверьте все бланки и ким на наличие полиграфического брака, а также проверьте...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов