Одаренности icon

Одаренности



НазваниеОдаренности
страница1/5
Дата конвертации15.07.2012
Размер0.92 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5

Министерство образования Российской Федерации

Федеральная целевая программа «Одаренные дети»

РАБОЧАЯ
КОНЦЕПЦИЯ
ОДАРЕННОСТИ

Издание второе,
расширенное и переработанное


Москва
2003

2

УДК 159.922.7/8(075.8)
ББК 88.8
Р13

Разработка и издание концепции осуществлены по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках и на средства федеральной целевой программы «Одаренные дети».

Рецензенты:

канд. пед. наук Березина В. А., доктор психол. наук Кудрявцев В. Т., доктор психол. наук, проф. Обухова Л. Ф., доктор психол. наук, действ. член РАО Поддьяков Н. Н., доктор психол. наук Тарасова К. В.

^ Авторский коллектив:

Богоявленская Д. Б. (ответственный редактор), Шадриков В. Д. (научный редактор), Бабаева Ю. Д., Брушлинский А. В., Дружинин В. Н., Ильясов И. И., Калиш И. В., Лейтес Н. С., Матюшкин А. М., Мелик-Пашаев А. А., Панов В. И., Ушаков В. Д., Холодная М. А., Шумакова Н. Б., Юркевич В. С.

Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. — с.

Предлагаемое второе расширенное и переработанное издание «Рабочей концепции одаренности» отражает общую позицию ведущих отечественных специалистов в области психологии одаренности. «Концепция» дает единую теоретическую базу для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации и т. д. Предназначена для всех работающих в данной области. Прежде всего может быть полезна учителям и психологам-практикам, а также сотрудникам исследовательских институтов, аспирантам и студентам педагогических и психологических учебных заведений. Знакомство с ней желательно и для широкой массы родителей.

ISBN 5-88521-095-5

© Министерство образования Российской Федерации
© Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2002
© Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д., Бабаева Ю. Д., Холодная М. А. и др., 2002

3


ОГЛАВЛЕНИЕ

^ Предисловие ко второму изданию

3




Введение

5




^ Раздел I.
Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка


7




1.1. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»

7




1.2. Признаки одаренности

12




1.3. Виды одаренности

17




1.4. Особенности личности одаренного ребенка

29




Раздел II. Принципы выявления и пути развития одаренных детей

48




2.1. Принципы и методы выявления одаренных детей

48




2.2. Направления работы с одаренными детьми в сфере образования

57




Заключение

85




Приложение. Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одаренными детьми

88






ПРЕДИСЛОВИЕ

ко второму изданию
«Рабочей концепции одаренности»

Второе, расширенное и переработанное издание «Концепции» является результатом совместной работы членов авторского коллектива и развития их взглядов в течение пяти лет, истекших после выхода в свет ее первого издания в 1998 г.

Разработка концепции одаренности ставила цели как раскрытия понятия одаренности на основе теоретических положений отечественной психологии, так и определения основных принципов в решении задач выявления, обучения и развития одаренных детей.

Представление об одаренности, изложенное в данной «Концепции», в значительной степени расходится с привычным представлением об одаренности как высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребенка: одаренность трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован ее потенциал.

Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка. Этим определяется и гуманистическая направленность «Концепции», в которой особое внимание уделено бережному отношению к одаренному ребенку, предполагающему понимание не только преимуществ, но и трудностей, которые несет с собой его одаренность.

4

В работе приняли участие ученые, представители Российского психологического общества, Института психологии РАН, Психологического института РАО, факультета психологии МГУ. В состав авторского коллектива вошли: канд. психол. наук Ю. Д. Бабаева, докт. психол. наук, проф. Д. Б. Богоявленская, докт. психол. наук, чл.-корр. РАН, проф.  А. В. Брушлинский , докт. психол. наук, проф.  В. Н. Дружинин , докт. психол. наук, проф. И. И. Ильясов, канд. пед. наук, доц. И. В. Калиш, докт. психол. наук, проф. Н. С. Лейтес, докт. психол. наук, действ. член РАО, проф. А. М. Матюшкин, докт. психол. наук А. А. Мелик-Пашаев, докт. психол. наук, чл.-корр. РАО, проф. В. И. Панов, канд. психол. наук Д. В. Ушаков, докт. психол. наук, проф. М. А. Холодная, докт. психол. наук, действ. член РАО, проф. В. Д. Шадриков, канд. психол. наук Н. Б. Шумакова, канд. психол. наук В. С. Юркевич.

Авторский коллектив выражает благодарность заместителю министра образования Российской Федерации, председателю координационного совета программы «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России», доктору педагогических наук Чепурных Елене Евгеньевне, начальнику Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России, кандидату педагогических наук Березиной Валентине Александровне, директору Центра исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи, доктору психологических наук, профессору Синягиной Наталье Юрьевне за поддержку данной работы и большую помощь в проведении мероприятий по внедрению «Рабочей концепции одаренности» в практику российского образования.

5

ВВЕДЕНИЕ

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что при отсутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям. Вместе с тем выбор психодиагностических процедур и методов работы с одаренными детьми определяется исходной концепцией одаренности.

В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей и работников народного образования, а также родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности.

Сложность решения этих задач определяется наличием широкого спектра подчас противоречащих друг другу подходов к указанной проблеме, в которых трудно разобраться практическим работникам и родителям. Поэтому становится актуальной разработка рабочей концепции одаренности, которая выступала бы в качестве теоретического и методического основания для практической работы.

В данных условиях Министерство образования Российской Федерации обратилось к отечественным ученым с просьбой разработать рабочую концепцию одаренности, отражающую результаты фундаментальных отечественных

6

исследований, современные тенденции мировой науки, а также опыт (как позитивный, так и негативный) работы с одаренными детьми.

Создание соответствующей концепции является фактически первой попыткой такого рода в нашей стране. Один из наиболее известных подходов к определению одаренности с выделением ее видов был предложен американскими учеными в 1972 г. в специальном докладе Государственного департамента образования Конгрессу США.

Предлагаемая рабочая концепция является обобщением современного состояния знаний в области психологии одаренности. В ее разработке приняли участие представители Российского психологического общества, Института психологии РАН, Психологического института РАО, факультета психологии МГУ. Написание, обсуждение и принятие общей позиции концепции одаренности осуществлено авторским коллективом в составе: канд. психол. наук Ю. Д. Бабаева, докт. психол. наук, проф. Д. Б. Богоявленская (ответственный исполнитель), докт. психол. наук, чл.-корр. РАН, проф.  А. В. Брушлинский , докт. психол. наук, проф.  В. Н. Дружинин , докт. психол. наук, проф. И. И. Ильясов, И. В. Калиш, докт. психол. наук, проф. Н. С. Лейтес, докт. психол. наук, действ. член РАО, проф. А. М. Матюшкин, докт. психол. наук А. А. Мелик-Пашаев, докт. психол. наук, проф. В. И. Панов, докт. психол. наук, проф. М. А. Холодная, докт. психол. наук, действ. член РАО, проф. В. Д. Шадриков (научный редактор), канд. психол. наук Н. Б. Шумакова, канд. психол. наук В. С. Юркевич.

7

РАЗДЕЛ I
^ Детская одаренность: признаки, виды,
особенности личности одаренного
ребенка


1.1. Определение понятий « одаренность»
и «одаренный ребенок»


Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

^ Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта

8

интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный

9

характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности.

В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка, например заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о его истинных возможностях,

10

понимая при этом, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).

1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т. п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т. е. «маску» одаренности, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т. п.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.

11

3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т. д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.

4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире— степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание

12

«одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка. Ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он — «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.

Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

^ 1.2. Признаки одаренности

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

13

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1) ^ Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

— быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

— использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

— выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных, на первый взгляд, идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.

2) ^ Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Например, для него весьма типичен — наряду со способностью практически мгновенно схватывать существенную деталь или очень быстро находить путь решения задачи — рефлексивный способ переработки информации

14

(склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения, ориентация на обоснование собственных действий).

3) ^ Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.

Кроме того, знания одаренного ребенка (как, впрочем, и одаренного взрослого) отличаются повышенной «клейкостью» (ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию), высоким удельным весом процедурных знаний (знаний о способах действия и условиях их использования), большим объемом метакогнитивных (управляющих, организующих) знаний, особой ролью метафор как способа обработки информации и т. д.

Следует учитывать, что знания могут иметь разное строение в зависимости от того, испытывает ли человек интерес к соответствующей предметной области. Следовательно, особые характеристики знаний одаренного ребенка могут обнаружить себя в большей степени в сфере его доминирующих интересов.

4) ^ Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости

15

обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

  1   2   3   4   5




Похожие:

Одаренности iconОдарённость как педагогический и психологический феномен Мифы проблемы одарённости
Для выявления одарённости достаточно замерить уровень развития способностей с помощью тестов
Одаренности iconА. П. Мойсеенок гуо «Дисненский детский дом» в одаренности особый смысл. Одаренность это миссия на земле. Задача
В одаренности особый смысл. Одаренность – это миссия на земле. Задача педагога – открыть дар, развить способности
Одаренности iconТворчество как пространство развития одаренности. Развитие творческих способностей субъектов образования. H. H жойдик, уо «Язненская государственная общеобразовательная средняя школа»
Творчество как пространство развития одаренности. Развитие творческих способностей субъектов образования
Одаренности iconА. И. Митрофанова уо «Государственная общеобразовательная средняя школа №1 г. Миоры»
Исследовательская деятельность- условие, средство и результат развития одарённости
Одаренности iconОдаренности
Разработка и издание концепции осуществлены по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках и на средства федеральной...
Одаренности iconРекомендации родителям по развитию одаренности у ребенка
Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Поощряйте увлечения и интересы в самых разных областях
Одаренности iconКонкурс Результат Веретенникова В. Н. Английский язык Муниципальный и региональный конкурсы «Система подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений к сдаче егэ»
Всероссийский молодежный чемпионат, организованный Центром развития одаренности
Одаренности iconСогласовано Рассмотрено Утверждаю Председатель ус на заседании Директор школы: /Кулагина О. Н
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Долина является учреждением, ориентированным на...
Одаренности iconИнструкция для родителей
Учитель, воспользовавшись данной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это...
Одаренности icon21-22 ноября 2007 года на базе моу сош им. Р. Султангареева с
Центра выявления и развития одаренности детей Башкирского института развития образования и разрабатывающей тему «Развитие творческой...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов