Иванченко Татьяна Ильинична Тема урок icon

Иванченко Татьяна Ильинична Тема урок



НазваниеИванченко Татьяна Ильинична Тема урок
Дата конвертации15.07.2012
Размер57.06 Kb.
ТипУрок


КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ



Учитель русского языка ГОУ ЦО № 1941

Иванченко Татьяна Ильинична

Тема урока: Решение грамматических задач (повторение)

Цель:

  • Повторение и проверка усвоения грамматических признаков и правописания самостоятельных частей речи, изученных в 7 классе;

  • совершенствование умения использовать полученные теоретические сведения на практике.

^ Изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

А.И. Куприн

Ход урока

  1. Объявление темы урока

Обращение к эпиграфу:

- Убедили ли вас наши занятия в этом учебном году в правомерности слов писателя Куприна?

- Попытайтесь обосновать свой ответ.

(Например, причастия, по словам М.В. Ломоносова, заключают «в себе имени и глагола силу» и «служат к сокращению человеческого слова», они делают речь более выразительной и динамичной, избавляют ее от ненужных повторов и т.д.).

- Сегодня мы будем повторять изученный материал, решая грамматические задачи.

^ II. Грамматические задачи

Эпиграфы к каждому разделу повторения выполнены на бумаге и прикрепляются на доску по ходу повторения или выводятся на экран.

  1. Умеете ли вы различать части речи?




^ Для всего в русском языке есть великое множество слов.

К.Г. Паустовский

А слова обязательно являются какой-то частью речи. Расскажите о классификации частей речи (теоретическая разминка).

Задача 1. Записать словосочетания и предложения и определить, какой частью речи являются однокоренные слова.


Темный бор

Темнеющий небосклон

Закрасил темнее

Темнея вдали

Костюм еще темнее

Снова стало темно

Стемнело на глазах

- Что помогло правильно определить часть речи? (Вопрос; часть речи, от которой он поставлен, роль в предложении, суффикс)

- В записанных словосочетаниях выделите самый важный «опознавательный знак».

Задача 2. Определить, какой частью речи являются выделенные слова. Придумать для каждого предложения пару так, чтобы выделенные слова стали другой частью речи. Записать оба варианта.

Все средства переведены (на) счет Детского фонда.

(В)продолжение романа автор включил интересные факты.

Несмотря(на) конец сентября, солнце жгло невыносимо.

Нет ничего на свете, что(бы) могло его сейчас остановить.

В его словах то(же) чувствовалось упорство.

- Какие способы проверки правильности своего выбора вы использовали? (И предлоги, и союзы можно заменить синонимичными, предлог можно употребить в вопросе.)

  1. Повторим орфографию




^ Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Пословица

Что необходимо сделать в первую очередь при объяснении орфограмм? (Определить часть речи и часть слова.)

Задача 3. Продолжить мысль.

Причастия и деепричастие являются … (особой формой глагола)

Выбор гласной в суффиксе действительных и страдательных причастий настоящего времени зависит от …(спряжения глагола)

Перед вш, нн, л, в гласная зависит от … (суффикса неопределенной формы глагола)

Задача 4. Распределить словосочетания по двум колонкам в зависимости от условий выбора гласной.

Вид…мые в тумане корабли, дремл…щие ели, се…щийся дождь, замеч…нный вдали, засе…нная цветами клумба, заброш…нный палисадник, услыш…л впереди, стро…щийся дом, закле…в страницу, стел…щееся растение.

Задача 5. Запишите данные словосочетания, изменив их так, чтобы вместо Н можно было написать НН. Аргументируйте выбор графически.

Некошеная трава, плетеная корзина, раненый солдат, свеча потушена, стриженый газон, ветреный день, поездка организована, работа не выполнена.

(Подчеркните «лишнее» словосочетание, докажите правильность своего выбора.)

Задача 6. Подберите к словам с приставкой НЕ пояснительные слова или измените их форму так, чтобы НЕ стала частицей.

Нерешенные, неразгаданное, неудовлетворенная, необдуманные, неутихающий, необработанная, неотправленное, непросохшая.

- Какое условие раздельного написания причастий с НЕ не использовано? (Противопоставление с союзом А)

Задача 7. Найти и исправить 10 ошибок. (Текст записан на доске или распечатан.)

Вначале сентября воздух начинает по немногу холодеть. Утром вы замечаете, что трава чуть-чуть побелела. Свежие лужи сплош засыпанны листьями. По осеннему мелкие дожди совсем не похожи на летние: они идут беспристанно, и земля долго не просыхает. Ветер дует безустали, разнося далеко-далеко созревшие семена деревьев, кустов. Листья на деревьях начинают кое где желтеть. Поля мало по малу желтеют, лишь по прежнему зеленеет озимь.

  1. Вспомним пунктуацию




^ Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.

К.Г. Паустовский


Постановку каких знаков препинания, по-вашему, мы будем повторять? (При причастном и деепричастном оборотах)

Задача 8. Закончить мысль.

Всегда выделяются запятыми …

Причастный оборот выделяется запятыми только …

Границы причастного и деепричастного оборотов можно проверить …

Задача 9. В чем причина постановки или отсутствия запятой перед союзом И в следующих предложениях?

На другом берегу был виден дом, покрытый черепицей, и сарай.

Деревня, освещенная яркими звездами и убаюканная прохладой, засыпала.

С трудом я открыл дверь, заваленную ночным снегом, и, пробивая лопатой траншею, стал раскидывать тяжелые пласты.

Шкафы, растворенные настежь, и стулья, расставленные в беспорядке, довершали картину запустения.

- Возможна ли запись последнего предложения без знаков препинания? Что для этого нужно сделать?

- Запишите это предложение, изменив место причастных оборотов.

Задача 10. Как снять неясность в предложении? Записать понятный вариант.

Докладчик встал, улыбаясь, подошел к трибуне и начал свою речь.

(Не отделять запятой деепричастие от того глагола, к которому оно относится.)

Задача 11. Сопоставьте два четверостишья И.А. Бунина и выясните, почему в первом запятая стоит перед словом синея, а во втором синея выделяется с обеих сторон.

К прибрежью моря длинная аллея
Ведет вдали как будто в небосклон:
Там море поднимается, синея
Меж позабытых мраморных колонн…

Вечерняя безмолвная аллея
Зовет меня к скалистым берегам,
Где море поднимается, синея,
К пустынным и далеким небесам.

(В первом четверостишье деепричастие выступает как главное слово в обособленном обороте, а во втором оно не имеет при себе зависимых слов. Словосочетание к пустынным и далеким небесам относится к сказуемому поднимается.)

  1. Проверим умение правильно употреблять причастия и деепричастия




^ Хорошие речи приятно и слушать.

Пословица

Задача 12. Исправить ошибки.

Приехав домой, его никто не встретил.

Выйдя в открытую дверь, их застал буран.

Читая повесть, перед ним встает яркий образ главного героя.

- Какое условие употребления деепричастий нарушено? (И главное, и добавочное действие в предложении должно выполнять одно лицо.)

Задача 13. Устранить повторы, делающие речь неблагозвучной.

Рожь, которая золотилась на солнце, была похожа на безбрежное море, которое колыхалось и волновалось.

Бричка, которая въехала во двор, остановилась перед небольшим домиком, окна которого выходили в сад.

  1. ^ Подведение итогов урока, возвращение к эпиграфу,
    записанному на доске.


  2. Домашнее задание.

Составить грамматические задачи по вариантам:
1 вариант – по теме «Предлог»;
2 вариант – по теме «Союз»;
3 вариант – по теме «Частица».

При создании конспекта использованы источники информации:

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе – М.: Просвещение, 2005.

  2. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации – М.: Просвещение, 2001.

  3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации – М.: Русский язык, 1994.


http://ivanchenko-tatjana2011.narod.ru/word.htm






Похожие:

Иванченко Татьяна Ильинична Тема урок iconИванченко Татьяна Ильинична Тема: «Чтение вот лучшее учение» (урок-квн) Цель урок
Развитие творческих способностей учащихся, желания участвовать в процессе познания; развитие речи, творческого воображения
Иванченко Татьяна Ильинична Тема урок iconНазаркина Татьяна Николаевна Школа: моу «Лицей №43» г. Саранск Тема урок
Организационный момент урока. Объявление цели урока. Знакомство с правилами работы
Иванченко Татьяна Ильинична Тема урок iconГалкина Татьяна Владимировна, учитель физики, высшей квалификационной категории. Тема: «Внутренняя энергия» Тип урок
Моу «Средняя общеобразовательная школа с. Терновка» Энгельсского района Саратовской области
Иванченко Татьяна Ильинична Тема урок iconНазаркина Татьяна Николаевна Школа: моу «Лицей №43» г. Саранск Тема урок
Какие точки называется критическими? Привести пример функций, не имеющих критические точки
Иванченко Татьяна Ильинична Тема урок iconШиряева Татьяна Анатольевна. Школа: моу сошуип №4. Тема опыта: Развитие познавательной и мыслительной активности учащихся на урок
Тема опыта: «Развитие познавательной и мыслительной активности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности»
Иванченко Татьяна Ильинична Тема урок iconУрок, посвященный 105-летию парламентаризма в России Развитие парламентаризма в России урок провела Хмелькова Марина Ильинична 28. 04. 2011г в 10 «А» классе
Познакомить учащихся с историей развития парламентаризма в России, Деятельностью Госдумы, процессом принятия законов, правами и обязанностями...
Иванченко Татьяна Ильинична Тема урок iconУрок-исследование Тема: Скорость химических реакций Учитель химии моу «Лицей №4» Ширяева Татьяна Анатольевна Цель урока
Скорость химической реакции прямо пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ
Иванченко Татьяна Ильинична Тема урок iconНазаркина Татьяна Николаевна Школа: моу «Лицей №43» г. Саранск Тема урок
Задачи: научить учащихся определять бесконечно малые и бесконечно большие функции при различных значениях параметров и вычислять...
Иванченко Татьяна Ильинична Тема урок iconУрок по истории России, 9-й класс, тема «Коллективизация» Учитель: Дюндина Татьяна Михайловна, 2 кв категория Задачи
П. А. Столыпин говорил: Когда мы пишем закон для всей страны, необходимо иметь в виду разумных и сильных, a не пьяных и слабых'....
Иванченко Татьяна Ильинична Тема урок iconУрок математики 6 класс Никитина Татьяна Ивановна, учитель математики Тема урока: «Наименьшее общее кратное» Цель урока: ввести понятие наименьшего общего кратного
Перечислите методы, которыми мы пользовались раньше для нахождения кратного чисел
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов