Резолюция международной научно-практической конференции \"Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей\" icon

Резолюция международной научно-практической конференции "Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей"



НазваниеРезолюция международной научно-практической конференции "Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей"
Дата конвертации15.07.2012
Размер69.66 Kb.
ТипДокументы






Резолюция международной научно-практической конференции

"Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей"

Ханты-Мансийск, 3-4 октября 2010 г.


Шахматы – своеобразное явление действительности, замечательный сплав науки, искусства и спорта. Все эти составляющие нашли своё отражение в докладах ведущих отечественных и зарубежных специалистов по шахматному образованию, собравшихся в г. Ханты-Мансийске, а также методистов из Республики Беларусь, Великобритании, Латвии, Израиля, Польши, США, Франции, Эстонии и других стран, приславших свои доклады для публикации в сборнике трудов конференции.

Однако в центре внимания работы конференции – особая значимость шахмат как дошкольной и школьной учебной дисциплины, являющейся идеальным средством для развития образного и логического мышления детей, развития фундаментальной способности действовать в уме.

В последние годы ФИДЕ уделяет исключительное внимание именно данному направлению. В эти дни Президент ФИДЕ Кирсан Николаевич Илюмжинов сказал: "Главная задача, которую я хочу выполнить и которую я обсудил в ходе своей предвыборной кампании, – это ввести шахматы в школьную программу обучения в 170 странах мира. Хочу, чтобы ФИДЕ подписала соглашения с министерствами образования государств, с министерствами спорта и олимпийскими комитетами в деле продвижения шахмат в общеобразовательную школьную программу. Это я ставлю своей главной задачей и на этом направлении хочу сконцентрироваться".

Работа конференции протекала в духе указанных инициатив в деловой доброжелательной обстановке, следуя девизу ФИДЕ "Все мы – одна семья".

На конференции были заслушаны три основных вида докладов:

1) руководители структурных подразделений поделились опытом системной работы по шахматному образованию;

2) методологи всеобуча изложили результаты теоретических исследований;

3) педагоги-практики рассказали о конкретных наработках и находках, используемых в ходе учебного процесса.

Руководителями структурных подразделений было показано, как именно в системе следует решать проблемы шахматного образования. К примеру, в Томской области – это мега-проект "Томская шахматная академия", состоящий из пяти звеньев. Лучшие образцы системного подхода продемонстрированы в Республике Калмыкия, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и Томской области РФ.

Педагоги-практики рассказали о своих основных проблемах:

1) о невнимании СМИ к их внешне неброской, но важной работе по интеллектуальному развитию детей;

2) о засилье отчётной документации;

3) о недостатке информации о методической литературе и нехватке самой литературы;

4) о недостаточной оплате труда и т.п.


Методологи и теоретики всеобуча осветили в своих докладах инициативы в области шахматного образования в Аргентине, Бразилии, Великобритании, Венесуэле, Германии, Грузии, Израиле, Индии, Испании, Италии, Канаде, Латвии, Мексике, Китае, Молдове, Перу, Республике Беларусь, США, Турции, Уругвае, Швеции и на Филиппинах.

Также методологи всеобуча показали варианты решения ключевых проблем всеобуча:

1) преподавать шахматы в школе должны преимущественно учителя начальных классов, а в системе дошкольного образования – воспитатели детских садов;

2) учебный курс должен быть научно обоснован;

3) преподавание шахмат в школе должно иметь значимое для системы образования целеполагание;

4) учебный предмет "Шахматы" должен быть оснащён не учебником, а таким же полноценным учебно-методическим комплектом, как и основные дисциплины школьной программы;

5) преподаватели шахмат должны проходить 72-80-часовые курсы повышения квалификации.

Как типичный пример: российский федеральный курс "Шахматы – школе", издаваемый учебно-методическим объединением "Духовное возрождение" (г. Обнинск), предназначен для развития фундаментальной способности действовать в уме. Преподавать его призваны учителя начальных классов, прошедшие как минимум 72-часовые курсы повышения квалификации. Курс базируется на теории П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий и на трудах Я.А.Пономарева о стадиях развития способности действовать в уме.

Не случайно наша конференция проходит именно в Югре, где впервые в России создана полноценная система повышения квалификации кадров по шахматному образованию – 80-часовые курсы для учителей начальных классов и работников дошкольного образования. С сентября 2010 года 24-часовые курсы-модули с бесплатным посещением для педагогов стала проводить в Москве Государственная академия специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС).

СССР и Россия всегда были лидерами в вопросах преподавания шахмат в детских садах и школах. Не случайно, в 1994 году по инициативе Министерства образования, в России, раньше чем в других странах мира, шахматы были включены в программы общеобразовательных школ как предмет по выбору учащихся, а в Республике Калмыкия уже в 1995 году шахматы стали основным учебным предметом школьной программы.

Сегодня в России 5 регионов-лидеров шахматного образования: Республика Калмыкия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Томская область, Республика Саха и Псковская область. А за последние годы готовность ввести шахматы как учебный предмет продемонстрировали органы управления образованием Республики Кабардино-Балкарии, Калининградской, Курганской, Пензенской, Самарской, Свердловской и Челябинской областей.

Отечественные регионы и зарубежные страны уже накопили достаточный потенциал, чтобы поставить вопрос об обязательности урока шахмат в начальных классах.

Шахматы должны стать таким же полноценным предметом, как математика, чтение, родной язык, и их следует преподавать в основной сетке занятий, в первой половине дня.

Продвижение шахмат в дошкольные учреждения и общеобразовательную школу невозможно без опоры на Интернет. Поэтому особую ценность имеет инициатива зарубежных сайтов, которые дают информацию по шахматному образованию. Эталонными следует признать Сайт Шахматной федерации США, где приведена библиография основных публикаций по психолого-педагогическим исследованиям в рассматриваемой области и Сайт председателя Комитета ФИДЕ "Шахматы в школе" Ю.Бланко. Из отечественных сайтов подобную просветительскую миссию взял на себя Сайт шахматного всеобуча.

Наша конференция является достойным завершением масштабной серии форумов по шахматному образованию, состоявшихся в США (2003), Испании (2004), Республике Саха (2006), Шотландии (2007), Томской области (2008), Италии (2009), Москве (2009 и 2010) и Республике Калмыкия (2009 и 2010).

Мы благодарим оргкомитеты конференций в Томске (2008), Элисте (2009 и 2010) и Ханты-Мансийске (2010) за высочайший уровень их проведения и то внимание, которое на них было уделено дошкольно-школьной тематике.

Конференция благодарит оргкомитеты тех шахматных форумов, где были изданы тезисы докладов (Томск, 2008 и Москва, 2009) и выражает сожаление, что этой практике последовали не все оргкомитеты. Отказ от публикации трудов конференций существенно снижает коэффициент полезного действия подобных мероприятий.

Также конференция отмечает, что общественность практически не имеет информации о тех материалах по дошкольно-школьным шахматам, которые стекаются в ФИДЕ из всех стран мира, так как на сайте ФИДЕ эти материалы не находятся в открытом доступе.


На основании вышеизложенного ^ КОНФЕРЕНЦИЯ ОБРАЩАЕТСЯ С ПРОСЬБОЙ:


К Международной шахматной федерации:


1. Рассматривать инициативу Президента ФИДЕ К.Н.Илюмжинова о включении предмета "Шахматы" в программу общеобразовательных школ руководством к действию для министерств образования и шахматных федераций всех стран, входящих в структуру ФИДЕ.

2. Продолжить практику проведения конференций по дошкольно-школьной тематике в различных регионах мира.

3. Публиковать на сайте ФИДЕ в открытом доступе все материалы данной тематики, которые приходят в ФИДЕ из различных уголков мира.


К Министерству образования и науки Российской Федерации:


1. Рассматривать учебный предмет "Шахматы" в качестве инструментария для модернизации системы образования.

2. Принять необходимые решения, направленные на преподавание предмета "Шахматы" в общеобразовательных школах в основной сетке занятий в первой половине дня как обязательной учебной дисциплины.


К Российской шахматной федерации:


1. Рекомендовать органам исполнительной власти регионов, заинтересованных в построении и развитии системы шахматного образования, расширить практику проведения в 2011-2012 гг. региональных конференций по шахматному образованию по материалам научно-практических конференций, состоявшихся в г. Томске (2008), г. Москве (2009 и 2010), г. Элисте (2009 и 2010) и г. Ханты-Мансийске (2010).

2. Рекомендовать организаторам проведения подобных конференций обязательно издавать сборники трудов данных конференций.

3. Выстроить системную работу по шахматному образованию, в том числе и по внедрению шахмат как обязательного учебного предмета в общеобразовательных школах и системе дошкольного образования РФ.

4. Рекомендовать региональным шахматным федерациям создать на своих сайтах разделы, посвящённые проблемам шахмат как учебного предмета.


^ К Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

1. Дать указание издать сборник Трудов конференции с дальнейшей рассылкой авторских экземпляров сборника всем авторам тезисов докладов.


^ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ ПОЗДРАВЛЯЮТ КИРСАНА НИКОЛАЕВИЧА ИЛЮМЖИНОВА С ИЗБРАНИЕМ НА ПОСТ ПРЕЗИДЕНТА ФИДЕ И

ВЫРАЖАЮТ ОСОБУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ


Губернатору Югры, Департаменту образования и науки Югры, Югорской шахматной академии, Комитету по физической культуре и спорту Югры, Институту развития образования и Федерация шахмат Югры за высокий уровень организации конференции "Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей", которая определила контуры продвижения шахмат в систему образования на ближайшие годы.


Резолюция принята единогласно 4 октября 2010 г.


Настоящая резолюция направлена Президенту ФИДЕ, Министру образования и науки РФ, руководству Российской шахматной федерации, Внеочередному съезду Российской шахматной федерации, Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, региональным шахматным федерациям.


Первоисточник: http://chess555.narod.ru/HMAO_rezol1.doc




Похожие:

Резолюция международной научно-практической конференции \"Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей\" iconУчастникам Международной научно-практической конференции "Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей"
Поздравляю вас с открытием научно-практической конференции "Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей"
Резолюция международной научно-практической конференции \"Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей\" iconПредложения участников международной научно-практической конференции "шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей" делегатам внеочередного съезда российской шахматной федерации
Рассмотреть вопрос о внесении в Устав Российской шахматной федерации пункта в следующей редакции
Резолюция международной научно-практической конференции \"Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей\" iconРезолюция Международной научно-практической конференции "Шахматы как инновационный учебный предмет в системе образования"
Сегодня образовательные структуры многих стран мира ищут способы повышения когнитивных способностей детей, и лучший ресурс, чем шахматы,...
Резолюция международной научно-практической конференции \"Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей\" iconУважаемые гости и участники конференции! Сердечно приветствую и поздравляю вас с открытием Международной научно-практической конференции «Шахматы как инновационный учебный предмет в системе образования»
Участникам Международной научно-практической конференции «Шахматы как инновационный учебный предмет в системе образования»
Резолюция международной научно-практической конференции \"Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей\" iconРезолюция Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы преподавания учебной дисциплины "Шахматы" в общеобразовательных школах и детских садах России и других стран мира"

Резолюция международной научно-практической конференции \"Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей\" iconТребования к оформлению тезисов докладов
Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы преподавания учебной дисциплины "Шахматы" в общеобразовательных...
Резолюция международной научно-практической конференции \"Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей\" iconПротокол №7 от 19. 01. 2007г положение о XIII районной (I зональной ) научно-практической конференции учащихся
Настоящее Положение о научно-практической конференции учащихся «Первые шаги в науку» определяет порядок организации и проведения...
Резолюция международной научно-практической конференции \"Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей\" iconРезолюция Всероссийской научно-практической конференции "Перспективы развития шахмат в системе общего и дополнительного образования Российской Федерации", Элиста, 2010
Резолюция Всероссийской научно-практической конференции "Перспективы развития шахмат в системе общего и дополнительного образования...
Резолюция международной научно-практической конференции \"Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей\" iconИнформация по организации и проведению XIII районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку», I зональной научно-практической конференции Малой академии наук учащихся Кубани
В 13. 00 в моу дод «Дом детского творчества» – совещание с ответственными за научно-исследовательскую работу учащихся в школах
Резолюция международной научно-практической конференции \"Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей\" iconРезолюция Международной научно-практической конференции по проблемам охраны окружающей среды и развитию экологического туризма «Ладожский парламент»
Сортавала (Республика Карелия) состоялась Международная научно-практическая конференция по проблемам охраны окружающей среды и развитию...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов