Урок 28. Органы чувств icon

Урок 28. Органы чувств



НазваниеУрок 28. Органы чувств
Дата конвертации15.07.2012
Размер77.16 Kb.
ТипУрок

Урок 28. Органы чувств

Цели урока: ознакомить детей с органами чувств и их значением для человека; учить беречь органы чувств.

Оборудование:

1. Плакат «Человек».

2. Рисунки с изображениями органов чувств.

3. Предметы: ручка, пенал, резиновый мяч, подставка для книг.

4. Платок, зеркало.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

– А сейчас отгадайте кроссворд «Органы»

Ответы: 1. Ухо. 2. Глаз. 3. Кожа. 4. Нос. 5. Язык.)

– Какие это органы? (Это органы чувств.)

– Правильно, «Органы чувств» – это тема нашего урока. Сегодня мы познакомимся с органами чувств и их значением.

– Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. К ним относятся уши, глаза, кожа, нос, язык.

^ II. Проверка домашнего задания

В начале урока учитель проводит краткий фронтальный опрос по материалу, изученному на прошлом уроке:

– Какие органы человека знаете?

– Какую работу они выполняют?

– Что такое системы органов? Приведите примеры.

– Какая система управляет деятельностью организма?

– Что изучает анатомия, физиология, гигиена?

– Какие пословицы о здоровье вы подобрали и записали?

Дети читают свои рассказы с использованием поговорок и пословиц о здоровье.

^ III. Работа по теме

1. Глаза – орган зрения.

– Я загадаю вам загадку, ответив на нее, вы узнаете, с какого органа чувств мы начнем разговор:

Брат с братом

Через дорогу живут,

А один другого не видит.

(Глаза)

Маленький, кругленький,

А до неба докинешь.

(Глаза)

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.

В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда на­жимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.

Один заранее подготовленный ученик сообщает:

Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.


Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передается в определенный участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определенных предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

^ 2. Уши – орган слуха.

– О каком органе чувств эта загадка?

У зверушки –

На макушке.

А у нас –

Ниже глаз.

(Уши)

С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки приро­ды, музыку и т.д. Второй по важности орган чувств у человека – ухо.

Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее. То, что мы называем «ушами» – это только так называемые наружные уши, или ушные раковины. Сами они ничего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является просто колебаниями воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с него начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается тоненькой пластиночкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо – внутреннее ухо, и далее в мозг. Ухо – очень тонкий и сложный орган чувств.

Если закрыть глаза, ты все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.

Один из учеников делает сообщение:

Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определенный участок мозга и пере­рабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова.

^ IV. Физкультминутка

Проводится физкультминутка для глаз:

1) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, мед­ленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.

2) В среднем темпе проделать 3–4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

^ V. Работа по теме

3. Нос – орган обоняния.

– А сейчас следующая загадка:

Между двух светил

В середине я один.

(Нос)

Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Учитель может использовать дополнительный материал «Этот таинственный запах», «Ощущение запаха» (см. приложение к уроку).

2. Сообщение ученика:

С запахами у человека связаны многие ассоциации.

Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественной пищи.

Как сохранить обоняние?

1) Надо закаляться, беречь организм от простуды.

2) Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.

^ 4. Язык – орган вкуса

– Отгадайте следующую загадку. О чем она?

Всегда во рту,

А не проглотишь.

(Язык)

– Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – бо­ками, а горькое – корнем.

Учитель может использовать дополнительный материал о языке и вкусе (см. приложение к уроку).

^ 5. Кожа – орган осязания.

Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего «скафандра» заключается в том, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся.

Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, глад­кость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.

Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания.

Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще более важная ее задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимость.

Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав клеток кожи, является органическое вещество кератин. Благодаря ему кожа никогда сама не рвется и не сползает.

Старайся не ранить кожу, не допускать, ожогов, обморожения.

4. Органы чувств и мозг.

Сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. И все же ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слы­шит, не нос ощущает, а мозг!» Как же это понять?

С помощью чувств мы воспринимаем всю информацию не только из внешнего мира, но и ту, что поступает от самого нашего тела.

Например, изнутри мы получаем сигналы из желудка, давно оставшегося без дела, и начинаем испытывать чувство голода.

Нервные окончания тянутся во все части нашего организма, чтобы по одним из них передавать приказы мышцам, а по другим – принимать сообщения в мозг.

Получив такие сообщения–сигналы, мозг и создает у нас чувство голода, жажды, боли и другие.

Из внешнего мира мы воспринимаем информацию тоже в виде чувств. Это только потом мы подключаем разум, чтобы он мог их осознать и принять нужное решение.

Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Есть еще чувство равновесия, которое обычно называют шестым чувством.

Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют. Друг друга. Все органы чувств имеют память. Каждый из вас ел яблоко, и никто его не спутает со вкусом огурца.

А те предметы, которые вы не знали, вам трудно будет определить.

Я вам предлагаю провести эксперимент и проверить, так ли это?

Учитель вызывает трех-четырех детей к доске, завязывает им глаза. Первому дает ручку, второму – пенал, третьему – резиновый мячик, четвертому – подставку для книг.

Дети называют предметы, которые им даны.

– Теперь вы убедились, что органы чувств имеют память!

– Как же органы чувств связаны с головным мозгом? Расскажите.

Всеми органами чувств руководит головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг.

Мозг анализирует полученную информацию, а потом дает приказ на исполнение.

Например. Человек увидел яблоко. Эта информация поступила в головной мозг. Он дает приказ взять его и откусить. Головной мозг осуществляет контроль, а органы исполняют его приказы.

Каждый орган имеет свое представительство в головном мозге – это определенные центры, которые отвечают за тот или иной орган.

5. Работа в рабочей тетради.

С. 58 №1.

– Прочитайте.

– Соедините слова каждого столбика стрелками Проверка.

(Орган зрения – это глаза, орган слуха – это уши, орган обоняния – это нос, орган вкуса – это язык, орган осязания – это кожа) С. 58 №2.

– Прочитайте.

– Найдите в учебнике определения обоняния и осязания. За­пишите в тетради. (Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Осязание – способность чувствовать прикосновения.)

– Назовите орган обоняния. (Нос.)

– Назовите орган осязания. (Кожа.) С.59№3.

– Прочитайте.

– Рассмотрите рисунок.

– Какие правила гигиены зашифрованы?

– Покажите стрелками к каким органам чувств они относятся.

– Назовите правила гигиены для глаз.

– Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор больше 1,5 часов.

– Читать и писать нужно только при хорошем освещении.

– Раскрасьте кружочки, какие правила вы выполняете.

– Назовите правила гигиены для ушей.

– Портят слух резкие звуки.

– Портит слух громкая музыка

– Нельзя ковырять в ушах острыми предметами.

– Раскрасьте кружочки, какие правила вы выполняете.

– Назовите правила гигиены для кожи.

– Не допускать ожогов.

– Не переохлаждать кожу.

– Раскрасьте кружочки, какие правила вы выполняете.

– Назовите правила гигиены для языка. (Пища должна быть не очень горячей.)

– Раскрасьте кружочки, какие правила вы выполняете.

6. Выполнение теста «Органы чувств»

^ VI. Итог урока

– Какие органы человека знаете?

– Какую роль они играют?

VII. Домашнее задание

1. Прочитать в учебнике статью «Как мы воспринимаем окружающий мир» (с. 132–135); подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя» (с. 135).

2. Выполнить задания 1,2,3,4 (учебник, с. 135).

При создании конспекта использована следующая литература:

  1. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

  2. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке. – М.:Эксмо, 2007 г.

  3. Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир". – М.:Вако, 2006 г.

На главную страницу сайта http://kupryanowa-ol.narod.ru/



© Куприянова Ольга Алексеевна, 2011




Похожие:

Урок 28. Органы чувств iconБилет №16. Гипотезы происхождения человека. Доказательства происхождения человека от животных
Органы чувств. Строения, функции, профилактика заболеваний (на примере одного из органов чувств)
Урок 28. Органы чувств iconУроки I урок работа с чакрами с помощью малых шаров
«со», а при выдохе — на «хам». Представьте себе на копчике маленький красный шарик от пинг-понга и заставьте его вращаться против...
Урок 28. Органы чувств iconУрок №8 «Ткани и органы человека»
Работа с микроскопом, научить распознавать ткани и органы, которые ими образованы
Урок 28. Органы чувств iconТема: Чувственное познание окружающего мира На дом: 2 в раб тетр
Это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств
Урок 28. Органы чувств iconТерминологическая проверочная работа по теме «Чувственное познание окружающего мира. Понятия.»
Целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств
Урок 28. Органы чувств iconУрок по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет"
А. И. Куприна “Гранатовый браслет”; 2 развивать умение видеть мир чувств и переживаний героев, развивать чувство образной речи, развивать...
Урок 28. Органы чувств iconАвторитет чувств в деле познания истины ревностно защищала современная Платону школа Протагора
От обыкновенного свидетельства чувств в истинном знании оно отличалось только тем, что опиралось на достаточное основание
Урок 28. Органы чувств iconУрок Мужества на тему
Цели: знакомство учащихся с ратными и трудовыми подвигами людей; воспитание патриотических чувств, любви и гордости к Родине, к народу;...
Урок 28. Органы чувств iconУрок №53, 54 «Органы равновесия, обоняния, осязания и вкуса»
Выяснить механизмы работы вестибулярного, кожно-мышечного, обонятельного и вкусового анализаторов
Урок 28. Органы чувств iconРасписание уроков физической культуры в бассейне День недели Учитель 1 урок 2 урок 3 урок 4 урок 5 урок 6 урок Понедельник

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов