Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers icon

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers



НазваниеChess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
страница1/12
Дата конвертации15.07.2012
Размер1.79 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers




ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ В.В.КНЯЗЕВОЙ


От И.Г.Сухина: Помещаю на данной веб-странице статьи Валентины Владимировны Князевой, любезно присланные автором для публикации на сайте. Некоторые из статей непосредственно связаны с шахматной тематикой, другие имеют к ней косвенное отношение и раскрывают систему взглядов автора.


Перечень публикуемых статей:

1. В.В.Князева "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ЭКОНОМИКИ" (в статье рассматриваются, в частности, межпредметные связи экономики, менеджмента и шахмат) ………………………………………………..…………….с.2

2. В.В.Князева "ПРИРОДОСООБРАЗНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ"……………………………………………………..с.9

3. В.В.Князева "ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО. ГОЛОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД" (в работе приводятся, в частности, шахматные примеры из учебных пособий «Развивающие игры: 39 веселых задач» и «Развивающие игры: пословицы, поговорки, рифма-рифма, откройся! Синонимы, антонимы, анаграммы и прочее»)……………………………………………….с.22

4. В.В.Князева "ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ"…………………………………………..…..….……с.42

5. В.В.Князева "МОДЕРНИЗАЦИЯ ШКОЛЫ: АНАЛИЗ и ПРОГНОЗ"……………………………………………….………….с.51

6. В.В.Князева "К ВОПРОСУ О ТРАДИЦИОННОМ, РАЗВИВАЮЩЕМ И ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ"…………………………………………….….………с.57

7. В.В.Князева "ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ КАК ВИД И МЕТОД ЭВРИСТИЧЕСКОГО МЕТОДА"………….….…………с.61


8. В.В.Князева "РЕФЛЕКСИВНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ"……………………….с.85

9. В.В.Князева "РЕФЛЕКСИЯ и РЕФЛЕКСИВНЫЕ МЕТОДЫ"…………………………………………………………..с.94

10. В.В.Князева "К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ"……………………………………………….с.107

11. В.В.Князева "ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ, ПОЛИКУЛЬТУРИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"……………………………………………..… с.112

12. В.В.Князева "ПЕРВИЧНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ"….…....с.116

13. В.В.Князева "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: ЗА КАЧЕСТВОМ, КАК ЗА СИНЕЙ ПТИЦЕЙ"……………………с.121

14. В.В.Князева "КРИЗИС ПЕДАГОГИКИ КАК ОТРАЖЕНИЕ КРИЗИСА НАУКИ"……………………………………………….с.127


^

В.В.Князева "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ЭКОНОМИКИ"


доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики

Оренбургский государственный педагогический университет


Обострение проблем социализации личности напрямую связаны с современным состоянием общества. Затянувшийся «переходный» период из одной общественно-экономической формации в другую поверг нашу страну, и прежде всего ее граждан, в хроническую депрессию.
Несовершенство общественно экономических отношений бумерангом сказывается на рядовом гражданине, которому сегодня приходится решать такие проблемы, которые десять-пятнадцать лет назад не приснились бы и в дурном сне. Выдержать пресс материально-социальных нужд сегодня может не каждый и уж тем более не молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь. Учебный предмет экономика призван помочь выпускнику адаптироваться в обществе с минимальными потерями. Новая дисциплина введена в программу общеобразовательной школы на основе обязательного выбора и как школьный компонент сегодня преподается повсеместно.

Как же принимает этот учебный предмет школа? Вопрос далеко не праздный: в Оренбурге он введен не во всех школах и уж, конечно, не во всех классах. Если экономика и преподается, то в старших — 10-11 классах. Об основной школе и уж тем более о младшем звене речи, как правило, нет.

Причины того, кроются, на наш взгляд, в том, что экономика — это прежде всего культура, в полном объеме которой мы пока не владеем. Во-вторых, до сих пор не созданы учебники, способные максимально удовлетворить школу: как правило, они написаны тяжелым языком, малопонятным большинству учащихся, без привязки к общеобразовательным нуждам. Сложность содержания учебников, не адаптированного к потребностям возраста и развития личности, создает барьеры, порой не преодолимые для ученика. В-третьих, стандартная программа по экономике несколько отличается от материала школьных учебников, отчего учителям нередко приходится самим моделировать содержание ряда тем. В-четвертых, и далеко не в самую последнюю очередь школа испытывает явный дефицит учителей экономики.

Наш педагогический университет три года назад открыл новую специализацию, главной задачей которой является подготовка квалифицированных учителей экономики. Сегодня это четверокурсники. Через год — первый выпуск. Одним из основных предметов в их специальной подготовке является методика преподавания экономики, на изучение которой в университете выделено три семестра. В рамках курса студенты обучаются грамотному моделированию учебного процесса: программированию, урочному планированию, творческому решению педагогических проблем, научному подходу к ним и, конечно, соответствию современным требованиям преподавания данной дисциплины, ведь без привязки к необходимости модернизации школы говорить о продуктивном обучении, способном достичь поставленных предметом обучающих, развивающих и воспитательных целей, не приходится.

Как же преподается этот предмет студентам, что выходит в учебной работе на первый план, каково должно быть содержание дисциплины, чтобы оно максимально отвечало современным педагогическим требованиям и ее ведущему разделу дидактике?

Следуя точке зрения Я.А. Коменского, мы относим дидактику к искусству обучения, но искусство, как это ни банально, не приходит к учителю сразу. Созревание мастера требует времени, долгой и постоянной работы над собой, основательных знаний, открытости профессии учителя, а также долготерпения и настойчивости в достижении поставленных перед собой целей. Учебный курс у нас выступает методической школой, опирающейся прежде всего на специальное и теоретическое знание, потому что, по твердому нашему убеждению, быть хорошим учителем без понимания фундаментальной педагогики, как, впрочем, и психологии нельзя. Тут не поможет никакой практический опыт.

В курсе «Методика преподавания экономики» мы акцентируем внимание учащихся на необходимость знать и уметь, поэтому читается не только теория. Будущие учителя экономики обучаются умениям востребовать это фундаментальное знание в практической деятельности в рамках синегретики. Самоорганизация является одним из ведущих принципов построения данного учебного предмета, направленности его на способность из стихии рыночных отношений создавать упорядоченную систему. Синергетический подход служит отправной точкой и в воспитании студентов, обращенности к личности каждого из них, к ее творческому потенциалу.

Отметим два ведущих параметра преподавания методики экономики, отвечающих современным педагогическим требованиям. В первую очередь — это технологический уровень. В основе учебного курса заложено развивающее обучение, под которым нами понимается развитие воспитательной готовности, опора при обучении не на созревшие, а на формирующиеся психофизические функции с активным использованием уже развитых. Такой технологический подход обусловлен злобой дня, необходимостью активизации учебного процесса, требованием максимальной обращенности к личности, субъекту, его индивидуальности, а также потребностью школы в качественно новом содержании обучения. Здесь следует подчеркнуть, что под педагогической технологией мы понимаем способ достижения цели в заданных условиях, ориентацию на системность генетических изменений, направленность на заданный и устойчивый результат. Это понимание выдвигает и ряд специальных, специфических и общеспецифических целей.

Сегодня принято считать, что без продуманной ориентации на личность учащегося (личностно-ориентированный подход) педагогическая отдача будет неполноценна, а многие воспитательные цели вообще недостижимы. Выбор развивающей технологии, таким образом, оказался предопределенным авангардными требованиями педагогической науки. И этот выбор оказался правильным: модернизация школы опирается на идеи именно развивающего обучения, более того, в печати заявлено, что одним из основных направлений предстоящей работы является перевод традиционного обучения в русло развития личности.

Второй ключевой особенностью организации курса «Методика преподавания экономики» стал интегративный подход. С данных позиций на наших занятиях и рассматривается эта дисциплина, так как в природе учебного предмета экономика заложены многочисленные межпредметные связи: с математикой, языками, литературой, географией, философией, историей, производственной технологией, граждановедением, политологией и т.д. Эти связи изучаются студентами самостоятельно, некоторые из них избрали данный подход темой для своих курсовых работ. Отметим, что ничего подобного в специальной литературе пока нет. Интегративный подход применительно к экономике является ноу-хау в науке, поэтому темы, связанные с межпредметными связями экономики, могут при наличии интереса исполнителя в дальнейшем вылиться и в дипломную работу и даже в кандидатскую диссертацию.

Междисциплинарный подход может и должен быть взят будущими учителями экономики на вооружение.

Аналогом самостоятельного исследования межпредметных связей студентами послужило наше изучение проблемы на примере интеграции экономических и шахматных понятий.


Межпредметные связи

экономики, менеджмента и шахмат



Специальные (шахматные) цели

Общие учебные цели

1

2

Система, варианты

Система. Административные структуры. Объект и субъект управления

Дебюты, начала, системы

Спрос и предложение

Структурные связи между фигу-рами

Связи между элементами системы, их учет и принятие решений. Баланс. Сальдо. Дебит. Кредит

Цена фигур

Ценообразование

Сила фигур

Роль денег как средства измерения

Относительная, абсолютная, потенциальная сила фигур

Ценовая политика. Рынок. Рыночные отношения. Рычаги управления. Денежная масса. Курс валюты


Роль фигуры в зависимости от положения на доске, размен

Формы и функции денег, роль денег как средства измерения и обмена

Принцип двойственности

Законы рыночных отношений

Размен: равноценный, неравно-ценный, с учетом конкретной по-зиции и перспектив ее развития

Обмен. Натуральный обмен. Бартер. Неравенство в благосостоянии

Качество и количество

Качество и количество

Шахматная доска

Способы быстрого расчета

Компьютерные шахматы

Счеты, калькулятор, компьютер

Пути проникновения шахмат в Россию

Торговые пути: Шелковый путь и др.

Запретные ходы

Эмбарго

Расчет вариантов

Смета расходов

Активная игра

Экономический расцвет

Пассивная игра

Экономические кризисы

Плохое положение, стесненные позиции

Депрессия

Виды матов

Банкротство

Пешкоедство, обжорный ряд, мельница и др.

Финансовые пирамиды

Законы централизации, взаимо-действия сил

Государственная и частная собст-венность







Запатованная фигура

Экономические проблемы безрабо-тицы

Виды преимущества

Конкуренция


Общеизвестно, что российская школа еще со времен К. Ушинского использует межпредметные связи в качестве стимулятора научения. Сегодня посредством интеграции решаются многие педагогические задачи, среди которых — формирование понятий, способов деятельности, умственных и практических умений, развитие познавательной самостоятельности, повышение научности содержания предмета, качества знаний и эффективности обучения. При помощи межпредметных связей стимулируется интерес к учению, формируется познавательная активность, а вслед за ней и познавательная потребность, оттачивается мышление — учение приобретает личностный смысл, полнее отражает окружающий мир. При этом характер проникновения предметов друг в друга многообразен и многоаспектен. Реализация межпредметных связей служит целостности изучения прежде всего экономики.

В данном плане учебный предмет экономика не является исключением.

Экономику причисляют к предметам гуманитарного цикла — третьему типу предметов, ведущей функцией которого является формирование отношений, куда, по нашей классификации, относятся также изобразительное искусство, музыка, этика, эстетика, психология семейной жизни.

Однако структурное содержание учебного предмета экономика гораздо шире, оно включает структурные компоненты (способы деятельности, видение мира), а также вспомогательные знания (логические, методологические, межпредметные, историко-научные, культурологические, психофизиологические). К тому же экономика — это особая дисциплина еще и потому, что вмещает в себе двуединые признаки: гуманитарные и математические. Это промежуточный предмет, идеально приспособленный к активному познанию мира — человека, природы, общества и отношений между ними.

Целью экономики является не только формирование основ экономического мышления, дающего возможность использовать полученные знания в повседневной жизни, развивать способности к экономической деятельности или профессионально ориентироваться в ней, но и, что не менее важно, посредством этого предмета можно воспитывать способности адаптироваться в окружающей среде, стойко противостоять происходящим изменениям в жизни, чтобы не сломаться в трудных жизненных ситуациях, найти свое достойное место в мире. Воспитательные аспекты экономики богаты, но еще плохо изучены и тем более методически разработаны.

Курс методики преподавания экономики базируется, таким образом, на идеях развивающего обучения, межпредметных связях и творческом потенциале будущего учителя. Подготовка учителей экономики осуществляется в трех направлениях: в теоретическом (без знания основ общей педагогики, психологии и физиологии нельзя работать в режиме развития), содержательном и процессуальном. Большое внимание уделяется развитию творческого потенциала (творческий подход) будущего педагога. В рамках курса (лекции, семинарские и лабораторные занятия) работает творческая лаборатория, где студенты пробуют свои силы в изобретательстве, сочинительстве, учатся решать текущие педагогические проблемы, моделируют содержание развивающих игр и упражнений. Результаты такой работы объединены в учебном пособии по методике преподавания экономики, содержание которого полностью создано студентами.

Теоретический курс методики преподавания предмета нашел свое продолжение в шестинедельной педагогической практике, на которой студенты смогли познакомиться с разными подходами к преподаванию и на деле узнать, что такое учить детей экономике. Опыт практической деятельности стал той точкой опоры, которая помогла на последующих занятиях выявить методические ошибки, понять их и найти им грамотное истолкование.

А ошибочных методологических представлений, к сожалению, было достаточно. Например, в корне неверно одним из методистов школы трактовался исследовательский метод, за который выдавалась банальная работа с учебником, причем не отмеченная признаками элементарного поиска. Другой методист за основу ведения курса принял лекционную форму работы, к тому же упрощенно истолкованную, и студенты, следуя ей, были ограничены жесткими и часто неверными методологическими рамками. Слабым методическим звеном оказалась в одной из школ и оценка знаний учащихся, механическое использование тестов (в основном примитивного характера) и выставление на этой основе необоснованных отметок, предельно завышающих качество знания учеников, и т.п. Результатом анализа содержания практики стало занятие по составлению тестов, их возможности оценивания знаний и в связи с этим качество обучения.

Связь методики преподавания экономики и практического использования полученных знаний, таким образом, позволила многократно усилить обучающий эффект лекционного курса.


Использованная литература


  1. Житковская Г. Нетрадицонные подходы к изучению экономики // Народное образование, 2001. — № 1. — С. 144 – 149.

  2. Князева В.В. Структура и содержание учебного предмета шахматы в системе общеобразовательной школы России. — Дисс. … д.п.н. — Москва, 2000. — 403 с. — Приложение. — 157 с.



Князева, В.В. Природосообразное педагогическое наблюдение / В.В. Князева. – Оренбург: Вестник ОГПУ, 2003. - № 1. С. 258-275.


УДК 371.01


В.В. Князева, доктор педагогических наук, профессор

кафедры общей педагоги

Оренбургский государственный педагогический университет


^ ПРИРОДОСООБРАЗНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ


Биологический и психологический возраст шестиклассника Вани Р. отставал от паспортного. Это видно было на глаз. Маленький, тщедушный, малословный, он резко выделялся среди сверстников, высокорослых и упитанных. Затравленным зверьком Ваня не выглядел — все-таки школа московская и частная. Но агрессивность нет-нет да и взрывалась мощно и непредсказуемо. А в целом — замедленные действия, легкая отвлекаемость на уроках, как будто занятия для этого и существовали. За таким поведением четко прослеживался комплекс неполноценности: мальчик явно не ладил с собой.

Первый же контрольный диктант выявил и причину столь неадекватного поведения. Число ошибок превышало допустимую норму в пять раз. Шестиклассник не различал не только приставок и предлогов, но и смысла написанного — мог начертать несколько слов слитно, не видеть границ предложений, не различал предлоги и разделял приставки от слов. Домашние тетради выглядели странно: страницы заполнялись, как бог на душу положит, — слово в начале, в середине, в конце листа ...

Ваня не владел ни с устной, ни письменной речью в той мере, в какой это свойственно детям его возраста. Он читал по слогам, напряженно, как будто мучительно постигал смысл звучащего. Все указывало на явное недоразвитие. Но на просьбу учителя показать мальчика специалисту хозяева школы не шли. Пришлось обходиться собственными средствами.

К сожалению, история Вани не исключение. Сколько таких учеников сидит за школьной партой! И все они нуждаются в участии взрослых. Ване повезло: его родители — состоятельные люди и смогли обеспечить репетиторство. Правда, толку от этого не вышло. Репетитор подопечному не помогла. Не облегчил судьбы ребенка и перевод в частную школу.

Опережая события, замечу, что положительные изменения, спустя полтора года после нашего знакомства с мальчиком, в Ване все-таки произошли. Он стал в три-четыре раза меньше допускать ошибок, писать осмысленно, улучшилась техника чтения, расширился словарный запас, изложение текстов подчас удивляло последовательностью и полнотой. Пробовал Ваня даже сочинять стихи. Мальчик стал мягче, покладистее, доброжелательнее.

Кажется, педагог, сумевший переломить ход развития ученика, должен чувствовать себя героем. Сам определил причины запущенности, разработал и применил коррекционную развивающую технологию, которая, в конечном счете, и помогла наметиться положительным сдвигам. Учитель смог рассмотреть причину отставания, определить его как тяжелый случай дислексии: недоразвитие второго блока мозга приема и переработки информации (по А. Р. Лурия). Он сумел преодолеть трудности произвольной регуляции деятельности ученика, несформированность его зрительно-пространственных функций, фонематического слуха, слухоречевой памяти и т.п. Он-то смог. Но что другие?

Два учителя начальных классов, репетитор, учитель русского языка и литературы, психологи и дефектологи пять лет как будто не имели глаз и ушей: не видели, не слышали и оттого не понимали причин столь тяжкого отставания ребенка. Все это время мальчик числился в ущербных, страдая от снисходительных насмешек одноклассников, раздраженности взрослых. Не случись счастливой встречи с очередным педагогом, как бы сложилась его дальнейшая судьба?

И вовсе очевидно: если бы учитель смог понять причины отставания ребенка еще в первом классе, то есть в начале обучения, и активно использовать методику коррекционного развития (развивающего обучения), не было бы ни педагогической запущенности, ни агрессивности мальчика. Вероятнее всего, ученик догнал бы сверстников, и его дальнейшее развитие не содержало бы тех трагических ноток, которыми полнилась его маленькая жизнь все эти пять школьных лет. А сколько времени эхо педагогической несостоятельности еще будет отзываться в мальчике Ване?!

Педагогическое наблюдение, которое в данном случае явилось основным методом принятия решений, оказалось двоякого характера. До шестого класса его можно назвать слепым — учитель смотрел, но не видел и тем более не понимал, а в шестом классе, после прихода нового педагога, — осмысленным: учитель не только наблюдал и видел, но и осознавал глубинные причины отставания. Именно благодаря системному и пристальному наблюдению учитель в дальнейшей работе сумел найти положительный выход. Таким образом, наблюдение стало той отправной точкой, которая позволила наставнику оказаться на вершине профессионального знания и опыта.

Януш Корчак считал неправильным, когда педагогика, минуя клинические наблюдения, сразу переходит к лабораторным исследованиям. Разделяя такой взгляд на одну из ключевых проблем науки, мы считаем педагогическое наблюдение необходимой предпосылкой любого научного результата. Приведенный выше пример — яркое тому доказательство.

Уже сегодня очевидно, что школьный учитель обязан быть высоким профессионалом. Массовость профессии не оправдывает незнания, ориентации на авось, оглядки на традиции и стандарты, а педагогическое наблюдение, несмотря на свое древнее происхождение (мы не рассматриваем здесь виды педагогического наблюдения, так как это не цель данной статьи), и сегодня является одним из основных методов научного познания. Оно относится к группе эмпирических методов исследования.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




Похожие:

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers iconChildren of the Korn Attention all parents!

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers iconДокументы
1. /CHESS - Шахматы/Описание программы CHESS.pdf
2. /CHESS...

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers iconДокументы
1. /CHESS - Шахматы/Описание программы CHESS.pdf
2. /CHESS...

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers iconДокументы
1. /Children Of Bodom/1997 - Something Wild.doc
2. /Children...

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers iconSeminar-for-teachers-hard-adaptation

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers iconDevelopment of prevention educational materials for teachers and peer leaders oriented on youth problems and values

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers iconThe Morals of Chess

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers iconChildren

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers iconAcademy of Chess and Draught Art and

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers iconДокументы
1. /All Burn In Hell.txt
2. /All You Need Is...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов