Из архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано icon

Из архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано



НазваниеИз архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано
Дата конвертации15.07.2012
Размер163.98 Kb.
ТипДокументы

Из архива Н.А. Лялина. Слегка мною, ZT, отредактировано.


СОВЕШАНИЕ ДИРЕКТОРОВ И ЗАВУЧЕЙ ШКОЛ ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА от 26/IV-1950 г.


М. Г. БАРАНОВ. – (директор 321 школы)


Товарищи, опыт 321 школы по осуществлению педагогических идей А.С. Макаренко в значительной мере беднее и по сути дела довольно затруднительно представить такого рода дела, которые бы произвели на вас большое впечатление.


В своей практической работе 321 школа, и учителя и я, мы исходили из необходимости хорошего, работоспособного детского коллектива.


На протяжении первых 2-3 лет, начиная с 45 года, в отдельных классах сложились неплохие ученические коллективы, правильно умеющие реагировать на поступки своих товарищей, умеющие хорошо сформировать общественное мнение по отношению к тому или иному ученику, неблаговидно себя ведущему, и эта педагогическая задача относительно была удовлетворительно разрешена. Но когда в ряде классов такого рода коллективы стали реальным фактом, перед нами стала другая задача – задача укрепления школьного коллектива. Этому способствовало одно обстоятельство. Хозяйство школы было очень запущено, мне пришлось длительный срок заниматься восстановлением и в процессе восстановительных работ я впервые начал замечать и сознательно направлять начало формирования ученического коллектива [школы в целом]. На чём? На работе. Началось с простых вещей.


Перед началом учебного года в 1947 г. нужно было спешно убрать большое количество строительных материалов и мусора, учеников не было в школе, это было летом.


Зная способ сбора учеников по цепочке, я разыскал 2–3 учеников и через них собрал других и буквально в течении нескольких дней была сделана огромная работа.


Эта работа сплотила наиболее сознательную часть учащихся, актив комсомольский и для меня эта группа учеников послужила отправной к созданию ученического коллектива [школы как целого].


Дополнительно к этому очень серьёзным помощником в создании коллектива явилась история школы. История 321 школы довольно большая, это бывший благородный пансион при Университете, открытый в 1830 году, реорганизованный в I-ю гимназию. Нынче школа праздновала 120-летие. В нашем арсенале имеется большое количество людей, хорошо известных в нашей истории, литературе, науке, искусстве. И вот я поставил задачу познакомить учеников с историей школы и связать в одно целое ту активность, которая была проявлена учениками в отношении помощи школы. С другой стороны, нужно было возродить традицию и предложить продолжать её. На этой основе начал складываться школьный ученический коллектив.


В дальнейшем я исходил уже из совершенно категорически выраженного Макаренко положения о том, что если вы хотите создать надлежащий коллектив в школе, то поручите часть работы, которую вы делаете сами, ученическому коллективу.


ZT. http://zt1.narod.ru/doc/klir-1951.
doc { Осипов Александр Александрович 1911-1967, 1951: Клир от пят, до макушки. } .. Армия учит нас, что без кадрового младшего командного состава командиры - как без рук, а бойцы - как тело без костей .. ZT. По Колонии и Коммуне А.С. Макаренко и по манеру армейских подразделений: учителя и штатные воспитатели – это подобие офицерской состав, а нужен ещё и сержантский состав из личного состава подопечных подростков и юношей. Ибо: даже при хорошем "офицерском составе" - без "сержантского состава" из самих учеников-воспитанников - педагогическое учреждение – как тело без костей. ZT. Такие структурные образования скорее всего были и есть в кадетских корпусах, но, - в исто-значенном виде и смысле, - их веками не было в рутинных учебных заведениях, включая, конечно, и заскорузлую старорежимную Шкиду = "школу Достоевского, стерву сволочную" ( © Константин Евстафьев http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc ). ].


И в этом году, когда комсомольская организация в значительной мере окрепла, я начал с простой вещи. Пригласил комсомольский актив и поставил перед ним задачу: XI съезд принял такие-то решения, вы обязаны помогать мне, ваша помощь мне очень нужна, в частности нужна помощь в отношении вот такого вопроса – вопроса организации порядка в школе, вопроса налаживания дисциплины в школе.


Я не считал возможным исходить из того положения, что нужно сначала предъявить какие-то категорические требования, которые непреложны и которые обязаны все беспрекословно выполнять.


Вопрос установления определённого режима является одним из самых сложных вопросов. Сложность этого вопроса объясняется простым положением, что состав нашей школы до сих пор ещё пока не стабилизировался и стабилизируется очень медленно. Движение учащихся из одной школы в другую настолько большое, что разрешить сколько-нибудь удовлетворительно полное выполнение требований, предъявляемых нами, не представляется возможным до тех пор, пока не будет разрешён вопрос о создании коллектива, о поднятии на высокую ступень сознания учеников, - тогда новый ученик сравнительно легко будет подчиняться установленному режиму.


[ ZT. В рутинных = в обиходных = в обычно встречающихся вариантах направляют сгустки новеньких в еще макаренковски не установившееся учреждение. Аморфная кучка новеньких, и даже хоть один новенький, лишь модифицируют рутинный хаос, который так и остается хаосом. Поэтому: надо административно запретить вливание аморфных новеньких в еще пока что достаточно аморфное, но идущее к макаренковской неаморфности, учреждение. Переждать. Подождать достижения макаренковской стойкой зрелости учреждения. И лишь потом - направлять в него новеньких. ]


Я не стал им подсказывать, что нужно делать, они сами много думали, мудрили, обсуждали в классах.


Мы ничего не подсказывали. Правильно это или неправильно – я не берусь судить.


В октябре месяце, после целого ряда комсомольских собраний в старших группах, после обсуждения вопроса на комитете комсомола – как решить вопрос с улучшением порядка и дисциплины в школе, на одном из комитетов секретарём комитета комсомола было выражено очень робко следующее мнение: а что если нам попробовать вместо дежурств по школе, которые ведутся каждым классом один день, в интересах наведения порядка взять всю ответственность за дежурства на комсомольскую организацию?


Комсомольская организация к этому времени насчитывала почти 200 человек. Я помог секретарю комсомольской организации сформулировать эту мысль и сказал, что я об этом подумаю, посоветуюсь с учителями, тогда дам ответ.


Я сознательно заставлял ребят ждать…


На следующем комитете комсомола этот вопрос снова встал. Тогда я изложил свою точку зрения на сей предмет, заявив, что в результате переговоров с учителями я обдумал вопрос и считаю, что вы располагаете достаточными силами для того, чтобы эту задачу выполнить, но, хотя сил у вас достаточно, нужно проделать большую и серьёзную работу. В чём она должна состоять? Вот вы, ученики старших классов – 8, 9, 10, беря на себя такую задачу, должны очень серьёзно внушать ученикам младших классов необходимость поддержки вас в этом начинании. Если вы этого не сделаете, вам будет не справиться, и только когда вы проделаете эту большую работу, тогда я пойду на то, чтобы снять дежурства учителей и целиком поручить вам ответственность за порядок в школе.


Началась очень большая работа в младших классах, в среднем звене, - самом тяжёлом, – в 4, 5, 6 классах. Эта работа вылилась в определённые организационные формы. Комсомольцы старших классов взяли шефство над пионерскими отрядами в помощь вожатым, примерно человека 4-5 на класс, быстро установили контакт с воспитателями, провели своеобразную "инвентаризацию" наиболее трудных и неорганизованных учеников. На комсомольцах, не имеющих общественных нагрузок, была возложена задача заниматься этими трудными учениками, они к ним были прикреплены в индивидуальном порядке. Мне пришлось с этими учениками провести специальную беседу как это шефство рассматривать, какую цель оно преследует.


Нужно сказать, что с того момента, когда я рискнул снять всякие дежурства учителей по школе и передал дежурства в руки ученической, комсомольской организации школы, порядка в школе стало больше. Установились очень хорошие товарищеские отношения старших коллективов с младшими, между отдельными учениками. Я имею возможность часто наблюдать, когда в коридор учеников старших классов идёт малыш, и его спрашивают: "Ты зачем сюда?", он отвечает: "Я к своему шефу".


У них идут разговоры об очень интересных делах, младшие спрашивают совета, как быть в таком-то случае и т. д.


Когда решался вопрос о шефстве, я исходил из положения Макаренко относительно того, что чувство собственного достоинства, разбуженное в ученике, исключает возможность в дальнейшем для этого ученика нарушать раз принятый для него порядок, в котором он чувствует себя человеком. Это имеет колоссальное значение и ученики старших классов, шефствуя над младшими, сами в своих глазах значительно выросли и делают большие дела…


Мне кажется, что в вопросе создания коллектива мы в этом году кое-что сделали.


Серьёзную помощь оказала и юбилейная дата. Ученики, осуществляя 20-е правило для учащихся, непременно должны отличать свою школу от других школ, если этого нет, то нужно что-то придумать. Макаренко об этом говорит определённо. Если бы не нужно было решать вопрос относительно того, как организовывать воспитательную работу в школе, то я бы нашёл что-нибудь такое, что отличает эту школу от всякой другой, кроме номера. Речь шла о Московской школе, носящей имя учёного и политического деятеля, и Макаренко говорил, что я непременно даже тот день, когда учёный родился, превратил бы в общешкольный праздник. Я это имел в виду, когда ставил несколько лет назад вопрос об юбилее школы. В этом году я исходил из того же положения, это положение глубоко справедливое, ученики иначе начинают смотреть на школу, в которой они учатся, для них это приобретает особый оттенок.


Это два положения, о которых мне хотелось вам рассказать, которые я считаю полезными в нашей педагогической практике: это установление тесной связи между учащимися старших и младших классов с целью создания единого ученического коллектива и укрепление традиций и своеобразия, отличительных черт школы, в которой они учатся. Они должно её любить, уважать, они должны знать, кто в этой школе учился, что сделал полезное и что они могут сделать полезное.


Если говорить о перспективных линиях Макаренко, то эта традиция имеет большое значение. Какую перспективу мы можем поставить перед учениками? Ты кончишь школу, пойдешь в высшее учебное заведение, будешь строителем, но всё это абстракция. А конкретно – вот этот человек окончил школу, он сделал то-то, получил такие-то награды.


Нашу школу окончил мастер спорта шахматист Раговин, и для многих учеников это не просто пустой звук.


Для ряда учеников, увлекающихся музыкой школа приобретает совершенно особый аромат потому, что в этой школе учился М.И. Глинка.


Для ряда учеников, пробующих писать школа имеет значение потому, что в этой школе учились наши крупные дореволюционные и послереволюционные литераторы – поэт Всеволод Рождественский и Ловинский, это реальная величина. Это обстоятельство нужно использовать для создания школьного коллектива.


---------


ОБУГОВА. – (учительница английского языка, воспитатель 7 класса 325 школы).


Я попробую рассказать, как мне удалось создать коллектив.


У меня стиль работы был несколько иной. Я начала работу в прошлом году в 6 классе. В основу работы я положила политическое воспитание, так как считала, что это поможет разрешить проблему успеваемости, общего развития учащихся, дисциплины.


Класс уже получил определённые навыки и умения, но интересы и запросы были настолько разнообразные, различные, что я поняла, что самой первой задачей является создание коллектива.


С чего я начала? В коллективе зависимости очень сложные. Цели личные должны быть подчинены целям общим, или вернее общие цели должны определять личные цели.


В первую же неделю учебного года я предложила девочкам устроить вечер для того, чтобы ближе познакомиться с ними, и предложила всем девочкам принять участие в этом вечере, показать какой-нибудь номер, чтобы можно было определить с чего нужно начинать работу в этом классе… Каждый по секрету подготовил неожиданный для других номер. На этом вечере многие узнали то, что в других условиях они не узнали бы. В результате мне удалось выяснить степень их одарённости, их запросы, потребности, художественные вкусы, взаимоотношения друг с другом вне школы.


В первый же месяц я посетила всех учащихся дома, это были не простые посещения, а беседы иногда длились до двух часов. Мне было интересно выяснить поведение девочек дома потому, что в школе оно всегда лучше, взаимоотношения с родителями, выяснить их достоинства и недостатки. С этого я начала строить работу. Для меня стало ясно, что я должна воспитывать в каждой отдельной ученице, какие качества нужно прививать, какие нужно искоренять.


Вспомните слова Макаренко: "Эстетика костюма, комнаты, лестницы, столика имеют нисколько не меньшее значение, чем эстетика поведения".


В связи с этим приходят на память два случая. У нас было решено в начале учебного года, что все девочки должны придти с цветами. В мой класс две девочки пришли без цветов. Одну из них я вывела из строя и говорю: посмотрим на всю линию, насколько она красиво выглядит, насколько ярко выделяются тёмны пятна на общем фоне. Как правило, замечаний я старалась не делать я всегда стараюсь поставить детей в такие условия, чтобы они и сами поняли, насколько они не правы, и в данном случае мне удалось убедить, что это не есть мой каприз, а что даже с эстетической точки зрения это очень красиво выглядит. Это всё равно, как если ты смотришь на красивую картину и видишь в ней выжженное пятно.


Другой случай. Перед началом учебного года на собрании был разговор о подготовке к учебному году, всё ли есть у девочек. Когда коснулся разговор о физкультуре, то обнаружилось, что не у всех девочек есть физкультурные костюмы. Школа предъявляет определённые требования в этом направлении, все должны быть одеты в чёрные трусики, чёрные майки и белый кушачок. Несколько девочек не имели костюмов. Я предложила подумать о том, как это сделать. Нужно купить майки. Денег у мамы сейчас нет. Общее собрание класса решило помочь девочкам. Майки купили, но оказалось, что чёрных нет, были только зелёные, и две девочки до трёх часов ночи перекрашивали зелёные майки в чёрные. Через день класс весь явился в физкультурных костюмах. Опять обращаю их внимание на эстетику, насколько это красиво, как это радует глаз.


Мой класс сейчас разбит на комиссии, комиссии эти управляют сами собой. Лучше всего работает учебная комиссия, дети сами помогают друг другу, сами обнаруживают, где прорыв, туда и приходят на помощь, дети умеют реагировать на всякие поступки.


Хочу отметить ещё один факт, который помог мне в работе. Мы много говорим об успеваемости ребят и очень часто наши разговоры превращаются в одни нотации. Мы придумывали разные методы, как с этим бороться и в результате решили сделать так. Мы больше в IV-й четверти не будем говорить о тех, которые не успевают, оставим их в покое. Класс очень много сделал для них в течение года, помогал, где нужно было. Мы должны думать о растущих учениках. Результаты получились замечательные. Те девочки, которые время от времени получали двойки, в этой четверти ни одной двойки не имеют. Очевидно этот метод в условиях нашего коллектива помог.


Каждую комиссию возглавляет комсомолка. Все дела в классе совершаются самостоятельно, под моим наблюдением и контролем. Инициатива в классе настолько развита, что когда я им предлагаю какое-нибудь мероприятие и говорю, что ответственной за это мероприятие назначаю такую-то ученицу, предлагаю ей составить план, как она думает это провести, то часто я встречаюсь с такими замечаниями и мыслями, которые вряд ли мне пришли бы в голову.


Отличительным признаком стиля советского детского коллектива Макаренко считает следующее: мажор, постоянная бодрость, никаких пессимистических настроений, готовность к действию, действию интересному, с содержанием, со смыслом. Все эти черты как раз в моём классе очень ощущаются, они очень живые, любознательные, они откликаются на любое интересное школьное мероприятие. Будь то общеполезный труд или помощь старших младшим, будь то организация экскурсии или культпохода, они всё могут выполнить самостоятельно. Назначается экскурсия, за неё отвечает определённая ученица, она должна её заказать, узнать, где её можно провести, согласовать с учителем, всю организацию экскурсии она должна оформить.


Недавно у нас была конференция совместно с 306 мужской школой нашего района. Мы прочитали книгу "С тобой товарищи" и обсудили её в районной библиотеке. Ответственной за конференцию была девочка, которая провела её очень хорошо, несмотря на то, что это было во время каникул.


Как правило, какое бы мероприятие не проводилось, в нём участвует весь класс, будь то культпоход в театр, в кино, экскурсия, отсутствуют только по уважительным причинам. Класс целиком работает над всеми мероприятиями. Перед моими глазами должен быть весь класс.


Очень хорошо работает политинформация, девочки политически развитые, они считают необходимым прочесть газету каждый день, газеты "Ленинские искры", "Пионерская правда" есть в классе. Старшие читают "Ленинградскую правду". Политические события находят отклик сразу, серьёзно обсуждаются и интересуются этими вопросами.


Наблюдая детей в домашней обстановке, беседуя с родителями, мне приходилось видеть безотрадные факты, которые родители не всегда замечают, и когда я говорю, что девочка грубая, мать или отец становятся на её защиту, не находят этих отрицательных качеств, а девочка при мне сказала: "Мама, это тебя не касается, это не твоё дело", и родители не считают это грубостью. Меня эта грубость очень взволновала, а она наблюдается у многих девочек. Для того, чтобы искоренить это, лучшим средством я считала искусство. Мне казалось, что, благодаря искусству, я сумею воспитать в них те тонкие качества, которые присущи человеку коммунистического общества.


Они не замечают этой грубости, и тот, кто наблюдает за ними в обществе - никогда этого не заметит. И в школе и вне школы они держат себя хорошо, но в семье это резко чувствуется.


До меня они часто посещали Театр Юных Зрителей. Я считаю, что каждый культпоход обязательно должен сопровождаться и предшествующей беседой и последующим обсуждением. За всю свою воспитательскую деятельность я не помню культпохода, который бы я провела без соответствующей подготовки ребят. Нужно меньше ходить, реже, но со смыслом.


Очень интересные слова Н.К. Крупской. В статье о художественном воспитании она говорила: "Нужно помочь ребёнку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать".


Мне кажется, что внешкольная работа должна больше обращать внимание на искусство. Вы все знаете постановление ЦК партии "Об опере Мурадели "Великая дружба", и в свете этого решения работа в школе должна быть поднята на более высокую ступень.


Нельзя ограничиваться этическим воспитанием только в процессе обучения в классе, нужно проводить работу за пределами класса.


На одном из классных собраний был прямо поставлен вопрос: дети музыку не любят, есть такие, которые выключают радио, когда передаётся классическая музыка, так что можете представить обстановку, и как мне трудно было поднимать эту работу.


Я им рассказала о наших великих композиторах, о симфонической музыке и предложила – давайте мы начнём чаще слушать музыку, может быть, мы её всё-таки поймём. Искреннего желания я не почувствовала.


Я решила, что нужно ломать преграды, и больше ничего. Я составила работы: изучение творчества Чайковского, затем перейти к оперному творчеству и закончить симфоническим творчеством. Это перспектива не на один год, это понятно, потому что понимать симфоническую музыку может подготовленный слушатель. Но тем не менее эту работу я решила вести. На том же собрании мы решили, что пойдём смотреть балет "Щелкунчик", обратились в театр Оперы и Балета им. Кирова с просьбой помочь нам. Театр очень хорошо откликнулся на мою просьбу. До того, как мы смотрели балет, нас пригласили в театр, профессор А. А. Брендер рассказал о творчестве Чайковского, рассказал много интересного о композиторе, привёл интересные факты, затем им была показана постановка и они поняли, на что они должны обратить внимание в этом балете. Детям очень балет понравился.


Так постепенно мы начали разбираться в музыке, мы её полюбили по-настоящему, и что меня больше всего обрадовало – музыка вошла в их быт, этим настроением заразились и родители. Начало было положено.


В этом году в начале года, в связи с юбилеем Пушкина, мы решили взять тему "Пушкин в музыке", театр дал нам абонемент, включающий все спектакли Пушкина, и мы начали осваивать этот репертуар. До спектакля театр проводит с нами работу, знакомит детей с музыкальными образами оперы, с жизнью и творчеством композитора, рассказывают о работе актёров над спектаклем и когда дети идут слушать оперу, они уже хорошо разбираются в музыкальных темах и образах.


Мне очень хотелось зачитать некоторые отзывы ребят. Девочка пишет: "Работу с театром мы начали в прошлом году. Я не понимала тогда ценности этой работы и меня удивляло то, что Идалия Семёновна так упорно настаивает на том, чтобы мы… (чит.)


Этот отзыв читала девочка очень посредственная, неразвитая. Дети, после того, как они прослушают оперу, обязательно пишут сочинение на любую тему, которая их затронула, делают зарисовки. У меня много таких альбомов, которые они сделали.


Я наблюдала очень большие изменения в характере девочек, они стали тоньше, выросли, очень интересуются музыкой.


Театр устроил им экскурсию в оркестр, они ознакомились со звучанием каждого инструмента. После лекции, которую им прочитали в оркестре, я просила артистов оркестра наигрывать им мелодии, которые они слышали в спектаклях и дети угадывали, откуда та или иная мелодия.


У нас была экскурсия в хореографическое училище, мне хотелось, чтобы дети посмотрели, какой это тяжёлый труд, как трудно артистам добиваться красоты в балете, чтобы дети ясно представляли, что это искусство, которым они наслаждаются, нелегко даётся.


Наши отзывы и впечатления печатает газета "Советское искусство". Сейчас нашей работой занимается "Ленинградская правда". Случайно корреспондент "Правды" присутствовал в театре, когда там лежали наши материалы, заинтересовался и начал собирать материалы по этой работе, думаю, что после майских праздников эта статья выйдет. Директор театра показал мне письмо, которое он получил от родителей.


На последнем педагогическом совете был поставлен вопрос о том, чтобы начать эту работу с 4 класса. В условиях нашего коллектива это вещь вполне возможная потому, что большую помощь оказывает весь коллектив, - коллектив у нас дружный, отзывчивый, живой и подвижный, на все мероприятия откликаются все наши учителя. Мне удалось втянуть и ряд школ – 322, 312, 306, 321.


Мне кажется, что мы очень неблагодарны театру за всё, что он для нас делает, разборы с нами проводят художники, дирижёры, режиссёры. Мне кажется, что мы должны сделать что-то от себя. Мы организовали хор в классе, разучили хор из "Евгения Онегина", "Руслан и Людмила", куплеты Трике, и это был подарок театру. В ответ на это т. Циганов прислал мне бесплатно концертмейстера, чтобы он проводил музыкальную работу в классе. Сейчас мы готовимся к выпуску. У нас были встречи с Балабиной, Халилеевой, для нас они не жалеют времени.


Девочки, после того, как они посмотрят спектакль, пишут отзывы, и интересно заметить, что на днях я прочитала отзыв о "Мазепе" Богданова-Березовского и нашла там вещи, которые упоминали мои девочки, значит они научились разбираться.


(С МЕСТА. – А успеваемость как?)


Всегда такой вопрос возникает. Вы должны подумать о том, что кроме того, что творим над ними мы – воспитатели, есть ещё хороший контроль завуча и директора, которые бы не позволили нам ничего делать, если бы это отражалось на успеваемости. У меня не успевают две девочки. Всегда почему-то создаётся впечатление, что искусство мешает учёбе. Я искусство люблю потому, что оно приносит мне огромную пользу.




Похожие:

Из архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано iconМашинопись из архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано
В коллективе и через коллектив воспитываются дети в духе коммунизма. В коллективе создаются отношения действительной дружбы, взаимопомощи...
Из архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано iconИнститут усовершенствования учителей
Из бумаг Н. А. Лялина, преданных мне, zт, как-то давно его родственниками. Слегка мною, zt, отредактировано
Из архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано icon[Примерно 1947 год. Слегка мною, zt, отредактировано
Школьная администрация и учителя привлекают школьную ученическую организацию к участию в устройстве школьной жизни и используют её...
Из архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано iconЧтобы жизнь принесла плод
Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною
Из архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано iconДокументы из коллекции баронессы марии врангель гуверского архива США по истории российского зарубежья
К числу таких источников относятся и представляемые в данной публикации документы из Архива Гуверовского института войны, революции...
Из архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано iconВеликий Инквизитор Хогвартса На следующее утро они собирались прочесть «Ежедневный Пророк» Гермионы от корки до корки, чтобы отыскать статью, которую упоминал Перси в письме
Профессор Трелони слегка дрожащими руками поплотнее закуталась в шаль и оглядела класс сквозь огромные линзы своих очков. Сегодня...
Из архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано iconЛыкова Л. А., доктор исторических наук, главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории (ргаспи) рецензия на монографию
...
Из архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано iconСядь со мною рядом

Из архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано iconЧто со мною происходит

Из архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано iconМежду мною и тобою

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов