Урок по теме «Начало Римского государства» icon

Урок по теме «Начало Римского государства»



НазваниеУрок по теме «Начало Римского государства»
Дата конвертации16.07.2012
Размер56.38 Kb.
ТипУрок

Урок по теме «Начало Римского государства»

Цели урока:

  1. Сравнить природные и климатические условия формирования государств Древних греков и Древнего Рима.

  2. Научиться использовать исторические и художественные тексты для получения исторических знаний.

  3. Научиться оформлять свои знания в виде исторического эссе-размышления и презентаций.

Введение. Рим.

Его так и звали просто «городом», и когда произносили слово «urbs», все понимали, что речь идет о Риме. Чужестранцы, побывавшие в этой столице мира, с восторгом рассказывали своим землякам о великолепны зданиях, поражавших и обдуманной смелостью замысла и несравненной роскошью отделки, о величавых форумах, о триумфальных арках, которые спокойно и неопровержимо рассказывали о победах и завоеваниях Рима. Отголосок этого восторженного изумления слышится в эпитетах, сопровождающих его имя: «золотой». «вечный». Странным образом последний из них сохранил свою силу. Рим был взят и разграблен варварами; его улицы заросли травой, на его форумах паслись коровы; храмы и дворцы превратились в развалины. Даль веков скрыла темные и страшные стороны античного Рима: он казался символом государственной мощи, обеспечившей мир и благоденствие своим подданным; для людей, только накануне узнавших, что такое азбука, он был обителью, откуда лился свет просвещения и разума.

^ Племена древней Италии.

  1. Карта Италии.

На заре истории, когда греки заселяли Балканские земли, родственные им племена италиков заняли соседний полуостров, похожий по форме на сапожок. Этот полуостров называется Апеннинским по имени невысоких Апеннинских гор, которые тянутся вдоль его «голенища» с севера на юг. По имени италиков полуостров называют Италией.

Задание 1. Рассмотрите карту территорий, на которых располагалось римское государство.

karta-rim.ppt

Между Италией и Грецией было одно важное различие. Знаменитейшие греческие города располагались на восточном берегу Балканского полуострова: Эллада была как бы обращена лицом к востоку. Италия, наоборот, смотрела на запад: крупные ее города были основаны на стороне Тирренского моря.

  1. Природа Италии.

Задание 2. 1) Прочитайте отрывок «Природа и население Древней Италии». На основании полученных сведений составьте таблицу, в которой сравните природу и климат Греции и Италии.

2) Прочитайте отрывок из поэмы Вергилия «Энеида». Опишите своими словами природу тех мест, где высадились троянцы.

3)На основании полученных данных запишите в тетрадь занятия населения Древней Италии.

Eneida.
doc


  1. Италийские племена

С начала II тыс. до н.э. основную массу италийского населения составляли племена италиков, говоривших на индоевропейских языках. Италики – пришлый народ. О времени и путях их проникновения в Италию единого мнения в науке нет. Среди италиков известны латины, самниты, сабиняне и др.

Начало римской истории вовсе не предвещало будущей славы. На вершинах нескольких холмов в беспорядке стояли хижины, сплетенные из ветвей и обмазанные глиной. Столб в середине хижины поддерживал соломенную или тростниковую крышу; дым от очага выходил в отверстие над дверью, над которой прилаживали иногда навес. Очаг был переносной, а в каменном полу были прорублены канавки для стока воды. Место, где устроились эти древние поселенцы, представляло собой путаницу оврагов, ложбинок, заболоченных низин и мелководных речушек, стекавших с холмов, амфитеатром расположенных на левом берегу Тибра. Хорошие места были заняты, приходилось довольствоваться тем, что оставалось. Можно, однако, представить себе, что в этой местности привлекало древнейших насельников: холмы, пусть и невысокие, иногда крутые и обрывистые, были все же естественной крепостью, а заболоченные ложбины, превращавшиеся иногда в настоящие болота, делали эту крепость еще надежнее. Кругом росли леса и били ключи; чистая вода, материал для построек, топливо и дичь были под рукой. Возле протекала большая судоходная река: легко было подняться вверх и спуститься вниз; можно было и завязать торговлю с кем нужно; можно было при случае и организовать разбойничий набег.

В VII в. до н.э. население этих поселков, живших совершенно обособленно, начало объединяться, и в VI в. под влиянием и под властью этрусков Рим стал уже настоящим городом.

Хотя древние италийские города имели такой простой вид, основание их проводилось по строгим правилам: жрецы устраивали гадания, чтобы удостовериться, что место для поселения выбрано удачно, а затем впрягали в плуг быка и корову и проводили борозду на месте будущей городской стены. Пропаханная стена была священна, ее нельзя было переступать, чтобы возведенные на ней стены оставались неприступными для врагов. В том месте, где плуг приподнимался, и борозда прерывалась, делали ворота.

  1. Этруски

По соседству с италиками, на север за Тибром, проживали племена этрусков. Ученые до сих пор не могут определить, на каком языке говорило это племя., хотя этрусские надписи сделаны греческими буквами. Согласно древнему преданию, этруски перебрались на Апеннинский полуостров по морю из Малой Азии. Они были искусными мореходами и пиратами. Греки звали их тирренами и по их имени называли западное море Тирренским. Этруски славились как замечательные ремесленники и в первую очередь как мастера каменного дела: из камня они строили мосты, каналы, храмы, роскошные гробницы. У них были большие города с прямыми улицами и каменными стенами. Правили этрусскими городами цари.

Италийские племена заимствовали у этрусков строительные навыки, предметы роскоши, знаки царской власти, а также многие религиозные обряды и гадания.

^ Задание для дополнительной информации:

Изучите материалы по истории этрусков и презентацию для получения дополнительной информации об этом народе.

etrus.doc

etruski.ppt

  1. Легенды о начале Римской истории и об основании Рима.

Южная граница Этрурии проходила по реке Тибр. За Тибром начинался Лаций – область небольшого италийского племени латинов. По преданию, а Лации было 30 городов и среди них – ближайший сосед этрусков, маленький городок Рим, стоявший на самом берегу Тибра. Римляне принадлежали к латинскому племени и говорили на латинском языке.

У римлян не было таких сказочных сказаний о богах и героях, какие сложились у греков. Зато они крепко хранили в памяти исторические предания о начале своего племени и города, о своих древних царях, о подвигах римских граждан. Великий римский поэт Вергилий, используя древние исторические предания, написал поэму о происхождении латинского народа. Главный герой ее носит имя Эней и поэма называется «Энеида».

Задание:

  1. Используя отрывки из легенд о зарождении Римского государства, расскажите о происхождении римского народа и об основании Рима.

  2. Прочитайте легенду о царице Дидоне и Энее и стихотворение И.Бродского «Дидона и Эней». Подумайте, какие чувства и эмоции вызвали у поэта события, произошедшие в самом начале римской истории. Что для него более важно: человеческие судьбы или историческое предназначение? (Напишите небольшое сочинение).

Didona.doc

  1. Установление основ Римского государства.

Ромул не только основал город, но и установил в нем твердые порядки. Он учредил власти: царскую власть, сенат и народное собрание, и разделил народ на патрициев и плебеев.

^ Задание: Используя словарь, опишите устройство раннего римского государства.

slovar.doc

  1. Царский период Римской истории.

Город Рим стоял на семи холмах, которые возвышались на южном берегу Тибра примерно в 20 км от моря. Самые знаменитые из римских холмов – Палатин, Авентин, Капитолий. Остальные холмы: Квиринал, Виминал, Эсквилин и Целий.

Царей было столько же, сколько холмов – семь.

^ Задание: Используя текст, выпишите, каковы были результаты деятельности каждого из царей.

tcari.doc

Примерно около 510 г. до н.э. римляне изгнали последнего царя и в Риме установилась республика.

  1. Контрольные задания.

Теперь, когда мы с вами подробно рассмотрели первый, царский период истории Римского государства, ответьте на предложенные вопросы и выполните задание:

  1. Rome-kontr.doc

  2. Придумайте надписи к кадрам презентации и дополните ее своими слайдами с надписями. Так вы создадите собственную работу.

Rome.ppt

  1. Материалы для учителя:

http://www.hermitagemuseum.com/iedu_Ru/ar/templates/arr51.html




© Шейнина О.Э., гимназия № 1543, 2008 г.




Похожие:

Урок по теме «Начало Римского государства» icon«Восточные славяне»
...
Урок по теме «Начало Римского государства» iconБаталова Гульнара Загитовна, учитель английского языка Содержание: I. Характеристика класса с. 1 II. Характеристика урок
Данный урок является 4-ым в системе уроков по лексической теме "Личностные черты человека. Способности." (общее количество уроков...
Урок по теме «Начало Римского государства» iconУрок по теме: «Функция у = кх 2, её свойства и график» Тип урока: урок усвоения новых знаний
Сегодня на уроке мы вспомним и повторим пройденный материал. А вот по какой теме вы узнаете, расшифровав её название заменив каждую...
Урок по теме «Начало Римского государства» iconУрок по теме: "Паскаль. Квадратная матрица". 11-й класс
Урок по теме “Квадратная матрица” входит в состав содержательной линии “Информационные технологии”
Урок по теме «Начало Римского государства» iconУрок по теме «Механические колебания и волны» Актуальность использо­вания средств икт позволяют повысить наглядность урока, вовлекают учащихся в активную познавательную деятельность
Урок изучения нового материала по теме: «Источники звука. Основные характеристики звука»
Урок по теме «Начало Римского государства» iconДиректор моу дод дюстш
Сыктывкар, ул. Пушкина, 51 (шахматный клуб), в период с 14 по 29 октября 2006 года. Игровые дни: 14 октября (начало в 16: 00), 15...
Урок по теме «Начало Римского государства» iconУрок повторения и обобщения пройденного по теме «Физика наука о природе» 7 класс ( урок проводится на основе произведения А. Соколовского «Барометр показывал «ясно»)
Цель урока: повторить и систематизировать знания по теме «Физика – наука о природе»
Урок по теме «Начало Римского государства» iconВведение
Римского государства, превратившегося к концу I в до н э в огромную Римскую империю. Латинский язык был здесь, прежде всего, языком...
Урок по теме «Начало Римского государства» iconПушкарская Ольга Николаевна- учитель обществознания мкоу «сош №42» г. Прохладный 9 февраля 2012год Тип урок
Данный урок является 2 по теме «права человека». На предыдущих уроках английского языка учащиеся работали над лексикой по теме «Права...
Урок по теме «Начало Римского государства» iconУрок математики в 5 классе Урок-путешествие по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов