Строители погребальных холмов и обитатели пещер «Это было мистическое, сверхъестественное ощущение» icon

Строители погребальных холмов и обитатели пещер «Это было мистическое, сверхъестественное ощущение»



НазваниеСтроители погребальных холмов и обитатели пещер «Это было мистическое, сверхъестественное ощущение»
Дата конвертации16.07.2012
Размер135.6 Kb.
ТипУрок

Материалы к урокам

Строители погребальных холмов и обитатели пещер

«Это было мистическое, сверхъестественное ощущение», - вспоминал Уоррен Кремер свой полет на вертолете над национальным заповедником Коконино в Аризоне. По огромной территории заповедника разбросаны руины тысяч доисторических сооружений, оставленных древними обитателями этого региона. Именно такой едва уловимый след давно ушедшего народа сделал незабываемым тот полет Кремера летним днем 1991 г.

Вертолет находился над древней каменной постройкой, когда взгляд Кремера выхватил из монотонной красноты скалы черный провал входа в пещеру. На уступе перед ним лучи заходящего солнца вырисовывали силуэты трех огромных глиняных сосудов. Кремер сразу понял, что наткнулся на нечто сенсационное. О своем открытии он немедленно сообщил администрации заповедника. Пещера была обследована. Кроме трех сосудов, в ней были найдены еще два кувшина, а также корзины и другие предметы, созданные человеком. Исследователи поняли, что являются первыми посетителями этого места, с тех пор как оно много веков назад было оставлено своими обитателями. Один из археологов, Петер Пиллес, позднее признался, что ощутил себя в тот момент «забравшимся в чужую кухню в отсутствие хозяина».

Глиняные кувшины являются одними из самых больших доисторических сосудов, когда-либо найденных в Аризоне в неповрежденном виде. Можно почти с абсолютной уверенностью сказать, что они принадлежали обитателям многоярусного дома, расположенного далеко внизу. Пещера, вероятно, использовалась в качестве кладовой, а в кувшинах хранились запасы драгоценной в этом регионе воды.

Эксперты определили, что сосуды изготовлены в период между 1250 и 1350 гг. н.э. индейцами синагуа. Исследователи надеялись, что анализ иссохших остатков древних продуктов, обнаруженных в кувшинах и непосредственно в пещере, даст новый ключ к пониманию образа жизни синагуа. Само слово «синагуа» переводится с испанского как «лишенное воды». Индейцы этой культуры использовали различные способы безырригационной обработки земли. И они добивались урожаев от этой скудной почвы, на которой возделывали бобы, злаки и тыкву. Ведя оживленный обмен товарами и идеями с соседними культурами, их общины процветали в районе современного города Флагстафф на протяжении почти восьми столетий.

Около 1400 г. по непонятным причинам синагуа покинули свои высотные дома и слились с окрестными общинами. Было бы неправильно сказать, что они исчезли. К ним восходят современные индейские племена, населяющие этот регион. Но как особое культурное образование Синагуа канула в Лету задолго до «открытия» Америки Колумбом, предоставив археологам копаться в причинах ее расцвета и упадка.

Синагуа – только одна из длинного списка древних американских культур, которые расцветали и гибли до того, как европейские переселенцы объявили Новый Свет своим владением.
Эти культуры не оставили записей о своих достижениях, обычаях, религиозных верованиях и повседневной жизни. Мы даже не знаем, как они сами себя называли. Поэтому археологи давали культурам имена, исходя из особенностей среды обитания, подобно Синагуа, или по названию богатой археологическими находками местности.

К счастью, сохранились материальные свидетельства существования этих удивительных культур. В основном это внушительных размеров сооружения, заставляющие задуматься о могуществе их создателей. Но многое могут рассказать и небольшие находки – фрагменты керамики, корзины, человеческие кости, каменные наконечники копий, зерна, пыльца растений и даже остатки пищи, приготовленной несколько столетий назад. С их помощью ученый с дотошностью детектива воссоздает картину жизни реальных людей, скрытую за безмолвными предметами. И мы с вами попытаемся пойти по их пути.

Сейчас совершенно достоверно известно, что территория Соединенных Штатов включает в себя широкий спектр высокоразвитых доколумбовых сообществ. Еще в XVI в. испанские охотники за сокровищами, такие, как Эрнандо де Сото на юго-востоке и Франсиско де Коронадо на юго-западе, сталкивались как с древними руинаминекогда процветавших поселений, так и с живыми потомками их создателей. Но интересы конкистадоров были направлены на поиски золота.

Двумя столетиями позже волны переселенцев из Европы хлынули с Атлантического побережья на запад, в районы, которые считались дикими и необжитыми. Но вместо этого они обнаружили следы активной человеческой деятельности, куда более значительной, чем можно было ожидать от сравнительно небольшого числа индейцев, населявших эти территории. Массивные земляные сооружения любых очертаний – пирамиды, конусы, холмы, расположенные уступами террасы и фигуры животных, создание которых требовало многодневного упорного труда – рассыпаны к западу от Аппалачей. Их точное количество узнать невозможно, так как многие были разрушены плугом фермера, размыты реками или поглощены городской застройкой, прежде чем их смогли как-то исследовать. Но без преувеличения можно сказать, что их число достигало сотен тысяч. Разумеется, можно сказать, что древняя Америка по числу своих пирамид значительно превосходила Египет фараонов. Одна из них – до сих пор возвышающаяся в штате Иллинойс – даже имеет большую площадь основания, чем большая пирамида Хуфу. Вокруг этого ритуального центра, сооруженного из земли, в XII в. располагался шумный город. В нем насчитывалось 12 тыс. жителей – столько же, сколько в Лондоне той эпохи. Этот город обладал прочными связями с другими поселениями. Некоторые из них находились в сотнях километров от его границ.

Позже, когда пионеры достигли засушливых областей на юго-западе континента, они были поражены великолепными творениями других туземных культур, которые при возведении своих сооружений предпочитали камень. Предметы из дерева, кожи, ткани и перьев, подверженные гниению во влажном климате восточных лесов, здесь дошли до нас неповрежденными, изумляя красотой и сложностью своего исполнения. Техническая мысль древних обитателей этих земель достигла значительных высот. Сохранившиеся участки ирригационных каналов доказывают, что некогда пустыня была превращена умелыми руками в цветущий край.

Позднейшие археологические исследования показали, что эти земледельцы были также выдающимися художниками. Созданные ими керамические изделия признаны одними из красивейших в мире, а по технике гравировки они, по крайней мере, на четыре столетия опередили мастеров эпохи Возрождения. Преобладающая в регионе культура получила название Анасази. Ее следы, вперемешку со следами других культур, можно встретить на огромной территории. До сих пор в каталоги вносят все новые предметы, относящиеся к этой культуре. Самым выдающимся ее достижением является, несомненно, сооружение скальных жилищ, взбегающих уступами по отвесным склонам гор на головокружительную высоту. Один из таких потрясающих комплексов, высотой в пять этажей и состоящий из 800 комнат, со времени своей постройки в XIIв и до 80-х гг. XIX века сохранял титул самого крупного жилого дома в мире.

В начале XIX в. миф о строителях маундов прочно укоренился в умах американских романтиков. Отвергая возможность того, что эти грандиозные земляные сооружения возвели простые индейцы, они изобрели высшую доисторическую расу, ныне исчезнувшую с лица земли. Строителями маундов объявлялись самые разные древние народы: от викингов и англосаксов до греков, римлян, финикийцев и даже израильтян. Все, кроме индейцев, разумеется.

Необычность и таинственность привлекала к маундам многочисленных исследователей. И хотя они пытались найти подтверждение существующим мифам, их работы, тем не менее закладывали основы современной американской археологии.

Постепенно различными научными исследованиями был нанесен удар по фантастическим теориям. Однако долгое время все еще оставалось загадкой, кем конкретно и с какой целью были построены маунды. Титанический труд археологов XIX столетия позволил воссоздать картину истории строителей маундов. Однако долгое время в этой картине отсутствовали самые главные компоненты.

История началась 15000 лет назад, перед окончанием последнего ледникового периода, когда первые поселенцы вступили на землю Америки. Они пришли из Азии по существовавшему на месте Берингова пролива сухопутному перешейку между Сибирью и Аляской. Продвигаясь к югу, они охотились на мамонтов и других зверей, пока многие виды животных не оказались истребленными. Это произошло 10000 лет назад. Тогда люди переключились на более мелкую дичь, занялись рыболовством и собирательством. Приблизительно к 1000 г. до н.э. различные группы в восточной части Северной Америки уже обладали тремя признаками, о наличие культуры. Они производили керамические изделия, практиковали примитивную обработку земли и уделяли большое внимание погребальному обряду. Своих умерших они хоронили в насыпях из гравия, оставленных отступившим ледником, и в холмах естественного происхождения.

Со временем древние индейцы начали создавать для погребения покойников искусственные насыпи, которые в наше время принято называть маундами.

^ Все ли маунды одинаковы?

Специфический термин «маунд» ввела североамериканская археология. Он вполне соответствует понятию кургана, но имеет и определенную специфику. Под маундом понимаются не только курганы, но и деформированные остатки платформенных сооружений. Всего на территории США обнаружено более 100 тыс. маундов разных типов. Самые ранние маунды начали возводить создатели так называемой «культуры вудлэнда». Это были настоящие погребальные курганы. Самые ранние из них датируются 1000 г. до н.э., самые поздние – 700 г. н.э.

В более поздние времена маунды уже не были связаны напрямую с погребениями, это были совсем иные сооружения. Их сооружение начинается примерно с 700 г. и заканчивается 1700 гг. н.э.

Несмотря на общее название, маунды можно разделить на несколько основных типов.

  1. «Маунды-курганы» - считаются самыми ранними. Это своеобразные могильники со множеством захоронений. В качестве характерного примера можно упомянуть маунды Адена или Хоупвелл. Их высота не превышает 10 м. Такие маунды характерны для северной части бассейна р. Миссисипи.

  2. Маунды в форме животных появляются уже после 700 г., с упадком культуры Хоупвелл, - в основном в штатах Висконсин и Огайо. Обычно их сооружали в непосредственной близости от рек. Форма маунда соответствовала тому ли иному родовому животному-тотему: Змея (405 м длиной), Орел (17 м), Медведь (17 м), Лиса, Лось, Бизон, Ягуар и т.п. Внутри этих насыпных сооружений оказались скорченные и завернутые вторичные захоронения с бедным инвентарем. По всей видимости, останки умерших помещали в утробу «прапредков» для дальнейшего возрождения. Эти маунды имели прежде всего ритуальное значение.

  3. Пирамидальные маунды строились южнее, ближе к Мексиканскому заливу, и представляли собой нечто вроде геометрических платформ или даже «храмовых» пирамид. Совершенно очевидно, что культура возведения пирамидальных сооружений имела мексиканское происхождение. Внутри таких маундов уже почти не хоронили умерших. Погребения чаще располагались на специальных кладбищах в непосредственной близости от ритуальных центров.

  4. «Мусорные» маунды встречаются на юго-западе США. В одном случае они состоят из отбросов строительства, множества черепков керамики прочих неорганических отходов. Как правило, мусорные маунды имеют прямоугольную форму, наподобие платформ и привязаны к пространственной ориентировке. Во втором случае маунды такого типа являются попросту мусорными кучами, которые вырастали в непосредственной близости от жилищ и семейных святилищ. Одновременно они являлись и могильниками.

^ Культуры маундов.

К наиболее ранним маундам следует отнести удивительный и уникальный памятник древней индейской архитектуры, расположенной в низовьях Миссисипи (штат Луизиана) – Поверти-Пойнт. Время его появления и расцвета как раз совпадает с периодом особенно активного освоения североамериканских территорий: 1500-700 годы до н.э. Маунды были четко ориентированы по сторонам света, а на их высоких платформах можно было различить фигуры больших птиц с распростертыми крыльями. Среди особо интересных предметов, обнаруженных в Поверти-Пойнт, следует упомянуть тысячи обожженных глиняных шаров. По всей видимости, их использовали для кипячения воды вместо крупной гальки, которую раздобыть в условиях илистых почв низовий Миссисипи было крайне сложно. Примечательно, что глиняные кипятильные шары иногда выполнялись в виде фигурок птиц или даже людей.

Еще одна ранняя из наиболее значительных культур строителей маундов, Адена, возникла около 500 г. до н.э. в центре долины реки Огайо. Надо сказать, что название Адена прямого отношения к древним индейцам не имеет. В 1902 г. при проведении археологических раскопок была обнаружена изящная вырезанная из камня трубка, выполненная в форме человеческой фигуры. Чубук находился в ногах фигурки, а мундштук – в голове. Для того чтобы как-то обозначить эту находку, ей было дано наименование «курительная трубка Адены» - по названию губернаторского ранчо. С того момента культура маундов долины реки Огайо стала именоваться «культурой Адена», а те, кто ее создавал, - аденами. Еще известно, что эти люди были круглоголовыми. Культура Адена возникла в плодородной долине Огайо и распространилась вверх и вниз по ее течению. Всего на территории, которую занимали адены, уже обнаружено около 500 погребальных маундов. Наиболее ранние памятники, относящиеся к этой культуре, относятся к 1100 г до н.э. Просуществовала эта культура до 400 г.н.э. Расцвет Адена приходится на I в. до н.э.

Культура Адена оказалась настоящим подарком для археологов. Дело в том, что адены обычно добавляли новые погребения к уже имевшимся маундам. Многие маунды Адена содержат бесчисленные пласты, которые в течение веков наслаивались друг на друга по мере добавления все новых погребений. Возникшие таким образом слои позволяют археологам на примере даже одного маунда проследить несколько этапов существования всей культуры. Так, только один маунд показал постепенное развитие погребальных обрядов Адена, подчеркивая возрастающее мастерство его строителей. В нижнем захоронении были найдены грубо обработанные каменные орудия, скребки, каменные шила и другие подобные предметы. Верхние – более поздние – слои содержали уже и украшения: каменные подвески, медные браслеты и кольца, а также орнаментированные силуэты, вырезанные из тонких пластинок слюды. Эти вещи сопровождали погребения только наиболее уважаемых членов общества.

В других маундах кое-где можно найти изящно выполненные вещи, которые, вероятно, служили предметами культа в религии Адена. Головной убор, сделанный из верхней части черепа и рогов оленя или лося, возможно, позволял шаману или святому человеку перевоплотиться в это животное. Кроме того, в погребениях Адена найдено множество церемониальных курительных трубок. Трубка сопровождала человека и в могиле, вероятно, чтобы служить ему в загробной жизни.

Погребальные маунды культуры Адена снабжали ученых не только костями и предметами, но также давали представление о существовавших тогда типах построек. По непонятным пока причинам маунды часто возводились на месте снесенных домов. В ходе раскопок по оставшимся от столбов углублениям было установлено, что постройки имели круглую форму. Самые крупные дома, возможно, служили местом ритуальных собраний. Постройка слегка сужалась к покрытой соломой или корой деревьев крыше. Видимо, это делалось с целью уберечь стены от дождевой воды и предотвратить гниение кусков коры, прикрепленных к столбам.

Чем же занимались адены? Погребальный обряд древних обитателей долины Огайо, как в зеркале, отражал их реальную жизнь, позволяя реконструировать исчезнувшие детали. Известно, что они выращивали маис, чему способствовали условия плодородной долины. Массовое земледелие пришло на север из Мексики, существенно обогатив традиционное хозяйствование. Жили адены небольшими родственными общинами из 4-5 домов. Из ремесел особого изящества достигли работы мастеров по камню. Свои изделия они доводили до совершенства тщательнейшей полировкой. Созданием керамических изделий занимались исключительно женщины – они изготавливали посуду как для домашнего употребления, так и для погребальных церемоний. Были обнаружены загадочные каменные и глиняные таблички с вырезанными рисунками – стилизованными птицами или орнаментом из изогнутых линий. Предполагается, что это были специальные доски-печати для нанесения рисунка на кожаные изделия или для создания эскиза татуировки. Из меди, которая привозилась с севера Мичигана, местные ювелиры изготовляли различные кованые изделия и украшения: топорики, браслеты, кольца, подвески и бусы.

Самый характерный для аденов предмет – трубки – свидетельствуют о том, что в те далекие времена североамериканские индейцы были подвержены такому пороку, как курение. Трубки явно имели ритуальное значение.

Как и многое другое, продолжают оставаться загадкой постепенные изменения в культуре Адена, произошедшие в течение I в. до н.э. После 500 лет существования она трансформировалась в другую культуру строителей маундов, получившую название Хоупвелл. Она продолжала развивать унаследованные от Адена погребальные и другие обряды и быстро вывела их на невиданный раннее уровень Она достигла ослепительного великолепия, на фоне которого потускнели даже грандиозные творения предшественников.

Название культуры Хоупвелл также не имеет никакого отношения к индейцам. Капитан по фамилии Хоупвелл был владельцем поместья, где было обнаружено более 30 маундов. Датируется эта культура временем с 100 г. до н.э. по 600 г. н.э. Памятники Хоупвелла также располагались на территории Огайо и соседних с ним штатов. В отличие от своих предшественников, круглоголовых аденов, хоупвелцы были длинноголовыми. Как длинноголовые вытеснили круглоголовых с лакомых земель штата Огайо, до сих пор продолжает оставаться загадкой. Но, хотя население и сменилось, культурные навыки остались прежними и даже получили дальнейшее развитие, отличаясь все большим размахом.

Большинство могильников Хоупвелла было разграблено еще к началу прошлого века. Но и то, что дошло до археологов, произвело на них неизгладимое впечатление. Прежде всего, это касается богатства погребального инвентаря.

Хоупвелл подняли мастерство индейцев Адена на новую высоту. Они необычайно искусно изготавливали украшения из металла и камня. Если Адена иногда окружали свои погребальные маунды простыми насыпями, то Хоупвелл создавали все более грандиозные церемониальные комплексы, которые состояли из разнообразных сооружений: построенных с математической точностью геометрических фигур, площадей и аллей, протянувшихся иногда на многие мили.

Что действительно отличает хоупвеллские погребения, так это поразительная роскошь предметов, которые сопровождали умершего. Вот как описывает найденное погребение высокого молодого человека и девушки, лежащие бок о бок, археолог Генри Шетрон.: «Около головы, шеи, тазовой кости и колен девушки, фактически окружая весь скелет, лежали тысячи бусин жемчуга и пуговицы из дерева и камня, покрытые медью. Вдоль одной из стен на всю длину могилы протянулся ряд медных украшений. Запястья девушки украшали медные браслеты. В уши обоих умерших были вставлены медные украшения. Оба носили ожерелья из клыков гризли и медные нагрудники. Последним штрихом были закрепленные на каждом черепе искусственные носы из меди.

Подобные богатые клады привели к тому, что людей из Хоупевелла стали называть египтянами Северной Америки. Одно из захоронений содержало 12000 жемчужин, 35000 перламутровых бусин и 20000 бусин из раковин, а также несколько золотых и медных листков. В других маундах были найдены медные фигурки птиц, много жемчуга и сотни фигурных курительных трубок, многие из которых были поломаны.

Фигурки людей, вылепленные из глины или вырезанные из камня и бивней мамонта, показывают нам, как были одеты люди культуры Хоупвелл. Мужчины носили набедренные повязки. Женщины в теплую погоду носили только длинные юбки, которые закрепляли ремешком на талии. Одна из таких фигурок изображает человека с волосами, завязанными в узел надо лбом. Это было отличительной чертой шамана более поздних индейцев Великих равнин. Другая фигурка уже без всяких сомнений изображает шамана, одетого в церемониальную медвежью шкуру и держащего в руках человеческую голову.

Количество и качество подобных предметов позволяют предположить существование прослойки почти профессиональных ремесленников.

Никто не знает, для чего были предназначены фигурные маунды культуры Хоупвелл. Некоторые исследователи полагают, что они служили не только местом собраний определенных кланов, но и представляли символ самого клана. Некоторые полагают, что маунды использовались одновременно как обсерватории для наблюдения за движением Луны и Солнца и как церемониальные центры.

Дальнейшие археологические исследования выяснили, что люди Хоупвелл жили большими семьями, до 13 человек, в прямоугольных или овальных домах, похожих на вигвамы позднейших индейцев. Деревня состояла из небольшого количества подобных домов. Обитатели многих селений периодически собирались в церемониальных центрах для погребения и других ритуалов для возведения новых земляных сооружений. В их селениях были обнаружены каменные мотыги и емкости для хранения зерна. Это указывает на сельскохозяйственный образ жизни. Даже до того, как был окультурен маис, они возделывали, по крайней мере, семь различных видов растений, в частности, подсолнечник и тыкву.

Но ни существование земледелия, не проведение пышных церемоний не спасло культуру Хоупвелл от упадка. Между 300 и 400 годами н.э., через четыре века после возникновения, они исчезла. Что явилось причиной ее гибели? Можно предполагать все что угодно: болезни, голод, войну между кланами, бурный прирост населения, необъяснимое крушение торговых связей или климатические изменения, нанесшие удар по земледелию и собирательству.

Какой бы ни была причина, к концу XVIII века, когда набрали силу новые владельцы земли, прибывшие из Европы, церемониальные центры обезлюдели, а земельные сооружения покрылись густыми зарослями. Остались лишь безлюдные могилы.



© Шейнина О.Э., 2008 г.




Похожие:

Строители погребальных холмов и обитатели пещер «Это было мистическое, сверхъестественное ощущение» iconДокументы
1. /Обитатели холмов.txt
Строители погребальных холмов и обитатели пещер «Это было мистическое, сверхъестественное ощущение» iconВидимый свет Работу
...
Строители погребальных холмов и обитатели пещер «Это было мистическое, сверхъестественное ощущение» iconН 17 февраля в г. Барнауле состоялось очень интересное и необычное для нашего города мероприятие "Праздник духов"
Всё это гостям предстояло узнать. И не только это. Консультанты компании рассказывали зрителям про виды духов, про степени раскрытия...
Строители погребальных холмов и обитатели пещер «Это было мистическое, сверхъестественное ощущение» iconОксана – первый раз дышать было тяжело. Во второй раз дыхание было более длительным. Легче удалось расслабиться. Во время ребефинга нашла несколько решений. Что интересно ответы приходили сами, как озарение, как новое понимание. Люба
Люба Во время дыхания хорошо раздышалась, возникло такое ощущение, что надула себя, раздулась. Что-то со мной происходило, но я не...
Строители погребальных холмов и обитатели пещер «Это было мистическое, сверхъестественное ощущение» iconBlack Rose In Bloody Web Забытый воин, вернувшийся домой
Одни сплошные горы тянулись впереди, ничего не было видно за ними – ни полей, ни холмов, ни лесов. Ничего. Одна сплошная серость,...
Строители погребальных холмов и обитатели пещер «Это было мистическое, сверхъестественное ощущение» iconАлис’ины Приключения в Чудо стране Глава II
Бедная Алиса! Это было самое большее что [это было так много как] она могла сделать
Строители погребальных холмов и обитатели пещер «Это было мистическое, сверхъестественное ощущение» iconО происхождении спектров и закона Планка
Однако это не является следствием динамических соображений. Это скорее арифметический, чем динамический вывод, и если он справедлив,...
Строители погребальных холмов и обитатели пещер «Это было мистическое, сверхъестественное ощущение» iconО тайнах дней грядущих…
От автора: это рассказ написан с юмором и слегка отклоняется от сюжета, однако мы не знаем наверняка, было это или не было. О том...
Строители погребальных холмов и обитатели пещер «Это было мистическое, сверхъестественное ощущение» iconВиктор Пелевин. Чапаев и пустота. Отрывки
Подняв голову со стола, я оглядел комнату. У меня было ощущение, что я нахожусь в каком-то питерском трактире для кучеров. На столе...
Строители погребальных холмов и обитатели пещер «Это было мистическое, сверхъестественное ощущение» icon2002 hello paul
У всех пошли неотложные дела, и нам посоветовали вначале найти спонсоров. В это время я поселился у друзей в Москве и, как в Челябинске,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов