Экскурсия по теме «Древнерусское государство в IX – XII вв.» (Зал №8). Древнерусское государство в IX – XII веках. Киевский зал icon

Экскурсия по теме «Древнерусское государство в IX – XII вв.» (Зал №8). Древнерусское государство в IX – XII веках. Киевский зал



НазваниеЭкскурсия по теме «Древнерусское государство в IX – XII вв.» (Зал №8). Древнерусское государство в IX – XII веках. Киевский зал
Дата конвертации16.07.2012
Размер156.6 Kb.
ТипДокументы

Экскурсия по теме «Древнерусское государство в IX – XII вв.»

(Зал № 8).

Древнерусское государство в IX – XII веках.

Киевский зал.

Зал представляет памятники времени образования Древнерусского государства в IX – первой половине XII в.

В оформлении зала использованы элементы, характерные для древнерусской архитектуры, – сводчатые перекрытия, трехчастные окна (София Киевская), арочные завершения дверных проемов, хоросы (светильники). В декоре наличников и мозаике мраморных полов воспроизведены орнаменты живописных заставок из древнейших русских книг – Остромирова Евангелия 1056 г. и «Изборника» Святослава 1073 г. Обрамления арочных дверных проемов, окон и пояски на ребрах свода были также выполнены по мотивам «Изборника» Святослава. При реконструкции экспозиции в конце 1930-х гг. в арочные проемы в зал № 9 были встроены скульптурные наличники, написаны круглые медальоны с копиями фресок Софийского собора в Киеве. На противоположной от входа стене – копия росписи западной башни Софийского собора в Киеве, изображающей древнерусских музыкантов. В декоре мозаики пола у входа и правой стены использованы орнаментальные мотивы «Изборника» Святослава, у окон и на выходе в зал № 9 – «Остромирова Евангелия».

ПИЛЯСТРА пилястр (итальянское pilastro, от латинского pila - столб), плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стены.
^

КАПИТЕЛЬ (от позднелат. capitellum - головка) - венчающая часть колонны, расположенная между стволом опоры и горизонтальным перекрытием.


Итак, сегодня мы с вами попытаемся реконструировать жизнь древних славян по тем памятникам, которые находятся в этом зале.

  1. ^ Происхождение и расселение восточных славян.

Итак, как мы с Вами знаем, к VIII в. славяне расселились по территории Восточно-Европейской равнины.

? С какими народами встретились здесь славяне?

В торце витрины 1 – полный набор украшений костюма женщины из племени мурома. Вещи найдены на территории Владимирской области и принадлежат финно-угорским племенам.


? Попытайтесь представить, как выглядела женщина, облаченная в такой наряд?

Если мы попытаемся представить себе женщину, облаченную в этот наряд, то мы поймем, что женский наряд был полностью покрыт украшениями. Вес полного убора составляет около 15 кг. Одевали такой наряд два раза в жизни – на свадьбу и похороны. Причем украшения девушки делали сами.

? Из какого материала сделаны украшения? (медь и бронза).

Обращает внимание обилие бронзовых предметов, среди которых уже знакомые бляхи с крышкой и «шумящие» привески, столь характерные для финских племен. Женский костюм муромы реконструируется на основании повседневного костюма и погребального костюма. Погребальный костюм включал большое количество украшений и отличался от повседневного, но он более изучен на основании богатого материала археологического Муромских могильников. Костюм включал своеобразные налобные венчики, головные жгуты, височные кольца «муромского» типа. Оригинальные ажурные украшения размещались на одежде - нагрудные бляхи, привески-«коромысла», разнообразные шумящие подвески, набедренные ленты, шумящие украшения обуви, бусы и браслеты. Для скалывания одежды употреблялись железные подковообразные фибулы со спиральными концами. Часто встречающиеся в погребениях поясные наборы с многочисленными накладками на ремне имеют местное происхождение и, вместе с тем, сходны с поясами мордовских племен. Голову женщины покрывали платком. На теле носили две рубахи: нижнюю и верхнюю. Исподняя рубаха была из белого льна с вышивкой.

? Какой смысл имела вышивка? (сакральный – защитный характер)

Вышивка имела сакральный (защитный) характер. Верхняя рубаха шилась из более плотного материала. Для крашения тканей использовались естественные красители. Обувь муромы - это кожаные ботинки или полуботинками, а так же тканые обмотки. Интересно, что у муромы считалось, что чем толще ноги у женщины, тем она привлекательнее. На поясе женского костюма подвешивалось множество предметов повседневного обихода (гребень; сумочка с мелкими вещами и амулеты (янтарь и пр.)). Примечательно, что обязательным элементом женского костюма считался нож

Женщины в муромском обществе, занимались важнейшими видами ремесла - изготовление лепной керамики и ювелирных изделий (льячки, использовавшиеся для переноски расплавленного металла, обнаружены только в женских погребениях).

^ В левой части витрины 1 – многочисленные бронзовые украшения женского костюма из погребения балтов, среди них – подвески, парные плоские нагрудные пластины и крепившиеся к ним тонкие цепочки. Интересны разъемные браслеты,( № 6) которые одевались во время обряда посвящения и уже больше не снимались. Балтская этническая общность оформилась в первые века нашей эры и прочно обосновалась в лесной зоне Восточной Европы вплоть до берегов Оки и Среднего Поднепровья.



  1. ^ Памятники поселений восточных славян.

А теперь давайте с вами попытаемся представить себе, что же представляли собой славянские племена в VIII – X вв.

? Как вы думаете, как археологи различают, какие племена проживали в той или иной местности? ( височные кольца).

Витрина 3

Особый интерес представляют украшения на планшете в правой части витрины 3. Эти легкие серебряные подвески называются «височными кольцами» – их прикрепляли к головному убору у висков. У каждого славянского племени женские височные кольца имели свою, ярко выраженную форму. Летописные источники упоминают 15 восточнославянских племен, районы расселения которых помогли уточнить находки височных колец.

^ Итак, как же расселились восточнославянские племена?

Витрины 9 – 10 – карта расселения славян.

Витрины 9-10 - памятники из древнерусских погребений XI–XIII вв.

В витринах 9–10 размещены памятники из древнерусских погребений XI–XIII вв. – украшения, характерные для костюма восточнославянских женщин: Исследования показали, что надежным этноплеменным признаком восточных славян могут служить женские ювелирные украшения, особенно височные кольца. Кольца вплетали в волосы или нанизывали на ленты, являвшихся частью головного убора, по одному-два, реже несколько. Форма височных колец отличала славян. живших в разных частях Восточной Европы.

^ В витрине № 10 смотрим рисунок – как крепились височные кольца.

Витрина 9 № 1-7 – украшения новгородских словен - ромбощитковые кольца (№ 1), № 2 – привески, № 3 – гривна, № 6 – фибула

проволочные височные кольца смоленских кривичей (№ 19 - 27),

№ 9 – 14 – украшения дреговичей. Чрезвычайно красивы трехбусинные кольца дреговичей с берегов Припяти.

Витрина 10 № 1-8 – комплект украшений вятичей. Здесь же находятся семилопастные кольца вятичей, обитавших на Оке, а с X в. начавших заселять Волго-Окское междуречье.

№ 9-15 – радимичи. ^ Семилучевые кольца радимичей

№ 16 – 21 – северяне. Спиралевидные кольца.

Эти восточные славянские племена стали основой сложившейся древнерусской народности.

Важной особенностью Древнерусского государства был его полиэтничный характер: по подсчетам историков, оно включало в себя 22 народа и племенных образования. Центральную часть витрин 9–10 занимают пластинчатые браслеты балтов, а также металлические венчики и «шумящие» привески финского происхождения.

  1. ^ Занятия восточных славян.

Итак, мы с вами расселили восточных славян по довольно большой территории. Теперь давай посмотрим, чем они занимались.

^ Витрина 11-– занятия жителей древней Руси.

Итак, сейчас, посмотрев на представленные в этой витрине памятники мы попытаемся с вами представить, чем же занимались жители Древней Руси.

Основу экономики Древней Руси составляло сельское хозяйство. По памятникам, представленным в этой витрине мы можем сказать, каковы были основные занятии я населения:

Земледелие. Вспомнить последовательность действий.

№ 19 – наконечник топора (топором рубили деревья, чтобы расчистить землю, затем дерево сжигали.

№ 18 – наконечник для сохи. – пахали землю.

№ 17 – наконечник для плуга (наральник) – на юге землю пахали.

№ 25 – зерно в горшках (можем говорить о севе).

№ 24 – глиняные игрушки, представляющие собой хлеб.

№ 20 – косы-горбуши с маленькой рукояткой.

№ 23 – жернов.

№ 21 – оковка лопаты

? Почему не сохранилась целиком? (сама не сохранилась, т.к. была деревянная).

Многочисленные находки свидетельствую о развитии скотоводства:

№ 15 – фигурки овец и быков.

№ 9 – пружинные ножницы, подобные им и до настоящего времени применяют для стрижки овец.

№ 16 – колокольчики-ботала – вешали на шею корове во время выпаса на пастбище.

№ 2 – иголка для прикрепления кудели к прялке.

Встречаются и предметы, связанные с переработкой животноводческой продукции:

№ 34 – фрагмент глиняного горшка с дырочками в нижней части

? Каково назначение этого предмета? ( вероятно, он использовался для приготовления творога.)

Рыболовные крючки (№26), грузила, наконечники охотничьих стрел специфической формы (№ 31), кусочек воска (№6) – все это напоминает о сохранившихся в Древней Руси промыслах – рыболовстве, охоте на пушного зверя, бортничестве.

В этой же витрине представлены инструменты кузнецов, деревенских ювелиров и их изделия:

№ 32 – железная руда,

№ 33 – инструменты для обработки руды.

Все эти предметы свидетельствуют о развитии ремесел, которые обеспечивали потребности деревенских общин, а также о господстве натурального хозяйства.

Вот еще предметы, которые рассказывают нам о занятиях славян.

В витрине 2 выставлены образцы славянской керамики из Курской области. Форма горшков очень удобна и использовалась славянами с разными целями:

1) для варки каши и т.п.

2) для захоронений (обратить внимание на витрину 15 №6 – горшок с кальцированными костями).

Форма сосуда:

Горлышко


плечики


  1. ^ Роль дружины в Древней Руси.

Итак, мы с Вами посмотрели как расселились и чем занимались восточные славяне. Теперь давайте с вами посмотрим как жили представители других слоев населения?

^ Витрина 17 – роль дружины в Древней Руси.

Роль дружины в политическом объединении народов Восточной Европы освещают материалы витрины 17. Центр ее занимает карта, на которой обозначены опорные пункты дружины в этой части Европейского континента: на севере – Старая Ладога; на Верхней Волге, в Ярославской земле – Тимирево; Рюриково городище под Новгородом – на Волхове; уже знакомое Гнездово – на Днепре; гора Щековица – под Киевом и Шестовица – под Черниговом.

? Где располагались опорные пункты дружины? Легко заметить, что все они располагались на главных узлах водных торговых артерий Восточной Европы, бассейн которых и стал ядром Древнерусского государства.

? Как вы думаете, где были найдены предметы, выставленные в витрине?

? Какие предметы мы с вами видим?

В этой же витрине можно увидеть оружие и детали конского снаряжения, украшения, предметы погребального ритуала, найденные на городищах и в могильниках. Представленное вооружение является самым совершенным для того времени, им пользовались воины во всей Европе. На лезвиях мечей, например, стоит клеймо мастерской на Рейне, где мечи изготавливались и откуда расходились во все уголки континента.

? На подиуме витрины – дорогие ткани западной и восточной работы, серебряные монеты, бронзовый светильник из Ирана, поливная керамическая чашка из Византии – все это предметы роскоши, поддерживавшие престиж правящей военной верхушки

? О чем свидетельствуют данные предметы? (занимались торговлей).

? Почему монеты разрезаны?

Одной из главных функций дружины на этом этапе становления государства была подготовка и ведение походов за добычей. Как писали русские летописи, в поход отправлялись, чтобы «добыть себе чести, а князю славы».

  1. Вещи из Рюрикова городища: наконечник пояса, пряслица, дирхемы (арабские монеты), и весы что свидетельствует и о торговой деятельности дружины. Для уравновешивания весов монеты при необходимости разрезались.

  2. Вещи из Новгорода: костяной гребень, шумящая привеска, ожерелье, накладка.

  3. Вещи из Гнездова (близ Смоленска): нож, фибула, наконечник из кремния.

  4. Вещи из Киева: фибулы (признак скандинавских воинов), височные кольца, ожерелье с крестом.

? О чем свидетельствуют фибулы?

? О чем свидетельствует ожерелье с крестом?

Задание: используя те памятники, которые вы видите, вооружите воина.

  1. меч

  2. шлем

  3. щит (почему – видим умбоны).

  4. боевой топор

  5. кольчуга

  6. копье

  7. стрелы (№ 6 – наконечники).

Витрины 14, 15, 16 - предметы из крупнейшего в Восточной Европе дружинного кургана Черная могила.

В витринах 14–16 размещены предметы из крупнейшего в Восточной Европе дружинного кургана Черная могила в Чернигове. Под огромным, высотой 11 м, курганом найдено погребение богатого и знатного руса, кремированного в домовине, в полном вооружении, в сопровождении множества вещей, а также погребенных рядом жены и оруженосца. В витрине 14 можно видеть часть вооружения, в том числе рукояти мечей, хорошо сохранившийся шлем, ладейные заклепки:

№ 21 – Лодейные заклепки,

№ 16 шлем,

№ 17 – стремена,

№ 18 – рукояти мечей,

№ 19 – копья,

№ 20 – боевой топор.

? Какое это захоронение? (по характеру веры).

На основании этих памятников мы можем сделать вывод о языческом характере захоронения воина. (Лодейные заклепки). – сожгли в лодье.


Витрина 14



Витрина 16


.В витрине 16 – в основном представлены предметы женского обихода – украшения и серп; там же – оплавленные в огне стеклянные шахматы.

? ^ О чем свидетельствует наличие шахмат? – уже есть досуг.

Витрина 15 - предметы из крупнейшего в Восточной Европе дружинного кургана Черная могила.

Самые интересные вещи – золотые византийские монеты-«солиды», обнаруженные в курганной насыпи на месте погребальной тризны. (№ 3)

? Что мы можем узнать по монетам?

Они помогли точно датировать погребение 60-ми гг. X в.,

? Кто правил на Руси в это время?

Временя правления князя Святослава.

Украшением всего комплекса Черной могилы являются ритоны – сосуды для питья, сделанные из рогов дикого быка – тура. Их также нашли в насыпи кургана на месте тризны. Ритоны украшены серебряными накладками, в обработке которых применены золочение, гравировка, чеканка, чернение. Сосуды по праву считаются выдающимися произведениями искусства раннего средневековья. Ученые давно заметили, что растительный орнамент верхней части большого ритона и изображения в его нижней части связаны с художественной традицией кочевого мира Евразийских степей. Именно для него характерны эти сюжеты: орел с распростертыми крыльями, терзание пернатым хищником собаки, единоборство двух спешившихся богатырей. Смешение в одном погребальном обряде разнокультурных элементов – яркий показатель существенного изменения состава русской дружины. Она пополняется представителями местных племен и приобретает смешанный этнический характер.

Здесь же представлен фрагмент спекшегося оружия и кольчуги (№ 5) и жертвенный нож (№ 4).

? Какой характер захоронения? № 2 – идол, № 6 – горшок с кальцированными костями.

По этим предметам мы опять можем сделать вывод о языческом характере захоронения воина.

А теперь давайте обратимся к художественному изображению данного события.

Картина «Похороны Руса» написана специально для Исторического музея в 1883 г. академиком живописи Г.И.Семирадским. Она представляет древние обряды языческой Руси, рассказывает о событиях правления первых русских князей. Все изображенное на холсте – не плод воображения художника, а опирается на арабские и византийские письменные источники X в.

Сюжет картины «Похороны руса» взят из путевых записок, составленных в 922 г. главой багдадского посольства в Волжскую Болгарию Ахмедом ибн Фадланом. В этих записках содержится детальное описание обряда погребения богатого скандинава, которое ему удалось увидеть.

На деревянный помост водружена ладья, нос ее украшен головой дракона; на корме, под балдахином, покоится тело умершего в богатом платье. Рядом с помостом – убитые жертвенные животные. Тут же сидят плакальщицы, седобородый старец-певец воспевает подвиги покойного. В центре картины – молодая женщина, которая должна сопровождать покойного в царство мертвых. После соблюдения всех ритуалов человек с горящим факелом подожжет ладью. Над погребальным кострищем насыплют высокий курган, на нем справят тризну – поминки, еще досыплют земли, а на вершине поставят столб с именем покойного. Событие, которое описал ибн Фадлан, произошло в правление киевского князя Игоря.

^ V.Итак, как мы с вами выяснили, еще одной важной составляющей государства является религия.

? Какую религию исповедовали славяне до конца X века ?

Язычество.

Бесспорным археологическим памятником язычества является Збручский идол. Этот каменный столп с четырёхликой головой был найден в 1848 г. в Западной Украине на реке Збруч (левый приток Днестра, сейчас протекает вблизи западной границы Хмельницкой области). Хранится единственный скульптурный памятник язычества в Краковском музее. В Государственном Историческом музее Москвы находится его гипсовая копия. По атрибутам памятника учёные пытаются определить, какие же божества представляет

Рядом с витриной 8 помещена копия идола, найденного в середине XIX в. в реке Збруч (приток Днестра - Западная Украина) у подножия высокой горы, где когда-то существовало славянское капище. Полагают, что в 988 г., когда Русь меняла религию, идола свергли с холма и сбросили в реку. Збручский идол позволяет восстановить картину мироздания восточных славян. Его тулово представляет собой мировую ось, один конец которой уходит в подземное царство, а другой упирается в небо. Оно разделено на три яруса, из которых состоит мир. В нижнем ярусе изображен бог подземного царства, на своих руках держащий Землю. В среднем ярусе – мужчины и женщины, образующие круг. Так обозначен срединный мир – Земля. Верхний ярус – небесный, самый большой. Здесь на четырех гранях в полный рост изображены небесные божества – например, бог-громовержец Перун и богиня плодородия с рогом изобилия в руке; солнечное божество держит в руках «баранку» – символ Солнца. Фигуры из всех трех зон различаются своими размерами, Заметно выделяются наиболее значимые их части: руки, головы, гигантская княжеская шапка, венчающая верховное божество. Збручский идол отражает основную суть религиозных верований населения Восточной Европы в те времена – поклонение силам природы и многобожие.

В книге «Язычество древних славян» Б.А.Рыбаков пишет, что Збручский идол олицетворяет собой единого бога славян Рода (Световида), который повелевал прочими богами и заботился только о небесном. На четырёх гранях столпа — рельефы, выражающие древние представления о делении Вселенной на три мира: небо (Правь), землю (Явь) и подземное царство (Навь). Они расположены, соответственно, ярусами.

Верхний мир олицетворяют: богиня плодородия Мокошь (?) с рогом изобилия в руке; на других гранях — богиня Лада (с кольцом) — справа от Мокоши (обе символизируют созидание), бог войны Перун (с мечом и конём) — слева от Мокоши (разрушение). На четвёртой грани — бог, для нас пока безымянный.

Средний мир представлен хороводом двух женщин и двух мужчин, соответствующим мужским и женским богам верхнего яруса — прародителям. У плеча женщины — ребёнок, изображение которого воплощает идею плодородия.

Нижний мир выглядит так: на трёх гранях — бог на коленях, поддерживающий плоскость земли с людьми (Велес, Триглав).

Не стоит забывать, что это достаточно вольные предположения — точных сведений об изображениях на памятнике, увы, нет. Но место, где его нашли, по-прежнему притягивает к себе учёных-археологов, краеведов, творческих людей.

Витрина 8.

Разнообразные языческие амулеты из древнерусских погребений представлены в витрине 8. № 1 – 4 – привески, идолы, браслеты с изображением танцоров. Здесь же находятся памятники с территорий провинций Византии, в том числе и из Корсуня (№ 5 -11)

? Чем знаменит Корсунь?

Здесь, по преданию, крестился князь Владимир Святой. (можно вспомнить корсуньскую легенду).

В витрине 7 мы видим свидетельства того, как лолго и трудно Русь меняла веру. Эти вещи найдены в захоронениях.

№ 7 – ожерелье с христианскими и языческими символами,

№ 8 – привески (где мы встречали их)

№ 9 – змеевики.

? О чем свидетельствует смешение о одних и тех же захоронениях языческих и христианских символов?

? Давайте посмотрим внимательно на предметы, выставленные в этой витрине. (показать книги, колты, мозаики). Как вы думаете, как связаны эти предметы с принятием Русью христианства?

Эти вещи появились на Руси благодаря принятию христианства.

В турникете перед витринами помещен материал, дополняющий археологическую экспозицию зала. В витрине представлена графическая реконструкция первой каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинной) в Киеве, воздвигнутая князем Владимиром I в 988 г. в период оформления Древнерусского государства. Это был каменный трехнефный храм, имеющий 6 опорных столбов и многоглавое завершение. Здание возводилось из плоских кирпичей, именуемых плинфой, которые скреплялись цемянкой – известковым раствором с добавлением толченого кирпича. Строительство завершилось в 996 году. На содержание церкви Богоматери князь Владимир выделил десятую часть своих доходов, что определило второе ее название – Десятинная. Церковь просуществовала всего около двух с половиной веков, что объясняет отсутствие достаточно четких о ней представлений. Храм имел богатое внутреннее убранство – полы из разноцветного мрамора, стены, покрытые мозаикой и росписями. Представления о фресковой живописи дают случайно сохранившиеся фрагменты ликов святых. В витрине № 7 (экспонат №3) представлена смальта с пола Десятинной церкви.

^ Витрины 19 и 20 – дрквнерусские погребения.

? Сравните два погребения. Где какое? Объясните почему вы так считаете?

В витрине 19 – вещи из женского погребения: хорошо сохранившиеся фрагменты шерстяных и льняных тканей белого и голубого цвета. Сам обряд погребения (ингумация), найденные восковые свечи, нательный крест свидетельствуют о том, что здесь была похоронена женщина-христианка. Известно, что задолго до официального принятия в 988 г. христианство разными путями проникало на Русь, в том числе вместе со скандинавской дружиной.

№ 5 – крест,

№ 2 – восковые свечи (воск темнеет в земле),

Возможно, это захоронение дружинницы – одной из приближенных Ольги.

В витрине 20 представлены предметы из типичного скандинавского дружинного погребения, осуществленного путем кремации: черепаховидные фибулы, жертвенный нож с расширяющимся лезвием, ладейные заклепки. Перекрестье ножа украшает изображение Тора – скандинавского бога войны и покровителя дружины. Также здесь мы встречаем детали наборного пояса и конской сбруи.

Витрина 18 – Гнездовский клад.

? Как вы думаете, какую веру исповедовал человек, закопавший этот клад?

По всей видимости, переходная – крест, нл при этом височные кольца, лунницы и т.д.

? К какому социальному слою этот человек принадлежал?

Видимо, к достаточно высокому – монеты, бусы, весовые гири и т.д.

Материалы к экскурсии







Похожие:

Экскурсия по теме «Древнерусское государство в IX – XII вв.» (Зал №8). Древнерусское государство в IX – XII веках. Киевский зал iconЭкскурсия по теме «Древнерусское государство в IX – XII вв.» (Зал №8). Древнерусское государство в IX – XII веках. Киевский зал
Зал представляет памятники времени образования Древнерусского государства в IX – первой половине XII в
Экскурсия по теме «Древнерусское государство в IX – XII вв.» (Зал №8). Древнерусское государство в IX – XII веках. Киевский зал iconДокументы
1. /Белгородский край и Древнерусское государство..doc
Экскурсия по теме «Древнерусское государство в IX – XII вв.» (Зал №8). Древнерусское государство в IX – XII веках. Киевский зал icon8. Правое государство его основные признаки
Правовое государство — государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воде суверенного народа, выражаемой в конституции,...
Экскурсия по теме «Древнерусское государство в IX – XII вв.» (Зал №8). Древнерусское государство в IX – XII веках. Киевский зал iconГосударство русь в IX – начале XII вв
В начале IX в на базе полынского союза – крупное политическое объединение «Русь», включавшее в себя и часть северян
Экскурсия по теме «Древнерусское государство в IX – XII вв.» (Зал №8). Древнерусское государство в IX – XII веках. Киевский зал iconГосударство русь в IX – начале XII вв. Образование древнерусского государства. IX в
В начале IX в на базе полынского союза – крупное политическое объединение «Русь», включавшее в себя и часть северян
Экскурсия по теме «Древнерусское государство в IX – XII вв.» (Зал №8). Древнерусское государство в IX – XII веках. Киевский зал iconТема урока : «Русь в конце XI – начале XII вв. Владимир Мономах»
Тема урока : «Русь в конце XI начале XII вв. Владимир Мономах» Проверка домашнего задания по теме: «Русская Православная церковь...
Экскурсия по теме «Древнерусское государство в IX – XII вв.» (Зал №8). Древнерусское государство в IX – XII веках. Киевский зал iconВосточный зал Банкетный зал
Канкан и танцы (привязка к празднику + Италия и Франция) + цитата из «Déchiré» с переводом
Экскурсия по теме «Древнерусское государство в IX – XII вв.» (Зал №8). Древнерусское государство в IX – XII веках. Киевский зал iconТ зал №9 – Новгородский Зал №10 – Владимирский Политическая раздробленность на Руси
Сохранение этнической обособленности в XIII веке – один из факторов раздробленности
Экскурсия по теме «Древнерусское государство в IX – XII вв.» (Зал №8). Древнерусское государство в IX – XII веках. Киевский зал iconТ зал №9 – Новгородский Зал №10 – Владимирский Зал №11 Культура Древней Руси Культура Древней Руси XI – первой половины XIII вв. Древнерусский город
София Киевская, арочные завершения дверных проемов, хоросы. В декоре наличников и мозаике мраморных полов воспроизведены орнаменты...
Экскурсия по теме «Древнерусское государство в IX – XII вв.» (Зал №8). Древнерусское государство в IX – XII веках. Киевский зал iconГражданское общество и правовое государство. Признаки правового
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов