«Древнерусский город в XI –xiii вв.» Зал №9 – Новгородский icon

«Древнерусский город в XI –xiii вв.» Зал №9 – Новгородский



Название«Древнерусский город в XI –xiii вв.» Зал №9 – Новгородский
Дата конвертации16.07.2012
Размер153.13 Kb.
ТипДокументы

«Древнерусский город в XI –XIII вв.»

Зал № 9 – Новгородский.

Появление на той или иной территории крупных торгово-ремесленных и культурных центров – городов всегда предшествовало образованию государства. Города становятся средоточием государственной власти, ее экономической и идеологической опорой. Исландские саги называли Русь «Гардарика» – «страной городов». Уровень городской жизни был показателем уровня развития страны.

? Что способствовало росту городов в XII в.? (Принятие христианства)

Зал посвящен древнерусским городам XI – первой половины XIII в. – времени их расцвета.

? Какие элементы использованы в оформлении зала? Вспомните ваше посещения Новгорода.

В оформлении зала, первоначально названного Новгородским, использованы копии фресок церкви Спаса-на-Нередице, построенной в этом городе в 1199 г. Ценность этих копий особенно возросла после гибели самого храма в 1942 г. во время оккупации города фашистскими войсками. Кроме того, мы видим с вами копии украшений стен церкви Спаса на Ильине улице. Над входом в зал помещен план Новгорода, скопированный с иконы XVII в., над выходом – «Битва суздальцев с новгородцами», написанная с иконы «Знамение» XVII в.

? Давайте с вами внимательно рассмотрим план Древнего Новгорода. Какие детали древнерусского города мы можем увидеть с вами?

В центре – Детинец (крепость)

^ Внутри крепостных стен храмы, св.София, хозяйственные постройки.

За стенами – мост через Волхов на торговую сторону.

Вокруг – дома посада.




Итак, наша задача понять, какие же типы городов существовали в Древней Руси. Экспозиция зала представляет широкую географию древнерусского города, а также разные типы городов. Карта между витринами иллюстрирует быстрый рост количества городов в Древней Руси. Цветные значки показывают разный статус городов – столицы государства, столиц княжеств, княжеских замков, порубежных крепостей.

^ Витрины 1–2 посвящены стольному граду Киеву.

Мы можем увидеть с вами кjpg" name="graphics4" align=left hspace=12 width=171 height=228 border=0>лад ювелирных изделий киевских златокузнецов и их инструментарий, а также фрагмент бронзового паникадила, найденный у ограды Софийского собора. Все это предметы отправления культа в Древнем Киеве.

Вспомнить, какие самые ранние культовые памятники Киева нам уже известны.

Витрина 1:

  • № 1 – фрагмент паникадила (медь) – найдены у ограды Софийского собора.

  • № 2 – кресты-мощевики

  • № 3 – змеевик с изображением Бориса и Глеба.


Змеевик – двусторонняя подвеска-амулет, имеющая на одной стороне христианское изображение, а на другой изображение человеческой головы, окруженной змеями.





  • № 4 – нательная иконка.

  • № 5 – печать киевского митрополита Кирилла I ( 1225-12330

  • Чаша с изображением пяти ангелов (первая половина XIII века) Сделана в Германии.

Витрина 2: Изделия киевских ремесленников. ИИИ

  • № 1 – гривны – шейные украшения.

  • № 2 – клад украшений (височные кольца, колты, браслет). Что это за предметы? О чем они свидетельствуют?

  • № 3 – ювелирный лом.

  • № 4 – заготовка для шейных гривен.



? Что мы можем сказать о занятиях жителей Киева?

Что отличает Киев как столицу? – Софийский собор?

Новгород

Большой раздел экспозиции (витрины 3–7) посвящен Господину Великому Новгороду. Уникальные археологические памятники позволили глубоко исследовать многие важные стороны жизни этого древнерусского города. Новгородская коллекция огромна и разнообразна.

? Почему в Новгороде сохранилось так много памятников?

Уникален культурный слой Новгорода – земля, обильная влагой, способствует сохранению органических материалов – кожи, ткани, растительного волокна, дерева, бересты.

В витрине 3 можно видеть самую первую берестяную грамоту, найденную в новгородской земле в 1951 г. Она датируется XIV в. и представляет собой отчет управляющего крупной боярской вотчиной о сборе оброка. К настоящему времени обнаружено около 1000 берестяных грамот,

Витрина 3: Новгород XII – XII веков.

  • № 1 – Грамота № 1. Найдена в 1951 году экспедицией Арциховского. Содержит роспись расходов, получаемых Фомой и другим землевладельцем, состоящих из денежных и натуральных податей. (конец XIVв.).

?Почему Новгородская коллекция начинается с берестяных грамот? – один из уникальных источников.

  • № 2 - Вислые актовые печати князей (использовались для скрепления документов).

  • № 3 – грамота № 7 (1380-1399). «Поклон от Фалея Есифу», Я послал к тебе берестяную грамоту, написав вышли…» Содержит термин «бересто» - применялся в Новгороде для обозначения грамот.

  • №4 – 8 – городские украшения:

  • № 4 – общедревнерусские – колты, булавки, привески, медальон с изображением птицы, шейные цепи, браслеты, перстни и их заготовки, привеска-луница, височное кольцо.

  • № 5 – карельские – фибулы.

  • № 6 – славян Поднепровья – привеска-конек, височное кольцо.

  • № 7 – финно-угорские – шумящие привески, привески в виде уточек, в виде игольников, ножевидные.

  • № 8 – балтские – подковообразные фибулы, нагрудное украшение – цепи, лодьевидный браслет).


?Какие украшения вам уже знакомы? Кому они принадлежат?

Почему на территории Новгорода находят предметы, относящиеся к разным племенам? О чем это может свидетельствовать?

Витрина 3 показывает пестрый этнический состав здешнего населения в древности. Об этом свидетельствуют многочисленные находки славянских, финских и балтских женских украшений.


^ Чем же занимались жители Древнего Новгорода?

Разделить группу на две группы. Одна идет к витрине 4 и изучает ткачество и обработку кожи, вторая – к витрине 5 и изучает обработку дерева, кости и рога. Потом все вместе слушаем, что удалось узнать.

Витрина 4 – Слева - ткачество.

  • № 1-6 – инструменты для прядения и ткачества.

    1. Веретена с пряслицами

    2. Деталь прялки

    3. Шпилька от прялки

    4. Трепало

    5. Чесало

    6. Приспособление для получения ниток

  • № 7-10 – детали ткацкого стана. Реконструкция станка.

  • Фрагменты тканей, пояса, иглы, ножницы.

  • Справа – обработка кожи.

  • № 1-8 – заготовки и изделия

    1. Аппликации для сумочек

    2. Ножны для ножей

    3. Пояса

    4. Детали рукавиц

    5. Фрагменты обуви

    6. Туфля

    7. Поршни – мягкая обувь, сделанная из одного куска кожи

    8. Подметки

    9. Шилья

    10. Обувные колодки

    11. Правило для изготовления детской обуви

  • № 9 -11 инструменты.

Витрина 5- Новгород XII – XIII вв.

  • Слева – обработка дерева:

  • № 1-9 – изделия

    1. Резная чаша

    2. Навершие с изображением головы зайца

    3. Накладка с изображением личины человека

    4. Гребни двусторонние

    5. Моток лозы – заготовка для поплавков и поплавок

    6. Грузило с оплеткой

    7. Стрелы

    8. Детали механизмов

    9. Подпятник

  • № 10-17 – инструменты

    1. Топоры, долота. скобель

    2. Ложкари

    3. Тесло и пила

    4. Струг

    5. Сверло

    6. Резец

    7. Чертилка

    8. Молотки

  • №18 – гвозди и костыли.

  • Справа – обработка кости и рога:

  • № 1-9 – произведения прикладного искусства

      1. Навершие с изображением филина и звериной морды, накладка-личина, фрагмент пластины с изображением фантастического существа

      2. Накладки, ложки, привески, клыки и т.д.

  • № 10-13 – изделия из кости

  • № 14 – заготовки

  • № 15 – детали механизмов

  • № 16 – футляры для гребней и гребни

№ 17-20 – инструменты Городские ремесла, изучение которых происходит в основном на новгородских материалах, – деревообработка, кожевенное дело, ткачество (витрины 4–5). Особенно поражает удивительное разнообразие и совершенство инструментов. Например, плотничий инструментарий за последующие столетия не претерпел заметных изменений ни в наборе, ни в конструкции орудий.

  • № 21 – производственные отходы.

А теперь давайте с вами посмотрим как же жили люди в Великом Новгороде.

Витрина 6.

В витрине 6 представлены материалы по дендрохронологии. Это метод точного датирования археологических памятников по годичным кольцам деревьев, использованных в городском строительстве. Демонстрируются спилы бревен построек и графики, объясняющие применение этого метода. Интересна фотография разреза мостовой Неревского раскопа. 29 ярусов прекрасно сохранившихся деревянных настилов – так выглядит археологическая «летопись» древнего города.

№ 1 – Профиль мостовых Великой улицы. Нижний ярус – 953 г. Верхний ярус – 1429 г.

Витрина 7

М
атериалы в витрине 7 помогают представить быт древнерусского города. Многочисленные памятники свидетельствуют об известном комфорте, который умели создать для себя новгородцы. Они строили удобные деревянные дома с большими «косящатыми» окнами, использовали слюду для «стекления» окон. Город был оснащен дренажной системой с водоотстойниками, а широкие улицы – вымощены деревянными плахами. В витрине в правом верхнем углу мы видим два бревна XII в., найденные на Ярославовом дворище. В окна была вставлена слюда, представленная в витрине. Перед входом в дом стояла кадка для сбора воды с крыши во время дождей – для поливания маленького огорода. Обратите внимание на ее размеры: в таких кадках продавали зерно на рынке. Здесь же весло для лодки, стоявшей на Волхове. Лодки имели многие горожане, их было так много, что во время пожаров огонь по лодкам перебирался на другую сторону. Во дворе часто готовили пищу – вот цепь для котла. Жители дома вешали одежду на вешалку с головами рыси и птицы, мыл руки с помощью простейшего рукомойника в виде горшка на веревке и садился за стол. Жена и старшие дочери накрывали на стол. Мы можем узнать количество членов семьи (по количеству ложек – 6 – чужой ложкой никто не ел). Кушанья подавались в горшках, на сковородке – она размещена на верхней полке. Первым еду брал отец, затем по старшинству. Чем питались новгородцы? Щи, каши, хлеб, репа. Мясо не каждый день. С помощью мутовки наверное готовили яичницу или взбивали тесто. Много овощей: огурцы, лук, чеснок, капуста, горох. В городе торговцы со специальных складов, раскопанных археологами, продавали рожь, ячмень, пшеницу. Своего зерна хватало не всегда. Приходилось закупать зерно в других русских княжествах и за границей. (Где?). Соседи использовали ситуацию: начинали давить на новгородцев, требуя уступок.

Вечерами при свете лучины, зажатой в светцах (в правом углу витрины), и очень редко при свете дорогой свечи, отец и мать занимались рукоделием. Мать пряла (какой памятник на это указывает?) на это указывает пряслица, чинила одежду при помощи ножниц, а отец делал туески для хранения еды и мелких вещей при помощи кочедыка, украшения. Когда надо было сделать стол, широкие лавки, на которых и сидели, и спали, или подправить крышу, в ход шел топор, пила, молоток, гвозди, которые кузнец сам же и изготовил.

Собираясь в город за покупками или в храм, горожанин подправлял короткую бороду при помощи бритвы (размещена на столе в передней части витрины), расчесывал волосы гребешком, который брал с собой. На пояс подвешивался кошелек, нож в железных ножнах. Надевал поршни (что это?), шапку даже летом, зимой варежки и тулуп.

Итак, горожанин вышел из дома и идет в церковь. Идем вслед за ним – к воротам Святой Софии, которые установлены в зале.

В этой же витрине помещена разнообразная посуда, найденная в Новгороде. Обращает на себя внимание, что каждая, даже самая маленькая, бытовая вещь украшена резьбой, сделана мастерски и с большим вкусом. Также в доме представлены лавки (то, что намертво приставляется к стене). И скамья (то, что надо двигать). Можно предположить, что в доме жил ребенок – погремушки в виде яйца. В горшке – мутовка, свеча, 3 святца – можно вставить лучину. На столе – калита.

? Давайте с вами посмотрим, чем же занимались жители этого дома?

Инструменты – топор, молоток, тесло, пила, кочедыки для плетения крышек туесов, пряслица, ножницы.

? Давайте теперь оденем жителя этого дома ?

Предметы одежды – шапка, варежки, башмак, поршни.

Итак, мы с вами узнали очень много о жителях торгово-ремесленного Новгорода. Но были и другие города на Руси.

Витрина 8.- 9 Смоленск XII-XIII вв.

В витринах 8–9 представлены древности Смоленска – крупного регионального центра XI–XIII вв. Особое место в экспозиции занимают фрагменты поливного пола и деталь крепежа фрески церкви Петра и Павла.

Основу планировки древнерусских городов составляла усадебная застройка, что хорошо видно на примере Смоленска. Усадебный комплекс включал в себя жилые, хозяйственные и производственные постройки. Это был отдельный замкнутый мир, в котором проходила вся жизнь обитателей усадьбы от рождения до смерти. В витрине представлен комплекс бытовых предметов и украшений, происходящих с территории одной усадьбы.

Здесь же показан один из основных видов городского производства – обработка металлов. В витрине можно видеть глиняное сопло горна для отжига металлической заготовки, крицы и металлургические шлаки, разнообразную продукцию городских кузнецов – от металлических орудий до деталей костюма.

Смоленские древности представляют и такой вид городского ремесла, как стеклоделие. Русские мастера наладили массовое производство стеклянных браслетов. В стеклянную массу добавляли окислы металлов, которые окрашивали стекло в разные цвета – голубой, синий, коричневый, желтый, зеленый, красный. Браслеты пользовались большим спросом у горожанок, разноцветье браслетов прекрасно сочеталось с сердоликовыми и стеклянными бусами, с эмалевыми украшениями.

Витрина 8 – обработка черного металла.

Модель печи

Кузнечные инструменты

Кузница (миниатюра Радзивилловской летописи).

Изделия кузнеца.

    1. Ключи и замки

    2. Булавка, фибула

    3. Оковка лопаты, коса, дужка ведра

    4. Рыболовный крючок

    5. Пружинные ножницы, шпилька для кудели

Витрина 9 – городская усадьба XII –XIII вв.

  • План усадеб

  • № 1 – изделия ювелиров (Серьга, привески, булавки, фибула, перстни, пуговицы, браслеты, пряжка).

  • № 2-5 – предметы культа (детали хороса, кресты, заготовки икон).

  • № 9-15 – стеклянные и янтарные изделия

  • № 16 – ювелирные инструменты – Наличие их говорит о том, что именно на территории усадьбы все и производилось.

  • 17-21 – предметы быта.

№ 18 – шахматные фигуры

№ 19 – копоушка (чистить уши)

Пряслица - ? Чем занимались? – прядением и ткачеством.

Еще один тип городов представляет нам Вщиж

В витринах 10 – 11 выставлены находки из Вщижа. История этого городка типична для того времени. Возникнув как княжеский замок, одна из резиденций черниговских князей превращается в столицу удельного княжества в составе Черниговской земли. В витрине 11 показан котел и ковш, предположительно, из княжеской поварни, а в витрине 10 – прекрасная гончарная посуда. Там же можно видеть реконструкцию гончарного горна, сделанную на основании проведенных раскопок.





Витрина 10:

Миниатюра Радзивилловской летописи – Свадьба во Вщиже Черниговского князя Святослава Владимировича и дочери Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского

? Когда это могло произойти? (1160 г.)

№ 2матрица для изготовления колтов

№ 3 – диск с зубчатыми насечками для нанесения узоров на глиняную посуду.

№ 1 – ювелирные украшения (перстень, застежки, булавка).

? Кому могли принадлежать? (Знатному и богатому человеку)

^ Следующий тип города – Серенск.

Витрина 12.

Называть предметы:

Шпоры (№ 9), удила и псалий для крепления конской упряжи (№ 2), Стремя (№ 5), наконечники стрел.

? Итак, на основании этих предметов давайте скажем, кто же жил в этом городе?

Витрина 12 представляет Серенск – порубежный город-крепость, оборонявший границы Черниговского княжества. В Серенске находилась значительная по численности княжеская дружина и жили мастера-оружейники, которые обслуживали воинов. На примере серенских древностей можно получить представление об оружейном деле Древней Руси.

Среди подлинных предметов вооружения можно видеть шлем, железную личину, которая защищала лицо воина во время битвы, ледоходный шип (№ 10) – такие шипы крепились к подковам коней в зимнее время. Рядом фрагменты оружия – навершие меча (№ 7). Княжеская дружина – основа русского войска. В отличие от пешего ополчения, она всегда была конным войском, постоянно пребывала при князе, составляла городской гарнизон. Во время боя именно дружина наносила решающий удар по врагу.

  • № 1-10 – предметы вооружения, снаряжения коня и всадника

  • № 11-16 – изделия ювелиров

  • № 17 – 26 – инструменты для обработки цветных металлов

  • № 27 – ювелирное сырье

  • 28 – 32 – сельское хозяйство в черте города.

    1. Наральник

    2. Топор

    3. Лемех

    4. Коса

    5. Серпы

? О чем говорит наличие в черте города сельскохозяйственных инструментов? – Жители города занимались сельским хозяйством.

А следующий город вам хорошо знаком – это город Любеч.

? С каким событием связан этот город?

Витрина 13.

Любеч являлся княжеским замком-резиденцией великих киевских князей (витрина 13). В 1097 г. в здешнем замке состоялся съезд всех русских князей, положивший начало политической раздробленности Руси.

? Реконструкция дает нам представление о любеческом замке. Давайте попробуем описать его.?

На высоком берегу Днепра возвышается крепость. Она включает в себя княжеский дворец, домовую церковь, хозяйственные постройки с необходимыми запасами, окружена высокими дубовыми стенами. Мост надо рвом поднимается. В земле прорыты тайные ходы.

В Любече найдены богатейшие вещи, рассказывающие о быте княжеского окружения: клад ювелирных изделий, дорогая поливная посуда, кабаньи клыки, напоминающие о княжеской охоте. Щедрые пиры, победоносные битвы, удачная охота на дикого вепря или тура – все это было неотъемлемой частью княжеского быта того времени.

  • № 1 – клад ювелирных изделий

  • № 2 – денежные гривны

  • № 4 – охотничья стрела

  • № 7 – сосуды (поливные и очень дорогие).

Конечно, событие, которое произошло в Любече, совсем не сразу повлияло на жизнь жителей Древней Руси. Миллионы людей, живущих ежедневными заботами, так никогда и не узнали о Любеческом съезде. О нем помнили князья да монахи-летописцы.

Витрина 14.

Витрина 14 освещает тему городской культуры Древней Руси. Особое место занимают берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в начале XIII в. Судя по характеру рисунков, ему было от 5 до 7 лет и он учился грамоте. На одном кусочке бересты он учится писать буквы, на другом изобразил рогатое чудище и написал «аз звере». Еще одна грамота XIII в. с предложением выйти замуж обращена к женщине, следовательно, грамотным было не только мужское население городов. (№ 7). Исследование берестяных грамот свидетельствует о высоком уровне грамотности среди всех слоев городского населения.

№ 8 – на крышке от берестяного туеска написана загадка: «Стоит град между небом и землей, к нему едет посол без пути, сам немой, везет грамоту неписанную.» По воде (между атмосферой и литосферой – гидросфера), кто-то летит (без пути) - голубь, грамота – веточка (оливковая). Это – Ноев ковчег – грамота о мире господа с людьми.

№ 16 – пластинка для письма – цера. Заливался воск и писали. «Азбуку уча, на всю губу крича» - ?Что это значит? - били розгами.

№ 15 – писала – острый конец и тупой (нагревали и стирали) и пенал для их ношения.

Справа в витрине можно видеть реконструкцию струнных музыкальных инструментов, фрагменты которых были обнаружены в Новгороде. Это гудок и гусли, широкое распространенные в тогдашней Европе. О значении гуслей в культуре древнего Новгорода свидетельствует тот факт, что гусли наделяли волшебной силой, способной влиять на природные стихии, – достаточно вспомнить героя новгородских былин Садко. В левой части витрины представлены детские игрушки – кожаные мячики, набитые шерстью, коньки, рукояти меча – для тренировки мальчиков деревянные, яйца-погремушки. Фигурки шахмат и шашки находят почти в каждом доме.

Таким образом, исследования выявили высокий уровень культуры древнерусского города и ее вполне европейский облик

Витрина 15.- внутренняя и внешняя торговля XII-первой половины XIII в.

№1-11 – предметы внутреннего обмена и импорта из Византии, Востока и Южной Руси.

Активный торговый обмен протекал и внутри Руси. По всей стране расходились шиферные пряслица, которые изготавливали в городе Овруче; на юге с удовольствием покупали привезенную из Новгорода резную моржовую кость, а в Новгород везли киевское стекло.

Здесь мы можем видеть кошельки, безмен, счетные косточки а также предметы обмена: ювелирное сырье, янтарь, ткани, подсвечники.

Витрина 16.

Об интенсивности торговых связей говорят частые находки денежных кладов, представленные в витрине 16. В кладах X–XI вв. чаще встречаются западные серебряные денарии и восточные дирхемы. В XII–XIII вв. начинается безмонетный период, когда функцию денег выполняют серебряные слитки-гривны. В витрине можно видеть происходящий из Киева клад из 53 гривен.

В тексте берестяных грамот XI–XIII вв. упоминаются денежные единицы того времени: гривны, резаны, белы, мордки (витрина 16). Рядом – комплекс денежных суррогатов, предметов массового производства, которыми расплачивались при мелких торговых сделках. Среди них – шиферные пряслица, стеклянные браслеты. Известно, что стеклянными бусами новгородцы расплачивались с жителями Пермской земли за пушнину.

  • Куньи шкурки – 40 куниц, чтобы платить дань

  • Миниатюра из Радзивилловской летописи – дань князю.

  • № 1 – скобки для скрепления шкурок

Гривны:

  • № 2 – новгородские

  • № 3 – черниговские

  • № 4 – киевские.

  • Бусы, пряслица, кусочки стеклянных браслетов – использовались в безмонетный период.

Между витринами 4 и 5 – копия Западных врат Новгородского Софийского собора, изготовленная специально для Исторического музея в XIX в. Врата, созданные в XII в. в немецком городе Магдебурге, были украшены литыми бронзовыми пластинами с рельефами на темы Ветхого и Нового Завета. Позднее врата попали в Новгород, где в XIV в. были перемонтированы. В нижнем ярусе левой створы можно видеть фигуры мастеров с кузнечными инструментами в руках. Две фигуры по краям изображают немецких мастеров XII в., отливших эти врата. Центральная фигура, с прической «под горшок», в сапогах, – автопортрет новгородского мастера Авраама, который сумел починить врата, восстановив часть утраченных клейм.

Легенды и предания связывали происхождение врат с разными городами, в частности с г.Корсунем (Херсоном) в Крыму и шведской Сигтуной. Ныне местом их изготовления признан немецкий город Магдебург. До сих пор остается невыясненным, ког7да и какими путями церковные врата попали на Русь. Очевидно, они привезены в разобранном виде, а затем существенно дополнены и собраны в Новгороде. Так, местным дополнением врат считают рельефное изображение в полный рост кузнеца Авраама с орудиями труда в руках: молотом, клещами и тиглем. Это уникальный автопортрет русского мастера XIII – XIV веков. Вероятно, врата попали в Новгород задолго до 1450 г., т.к. многочисленные реставрационные вставки, рельефы, выполненные русскими мастерами, появлялись на них постоянно, начиная с 30-х гг. XIV в.

Материалы к экскурсии



© Шейнина О.Э., 2008 г.




Похожие:

«Древнерусский город в XI –xiii вв.» Зал №9 – Новгородский iconТ зал №9 – Новгородский Зал №10 – Владимирский Зал №11 Культура Древней Руси Культура Древней Руси XI – первой половины XIII вв. Древнерусский город
София Киевская, арочные завершения дверных проемов, хоросы. В декоре наличников и мозаике мраморных полов воспроизведены орнаменты...
«Древнерусский город в XI –xiii вв.» Зал №9 – Новгородский iconТ зал №9 – Новгородский Зал №10 – Владимирский Политическая раздробленность на Руси
Сохранение этнической обособленности в XIII веке – один из факторов раздробленности
«Древнерусский город в XI –xiii вв.» Зал №9 – Новгородский iconТ зал №9 – Новгородский Древнерусский город
Карта между витринами 1 и 2 иллюстрирует быстрый рост количества городов в Древней Руси. Цветные значки показывают разный статус...
«Древнерусский город в XI –xiii вв.» Зал №9 – Новгородский iconЗал 11 – Культура Древней Руси XI – первой половины XIII веков. Суздальский
Храм эмоционально воздействовал на молящихся, укреплял веру, помогал приобщиться к божественному. Создатели храмов стремились отразить...
«Древнерусский город в XI –xiii вв.» Зал №9 – Новгородский iconЭкскурсия по теме «Древнерусское государство в IX – XII вв.» (Зал №8). Древнерусское государство в IX – XII веках. Киевский зал
Зал представляет памятники времени образования Древнерусского государства в IX – первой половине XII в
«Древнерусский город в XI –xiii вв.» Зал №9 – Новгородский iconЭкскурсия по теме «Древнерусское государство в IX – XII вв.» (Зал №8). Древнерусское государство в IX – XII веках. Киевский зал
Зал представляет памятники времени образования Древнерусского государства в IX – первой половине XII в
«Древнерусский город в XI –xiii вв.» Зал №9 – Новгородский iconВосточный зал Банкетный зал
Канкан и танцы (привязка к празднику + Италия и Франция) + цитата из «Déchiré» с переводом
«Древнерусский город в XI –xiii вв.» Зал №9 – Новгородский icon4. Финансовые ресурсы детского сада и их использование
В дошкольном учреждении оборудованы физкультурный зал, музыкальный зал, методический, медицинский кабинеты, кабинет психолога, кабинет...
«Древнерусский город в XI –xiii вв.» Зал №9 – Новгородский iconIii открытый чемпионат Новосибирской области по армспорту. Новосибирск. 25 – 26 сентября 2004 г. Спорткомплекс «Динамо» Тренажерный зал «Pluton Power» Спорткомплекс нгавт гимнастический зал. Количество участников: 85 Количество команд –15

«Древнерусский город в XI –xiii вв.» Зал №9 – Новгородский iconГород чудный, город древний… Узнайте, что изображено на этой картине

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов