Зал 11 – Культура Древней Руси XI – первой половины XIII веков. Суздальский icon

Зал 11 – Культура Древней Руси XI – первой половины XIII веков. Суздальский



НазваниеЗал 11 – Культура Древней Руси XI – первой половины XIII веков. Суздальский
Дата конвертации29.07.2012
Размер86.56 Kb.
ТипДокументы


Зал 11 – Культура Древней Руси XI – первой половины XIII веков.

Суздальский



В основу оформления зала легла белокаменная резьба стен Георгиевского собора, построенного в 1234 г. в городе Юрьеве Польском. В пространстве декоративного портала размещены подлинные детали убранства храмов, представляющие древнерусское зодчество. Храм эмоционально воздействовал на молящихся, укреплял веру, помогал приобщиться к божественному. Создатели храмов стремились отразить основные идеи христианства в своих произведениях, используя все имеющиеся в их распоряжении художественные средства и приложив все мастерство.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234) стал последним каменным сооружением Северо-Восточной Руси домонгольского периода. Он заменил стоявшую на этом месте постройку времени Юрия Долгорукого. Храм, простоявший до середины XV века, неожиданно рухнул. Восстановленный в 1471 г. В.Д.Ермолиным, он утратил свой первоначальный вид. Поэтому научные реконструкции форм Георгиевского собора до настоящего времени остаются предметом дискуссий. Огромных усилий ученых потребовала реконструкция изначальной композиции резных изображений храма, перепутанных в период восстановления памятника в XV в., а частично утраченных. Резьба на лицевой поверхности известняковых блоков, из которых сложено здание, выстраивается в стройную систему и единый художественный ансамбль. Здесь четко обозначаются своеобразные ярусы, соответствующие космологическим представлениям людей XIII в.: зона природы, зона «земной церкви» и человека, зона неба. Совокупность скульптурных изображений выражает идею второго пришествия Христа и обновления жизни. Георгиевский собор – последний памятник владимирского зодчества домонгольского периода. Через три года после его возведения на Русь напали орды хана Батыя.



^

Витрины 1-8


Большой раздел экспозиции посвящен прикладному искусству (витрины 1–8). Все предметы найдены в кладах, поэтом каждый клад расположен в своей витрине. Древнерусские клады, в состав которых входят украшения княжеско-боярского женского убора, происходят из крупнейших центров Древней Руси XI–XIII вв. – Киева, Владимира, Чернигова.
Во время монгольского нашествия жители городов прятали ценные вещи, закапывая их в землю, замуровывая в стены церквей. Вернуться за ними удалось не всем. Так в руки археологов попали бесценные сокровища древнерусской культуры, яркие свидетельства безграничного таланта мастеров той эпохи.


^ Витрина 1 – мужской клад из Чернигова – наборный пояс – по нему определяли социальный статус человека. № 4 – слитки золота в виде стерженьков из Византии.








Витрина 2

Клад из Михайловского Златоверхого монастыря.




Замечательны трехбусинные височные кольца, особенно любимые древнерусскими горожанками. Они выполнены в технике скани и зерна. Вытягивая золотую или серебряную проволочку толщиной в человеческий волос, мастер скручивал (скал) несколько драгоценных ниточек в изящный объемный узор.

Чернение достигалось нанесением на специально подготовленную серебряную поверхность черневого порошка. Техника черни придавала вещам благородство и особую изысканность. Именно так выглядят серебряные пластинчатые браслеты-наручи, скреплявшие длинные рукава женских платьев. Особенно красивы большие серебряные колты из урочища Святое Озеро Черниговской земли: две тонкие кованные из драгоценного металла пластины образовывали полую емкость, в которую помещали ароматические вещества. На цепочках-ряснах или лентах они подвешивались у висков к головному убору и, покачиваясь при движении, издавали аромат. Эти украшения воспринимались как обереги, на них часто помещали христианские или языческие символы, способные, по мнению древних людей, отогнать злых духов.

Многие предметы украшены зернью. Мастера изготовляли крошечные серебряные или золотые шарики и напаивали их на поверхность изделия. Часто под каждым шариком можно обнаружить маленькое колечко. На небольшом предмете мастер мог разместить несколько тысяч шариков.


^ Витрина 3- изображена боярышня, т.к. серебряные украшения. – вещи из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.
Особого мастерства требовала техника перегородчатой эмали. На золотую поверхность напаивали контуры рисунка тончайшей золотой проволочкой или пластинкой в форме желобка. В образовавшиеся ячейки засыпали стеклянный порошок – эмаль. При нагреве эмаль прочно соединялась с поверхностью изделия. Для получения того или иного цвета требовалась своя температура нагрева. Эмальерное дело было вершиной древнего прикладного искусства, овладение им свидетельствовало о высочайшем уровне мастерства.


Витрина 4 Колты (украшения головного убора и цепь) Киев. XII в.

Колты и цепь изготовлены из золота с применением теснения и пайки. Изображения на них нанесены в сложнейшей технике перегородчатой эмали. Украшения входили в состав клада, найденного в 40-е гг. XIX в. недалеко от древнейшей на Руси Десятинной церкви в Киеве, ставшей последним оплотом Киевлян, оборонявших город от монголов в 1240 г.


^ Фрагмент цепи-рясна для крепления колтов.




^ Витрина 5 - суздальское оплечье (парадное украшение_ - конец XII – первая четверть XIII в.

Оплечье состоит из 6 медальонов (5 украшены орнаментом в виде процветшего креста, 1 – с изображением юного мученика с крестом в правой руке) и 12 бусин с зернью и сканью. При изготовлении этого оплечья древнерусские златокузнецы продемонстрировали все виды сложных ювелирных приемов, которыми они владели.

Оплечье является мемориальным изделием, т.к. связано с деятельностью первого директора музея А.С.Уварова (участвовал в раскопках) Есть предположение, что это вещь митрополичья (кресты) или княжеская.


^ Витрина 6 Клад из Владимира –на –Клязьме.

№ 1 – колты – плохая сохранность (колты звездчатые – сломаны) – техника зерни – из 1 гр. серебра делали нитку длиной 180 м., из золота 320 м, потом наматывали на стержень и разрезали.

№ 1 – колты – техника перегородчатой эмали с изображением Бориса и Глеба.

№ 5 - браслеты-наручни – одевали на рукава.

№ 4 – детали очелья.


Колты с изображением Бориса и Глеба



Сковорода, которой был прикрыт горшок с кладом.
Витрина 7 - Клад из урочища Святое озеро Черниговской области. В изделиях этого клада применены самые дешевые техники: литья, витья, и теснения.

^ Витрина 8 – Клад с городища Старая Рязань.

1 – колты и навершие булавки

№ 2 – кресты и медальон с изображением Богородицы Знамение.

№ 3 – бусы биконические

№ 4 – трехбусинные височные кольца

№ 5 – цепь для крепления колтов

№ 6 – оправа креста (Византия).
^

Витрины 11-12


В витринах 11–12, размещены образцы мелкой пластики, получившей широкое распространение на Руси. Нательные кресты и иконки, которые люди носили с собой, сделаны из самых разнообразных материалов – дерева, шифера, разных сортов поделочного камня, янтаря. Каждая из этих вещей поражает тонкостью работы, изяществом, изысканным вкусом.

Витрина 11


В нише портала -. уникальная фреска XII в. из Переяславля Залесского «Сошествие во ад» – один из древнейших образцов этого вида искусства на Руси.


^ Витрина 10 – голосники, смальта, кусочки пола из Софии Новгородской, кирпичи с клеймами из Благовещенского собора в Чернигове.

^ Витрина 9 – кусочки кровли Успенского собора Владимира на Клязьме..
Здесь же представлены великолепные произведения бронзолитейного дела – две арки из церкви во Вщиже. На одной из них хорошо читается надпись: «Господи, помози рабу своему Конст…». Арки исполнены в сложной технике литья по восковой модели, которую русские мастера применяли для изготовления высокохудожественных изделий. (другое название – техника потерянной формы). Весьма часты находки голосников – глиняных емкостей, которые монтировались в стены храмов для улучшения акустики.


Удивительно живописно выглядели стены соборов Южной Руси, украшенные фигурным кирпичом. В Северо-Восточной Руси возводили великолепные белокаменные храмы, стены которых сплошь покрывались изящной резьбой. Образцы этой резьбы представлены капителями колонн внешнего убранства Успенского собора во Владимире постройки Андрея Боголюбского. Особого внимания заслуживает голова мужчины – деталь высокого белокаменного рельефа одного из рязанских храмов. Несмотря на неполную сохранность, скульптура не утратила выразительности. – лик был расписан.

Перед порталом, экспонируется уникальный памятник XIII в. из Новгорода – резное деревянное тябло (доска) алтарной преграды. Оно располагалось над Царскими вратами. На тябле изображен «Деисус» – композиция, ставшая впоследствии смысловым центром русского иконостаса. Главное место в композиции отведено фигуре Иисуса Христа, справа и слева – обращенные к Спасителю в молитвенной позе фигуры Богоматери и Иоанна Крестителя. Далее святые Геогргий, Илия, Никола и Варавара. Этот памятник – один из древнейших образцов деревянной резьбы. (Русский Север, XIII в.)
^

Витрины 13-22


В центре зала (витрины 13–22) представлены памятники древнерусской книжности и литературе. В короткий срок, прошедший со времени принятия христианства, Русь освоила все жанровое разнообразие литературы Средневековья. В витрине размещена переводная литература, летописание, произведения торжественные и учительные, богослужебные книги, жития святых, хождения, христианская энциклопедическая литература. Хроника Георгия Амартола XI (Витрина 20 № 3) в. легла в основу начальной части «Повести временных лет» (Витрина 19 № 2). «Шестоднев» Георгия Писиды, (Витрина 20 № 2) написанный в XII в., – одна из многочисленных средневековых энциклопедий, раскрывающих перед любопытствующим взором величественную картину мироздания.

Особый интерес представляют произведения оригинальные, возникшие на русской почве, написанные русскими авторами. Проповеди первого русского митрополита Иллариона (XI в.)( Витрина 16 № 2 – «Слово о законе и благодати»), епископа Кирилла Туровского (XII в.) (Витрина 15 № 2) являются лучшими образцами литературного древнерусского языка. «Хождение» игумена Даниила, описывающее путешествие русского монаха в Святую землю (Витрина 15 № 1), «Слово Даниила Заточника» (Витрина 18 № 1)), восхваляющее службу при дворе великого князя, пережили своих авторов и свое время, их читают и будут читать много веков спустя.

Русские мастера добились больших успехов в искусстве оформления книги. Как хранилище бесценного сокровища – знания книга богато украшалась. В разделе выставлены образцы книжного искусства – прекрасно выделанный пергамен страниц, яркие киноварные заставки, книжные миниатюры, по изысканности и великолепию не уступавшие произведениям эмальерного искусства.

«О светло светлая и прекрасно украшенная Русская земля, всякими красотами преисполненная еси…» – так писал о Руси автор неоконченной поэмы «Слово о погибели Русской земли», живший в XIII в. Время раздробленности Древней Руси называют «золотым веком русской истории», это было время ее наивысшего расцвета, прерванное монгольским завоеванием в середине XIII в.


^ В

итрина 14 – Мстиславово Евангелие


.
Витрина 14 № 3.

Евангелие апракос (Мстиславово Евангелие)

Киев, начало XII в.

Рукопись является одним из древнейших списков Евангелия апракос (служебное Евангелие – от Пасхи до конца года), украшена четырьмя миниатюрами с изображением евангелистов, близкими по рисунку миниатюрам Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. На л.212 об. – 213 запись писца Алексы, из которой следует, что рукопись создавалась по заказу новгородского князя Мстислава, сына Владимира Мономаха (1095 – 117), для

новгородской церкви Благовещения на Городище. В 1551 г. для рукописи был выполнен новый оклад, украшенный серебряной сканью с добавлением эмалей, полудрагоценных камней и речного жемчуга. От старого оклада новгородские ювелиры использовали древние эмали с изображением апостолов Иакова и Варфоломея.

.

В

итрина 15




Витрина 16


Витрина 17



Витрина 18 –





Витрина 18

Витрина 19





© Шейнина О.Э., 2008 г

Материалы к экскурсии




Похожие:

Зал 11 – Культура Древней Руси XI – первой половины XIII веков. Суздальский iconТ зал №9 – Новгородский Зал №10 – Владимирский Зал №11 Культура Древней Руси Культура Древней Руси XI – первой половины XIII вв. Древнерусский город
София Киевская, арочные завершения дверных проемов, хоросы. В декоре наличников и мозаике мраморных полов воспроизведены орнаменты...
Зал 11 – Культура Древней Руси XI – первой половины XIII веков. Суздальский iconБинарный урок история + литература «Культура Древней Руси»
Воспитание духовно-нравственных ценностей на примере литературных и исторических памятников древней Руси
Зал 11 – Культура Древней Руси XI – первой половины XIII веков. Суздальский iconТ зал №9 – Новгородский Зал №10 – Владимирский Политическая раздробленность на Руси
Сохранение этнической обособленности в XIII веке – один из факторов раздробленности
Зал 11 – Культура Древней Руси XI – первой половины XIII веков. Суздальский iconКультура Древней Руси Презентацию составила
На Руси строятся новые города, создаются нарядные княжеские палаты и величественные соборы
Зал 11 – Культура Древней Руси XI – первой половины XIII веков. Суздальский iconДокументы
1. /КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ/2011-ПАСПОРТ-КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.doc
2. /КУЛЬТУРА...

Зал 11 – Культура Древней Руси XI – первой половины XIII веков. Суздальский iconКонспект открытого урока по истории «Во времена Древней Руси»
Цели: формировать представление о Древней Руси, о древних князьях; развивать устную речь,мышдение, воспитывать интерес к истории
Зал 11 – Культура Древней Руси XI – первой половины XIII веков. Суздальский iconДокументы
1. /Культурология рефераты/Готовые рефераты/budda1.doc
2. /Культурология...

Зал 11 – Культура Древней Руси XI – первой половины XIII веков. Суздальский iconТ зал №9 – Новгородский Древнерусский город
Карта между витринами 1 и 2 иллюстрирует быстрый рост количества городов в Древней Руси. Цветные значки показывают разный статус...
Зал 11 – Культура Древней Руси XI – первой половины XIII веков. Суздальский iconПредметно-эстетическая критика и. А. Ильина в контексте русской идеалистической критики XIX первой половины XX веков
Защита состоится 16 июня 2010 г., в часов, на заседании диссертационного совета дм 212. 056. 04 в Дальневосточном государственном...
Зал 11 – Культура Древней Руси XI – первой половины XIII веков. Суздальский iconПравославная культура в живописи н. К. Рериха
Древней Руси: с одной стороны — безупречное чувство стиля древнерусской иконописи, с другой стороны — абсолютно самостоятельная интерпретация...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов