I. Понятие «афинское гражданство» icon

I. Понятие «афинское гражданство»



НазваниеI. Понятие «афинское гражданство»
Дата конвертации16.07.2012
Размер78.06 Kb.
ТипДокументы


Афинская демократия в период расцвета (V – IV вв. до н.э.)

I. Понятие «афинское гражданство».


Демократическое устройство афинского полиса отнюдь не случайно. Оно как бы увенчивает интенсивную экономику и отвечает интересам торгово-ремесленных кругов. Практически все полисы с высоким уровнем экономики, развитым сельским хозяйством, ремеслом и активной внешней торговлей тяготели к демократии.

Самой развитой и самой совершенной демократической системой античного мира считается афинская демократия в пору ее золотого века с середины V до середины IV века до н.э.

Начало развитию афинской демократии было положено реформами Солона, и развитие это прошло длительный путь.

«Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям: мы сами скорее служим образцом для подражания некоторым, чем подражаем другим. Называется наш строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве граждан».

Перикл

Афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана, прежде всего, для афинского гражданина. Несмотря на то, что гражданский коллектив не составлял всего населения полиса. Кроме граждан, в афинском полисе проживали метеки, многочисленные рабы, которые вместе составляли более половины населения полиса.

В отличие от древневосточных монархий, которые оперировали понятием «подданный», греческая политическая мысль и мировоззрение выработали понятие «гражданин».

^ Греческий гражданин – это личность, наделенная некоторыми неотъемлемыми правами, составляющими основу его жизнедеятельности.

Полноправный гражданин Афин:

  1. Житель Аттики.

  2. Оба родителя имели гражданские права.

Его имя вносилось в особый список, ведущийся в демах – низших административных единицах Аттики. В список включались юноши и девушки, достигшие восемнадцатилетнего возраста. Затем они проходили обучение в районе Пирея под руководством специальных учителей – софронистов, избранных из наиболее уважаемых афинян. Юноши – эфебы – обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с метательными орудиями, физическим упражнениям. Также большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых людей.

После окончания срока обучения учителя отчитывались о результатах своей деятельности в народном собрании. О том, какая ответственность была возложена на учителей, и как общество оценивало их работу, говорит тот факт, что на их содержание государство выделяло такую же сумму, как и на содержание члена важнейшего органа афинской демократии – Совета 500.

К 20 годам обучение эфеба заканчивалось, и он становился полноправным гражданином.


^ Гражданское полноправие включало совокупность, как определенных прав, так и обязанностей.

Наиболее важными правами были:

  1. Право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека.

  2. Право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений.

  3. Право на ношение оружия и службу в ополчении.

  4. Право на участие в делах государства (в Народном собрании, Совете 500, выборных органах).

  5. Право на почитание и защиту отечественных богов, на участие в общественных празднествах.

  6. Право на защиту и покровительство афинских законов.

Продолжением этих прав было формирование обязанностей гражданина.

  1. Афинский гражданин был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке.

  2. Афинский гражданин был обязан приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах.

  3. Афинский гражданин был обязан защищать родной полис от врагов с оружием в руках.

  4. Афинский гражданин был обязан повиноваться законам и избранным властям.

  5. Афинский гражданин был обязан принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов.

Вывод: Идеалом полноправного гражданина афинского общества был свободный человек, имеющий земельный участок и обладающий известным достатком, физически развитый и получивший определенное воспитание.

^ II. Народное собрание в Афинах.

Народное собрание – главный и решающий орган власти в Афинах. На народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городах Афины, Пирей, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). В политической и общественной жизни не имели право участвовать женщины.

Полномочия Народного собрания:

  1. Принимало государственные законы.

  2. Утверждало объявление войны и заключение мира.

  3. Избирало должностных лиц и обсуждало результаты их деятельности за год.

  4. Решало хозяйственные вопросы (сдача в аренду государственных земель, имуществ и т.п.).

  5. Осуществляло контроль над воспитанием юношей, готовящихся к получению гражданских прав.

  6. Обладало правом остракизма – изгнание на 10 лет всякого лица, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй.

  7. Обсуждало и утверждало государственный бюджет.

Народное собрание выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.

Народное собрание собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней. На каждое заседание выносились определенные вопросы, которые тщательно готовились. Каждый афинский гражданин, независимо от его имущественного положения имел право внести на обсуждение проект закона, который мог быть принят на Народном собрании.

При всем этом беднякам было затруднительно принимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целый день, т.к. им нужно было кормить семью и зарабатывать деньги. С целью привлечь к работе Народного собрания самый низший слой афинского гражданства в начале IV века до н.э. принят закон, устанавливающий вознаграждение за посещение Народного собрания в размере средней заработной платы афинского ремесленника в день.

^ III. Совет 500 и Ареопаг.

Таким же популярным, как и Народное собрание, был Совет 500. Решения Народного собрания, которые становились государственными законами, обычно начинались со слов «Постановил Совет и народ».

Совет состоял из 500 человек, по 50 от каждой из 10 афинских фил. Каждый член Совета избирался по жребию из нескольких кандидатов, что исключало возможность подкупа или давления сверху.

^ Важнейшими задачами Совета были:

  1. Организация работы Народного собрания и исполнение его функций между заседаниями.

  2. Решение хозяйственных вопросов (Совет следил за строительством боевых кораблей и общественных зданий).

Заседания Совета были практически ежедневными. Члены Совета получали жалование в 2 раза больше, чем за посещение Народного собрания.

Совет 500 комплектовался из всех разрядов афинского гражданства. Члены Совета избирались на один год, повторное избрание разрешалось через несколько лет, так что каждый год Совет избирался заново.

Наряду с Советом 500 в системе афинской демократии существовал еще и Совет Ареопага. ^ Ареопаг – в отличие от Совета 500 – был органом аристократическим. Он состоял из 60-70 человек, кооптируемых (а не избираемых народом) главным образом из среды афинских аристократов на пожизненный срок. Вожди афинской демократии не решились уничтожить Ареопаг, но приспособили его к выполнению определенных государственных функций. В V – IV веках Ареопаг стал одной из судебных инстанций – разбирал дела об умышленных убийствах, поджогах и т.п. Также он должен был наблюдать за состоянием нравов.

^ IV. Выборные должностные лица.

Для управления городской жизнью в Афинах существовали выборные магистратуры, специальные должностные лица. Высшие магистраты в Афинах – коллегии архонтов и стратегов.

^ Коллегия 9 архонтов – один из древнейших государственных органов. Компетенция архонтов была довольно широкой:

  1. По имени первого архонта назывался год.

  2. Архонты контролировали религиозные мероприятия и праздники.

  3. Влияли на военные дела.

  4. Архонты определяли порядок рассмотрения судебных дел.

Коллегия 10 стратегов:

  1. Возглавляли военную организацию Афинского государства.

  2. Проводили набор войска.

  3. Командовали войском.

  4. Отвечали за военное финансирование.

  5. Распоряжались захваченной добычей.

В V – IV вв. до н.э. Афины вели постоянные войны, и в этих условиях коллегия стратегов сосредоточила в своих руках руководство главными вопросами политики государства. Наиболее крупные политики занимали пост стратега, а не архонта.

Также органами управления были многочисленные финансовые коллегии, необходимые в условиях интенсивной хозяйственной жизни.

Также существовали коллегии, отвечающие за различные сферы внутригородской жизни (санитарное состояние, рыночная торговля, правила мер и весов и т.д.).

Все коллегии избирались на один год. Дважды избираться на одну и ту же должность запрещалось. Выборы (кроме военных – открытым голосованием) происходили по жребию из представителей всех имущественных разрядов. Должности были хорошо оплачиваемы и поэтому представители низших слоев населения могли реально участвовать в управлении.

^ V. Суд присяжных – гелиэя.

Один из важнейших органов афинской демократии – суд присяжных – гелиэя. По преданию, он был создан еще во времена Солона, на рубеже VII – VI вв. до н.э.

Гелиэя избиралась в количестве 6 тысяч граждан. В суд могли быть избраны лица не моложе 30 лет, имеющие определенный жизненный опыт, отцы семейств.

Гелиэя была высшим судебным органом, и ее компетенция была очень широка. По сути, гелиэя выполняла судебные функции Народного собрания.

Избираться в гелиэю можно было несколько раз. Это должно было вести к накоплению опыта.

Подобный порядок делал афинскую судебную систему эффективным органом демократического строя. Нам практически ничего не известно о каких бы то ни было несправедливых решениях афинских судей.

Кроме разбирательства судебных дел, на гелиэю была возложена обязанность охранять афинскую демократию. Для защиты афинских законов даже существовала специальная процедура.

^ VI. Социальная политика афинской демократии.

Несмотря на то, что все категории афинских граждан имели право участвовать в управлении государством, деление на имущественные разряды сохранилось, и положение каждого разряда в обществе было неодинаково. Поэтому, для обеспечения реальной демократии и поддержания социального мира в обществе была разработана специальная социальная политика. Она включала:

  1. Введение оплаты выборных должностей.

  2. Постоянная забота о том, чтобы в Афинах не сокращалась численность земледельцев, не происходило обезземеливание граждан. Для этого активно использовался вывод колоний.

  3. Контроль над продовольственным снабжением городского населения, особенно за хлебной торговлей (любая спекуляция хлебом, взвинчивание цен рассматривалось как государственное преступление).

  4. Забота об образовании и воспитании граждан – при Перикле (40 – 30 гг. V в. до н.э.) были введены театральные деньги или специальные жетоны, по которым малоимущие граждане могли пройти на театральные представления.

При всех достоинствах афинской демократической системы, ее не стоит идеализировать. Прежде всего, эта система обеспечивала участие в управлении только граждан Афин – 20 – 40 тысяч человек из общего количества населения в 250 – 300 тыс. Все неграждане были лишены возможности участия в политической жизни. Это касалось не только рабов, но и метеков, постоянно живущих в Афинах лиц неафинского происхождения. Не имели права участвовать в работе государственных органов женщины, хотя они и считались афинскими гражданками.

Кроме того, в самой системе афинской демократии почти все самые авторитетные должности были отданы в руки аристократических семей, которые становились проводниками олигархических настроений.



© Шейнина О.Э. 2008 г.

Материалы к урокам




Похожие:

I. Понятие «афинское гражданство» iconТема: Древняя Спарта
Подвести учащихся к пониманию того, что Греция в древности не была объединена одной властью (Афинское и Спар­танское государства...
I. Понятие «афинское гражданство» iconДай, россия, право на гражданство

I. Понятие «афинское гражданство» iconПонятие
Подумайте, с каким цветом у Вас ассоциируется то или иное понятие и поставьте галочку в соответствующую клетку
I. Понятие «афинское гражданство» iconДокументы
1. /гражданство.doc
I. Понятие «афинское гражданство» iconДокументы
1. /Гражданство.Упрощенно.doc
I. Понятие «афинское гражданство» iconO’zbekiston respublikasi tashqi ishlar vazirligi министерство иностранных дел республики узбекистан
Гражданство
I. Понятие «афинское гражданство» iconАнкета на выдачу визы iltimos, bosma harfda yozing Пожалуйста, пишите печатными буквами
Гражданство
I. Понятие «афинское гражданство» iconЦинизм и кинизм: философско-этические аспекты
Причем большинство людей используют это понятие в своей повседневной речи, подразумевая под ним лишь одно содержание и значение....
I. Понятие «афинское гражданство» iconВопросы к экзамену по курсу «правовое обеспечение экономики» Понятие правового регулирования экономических отношений
Понятие неимущественных отношений, связанных с имущественными, в гражданском законодательстве РФ
I. Понятие «афинское гражданство» iconНиклас луман понятие общества
Однако при ближайшем рассмотрении замечают, что эти дисциплины имеют характерные трудности с понятиями, которые должны обозначить...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов