Пильщикова Наталия Владимировна, канд биол наук, преподаватель биологии и экологии москва 2010 «Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за все в ответе» icon

Пильщикова Наталия Владимировна, канд биол наук, преподаватель биологии и экологии москва 2010 «Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за все в ответе»



НазваниеПильщикова Наталия Владимировна, канд биол наук, преподаватель биологии и экологии москва 2010 «Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за все в ответе»
Дата конвертации16.07.2012
Размер102.03 Kb.
ТипДокументы


КАДЕТСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ № 1

«ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС»











Пильщикова
Наталия Владимировна,
канд. биол. наук,
преподаватель биологии и экологии



МОСКВА 2010


«Быть человеком —
это значит чувствовать, что ты за все в ответе»


Антуан де Сент-Экзюпери


Язык – важнейшее средство человеческого общения. Он неразрывно связан с абстрактно-логическим мышлением. Специфической особенностью высшей нервной деятельности человека является использование второй сигнальной системы – восприятия слова. Сигнальное значение слова связано не с простым звукосочетанием, а с его смысловым содержанием. Развитие словесной сигнализации сделало возможным обобщения, находящие свое выражение в понятийной деятельности человека. Язык при небрежном использовании может деформировать сознание. Язык сам является информацией и хранилищем духовных ценностей народа. В настоящее время проблема сохранения чистоты и богатства русского языка становится не менее насущной, чем экология страны.

^ Цель подготовки и проведения Круглого стола -
стимулировать интерес кадет к состоянию
современного русского языка
как государство образующей среды.



Задачи:

  • Обсудить значение языка как средства
    сохранения и передачи информации;


  • Обратить внимание кадет на значение
    языковой среды для формирования личности;


  • Закрепить навыки культурного общения.


Этапы работы

  • Сбор информации по экологии языка.

  • Проведение социологического опроса.

  • Организация и проведение круглого стола кадет старших курсов по проблеме состояния русского языка и путей сохранения его устойчивости.

  • Подбор и оформление информации для стенда «Цитаты недели», посвященного силе слова, чести и достоинству.

  • Проведение рефлексии участников мероприятий.


Материал для размышления и обсуждения

1. Роль языка в речи и формировании личности

В настоящее время экологические проблемы волнуют всех и каждого. Речь идет о катастрофическом состоянии природной среды обитания человека, о загрязнении воды и воздуха, рек и морей, лесов и полей. Академик Д.С.
Лихачев расширил понятие экологии, поставив вопрос экологии духовной культуры. Бесспорно, существует и проблема экологии языка.

Слово "экология" составлено из двух греческих слов: oikos + logos. Первая часть означает "дом", "родина", отсюда - и более широкое современное значение: "среда обитания". Вторая часть многозначна, обозначает: «учение», «слово», «понятие».

Человек живет и работает в определенной языковой среде. Речевое взаимодействие - непременное условие социального взаимодействия. Язык - среда обитания любого человеческого коллектива, данного народа и каждого человека. Мы дышим" речевой продукцией, результатами речевой деятельности не только тех, с кем находимся в непосредственном речевом контакте (семья, школа, улица, работа), но и наших предков, которые когда-то говорили и писали на нашем языке. В то же время и народ является средой существования и развития языка.

Человек как личность есть продукт речевого общения. В процессе расширения сфер и задач общения параллельно с усвоением норм речевого поведения усваиваются исторически сложившиеся нормы социального поведения и морально-этнические принципы своей семьи, своей социально-этнической группы, своего народа. Язык - незаменимое, надёжнейшее средство живой связи поколений, мощнейший фактор единения, консолидации нации.

Процесс социализации новорожденного младенца, превращение его в равноправного жизнеспособного члена общества, формирование личности, идет параллельно и в непосредственной связи с процессом освоения родного языка буквально с первых дней жизни. Формированию навыков речи способствуют колыбельные песни, сказки, которые рассказывает на ночь заботливая бабушка. Как бы купаясь в звуках родной речи, ребенок начинает узнавать значимые элементы родного языка. При этом формируется важнейшее качество человеческой личности: умение слушать, понимать и уважать говорящего. Вспомним о роли няни Арины Родионовны в формировании художественно-поэтического чутья А.С. Пушкина.

Параллельно с овладением навыками речевой деятельности формируется к пяти годам фундамент психических и интеллектуальных свойств личности, ее интеллектуального потенциала. В процессе расширения сфер и задач речевого общения (мать и дитя - семья - школа - друзья по интересам - производственная и общественная деятельность) развивается личность как субъект общения, формируется характер (общительность – замкнутость). Параллельно с овладением письмом формируется индивидуальный почерк и характер человека (аккуратность - небрежность, внимательность и т.п.). И неслучайно по почерку определяют характер человека.

Можно без преувеличений сказать, что личностные качества человека есть суммарный результат качеств той речевой среды, в которой он воспитывается, живет и работает. Чистота речевой среды обитания отдельного человека и всего народа не менее важна, чем чистота самой природной среды. Деградация речевого общения, загрязнение языковой среды ведут к деградации личности, общества, всего народа.

2 Современное состояние русского языка

По мнению С.И. Ожегова, «высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка» В настоящее время очень остро стоит проблема чистоты языка. Русский язык предоставляет широкие возможности для использования выразительных средств. Однако применение этих средств не должно стать самоцелью. Речь украшают не обилие метафор и эпитетов, не излишняя цветистость, а простота и естественность. Меткие речевые выражения могут обогатить нашу речь, если каждое из них будет к месту и вовремя использовано.

Существование языка немыслимо без постоянного обогащения, развития словарного запаса. Но особенно возрастает пополнение словаря в периоды коренных социальных изменений. Социальные изменения в обществе, связанные с условиями переходного периода, изменениями в структуре общественно–политического строя, сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации (включая бизнесменов и коммерсантов из числа «новых русских»), приводят к расшатыванию традиционных литературных норм.

В современных условиях русский язык видоизменяется. В нем широко и обильно появляются новые слова и возрождаются старые, полузабытые: акция, меценат и спонсор, приватизация, бартер, предприниматель, фермер, бизнес и бизнесмен, биржа, менеджер, коммерсант, маркетинг, инвестиции и многие другие. В русском языке наших дней активно формируется новый функциональный стиль – бизнеса и коммерции, товарно–денежных отношений. И это тоже яркая речевая примета современности.

Общественно – политическая деятельность уверенно вселяет в нашу жизнь слова: парламент, консенсус, альтернатива, электорат. В газетах и телевизионных передачах мы почти привыкли встречать то, что раньше слышали только от активных носителей молодежного жаргона, от так называемых «городских низов», уголовных элементов. Даже в публичных выступлениях народных избранников можно услышать жаргонные слова и выражения. Ораторы, очевидно, полагают, что высказались живо и ярко, демократично, по-новому. На самом же деле они проявили неуважение к слушателям и показали свое неумение найти подходящие для ситуации слова. Ведь демократия и дисциплина, права и обязанности в цивилизованном и правовом обществе неотделимы друг от друга. Как неразделимы профессионализм, компетентность человека и его культура, духовный мир. Иллюзорная живость речи оборачивается бездуховно-рабским подчинением говорящих и слушающих мировоззрению антиобщественного толка. И в этом смысле жаргон по-настоящему опасен.


^ 3. Для углубления знаний проблемы и активного участия в Круглом столе рекомендуются следующие источники:


  1. Александр Евдокимов Биосфера и кризис цивилизации. М.: Институт русской цивилизации, 2008 г.

  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык,1991 г.

  3. Панкеев И.А. Экология языка, речи и информации. /Сборник лекций «Экология, черты цивилизации будущего», вып. 4, М.: Издательство МНЭПУ, 2005 г.

  4. Солженицын А.И. Слово при получении Большой Ломоносовской медали Российской академии наук /Независимая газета 3 июня 1999 г.

  5. http://slovnik.rusgor.ru/rus/shuravlev/03.html

  6. festival.1september.ru/articles

  7. www.proatom.ru/modules

  8. www.fictionbook.ru/

^ 4. Опрос кадет по проблеме экологии языка

Ваш родной язык


ВОПРОС

да

нет

Вас волнует состояние русского языка?







Для Вас имеет значение окружающая Вас речь?







Вы сторонник высокого стиля речи?







Вас смущает ненормативная лексика, брань?







Вам нравится речь телеведущих авторских программ?










^ Вы используете в речи

часто

редко

никогда

цитаты из литературных произведений










пословицы и поговорки










крылатые выражения из кино и телепередач










иностранный сленг










интернет- и компьютерный сленг










ненормативную лексику, брань












^ 5. Предлагаются следующие цитаты о значении и силе слова,
продолжайте этот список, обсудим и отметим
самых находчивых и целеустремленных


Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по языку, которым он выражается (^ Джонатан Сифт)

Язык – одежда мыслей (Джонсон Сэмюэл).

Слова имеют свою собственную душу (Бертольт Брехт).

Вырази ложную мысль ясно, и она сама себя опровергнет (Де Вовенарг Люк де Клапье).

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать… (Федор Иванович Тютчев).

Чтение – вот лучшее учение (Александр Сергеевич Пушкин).

Истина, выраженная словами, есть могущественная сила в жизни людей (Лев Толстой).

Книги изречений… не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывают ее (Лев Николаевич Толстой).

Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли (Лев Николаевич Толстой).

Слово – великое оружие (Василий Осипович Ключевский).

Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости (Василий Осипович Ключевский).

Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом (Антон Чехов).

Слова – это единственное, что остается на века (Уильям Хэзлитт).

Сколько всего пережил человек, прежде чем мысль его облеклась в форму слова, и это слово стало до того характерным человеческим спутником, что потеряло всякую связь с физической природой (Михаил Михайлович Пришвин).

Слово бьет иногда насмерть (Александр Степанович Грин).


^ 6. Готовим плакаты по охране чистоты русского языка.

Подумайте над возможными подписями к этим рисункам.












Ждем Ваших предложений, рисунков, плакатов,
которые помогут кадетам увидеть насколько
нелепо переходить на иностранный сленг,
компьютерный жаргон,
опасно засорять родной язык.



^ 7. Вместо заключения




Эколингвистика

занимается изучением
языковой сферы жизни человека и общества,
выявлением законов, принципов и правил,
общих для экологии и для развития языка.



^ Экология языка

должна лежать в основе
языковой политики государства,
прежде всего в сферах образования и
средств массовой информации.






^ Но только законодательной
деятельностью и наукой
проблему решить нельзя.












Для человека-патриота
обязательно ответственное
отношение к родному языку





Мы должны сделать Первый московский кадетский корпус Заповедником русского языка! Это улучшит микроклимат в коллективе, облегчит взаимопонимание, сделает жизнь насыщенной достойным содержанием.

Готовьте Ваши предложения, как этого достигнуть.








Похожие:

Пильщикова Наталия Владимировна, канд биол наук, преподаватель биологии и экологии москва 2010 «Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за все в ответе» iconНезависимый религиозно-общественный журнал ясная поляна выпуск 11 рига, 1990
Бог живет в каждом человеке? Значит то, что при встрече, при общении с человеком помнить, что я имею дело с проявлением Бога, то...
Пильщикова Наталия Владимировна, канд биол наук, преподаватель биологии и экологии москва 2010 «Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за все в ответе» iconПрицепил фотографии на спинку стула. Теперь гораздо лучше. Я сижу, а ты пьёшь кофе и смотришь на меня. И улыбаешься мне
Родная – это значит… очень давно, с самого детства… Это значит – родственная, близкая… Это значит – всё, что в жизни у меня есть...
Пильщикова Наталия Владимировна, канд биол наук, преподаватель биологии и экологии москва 2010 «Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за все в ответе» iconПять правил, как говорить «нет» и не чувствовать себя виноватым
Не торопитесь с ответом. Это не значит, что надо тянуть или уклоняться. Это значит, прежде чем сказать «да» или «нет», согласиться...
Пильщикова Наталия Владимировна, канд биол наук, преподаватель биологии и экологии москва 2010 «Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за все в ответе» iconCНиП 01. 09-91
Усср (канд техн наук А. А. Петраков; канд техн наук Ю. Л. Бучинский), Киевзнииэп госкомархитектуры (канд техн наук В. Б. Шевелев),...
Пильщикова Наталия Владимировна, канд биол наук, преподаватель биологии и экологии москва 2010 «Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за все в ответе» iconЛюси Истоки рода человеческого Перевод с английского канд биол наук Е. Годиной Москва «Мир» 1984 lucy
Восточной Африке, которые во многом изменили привычную картину происхождения и становления человеческого рода. Связанные с именами...
Пильщикова Наталия Владимировна, канд биол наук, преподаватель биологии и экологии москва 2010 «Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за все в ответе» iconРеферат по математике. Исполнитель: фио, ученик класса
Думаю, многие хотя бы раз в жизни слышали подобные высказывания: «Все числа равны» или «два равно трём». Таких примеров может быть...
Пильщикова Наталия Владимировна, канд биол наук, преподаватель биологии и экологии москва 2010 «Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за все в ответе» iconС. П. Яковлева Практические занятия по методике преподавания общеcтвознания Брянск 2004
Практические занятия по методике преподавания обществознания. Методические рекомендации для студентов исторического факультета. Брянск...
Пильщикова Наталия Владимировна, канд биол наук, преподаватель биологии и экологии москва 2010 «Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за все в ответе» iconДобро пожаловать на час общения «Поговорим о любви» Мы коснёмся сегодня темы
Любить для меня значит быть любимым. Любить значит, прежде всего, отдавать, а не брать. Любить это значит быть заинтересованным в...
Пильщикова Наталия Владимировна, канд биол наук, преподаватель биологии и экологии москва 2010 «Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за все в ответе» iconЛ. Н. Воронов введение в теоретическую биологию
Сергеева В. Е., доктор биол наук, профессор кафедры медицинской биологии фгоу впо «Чувашский государственный университет им. И. Н....
Пильщикова Наталия Владимировна, канд биол наук, преподаватель биологии и экологии москва 2010 «Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за все в ответе» iconЛ. Н. Воронов введение в теоретическую биологию
Сергеева В. Е., доктор биол наук, профессор кафедры медицинской биологии фгоу впо «Чувашский государственный университет им. И. Н....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов