Реформы Александра Второго icon

Реформы Александра Второго



НазваниеРеформы Александра Второго
Дата конвертации16.07.2012
Размер355.29 Kb.
ТипДокументы



Èñòîðèÿ Ðîññèè. 11 êëàññ Òåìà 2. Ðåôîðìû Àëåêñàíäðà Âòîðîãî

Реформы Александра Второго

Чтобы войти в историю, Александру II вполне достаточно было отменить крепостное право. Но за реформой 19 февраля 1861 года последовали другие. Почему они произошли? Почему именно эти реформы? Представляют ли эти реформы какую-то систему, или это набор не связанных мероприятий? Сложилось ли в итоге новое устройство общества, или речь идёт о заплатках поверх старой системы? Таковы вопросы, которые стоит держать в голове, разбираясь с подробностями данной темы.

^ I. 19 февраля: критика слева

1. Крестьяне

Ещё в 1858 году царь сомневался: "Кто может поручиться, что когда новое положение будет приводиться в исполнение, и народ увидит, что ожидание его, т.е. свобода, по его разумению, не сбылось, не настанет ли для него минута разочарования?".

Александр боялся не напрасно. В Казанской губернии, в селе Бездна, в апреле 1861 года крестьяне не поверили властям. Сказали: воля не настоящая. Под "чистой волей" они понимали совершенную свободу от всех повинностей и обязанностей и право на всю землю. Чтобы рассеять толпу в несколько тысяч человек, военная команда открыла огонь. Убитых было, по официальному счёту, не менее шести десятков. Это было самое крупное столкновение, но не единственное. Крестьяне остались разочарованы реформой.

^ 2. Образованная молодёжь

Не только сами крестьяне принимали близко к сердцу крестьянские интересы. Казанские студенты в знак протеста устроили панихиду по убитым в Бездне. 30-летний профессор местного университета историк Афанасий Щапов, державший главную речь на этой панихиде, был арестован; преподавать ему запретили.

Другие молодые идеалисты были более осторожны и действовали, не открывая себя. В городах начали распространяться прокламации – антиправительственные листовки. Самые разные по содержанию: от вполне умеренных до резко радикальных, вплоть до призывов к поголовному уничтожению царской семьи. Что их объединяло, так это требование демократических реформ во всех отраслях и передачи земли крестьянам.

Оппозицию тех лет так и называют – радикальные демократы. "Демократы" – потому что возврат крестьянам отрезков, принудительный выкуп всей помещичьей земли государством, создание выборного местного самоуправления и парламента – все эти требования, встречающиеся в прокламациях, суть требования вовсе не социалистические, а демократические.

"Радикальные" – потому что на воплощение этой программы при царском правительстве рассчитывать не приходилось. Демократическая молодёжь мечтала о революции.
Самый влиятельный из молодёжных вождей рубежа 50-х–60-х годов – Николай Чернышевский.


Чернышевский Николай Гаврилович (в год отмены крепостного права ему исполнилось 33). Сын священника, во 2-й половине 1850-х – один из известнейших публицистов страны, один из деятелей главного демократического журнала – "Современника". Он не призывал открыто к свержению власти, но авторитет его среди молодёжи был столь явным, что в 1862 году власти арестовали его и по подложному обвинению отправили на каторгу. Чернышевский сошёл с политической арены, но остался кумиром демократической молодёжи. Непререкаемый авторитет ему долгие годы создавал роман "Что делать?" написанный во время заключения в Санкт-Петербурге. Именно здесь изложены его представления о будущем социалистическом обществе.


Сослан же он был за составление листовки "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон". Осталось навсегда неизвестным, действительно ли Чернышевский был её автором. Во всяком случае, она отражает настроения демократической молодёжи начала 60-х годов. Вот небольшие отрывки из неё:


"Да разве такая в исправду-то воля бывает?

<...> Вот у французов есть воля, у них нет розницы: сам ли человек землю пашет, других ли нанимает свою землю пахать; много у него земли - значит, богат он, мало – так беден, а розницы по званью нет никакой, все одно как богатый помещик, либо бедный помещик, – все одно помещик. Надо всеми одно начальство, суд для всех один и наказание всем одно.

Вот у англичан есть воля, а воля у них та, что рекрутства у них нет: кто хочет, иди на военную службу, все равно, как у нас помещики тоже юнкерами или офицерами служат, коли хотят. А кто не хочет, тому и принужденья нет.

<...> А то и вот еще в чем воля и у французов и у англичан: подушной подати нет.

<...> А то вот еще в чем у них воля. Пачпортов нет; каждый ступай, куда хочет, живи, где хочет, ни от кого разрешенья на то ему не надо. А вот еще в чем у них воля: суд праведный. Чтобы судья деньги с кого брал, у них это и не слыхано.

<...> А то вот еще в чем у них воля: никто над тобою ни в чем не властен, окроме мира. Миром все у них правится. У нас исправник, либо становой, либо какой писарь, а у них ничего этого нет, а заместо всего староста, который без миру ничего поделать не может и во всем должен миру ответ давать. <...> Полковник ли, генерал ли, у них все одно: перед старостою шапку ломит и во всем старосту слушаться должон, а коли чуть в чем провинился генерал, али кто бы там ни был, перед старостою, али ослушался старосты, староста его, полковника-то аль генерала-то, в острог сажает, – у них перед старостою все равно: хоть ты простой мужик, хоть ты помещик, хоть ты генерал будь, все одно староста над тобою начальствует, а над старостою мир начальствует, а над миром никто начальствовать не может, потому что мир значит народ, а народ у них всему голова: как народ повелит, так всему и быть.

У них и царь над народом не властен, а народ над царем властен. Потому что у них царь, значит, для всего народа староста, и народ, значит, над этим старостою, над царем-то, начальствует. Хорош царь, послушествует народу, так и жалованье ему от народа выдается, а чуть что царь стал супротив народа делать, ну так и скажут ему: ты, царь, над нами уж не будь царем, ты нам неугоден, мы тебя сменяем, иди ты с Богом, куда сам знаешь, от нас подальше.

<...> Так вот она какая в исправду-то воля бывает на свете: чтобы народ всему голова был, а всякое начальство миру покорствовало, и чтобы суд был праведный, и ровный всем был бы суд, и бесчинствовать над мужиком никто не смел, и чтобы пачпортов не было и подушного оклада не было, и чтобы рекрутчины не было".


Автор прокламации ещё не знал, что при Александре II будут проведены реформы земская, судебная, военная... Мысль, не отягощённая знанием, более самостоятельна. Прокламация "Барским крестьянам..." ценна как самостоятельный взгляд на необходимые реформы.

Ближайшие годы показали, что в некоторых пунктах воззрения автора прокламации и либеральных реформаторов совпадали.


^ II. В "тайм-ауте" крестьянской реформы

Установив минимальным сроком временнообязанного состояния два года, правительство взяло своего рода тайм-аут. До февраля–марта 1863 года, когда начнёт воплощаться выкупная операция, можно было меньше думать о крестьянах и заняться другими насущными вопросами. С 1861 по 1863 год состоялась целая серия реформ. Все они так или иначе относятся к экономике.

^ 1. Казённый кредит.

Начать стоит с реформы государственных кредитных учреждений, потому что она состоялась ещё до отмены крепостного права. 31 мая 1860 года взамен Государственного коммерческого и Государственного заёмного банков появился один Государственный банк.

Прежние банки погрязли в невозвратных долгах, преимущественно – в виде долгосрочных кредитов под залог дворянской недвижимости. Именно кредитование дворян было главной задачей дореформенной банковской системы. В уставе нового Госбанка появилось чёткое требование, что он предоставляет краткосрочные ссуды на коммерческих основаниях. Обновлённый Госбанк стал одним из крупнейших источников кредита для российских предпринимателей.

Реформа государственного кредита находилась в прямой связи с крестьянской реформой, поскольку именно Госбанку пришлось заниматься выкупной операцией, а долги дворян ликвидированному Заёмному банку были зачтены в счёт части платежей, которые причитались дворянам по выкупной операции.

^ 2. Негосударственный кредит.

Наряду с реформированием государственного кредита, происходило реформирование городских общественных банков. Это был единственный вид негосударственных кредитных учреждений дореформенной России. Городские банки начали возникать ещё до Отечественной войны 1812 года, и в 1840-е годы счёт их перевалил за полтора десятка. Министерство финансов долго разрабатывало для них проект типового положения, который был принят в 1857 году, но не устроил банкиров мелочными ограничениями. Правительство пыталось предписывать банкам не только виды операций, но также роки, ставки и нормативы по каждой из них – всё то, что обычно меняется, смотря по текущим обстоятельствам. К тому же Положение ставило городские банки под контроль губернских чиновников. Из 34-х городских дум, ждавших очереди на открытие банка, новым законом воспользовались лишь три.

Неприемлемые ограничения для городских банков были сняты Положением 6 февраля 1862 года. От городских банков по-прежнему требовали отчитываться перед правительством, но они получили немалую свободу в выборе операций и определении ставок. Следующие полтора десятилетия стали временем расцвета городских банков, число которых по всей стране превысило 250.

3. Госбюджет.

Майским законом того же 1862 года началась реформа государственного бюджета, воплощать которую поручили Валериану Татаринову (с 1863 года он был государственным контролёром). Основное значение этой реформы для казённых финансов – в том, что появился принцип единства бюджетной кассы. Если раньше каждое ведомство само осуществляло свои расходы, то теперь все они стали проводиться через Министерство финансов. Минфин, в свою очередь, требовал точного отчёта, куда потрачены деньги, и норовил "срезать" ведомствам лишние расходы.

С точки же зрения общества важной новостью стала открытость государственного бюджета. Прежде он составлял государственную тайну. Теперь "роспись государственных доходов и расходов" стала ежегодно печататься во всеобщее сведение.

^ 4. Косвенные налоги

Одним из важнейших источников бюджетных доходов уже не первый век служили косвенные налоги, которые накануне крестьянской реформы обеспечивали более 40 %. Самой доходной была налоговая накрутка на цену водки. В первой половине XIX века система взимания этой накрутки с населения опиралась на государственную монополию водочной торговли. Оставив за собой исключительное право продавать "хлебное вино", казна каждые три года продавала это право откупщикам. За счёт этого казна получала деньги не через три года, а откупщик зато продавал водку с дополнительной наценкой в собственную пользу.

По закону 4 июля 1861 года, с 1863 года откупа уничтожались, а взамен создавалась акцизная система. Это означало отказ от казённой монополии: торговать водкой теперь мог любой желающий при условии уплаты акциза (сбора) за продаваемый товар.

^ 5. Прямые налоги.

Уже на исходе "тайм-аута", в первый день 1863 года, император подписал два закона о двух реформах прямых налогов.

"В видах улучшения быта многочисленнейшего и наименее обеспеченного в средствах к существованию городского сословия" была отменена подушная подать для мещан. Взамен для горожан установили налог с городской недвижимости. Платить его стали все владельцы недвижимой собственности (кроме совсем дешёвой) в городах. Таким образом, налог, взимаемый с определённого сословия (мещане) сменился налогом, взимаемый без разбора сословий с учётом лишь материальной состоятельности плательщиков.

Но до реформы подушную подать платили два сословия – не только мещане, но и крестьяне. В законе 1863 года о крестьянах ничего не говорилось. Комиссия по пересмотру системы податей и сборов, созданная ещё в 1859 году, долго обсуждала, чем можно заменить подушную подать с крестьян, но до конца правления Александра II этот вопрос так и не получил решения. Львиная доля населения страны продолжала платить подушную подать.

Ещё одна реформа связана с "Положением о пошлинах за право торговли и промыслов". Единую ставку для купцов второй гильдии сменила целая шкала ставок, зависящих от экономической развитости местности. Это был шаг к более точному учёту разницы в доходах разных плательщиков. За счёт этого налоговая система становилась более действенной. Но главное новшество реформы 1863 года состояло в том, что исчезло разделение торговых свидетельств на купеческие и крестьянские.

Прежде купеческое свидетельство 1-го разряда (дающее право торговать по всей стране) стоило 2200 рублей в год, а такое же крестьянское – 2600 рублей. Купцам очевидно давалась фора (не говоря уже о сословных привилегиях, таких как свобода от телесных наказаний). Крестьянам же, чтобы получить купеческое звание, требовалось не только заявить необходимый капитал, но и получить разрешения от помещика (или – для черносошных крестьян – от общины) и местных чиновников. Теперь этого не стало. Всякий заявивший капитал определённого размера и уплативший вперёд определённую сумму за право торговли в течение года становился купцом. Купеческое сословие сохранилось, но оно стало более открытым; дискриминация крестьян в этом отношении исчезла.


^ III. Студенты и политика

Перечисленные в предыдущем разделе реформы, за исключением акцизной, едва ли привлекли внимание общества. Они происходили на фоне событий гораздо более впечатляющих. В 1861 году это была "университетская история".

Вместе с другими слоями столичного общества почуяв воздух свободы, студенты уже во второй половине 1850-х годов активно стали бороться за свои права. Главным для них была свобода в самых разных проявлениях – свобода собраний и обсуждений, свобода чтения, свобода одежды, свобода выражения мнения о качестве лекций. Утишить студентов император пытался посредством сначала при помощи либерального инженера Евграфа Ковалевского, который в бытность министром народного просвещения (с 1858 года) немного расширил самостоятельность университета. Когда это не помогло – с помощью чуждого наук адмирала Евфимия Путятина, назначенного министром в июле 1861 года.

Адмирал немедленно запретил студенческие "сходки" (встречи за пределами учёбы) и запретил освобождать от платы за учёбу более 2 студентов от губернии (что означало невозможность дальнейшей учёбы для каждого второго студента Санкт-Петербургского университета). Всё это было изложено в новых правилах ("матрикулах"), которые студентам велено было всегда иметь при себе в качестве пропуска в университет.

Такой сюрприз накануне нового учебного года спровоцировал открытое возмущение. Студенты рвали матрикулы, бойкотировали занятия. В сентябре дошло до того, что 1500 студентов СПбГУ прекратили учиться и вышли на митинг. Полиция и столичные военные части окружили их, вынули сабли наголо, сделали вид, что готовятся атаковать. Это не испугало демонстрантов, противостояние продолжилось. Чтобы не допустить применения против студентов армии, в их ряды стали подтягиваться слушатели и преподаватели военных академий столицы. Часть полков отказалась выполнять приказы по подавлению протеста. Жители Петербурга стали готовить адрес царю по университетскому вопросу. Подписные листы проникли даже в Сенат – и было собрано немало подписей. Когда управляющий Минюстом Дмитрий Замятнин потребовал список сенаторов-подписантов, в него внесли свои имена даже те, кто не подписывался под адресом.

Противостояние длилось ещё полмесяца и завершилось поражением студентов. Полтысячи человек были исключены из университета. Студенты проиграли этот бой, но выиграли войну. В декабре 1861 года царь назначил нового министра народного просвещения.


^ Головнин Александр Васильевич, 40 лет. Маленький, горбатый, болезненный. Сын адмирала, совершившего два кругосветных плавания и знаменитого сочинениями о своих приключениях. Выпускник Царскосельского лицея. С 1845 года – секретарь недавно созданного Русского географического общества. Одновременно к работе РГО был привлечён и в.к. Константин. Так сложилось важное знакомство. Дальше они действовали всё время рука об руку: влиятельный царский брат и его начитанный, дельный помощник-наставник. С 1850 года Головнин (уже сотрудник Морского министерства) был официально прикомандирован непосредственно к великому князю, стал его секретарём. Д.А. Милютин: "Если высокое официальное положение Головнина... было создано великим князем, то нравственная или, лучше сказать, государственная личность самого великого князя образовалась в значительной степени под влиянием Головнина".

Став министром народного просвещения, Головнин лично нанёс визиты издателям основных журналов; на встречу с университетскими преподавателями пришёл не в шитом серебром мундире, а в гражданском костюме.

Один из принципов, которые внедрял Головнин – принцип гласности. Проводя реформы по Морскому министерству, он открывал сначала обсуждение вопроса через "Морской сборник", а затем с учётом собранных мнений вырабатывал окончательный проект реформы. В высшем обществе имел устойчивую репутацию "красного" (подобно Николаю Милютину). По должности Головнин – один из второстепенных министров. По существу это один из главных идеологов "великих реформ" и символов реформаторства в глазах современников.


В июне 1863 года Россия получила новый Университетский устав. Его основное достижение – автономия вузов (то, что было введено при Александре I и уничтожено при Николае I). Автономия – значит, самостоятельность в научных, учебных, финансовых, административных вопросах: в распределении между факультетами государственных средств, в открытии или закрытии кафедр. Жизнью факультетов стали руководить факультетские советы. Должности деканов и ректоров стали выборными. Университеты даже получили свою цензуру и право не предоставлять на проверку обычной государственной цензуры издания, выписываемые из-за рубежа.

Автономия всё-таки была ограничена властью министра и попечителя. И подбор кадров, и финансовые вопросы, и льготы студентам – решения по этим вопросам принимались профессорами, а утверждались чиновниками. Но и такая автономия стала важным достижением либеральной общественности, бельмом на глазу консерваторов и любителей дисциплины в духе Николая I.

^ IV. Январское восстание

Когда император в июне 1863 года подписывал Университетский устав, главной его заботой были уже не студенты. Лето 1863 года – время самых жарких схваток в Польше.

1. Восстание.

В Царстве Польском (так это официально называлось) живы ещё были старики, которые помнили независимую Польшу екатерининских времён. Восстание 1830–1831 года и вовсе было недавним прошлым. Дух освобождения, охвативший российское общество во второй половине 1850-х годов, принял в Польше националистический оттенок. Настроение вооружённой рукой бороться за восстановление независимости дошло до открытых выступлений в 1860 году. С магазинов в Варшаве срывали русские вывески, русским жителям Варшавы угрожали расправой.

Александр II и здесь пытался действовать уступками. С 1861 года либеральные реформы в Польше проводились руками польского маркиза Александра Велёпольского, который стал главным помощником российского наместника в Варшаве. В июне 1862 года появился и новый наместник: в.к. Константин Николаевич. Делая уступки польской самостоятельности (расширение образования на родном языке и т.п.), Велёпольский и в.к. Константин в то же время не допускали мысли о польской независимости. В начале 1863 года они решили устранить из Польши часть "горючего материала" за счёт усиленного рекрутского набора. В ответ поляки подняли восстание, длившееся едва ли не полтора года.

Собрать силы, способные на равных сражаться с регулярными российскими частями, повстанцам было не под силу. Англия и Франция ограничились лишь моральной поддержкой на уровне дипломатических заявлений. Война носила партизанский характер; как максимум повстанцам удавалось уничтожить небольшие отряды, неосторожно отделившиеся от основных сил. Но пока русских войск в Польше было не много, контроль России над Польшей оказался сугубо формальным.

^ 2. Национальное чувство.

Высшее российское общество с возмущением узнало о польских событиях. Руководителем карательной операции против повстанцев стал Михаил Николаевич Муравьёв ("Муравьёв-вешатель": ещё в 1830-е годы, увидев знакомую по делу декабристов фамилию, кто-то спросил, не из тех ли он Муравьёвых, которых вешают. "Нет, я из тех которыЕ вешают" – отвечал брат Александра Муравьёва). Теперь Муравьёву-Виленскому (такую прибавку к фамилии он получил от императора) наперебой подписывали приветственные адресы и посылали телеграммы. В осуждении польского восстания оказались единодушны те, кто при подготовке крестьянской реформы, казалось, навсегда оказался по разные стороны баррикад.

Именно в 1863 году русское общество потеряло интерес к Герцену. Ведь "Колокол" выступил с требованием независимости Польше. Большинство его читателей восприняло это как измену родине. Тираж "Колокола" в течение 1863 года пришлось сократить с 2500–3000 до 500 экземпляров.

Восстание в Польше обозначило явный водораздел между умеренными либералами и радикалами. Оно же здорово подорвало позиции в.к. Константина как вдохновителя правительственного либерализма. Ведь его политика в Польше окончилась провалом, а спасителем государства стал простой и грубый вояка николаевской закваски.

Тем не менее, новый 1864 год принёс новые реформы.


^ V. Год трёх реформ

1. Земская реформа.

1864 год начался с реформы местного самоуправления. Местное самоуправление существовало и раньше, но – порознь для отдельных групп населения. Существовали: 1) городские думы и управы; 2) дворянские съезды; 3) сельские и волостные сходы для крестьян. Не было выборного органа, который бы заботился о нуждах всего населения уезда в целом (губернии в целом).

Такие органы появились согласно "Положению о губернских и уездных земских учреждениях". Главное из этих учреждений – земское собрание. Оно собиралось на несколько дней в году, решало принципиальные вопросы и избирало постоянно действующий орган – земскую управу во главе с председателем. Такая система была создана на двух уровнях: уезда и губернии.

Задачей земств было мостить дороги, строить школы, содержать больницы... – в общем, делать за счёт местного населения то, что для самого населения важно, а для государства – не очень. Работали земства под жёстким контролем губернатора: правительство старалось не допустить их до политической деятельности.

В чём принципиальная новизна земства? Здесь все сословия заседают вместе. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть систему выборов земских гласных. Избиратели делились на три курии (группы). Первую составляли крупные землевладельцы (обладатели 200 десятин земли). За этой курией, самой малочисленной, резервировалась треть мест в земском собрании. Во вторую курию вошли состоятельные городские избиратели (владельцы цензовой недвижимости) – ещё треть. Оставшаяся треть приходилась на самую многочисленную группу населения: крестьянских представителей.

Выборы для крестьян сделали многоступенчатыми: сельский сход выбирал представителей в волость, те избирали выборщиков, а уже выборщики со всего уезда из своего числа выбирали гласных. Так что крестьянину пробиться в гласные было труднее всего. Впрочем, крестьяне туда и не рвались, потому что должность гласного никак не оплачивалась, а от работы отрывала.

Именно с этим связана известная картина Григория Мясоедова: "Земство обедает". Даже заседая в одном собрании, крестьянин и дворянин не становятся равными.

Как видно, система выборов в земства была не вполне демократичной. Правительство позаботилось сделать голос дворянина более весомым, чем голос крестьянина. И всё же теперь вчерашние крепостные получили возможность сидеть – и голосовать на равных – рядом со своими бывшими хозяевами. Ещё одна перегородочка между вчерашними сословиями исчезла.

Это одно значение реформы. Есть и другое: общество получило дополнительную возможность что-то сделать независимо от государства. Земская медицина, земские школы, земское страхование (от огня), земская агрономия – всё это стало быстро развиваться в ближайшие годы и десятилетия.

Наконец, само понятие земства вызывало в сознании многих ассоциации, выходящие за местные рамки. Министр внутренних дел Пётр Валуев, послушный исполнитель царской воли, на исходе 1863 года представлял царю разработанный им проект создания выборной нижней палаты при Государственном совете. Этот проект он разработал по собственной инициативе, но был уверен, что царю понравится – ведь это всего лишь всероссийское земство, логичное завершение уже разработанной по прямому указанию царя системы земств губернских и уездных. Однако Александр в резких выражениях отклонил проект Валуева. Двумя годами позже он пояснял одному из своих приближённых: "Я даю тебе слово, что сейчас на этом столе я готов подписать какую угодно конституцию, если бы я был убеждён, что это полезно для России. Но я знаю, что сделай я это сегодня, и завтра Россия распадётся на куски".

^ 2. Школьная реформа

Название этого раздела условно, потому что понятие "школа" в середине XIX века имело значение гораздо более узкое, чем в начале XXI столетия. Были церковно-приходские школы, где за 2 или 3 года учили читать, писать, считать. Примерно тем же самым (но с меньшим вниманием к "закону божию" – заучиванию христианских догматов) занимались начальные училища, находившиеся в ведении разных ведомств. Здесь учились главным образом дети крестьян. Для детей городских обывателей предназначались уездные училища с более сложной программой, дающей начатки естественнонаучных знаний.

Приходские училища, начальные и уездные школы чётко отделялись от гимназий, которые предназначались для людей, уже имеющих читать и писать, и главное – давали возможность по их окончании поступать в университет или на государственную службу. Важнейшая особенность системы: по закону гимназии были открыты для всех способных платить за учёбу; на деле циркуляры и инструкции требовали исключить (кроме чрезвычайных случаев) приём детей податных сословий в гимназии и в частные пансионы, "коих круг учения соответствует гимназическому".

Таким образом, довузовское образование было, по существу, разбито на два уровня, один из которых предназначался для массы, а другой – для избранных. Поэтому и реформа проводилась двумя законами. 14 июля 1864 года вышло Положение о начальных народных училищах, 19 ноября – Положение о гимназиях и прогимназиях.

Реформа отдала дань спорам последних десятилетий по вопросу о том, должен ли в гимназиях преобладать классицизм (изучение математики и мёртвых языков – латинского, древнегреческого) либо реализм (с упором на естествознание и современные иностранные языки). Реформа учла обе точки зрения: были созданы и классические гимназии, и реальные. Программа классических гимназий была достаточной для поступления в университет, реальных – в технический вуз (на инженера). И в тех, и в других гимназиях следовало учиться 7 лет (изучив программу только первых четырёх лет, можно было получить свидетельство об окончании прогимназии). Это то, что можно назвать технической стороной реформы.

Реформа имела и общественное значение: ноябрьский устав подчёркивал, что в гимназии могут приниматься дети всех сословий, званий и вероисповеданий. Часть из них (10%) разрешалось даже освобождать отплаты за учёбу (при наличии такой необходимости и при отличной учёбе). Условиями поступления ставились только 10-летний возраст, знание основных молитв и умение читать, писать, считать в рамках таблицы умножения – что предполагалось у всех добросовестных выпускников начальных училищ.

Таким образом, высшее образование перестало быть уделом высшего сословия. Трёхлетняя начальная школа, семилетняя гимназия и вуз стали ступенями лестницы, открытой для всех. Правда, бессословность системы образования не означала бесплатности. Не всегда была у крестьян и возможность отпустить из хозяйства рабочие руки. Даже в реальных гимназиях более половины учеников составляли дворянские дети; крестьяне же – всего 7 %. Образование и по итогам реформы оставалось в основном уделом высших слоёв общества, но оно перестало быть их монополией. Теперь из крестьян появилась возможность выйти на самый верх.

^ 3. Судебная реформа.

Один из современников писал после освобождения крестьян: "Теперь представляется удивительная аномалия: простой народ видимо пробудился, он возвращается к жизни и, получив дух жизни сверху, будит общество снизу. Скоро начнутся столкновения – а в судах по-прежнему законы втайне не соблюдаются, – а в администрации произвол, понятия о праве каждого распространяются, а права ещё нет".

Судебные дела решались так же, как любые другие вопросы, находящиеся в ведении чиновников. Прокурор и стряпчие выступали одновременно обвинителями и защитниками подсудимого. На основании материалов следствия канцелярия делала выписку, которая зачитывалась во время следствия, и на её основании судьи выносили решение. Это называется – бюрократическая система судопроизводства.

Сохранялись и некоторые средневековые пережитки. Это и сословное разделение судов (мещан судят мещане, купцов – купцы, дворян – только дворяне). И правило о том, что при противоречии в показаниях следует давать преимущество: "1) мужчине перед женщиною; 2) знатному перед незнатным; 3) учёному перед неучёным; 4) духовному перед светским".

"В судах черна неправдой чёрной

И игом рабства клеймена;

Безбожной лести, лжи тлетворной,

И лени мёртвой и позорной,

И всякой мерзости полна!"

(^ Алексей Хомяков. "России". 1854 год)


Отцом судебной реформы считается Сергей Зарудный.


Зарудный Сергей Иванович (в год судебной реформы ему исполнилось 43). Из бедных украинских дворян. Не без материальных трудностей закончил он Харьковский университет и начал столичную службу с низших должностей в Министерстве юстиции. Виктор Панин, в 1852 году бывший министром юстиции, по поводу одного из докладов Зарудного сказал так: "если бы я раз в жизни написал такой доклад, то считал бы, что жизнь моя прожита не напрасно".

Ещё в конце 50-х годов, обсуждая назревшую реформу, Зарудный утверждал, что при самобытности России гласное судопроизводство у нас невозможно. Но переменил точку зрения, и принялся проводить её со всей настойчивостью. Он настаивал на применимости в России европейских достижений, он добивался обнародования критических замечаний о существующей системе и реформаторских предложений, он лично сочинил ряд обзоров и перевёл несколько зарубежных судебных уставов.


Реформа 20 ноября 1864 года ввела сразу несколько ключевых новшеств.

Суд стал гласным. Любой желающий имел право прийти и наблюдать за тем, как в суде обсуждается дело и выносится приговор.

Суд стал бессословным. Дворянин и крестьянин теперь могли тягаться в одном суде. Правда, сохранился волостной суд, только из крестьян состоящий и только над крестьянами властный. Сохранилось и особое присутствие Сената, разбирающее дела высших чиновников.

Суд стал состязательным. Это означает, что обвинение и защита подсудимого представлены разными людьми. Каждый из них должен убедить в своей правоте присяжных заседателей, которым невозможно приказать. Они не чиновники, они выбираются из числа местных жителей (независимо от сословий) по жребию, для каждого дела – новый состав. Если они говорят "не виновен" – подсудимого выпускают. Если они говорят "виновен" – коронный судья определяет наказание. Изменить решение присяжных судья не имеет права.

Получается, что по итогам реформы полновластие государства в отношениях с судом сменилось весьма ограниченным влиянием. Из всех действующих лиц только прокурор являлся на все сто процентов государственным служащим. Адвокат не только был обязан защищать подсудимого, но и имел право получать с него плату (и на самом деле, адвокаты в Российской империи позволяли себе весьма независимое поведение по отношению к власти). И даже судья (хотя он получает жалованье из казны) благодаря правилу о несменяемости судей стал независим от исполнительной власти.

Это новшество – несменяемость судей – стоит подчеркнуть особо как ещё одно правило, прежде в России небывалое. После того, как судья получил назначение на должность, его не мог сместить даже император (если только судья не совершит преступления).

Всё описанное выше относится к общему суду. Наряду с ним, было создано учреждение, прежде небывалое – мировой суд. Ему подлежали мелкие дела ценой не более 500 рублей, не связанные с убийствами и разбоем. В мировом суде дело вёл один лишь судья, поэтому разбирательство происходило быстрее и проще.

В названии "мировой" заложено два оттенка. Во-первых, стремление к тому, чтобы решить дело миром. В "классических" уголовных делах, подлежащих коронному суду, преступник, как правило, совершает преступление осознанно, будучи пойман – запирается, и весь судебный процесс имеет характер противоборства между обвинением и защитой. Стороны выясняют, совершал или не совершал подсудимый вменяемое ему заведомо преступное деяние. В мировом же суде разбирались мелкие дела, тяготеющие к бытовым ссорам, где никто не скрывает произошедшего, но каждый толкует его по-своему, в произошедшем видит вину другого, а не свою. Судья, знающий закон, выступал в таком случае как старший товарищ, от которого требуется не принуждение, но совет. (Впрочем, мировой суд разбирал и дела о кражах и тому подобных заведомых преступлениях).

Второй оттенок, заложенный в названии мирового суда – его общественные корни (мир = общество, община). Именно местное общество в лице земского собрания (а в городах – городской думы) выбирало мировых судей каждые три года (из числа людей со средним образованием, имеющих недвижимость определённой стоимости). Сенат лишь утверждал выбор местного общества.

По сути и по форме суд мировой напоминает волостной суд, о котором ничего не говорилось в судебных уставах, потому что он воспринимался не как часть судебной системы, а как часть крестьянского самоуправления. Его устройство прописывалось в тех же Положениях 19 февраля 1861 года, которые очертили систему сельских и волостных сходов.

Это был суд, избираемый крестьянами и разбирающий только крестьянские дела. Одинаковый по сути своей спор (например, о потраве поля) между помещиком и крестьянином разбирался бы мировым судом, а между двумя крестьянами – волостным. Поскольку невозможно было требовать от крестьян, избираемых односельчанами в волостные судьи, знания законов, от них этого не требовали. Волостной суд в своей работе должен был руководствоваться только местными традициями. Ограничения касались лишь формальной стороны дела (цена иска не более 100 рублей, наказание – не более 20 ударов розгами и не более 3 рублей штрафа, обязательность вызова свидетелей, и тому подобное). Подобно общему суду, суд волостной был отделён от исполнительной власти: в его работу не мог вмешиваться волостной старшина.


^ VI. На излёте "времени надежд"

Благодатное время надежд!

Да! прошедшим и ты уже стало!

К удовольствию диких невежд,

Ты обетов своих не сдержало.

(Николай Некрасов, 1871)


"Простор слова нужнее всех реформ после освобождения крестьян: нужнее и земских и других учреждений, ибо в этом просторе заключается условие жизненности для всех этих учреждений, и без него они едва ли взойдут" – так высказывался публицист Иван Аксаков.

Реформа цензуры была выдвинута на повестку дня одной из первых, но произошла позже многих. В сентябре 1865 года были изданы "Временные правила о печати". Их основное значение состоит в ограничении предварительной цензуры. Она отменялась для толстых книжек и для центральной периодики. Это значит, что теперь можно было сначала напечатать книгу (газету) и пустить в продажу, и лишь потом показывать её цензору.

Это не означало разрешения печатать социалистические теории или хотя бы критику действий правительства. Если после выпуска издания цензор обнаруживал в нём подрыв государственных устоев, то газета (коль скоро речь идёт о газетах) получала предупреждение. После третьего предупреждения газета закрывалась. Тираж книги мог быть уничтожен по решению суда.

Реформа имела целью облегчить условия издательской деятельности для тех, кто печатал издания, заведомо не содержащие ничего запретного. Собственно, это – та система, которая существует доныне (ведь право цензуры post factum, или карательной цензуры, государство за собой сохраняет, запрещая литературу, призывающую к насилию и т.п.). Однако Временные правила 1865 года допускали такое их применение, что даже консервативные издания стали получать предупреждения. Либеральный цензор Никитенко записывал в дневнике в 1866 году: "Писатели, самые благоразумные, не знают, чего им держаться. То им кажется, что они могут высказать нечто более, кроме общих мест, то, чувствуя над собой Дамоклов меч, смущаются, и перо, обмокнутое в чернильницу, замирает в их руках". Издания сплошь и рядом приостанавливались и штрафовались за неугодные публикации.

"...У солидного папаши

Либералка вышла дочь

(Говорят, журналы наши

Всё читала день и ночь),

Жениху с хорошим чином

Отказала, осердясь,

И с каким-то армянином

Обвенчалась, не спросясь,

В свете это сплошь бывает,

Это тиснуть мы могли б,

Но ведь это посягает

На родительский принцип!

За подобную оплошность

Не постигла б нас беда?

Осторожность, осторожность,

Осторожность, господа!"

(Николай Некрасов. "Песни о свободном слове", 1867)


VII. Каракозовский перелом.

^ 1. Выстрел у Летнего сада

Император Александр II – последний из русских императоров, кто иногда позволял себе открыто гулять по центру столицы, не пугаясь окружающих. Немногочисленная охрана обычно держалась так, чтобы не мозолить глаза царю. 4 апреля 1866 года, когда император гулял около Летнего сада, в пяти минутах ходьбы от царского места жительства – Зимнего дворца, в него стрелял из пистолета молодой человек интеллигентного вида.

Его схватили. После долгих допросов выяснили, что это мелкопоместный дворянин Дмитрий Каракозов, недоучившийся студент, член тайного московского кружка своего двоюродного брата Николая Ишутина. По убеждениям своим ишутинцы были социалистами, уповали на революцию, некоторые из них надеялись, что цареубийство подтолкнёт народ на революцию. Но для большинства из них разговоры оставались разговорами, а Каракозов решил перейти к делу. По собственной инициативе он приехал в столицу и подкараулил царя.

Каракозова повесили в сентябре 1866 года. Но ещё раньше последовали перемены во всём курсе внутренней политики.

^ 2. Новые люди

Символом поворота стала смена действующих лиц. Яркий либерал Головнин был сменён ярким консерватором Дмитрием Толстым. Объясняя Головнину его отставку, император недвусмысленно связал её с выстрелом у Летнего сада.


Толстой Дмитрий Андреевич, 43 года. Самый деятельный реакционер XIX века.

Михаил Лорис-Меликов скажет в 1880 году: "Личность эта, стоявшая в продолжение пятнадцати лет во главе одной из важнейших отраслей государственного управления, сотворила больше зла для России, чем все остальные деятели, даже вместе взятые". А ведь в 1880-м году главные подвиги Дмитрия Толстого были ещё впереди...

Образованный и неглупый. Не чуждый умственной деятельности даже тогда, когда можно почивать на лаврах. Блестяще окончил Царскосельский Лицей. Устроился в Департамент иностранных вероисповеданий. Вдруг написал "Историю финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II". Потом (1853) пошёл служить по Морскому министерству. Но среди "Константиновских орлов" не прижился и в начале 60-х оказался в Министерстве народного просвещения.

Вероятно, решающую роль в судьбе Дмитрия Толстого сыграло происхождение. Родись он бедным мещанином – стал бы Нечаевым. Но он был отпрыском древнейшего рода, восходящего к XIV веку, и, по-видимому, с детства воспринимал себя как неотъемлемую часть Российской империи. А любые перемены – как посягательство на империю.

Происхождение сказалось не только на мировоззрении, но и на карьере. Стоило ему что-нибудь сделать – и это сразу замечалось. Ещё при Николае получил от императора бриллантовый перстень за сочинение по иностранным религиям в России. В 1864 году написал очерк "Римский католицизм в России" – на следующий год стал обер-прокурором Синода. В 1882-м вспомнят, что он когда-то что-то писал по истории – и сделают его президентом Академии Наук.

А в 1866 году, после выстрела Каракозова, царь решил заняться воспитанием юношества, и обер-прокурору Синода поручил заодно руководить Министерством народного просвещения. "...Спасение юношества, – говорил новый министр, – в изучении древних языков и в изгнании естествознания и излишних предметов как способствующих материализму и нигилизму".

На пороге XXI века бороться с естествознанием уже кажется неприличным, поэтому авторы недавнего биографического словаря сформулировали тот же факт иначе: "он активно занимался реформаторством: его усилиями в программу среднего образования было включено углубленное изучение латинского и греческого языков".


Дмитрий Толстой – самый ярый консерватор в правительстве второй половины Александровского царствования. Но не самый влиятельный. Самым влиятельным был "новый старый" шеф жандармов Пётр Шувалов.


Шувалов Пётр Андреевич, 39 лет. "Меня использовали в незрелом состоянии и отбросили, когда я созрел" – так скажет он сам много позже.

Его карьера началась в середине 50-х годов: после того, как он лихо рубился в Севастополе, его включили в свиту российской делегации на мирных переговорах. Уже через 5 лет (1861) он оказался во главе III Отделения собственной его императорского величества канцелярии – тайной полиции!, – но, по-видимому, остался всё тем же простым рубакой. В 1864 году император отправил его генерал-губернатором в Прибалтику (что означало явное понижение), но после выстрела Каракозова вернул на прежнюю должность.

"Над Россией распростёртой

Стал внезапною грозой

Пётр по прозвищу четвёртый,

Аракчеев же второй".

(Фёдор Тютчев, 1867)


Некоторые мемуаристы предполагали, что Шувалов держал императора в своих руках, пугая его "призраком нигилизма". Но как раз в тот год, когда развернулась активная борьба с "нигилистами" (1874), Шувалов неожиданно получит отставку. Скорее, назначение Шувалова была лишь очередной попыткой императора найти подходящего исполнителя своим замыслам. На этапе, когда главным делом были реформы, он сделал ставку на в.к. Константина и "константиновских орлов". На следующем этапе решил сделать ставку на команду "силовиков" – до тех пор, пока и эта команда не перестала его удовлетворять.

Как бы ни оценивать личность Шувалова, несомненно, что его охранительная политика противоречила устремлениям либералов.


^ 3. "Откат реформ".

С 1866 года начинается то, что у историков получило название "откат реформ". Началось ограничение совсем недавно проведённых реформ. Ни одно из недавно принятых положений и законов не было отменено, но началось их уточнение и исправление посредством отдельных законов, инструкций, распоряжений, циркуляров, разъяснений Сената.

В 1866 году земские служащие были поставлены в зависимость от государственной администрации. Губернатор получил право не утверждать любое должностное лицо, выбранное земским собранием, если сочтет его неблагонадёжным.

На следующий год запреты коснулись гласности земской деятельности. Земствам запретили взаимодействовать друг с другом, сообщая о принятых решениях; для публикации земских материалов ввели обязательную губернаторскую цензуру; обязали председателя закрывать собрание, если поднимаются вопросы, "не согласные с законом" (т.е. не входящие в перечень дел, непосредственно относящихся к ведению земств). В дальнейшем ограничения продолжались по тем же двум направлениям: повышалась зависимость земств от губернатора и ограничивалась свобода земского слова.

В судебной области правительство больше всего беспокоили политические дела. В 1871-м году следствие по политическим делам было передано жандармерии (политической полиции), что позволило следователям не стеснять себя нормами судебных уставов.

На следующий год для политических преступлений были созданы Особое присутствие Сената и Верховный уголовный суд. Таким образом, политические дела были выведены из общей судебной системы с её демократическими нововведениями. Это облегчало принятие нужных решений в каждом отдельном случае.

Сам по себе каждое из этих и многих других ограничений выглядит незначительным, ни по глубине, ни по широте воздействия не сравнится с проведёнными реформами. Но все вместе они производили совершенно определённое впечатление. Военный министр Дмитрий Милютин накануне своей главной реформы (31 декабря 1873 года) оглядывался на минувшее десятилетие: "Какое поразительное и прискорбное сравнение с той обстановкой, при которой вступил я в состав высшего правительства 13 лет назад! Тогда всё стремилось вперед; теперь всё тянет назад".


^ VIII. 1870-е годы: реформы и контрреформы

При всём том новом ощущении времени, которое присуще "послекаракозовским" годам, погоду на политической кухне до самого "хождения в народ", до весны 1874 года, по-прежнему делало государство. И внутренняя политика по-прежнему вращалась вокруг вопроса о реформах. За эти годы вышло три важных закона – очень разных по своей сути. Разберём их по хронологии.

^ 1. Городовое положение. 1870.

Реформа городского самоуправления разрабатывалась с начала 1860-х годов, но затянулась – может быть, потому что самоуправление в российских городах уже существовало. Система, введённая Екатериной II, являла собой подражание Европе и к русским условиям применялась плохо. От службы в Шестигласной думе старались уклониться. Действительные потребности горожан в самоуправлении удовлетворялись в основном в рамках иных организаций – дворянского, купеческого, мещанского обществ.

"Городовое положение", утверждённое в 1870 году, по сути, создало городское самоуправление заново. Так же, как и земское, оно состояло из двух органов – городской думы (распорядительный орган) и избиравшейся ею городской управы (исполнительный); руководил самоуправлением городской голова.

Голосовать на городских выборах могли не все, а только владельцы городской недвижимости или торгово-промышленных заведений. Даже в мелких городах избирательное право получили около 10 % населения (в крупных – меньше).

Избиратели делились на три курии. В отличие от земских выборов, при разбивке избирателей по куриям отсутствовал сословный показатель. Избиратели выписывались в один список в порядке убывания суммы их налоговых платежей в бюджет города; затем список делился на три части, равные по сумме их взносов, и таким образом получались три курии, имеющие равное количество мест в думе. Очевидно, что первая курия, состоявшая из наиболее богатых горожан, оказалась самой малочисленной.

В отношении полномочий городское самоуправление очень похоже на земское. Оно так же занималось местными хозяйственными делами и так же находилось под бдительным присмотром губернатора. Губернатор утверждал городского голову и проверял на законность все решения думы. Городские думы создавались не для того, чтобы заниматься политикой, а для того, чтобы делать непривлекательную, но необходимую рутинную работу.

^ 2. Устав гимназий и прогимназий. 1871.

В 1871 году явил плод своей работы Дмитрий Толстой. Утверждённый императором закон назывался так же, как и предыдущий (1864 года), но содержание его отличалось.

Бросается в глаза, что и него исчезли реальные гимназии. Остались только классические, срок учёбы в которых увеличился до 8 лет – за счёт усиленного изучения древних языков. Реальные же гимназии были низведены (за счёт сокращения программы) до 6-летних реальных училищ. Теперь выпускникам-реалистам трудно было поступить даже в технический вуз.

Таким образом Дмитрий Толстой воплощал свою главную мысль: освободить население от лишних знаний; каждому слою оставить только те знания, которые ему точно пригодятся, исходя из текущего образа жизни. Систему образования Дмитрий Толстой стремился превратить из единой лестницы, по которой можно пройти с самого низа до самого верха, в набор независимых лесенок разной высоты, так чтобы раз начав движение по одной лесенке, перебраться на более высокую уже было нельзя.

^ 3. Устав о воинской повинности. 1874.

Перемены в военной отрасли начались уже в год его восшествия на престол, однако главная относится к 1874 году. Военная реформа связана с именем Дмитрия Милютина.


Милютин Дмитрий Алексеевич. Он получил в свои руки военное министерство 44 лет от роду – за год до крестьянской реформы.

Он пережил всех деятелей своей эпохи и умер за два года до начала Первой мировой, четыре года не дотянув до собственного столетия. Жизнь кидала его в самые разные отрасли – военные науки (и преподавание в Генштабе), военная история, практические боевые действия на Кавказе (как раз оттуда его вызвали в 1861 году); наконец, управление. Всякий раз он не просто удачно вписывался в существующую систему – он развивал кипучую деятельность, стремясь исправить её недостатки. В этом он очень похож на младшего брата, Николая.

Дмитрию Алексеевичу случалось приносить ведомственные интересы в жертву интересам общества в целом. При обсуждении проекта военной реформы министр образования Дмитрий Толстой выступал против льгот по сроку службы имеющим среднее и высшее образование (чтобы служили по три года, как и новобранцы с начальным образованием). Иначе, – он говорил, – молодые люди будут стремиться получить образование, чтобы не служить в армии. Напротив, военный министр Милютин доказывал, что срок службы для имеющих высшее образование может быть сокращён до 3–6 месяцев с военной точки зрения и должен быть сокращён с точки зрения интересов общества.

Либерализм мысли сочетался у генерала с настойчивостью действий. Во время споров в Совете министров он всегда упорно отстаивал свою точку зрения, чем в немалой степени способствовал проведению всех реформ Александра II – ведь все они обсуждались министрами совместно. После "чистки" правительства в 1866 году Дмитрий Милютин надолго остался самым либеральным министром Александра II.

По-видимому, он выделялся не только среди консерваторов, но и среди либералов. Ведь остальных разработчиков крупнейших реформ Александр II отправил в отставку, не доверяя им проводить эти реформы; Дмитрий Милютин – единственный, кто продержался в числе министров с дореформенных лет до его смерти Александра II.

При всём при этом Дмитрий Алексеевич позволял себе сохранять самостоятельность мнения и сразу после провозглашения консервативного курса Александра III вышел в отставку.


Реформа 1874 года, подобно другим, имеет две стороны: техническую и общественную. Технический замысел реформы – в том, чтобы при относительно небольшой (и значит, относительно дешёвой) регулярной армии всегда иметь большое число уже обученных людей, которых можно поставить под ружьё в случае большой войны. Это достигалось за счёт призывной системы, которая действовала уже в Пруссии, а Пруссия в 1870 году наголову разгромила Францию.

До реформы низшие чины армии составлялись из рекрутов – немногих несчастных (по 5–7 человек с тысячи), которые служили долго (изначально – 25 лет, затем срок постепенно сокращался). Тогда как все прочие не служили совсем. Новый закон установил: служат все достигшие 20 лет (6 лет – на суше, 7 – во флоте), затем зачисляются в запас. При этом люди с образованием получали льготу (окончившие начальное училище служили 3 года, выпускники университета – 6 месяцев). Ещё в два раза сокращался срок службы для вольноопределяющихся – тех, кто отказался от жеребьёвки о пошёл служить добровольно (жеребьёвка проводилась среди годных к службе кандидатов, потому что их число далеко превышало количество необходимых армии новобранцев).

Таким образом Россия получала всегда готовую к бою армию и возможность в случае большой войны мобилизовать много умеющих держать в руках оружие. Таково значение этой реформы с военной точки зрения.

Но ещё большим было её значение с точки зрения устранения крестьянской неполноправности. Правда, льготы по образованию касались в основном дворян, средний уровень образования которых, конечно, был выше крестьянского. Однако принцип был заложен новый: льготы – не по наследству, а по личным заслугам.

Военная реформа стала последней реформой, которую суждено было провести Александру II.




Похожие:

Реформы Александра Второго iconРеформы Александра Второго Минимум для запоминания Когда состоялись
Реформы: земская, городская, военная, университетская, гимназическая, цензурная, судебная?
Реформы Александра Второго iconАлександр III александрович
Воспитателем Александра III был теоретик самодержавия, обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, который первое время после...
Реформы Александра Второго iconДокументы
1. /Реформы Александра II.doc
Реформы Александра Второго iconКонтреформы александра III царствование аiii – время «контрреформ»
Реформы aii ослабили государственные устои, способствовали революции. Европеизация и реформирование гибельны для России
Реформы Александра Второго iconНазвание Что было до реформы
Земская реформа. Создано местное самоуправление. Вторая по важности после реформы 1861 г
Реформы Александра Второго iconПостановление От 24 октября 1991 г. N 1801-1 о концепции судебной реформы в рсфср обсудив представленную Президентом рсфср концепцию судебной реформы в рсфср, Верховный Совет рсфср постановляет: Считать проведение судебной реформы необходимым условием
Рсфср как демократического правового государства и одним из приоритетных направлений законопроектной деятельности
Реформы Александра Второго iconРеферат по Государственному регулированию экономики на тему : «Анализ Концепции реформы 1997г и Программы реформы на 2005-2010гг.»
России в экономически развитое, социально и политически стабильное демократическое государство
Реформы Александра Второго iconПамяти Александра Тимофеева Сегодня, 18 февраля 2011г., исполняется 40 дней кончины известного шахматного педагога, детского тренера Тимофеева Александра Алексеевича. О нем рассказ
...
Реформы Александра Второго iconК. Э. Циолковский о втором начале термодинамики опарин Е. Г. Известно множество формулировок второго начала термодинамики. Так, К. А. Путилов в Лекция
О доказательстве второго начала термодинамики М. Планк писал: «Во всяком случае, до настоящего времени не было дано ни одного связанного...
Реформы Александра Второго iconОбзор хода и результатов судебной реформы (судоустройство и уголовное судопроизводство)
Важнейшей предпосылкой судебной реформы в России было признание суверенитета Российской Федерации, объявление ее демократическим...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов