История России. Темы рефератов (перечень Кириллова) icon

История России. Темы рефератов (перечень Кириллова)



НазваниеИстория России. Темы рефератов (перечень Кириллова)
Дата конвертации16.07.2012
Размер288.1 Kb.
ТипТемы рефератов



Èñòîðèÿ Ðîññèè. Òåìû ðåôåðàòîâ. ÔÌØ, 2011/2012

История России. Темы рефератов

(перечень Кириллова)


Этот список – примерный. Я готов обсудить любую другую интересную Вам тему по истории России от Александра II до конца XX в.


1. Движущая сила "дела Лузина": учёные или политики?

То, что критика главы "Лузитании" (кстати, среди её выходцев – и М.А. Лаврентьев) началась в 1936 году газетой "Правда", это известно. Значит, несомненно наличие политической подкладки. Но известно и другое: в числе самых яростных критиков академика были некоторые его ученики – учёные, внёсшие крупный вклад в математическую науку XX столетия. Задача автора реферата – разобраться: почему возникло "дело Лузина", кто определял его сценарий и развязку?

Разобраться в этом поможет сборник документов, при чтении которого надо не ограничиваться авторским введением, но познакомиться и непосредственно с документами.

Обязательная литература:

Дело академика Николая Николаевича Лузина. / Сост.: Н.С. Ермолаева, А.И. Володарский, Т.А. Токарева. Отв. ред.: С.С. Демидов, Б.В. Левшин. СПб., 1999.

Дополнительная литература:

Лаврентьев М.А. Николай Николаевич Лузин // Успехи математических наук. 1974. Сентябрь-октябрь. Т. XXIX. Вып. 5 (179)

http://prometeus.nsc.ru/akademgorodok/lavrentev/works/luzin.ssi

Токарева Т.А., Володарский А.И. “Дело академика Н.Н.Лузина” и советская пресса (июль-август, 1936 г.) // ИИЕТ РАН. Годичная научная конференция 1999. М., 1999.

http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/tk-vl99i.htm

Юшкевич А.П. "Дело" академика Н.Н.Лузина // Репрессированная наука, Л.: Наука, 1991, с.377-394.

http://www.ihst.ru/projects/sohist/books/os/377-394.pdf


^ 2. Особый случай академика Капицы

В начале 1930-х годов П. Л. Капица работал в Англии. Работать в СССР ему пришлось после того, как его обманом задержали в Советском Союзе. Сталин создал для него институт, построил здание, купил технику. Ко времени задержания Капица был уже известен среди физиков. Но в это же время разворачивались гонения на других учёных, не менее, а то и более авторитетных в научном сообществе. Чем же Капица так привлёк Сталина, что ему в годы "большого террора" позволялось больше, чем другим? Почему в конце концов он попал в опалу (не быв при этом уничтожен)?

Обязательная литература:

А.Б.Кожевников. Ученый и государство: феномен Капицы // Философские исследования, 1993, № 3, с.418-438.

http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/koj93sp.htm

Есаков В.Д., Рубинин П.Е. Капица, Кремль и наука. Т.1. Создание Института физических проблем 1934–1938. М.
: Наука, 2003.

Петр Капица. Триста писем в Кремль. [документальный фильм с воспоминаниями С. П. Капицы]

http://www.rutv.ru/video.html?d=0&vid=34040

Дополнительные

Подборка материалов в Музее П.Л. Капицы.

http://www.kapitza.ras.ru/museum/

Подборка материалов в проекте "Vivos voco!"

http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/KAPITZA/KAPITZA.HTM


^ 3. Генетики в годы лысенковщины: методы выживания

Известно, что научная генетика была при Сталине разгромлена Лысенко и его компаньонами, монополия которых продолжалась (даже если считать только от августовской 1948 года сессии ВАСХНИЛ) более полутора десятилетий. Многие видные генетики погибли. И тем не менее, после потери сторонниками "мичуринского учения" поддержки властей оказалось, что в стране есть люди, готовые вновь поднять знамя генетики. Каким же образом им удалось сохраниться? Какие методы выживания оказались успешными, какие – неудачными?

Обязательная литература:

Берг Р.Л. Суховей. М., 2003 (или др. издание). Главы: "Непокоренные", "Побежденные победители", "Кордебалет спящих мух", "Правда – ложь, а ложь – правда".

http://modernproblems.org.ru/memo/119-syxov1.html?showall=1

http://modernproblems.org.ru/memo/120-syxov2.html?showall=1

Струнников В.А. Шёлковый путь. М., 2009 (или др. издание). Главы: "Начало научной карьеры", "Трудовая деятельность", "Августовская сессия ВАСХНИЛ", "Работы, не связанные с генетикой", "Работы, связанные с генетикой".

Рапопорт И.А. Сорок лет спустя – встреча со студентами ЛГУ // Иосиф Абрамович Рапопорт – учёный, воин, гражданин: Очерки, воспоминания, материалы. М.: Наука, 2001. С. 123–143.

http://www.ihst.ru/projects/sohist/books/rapoport.pdf


^ 4. Зачем Сталин разгромил генетику?

История гонений на генетиков стала хрестоматийной ещё в годы Советского Союза. В подробностях описаны гонения 1930-х гг., разгром 1948 г. и дальнейшее господство лысенковщины. Но остаётся вопрос: зачем это было нужно И.В. Сталину? Для чего он уничтожил в нашей стране научную генетику и тем самым отказался от возможности использовать таланты генетиков на благо советского сельского хозяйства? Задача автора реферата – представить существующие точки зрения на этот счёт и убедительно обосновать собственное мнение.

Обязательная литература:

Рапопорт И.А. Сорок лет спустя – встреча со студентами ЛГУ // Иосиф Абрамович Рапопорт – учёный, воин, гражданин: Очерки, воспоминания, материалы. М.: Наука, 2001. С. 123–143.

http://www.ihst.ru/projects/sohist/books/rapoport.pdf

Кожевников А.Б. Игры сталинской демократии и идеологические дискуссии в советской науке: 1947–1952 гг. // Вопросы истории естествознания и техники. 1997. № 4. С. 26–58.

http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/viet/1997/4/26-58.pdf

Есаков В.Д. Новое о сессии ВАСХНИЛ 1948 года // Репрессированная наука. Вып.2. СПб.: Наука, 1994, с.57-75.

http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/esak94os.htm

Вавилов Ю.Н. Август 1948. Предыстория // Человек. 1998. № 3. http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/MEN/LYSENKO.HTM

Резник С.Е. Снова о Вавилове и Лысенко // Природа, 1992. №11. С. 88-98.

http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/priroda/1992/11/88-98.pdf

Дополнительная литература:

Музрукова Е.Б., Чеснова Л.В. Советская биология в 30-40-е годы: кризис в условиях тоталитарной системы // Репрессированная наука, СПб.: Наука, 1994. С. 45-56.

http://www.ihst.ru/projects/sohist/books/os2/45-56.htm

Кременцов Н.Л. Равнение на ВАСХНИЛ // Репрессированная наука. Вып.2. СПб.: Наука, 1994. С. 83-96.

http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/krem94os.htm

Левина Е.С. Трагедия Н.И.Вавилова // Репрессированная наука, Л.: Наука, 1991, с.223-239.

http://www.ihst.ru/projects/sohist/books/os/223-239.pdf

Лебедев Д. В. Помогают ли опыты на простейших понять трагические события в отечественной биологии? (Реплика участника этих событий) // На переломе. Советская биология в 20-х-30-х годах. Вып.1. СПб., 1997. С. 165-170.

http://www.ihst.ru/projects/sohist/books/naperelome/1/165-170.pdf

Обмен письмами между Т. Д. Лысенко и И. В. Сталиным в октябре 1947 г. // Вопросы истории естествознания и техники. 1998. № 2. С. 153–166.

http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/viet/1998/2/153-165.pdf

Россиянов К.О. Сталин как редактор Лысенко (к предыстории августовской (1948 г.) сессии ВАСХНИЛ) // Вопросы философии, 1993. № 2. С. 56-69.

http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/vf/1993/2/56-69.pdf

Еще раз о Н.И. Вавилове и Т.Д. Лысенко [Волков В.А. У истоков "лысенковщины". Левина Е.С. Некоторые уточнения] // Природа. 1997. № 11.

http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/LYSVAV.HTM

Социальная история отечественной науки. Биология и медицина //

http://www.ihst.ru/projects/sohist/bio.htm

Левина Е.С. Вавилов, Лысенко, Тимофеев-Ресовский. М.: 1995.

Сойфер В.Н. Власть и наука. История разгрома генетики в СССР. М., 1993 или др.


^ 5. Физики и политики в эпоху сталинских "научных дискуссий"

Вторая половина 1940-х гг. – время, когда в самых разных науках проводились "научные дискуссии", имевшие непременную особенность: их результат определялся партийно-государственными органами. Почему же физикам удалось миновать это время относительно благополучно? Задача автора реферата – показать, какие существуют мнения по этому вопросу и убедительно обосновать собственную точку зрения.

Обязательная литература

Всесоюзное совещание физиков 1949 г. Проект решения // http://www.ihst.ru/projects/sohist/document/vs1949pr.htm

Визгин В.П. Ядерный щит в «тридцатилетней войне» физиков с невежественной критикой современных физических теорий // Успехи физических наук. 1999. Т. 169. № 12. С.1363-1389.

http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/ufn/1999/12/r9912i.pdf

Сонин А.С. Совещание, которое не состоялось // Природа, 1990, №3, с.97-102; №4, с.91-98; 1990, №5, с.93-101 (с предисловием С.П.Капицы и послесловием М.А. Маркова).

http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/priroda/1990/3/97-102.pdf

Кожевников А.Б. Игры сталинской демократии и идеологические дискуссии в советской науке: 1947–1952 гг. // Вопросы истории естествознания и техники. 1997. № 4. С. 26–58.

http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/viet/1997/4/26-58.pdf

Горелик Г. Е. Неэлементарный вопрос физики элементарных частиц // http://ggorelik.narod.ru/Dau/Tamm_Ivanenko_1934_ Priroda_2004.htm

Дополнительная литература:

Томилин К.А. Физики и борьба с космополитизмом // Физика XIX-XX вв. в общенаучном и социокультурном контекстах: Физика XX в. М.: Янус, 1997, с.264-304.

http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/tom97ph.htm

Сонин А.С. Советская история физики и борьба с "космополитизмом" // Исследования по истории физики и механики. 2005. М.: Наука, 2006, с.146-176.

http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/iifm/2005/146-176.pdf

Ахундов М.Д. Спасла ли атомная бомба советскую физику? // Природа, 1991, №1, с.90-97.

http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/priroda/1991/1/90-97.pdf

Визгин Вл.П. Спасенная дважды: советская теоретическая физика между философией и ядерным оружием // История советского атомного проекта, вып.1, М.: "Янус-К", 1998, с.329-391.


^ 6. Академик Павлов: диссидент или верноподданный?

Широко известны факты резко критического отношения нобелевского лауреата физиолога И.П. Павлова к советской власти. Даже в 1930-е гг. он писал председателю Совнаркома В.М. Молотову такие письма, за которые любой другой советский гражданин немедленно попал бы в "компетентные органы". С другой стороны, известны похвальные слова, сказанные Павловым перед лицом делегатов Всемирного физиологического конгресса 1935 г. – о советском правительстве как авторе перспективных социальных экспериментов. Задача автора реферата – показать, какие объяснения этого удивительного сочетания предлагаются историками науки, и убедительно обосновать собственную точку зрения.

Обязательная литература

«Пощадите же родину и нас». Протесты академика И.П.Павлова против большевистских насилий // Источник. 1995. №1(14). С.138–144. http://www.ihst.ru/projects/sohist/document/letters/pav95ist.htm

Тодес Д. Павлов и большевики // Вопросы истории естествознания и техники. 1998. №3. С. 26-59.

http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/viet/1998/3/26-59.pdf

Григорьян Н.А. Противостояние системе. К оценке социально-политической позиции И.П.Павлова // Философские исследования, 1993. № 4. С. 399-417.

http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/grig93sp.htm

Самойлов В.О. О патриотизме и диссидентстве Павлова. // Природа. 1999. № 8. С. 104–118.

http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/priroda/1999/8/pavlov.pdf

Дополнительная литература:

Павлов И.П. О русском уме // Природа. 1999. № 8. С. 93–103. http://vivovoco.nns.ru/VV/PAPERS/ECCE/MIND.HTM


^ 7. Нэп и первые пятилетки: смена эпох в советском плакате

Между двух мировых войн люди не знали ни Интернета, ни массового телевидения. Особую роль играл плакат.

Сопоставив все доступные нам плакаты 1920-х и 1930-х годов, разберитесь с их содержанием, с их оформлением. Одни сюжеты, может быть, проходят неизменными из эпохи в эпоху. Другие встречаются только в одном из двух периодов (или встречаются с разной частотой). В каких-то случаях, возможно, тема сохраняется, но меняется содержание лозунгов и картинок. Из всего этого сделайте вывод: что общего между жизнью в годы нэпа и первых пятилеток; в чём разница?

Можно подумать: "Зачем я буду открывать Америку? О разнице между нэпом и первыми пятилетками написано в учебнике". Действительно, открывать Америку не нужно. Но полезно проверить, верно ли она описана первооткрывателями. Ведь учебник, во-первых, может быть субъективен, как и любое авторское сочинение. Во-вторых, он старается указать лишь самые крупные явления и пренебрегает мелочами, которые иногда важны. Наконец, учебник тяготеет к государственной политике, ему трудно улавливать события повседневной жизни.

Что до иллюстраций, то не обязательно вставлять в работу все плакаты, которые Вы решите упомянуть. Можно ограничиться лишь типичными и теми, которые обязательно надо увидеть. Всего же надо использовать (назвать, хотя бы без иллюстрации) не менее 25 плакатов по 1920-м годам и не менее 25 – по 1930-м. Впрочем, оценивается не количество, а качество.

Обязательный источник:

www.plakaty.ru (разделы: "Агитационные", "Рекламные", "Социальные").


^ 8. "Сумбур вместо музыки"

Осуждение в партийной печати музыки Д.Д. Шостаковича – самое яркое проявление кампании по борьбе с "формализмом в искусстве", начавшейся в 1936 году. Между тем, вплоть до появления разгромных статей в "Правде" Шостакович ведь безоговорочно признавался советской критикой не только талантливым, но и "идеологически выдержанным" композитором.

Чем объяснить, что композитор, хотя и отказался принести публичное покаяние, не только не лишился ни жизни, ни свободы, но в следующем году фактически был "реабилитирован"? Кому и зачем нужна была кампания 1936 г.? Был ли Сталин ее единственным инициатором и руководителем, или она явилась следствием общих тенденций в культурной жизни страны? Можно ли говорить о предварительном планировании, разработке "сценария" этой кампании (как бывало не раз в сталинскую эпоху), а также о том, что реакция советской интеллигенции выражала полное согласие с "генеральной линией партии"?

Автору реферата предлагается разобраться в том, какие точки зрения существуют по этим вопросам в литературе, и убедительно изложить свою позицию.

Обязательная литература:

Волков Соломон. Сталин и Шостакович: случай «Леди Макбет Мценского уезда» // Знамя, 2004. № 8.

(http://magazines.russ.ru/znamia/2004/8/vol10.html)

Власова Е.С. 1948 год в советской музыке. Документальное исследование. М., 2010. Глава 4.

Гликман И.Д. О статье "Сумбур вместо музыки" и не только о ней // Письма к другу: Письма Д.Д. Шостаковича к И.Д. Гликману. СПб, 1993. С. 315–323.


^ 9. Речь Сталина 19 августа 1939 года: подлинник или фальшивка?

Список литературы к этой теме содержит лишь две статьи. Но это не значит, что тема – лёгкая. Скорее, наоборот. Поскольку авторы статей утверждают прямо противоположные вещи, надо внимательно разобраться со всеми доводами, затрагивающими широкий спектр международных отношений. Чёткость, последовательность мышления, умение отделять зёрна от плевел – вот что требуется прежде всего от автора данного реферата.

Обязательная литература:

Случ С.З. Речь Сталина, которой не было // Отечественная история. 2004. № 1.

Не миф: речь Сталина 19 августа 1939 года. Публикация документов, вступительная статья В.Л. Дорошенко, И.В. Павловой, Р.Ч. Раака // Вопросы истории. 2006. № 8. С. 3–20.


^ 10. Боевые действия против Японии в конце 1930-х годов и "Зимняя война": проверка боеспособности Красной армии

Советско-финская война 1939–1940 годов нередко используется в качестве косвенного, но существенного показателя боеспособности Красной Армии накануне 1941 года. При этом оценки военных результатов финской кампании сильно разнятся. И это – первое обстоятельство, которое обеспечивает проблемность данной темы.

Есть и другое: "Зимняя война" рассматривается обычно в отрыве от других боевых операций; между тем, практически в это же время Красная Армия вела полномасштабные боевые действия на Халхин-Голе. Задача автора реферата – учитывая весь опыт боёв рубежа 1930-х – 1940-х годов, дать оценку боеспособности советских вооружённых сил накануне войны с Германией.

Обязательная литература:

Афанасьев В.А. Халхин-Гол в ретроспективе большой войны // Отечественная история. 1999. № 5.

Кулешова Н.Ю. «Красная армия в конце 1930-х годов: проблема боеспособности с точки зрения истории повседневности» // Отечественная история. 2003. № 4.

Воронин В.А., Семенов Д.Г. Советско-финляндская война 1939–1940 годов в Заполярье // Российская история. 2009. № 5. С. 29-34.

http://www.around.spb.ru/finnish/ (подборка материалов о финской войне)

Дополнительная литература:

Бушуева Т.С. Халхин-Гол: взгляд через 70 лет. Малоизвестные страницы предыстории Второй мировой войны // Российская история. 2009. № 5. С. 34-51.


^ 11. СССР и Германия, лето 1939 – 22 июня 1941 года: экономические отношения

Экономическое сотрудничество между СССР и Германией, резко набравшее обороты после пакта Молотов–Риббентроп, привлекает всеобщее внимание, но вызывает разные оценки. Приводя точные цифры и цитируя архивные документы, разные историки прямо противоположно отвечают на вопрос: кто больше получил в результате этого сотрудничества? Дать свой ответ на этот вопрос – первая задача автора реферата. Это, в свою очередь, позволит подтвердить или опровергнуть утверждение о том, что предвоенная торговля Сталина с Гитлером – это его плата за оттяжку войны, экономически для Советского Союза убыточная.

Обязательная литература:

Случ С.З. Рецензия на: Швендеман Г. Экономическое сотрудничество германского рейха и Советского Союза в 1939–1941 гг.: представляло ли оно альтернативу Восточной программе Гитлера? // Отечественная история. 1995. № 3. С. 210–213.

Фолькманн Х.-Э. Советский союз в экономических расчётах "третьего рейха", 1933–1941 годы. // Отечественная история. 1997. № 2.

Сиполс В.Я. Торгово-экономические отношения между СССР и Германией в 1939–1941 гг. в свете новых документов // Новая и новейшая история. 1997. № 2.

Дополнительная литература:

Шевяков А. А. Советско-германские экономические отношения в 1939–1941 годах // Вопросы истории. 1991. № 4–5.


^ 12. Речь Сталина 5 мая 1941 года: её суть и военно-политическое значение

Одна из вечных проблем российской истории – катастрофическое начало Великой Отечественной войны. Миллионными тиражами изданы книги сторонников теории "упреждающего нападения". Они доказывают, что Советский Союз в июне 1941 г. изготовился к нападению на Германию, и лишь на считанные недели Гитлер упредил Сталина.

Одно из ключевых, и по-разному трактуемых, событий в этом споре – выступление главы государства перед выпускниками Военной Академии за полтора месяца до начала войны. Сложность в том, что стенограмма этой речи отсутствует, а записи слушателей противоречивы, притом нет гарантии их подлинности. Что сказал Сталин 5 мая? Что он имел в виду? Какие выводы на основании сказанного можно сделать о перспективах советской внешней политики, о намерениях Сталина?

Обязательная литература:

Вишлёв О.В. Западные версии высказываний И.В. Сталина 5 мая 1941 г. По материалам германских архивов // Новая и новейшая история. 1999. № 1.

Вишлёв О.В. Речь Сталина 5 мая 1941 г. Российские документы // Новая и новейшая история. 1998. № 4. С. 77–89.

Баранов М., Журавель В. К вопросу о "превентивной войне" // Свободная мысль. 2001. № 9. С. 50–56.

Хоффман И. Подготовка Советского Союза к наступательной войне. 1941 год // Отечественная история. 1993. № 4.

Дополнительная литература:

Бонвеч Б. Наступательная стратегия – наступление – нападение. Историк из Германии о дискуссии вокруг событий 1941 года // Отечественная история. 1998. № 3.

Короленков А.В. Накануне: продолжение дискуссий о событиях предвоенной поры // Отечественная история. 2004. № 3. С. 169–176.

Юбершер Г. 22 июня 1941 г. в современной историографии ФРГ. К вопросу о "превентивной войне" // Новая и новейшая история. 1999. № 6. С. 59–67.

Суворов В. Ледокол. М., 1992 (и другие издания).


^ 13. Стратегическое планирование Советского Союза: январь – июнь 1941 года

Замысел реферата – показать развитие и основную направленность советских стратегических планов (т.е. планов на случай войны) на протяжении первой половины 1941 года. Здесь и январские командно-штабные игры, и изменения в стратегическом планировании, произведённые по их итогам, и самая интересная точка – майский план стратегического развёртывания, именуемый также "планом Василевского" или "планом Жукова". Коротко говоря, надо показать, в чём новизна майского плана по сравнению с предыдущими подходами. Ведь рассекреченный уже в 90-е годы "план Василевского" – один из важнейших козырей сторонников теории "упреждающего нападения".

Обязательная литература:

Безыменский Л.А. О "Плане Жукова" от 15 мая 1941 г. // Новая и новейшая история. 2000. № 3.

Баранов М., Журавель В. К вопросу о "превентивной войне" // Свободная мысль. 2001. № 9. С. 50–56.

Бобылёв П.Н. К какой войне готовился Генеральный штаб РККА в 1941 году? // Отечественная история. 1995. № 5.

Бобылёв П.Н. Точку в дискуссии ставить рано. К вопросу о планировании в генеральном штабе РККА возможной войны с Германией в 1940–1941 годах // Отечественная история. 2000. № 1. С. 46–64.

Дополнительная литература:

Бонвеч Б. Наступательная стратегия – наступление – нападение. Историк из Германии о дискуссии вокруг событий 1941 года // Отечественная история. 1998. № 3.

Мельтюхов М.И. Споры вокруг 1941 года: опыт критического осмысления одной дискуссии // Отечественная история. 1994. № 3.

Короленков А.В. Накануне: продолжение дискуссий о событиях предвоенной поры // Отечественная история. 2004. № 3. С. 169–176.

Хоффман И. Подготовка Советского Союза к наступательной войне. 1941 год // Отечественная история. 1993. № 4.

Юбершер Г. 22 июня 1941 г. в современной историографии ФРГ. К вопросу о "превентивной войне" // Новая и новейшая история. 1999. № 6. С. 59–67.

Данилов В.Д. Сталинская стратегия начала войны: планы и реальность // Отечественная история. 1995. № 3. С. 33–44.

Суворов В. Ледокол. М., 1992 (и другие издания).


^ 14. Вооружённые силы СССР и Германии в июне 1941-го: сопоставление сил

Разброс мнений по этой теме поражает: от прописной некогда версии о существенном превосходстве германской армии до утверждений о столь же существенном превосходстве армии советской. В данном реферате необходимо уделить основное внимание не практическому применению армии (на Халхин-Голе, в Зимней войне), а сопоставлению основных показателей: количество важнейших вооружений, их качество, численность солдат и командиров и т.п. Главный вопрос этой темы удачно сформулировал в названии своей статьи А. А. Печёнкин.

Обязательная литература:

Мельтюхов М.И. 22 июня 1941 г.: цифры свидетельствуют // История СССР. 1991. № 3.

Печёнкин А.А. Была ли возможность наступать? // Отечественная история. 1995. № 3. С. 44–59.

Мельтюхов М.И. Репрессии в Красной Армии: итоги новейших исследований // Отечественная история. 1997. № 5.

Безыменский Л.А. О "Плане Жукова" от 15 мая 1941 г. // Новая и новейшая история. 2000. № 3.

Хоффман И. Подготовка Советского Союза к наступательной войне. 1941 год // Отечественная история. 1993. № 4.

Дополнительная литература:

Суворов В. Ледокол. М., 1992 (и другие издания).

Баранов М., Журавель В. К вопросу о "превентивной войне" // Свободная мысль. 2001. № 9. С. 50–56.

Бонвеч Б. Наступательная стратегия – наступление – нападение. Историк из Германии о дискуссии вокруг событий 1941 года // Отечественная история. 1998. № 3.

Короленков А.В. Накануне: продолжение дискуссий о событиях предвоенной поры // Отечественная история. 2004. № 3. С. 169–176.

Короленков А.В. Ещё раз о репрессиях в РККА в предвоенные годы // Отечественная история. 2005. № 2.

Мельтюхов М.И. Идеологические документы мая–июня 1941 года о событиях Второй мировой войны // Отечественная история. 1995. № 2.

Юбершер Г. 22 июня 1941 г. в современной историографии ФРГ. К вопросу о "превентивной войне" // Новая и новейшая история. 1999. № 6. С. 59–67.


^ 15. Поражения начального этапа Великой Отечественной (по воспоминаниям участников)

Постановка проблемы. Речь здесь главным образом идёт о 1941 годе, хотя можно использовать и материал по 1942 году, если считать, что это однородные явления. Помимо перечисленных в списке литературы мемуаров можно использовать и другие. Заложенное в теме реферата ограничение важно тем, что оно отсекает версию Суворова-Резуна, объясняющего события 1941 года подготовкой советского нападения на Европу.

Итак, экстравагантная теория в данном реферате не рассматривается. Однако и в рамках традиционного подхода есть над чем подумать. В чём содержание неудач начального этапа: в том, что советские войска слишком легко отходили или, наоборот, в том, что они не успевали своевременно отходить, давая немцам разбить себя по частям? Какова причина (или причины) этого?

Обязательная литература:

Симонов К.М. Сто суток войны. Смоленск, 1999 (или другое издание)

Горбатов А.В. Годы и войны. М., 1989. (Глава шестая. Фронт откатывается на Восток)

Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М., 1988 (или другое издание, с восстановленными после цензуры частями глав).


^ 16. "Война народная"

Со времён советской пропаганды крепко сидят в памяти жителей России имена героев Великой Отечественной – Александр Матросов, Николай Гастелло, Зоя Космодемьянская, 28 панфиловцев... С ними, несмотря на попытки "разоблачений" в 1990-х годах, более-менее ясно. Интереснее другой вопрос: что же остальные 190 миллионов? Как удалось Сталину избежать катастрофического исхода, постигшего Россию в предыдущей мировой войне? Репрессиями? Или это всё-таки энтузиазм? "Идёт война народная" – утверждала песня Великой Отечественной. Задача реферата – проверить это утверждение.

Обязательная литература:

Точенов С.В. Волнения и забастовки на текстильных предприятиях Ивановской области осенью 1941 года // Отечественная история. 2004. № 3. С. 42–47.

Горинов М.М. Будни осаждённой столицы: жизнь и настроения москвичей (1941–1942 гг.) // Отечественная история. 1996. № 3. С. 3–28.

"Не считаясь с нормой рабочего дня". Первые месяцы войны. Взгляд из кареты "скорой помощи" // "Отечественные архивы". 2002. № 5. (То же: http://www.rusarchives.ru/publication/emergency.shtml)

Выцлан М.А. Приказ и проповедь: способы мобилизации ресурсов деревни в годы войны. // Отечественная история. 1995. № 3. С. 69–80.

Сенявская Е.С. Героические символы: реальность и мифология войны // Отечественная история. 1995. № 5. С. 30–44.

Дополнительная литература:

Москва военная. 1941 год… (Новые источники из секретных архивных фондов) // История СССР. 1991. № 6.

Данилов П.П. Ленинградцы на строительстве оборонительных рубежей в 1941–1942 годах // Отечественная история. 2001. № 3.

Гордон А.Е. Московское народное ополчение 1941 года глазами участника // Отечественная история. 2001. № 3.

Захарченко А.В. Социально-бытовой аспект жизни рабочих авиационных заводов Поволжья в годы Великой Отечественной войны // Отечественная история. 2005. № 2.

Потёмкина М.Н. Эваконаселение в уральском тылу: опыт выживания // Отечественная история. 2005. № 2.

Горинов М.М. Зоя Космодемьянская (1923–1941) // Отечественная история. 2003. № 1.

Курносов А.А. Рецензия на: Сенявская Е.С. 1941–1945. Фронтовое поколение. Историко-психологическое исследование. // Отечественная история. 1996. № 3. С. 165–168.


^ 17. Советская армия и Варшавское восстание

Варшавское восстание – такой же камень преткновения в российско-польских отношениях, как Катынский расстрел польских военнопленных. С Катынью теперь всё понятно: найдены документы. Менее известны опубликованные в 1994 году в "Русском архиве" документы по Варшавскому восстанию. Начиная работать с темой, уместно почитать публицистику. Но окончательный ответ на вопрос "Кто виноват в гибели Варшавы?" должен опираться на серьёзные материалы.

Обязательная литература:

Годовщина варшавского восстания (Голос Америки) // http://www. voanews.com/russian/archive/2004-06/a-2004-06-22-5-1.cfm (эта статья приводится лишь как образец освещения Варшавского восстания на Западе; её можно заменить любой статьёй антироссийской направленности).

Саксонов О. В боях за Варшаву // http://pobeda.rambler.ru/ unknownwar.html?id=56

Мельтюхов М.И. Операция "Багратион" и Варшавское восстание 1944-го года // Вопросы истории. 2004. № 11. С. 43–57.

Русский архив: Великая Отечественная. СССР и Польша Т. 14 (3–1). М., 1994. Глава третья. За Варшаву! (восстание, капитуляция, освобождение. 1944–1945 гг.) // http://militera.lib.ru/docs/da/terra_poland/03.html


^ 18. Потери СССР в Великой Отечественной

Сами по себе потери СССР в той войне так и не подсчитаны точно. В свете этого важно для начала разобраться, какой набор оценок здесь существует, из каких основных составляющих складывается общая цифра. Отсюда мы неизбежно выходим на вопрос о цене войны – в чём причина того, что она оказалась столь велика?

Обязательная литература:

Гаврилов Л.М. Рецензия на: Всероссийская книга памяти. 1941–1945. Обзорный том // Отечественная история. 1996. № 3. С. 162–165.

Мерцалов А., Мерцалова Л. Сталинизм и война. М., 1998. Глава «Сталинизм и цена победы». С. 370–394 // http://wcry.narod.ru/mertsalovs/

Белов Н., Михайлова Т. Ржев-1942. Битва за высоту 200. Тверь, 2000 // http://rshew-42.narod.ru/200/200.html

Первышин В.Г. Людские потери в Великой Отечественной войне // Вопросы истории. 2000. № 7. С. 116-122.

Араловец Н.А. Сообщение о конференции: Людские потери во Второй мировой войне // Отечественная история. 1996. № 3. С. 193–197.

Дополнительная литература:

Гаврилов Б.И. В Мясном бору, в "Долине смерти" // Отечественная история. 2004. № 3.


Намётки для самостоятельного поиска


В истории российской науки последних полутора веков есть немало людей и событий, знакомство с которыми можно посоветовать любому независимо от уроков истории. Некоторые из них перечислены ниже.

Пока мне неясно, какова могла бы быть в этих случаях постановка вопроса. Значит, если Вы решите писать реферат на оду из этих тем, то делать постановку проблемы и подбирать необходимую литературу придётся самостоятельно. Это сложнее, чем использовать уже готовую тему. Но, может быть, интереснее.

Перечислю намётки, продвигаясь от старых времён к новым.


^ Дмитрий Иванович Менделеев

Самый знаменитый на сегодня российский учёный так и не получил в России звания академика. Почему? Характер вредный. Выдающийся характер, без которого он не стал бы великим учёным. Кстати, Дмитрий Иванович близко общался и с другими выдающимися вредными людьми своей эпохи – С.О. Макаровым, С.Ю. Витте. И занимался он не только химической теорией, но и практикой, и не только химической.

Публикаций о Менделееве – огромное количество, но в основном они сугубо описательные и потому пресные.

Что почитать для затравки:

Дмитриев И.С. Скучная история (о неизбрании Д.И. Менделеева в Императорскую академию наук в 1880 г.) // Вопросы истории естествознания и техники. 2002. № 1–2.

http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/MENDELAC.HTM


^ Сергей Степанович Чахотин

Историкам он известен как один из вождей (вместе с Н.В. Устряловым) "сменовеховства". То есть, политик третьего плана. Выясняется, однако, что он был ещё и учёным мирового уровня. Открытие возможности операций на живой клетке, совместная работа с И.П. Павловым, выдвижение на Нобелевскую премию от А. Эйнштейна... Но существенная публикация о нём мне известна только одна. То ли просто "не раскручен" Сергей Степанович среди историков науки, то ли документов не хватает. Видимо, надо использовать этот материал в такой теме, где Чахотин будет не единственным героем.

Что почитать для затравки:

Харьковский А. Профессор Чахотин: операция на живой клетке // http://miresperanto.narod.ru/eminentuloj/chahotin.htm


^ Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский

Это он так впечатлил писателя Д. Гранина, что тот написал о нём отдельную книгу под названием "Зубр". Чем удивляет меня научный путь этого необычного человека: в возрасте нынешних младших студентов он ещё рубился в Гражданской войне, а в возрасте нынешних старших аспирантов уже руководил берлинской лабораторией и работал на острие мировой биологической науки.

С конца XX века появился целый ряд работ, в которых на недавно рассекреченных материалах доказывается, что Тимофеев-Ресовский ничего нечестного за границей не делал, фашистам не прислуживал. Но я думаю, это не самое интересное в этом "матёром человечище".

Что почитать для затравки:

Социальная история Российской науки (Интернет-проект)

http://www.ihst.ru/projects/sohist --> Учёные

Тимофеев-Ресовский Н.В. Воспоминания. М., 2008 (или другое издание).


^ Георгий Антонович Гамов

Один из сильнейших физиков мира в начале 1930-х годов. Теоретик, прославивший себя открытиями в физике и в биологии. Человек, не терявший чувства юмора в самые тяжёлые минуты. Уважаемый и любимый острым на язык Л.Д. Ландау; неблагоприятно аттестуемый в личной переписке дипломатичного П.Л. Капицы. В 28 лет Гамов стал членкором советской Академии наук, но не прошло и двух лет, как покинул Советский Союз и быстро добился успеха на Западе. Его популяризаторские книги по физике (приключения мистера Томпкинса) и сборники занимательных задач по математике давно переведены на русский, но литературы о его жизни по-прежнему не очень много.

Что почитать для затравки:

Френкель В.Я., Чернин А.Д. Возвращается Г.А. Гамов // Природа. 1989. № 9. С. 82–102.

http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/priroda/1989/9/82-102.pdf

Горелик Г.Е., Савина Г.А. Г.А.Гамов... заместитель директора ФИАНа // Природа. 1993. № 8. С. 82–90.

http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/priroda/1993/8/82-90.pdf

Лисневский Ю.И. Георгий Антонович Гамов. Жизнь в России и СССР // ВИЕТ. 1989. № 1. С. 48–55; № 2. С. 97–107.


Владимир Николаевич Ипатьев

"In memory of the Russian genius, Vladimir Nikolayevich Ipatieff, inventor of the octane gasoline" – написано на его надгробии в Нью-Джерси. Интересен Ипатьев не только своими научными успехами. Но также тем, что успешно находил общий язык и с царским правительством, и с большевиками, будучи в 1910-е – 1920-е годы крупным организатором химической промышленности. Но в 1930-е вынужден был стать "невозвращенцем" (опять-таки, плодотворно работая в США). После этого имя Владимира Николаевича тщательно вымарали из российской истории. Посвящённые ему работы до сих пор немногочисленны, а двухтомник воспоминаний американского издания – раритетен.

Что почитать для затравки:

Кузнецов В.И. Превратности творчества академика В.Н.Ипатьева // Репрессированная наука. Л.: Наука, 1991. С. 367–376.

http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/os/367-376.pdf

Ипатьев В.Н. Жизнь одного химика. Воспоминания. Том 1, 2. Нью-Йорк, 1945.


Андрей Дмитриевич Сахаров

Что впечатляет меня в Сахарове – это самостоятельность мышления и непредвзятость подхода к решению жизненных задач. Решения свои он сам иногда задним числом оценивает как неправильные, но это в любом случае самостоятельные решения. То, что он делал, он делал не потому, что так сделал кто-то другой, а потому, что находил доводы в пользу такого решения наиболее убедительными. Очевидно, головоломки общественного устройства он решал тем же путём, что и задачи из мира физики. А что физические задачи он решал на пятёрку – тому подтверждением факт: в 32 года он уже был академиком.

Что почитать для затравки:

Сахаров А.Д. Воспоминания. Т. 1, т. 2. М., 1996 (или другое издание).

http://www.sakharov-archive.ru/Raboty/Vospominaniy_Sod.htm


^ Как писать реферат: пояснения

Объём. Объём проще всего выразить не в страницах, а в знаках: 20 тысяч печатных знаков, включая пробелы. В программе Word этот показатель легко можно узнать в меню "Сервис" → "Статистика".

Соответственно, при написании от руки – в зависимости от почерка. Выполнение требования по объёму – вовсе не гарантия хорошей оценки: оценивается не объём, а качество.

Оформление. Любое. Можно печатать, можно писать от руки; на листах А4 или в тетради. Не забудьте только указать название реферата, свою фамилию и класс.

Содержание.

Основная цель работы над рефератами состоит не в доскональном изучении какой-либо темы, а в развитии навыков самостоятельной работы. Работа эта состоит из двух частей.

Во-первых, составление фактической основы реферата. Просмотрев несколько публикаций по теме, надо определить структуру работы. Далее: решить, какие факты Вы включите в реферат, а какие излишни. При этом необходимо следить и за полнотой (чтобы не были выпущены важные события), и за равномерностью (разбор событий одного масштаба должен занимать примерно одинаковое количество места).

Перечисляя факты, обязательно ставьте ссылки на издание, из которого взяты факты (указывается номер издания по списку литературы и страница). Если некоторое количество излагаемых подряд фактов взято из одного места (с одной или нескольких соседних страниц), не обязательно ставить ссылку после каждого факта – лучше поставить одну общую в конце всего отрывка.

Не пренебрегайте ссылками – это не формальность! Они показывают, во-первых, что Вы не выдумали приводимые факты, а взяли их из литературы, и во-вторых, что Вы действительно сами составили реферат на основе литературы, указанной в его конце, а не переписали дословно из Интернета или книги. Реферат без ссылок принят к рассмотрению не будет.

Вторая часть самостоятельной работы – выводы. Обращайте внимание на доказательность выводов. Несомненно доказанные выводы должны чётко отделяться от предположений логичных, но не обязательно верных. Даже авторы статей в научных журналах иногда эти явления смешивают, но это неправильно.

Например, мы пишем реферат по теме "Развитие налоговой системы России во 2-й половине XIX в.". В одной из глав показывается, что исчезла подушная подать, взамен появился поземельный налог. Подушную подать накануне реформы платили только крестьяне – она, значит, была сословной. Поземельный налог, напротив, бессословный – его платят все владельцы земли. Из этого несомненно следует, что реформы 2-й половины XIX в. уменьшили присутствие сословного принципа в налоговой системе. Как объяснить это явление? Например, так: налоговые реформы специально нацеливались на ослабление сословного деления общества. Это предположение логичное. Но не обязательно верное. Ведь возможны и другие объяснения. Например: при проведении налоговых реформ учитывалась прежде всего их финансовая выгодность; а то, что при этом ослабли сословные перегородки – это побочное действие. Оба объяснения логичны, при этом они противоречат одно другому, а опровергнуть хотя бы одно из них на имеющихся фактах мы не можем. Значит, это всего лишь гипотезы, и это надо чётко показать. Осторожные, но тщательно выверенные выводы более ценны, чем заявления громкие, но недостаточно доказательные.

Итак: отличие реферата от конспекта состоит в самостоятельной обработке (группировке) фактов из литературы и наличии собственных выводов автора, опирающихся на эти факты!

Желательно, чтобы реферат был структурирован – разбит на главы или параграфы. Это и для читателя проще, и автору поможет более чётко представить себе тему.

Использование цитат. Любое дословное заимствование чужого текста оформляется цитатой (ставится в кавычки, снабжается ссылкой на источник). Не злоупотребляйте цитатами – они должны составлять меньшую часть объёма работы. Цитата необходима, если она ярко характеризует описанный Вами факт или точку зрения другого автора. В ином случае лучше изложить материал своими словами.

Литература к реферату. Прежде чем приступать к работе с литературой, внимательно прочитайте пояснение к теме реферата, чтобы точно понять, о чём должна идти речь.

Минимальный набор литературы для каждого реферата приводится в перечне. Этим можно и ограничиться. Приветствуется привлечение дополнительной литературы. Правила поиска изданий в библиотеке НГУ приводятся ниже. Адреса Интернет-поисковиков Вам, полагаю, известны (google.ru, ya.ru и другие).

^ О любых затруднениях в работе обязательно сообщайте.

Реферат непременно должен быть снабжён списком использованной литературы. На каждое издание указывается автор (если есть) и название. Для книг, кроме того, приводятся место расположения издательства (сокращения: М. – Москва, Л. – Ленинград, СПб. – Санкт-Петербург) и год издания. Например:

Бовыкин В. И. Французские банки в России. Конец XIX – начало XX в. М., 1999.

Для статей – название журнала (сборника статей), в котором опубликована статья, год и номер журнала (или выходные данные сборника статей). Например:

Лукоянов И. В. Русско-Китайский банк (1895–1904 гг.) // Нестор. 2002. № 2.

Для Интернет-публикаций необходимо указывать полный адрес, с которого взят материал (а не только имя сервера). Например:

Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости // http://www.hrono.ru/dokum/19fe1861.html

Если Интернет-адрес слишком длинен и неудобочитаем, можно указать сервер и название статьи. Например, вместо адреса:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%82%D1%82%D0%B5_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%AE%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

лучше указать:

http://ru.wikipedia.org/ ––> Витте, Сергей Юльевич

Зачастую список литературы рассматривается как нечто второстепенное. Это неверно. Работы с неполноценным списком литературы (например, без указания выходных данных) не засчитываются.




Похожие:

История России. Темы рефератов (перечень Кириллова) iconИстория России. Темы рефератов (перечень Кириллова)
Этот список – примерный. Я готов обсудить любую другую интересную Вам тему по истории России от Александра II до конца XX в
История России. Темы рефератов (перечень Кириллова) iconПримерные темы рефератов
Современное состояние науки об организации производства и перспективы ее развития
История России. Темы рефератов (перечень Кириллова) iconИстория в работу включены следующие темы: Всеобщая история. Новое время 15-18 века
История; Первобытный мир; История древнего мира; Средние века; Новое, новейшее время
История России. Темы рефератов (перечень Кириллова) iconТемы рефератов 2001/2002 уч год
Теоретико-методологические основы статистики высшего профессионального образования
История России. Темы рефератов (перечень Кириллова) iconТемы рефератов по «Стратегическому планированию»
Технология снижения трансакционпых издержек при взаимодействии холдинга и дочерней фирмы
История России. Темы рефератов (перечень Кириллова) iconДокументы
1. /ТЭОИР вопросы на зачет и темы рефератов.doc
История России. Темы рефератов (перечень Кириллова) iconСоциальная история россии 07. 00. 02 Отечественная история
Работа выполнена на кафедре социальной истории России Московского государственного социального университета
История России. Темы рефератов (перечень Кириллова) iconПеречень вопросов к зачёту по судебной медицине для студентов стоматологического факультета
Судебная медицина в России, история развития судебной стоматологии. Выдающиеся деятели судебной медицины
История России. Темы рефератов (перечень Кириллова) iconИстория в тесты включены вопросы по курсам: Всеобщая история и История России. Всеобщая история. Новое время 15-18 века
Российское государство во времена Ивана Грозного. Реформы Избранной рады. Опричнина. Внешняя политика
История России. Темы рефератов (перечень Кириллова) iconДокументы
1. /Тематика рефератов по биологии.doc
2. /Тематика...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов