Основы творческой разработки урока icon

Основы творческой разработки урока



НазваниеОсновы творческой разработки урока
Дата конвертации17.07.2012
Размер73.93 Kb.
ТипУрок

ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ УРОКА

Не меняются только самые мудрые и самые глупые.
Конфуций

Данные материалы написаны доцентом кафедры алгебры и геометрии Армавирского государственного педагогического института Сергеем Георгиевичем Манвеловым. Они отражают содержание некоторых многолетних исследований сотрудников института по проблемам теории и практики современного урока.

Материалы были опубликованы в газете «Математика» № 11 за 1997 год.

СУЩНОСТЬ УРОКА

В обширной литературе по дидактике, методике, педагогическим технологиям определение понятия «урок», как правило, сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному рамками времени отрезку образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста и уровня подготовки. Ему присуща следующая совокупность признаков:

  • наличие определенных образовательных, воспитательных и развивающих целей;

  • отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебного материала и уровней его усвоения;

  • достижение поставленных целей путем подбора подходящих средств и методов обучения;

  • организация соответствующей учебной деятельности учащихся.

Ключевую позицию среди основных признаков занимают цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие. Все они тесно взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении урока или системы уроков различна.

В соответствии с поставленными целями отбирается содержание урока. Оно конкретизируется с помощью учебных программ, учебников, методических пособий.

Для достижения поставленных целей на конкретном материале используются подходящие средства и методы обучения. Эффективность их выбора невозможна без глубокого знания специфики традиционных и нетрадиционных, общих и специальных методов обучения.

Каждой системе средств, приемов и методов обучения соответствует своя организационная форма, определяемая взаимоотношениями между учителем и учащимися. При этом используются индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы общения между обучающими и обучаемыми.

Таковы основные позиции, характеризующие сущность современного урока.

^ СТРУКТУРА УРОКА

Любой урок имеет свой состав и свое строение – структуру. В состав урока входят структурные элементы: компоненты, этапы урока. Под структурой урока понимается совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.


С этапами урока связано понятие его дидактических задач, определяемых как ожидаемый результат каждого этапа, ориентированного на зону ближайшего развития учащихся.

Существуют различные подходы к выбору основных структурных элементов урока (см. уроки 5, 13, 17 и др.). В зависимости от их состава структура урока имеет различную степень общности.

Так, общая дидактическая сущность урока характеризуется следующими компонентами:

  • актуализацией прежних знаний и способов действий;

  • формированием новых знаний и способов действий;

  • применением, т.е. формированием умений.

Актуализация наряду с воспроизведением ранее изученного предполагает установление преемственных связей прежних и новых знаний, применение прежних знаний в новых ситуациях, их углубление и т.д. Второй компонент общей дидактической структуры урока обеспечивает раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых знаний и способов учебной и умственной деятельности учащихся, формирование их убеждений. Формирование умений достигается применением новых знаний и способов действий, их обобщением и систематизацией, использованием на практике и т.д.

Более конкретные этапы урока можно рассматривает как результат разукрупнения компонентов его общей дидактической структуры. В практике обучения выделяют чаще всего следующие основные этапы урока:

  • постановка цели урока;

  • проверка домашнего задания;

  • повторение пройденного;

  • объяснение нового материала;

  • закрепление изученного;

  • обобщение и систематизация новых знаний;

  • контроль знаний и умений учащихся;

  • постановка домашнего задания.

Знание особенностей каждого из этапов, владение методиками их организации позволяют учителю целенаправленно конструировать различные по своей структуре и назначению уроки, отличающиеся сочетанием их компонентов, значимостью каждого из них, продолжительностью и взаимодействием.

^ ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ

Изучение сущности и структуры урока приводит к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим объясняется существование многочисленных классификаций уроков. В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков (см. уроки 2, 9, 13, 17 и др.):

  1. по основной дидактической цели;

  2. по основному способу их проведения;

  3. по основным этапам учебного процесса.

1. По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:

урок ознакомления с новым материалом;

урок закрепления изученного;

урок применения знаний и умений;

урок обобщения и систематизации знаний;

урок проверки и коррекции знаний и умений;

комбинированный урок.

^ 2. Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:

в форме беседы;

лекции;

экскурсии;

киноуроки;

самостоятельная работа учащихся;

лабораторные и практические работы;

сочетание различных форм занятий.

^ 3. Если же за основу типологии берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:

вводные;

первичного ознакомления с материалом;

образования понятий, установление законов и правил;

применения полученных правил на практике;

повторения и обобщения;

контрольные;

смешанные или комбинированные.

Для более полного охвата разнообразных по своему назначению уроков, которые конструируются в практике обучения, их разделяют не только по типам, но и по видам.

Деление уроков на виды наиболее целесообразно осуществлять по характеру деятельности учителя и учащихся. При этом подразделение на виды происходит для каждого типа урока в рамках используемой типологии. Так, например, контрольные уроки, являющиеся одним из элементов типологии по основным этапам учебного процесса, в свою очередь подразделяются на следующие виды:

уроки устного опроса;

уроки письменного опроса;

зачеты;

самостоятельные и контрольные работы;

сочетание разных видов.

Подразделение уроков на типы и виды, тем не менее, не делает полными имеющиеся типологии. Подтверждением тому служит прослеживаемая направленность на детализацию в типологиях уроков, разработанных в последнее время. В качестве примеров подобных типологий, подразделяющих уроки по форме их проведения, можно привести следующие типы уроков:

  1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.

  2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточника, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т.д.

  3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок «дублер начинает действовать» и т.д.

  4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т.д.

  5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т.д.

  6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.

  7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и т.д.

  8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», спектакль, «брейн-ринг», диспут и т.д.

  9. Интегрированные уроки.

  10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.д.

В качестве примеров другого подхода к типологии уроков по форме их проведения можно привести такие блоки однотипных уроков:

    • Уроки творчества: урок изобретательства, урок-выставка, урок-сочинение, урок-творческий отчет и т.д.

    • Уроки, созвучные с общественными тенденциями: урок-общественный смотр знаний, урок-диспут, урок-диалог и т.д.

    • Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т.д.

    • Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок-бенефис, урок-исторический разбор, урок-портрет и т.д.

    • Театрализованные уроки: урок-спектакль, урок воспоминаний, урок-суд, урок-аукцион и т.д.

    • Игровые уроки: урок-деловая игра, урок-ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок-соревнование, урок-путешествие и т.д.

    • Вспомогательные уроки: урок-тест, урок для родителей, урок-консультация и т.д.

Сопоставление различных типологий уроков позволяет отметить определенную тенденцию – стремление более полно охватить современные формы организации урока. Вместе с тем созданные в последнее время типологии нуждаются в постоянном дополнении, уточнении и разработке. И за всей этой информацией об этом учитель должен постоянно следить и хорошо в ней разбираться. К тому же в практике обучения конструирование учителем систем уроков, как правило, не укладывается в рамки какой-то одной типологии. При этом приходится решать и проблемы, связанные с выбором или компановкой той или иной системы уроков. Существенную помощь здесь может оказать знание специфики строения совокупности уроков, в которых аккумулируются наиболее характерные конструктивные элементы остальных уроков.

(Продолжение следует…)




Похожие:

Основы творческой разработки урока iconОсновы творческой разработки урока
Данные материалы написаны доцентом кафедры алгебры и геометрии Армавирского государственного педагогического института Сергеем Георгиевичем...
Основы творческой разработки урока iconОсновы творческой разработки урока. Строение уроков основных типов
Реализация идеи использования совокупности уроков, включающих в себя наибо­лее характерные структурные элементы остальных уроков,...
Основы творческой разработки урока iconУрока: Умножение десятичных дробей. 5 класс Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и умений. Цели урока
...
Основы творческой разработки урока iconТематическое планирование уроков математики 6 класс Учебник Виленкина № урока Тема урока Дата (по плану) Дата (фактич) Примеча ния
Цель: завершение изучения натуральных чисел, подготовка основы для усвоения действий с обыкновенными дробями
Основы творческой разработки урока iconРаспоряжение Правительства РФ от 29 октября 2009 г. N 1578-р (с изменениями от 8 сентября 2010 г.)
Основы религиозных культур и светской этики, включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской...
Основы творческой разработки урока icon1. Общие положения Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-ых классах общеобразовательных учреждений...
Основы творческой разработки урока iconТема урока: «Основы логики. Алгебра высказываний»
Цель урока: обучающая Познакомить учащихся с основными понятиями логики, алгебры высказываний, с основными законами логики при упрощении...
Основы творческой разработки урока iconТема урока: «Основы логики. Алгебра высказываний»
Цель урока: обучающая Познакомить учащихся с основными понятиями логики, алгебры высказываний, с основными законами логики при упрощении...
Основы творческой разработки урока iconЧто будут изучать ваши дети? Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Основы творческой разработки урока iconДокументы
1. /разработки мероприятий Профилактика вредных привычек/Агитбригада.doc
2.
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов