Основы творческой разработки урока icon

Основы творческой разработки урока



НазваниеОсновы творческой разработки урока
Дата конвертации17.07.2012
Размер117.58 Kb.
ТипУрок

ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ УРОКА

Нет предела совершенству
Народная мудрость

Данные материалы написаны доцентом кафедры алгебры и геометрии Армавирского государственного педагогического института Сергеем Георгиевичем Манвеловым. Они отражают содержание некоторых многолетних исследований сотрудников института по проблемам теории и практики современного урока.

Продолжение (часть 2)

Материалы были опубликованы в газете «Математика» № 11 за 1997 год.

СТРОЕНИЕ УРОКОВ ОСНОВНЫХ ТИПОВ

Реализация использования совокупности уроков, включающих наиболее характерные структурные элементы остальных уроков, позволила выявить и подтвердить целесообразность выделения следующих девятнадцати их типов:

  1. урок ознакомления с новым материалом;

  2. урок закрепления изученного;

  3. урок применения знаний и умений;

  4. урок обобщения и систематизации знаний;

  5. урок проверки и коррекции знаний и умений;

  6. комбинированный урок;

  7. урок-лекция;

  8. урок-семинар;

  9. урок-зачет;

  10. урок-практикум;

  11. урок-экскурсия;

  12. урок-дискуссия;

  13. урок-консультация;

  14. интегрированный урок;

  15. театрализованный урок;

  16. урок-соревнование;

  17. урок с дидактической игрой;

  18. урок «деловая игра»;

  19. урок «ролевая игра».

Эти уроки назовем уроками основных типов. Следует отметить, что выделение данной системы уроков вовсе не связывается с созданием еще их одной типологии, а обусловлено необходимостью решения проблем, поставленных непосредственно самими учителями. Они сводятся к поиску и выявлению такой совокупности уроков, знание особенностей строения которых, позволяло бы ориентироваться в многообразии конструируемых ныне в практике обучения уроков и помогало в их творческой разработке. Именно в этом и кроется основное назначение системы уроков основных типов.

    1. ^ Урок ознакомления с новым материалом

Структура этого урока определяется его основной целью: введением понятия, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил, алгоритмов и т.д.
Его основные этапы:

сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;

подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;

ознакомление с новым материалом;

первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;

постановка задания на дом;

подведение итогов урока.

    1. ^ Урок закрепления изученного

Основная дидактическая цель его – формирование определенных умений. Наиболее общая структура урока закрепления изученного такова:

проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала;

сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учебной деятельности;

воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;

перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений;

подведение итогов урока;

постановка задания на дом.

    1. ^ Урок применения знаний и умений

В процессе применения знаний и умений различают следующие основные звенья: воспроизведение и коррекция необходимых знаний и умений; анализ заданий и способов их выполнения; подготовка требуемого оборудования; самостоятельное выполнение заданий; рационализация способов выполнения заданий; внешний контроль и самоконтроль в процессе выполнения заданий. Этим обусловлена возможная структура такого урока:

проверка домашнего задания;

мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока;

осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий;

самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя;

обобщение и систематизация результатов выполненных заданий;

подведение итогов урока;

постановка задания на дом.

    1. ^ Урок обобщения и систематизации знаний

Без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщающего повторения, нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. На них выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные и другие связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятий и их систем и наиболее общие закономерности.

Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них – к усвоению более сложной системы знаний: овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета. В связи с этим, в уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие структурные элементы:

постановка цели урока и мотивация учебной деятельности;

воспроизведение и коррекция опорных знаний;

повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;

обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;

усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний;

подведение итогов урока.

    1. ^ Урок коррекции знаний и умений

Контроль и коррекция знаний и умений осуществляется на каждом уроке. Но после изучения одной или нескольких подтем или тем учитель проводит специальные уроки контроля и коррекции, чтобы выявит уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений, и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса.

При определении структуры урока контроля и коррекции, целесообразно исходить из принципа постепенного нарастания уровня знаний и умений, т.е. от уровня осознания до репродуктивного и продуктивного (конструктивного) уровней. При таком подходе возможна следующая структура урока:

ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке;

проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях;

проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры;

проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях;

проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в нестандартных условиях;

подведение итогов (на данном и последующих уроках).

    1. ^ Комбинированный урок

Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков. Традиционной является следующая структура комбинированного урока:

ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;

проверка домашнего задания;

проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;

изложение нового материала;

первичное закрепление изученного;

подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Наряду с традиционной, в практике обучения широко используются и другие виды комбинированных уроков. Например, комбинированный урок, целью которого является проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом, может иметь такую структуру:

проверка домашнего задания;

проверка ранее усвоенных знаний;

сообщение темы, цели и задач урока;

изложение нового материала;

восприятие и осознание учащимися нового материала;

осмысление, обобщение и систематизация знаний;

постановка домашнего задания.

Структура комбинированного урока во многом дублируется и при конструировании так называемых модульных уроков. Они характеризуются постановкой и достижением нескольких дидактических целей, но так, чтобы урок отличался завершенностью и самостоятельностью. Это выражается в том, что структура модульного урока, как правило, включает:

мотивационную беседу (то, что именуется организационным моментом или введением в тему урока), завершающуюся постановкой интегрирующей цели урока;

входной контроль (проверка домашнего задания и повторение ранее изученного);

работу с новым материалом;

закрепление изученного;

завершающий контроль (проверка усвоенного на уроке);

рефлексию.

Последнее связано с самооценками и суждениями учащихся о работе класса, группы, своей деятельности на уроке; о том, какое сложилось у каждого ученика мнение об уроке и что им бы хотелось пожелать.

    1. Урок-лекция

Как правило, это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.

В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала распространены вводные, установочные, текущие и обзорные лекции. По характеру изложения и деятельности учащихся лекция может быть информационной, объяснительной, лекцией-беседой и т.д.

Лекционная форма проведения уроков целесообразна при:

  • изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным;

  • рассмотрения сложного для самостоятельного изучения материала;

  • подаче информации крупными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в обучении;

  • выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким темам, разделам и т.д.;

  • применении изученного материала при решении практических задач.

Структура лекции определяется выбором темы и цели урока. Другими словами, лекция строится на сочетании этапов урока:

- организации;

- постановки цели и актуализации знаний;

- сообщении знаний учителем и усвоении их учащимися;

- определении домашнего задания.

Приведем возможный вариант структуры урока-лекции:

создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач лекции;

ее разрешение при реализации намеченного плана лекции;

выделение опорных знаний и их оформление с помощью памятки «Как конспектировать лекцию»;

воспроизведение учащимися опорных знаний и умений по образцам, конспектам, блок-схемам, опорным конспектам и т.д.;

применение полученных знаний;

обобщение и систематизация изученного;

формирование домашнего задания постановкой вопросов для самопроверки, сообщение списка рекомендуемой литературы и перечня заданий из учебника.

    1. Урок-семинар

Семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждением на уроке результатов их познавательной деятельности. На них учащиеся учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию познавательных и исследовательских умений учащихся, повышению культуры общения.

Различают уроки-семинары по учебным задачам, источникам получения знаний, формам их проведения и т.д. В практике обучения получили распространение семинары - развернутые беседы, семинары-доклады, рефераты, творческие письменные работы, комментированное чтение, семинар-решение задач, семинар-диспут, семинар-конференция и т.д.

Укажем основные случаи, когда предпочтительнее организовывать уроки в виде семинаров:

  • при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной проработки учащимися;

  • после проведения вводных, установочных и текущих лекций;

  • при обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изучаемой теме;

  • при проведении уроков, посвященных различным методам решения задач, выполнения заданий и упражнений и т.д.

Семинар проводится со всем составом учащихся. Учитель заблаговременно определяет тему, цель и задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания между учащимися с учетом их индивидуальных возможностей, подбирает литературу, проводит индивидуальные и групповые консультации, проверяет конспекты. Получив задание, учащиеся с помощью памяток «Как конспектировать источники», «Как готовиться к выступлению», «Как готовиться к семинару», «Памятки докладчика» оформляют результаты самостоятельной работы в виде плана или тезисов выступлений, конспектов основных источников, докладов и рефератов.

Семинарское занятие начинается вступительным словом учителя, в котором он напоминает задачу семинара, порядок его проведения, рекомендует, на что необходимо обратить особое внимание, что следует записать в рабочую тетрадь, дает другие советы. Далее обсуждаются вопросы семинара в форме дискуссии, развернутой беседы, сообщений, чтения первоисточников с соответствующими комментариями, докладов, рефератов и т.д. Затем учитель дополняет сообщения учеников, отвечает на их вопросы и дает оценку их выступлениям. Подводя итоги, отмечает положительное, анализирует содержание, форму выступления учащихся, указывает на недостатки и пути их преодоления.

Проведение семинаров может быть составной частью лекционно-семинарской системы обучения, расширяющей область их применения. Это подтверждается, например, возможностью ее применения в такой разновидности совместной учебной деятельности учителя и учащихся, как «погружение».

(Продолжение следует…)

Уважаемые коллеги!

В данной статье по тексту нет возможности построения многоуровневого списка, поэтому следующая часть статьи – это материалы по выполнению самостоятельной работы (все это можно будет спокойно удалить) 

Итак:

Многоуровневый список

Часть III. ДИАГНОСТИКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ
^

1.Звуковые сигналы

1.1Звуковые сигналы AWARD BIOS

1.2Звуковые сигналы AMI BIOS

1.3Звуковые сигналы Phoenix BIOS

2.Сообщения на экране монитора

2.1Диагностические сообщения

2.2Пути устранения неисправностей

3.«Обнуление» параметров BIOS

3.1Зачем нужно «обнулять» установки BIOS?

3.2Аппаратные средства

3.3Программные средства


Часть IV. ОБНОВЛЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ BIOS

1.Общие положения

1.1Зачем нужно обновление BIOS?

1.2Как определить, возможно ли обновление BIOS?

1.3Где можно взять обновленную версию BIOS?

1.4В чем заключается процесс обновления?

2.Процесс обновления

2.1Подготовка компьютера к обновлению BIOS

2.2Программное обеспечение

2.3Программа Award Flash

2.4Программа AMI Flash

2.5Ошибки, возникающие при обновлении BIOS





Похожие:

Основы творческой разработки урока iconОсновы творческой разработки урока
Данные материалы написаны доцентом кафедры алгебры и геометрии Армавирского государственного педагогического института Сергеем Георгиевичем...
Основы творческой разработки урока iconОсновы творческой разработки урока. Строение уроков основных типов
Реализация идеи использования совокупности уроков, включающих в себя наибо­лее характерные структурные элементы остальных уроков,...
Основы творческой разработки урока iconУрока: Умножение десятичных дробей. 5 класс Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и умений. Цели урока
...
Основы творческой разработки урока iconТематическое планирование уроков математики 6 класс Учебник Виленкина № урока Тема урока Дата (по плану) Дата (фактич) Примеча ния
Цель: завершение изучения натуральных чисел, подготовка основы для усвоения действий с обыкновенными дробями
Основы творческой разработки урока iconРаспоряжение Правительства РФ от 29 октября 2009 г. N 1578-р (с изменениями от 8 сентября 2010 г.)
Основы религиозных культур и светской этики, включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской...
Основы творческой разработки урока icon1. Общие положения Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-ых классах общеобразовательных учреждений...
Основы творческой разработки урока iconТема урока: «Основы логики. Алгебра высказываний»
Цель урока: обучающая Познакомить учащихся с основными понятиями логики, алгебры высказываний, с основными законами логики при упрощении...
Основы творческой разработки урока iconТема урока: «Основы логики. Алгебра высказываний»
Цель урока: обучающая Познакомить учащихся с основными понятиями логики, алгебры высказываний, с основными законами логики при упрощении...
Основы творческой разработки урока iconЧто будут изучать ваши дети? Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Основы творческой разработки урока iconДокументы
1. /разработки мероприятий Профилактика вредных привычек/Агитбригада.doc
2.
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов