Несколько лет назад на сцене Кремлевского дворца состоялась программа «Любимые виа», в ней приняли участие такие известные коллективы, как «Поющие гитары», «Самоцве­ты», «Лейся, песня!», «Цветы», «Синяя Птица», «Ариэль» icon

Несколько лет назад на сцене Кремлевского дворца состоялась программа «Любимые виа», в ней приняли участие такие известные коллективы, как «Поющие гитары», «Самоцве­ты», «Лейся, песня!», «Цветы», «Синяя Птица», «Ариэль»



НазваниеНесколько лет назад на сцене Кремлевского дворца состоялась программа «Любимые виа», в ней приняли участие такие известные коллективы, как «Поющие гитары», «Самоцве­ты», «Лейся, песня!», «Цветы», «Синяя Птица», «Ариэль»
Дата конвертации17.07.2012
Размер100.44 Kb.
ТипПрограмма

ПРЕДИСЛОВИЕ


ПЕТРШАБОЛТАИ, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РФ, ПРЕЗИДЕНТ МЕЖДУНАРОДНОГО СОЮЗА ЭСТРАДНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ, ПРОФЕССОР



Несколько лет назад на сцене Кремлевского дворца состоялась программа «Любимые ВИА», в ней приняли участие такие известные коллективы, как «Поющие гитары», «Самоцве­ты», «Лейся, песня!», «Цветы», «Синяя Птица», «Ариэль». То, что программа состоялась на сце­не Кремлевского дворца, свидетельствует об уважении и непроходящем интересе к этому ви­ду искусства.

Мы, чья молодость совпала с рождением ВИА, прекрасно помним, как сложно проходи­ло утверждение этой новой формы музыкаль­ного действа на эстраде, и тогда только сумас­шедший успех у публики помог музыкантам этого направления добиться официального признания руководящих инстанций.

Российские ВИА возникли у нас в середине 60-х годов и вначале их отоже­ствляли с рок-группами, только в 70-е годы ВИА получили свой официальный статус и стали так популярны и многочисленны, что я не могу не процитиро­вать Андрея Вознесенского, который отметил, что появление ВИА произвело эффект «электрогитаризации всей страны».

В молодости, будучи студентом, я сам играл в ансамбле и даже пел, позднее, как профессиональный музыкант, я с большим интересом относился к этой


8


области песенно-музыкалыюй деятельности на эстраде, и по сей день не устаю восхищаться различными творческими возможностями такой формы работы.

Надо сказать, что БИА сразу заявили о себе, как о жизнеустойчивом и дея­тельном организме. Они быстро заняли свое место на эстраде и в 70-е годы кон­цертные программы составлялись с обязательным учетом участия ВИА с боль­шим блоком своих песен. При аншлагах проходили сольные концерты ансамблей. Перечислить все ВИА нашей эстрады практически невозможно, но нельзя и не сказать о тех, кто своей деятельностью определил значимость этого направления в нашем музыкальном искусстве. И тут я бы в первую оче­редь отметил ленинградский ансамбль «Поющие гитары». У меня этот коллек­тив вызвал большой интерес своей тягой к театрализации. Спектакль «Орфей и Эвридика» стал событием и «зеленым огоньком» для продвижения других ВИА на путь создания спектаклей в концертном исполнении.

Это и «Алые паруса» в исполнении ансамбля «Музыка», и «Красная шапоч­ка», рок-опера из репертуара «Голубых гитар», и «Свадьба соек», спетая и сыг­ранная «Иверией» и т. д.

Необычайно интересные результаты дало обращение ВИА к фольклорной лексике, и тут лидером по праву стали белорусские «Песняры» под руководст­вом В. Мулявина. Белорусские народные песни в репертуаре «Песняров» орга­нично уживались с общеизвестными творениями наших самых знаменитых композиторов: А. Пахмутовой, О. Фельцмана, Д. Тухманова, В. Шаинского.
В работе мулявинского ансамбля театрализация постановок решалась своими особыми художественными средствами, где использовались обрядно-хоровые традиции и приемы площадного театра.

Позднее находки белорусских музыкантов во многом определили художест­венный образ таких популярных коллективов, как «Ариэль», «Добры молодцы», «Коробейники».

Особую страницу в историю российских ВИА вписали «песенные» коллек­тивы — «Самоцветы» Ю. Маликова и «Пламя» С. Березина. В 2006 году «Само­цветы» отметили свое 35-летие на сцене Кремлевского дворца.

Работа ВИА всегда строилась по довольно сложной схеме, но как ни странно, именно структура ВИА предоставила возможность появления «двой­ников», копирующих известные коллективы и по манере исполнения, и по репертуару. В стране появилось так много ВИА, что министерство культуры, всерьез озабоченное этой «эпидемией», в 1984 году проводит заседание спе­циальной комиссии, где решается вопрос о правах музыкальных коллективов на публичные выступления. Были разработаны новые строгие правила, каса­ющиеся всех ВИА. В результате, по документам 1984 года, количество ВИА в стране было сокращено.

Сегодня ансамбли на эстраде претерпели существенные изменения. Конеч­но, их теперь не так много, но те, что сохранились, по-прежнему пользуются любовью и успехом у зрителей.

Я рад, что появится книга-исследование, обобщающая все сделанное пионе­рами музыкальных действ на эстраде. Это очень важно для истории нашей му­зыкальной культуры.


9


^ ГЕОРГИЙ ГРЕЧКО, КОСМОНАВТ



«В семидесятых и восьмидесятых годах мне часто приходилось слушать наши замечатель­ные советские песни. Многие из них звучали в исполнении молодежных вокально-инстру­ментальных ансамблей. Я вспоминаю лириче­скую песню «Александрина» в исполнении прекрасного белорусского коллектива «Пес-няры» под руководством Владимира Муляви-на. Просто за душу брало. Хочется вспомнить такие ансамбли, как «Самоцветы» («Там за об­лаками», «Не повторяется такое никогда»), «Надежда» («До отправленья поезда»), «Сяб-ры» («Олеся»), «Пламя» («Снег кружится»), «Земляне» («Траваудома»), «Цветы» («Мыже­лаем счастья Вам») и многие другие. Наши луч­шие композиторы и поэты сочиняли для них.

Это Александра Пахмутова, Марк Фрадкин, Серафим Туликов, Юрий Сауль-ский, Леонид Дербенев, Владимир Харитонов... В музыке вокально-инструмен­тальных ансамблей был настоящий юношеский задор, оптимизм, мелодия и хо­рошие слова. Все музыканты оказались, бесспорно, талантливыми ребятами и настоящими профессионалами своего дела. По телевидению часто показыва­ли их выступления с лучшими песнями, которые затем становились лауреатами ежегодного фестиваля «Песня года». И при этом каждый музыкальный коллек­тив имел свое лицо, направление и свой репертуар.

Книга о наших ВИА представляет собой настоящую энциклопедию, напи­санную живым языком. Об одном из популярных направлений отечественной эстрады — «вокально-инструментальные ансамбли» — на ее страницах пред­ставлена целая летопись. Здесь — лучшие музыканты, песни и их авторы, ком­позиторы и поэты. Книга удачно приурочена к юбилею ВИА. Сорок лет назад в Ленинграде появился самый первый профессиональный советский вокаль­но-инструментальный ансамбль — «Поющие гитары» под руководством Анато­лия Васильева. Именно с них начиналась история огромного и прекрасного мира ВИА. А что сегодня нужно человеку для счастья? Это обязательно хоро­шая песня и хорошая книга!»


^ ОТ АВТОРОВ 10

СЕРГЕЙ ФРОЛОВ. ЖУРНАЛИСТ, МУЗЫКОВЕД

«В детстве я очень любил слушать солнечные песни Арно Бабаджаняна, Полада Бюль Бюль-Оглы, тогда еще вокального квартета «ГАЯ», грузинского ансамбля «Орэра»,.. и «Черного кота» Юрия Саульского. Это были замечательные 60-е. Вспоминаю, как в молодежной передаче радиостанции «Юность» впервые про­читали мое письмо о лучших песнях ретро...

А первое знакомство с ВИАу меня состоялось благодаря моим родителям, Они взяли меня на концерт «Лявонов». Правда, помню я это смутно, посколь­ку все видел из оркестровой ямы. Детей на вечерние мероприятия запрещали пускать в зал. Вот так, по разрешению музыкантов коллектива, мне довелось услышать легендарный белорусский ВИА, в дальнейшем известный как «Песняры». А вот продолжилось все, когда дома появился большой диск ВИА «По­ющие гитары» с песенкой про велосипедистов. Помню, как их лиричные и виртуозные мелодии ребята в нашем дворе сразу же подбирали на акустиче­ских гитарах. Затем была музыкальная школа, первые самостоятельные аккор­ды на гитаре с песней «Саласпилс». Любительский ВИА, где я играл на бас-ги­таре и одновременно пел в микрофон, как сольно, так и достаточно сложные партии в пятиголосном вокале. Вспоминаю, как на конкурсе в Москве приду­мать название ансамбля нам очень помог композитор Владимир Мигуля, кото­рый входил в жюри. Так появился ВИА «Первое апреля». Руководил нами за­мечательный музыкант Анатолий Игнатов, который прекрасно играл на гитаре, клавишных инструментах и пел. В дальнейшем я увлекся сочинением несен — меня вдохновлял мой приятель Леша Марков, в будущем записавший несколько хороших альбомов — «Калинов мост» и «Разные люди». Работа


11


в редакции газеты (конечно, именно в музыкальной рубрике!) потребовала уже литературной «аранжировки» темы ВИА. Мои публикации, посвященные ансамблю «Орэра», Владимиру Мулявину, выходили и в других изданиях. Впрочем, жизнь в музыке продолжается, и есть желание сочинять новые пес­ни для ВИА».

^ ВАЛЕРИИ ЩЁЛКИН. ПРОДЮСЕР И ИМПРЕСАРИО

С 1988 года работает на российском и международном рынке индустрии развле­чений. За плечами — подготовка таких крупномасштабных шоу, как «Москов­ские красавицы»; мировые турне ледового цирка «Россия на льду»; проведение классических балетов и балетных антреприз в поддержку звезд и молодых ис­полнителей российского балета на сцене московского театра «Новая опера» с Николаем Цискаридзе и другими великими танцорами современности; совме­стно с компанией «М/огИ Е[Ьшс Аг1 Етеггшитеш.» (США) организация гаст­ролей звезд российской эстрады в США и Канаде, а также организация гастро­лей Элтона Джона в России.

Поставил огромное количество юбилейных шоу, среди которых 30-летие ВИА «Сябры» и вечер памяти Владимира Мулявина, 40-летие легендарного гру­зинского коллектива «Орэра», 50-летие великого спартаковца Юрия Гаврилова на стадионе «Динамо», праздничные мероприятия, посвященные 50-летию ко­смодрома «Байконур», Дни городов, благотворительные акции и корпоратив­ные У1Р-мероприятия.

С 2005 года является продюсером музыкального спектакля «Райские ябло­ки» о Владимире Высоцком, названного театральными критиками одной из лучших сценических постановок о великом поэте.

На протяжении многих лет организует гастроли популярных и любимых ВИА, объединив в одной эксклюзивной программе «Любимые хиты 70-80-х».

Возглавляемый им продюсерский центр «УЗР» давно уже заявил о себе в Рос­сии как мощная креативная компания, деятельность которой направлена на со­здание высококачественного музыкального продукта во всех его составляющих.

.


ВВЕДЕНИЕ

Невозможно не вспоминать те счастливые минуты нашей жизни, когда по ра­дио, на пластинке или на концертной площадке мы впервые услышали коллекти­вы, которые пели и играли. На афишах их обозначали как вокально-инструмен­тальные ансамбли. Первыми на профессиональной советской эстраде в 1966 г. появились ленинградцы, «Поющие гитары» под руководством главного идейно­го вдохновителя и создателя Анатолия Васильева. Их выступления сразу завоева­ли огромный успех у зрителей. Репертуар был поначалу составлен из песен совет­ских композиторов, а также инструментальных пьес. За основу был взят модный британский биг-бит, включая «Шедеуз», «Битлз», «Тремелоус»... Только произо­шел синтез слияния двух культур, из чего получился свой стиль, не имеющий ана­логов. В дальнейшем в стране появились: молдавский ВИА «Норок», украинский ВИА «Кобза», московские «Веселые ребята» и «Голубые гитары», белорусский «Песняры», ташкентский «Ялла», казахский «Дос-мукасан», латвийский «Модо» и многие другие. Так начинался новый жанр отечественной эстрады. Коллекти­вы появлялись один за другим. В каждом городе страны из пятнадцати республик звучали свои ансамбли — профессиональные и самодеятельные...

Но с появлением многочисленных вокально-инструментальных ансамблей стало порой трудно узнавать тот или иной коллектив. Не всем, к сожалению, удалось показать свое лицо... или добиться неповторимой манеры исполнения. Тем не менее, жанр ВИА вырастил блестящих певцов, солистов, гитаристов, ба­рабанщиков, саксофонистов, трубачей, тромбонистов, пианистов. Достаточно вспомнить потрясающий альбом композитора Давида Тухманова «По волне мо­ей памяти», где были представлены молодые таланты из наших коллективов.


Надо отметить, что исполнение простых песен в жанре ВИА привело к освое­нию произведений крупной формы. Так были созданы и первые рок, зонг, фее­рии, притчи-оперы. Наиболее известные «Орфей и Эвридика» Александра Журбина с «Поющими гитарами», «Песни о доле» — «Песняров», «Алые пару­са» Андрея Богословского с ВИА «Музыка»... Всесоюзные и всероссийские кон­курсы давали музыкальным коллективам звания и награды. Тысячи пласти­нок — миньонов, грандов и дисков-гигантов вокально-инструментальных ансамблей — выпустила единственная в стране фирма «Мелодия» с филиалами в Риге, Ленинграде, Ташкенте и Тбилиси. Миллионные тиражи с новыми пес­нями разлетались по стране, большинство из которых становились известны­ми и любимыми. Сегодня это уже классика жанра. Лучшие песни из репертуара ВИА — «Не повторяется такое никогда» Серафима Туликова и Михаила Пляц-ковского в исполнении «Самоцветов», «Беловежская пуща» Александры Пахму­товой и Николая Добронравова в исполнении «Песняров», «Уч-Кудук — Три ко­лодца» Фарруха Закирова и Юрия Энтина в исполнении «Ялла», «Как прекрасен этот мир» Давида Тухманова и Владимира Харитонова, «Алешкина любовь» Сергея Дьячкова и Онегина Гаджикасимова в исполнении «Веселых ребят», а также многие другие. Было много и других хороших песен, компози­торов и поэтов, сочинявших для ВИА. Это Олег Иванов и Анатолий Попереч­ный, Вячеслав Добрынин и Леонид Дербенев, Оскар Фельцман и Марк Фрад­кин, Александр Морозов и Михаил Рябинин...

Следует отметить, что ВИА стало разрешенной де-факто и де-юре формой выплеска огромной накопившейся энергии музыкального и поэтического твор­чества молодежи в советские годы. И потому материалы об этом публиковались в массовой прессе, конечно, под пристальным оком редакторов по культуре...

В 1980 г. в издательстве «Знание» вышла интересная книга-брошюра талант­ливого режиссера и ветерана белорусского ВИА «Песняры» Валерия Констан­тиновича Яшкина. В ней автор рассказывает о феномене появления ВИА и приводит характеристики наиболее известных коллективов. Он сделал ана­лиз творчества ансамблей, начиная от «Поющих гитар» (1966 год) и заканчи­вая фестивалем «Тбилиси-80» с «Машиной времени», «Автографом» и другими победителями рок-форума. До этого выходили различного рода публикации в журналах «Музыкальная жизнь», «Советская эстрада и цирк», «Кругозор»... Про ВИА рассказывали в своих книгах Глеб Скороходов и Лев Мархасев. Сов­сем недавно выпустили в свет свои воспоминания Валерий Ярушин, руководи­тель ВИА «Ариэль», и солист «Песняров» Леонид Борткевич. Готовится к выхо­ду книга Юрия Маликова к юбилею «Самоцветов». Тем не менее, мы также решили продолжить и насколько возможно полно рассмотреть жанр в целом от его истоков, вплоть до появления новых коллективов на базе ВИА.

За достаточно длительное время нам удалось встретиться с ветеранами кол­лективов, музыкантами, композиторами, поэтами, продюсерами и вспомнить о том золотом времени вместе с ними. Мы переслушали тысячи пластинок и ки­лометры магнитофонных лент, которыми можно обернуть Землю по экватору не один раз... Думаем, что нам удалось вспомнить все яркие и интересные ансам­бли, история которых продолжается и сегодня, через сорок лет, в новом веке.




Похожие:

Несколько лет назад на сцене Кремлевского дворца состоялась программа «Любимые виа», в ней приняли участие такие известные коллективы, как «Поющие гитары», «Самоцве­ты», «Лейся, песня!», «Цветы», «Синяя Птица», «Ариэль» icon«поющие гитары» — 1966 Г. — Анатолии васиаьев
При этом использовались модные электрогитары, электроорганы, ударные. «Первыми» в нашей стране оказались виа «Поющие гитары» с берегов...
Несколько лет назад на сцене Кремлевского дворца состоялась программа «Любимые виа», в ней приняли участие такие известные коллективы, как «Поющие гитары», «Самоцве­ты», «Лейся, песня!», «Цветы», «Синяя Птица», «Ариэль» iconВиа «Синяя птица»: восставшие из пепла
Дмитрий Галицкий в девяностые плодотворно работал с такими известными личностями, как Вячеслав Малежик, Юрий Шевчук, Валерий Ободзинский....
Несколько лет назад на сцене Кремлевского дворца состоялась программа «Любимые виа», в ней приняли участие такие известные коллективы, как «Поющие гитары», «Самоцве­ты», «Лейся, песня!», «Цветы», «Синяя Птица», «Ариэль» iconПротокол допроса и. П. Лукьянова (кремлевское дело) 7 февраля 1935 г лукьянов и. П., 36 лет, член вкп(б) с 1920 г., военнослужащий, комендант Большого кремлевского дворца
Лукьянов и. П., 36 лет, член вкп(б) с 1920 г., военнослужащий, комендант Большого кремлевского дворца
Несколько лет назад на сцене Кремлевского дворца состоялась программа «Любимые виа», в ней приняли участие такие известные коллективы, как «Поющие гитары», «Самоцве­ты», «Лейся, песня!», «Цветы», «Синяя Птица», «Ариэль» iconИз нашей фонотеки: Вокально-инструментальный ансамбль «Синяя Птица»
Метерлинка. Впервые постановка состоялась в России еще много лет назад под руководством знаменитого режиссера Константина Ста­ниславского....
Несколько лет назад на сцене Кремлевского дворца состоялась программа «Любимые виа», в ней приняли участие такие известные коллективы, как «Поющие гитары», «Самоцве­ты», «Лейся, песня!», «Цветы», «Синяя Птица», «Ариэль» icon20 лет назад распалась одна из самых популярных советских музыкальных групп «Говорят, что за эти годы Синей птицы простыл и след, что в анналах родной природы этой твари в помине нет »
Экс-солист виа «Синяя птица» Владимир преображенский: «То, что произошло с Газмановым после ухода из «Синей птицы», он назвал одним...
Несколько лет назад на сцене Кремлевского дворца состоялась программа «Любимые виа», в ней приняли участие такие известные коллективы, как «Поющие гитары», «Самоцве­ты», «Лейся, песня!», «Цветы», «Синяя Птица», «Ариэль» iconГазетная публикация, Минск, 1977г
Ансамбль Синяя птица (руководители Роберт и Михаил Болотные) стал за последние несколько лет довольно популярным коллективом. Вышли...
Несколько лет назад на сцене Кремлевского дворца состоялась программа «Любимые виа», в ней приняли участие такие известные коллективы, как «Поющие гитары», «Самоцве­ты», «Лейся, песня!», «Цветы», «Синяя Птица», «Ариэль» icon«поющие сердца» — 1971 Г. — Виктор векштеин
Романом Майоровым и сложенный в стихи поэтом-песенником Владимиром Харитоновым, и состоялось рождение виа «Поющие сердца». Вспоминается...
Несколько лет назад на сцене Кремлевского дворца состоялась программа «Любимые виа», в ней приняли участие такие известные коллективы, как «Поющие гитары», «Самоцве­ты», «Лейся, песня!», «Цветы», «Синяя Птица», «Ариэль» iconИз нашей фонотеки: Вокально-инструментальный ансамбль «Лейся, песня!»
Вокально-инструментальный ансамбль «Лейся, песня!». Руководители — Валерий Селезнев и Михаил Плоткин
Несколько лет назад на сцене Кремлевского дворца состоялась программа «Любимые виа», в ней приняли участие такие известные коллективы, как «Поющие гитары», «Самоцве­ты», «Лейся, песня!», «Цветы», «Синяя Птица», «Ариэль» icon«девчата» — 1971 Г. — Всеслав лавров, олег сорокин
«Девчата» стал первым женским про­фессиональным коллективом в Советском Союзе. Надо сказать, что тогда вслед за английскими «Битлз»...
Несколько лет назад на сцене Кремлевского дворца состоялась программа «Любимые виа», в ней приняли участие такие известные коллективы, как «Поющие гитары», «Самоцве­ты», «Лейся, песня!», «Цветы», «Синяя Птица», «Ариэль» icon«надежда» — 1975 Г. — Владимир плоткин
Игоря Иванова. Потом на официозный уровень песню вывел певец Лев Лещенко. В его исполнении она зазвучала по радио и на телевидении,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов