«поющие гитары» — 1966 Г. — Анатолии васиаьев icon

«поющие гитары» — 1966 Г. — Анатолии васиаьев



Название«поющие гитары» — 1966 Г. — Анатолии васиаьев
страница1/2
Дата конвертации17.07.2012
Размер0.49 Mb.
ТипДокументы
  1   2



ГЛАВА 1

«ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ» — 1966 Г. — АНАТОЛИИ ВАСИАЬЕВ




Из нашей фонотеки:

Вокально-инструментальный ансамбль

«Поющие гитары»

Руководитель Анатолий Васильев

Ленинград — Санкт-Петербург — «Ленконцерт»

Год основания — 1966

ПЕРВЫЕ В СТРАНЕ «ПОЮЩИЕ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ»

История рок-музыки Советского Союза должна была рано или поздно начаться в том или ином виде. Но со «своим» лицом и «своими» названиями. Прежде все­го, первый рок-коллектив обозначили «вокально-инструментальным ансамб­лем». Так и повелось в дальнейшем обозначать этот жанр эстрадной музыки кратким значком «ВИА». Интересная аббреВИАтура в своем содержании име­ла следующее: «поющие и одновременно играющие». При этом использовались модные электрогитары, электроорганы, ударные. «Первыми» в нашей стране оказались ВИА «Поющие гитары» с берегов Невы. Их создатель и руководи­тель музыкант Анатолий Васильев сегодня с ностальгией в мажоре, а порой и в миноре, вспоминает, «как это было!».

А начиналось все достаточно не просто — в другом веке и времени. С запре­тов и разрешений в репертуарной рапортичке первой концертной программы «Поющих гитар». Над каждой песенкой ставилась галочка «да» или «нет» худо­жественным советом «Ленконцерта». Впрочем, «плохого» и «антисоветского» в репертуаре ничего не было, да и быть не могло. Вот и сегодня, столько лет спустя, нам приятно вспомнить глубоко полюбившиеся песни в их исполнении. Например, ту самую, где «трудно было человеку десять тысяч лет назад», про велосипедистов, как «случается, если влюбляются» из «Соловьиной сере­нады» или «для меня нет тебя прекрасней». А сколько красивых виртуозных ги­тарных тем с соло-вариациями в инструментальных пьесах «Аппачи» и «Торе­ро», «Синяя Птица» и «Цыганочка»...

Так уж вышло, в нашей музыкальной летописи «Поющие гитары» всегда бы­ли первыми. Вот и в жанре первых отечественных рок-опер взяли и поставили


вместе с композитором Александром Журбиным и драматургом Юрием Дими-триным. «Орфей полюбил Эвридику — какая старая история»... пелось «По­ющими» без «фанеры», живыми оперными голосами и к тому же блестящими драматическими артистами. Первые «Гитары» родили первый театр «Рок-опе­ра». Это по соседству с питерским рок-клубом, также одним из первых офици­альных, признанных, где выкладывались на всю катушку Б. Г., Башлачев, Цой, Шевчук и многие другие.

А в моих руках старая, «запиленная», первая грампластинка любимого во­кально-инструментального ансамбля «Поющие гитары», сохранившаяся каким-то чудом, но очень дорогая — с шипением и треском — для сердца и души. И в разговоре о первых шагах в своей домашней студии снова и снова мне рас­сказывает уважаемый Анатолий Николаевич.
Он и сегодня творит, сочиняет за­мечательные песни о любви, судьбе и будущем. Внимательно следит за творче­ством своего вновь возродившегося ансамбля. А ребята не забывают, звонят и приезжают. Плодотворная творческая жизнь «Гитар» продолжается и рожда­ет новые музыкальные страницы...

^ ПЕРВАЯ И ЕЩЕ НЕ «ПОЮЩАЯ» ГИТАРА АНАТОЛИЯ ВАСИЛЬЕВА В ДЖАЗЕ



С чего начиналось творчество Анатолия Васильева, в каком стиле и каких на­правлениях, с какими кумирами, песнями и мелодиями? Из первых уст всегда интересно слушать, даже, несмотря на то, что когда-то об этом рассказывалось в прекрасных публикациях джазмена и музыковеда Аркадия Петрова, на мно­гих страницах не только советских журналов, но также и чехословацких. Про Анатолия Васильева, народного и заслуженного, как и про Джона Ленно-на, Кейта Ричарда или Джимми Пейджа, — с почетом и уважением!

Автобиография первого отечественного рок-гитариста начинается с 1938 г. рождения и нелегкого послевоенного детства. И даже тогда в эти тяжелые вре­мена Толе удалось самостоятельно научиться играть на баяне. Вначале казалось все сложно, — столько кнопочек на аппликатуре, ой-ой-ой! Подбирать любимые мелодии приходилось по слуху, да вот и нот зачастую просто не было под рукой. Музыкантом стать и не мечтал. Только судьба определила в музыкально-промы­шленный техникум, где потом в цехах делали домбры и балалайки. Так вот и «первую» свою акустическую гитару сделал сам, своими руками. Только вот играть на ней пришлось недолго — в джаз увлекло!

При дворце культуры Ленсовета создавался один из первых джазовых орке­стров. Руководил им Станислав Пожлаков, саксофонист, а позже известный композитор, сочинивший «Человек из дома вышел» и много песен про море. Васильев научился играть на саксофоне. Репетировали вместе с Геннадием Гольдштейном, впоследствии талантливым трубачом, и Игорем Петренко, по­пулярным композитором и аранжировщиком. В то время молодым тогда еще ребятам очень нравился фильм «Серенада солнечной долины» с великолепной музыкой Гленна Миллера, а в трофейных граммофонных пластинках находили


джазовые мелодии. Впрочем, было и свое отечественное кино «Веселые ребя­та» с Леонидом Утесовым и музыкой Дунаевского. Оркестр играл на танцах и был популярным у молодежи. Бывало, появится какая-нибудь новая песня — а через неделю ребята ее уже играют один в один. «Снимали» быстро с магни­тофонных записей.

После трехлетнего стажа на любительской сцене стало ясно, что надо пе­рейти в профессиональный оркестр. В 1957 г. молодой Толя Васильев начинает работать в джазовом коллективе известного ленинградского музыканта Вита­лия Понаровского, тогда еще при Ленэстраде. Папа впоследствии популярной эстрадной певицы Ирины Понаровской в свое время поработал с разными ар­тистами, такими как Бен Бенцианов, Лидия Клемент, Эдуард Хиль и многими другими. В его ансамбле Васильев стал гитаристом. Саксофон пришлось забро­сить. Эстрадная акустическая гитара, как аккомпанимирующий инструмент То­ле очень нравилась. Здесь пришлось многому поучиться и впервые заниматься аранжировками.

Во время первого фестиваля молодежи и студентов в Ленинград приехал двадцатипятилетний Мишель Легран, сын французского миллионера. Отец подарил ему оркестр. Он выступал со своими музыкантами на одной из боль­ших площадках. Исполнялись знаменитые «Шербурские зонтики», другие ме­лодии под аккомпанемент шестиголосых саксофонов. В конце играли «КосЬ. оп ьЬе с1осЪ>. Друзья познакомили Анатолия Васильева с музыкантом, преду­предив, что после этого он лишится возможности поехать за границу. И тогда Толя махнул на все рукой и пошел на встречу. До сих пор в его памяти сохрани­лись незабываемые впечатления этого вечера, когда Легран в узком кругу пре­красно пел.

^ В ПЕРВОМ «ПОЮЩЕМ» АНСАМБЛЕ СТРАНЫ

В 1959 г. приглашение в популярный ансамбль «Дружба» под руководство..! та­лантливого композитора, организатора с дипломом Ленинградской консерва­тории, Александра Броневицкого. В истории советской эстрады его большой коллектив такой формации стал «первым». Вообще их было два — «Дружба-1» и «Дружба-2». Первый существовал как студенческий ансамбль при художест­венной самодеятельности. Вначале он был вокальным, из двенадцати солистов. Потом, уже в «Ленконцерте», где организовал все Александр Броневицкий, во­кальная группа из студентов разных стран мира сократилась до восьми. Они пе­ли в сопровождении инструментального ансамбля с электрогитаристом, элект­роорганом и ударником. Все вместе назывались «Дружбой». Солисткой ансамбля была культовая впоследствии певица советской эстрады Эдита Пьеха. О «Дружбе», созданной еще в 1957-м, ходили байки, связанные с «Битлз». Буд­то бы Джон Леннон встречался с Броневицким — или наоборот. Часто слухи ни на чем не основаны. А вот здесь есть доля правды. Когда Леннон и Броневиц­кий встретились после концерта «Битлов» в парижской «Олимпии» (1964 г.), Джон пожал руку Саше и дружески похлопал по плечу.


В «Дружбе» Анатолий Васильев играл на немецкой электрогитаре и зани­мался аранжировками песен. Приходилось много гастролировать, как по горо­дам страны, так и за рубежом. Большое впечатление на молодого гитариста произвели гастроли итальянского певца Марино Марини со своим ансамблем в Ленинграде. Внимание привлекли музыканты инструменталисты, которые не только играли. Они одновременно с аккомпанементом подпевали певцу. А еще понравился звук с элементами реверберации, эффектом эха. Анатолий позна­комился со звукооператором-итальянцем и тот подробно показал музыканту чу­до звукотехники — по тем временам. В свою очередь, Васильев поделился об этом со звукооператором «Дружбы» Анатолием Куликовым. Сделали самодель­ный ревербератор на катушечном магнитофоне «Яуза».

^ ПРОЩАЙ, «ДРУЖБА», — ЗДРАВСТВУЙТЕ, «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ»!

Анатолию Васильеву захотелось тогда сделать свой ансамбль, чем-то похожий на популярные в то время английские группы «Битлз», «Шедеуз», «Тремелоуз». Чтобы в новом коллективе музыканты не только играли, но и пели.

Поэтому он уходит из перспективной «Дружбы» и ищет единомышленни­ков для создания профессиональной бит-группы. Васильев часто бывает на кон­цертах любительских молодежных групп, выступающих по всему городу. Вот так, например, в рок-группе «Авангард» он приметил 16-летних парней — ги­тариста Женю Броневицкого (младшего брата Александра Броневицкого) и пианиста Льва Вильдавского. Барабанщика Сергея Лавровского он встретил первым. Музыкант, выпускник военного училища, работал в то время у попу­лярного дуэта Рудакова и Нечаева. Потом пригласил гитариста и вокалиста Вла­димира Калинина. Получился классический бит-квинтет. А в качестве солиста ансамбля пригласили певца Анатолия Королева из ансамбля «Дружба». Анато­лий Васильев познакомился с ним по совместной работе в коллективе Алексан­дра Броневицкого. Была даже песенная программа подготовлена, специально под голос Королева. Наверное, это было бы в духе начинающих «Битлз» с Тони Шериданом. Вначале на заманчивое предложение уже популярный певец Ана­толий Королев ответил согласием. Предстояли репетиции новой программы. Идея и планы строились еще в марте 1966-го. А вот воплощение в жизнь наме­тили на летний сезон.

Энергичный Сергей Лавровский каким-то способом сумел договориться на одной из южных курортных баз о работе музыкантов. Ребята были уже готовы к отьезду, когда дело осложнилось из-за певца Анатолия Королева. Он отказал­ся поехать, поскольку не поверил в «новое» дело и остался в «Дружбе». И по­скольку все все-таки загорелись интересным замыслом, то взяли да и поехали. Под Туапсе на турбазе «Приморская» ребят встретила хорошая солнечная пого­да и романтичная природа, прелести Черного моря. В распорядок вечеров вхо­дили танцы для отдыхающих. За это музыканты получали право на бесплатное проживание, питание и репетиции. Днем имели возможность готовить новую


программу, чтобы в сентябре показать в Ленконцерте. Жаль, что отказался Ко­ролев, ну а дальше выяснилось вдобавок, что Броневицкий совсем не умеет иг­рать на гитаре. Пришлось Жене взять бас-гитару и пройти самостоятельный ус­коренный курс. Петь решили все вместе. Получилось здорово. Вот так ленинградский бит-квинтет получил «первое» творческое крещение на Черно­морском побережье Кавказа.

Еще без названия, первый поющий и одновременно играющий ансамбль Анатолия Васильева пришел в сентябре 1966 г. в «Ленконцерт», чтобы предста­вить свою концертную программу. Они были точной копией английских коллег по внешнему виду. По музыке было определенно что-то свое, но с элементами классического биг-бита. Ребята были с длинными прическами под «жуков» и в «модных» свитерах-британках. Пели известные: «Дороги» Анатолия Нови­кова, «Тачанку» Константина Листова, «Катюшу» Матвея Блантера, «Полюшко-поле» Леонида Книппера, обработки русских народных песен «Из-за острова на стрежень» и «Калинка», а также инструментальные версии из «Шедеуз», «Тремелоуз»...

Все сидящие тогда в художественном совете проголосовали «против». Все было непривычно, громкий звук и фон самодельной аппаратуры. Лишь дирек­тор Ленконцерта Георгий Михайлович Коркин вдруг встал и сказал: «Мне по­нравилось. Товарищ Васильев, определитесь с программой и через месяц будь­те готовы выйти на сцену с сольным концертом».

После этого — репетиции по двенадцать часов. В ансамбль взяли солистку Галю Баранову. Ребят постригли и одели в костюмы. Все было готово к первому представлению, а названия еще не придумали. И опять выручил Коркин. Он сказал: «Хватит вам выдумывать, по городу уже легенды ходят про «поющих ги­тар». Получается, народ вам название сам придумал». Так вот и назвали: «По­ющие гитары».

^ ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ, ПЛАСТИНКА И ХИТЫ!

Первый концерт, намеченный на 2 ноября 1966 г. в Ленинградском механичес­ком институте, не состоялся по техническим причинам. Просто на сцене упали громоздкие акустические колонки, несмотря на предупреждения Васильева. К счастью, никто не пострадал, а концерт перенесли на 5 ноября. И прошел он очень успешно, поскольку в то время в стране так никто не играл на профессио­нальной эстраде. Молодежная телевизионная станция «Горизонт», вещавшая не только на Ленинград, подготовила большую передачу, посвященную «По­ющим гитарам». В ней приняли участие сами музыканты, а инициатором встре­чи стала редактор молодежных передач Галина Позднякова. По всей стране «Горизонт» с лейблом в виде кораблика-парусника разнес новость о «Поющих». Молодой ансамбль с успехом выступал в родном городе. Концерты проходили в домах культуры, общежитиях, рабочих клубах и на других площадках.

Первый концерт в Москве состоялся 1 декабря 1967 г. С местом выступления чиновники от культуры долго мялись и в «Театр эстрады» не пустили. Первое


выступление состоялось в Центральном доме культуры железнодорожников, что на Комсомольской площади, вблизи трех вокзалов. Это было зрелище, по­добное взрыву. В программе, представленной москвичам, прозвучало много пе­сен и инструментальных пьес в аранжировке самого Анатолия Васильева. Свои виртуозные соло-гитарные темы в «Аппачах» и «Тореро» он играл насыщенно и проникновенно. В концертном репертуаре «Поющих» звучат: «Дороги» Ана­толия Новикова, «Нежность» Александры Пахмутовой, «Одинокая гармонь» Бориса Мокроусова, новая тогда песенка «Стоят девчонки» молодого Алексан­дра Колкера... Известный композитор Эдуард Колмановский, побывавший на концерте, напишет о своем восхищении выступлением ленинградского ансам­бля. В газете «Вечерняя Москва» автор хита «Хотят ли русские войны?» поде­лился с читателями: «Примечательной особенностью молодого ансамбля явля­ется то, что все его артисты и играют, и поют, и танцуют. Умело используются в отдельных случаях элементы театрализации». Московские власти были не в восторге от творчества ленинградцев. Первым молодой ансамбль поддержал знаменитый композитор Ян Френкель, занимавший тогда в Союзе композито­ров высокое место, его песни любил народ. Это «Русское поле», «Журавли»... Тогда на очередной комиссии он встал на защиту «Поющих гитар» и сказал: «Не трогайте и не мешайте им, пусть поют...» А молодой тогда еще композитор и пианист Микаэл Таривердиев предложил ансамблю сотрудничество — запи­сать пластинку с его произведениями. Он пригласил их вновь приехать в Моск­ву. В студии всесоюзного дома радио они записали фонограмму с двумя инстру­ментальными пьесами Таривердиева «Вечерний город» и «Ноктюрн», а его песню на стихи Евгения Евтушенко «Ты уходишь, как поезд» в исполнении но­вой солистки «Поющих» Елены Федоровой (однофамилице Саши Федорова). Эти произведения вошли в музыкальную дорожку к фильму «Любить». Лена стала третьей певицей в ансамбле и заменила Татьяну Калинину, ушедшую на оперную сцену.

Кроме фонограмм музыки талантливого композитора, «Поющие гитары» записали по просьбе режиссера свой материал. Так, в марте 1968 г. состоялась первая звукозапись ленинградцев. Пластинка среднего формата «гранд» появи­лась на прилавках магазинов страны в 1969 г. и вызвала ажиотаж. Длинные оче­реди выстраивались в ГУМе, чтобы купить «модную» по тем временам пластин­ку. Без нее не обходился ни один танцевальный вечер молодежи. Миллионные тиражи! Лишь после «Поющих» стала выходить модная серия «Музыкальный калейдоскоп», в котором появились записи групп «Битлз» «Девушка» и «Би Джиз» с «Кити». Спустя много лет в нашей беседе про «Поющие гитары» Ана­толий Николаевич Васильев признался: «Записываться в студии терпеть не могли. Приходилось все делать от начала до конца и сразу начисто с одного дуб­ля». Наверное, поэтому на «Мелодии» осталось не так много фонограмм «По­ющих гитар», как, впрочем, и в гостелерадиофонде. Виноват первый опыт двухдорожечной системы записи звука. Надо отметить, что в дальнейшем музы­канты все же сделают некоторые свои записи хитов в студиях телевидения тог­дашней ГДР. «Поющие гитары», начиная с 1970 г., будут часто гастролировать по городам восточной Германии. Потом еще будет Чехословакия, где директор


одного из концертных залов упрашивал исполнить в программе что-нибудь из репертуара группы «Битлз». А вот директор «Ленконцерта» тогда ребятам при­грозил: «Только попробуйте это сделать!». В итоге все-таки удалось уговорить его и спеть песни ливерпульской четверки для чехословацкой публики.

^ САША ФЕДОРОВ ПРИШЕЛ В «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ» ИЗ «ЛЕСНЫХ БРАТЬЕВ»

В состав нового вокально-инструментального ансамбля Анатолий Васильев приглашает новых молодых музыкантов. Так, по совету Евгения Броневицкого, он побывает в молодежном кафе «Эврика» и послушает юного гитариста Сашу Федорова, поющего только на английском и преимущественно вещи из репер­туара английских ансамблей. Приглашение в состав «Поющих гитар» на Сашу подействовало отрицательно, судя по теперешним его воспоминаниям. Моло­дой музыкант в то время играл и пел в популярной любительской рок-группе «Лесные братья», занимавшей первые места на конкурсах художественной са­модеятельности. Играть на гитаре Сашу учил сам Николай Резанов, в будущем музыкант знаменитого ансамбля «Братья Жемчужные». В итоге Сашу уговорил Женя Броневиций, с которым они были знакомы по любительской рок-сцене. Саша пришел тогда на концерт «Поющих гитар», услышал, как на профессио­нальной аппаратуре ребята поют и играют песни из репертуара «Битлз». Это привлекло юного гитариста, и он тоже стал одним из «Поющих». Его голос стал истинным украшением ансамбля. Вспомните «Воскресенье — радостный день» и другие песни, которые они пели вдвоем с Женей Броневицким. Мод­ный дуэт в духе Леннона и Маккартни. Это в начале 1968 г. Правда, вначале Сашу поставили на сцене с неподключенной электрогитарой — тоже неплохой дебют, так часто бывает. Вместо него играл Володя Калинин, по внешности смахивающий на знаменитого западного музыканта Роя Орбисона.

Потом в ансамбле появился Эдгар Бернштейн — трубач, радист, радиоинже­нер по образованию, пишущий хорошие стихи. Он всегда заранее приходил пе­ред репетициями и вместе с рабочими сцены следил за правильной установкой и настройкой аппаратуры. Иными словами, он был главный технический специ­алист в ансамбле. Не все гладко складывалось в жизни «Поющих гитар». За ис­полнение англоязычных песен критиковало руководство сверху, на уровне ре­ферента самой Фурцевой — министра культуры. Не выдержал пианист Лев Вильдавский. Он все-таки покинул коллектив, после того как Васильев провел собрание среди музыкантов и сообщил про временное запрещение сольных концертов, но убедил, что продолжать работу необходимо. На место Вильдав-ского в «Поющие гитары» пришел яркий пианист, музыкант-симфонист, аран­жировщик, литовец по национальности, живущий в Ленинграде, — Альгис Пау-лавичус. После работы в ансамбле он станет дирижером в питерском Большом театре. Его блестящие аранжировки произведений для «Поющих гитар» входят по сей день в золотой фонд репертуара ВИА. И, прежде всего, это знаменитый «Саласпилс». Место второго клавишника займет Олег Мошкович. Он будет


играть на электрооргане, и помогать Броневицкому. Летом 1968г. концерты «Поющих гитар» по-настоящему украсили песни «Сумерки» Анатолия Василье­ва, бразильская «Песенка велосипедистов» из репертуара «Тремелоуз» в русском переводе Петра Ватника, «Песня — это главное, друзья» Якова Дубравина с бод­рым текстом Соломона Фогельсона, битловская в оригинале на английском «Ве­чер после трудного дня», «Был один парень, который любил» и «Битлз» и «Рол-линг стоунз» из репертуара Джанни Моранди в переводе Петра Подберезского и в исполнении Александра Федорова. Последняя стала своего рода антивоен­ным гимном против войны во Вьетнаме. Текст и ноты этой песни были опубли­кованы в песенном сборнике издательства «Музыка». Замечательно в репертуар ансамбля вписывались песни Аркадия Островского «Атомный век», «Бухен-вальдскии набат» Вано Мурадели, «Я счастлив, что я ленинградец» Георгия Но­сова и русская народная песня «Тонкая рябина». Это в какой-то мере помогало «презентациям» на художественных советах, без афиширования репертуара по­пулярных западных песен.

^ ЯКОВ ГОЛЯКОВ — ИДЕЙНЫЙ ВДОХНОВИТЕЛЬ ПОЭЗИИ

«ГИТАР» АНАТОЛИЯ ВАСИЛЬЕВА

Первый вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гитары» в жизни на­шего выдающегося талантливого поэта Якова Голякова стал частичкой серд­ца, вдохновения и восхищения. Знакомство с коллективом произошло в 1968 г. Познакомил их певец, в то время солист «Дружбы» Александра Бро-невицкого, —Анатолий Королев. С Толей они дружили, поскольку он уже тог­да исполнял много песен на слова Якова Голякова, в том числе популярную «Этого мне только не хватало». С «Поющими» они подружились как-то сразу. Поэт взял на себя сложное дело — поднять тексты на высокий профессиональ­ный уровень. Авторство самого поэта в песнях «Гитар» выглядело точным по­паданием в цель, то есть в хит. Так, например, жизнерадостная французская мелодия в его интерпретации стала почти что вторым гимном «Ленинграда», чилийская народная песня — «Соловьиной серенадой» {на пластинке «Соло­вей»), итальянская — «Королем сердец», английская — песней протеста «Ин­дейской резервации», «Саласпилс» Эдуарда Кузйнера и Алексея Тимошенко в память о детях, погибших в фашистском лагере смерти в Латвии. Эта ком­позиция впервые прозвучала на телевизионном конкурсе-смотре «Молодые голоса» в Краснодоне. Там ее исполнял самодеятельный ленинградский ан­самбль «Аргонавты».

Песня-оратория на историческом материале, несмотря на свой гражданско-патриотический настрой, все же некоторое время запрещалась. Спасла «Сала­спилс» ветеран войны женщина-пулеметчица, которая написала в газету «Прав­да», где рассказала про эту песню. А еще была французская песня «Меньше трех минут» о том расстреле, текст в редакции Якова Голякова. В «Поющих» он бо­готворил коллег Витю Гина, Алика Азизова, сочинившего «Синий иней» из ре­пертуара Нила Седаки. Очень любил вспомнить своих соавторов — композито-


ров Василия Павловича Соловьева-Седого, Игоря Цветкова, Владимира Дмит­риева, Игоря Петренко...

Лично я благодарен судьбе за встречу с поэтом Яковым Абрамовичем — доб­рейшим, открытым, отзывчивым человеком. Познакомил нас композитор и пе­вец Владимир Михайлов, экс-солист ВИА «Акварели» и «Лейся, песня!». Наша встреча состоялась в «Королевском» зале в Останкинском телецентре. Там впер­вые за несколько лет решили сделать первый концерт, посвященный талантливо­му певцу 70-х, Валерию Ободзинскому в день его рождения. Именно там я расска­зал Якову Абрамовичу, что пишу книгу про все наши ВИА. Так началась наша дружба, на основе жанра вокально-инструментальных ансамблей. Мне особенно хорошо запомнился день, когда поэт прочитал мне одну из глав своей книги, по­священной «Поющим гитарам». Это были яркие, добрые и честные воспомина­ния о первом ВИА-коллективе страны, обязательно с именем руководителя, пер­вой «поющей гитары» Анатолия Васильева. А иначе и быть не может. Именно по рекомендации Якова Абрамовича я отправился в гости к Анатолию Николаеви­чу, где лидер и основатель рассказал мне историю своего замечательного ВИА.

К сожалению, нашего уважаемого и любимого автора сегодня нет с нами. Весной 2004г. он ушел в мир иной. А мы часто вспоминаем его песни, перечи­тываем книги и смотрим фильмы с участием поэта. «Поющие гитары» по-преж­нему исполняют замечательные песни автора — «Ленинградскую» и «Соловьи­ную серенаду». А значит, жизнь на земле продолжается, если память хранится в наших сердцах. Я вновь открываю его книгу «Словно день тому назад» и как будто бы снова в гостеприимном доме большого поэта.

^ КАК КАРЛСОН ИЗ СКАЗКИ СТАЛ ПЕСНЕЙ И ВЕНГЕРСКАЯ «ЛЮДИ ВСТРЕЧАЮТСЯ»

Идет 1969-й год. В репертуаре «Поющих гитар» появились многие хорошие пес­ни, в том числе русский романс «Вот мчится тройка почтовая» на стихи Варла­мова, русская народная «Калинка», битловская «Путешествие в Советский Со­юз» с русским текстом Максима Подберезского. В 1968 г. в журнале «Ровесник» напечатали ее ноты и текст. Возможно, миф о приезде «Битлз» в СССР состоял­ся благодаря этой песенке, исполненной «Поющими гитарами». Собственно го­воря, в каждой песне своя мелодия, слова, аранжировка, как всегда яркое испол­нение ансамблем. В состав ансамбля продолжают приходить талантливые молодые исполнители, а некоторые музыканты уходят в другие новые коллекти­вы. Например, из ансамбля «Дружба» в «Поющие» летом 1969 г. пришел опер­ный тенор Богдан Вивчаровский. Вслед за ним голосистый «соловей» Валерий Ступаченко. Его ребята встретили и впервые услышали во время гастролей в Грозном. Валерий с успехом спел в ансамбле «Соловьиную серенаду», где «так уж случается, если влюбляются», «Синий иней» американца Нила Седаки, кото­рый потом исполнят Джо Дассен, ВИА «Верные друзья», «Ирапшен» с Прейшис Уилсон и многие другие. В состав «Гитар» в это же время вошел молодой певец с «цыганской» внешностью Юрий Чванов. Пять лет он до «Поющих» работал


в ансамбле «Дружба». Получив образование по классу вокала в музыкальном учи­лище, он закончил и театральную студию Рижского драматического театра. В концертной программе «Поющих гитар» солист Юрий Чванов пел целый блок цыганских песен. Это «на ура» принималось слушателями. После работы в ансамбле последовала сольная карьера певца, выпуск пластинок с известными цыганскими песнями.

В это же время в «Поющие гитары» пришел молодой музыкант Юрий Анто­нов. Вместо Олега Мошковича, перешедшего в ВИЛ «Веселые голоса» пианиста Виктора Щепочкина, — играть на электрооргане «Вермона». Выпускник музы­кального училища в белорусском городке Молодечно и уже работавший в акком­панирующем составе инструментального ансамбля известного белорусского певца Виктора Вуячича. В том коллективе их пути пересеклись с создателем бу-дующих «Песняров» Владимиром Мулявиным. Из Белоруссии Юрий приехал в Ленинград к «Поющим» на одном поезде вместе с музыкантами ВИА «Добры молодцы». Познакомились и подружились. Именно в «Гитарах» у молодого му­зыканта проявился талант вокалиста и автора музыки. В репертуар войдут его первые песни «О добрых молодцах и красных девицах», «Где моя смелость?», «Стой, не стреляй, солдат»... Правда, в ансамбле молодой певец и композитор Юрий Антонов проработал совсем недолго, чуть больше года. Именно в ансам­бле «Поющие гитары» родилась его песня «Нет тебя прекрасней». Перед самым уходом из коллектива он передал ее ноты бас-гитаристу и солисту Евгению Бро-невицкому. Замечательные слова придумали Ирина Безладнова и гитарист «Фа­воритов» Михаил Беляков, текст гармонично слился с музыкой. Сам Юрий Ан­тонов перешел на работу в другой ленинградский ансамбль «Добры молодцы» в качестве певца-солиста. В это же время «Поющие гитары» познакомились с минским поэтом-песенником Олегом Жуковым. Молодой поэт из венгерской песни, которую пел тогда популярный Янош Коош, сделал свою версию. «Чер­ный поезд» из репертуара певца, на ломаном русском, — у «Поющих» зазвучал как «Люди встречаются». А вот на пластинку ее первыми запишут ВИА «Веселые ребята» в эстрад но-джазовой обработке, в отличие от первого блестящего ис­полнения «Поющими гитарами» в сочной рок-гитарной гармонии.

1970-й год отмечен приходом в «Поющие гитары» молодых талантливых му­зыкантов. Например, прекрасно образованный музыкант, пианист, в то время еще учившийся на дирижерско-хоровом факультете Григорий Клеймиц. На ре­петициях «Поющих» он был главным хормейстером и с вокалистами отрабаты­вал все по канонам академических хоров. По жизни был большим любителем классической музыки и филофонистом, собирателем фонотеки грампласти­нок. Замечательную ритм-секцию «Поющих» образуют бас-гитарист Юрий Иваненко и барабанщик Юрий Соколов («Помидор»), У двух Юриев было му­зыкальное образование, у одного — по классу скрипки, у другого — по классу флейты. В то же время из ансамбля ушел первый барабанщик Сергей Лавров­ский. Он в 1970 г. создаст ВИА «Калинка» с электрогитарами и хорошими пес­нями, которые выйдут на пластинках.

Была удачная и запоминающаяся мелодия хит-песни «Желтая река» из ре­пертуара популярной рок-группы «Кристи». Выступление англичан было пока-


зано по советскому телевидению в передаче о фестивале «Сопот» в Польше. Так вот эта песенка прозвучала тогда там и запомнилась миллионам телезрите­лей. Через некоторое время поэт-песенник Илья Резник увидел в «Желтой ре­ке» образ Карлсона из популярного детского мультфильма, а в то время Илья Резник сочинял много сценариев и стихов для детей и для детского театра. Это ему удавалось. В результате «Карлсон» вышел миллионным тиражом на плас­тинке «Поющих гитар».

Ансамбль Анатолия Васильева, начиная с 1970 г. часто выезжает на гастро­ли в ГДР. Там с ансамблем произошел интересный случай. При участии в меж­дународной программе фестиваля «Дрезден-71» «Поющие гитары» опоздали на прослушивание. Огорченный звукорежиссер-немец все-таки включил их в программу концерта последними. Успех был ошеломляющим, и удивленный режиссер дал «Поющим» целый час выступления. На телевидении ГДР в 1972 г. были сделаны записи «Прекрасного воскресенья», «Соловьиной серенады», «Проводов», «Для меня нет тебя прекрасней», «Карлсона» и других песен. По качеству записи эти песни стояли в одном ряду с югославами, с ансамблем Са­ши Субботы. Там сняли фильм-концерт с десятью лучшими советскими произ­ведениями из репертуара ансамбля. Их потом мы услышали на пластинках фир­мы «Мелодия». А еще немецкие слушатели бомбардировали Васильева письмами с просьбой прислать ноты песен «Поющих».

Анатолий Николаевич — интереснейший человек, он написал несколько книг не только о музыке, но также о знаменитом японском театре Кабуки. Квар­тира руководителя — это настоящая звукозаписывающая студия с приборами и магнитофонами. На стене красуются индийский ситар и гитара, подаренная «Поющим» испанским певцом Мичелом.

^ ИРИНА ПОНАРОВСКАЯ РОДИЛАСЬ «ЗВЕЗДОЙ» И ВЫШЛА ЗАМУЖ В «ПОЮЩИХ ГИТАРАХ»

Фантастический голос известной советской российской эстрадной певицы Ирины Понаровской очаровывает миллионы слушателей, как у нас, так и за ру­бежом. Ее волшебный взгляд вечной весны и молодости вряд ли отвечает обра­зу героини одной из ее ранних песен о «Неприметной красоте» композитора Александра Морозова на слова Михаила Рябинина. Именно про то «как никто не приглашает на танцы и никто не провожает до дома» пела совсем юная Ири­на Понаровская. Так начиналось ее творчество в качестве солистки ансамбля «Поющие гитары».

Желание заниматься вокалом возникло еще до работы в известном ленин­градском коллективе. Впрочем, Ира родилась в музыкальной семье. Мама -классическая певица, а отец — эстрадно-джазовый музыкант. Судьба познакоми­ла Ирину с популярной в начале

В 1960-х Понаровская занималась с эстрадной певицей Лидией Кармен.. Первые уроки по вокалу показали неплохие результаты. Стать профессио­нальной певицей не входило в планы Ирины. Она училась в Ленинградской


консерватории на отделении фортепиано. Только вот появление на нашей эст­раде вокально-инструментальных ансамблей вызвало желание петь в каком-ни­будь из них. Случайно под рукой оказалась газета, в которой недавно создан­ный вокально-инструментальный ансамбль «Калинка» приглашал солистку. Отправилась туда самостоятельно, записалась под другой фамилией, потому что ее отца, известного ленинградского музыканта все хорошо знали. Хотелось честно, без привилегий пройти конкурс по всем правилам. Не приняли из-за внешних данных — сказали, что с такой фигурой «не подходите». Была тогда Ирина полненькой девочкой.

В «Поющие гитары», которые по популярности превосходили ВИА «Ка­линку», Ирина пришла случайно. Просто как-то при встрече с Анатолием Васи­льевым, руководителем «Гитар», папа Иры, Виталий Борисович Понаровский рассказал про дочь, которая неплохо поет. По стечению обстоятельств в «По­ющие» также искали солистку. Взяли в ансамбль с условием директора «Ленкон-церта», что Ира должна обязательно похудеть.

6 ноября 1971 г. проникнутая энтузиазмом и с профессионально поставлен­ным вокалом молодая солистка впервые вышла на сцену вместе с «Поющими гитарами». Небольшой блат тоже важен для карьеры, одним словом. В ее ис­полнении запомнились потрясающий вокализ в дуэте с трубой Эдгара Берн-штейна, композиция «Саласпилс», замечательные песни «Неприметная красо­та» Александра Морозова и Михаила Рябинина, «Не зови меня красивою» Сергея Дьячкова и Онегина Гаджикасимова, «А вода бывает горькая» Игоря Пе­тренко и Леонида Норкина, «Гордая песня» Николая Мартынова и Льва Кукли-на, романс из спектакля «Свадьба Кречинского» — «Женская доля такая» Алек­сандра Колкера и Кима Рыжова, «Колыбельная Светланы» Тихона Хренникова и многие другие. Безусловно, заслуживает внимания ее исполнение арии Эври-дики в первой отечественной рок-опере,

В «Поющих гитарах» она вышла замуж за потрясающего пианиста Григория Клеймица, который был значительно старше ее. А потом их пути разошлись.

В ансамбле среди музыкантов часто случались свадьбы. Ольга Левицкая и Саша Федоров одно время были блестящей семейной парой. А барабанщик Се­режа Лавровский женился на солистке ансамбля Лене Федоровой. Биография Ирины Понаровской была выпущена в 1998 г. отдельной книгой, где про лич­ную жизнь певицы рассказывается достаточно подробно. Впрочем, потом воз­никнут супероткровенные «Женские истории» Оксаны Пушкиной.

^ ДО ТОГО КАК ОРФЕИ ПОЛЮБИЛ ЭВРИДИКУ, И ПОСЛЕ

1973-1974 — эти годы проходят у «Поющих гитар» в творческом подъеме. Но­вые песни, авторы и идеи сами собой приходят в ансамбль. Например, «Не ло­май черемухи у реки» Александра Морозова, американская народная песня о свадьбе в переводе Якова Голякова, «Романс Лиды» Александра Колкера, «До тебя два шага» Эдуарда Кузинера и многие другие хорошие песни. «Поющие ги­тары» сотрудничают с белорусским композитором Игорем Лученком и поют


его песню «Что такое Россия» на слова Якова Голякова. В концертах ансамбля иногда участвовал молодой музыкант Александр Розенбаум, в прошлом участ­ник известной любительской ленинградской группы «Аргонавты». В то время Саша был студентом медицинского вуза, но душа его тянулась к музыке. И когда он приходил в гости к Анатолию Васильеву, сыграть что-нибудь свое в жанре рока, говорил, что хочет бросить институт. Так вот руководитель «Поющих» все время уговаривал его закончить учебу. В «Гитарах» Розенбаум пел несколь­ко песен, к сожалению, не записанных. Например, в программах звучала «Зем­лякам». Тогда у Саши были серьезные работы в жанре рок-оперы, которые по­казывались в ансамбле, но остались так и не исполнены. В ансамбль приносил свои антивоенные песни автор-исполнитель Александр Дольский, приехавший в Ленинград из Свердловска. Его произведения не нашли свое место в вокаль­но-инструментальном жанре, зато в авторской песни показались замечательно.

В 1974 г. солистом ансамбля стал Виктор Кривонос. До прихода в ансамбль певец работал в ленинградском театре драмы и комедии. Привычное распева-ние классического тенора перед концертами вызывало хохот среди музыкан­тов «Поющих». Музыкантам, связанным с рок-музыкой, было непривычно это слышать. Хотя в своей музыкальной практике Кривонос неплохо копировал Роберта Планта и Яна Гиллана. И вот как-то после концерта в Черновцах певец вместе с гитаристом Валентином Бадьяровым лихо отрепетировали известную рок-балладу «Лестница в небо» из репертуара «Ьес! 2ерреИп» и показали Васи­льеву. Исполнение явно понравилось Анатолию Николаевичу, и он дал добро представить ее в концертах «Поющих гитар». Правда, в Сочи местные власти по культуре запретили исполнение непонятного «цеппелиновского» хита.

Весной 1974 г. Анатолий Васильев представил музыкантам рок-произведе­ние в жанре оперы. Уже тогда на западе звучала рок-опера «Иисус Христос — су­перзвезда» Эндрю Ллойд Вебера с либретто Тима Раиса (1970). Музыка была на­писана двадцатипятилетним ленинградским композитором Александром Журбиным, а литературный сценарий создан драматургом Юрием Димитри-ным на основе древнегреческой легенды об Орфее и Эвридике. Молодой кгм-позитор жил тогда на Фонтанке с супругой, композитором Лорой Квинт. Васи­льев как-то сказал Журбину про желание сделать что-то подобное у нас. На это автор ответил, что и сам давно мечтает об этом. В ансамбль Александр Журбин пришел в 1973-м и его первая песня «Лицо» на стихи Велимира Хлебникова представляла уже тогда сложную форму. Именно для исполнителя арии Орфея был приглашен драматический актер, певец Виктор Кривонос. Но, поработав немного в ансамбле, решил, что исполнить оперную партию ему не по силам, и вернулся обратно в театр.

Впрочем, и гитарист Валентин Бадьяров, экс-«песняр», руководитель мин­ских «Ровесников» через некоторое время вернется в Белоруссию. В Гомель­ской филармонии только начинали создаваться «Сябры». Валентин Бадьяров стал музыкальным руководителем и высоко поднял статус молодого коллектива.

И все же Васильева и Журбина не покидала мечта о первой рок-опере на оте­чественной сцене в исполнении «Поющих гитар». Надо сказать, что особенно важным для этого стало исполнение ансамблем баллады Александра Журбина


«Осень 42-го». Серьезная полифоническая гармония с театрализацией, явно была похожа на мини-рок-композицию. Так был сделан первый шаг, а второй — удача, когда встретили Орфея. Им оказался молодой человек, приехавший в Ле­нинград из Казани получить вовсе не музыкальное образование и не мечтавший о карьере певца. Алик Ассадулин уже закончил учебу и получил распределение ос­таться в Ленинграде, чтобы заниматься любимой работой. Он был лучшим рок-солистом на любительской сцене среди факультетских музыкальных ансамблей. Пел в группах «Фламинго», «Невские гитары», «Веселые голоса». Ателеграмма, присланная Алику, показалась ему связанной с новой работой после института, а не предложением, которое потом перевернет его жизнь. Текст звучал просто и кратко: «Есть интересное предложение. Звоните. Васильев». Когда позвонил, был приглашен Васильевым в гости. Именно там он впервые исполнил сначала одну, а потом вторую и третью арии Орфея. Васильеву и Журбину его исполне­ние понравилось. Они уговорили его поработать в «Поющих гитарах», на кон­цертах которого за все время пребывания в Ленинграде Алик ни разу и не был.

Вот так появился Орфей, а Эвридикой стала тогда тоже молодая певица Ирина Понаровская. Приятно отметить, что, когда я встретил Альберта Асса-дулина, уже через много лет после Орфея, в московском ГЦКЗ «Россия» на кон­церте к 300-летию Санкт-Петербурга, певец готов был после долгих лет поде­литься своими яркими впечатлениями и воспоминаниями о роли Орфея. По его словам, это большая история длиною в жизнь.

Премьера оперы «Орфей и Эвридика» состоялась летом 1975 г. в ленинград­ском Театре эстрады. В афишах она была обозначена как зонг-опера, что в пере­воде с немецкого значит «песня-опера». Произведение с элементами рока, сим-фо, джаза и других течений современной музыки подчеркивало своей оригинальностью и своеобразной постановкой талантливого режиссера Марка Розовского. Поначалу в планах ансамбля было параллельно с оперой продол­жать песенную концертную программу. Все были увлечены работой над спектак­лем, что на песни просто уже не оставалось времени. Хотя они еще звучали в ре­пертуаре «Поющих гитар» в 1976 г. Это песни: «Наш день» Евгения Мартынова, «Реквием» Теодора Ефимова, «Как объяснить» и «Соловьи» Сергея Касторско­го, «Торопись» Якова Дубравина. Со временем в «Орфее и Эвридике» поменяет-ся состав музыкантов ансамбля. В итоге «Поющие гитары» все-таки уйдут от пе­сенного репертуара и продолжат работу в жанре рок-оперы. Изменится ритм-секция. Музыканты Юрий Иваненко, Юрий Соколов, певец Евгений Бро-невидкий остались в «Веселых голосах» и «Дружбе». Бас-гитаристом стал Влади­мир Васильев (в будущем — музыкант группы Стаса Намина «Цветы» по прозви­щу «Царь», периода «Богатырской силы» и «Летнего вечера», а также группы «Круг» с песнями «Кара-кум» и «Африка»). Барабанщик Аркадий Герштейн пре­красно исполнявший и записавший первую версию первой рок-оперы. Замеча­тельные гитарные партии с блеском исполнили Семен Шнейдер и Валерий Бровко. Вокальные партии арий на высоком уровне спели главные герои: Ор­фей — Альберт Ассадулин, Эвридика — Ирина Понаровская, Фортуна Ольга Левицкая, а также Богдан Вивчаровский, Александр Федоров, Валерий Цакадзе. По ходу работы многое по аранжировкам менялось самими музыкантами. Пер-


вые «живые» исполнения рок-оперы представляли собой достаточно сложный процесс. Музыкантам приходилось быть еще и актерами — бегать по сцене, петь лежа с микрофонами. Боялись запутаться в проводах, поскольку радиомикрофо­нов тогда у «Гитар» еще просто не было. В перечисленном составе опера была записана на пластинку и выпущена фирмой «Мелодия» через пять лет после пре­мьеры — в 1980 г. После успешного первого исполнения незаметно для создате­лей стали происходить отмены спектаклей. Всего лишь из-за болезни одного или другого музыканта. Замены не было, поскольку все репетировалось в одном составе. Для этого предприняли попытку сделать сразу несколько составов. Так появились три Орфея — Аркадий Султанбеков, Борис Усенко, Валерий Помещи­ков — и три Эвридики — Алла Коженкова, Марина Цакадзе, Анна Широченко. В состав «Поющих гитар» стали приходить новые молодые и талантливые музы­канты. В итоге от первого состава «Орфея и Эвридики» остались Богдан Вивча-ровский и мим-танцор Юрий Хамутянский.

Вот только живое представление про спектакль по звуку было гораздо вы­ше, чем ужасная запись винилового альбома из двух дисков-гигантов. Я поинте­ресовался у Анатолия Николаевича: «Почему же все-таки получилась такая раз­ница оригинального представления от записи на пластинках?!» Оказывается, в тот момент, когда ленинградский филиал «Мелодии» делал запись для диска, Анатолий Васильев с «Поющими» был на гастролях. А поскольку в те годы не было специалистов звукозаписи, на имеющейся четырехканальной аппаратуре работать просто не умели. Поэтому «Орфей и Эвридика» был записан на двух-канальной аппаратуре. В итоге неудачное «сведение воедино» без Васильева плохо сказалось на качестве пластинок.

Первая рок-опера в СССР была удостоена диплома британского еженедельно­го издания «Мьюзик-уик» в итоговой таблице 1975 г. Четыре диплома — компози­тору, драматургу, «Поющим» и Анатолию Васильеву. Спектакль был поставлен в Чехословакии. В Москве представление «Орфея и Эвридики» запретили, хотя «Поющие» ее все же спели и представили на закрытом мероприятии партийно­го аппарата. Ребятам тогда сказали: у себя в Ленинграде можете это играть, а в Москве — нет. Ходили слухи, что там ждали другую оперу, — Андрея Богослов­ского. А пока он не поставит, вас в Москву не пустят! Кстати, «Алые паруса» так и не были поставлены, хотя некоторые фрагменты звучали в концертных испол­нениях ВИА «Музыка» под руководством Николая Воробьева.

^ «ЛЕГЕНДА О ТИЛЕ»: В ИЗЛОЖЕНИИ «ПОЮЩИХ ГИТАР» И ГЛАЗАМИ АНГЛИЙСКОГО ИМПРЕСАРИО ЭЛТОНА ДЖОНА

Несмотря на запреты в Москве, ансамбль «Поющие гитары» сделал более трех­сот концертов своей рок-оперы по городам страны. В то время в этом серьезном жанре показал свои работы ансамбль «Песняры» Владимира Мулявина — «Пес­ни о доле», фрагменты «Алых парусов» Андрея Богословского стали звучать в концертных программах ансамбля «Музыка» Николая Воробьева и челябин­ские «Ариэли» в форме рок-сюиты представили свои замечательные «Русские


картинки». Удачные эксперименты музыкантов наталкивали на продолжение в жанре рок-оперы.

«Поющие гитары» решили сделать вторую рок-оперу «Фламандская леген­да». В 1977 г. пришла идея создать образ Тиля Уленшпигеля. Народный герой Фландрии XVI в. стал продолжением Орфея. Музыку сочинил эстонский ком­позитор Ромуальд Гринбалт. В это время Васильев попросил поэта Якова Голя-кова сделать либретто «Легенды о Тиле». Практически это было готово в каче­стве первой версии. Вот только композитор требовал, чтобы сценарий был обязательно сделан его другом, поэтом и бардом Юлием Михайловым, с насто­ящей фамилией Ким. Всем помнятся, наверное, замечательные слова песен из известных кинофильмов «Красная шапочка», «Бумбараш», «Двенадцать стуль­ев» и многих других. Юлий Ким, как исполнитель своих произведений под аку­стическую гитару, стал легендой жанра бардовской песни. В соавторстве с Ми­хайловым в работе над либретто также принял участие драматург Юрий Димитрии. Либретто трижды переделывалось авторами. Не сразу получалось попасть в музыку, которая была очень сложной.

Новый спектакль отличался от первого сложной музыкальной гармонией и сценической постановкой. Затраченные тридцать тысяч рублей оправдались уже в первый месяц. Сумма, по тому времени приличная, пошла на костюмы и репетиции. В составе ансамбля уже не было Ирины Понаровской, создавшей первый великолепный образ Эвридики. Роль Тиля в новой рок-опере озвучи­вал и играл Альберт Ассадулин. Прекрасные партии арий исполнят: Ольга Ле­вицкая (Жилина) и Аркадий Султан-Беков (Рыбник). Певец с высоким, постав­ленным голосом начинал когда-то в кемеровском ансамбле «Витязи», из которого позже возникли «Лейся, песня!» Валерия Селезнева и Михаила Плоткина.

В июле 1978 г. в Ленинграде состоялась премьера «Фламандской легенды» в настоящее время, к сожалению, незаслужено забытая. Когда в 1979 г. в Ленин­град приезжал с концертами знаменитый рок-музыкант Элтон Джон, то его им­пресарио мистер Смит с интересом обратил внимание на «Фламандскую леген­ду». Опера ему жутко понравилась, и он собрал все руководство ленинградских ВИА. Говорил, что от русских мог ожидать что угодно, но такой великолепной музыки и исполнения... не представлял. Он пообещал, что сам Тим Раис напи­шет английскую версию либретто и «Поющие гитары» поедут с ней по Англии. Вот только этого не случилось, может быть, потому что мистеру Смиту не уда­лось заказать либретто у господина Раиса, — тот готовил мюзикл о шахматистах для популярных «АВВА».

Певец Альберт Ассадулин осенью 1978 г. стал лауреатом У1 всероссийского конкурса артистов эстрады, где заработал первую премию. Он подумает: «А не заняться ли сольной карьерой эстрадного певца?» И летом 1979 г. споет на «Зо­лотом Орфее» в Болгарии. Вот и начнется собственный самостоятельный путь, уже вне состава «Поющих гитар». Будут потом хитовые «Мальчик с девочкой дружил» и «Дяденька музыкант», а также серьезная, драматическая «Дорога без конца».

  1   2




Похожие:

«поющие гитары» — 1966 Г. — Анатолии васиаьев iconПоющие гитары

«поющие гитары» — 1966 Г. — Анатолии васиаьев iconНесколько лет назад на сцене Кремлевского дворца состоялась программа «Любимые виа», в ней приняли участие такие известные коллективы, как «Поющие гитары», «Самоцве­ты», «Лейся, песня!», «Цветы», «Синяя Птица», «Ариэль»
Петршаболтаи, народный артист рф, президент международного союза эстрадных деятелей, профессор
«поющие гитары» — 1966 Г. — Анатолии васиаьев icon«девчата» — 1971 Г. — Всеслав лавров, олег сорокин
«Девчата» стал первым женским про­фессиональным коллективом в Советском Союзе. Надо сказать, что тогда вслед за английскими «Битлз»...
«поющие гитары» — 1966 Г. — Анатолии васиаьев iconОни были первыми Солисты вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары»
Од­нако формируя новый ансамбль, в который вошли юноши, только что окончив­шие Ленинградское музыкальное училище (самому старшему...
«поющие гитары» — 1966 Г. — Анатолии васиаьев icon«поющие сердца» — 1971 Г. — Виктор векштеин
Романом Майоровым и сложенный в стихи поэтом-песенником Владимиром Харитоновым, и состоялось рождение виа «Поющие сердца». Вспоминается...
«поющие гитары» — 1966 Г. — Анатолии васиаьев iconДокументы
1. /1966 - Revolver/01 - Taxman.txt
2. /1966...

«поющие гитары» — 1966 Г. — Анатолии васиаьев iconБардак в степи
Их пароль "Лиловый ветер". Позывные аккорды гитары. Место сбора урочище Тамгалы-Тас. Из всех дорог они выбирают непройденную, из...
«поющие гитары» — 1966 Г. — Анатолии васиаьев icon«голубые гитары» — 1969 Г. — Игорь гранов
Они играли мелодию и пели: «плачут гитары, ну что же — пусть, если на парня находит грусть». Пла­стинки «Голубых гитар» так же, как...
«поющие гитары» — 1966 Г. — Анатолии васиаьев iconИсточник: газета "Рыбный Мурман" №127 1966, №139 1967 года
Майзеров иван Николаевич, капитан рс-5299 «Таймень» в 1966 году. Старпом пст «Цивильск»
«поющие гитары» — 1966 Г. — Анатолии васиаьев iconДокументы
1. /Поющие сердечки.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов