Россиянин Владимир Мулявин родился и вырос в Свердловске (ныне Екате­ринбурге). Музыкальная биография icon

Россиянин Владимир Мулявин родился и вырос в Свердловске (ныне Екате­ринбурге). Музыкальная биография



НазваниеРоссиянин Владимир Мулявин родился и вырос в Свердловске (ныне Екате­ринбурге). Музыкальная биография
Дата конвертации17.07.2012
Размер396.92 Kb.
ТипБиография

ГЛАВА 2


«ЛЯВОНЫ» — 1968 Г. — «ПЕСНЯРЫ» — 1969 Г. — ВЛАДИМИР МУЛЯВИН

Из нашей фонотеки:

Вокально-инструментальный ансамбль «Песняры» Руководитель народный артист СССР Владимир Мулявин Белорусская Государственная филармония, Минск

Год основания — 1969

ВЛАДИМИР МУЛЯВИН — САМЫЙ ГЛАВНЫЙ В «ПЕСНЯРАХ» НАВСЕГДА!

С именем заслуженного и народного артиста СССР, России, Белоруссии и Поль­ши Владимира Мулявина связана вся история легендарного белорусского ансам­бля «Песняры». Именно он смог правильно найти стиль и определить в дальней­шем почерк своего коллектива. Вместе с «Песнярами» белорусская песня стала популярной далеко за пределами республики. И определенно точно ансамбль Владимира Мулявина называют ветераном славянского фолк-рока, его песни стали настоящим феноменом в отечественной музыке 70-х. Это замечательные песни в репертуаре «Песняров». Вспомним любимую и лучистую «Александри-ну», шуточную «Косил Ясь конюшину», романтическую «За полчаса до весны», любимую «Вологду», где «дом ее номер один». Тысячи пластинок, километров магнитофонной ленты, афиши и фильмы напоминают сегодня все то самое теп­лое и дорогое, что связано с нашим любимым ансамблем «Песняры».

Россиянин Владимир Мулявин родился и вырос в Свердловске (ныне Екате­ринбурге). Музыкальная биография его началась еще до службы в армии. Он был музыкантом-инструменталистом, и уже с опытом профессиональной рабо­ты на сцене. В духовом оркестре штаба Белорусского военного округа. Именно там ему пришла идея создать ансамбль. А рядом сразу же нашлись друзья-едино­мышленники Валерий Яшкин, Леонид Тышко, Александр Демешко и Влади­слав Мисевич. Все ребята — выпускники музыкальных училищ — в 1963 г. были призваны на действительную военную службу. В то время в Англии как раз по­явились «Битлз» и выпустили свою первую известную пластинку. И у молодых ребят в Минске было определенное желание играть такую же музыку. Это было пока еще лишь мечтой, а в военном оркестре они играли марши и гимны.


После демобилизации из рядов Вооруженных Сил пути музыкантов времен­но разошлись. Каждый занялся своим делом. Владимир Мулявин стал гитарис­том в любительских коллективах, в основном играющих на танцах. В 1966 г. возникла серьезная идея о профессиональном коллективе. В Ленинграде уже появились «Поющие гитары» Анатолия Васильева. В это время молодой Влади­мир Мулявин создал квартет, где приняли участие пианист Игорь Поливода, ги­тарист Валентин Бадьяров, барабанщик Алексей Словников. В итоге что-то не получилось с устройством в филармонии, а Игорь Поливода готовился посту­пать в консерваторию. Тем не менее, Владимира Мулявина не покидала эта за­ветная мечта — создать музыкальный ансамбль. И вот он в Минской филармо­нии, гитарист в инструментальном ансамбле известного белорусского певца Виктора Вуячича.
В это же время на электрооргане там играет молодой Юрий Антонов. Продолжалось это не долго. Для белорусской эстрадной певицы Нел­ли Богуславской создавался аккомпанирующий ансамбль «Орбита-67» («Ост­ров бита»). Она стала лауреатом всесоюзного конкурса на лучшее исполнение советской песни в Белоруссии. В ее коллектив пришли музыканты, уже хорошо знавшие друг друга. Руководителем инструментального ансамбля стал пианист Измаил Капланов. Вместе с гитаристом Владимиром Мулявиньш в коллективе участвуют саксофонист Владислав Мисевич, бас-гитарист Валерий Фролов, трубач Михаил Гольдштейн, второй гитарист Юрий Мариновский, бэк-вока-лист Валентин Куликов, звукорежиссер Николай Пучинский. Чуть позже в кол­лективе на ритм-гитаре играет Валерий Мулявин (старший брат Владимира). С эстрадной программой певица и музыканты много гастролируют и записыва­ют пластинки.

Единственный сольный номер с англоязычной песней ребята исполняли в концертах.

^ В ЭСТРАДНОМ РЕВЮ «ЛЯВОНИХА» ПОЯВИЛИСЬ «ЛЯВОНЫ»

Новый эстрадный танцевальный женский ансамбль «Лявониха» (в переводе с белорусского означает танец) был создан в 1968 г. при Белорусской государст­венной филармонии. Аккомпанирующим инструментальным коллективом там стали «Лявоны». В составе ансамбля Владимир Мулявин — руководитель, вокал и соло-гитара, Валерий Мулявин — ритм-гитара, Валерий Яшкин — электроор­ган, лира и вокал, Александр Демешко —ударные, Валентин Бадьяров — скрип­ка, Леонид Тышко — бас-гитара, Тенгиз Гурдизиани — тромбон, Владислав Ми­севич — флейта, саксофон и вокал. В составе филармонического ревю у музыкантов, кроме аккомпанемента танцовщицам и эстрадным певцам Лидии Кармальской и Эдуарду Мицуле, появилось свое сольное отделение. Усатые длинноволосые парни в белых национальных костюмах с электрогитарами и с надписью на большом барабане ударной установки — «Лявоны». Свое вы­ступление музыканты начинали с одноименной песни. Пелось там про то, как лявон полюбил лявоних)' и со своим сердцем черевички ей подарил. В их ре­пертуаре также появились песни «Темная ночь», «Клен ты мой опавший», «Ям-


щик, не гони лошадей», «Сирень-черемуха», «Бывайте здоровы»... В своей об­работке и с русскоязычными текстами исполняли популярные зарубежные пес­ни «Дилайла» из Тома Джонса, «Вчера», «Любовь нельзя купить», «Облади-об-лада»... Замечательные испанские гитарные мелодии, включая знаменитый «Полет шмеля» Римского-Корсакова, на гитаре играл Владимир Мулявин. Пер­вая дебютная запись ансамбля была выпущена фирмой «Мелодия» в 1969 г. Это была песня «Ты мне весною приснилась» белорусского композитора Юрия Се-меняко. Вышла она на гибкой односторонней грампластинке как ансамбль «Ля­вониха». Надо отметить, что название «Лявоны» не особенно приветствова­лось художественными советами. Не совсем серьезным это считалось в переводе с белорусского языка. Балагуры и гуляки не совсем подходили по то­му времени и, стало быть, не давали возможности талантливым музыкантам за­явить о себе на всесоюзной эстраде. Состоялся разговор Владимира Мулявина с министром культуры республики Михаилом Минковичем. Именно он подска­зал поменять название, чтобы в дальнейшем достичь успехов.

В самом начале предлагались различные варианты: «Орлы», «Молодые го­лоса», «Полесские зубры»... Только все это не особенно нравилось музыкантам. И вот после долгих поисков в библиотеке новое название принес бас-гитарист ансамбля Леонид Тышко. В одном из ранних произведений белорусского по­эта-классика Янки Купалы, он вдруг встретил яркое и выразительное имя «Пес-няры». В переводе это звучит как «сказатели» и коллективу музыкантов сразу стало по душе. Официальным днем рождения ансамбля стало 1 сентября 1969 г. Поиск новых музыкальных форм сделали в коллективе своеобразный синтез биг-бита с белорусскими народными мелодиями. В аранжировках Владимир Мулявин начинает использовать наряду с электрогитарами, ударными и элект­роорганом национальные народные инструменты — цымбалы, лиру, дудочку. В соседней Польше такие эксперименты также делали известные группы «Но То Цо», «Скальды», «Червоны гитары»...

Первый успех на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве (ок­тябрь 1970 г.) принес «Песнярам» звание лауреатов и второе место. Ансамбль показал высокое мастерство и профессионализм, исполнив «Темную ночь» Ни­киты Богословского, «Ты мне весною приснилась» Юрия Семеняко, «Хатынь» Игоря Лученка и белорусскую народную песню «Ой, рано на Ивана». Вместе с Владимиром Мулявиным на сцене театра эстрады пели и одновременно игра­ли Валерий Мулявин, Валентин Бадьяров, Александр Демешко, Валерий Яш-кин, Владислав Мисевич, Леонид Тышко и Тенгиз Гурдизиани.

В течение недели проходили конкурсные прослушивания. Выступление бо­лее 120 молодых имен, выступали в ЦДРИ, Театре эстрады и Всесоюзном доме композитора. А в жюри — мэтр советского кино и джаза Леонид Утесов, заслу­женный деятель искусств Ирма Яунзем, певец Эдуард Хиль, композитор Оскар Фельцман и другие мастера нашей эстрады — тщательно определяли самых та­лантливых исполнителей. Среди конкурсантов белорусский ансамбль «Песня-ры», грузинский вокальный квартет «Диэло», певцы Юлий Слободкин и Лев Ле-щенко, ансамбли «Воронежские девчата», «Новый электрон» под руководством Валерия Приказчикова.... После подведения итогов первую премию никому не


присудили, а вторую поделили «Пееняры» и Лев Лещенко. Жанр вокально-инст­рументальных ансамблей на конкурсе не был выделен особой чертой и поэтому белорусский коллектив выступал вместе с вокалистами. По идее они были един­ственным ВИА на конкурсе. Жюри отметило собственный почерк «Песняров» и хорошо подобранный репертуар в двух турах форума.

«ПЕСНЯРЫ»: ^ «МЫ ИДЕМ ПО СТРАНЕ»

Буквально сразу же новый белорусский ансамбль «Пееняры» показали по чер­но-белым телевизорам на всю страну. Концерт лауреатов конкурса артистов эс­трады смотрели миллионы телезрителей. Всем понравились «Пееняры», а вме­сте с их запоминающейся исполнительской манерой началась всесоюзная популяризация белорусской песни. Посыпались приглашения и начались гаст­роли по всей нашей большой стране. А поскольку, по мнению самого руководи­теля Владимира Мулявина, в ансамбле все были в основном инструменталиста­ми, потребовались дополнительно вокалисты. Так в «Пееняры» был приглашен молодой певец Леонид Борткевич. В самодеятельном фолк-рок ансамбле «Зо­лотые яблоки», где также участвовали скрипач Чеслав Поплавский и его сестра Ядвига Поплавская (в будущем солистка ВИА «Верасы»), его божественный лу­чистый голос услышал сам Владимир Мулявин. Многие считают, что песню «Александрина» поет сам руководитель «Песняров». На самом деле она была создана Владимиром Мулявиным специально для нового солиста Леонида Борткевича. В своих воспоминаниях певец часто делится о том, как он мечтал петь в известном белорусском ансамбле, когда смотрел по телевизору москов­ский концерт лауреатов конкурса.

Запись первых пластинок ансамбля «Пееняры» на фирме «Мелодия» пока­зала уже имеющийся опыт музыкантов по первым опытам в «Лявонихе». В 1971 г. вышли сразу несколько миньонов и первый диск гигант коллектива. Сразу же песни «Косил Ясь конюшину», «Александрина», «Рушники» стали по­пулярными у любителей музыки. А в истории отечественной грамзаписи плас­тинка «Песняров» стала одним из первых дисков-гигантов в режиме стерео-зву­чания, первоначально выпущенной еще и в моно. Надо отметить качественную профессиональную работу звукорежиссера Александра Штильмана над этой известной пластинкой. Сразу же после ее выпуска ансамбль «Пееняры» пред­ставил отечественную грамзапись на фестивале «Сопот-71» и это был первый международный успех коллектива. Многодневные часы репетиций, упорная ра­бота над каждой нотой и словом текста показали потрясающее живое звучание музыкального коллектива на концертах. «Пееняры» первыми из наших ансамб­лей выступили в недавно построенном Государственном центральном концерт­ном зале «Россия». Тогда в 1971 г. он имел название концертного зала министер­ства культуры РСФСР. Практически сразу же в 1972 г. был записан материал для второго диска-гиганта, увидевшего свет лишь в 1974 г. Во втором альбоме ан­самбля хорошо запомнились «Олеся» Игоря Лученка, «Сережки» Владимира Мулявина, белорусские народные «И здесь гора, и там гора», «Стоит верба»...


В это время в составе ансамбля появляются новые музыканты — скрипач Че-слав-Виктор Поплавский (экс-«3олотые яблоки»), клавишные Владимир Нико­лаев из Вологды (экс-«Новый электрон»), играющий на электрооргане и тром­боне, пианист Анатолий Гилевич, певец Анатолий Кашепаров (экс-«Синие гитары»).

В январе 1972 г. по рекомендации Валентина Бадьярова, Владимир Муля-вин прослушал молодого солиста минской самодеятельной рок-группы «Синие гитары». Им был Анатолий Кашепаров, исполняющий там хриплым и крича­щим голосом песни из репертуара «Кристи», «Ярдбердз», «Кинкс». В «Песня-рак» вокал певца приобрел чистый и яркий тембр на народных песнях. Тем не менее, его визитной карточкой в коллективе стала знаменитая «Вологда», хотя на самом деле он исполнял и многие другие хорошие песни. Это и «Добрый ве­чер, девчоночка», и «Я не могу иначе», и «Спадчина»....

«Песняры» были приглашены для участия в телефестивале «Песня-72». В их исполнении на телефестивале прекрасно прозвучали и стали лауреатами две песни «Косил Ясь конюшину» и «Александрина». До сих пор архивные чер­но-белые кадры этого живого выступления легендарного ансамбля хранятся в гостелерадиофонде. Участие летом 1972 г. во Всесоюзном конкурсе на лучшее исполнение советской песни в Минске принесло «Песнярам» звание лауреатов и первое место. Ансамбль замечательно исполнили песни «Мы идем по стране» Игоря Лученка на стихи Владимира Фирсова и «Комсомольский билет» Игоря Лученка на стихи Аркадия Кулешова.

^ КАК «БЕЛАЯ РУСЬ ТЫ МОЯ» СТАЛА КИНОМУЗЫКОИ

(«ПЕСНЯРЫ» В КИНО)

Первой работой в кино у ансамбля стал музыкальный телефильм «Белая Русь ты моя» («Беларусьфильм», 1971, режиссер Владимир Орлов), созданный на основе первого диска-гиганта. Это был документальный фильм-концерт о твор­честве ансамбля. Его часто показывали по телевидению. Участие в художест­венном фильме «Улицы без конца», снятого на «Беларусьфильме», сделало му­зыкантов на время киноартистами. В фильме о послевоенной эпохе ребята исполняют несколько песен. Запомнилось удивительно проникновенное ис­полнение песни «Журавли», написанной композитором Яном Френкелем на стихи Расула Гамзатова, солистом Леонидом Борткевичем.

Встреча с ленинградским композитором Вениамином Баснером состоялась для ансамбля неожиданно. Автор был уже достаточно известным по знаменитым произведениям «На безымянной высоте» и «С чего начинается Родина». Летом 1972 г. он сочинял музыку для нового художественного фильма «Мировой па­рень». Во время работы над фильмом директор картины на «Беларусьфильме» посоветовал ему пригласить для записи ансамбль «Песняры». Прослушав магни­тофонные записи «Песняров», композитор пришел в восторг и решил, что пес­ню «Березовый сок» должны исполнять в фильме только они. Правда, в картине «Песняры» исполнили ее лишь за кадром. Также, в лирическом эпизоде фильма


прозвучала знаменитая баллада «Александрина». «Мировой парень» вышел на эк­раны в!973 г. Потом был «Диск» (1974) кинорежиссера Александра Стефанови­ча. Его часто показывали в стереозале кинотеатра «Октябрь», что на проспекте Калинина (Новый Арбат). В нем «Песняры» исполнили песню Вячеслава Добры­нина «Мы песни поем» на стихи талантливого советского и российского поэта-песенника Леонида Дербенева. Потом была запись к фильму «Ясь и Янина» («Бе-ларусьфильм», 1975, режиссер Юрий Цветков). В музыкальной комедии прозвучали песни Эдуарда Ханка и Владимира Мулявина. «Ты моя отрада» полю­билась слушателям. «Песняры» исполнили там драматические роли. Фильм-сказ­ку «Горя бояться, счастья не видать» с народными декорациями и песнями «Пес-няров» снимал режиссер Владимир Орлов. В дальнейшем была запись, где прозвучала шуточная песенка Эдуарда Ханка про Кваку-задаваку. В известном ху­дожественном фильме «Белые росы» («Беларусьфильм», 1975) также звучат «Песняры».

Невозможно не упомянуть отечественный кинохит в жанре кинокомедий — «Эта веселая планета» («Мосфильм», 1974, режиссер Юрий Цветков). В нем эпизодическую роль музыкантов самодеятельного ансамбля на новогоднем ве­чере исполнили «Песняры». Замечательная песня-ария «Наши любимые» ком­позитора Давида Тухманова на стихи Игоря Шаферана прозвучала впервые в истории коллектива с соло-вокалом Владимира Мулявина. До этого в «Песня-pax» пели только солисты Леонид Борткевич и Анатолий Кашепаров, включая других музыкантов в многоголосном пении. Давид Тухманов сочинил «Наши любимые» специально для «Песняров» познакомившись впервые на съемках с Владимиром Мулявиным. Записали с двух дублей, а классическое вступление придумал сам руководитель белорусского ансамбля. В дальнейшем песню запи­сали квартет «Аккорд».

«Через всю войну» («Беларусьфильм», 1985, режиссер-документалист Сер­гей Лукьянчиков). Новая концертная программа была посвящена 40-летию По­беды. Началось с того, что Владислав Мисевич показал Владимиру Мулявину сборник стихов поэта-фронтовика Валентина Тараса. Также в новую программу вошли песни на стихи Александра Прокофьева, Александра Твардовского, Се­мена Гудзенко, Михаила Кульчицкого, Янки Купалы. Музыку сочинил Влади­мир Мулявин. Спектакль был впервые показан в Москве в 1984 г. на фестивале «Московские звезды». Музыканты ансамбля Владимир Мулявин, Владислав Ми­севич, Валерий Дайнеко, Анатолий Кашепаров, Дмитрий Ткаченко, Борис Бернштейн, Владимир Беляев прекрасно сыграли свои роли. «Война совсем не фейерверк» — вот название одной из композиций двойного альбома, выпущен­ного фирмой «Мелодия».

^ ВИД «ПЕСНЯРЫ» — 1973-И ГОД: ПАМЯТИ ВАЛЕРИЯ МУЛЯВИНА

Достаточно интересно и продуктивно в творческом плане начался 1973 г. у «Песняров». Только в июне во время фестиваля «Крымские зори» в Ялте тра­гически погиб музыкант коллектива Валерий Мулявин. Это была серьезная по-


теря для «Песняров». Старший брат руководителя ансамбля — Владимира Муля-вина — прекрасно играл на трубе и гитаре. Из ансамбля ушел талантливый му­зыкант, скрипач, вокалист и гитарист Валентин Бадьяров. По соседству с «Пес-нярами» в одной филармонии он пытался создать свой ансамбль с новыми музыкантами. Коллектив был практически готов к репетициям, но ему не дали ходу. Валентин Бадьяров уехал в Ленинград и стал работать в составе ансамбля «Поющие гитары» у Анатолия Васильева. Потом в 1974 г. стал музыкальным ру­ководителем созданного в Гомеле ВИА «Сябры».

Переживая потери, «Песняры» продолжили свое творчество еще ярче и на высоком уровне. В августе 1973 г. ансамбль в составе советской делегации при­был на X Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Берлин. Они стали там лауреатами конкурса политической песни вместе с ансамблями «Октобер клуб» (ГДР), «Килапаюн» и «Инти Илимани» (Чили), а также другими — из Италии, Швеции, Финляндии. В этом же году на Международной лейпцигской ярмарке «Песняры» получили награду «Золотой Лев». Тогда в их репертуаре звучат но­вые песни «Спадчина» и «Олеся» Игоря Лученка, «Березовый сок» Вениамина Баснера.

Поездка в Польшу на фестиваль советской песни «Зелена Гура» летом 1973 г. вызвала огромное восхищение белорусским ансамблем. На празднике песни молодые польские исполнители пели наши хиты на русском языке. Впрочем, это был такой своеобразный культурный обмен между странами. У нас, например, очень любили польские песни, исполнителей «Червоных ги­тар», Анны Герман, Ежи Поломски, Марыли Радович, Чеслава Немена... Еще в «Лявонах» Владимир Мулявин исполнял со своими музыкантами польские песни, да и из репертуара группы «Скальды». Так вот польские власти в 1980 г. присвоили руководителю «Песняров» звание заслуженного деятеля искусств Польши. Это было достойно творца, соединившего сразу несколько славян­ских культур.

^ «БЕЛОВЕЖСКАЯ ПУЩА», ХИТ-ПАРАД «МК» И «ПЕСНЯ ГОДА»

В 1974 г. газета «Московский комсомолец» сделала музыкальную рубрику «Зву­ковая дорожка». Страница знакомила с отечественными и зарубежными музы­кантами, новостями из мира музыки и еженедельно публиковала хит-парад луч­ших, по мнению читателей, грампластинок, выпущенных фирмой «Мелодия». Так вот вышедший второй диск-гигант «Песняров», записанный еще в 1972 г., вошел в десятку лучших названий. Этот список пополнили лицензионные дис­ки группы «Нью-Сикерз» — «В прекрасной гармонии», Клиффа Ричарда — «Луч­шие песни», австрийца Удо Юргенса, «Лабиринт» Вячеслава Ганелина, Глория Гейнор...

В этом году на радио в передаче-конкурсе песни «До-ре-ми-фа-соль» «Песня­ры» впервые исполнили «Беловежскую пущу» композитора Александры Пахмуто­вой и на стихи Николая Добронравова. Исполнил ее новый солист ансамбля, пе­вец и скрипач Юрий Денисов из Киева. В ансамбле он также исполнял «Черное


море мое», замечательную песню собственного сочинения на стихи Валерия Яш-кина «Снег». Достаточно недолго проработал в «Песнярах», после чего вернулся на Украину и создал ВИА «Мальвы». «Беловежскую пушу» в ансамбле продолжил исполнять новый солист Валерий Дайнеко. После первого исполнения «Песняра-ми» она также зазвучала в исполнении детского хора радио и телевидения, а в ис­полнении «Песняров» прозвучала на телефестивале «Песня-75». В 90-х на своих концертах «Песняры» отказывались исполнять ее, поскольку именно там в то вре­мя был подписан договор о границах между Россией, Белоруссией и Украиной.

^ «ВОЛОГДА», «БЕЛОРУССИЯ» И «МИДЕМ» В КАННАХ

Тревожные события в Чили 11 сентября 1973 г., связанные с антигосударствен­ным переворотом, вызвали бурный протест нашей общественности. В ходе пут­ча трагически погиб замечательный чилийский певец и гитарист Виктор Хара. В начале 1974 г. белорусский композитор Игорь Лученок сочинил реквием «Па­мяти Виктора Хары» на стихи поэта Бориса Брусникова. Ее рабочее название «Песня не умирает».

Первыми исполнителями стали «Песняры». Они сделали настоящую анти­военную песню, пронизанную темами боли и смерти. Эта сильная патриотиче­ская композиция часто звучала на фестивалях политической песни в Сочи. На конкурсе «Красная гвоздика-74» она стала лауреатом в представлении пре­красного певца Рената Ибрагимова, хотя были и другие отличные исполните­ли из других стран, в том числе испаноязычных.

С песней «Вологда» была интересная история. В октябре 1974 г. в Колонном зале Дома союзов наметили провести юбилейный вечер известного поэта пе­сенника Михаила Матусовского. «Песнярам» предложили принять в нем учас­тие, подготовив песни на стихи автора. Только музыканты ансамбля открыли песенные сборники, как вдруг Владимир Николаев увидел песню «Вологда». И поскольку клавишник был родом из Вологды, то предложил исполнить имен­но ее. История песни относится к началу 60-х годов, когда она впервые прозву­чала в спектакле «Белые облака» московского Малого драматического театра. Тогда она была записана известным дуэтом Бунчикова и Нечаева. В итоге с теа­тральной сцены эта песня, дальше не пошла. Так вот по совету Владимира Нико­лаева в «Песнярах» и появилась «Вологда». Вместе с Валерием Яшкиным они придумали в песне баян, а первым ее исполнителем в ансамбле стал солист Ана­толий Кашепаров. На творческом вечере «Песняры» трижды спели ее, а Мату-совский лично поблагодарил ребят за исполнение. В начале 90-х кавер-версию «Вологды» записала молодая белорусская панк-рок-группа «Нейро Дюбель», что вошло в компакт-диск «Песняров» {трибьют песен из репертуара «Песняров»).

Встреча с композитором Александрой Пахмутовой и поэтом Николаем До­бронравовым подарила ансамблю «Песняры» замечательные песни — «Бело­руссия», «До третьих петухов», «Беловежская пуща», «Я не могу иначе», «Слу­шай теща»... А первая встреча авторов и коллектива ВИА состоялась в 1972 г. на Всесоюзном конкурсе в Минске, когда они были в составе жюри. «Песняры»


поразили тогда своим мастерством, они уже в то время задумывались о сочине­нии собственных произведений. Песня «Белоруссия» имела также свою исто­рию. Когда ее принимал художественный совет, то для того, чтобы записать на радио, не понравились вторые строчки первого куплета, где говорится о том, что именно Белоруссия первой приняла на себя удар врага. Пришлось переде­лать на «Полыхал над землей небосвод как багровое знамя». Песню исполнил солист ансамбля Леонид Борткевич с мощным вокалом «Песняров» на восемь голосов в припеве. Песня стала лауреатом телевизионного фестиваля «Пес-ня-76».

Поездке на Мидем, на ежегодную международную ярмарку грамзаписи в Швейцарию, предшествовал первый визит белорусского ансамбля в капита­листическую страну ФРГ. Этот форум представлял артистов, выпустивших наи­большее количество грампластинок. У нашего белорусского ансамбля цифра тиража, по неофициальным источникам, перевалила 45 миллионов. Летом 1975 г. «Песняры» были приглашены в составе делегации Советского Союза вместе с композитором Яном Френкелем, Аллой Пугачевой и трио «Ромэн». Исполненные там коллективом на высоком профессиональном уровне бело­русские народные песни «Перепелочка», «Реченька», «По воду шла» имели ог­ромный успех у западных менеджеров. А в диск-гигант, специально подготов­ленный фирмой «Мелодия» для «Мидема», была включена песня «За полчаса до весны» композитора Оскара Фельцмана в исполнении «Песняров».

^ «ПЕСНЯРЫ», «ГОЛОС АМЕРИКИ», «НЬЮ-КРИСТИ МИНСТРЕЛЗ» И «КРИК ПТИЦЫ»

Побывать в Соединенных Штатах Америки советским ВИА долгое время и не мечталось. Так вот, «Песнярам» первым удалось разрушить стену, подобно «Pink Floyd», в то время еще не выпустившим свой альбом «The Wall». Летом 1974 г. на волнах радиостанции «Голос Америки» в передаче «Концерт популяр­ной музыки-2» прозвучала белорусская народная песня «Скрипят мои лапти» в исполнении нашего ансамбля из Белоруссии. Один из советских радиослуша­телей прислал ведущему программы Юрию Осмоловскому диск ансамбля «Пес­няров». Это оказалось приятным предвидением события. Уже через год в США состоялись гастроли ансамбля «Песняры», которые представили там нашу культуру популярной музыки. Об этом через два десятка лет в своей книге «Рок в СССР» напомнил известный музыкальный критик Артемий Троицкий. А бри­танский журнал «Музыкальная неделя» в «Параде звезд-76» вместе с группами «АББА» (Швеция), «Пусси Кэт» (Голландия), Марылей Родович (Польша), Джеймсом Ластом (ФРГ), Хеленой Вондрачковой (Чехословакия) поместил ан­самбль «Песняры» (СССР).

Гастролям «Песняров» в США предшествовала поездка в Мидем. Там их за­метил известный американский менеджер Сидней Гаррис, в ту пору работав­ший с певцом Барри Уайтом. Он прилетел в Москву специально договориться через Госконцерт о гастролях «Песняров» в США. Американца познакомили


с «ВИА-75», экс-руководителем «Орэры» Робертом Бардзимашвили, ансамб­лем «Ариэль» Валерия Ярушина, джазовым трио Леонида Чижика. Он отметил мастерство представленных коллективов, а в Америку пригласил «Песняров». Гастрольное турне в США началось 2 октября 1976 г. В течение двух недель бе­лорусский ансамбль выступал в Луизиане, Миссисипи, Каролине, Вирджинии, Теннеси, Алабаме. Всего одиннадцать концертов в разных штатах. Вместе с «Песнярами» в концертах принимала участие известная кантри-фолк группа «Нью-Кристи Министрелз», менеджером которой являлся также Сидней Гар-рис. Они были очень популярными в Америке. «Нью-Кристи Министрелз» бы­ли первыми американцами, попавшими на фестиваль в Сан-Ремо. Они выступа­ли в Белом Доме перед президентами Джонсоном, Кеннеди и Никсоном, а в 1968 г. — перед королевой Англии. Пластинки ансамбля выходили миллион­ными тиражами и становились «золотыми».

В составе «Песняров» на гастролях в Америке работали: сам Владимир Му-лявин — руководитель и соло-гитара, Леонид Борткевич — вокал, Владислав Ми-севич — саксофон, флейта, дудочка, Александр Демешко — ударные, Анатолий Гилевич — рояль, Владимир Николаев — электроорган, Виктор Чеслав-Поплав-ский — скрипка, Леонид Тышко — бас-гитара, Анатолий Кашепаров — вокал, Ок-тай Айвазов — тромбон, Николай Пучинский — звукорежиссер. Вместе с «Пес­нярами» был и автор многих известных песен коллектива композитор Игорь Лученок. Музыканты «Песняров» в области современной популярной западной музыки были очень осведомленными и на вопросы американской прессы дава­ли серьезные ответы. Например, о своих любимых группах и исполнителях. Вот Владимиру Мулявину близки по духу группа «Чикаго» и Джо Кокер, Каше-парову — «Юрай Хипп», «Лед Зеппелин», «Дорз», а Гилевичу — Оскар Питер-сон, РикУэйкман... Сидней Гаррис предложил советскому ансамблю исполнять песни на белорусском. Лишь «Крик птицы» в авторском исполнении самого Владимира Мулявина — на английском. Все-таки джаз-рок композиция. Вместе с «Нью-Кристи» «Песняры» исполняли свои произведения «Александрина», «Вероника», «Ой, рано на Ивана», «Дорогой длинною», «Добрая девчиночка», «Аве-Мария». Получалось, куплет на белорусском пели «Песняры», куплет на английском — американцы. Известный музыкальный журнал «Билборд» помес­тил на своей обложке фотографию ансамбля и большую статью про белорус­ский ансамбль. В итоге Сид Гаррис организовал на студии в американской сто­лице кантри-музыки, городе Негавилле, запись совместного альбома с «Нью Кристи Минстрелз». Диск был выпущен на фирме «Коламбия» и продавался только в США. У нас записи с этой пластинки передавали по «Радио Юности», а две песни были «подарены» советским меломанам на гибкой пластинке в зву­ковом журнале «Кругозор».

Вторая поездка в США состоялась в сентябре 1977 г. Это было шоу с учас­тием 67 артистов, включая ВИА «Песняры», «Орэра» с певицей Нани Брегвад-зе и танцевальный ансамбль «Сувенир» под руководством Тамары Головано­вой. Гастроли были организованы фирмой «Госконцерт» совместно с компанией «Юнайтед Юрем Корпорейшн». В этот раз был Нью-Йорк, где в большой программе «Советская эстрада-77» (всего пятнадцать концертов),


ансамбль «Песняры» исполнял всего лишь четыре песни. Белорусский коллек­тив был приглашен в библиотеку ООН. Там состоялась премьера цикла песен «Венок» («Вянок») на стихи известного поэта белорусского классика Максима Богдановича. Двум ансамблям «Песняры» и «Орэра» во время гастролей было предложено выпустить на фирме «Коламбия» по пластинке. Только со стороны руководства программы этот момент отклонили и в итоге фирма «Мелодия» выпустила диск-гигант, где на одной стороне пели «Песняры», а на другой «Орэра». В 1978 г. у белорусского ансамбля вышел третий диск — гигант с «Бе­лоруссией», «Криком птицы», «Поцелуем». Пластинка стала популярной. Прав­да, она же вызвала нарекания по поводу оформления конверта. Дело в том, что по оплошности фотографа Виктора Манешина, оформителя конверта, была случайно прикрыта буквой «С» солистка Людмила Юсупова, работавшая с ан­самблем в опере «Песнь о доле». Ничего, так бывает, не надо печалиться.

^ «ПЕСНЬ О ДОЛЕ», «ГУСЛЯР» И НЕСОСТОЯВШИЙСЯ «КАРНАВАЛ»

Первым произведением крупной формы на советской эстраде, стала зонг-опера «Орфей и Эвридика» ленинградского ВИА «Поющие гитары». Затем последова­ла опера-притча «Песнь о доле» (1975) с музыкой Владимира Мулявина на стихи поэмы «Извечная песня» классика белорусской поэзии Янки Купалы, либретто и режиссерская работа Валерия Яшкина. Идейным вдохновителем народной оперы-притчи стал музыкант Валерий Яшкин, который на время расстался с «Песнярами» для учебы в аспирантуре ГИТИСа. Именно там и пришла мысль о музыкальном спектакле в семи картинах. Музыканты белорусского ансамбля выступили в опере и как драматические актеры. Весна — Леонид Борткевич, Ле­то Чеслав Поплавский, Осень — Юрий Денисов и Зима — Владислав Мисевич, Голод — Валерий Яшкин, Холод — Владимир Николаев, Пастушок — Анатолий Кашепаров, Мать — Людмила Юсупова и Янка Купала — Владимир Мулявин.

Следующей работой в крупной форме стал «Гусляр». Музыку к одноактной опере сочинил композитор Игорь Лученок, а сюжет был основан на поэме-ле­генде о Янке Купале «Курган» (1979 г.} Фундаментальное произведение слож­ной симфо-джазовой формы было записано известным звукорежиссером Рафом Рагимовым на диск и вскоре выпущено фирмой «Мелодия». Пластинка занимала ведущие места в хит-парадах «МК». В ее записи приняли участие но­вые музыканты: певец и скрипач Валерий Дайнеко (экс-ВИА В. Бадьярова, «Ро­весники» и «Червона Рута»), а также гитарист, аранжировщик Владимир Тка-ченко. В 1980 г. Леонид Борткевич ушел из состава «Песняров», чтобы продолжить образование в ГИТИСе. На его место пришел талантливый певец Валерий Дайнеко. У него был большой опыт исполнительской школы класси­ческого джаза.

В 1976 г. на киностудии «Ленфильм» планировались съемки художественного фильма «Карнавал» (не путать с тем, где играет Ирина Муравьева и где звучит пес­ня Максима Дунаевского «Позвони, мне позвони»). Этот советско-английский


фильм о судьбе солдата-американца, приехавшего в качестве туриста в Советский Союз. Музыку к картине должны были сочинять Пол Маккартни и Давид Тухма-нов, а исполнить — группы «Бич Бойз», «Сантана», «Песняры», «Ариэль», Джоан Баез, Алла Пугачева... Первоначально к работе над музыкой к фильму были при­глашены «Пинк Флойд» и «Чикаго». Только первые выставили огромный счет, а вторых власти не пожелали пригласить, поскольку в их составе играл эмигрант из Советского Союза. В Ленинграде на 4 июля 1978 г. были объявлены съемки фильма с концертом советских и американских артистов на Дворцовой площади, на который должны были собраться чуть ли не триста тысяч человек. Об этом по­явилось сообщение в британской газете «Морнинг стар». Был подписан контракт, но в итоге проект быстро прикрыли, ссылаясь на слабый литературный сцена­рий. На самом деле, все было связано с нежелательным проникновением запад­ной культуры через «железный» занавес. Концерт на Дворцовой площади под ар­кой Адмиралтейства так и не состоялся, а режиссер Евгений Татарский позже снял совершенно другой фильм.

«ПЕСНЯРЫ», «ОЛИМПИАДА-80» ^ И «ЗОЛОТОЙ ДИСК»

В творческой жизни ансамбля были приятные моменты. Вот в 1979 г. музыкан­там ансамбля Владиславу Мисевичу, Александру Демешко, Анатолию Кашепа-рову, Леониду Борткевичу и Леониду Тышко присвоили звание заслуженных артистов Белоруссии. Владимиру Мулявину было присвоено звание народного артиста БССР. В 1980 г. «Песняры» приняли участие в культурной программе «Олимпиады-80». Вместе с «Надеждой», «Самоцветами», «Группой Стаса На­мина», «Кобзой», «Сябрами», «Оризонтом», «Пламя», «Витамином» и другими они собирают стадионы гостей спортивного форума. В 1980 г. в составе ансам­бля: Владимир Мулявин — руководитель и гитара, Владислав Мисевич — флей­та, саксофон и дудочка, Анатолий Кашепаров — вокал, Владимир Николаев — клавишные, Леонид Тышко — бас-гитара, Александр Демешко — ударные, Вла­димир Ткаченко — гитара, скрипка, аранжировки, Валерий Дайнеко — вокал и скрипка-альт, аранжировки, Игорь Поливода — рояль, аранжировки, Евгений Поздышев — труба, Октай Айвазов — тромбон, Игорь Пеня (экс-ВИА «Водо-грай») — клавишные и вокал, Анатолий Щелоков — звукорежиссер. В это время ансамбль «Песняры» готовит цикл песен на стихи шотландского поэта-класси­ка Роберта Бернса «Веселый нищий». Музыку в форме кантаты сочинил талант­ливый пианист ансамбля Игорь Поливода (с консерваторским образованием, начинал с Мулявиным еще в 1967 г.) Всего в цикле пятнадцать песен. В новой программе коллектива также звучит новая композиция «Я несу вам дар» на сти­хи Янки Купалы.

У нас «Доули Фэмили», «Нью-Сикерз», дуэт «Липе», Грег Бонем записывали свои концерты в ГЦКЗ «Россия». Именно так решили и ВИА «Песняры». Свой двойной концертный альбом они назвали «Зачарованная моя». Заглавная одно­именная песня с названием альбома звучала с элементами «джаз-рока». Вокаль­ные партии на диске прекрасно исполнили Валерий Дайнеко, Анатолий Каше-


паров, Игорь Пеня. Он вышел в двух вариантах как двойной и одинарный (с двух дисков-гигантов). В это время в ансамбле работают новые музыканты бас-гитарист, скрипач, клавишник Борис Бернштейн (пробовался в «Арсенал» Алексея Козлова) и клавишник-импровизатор Аркадий Эскин. В 1982 г. «Песня-ры» стали лауреатами первого международного фестиваля новой песни «Вара-деро-82» на Кубе. Их гастрольный тур прошел в Никарагуа, Тобаго, Мексике, Тринидаде.

Фирма «Мелодия» в 1982 г. учредила награду «Золотой Диск». «Песнярам» этот памятный сувенир за миллионные тиражи пластинок с записями белорус­ских народных песен вручил сам генеральный директор фирмы «Мелодия» Ва­лерий Сухарадо. В 1990 г. такой диск вручили экс-битлу Полу Макккартни за аль­бом «Снова в СССР», выпущенный музыкантом специально для любителей музыки в Советском Союзе.

Творческий тандем с композитором Олегом Ивановым у «Песняров» состо­ялся целым циклом мелодичных песен «30 000 тысяч дней», «Печеная картош­ка», «Голубое с белым».... В мае 1984 г. коллектив принимает участие в концерт­ной программе «Песня в борьбе за мир». На сцене столичного спорткомплекса «Олимпийский» в течение нескольких дней «Песняры» выступали вместе с Ди-ном Ридом, группой «Блю Джиз» из Японии, «Электрой» и «Принципом» из ГДР, Лили Ивановой из Болгарии... «Песняры» с успехом выступают в рамках культурной программы XII международного фестиваля молодежи и студентов в Москве (июнь 1985 г.) Вместе с группой «Диалог», ибо Линна и «Караван», «Веселыми ребятами», «Самоцветами», Ларисой Долиной, Ксенией Георгиади и другими они дарили свои лучшие песни гостям. В это время в коллектив при­ходят новые музыканты: бас-гитарист Эдуард Тышко (младший брат ветерана «Песняров» Леонида Тышко), гитарист Александр Растопчин, барабанщик Владимир Беляев, клавишник Александр Виславский, вокалист Александр Мое-кальчук. Леонид Тышко эмигрировал в Израиль, Александр Демешко стал про­дюсером и в 1988 г. организовал выступление Робертино Лоретти и Марины Влади в Москве, а затем работал с композитором и певцом Игорем Демариным. Владимир Ткаченко и Борис Бернштейн в 90-х перешли в оркестр радио и теле­видения Белоруссии под управлением Михаила Финберга, где солистом уже ра­ботал Валерий Дайнеко.

^ «ПЕСНЯРЫ», МАЯКОВСКИЙ, «ВОЛЬНОСТЬ», 1990-Е И 2001-И ГОДЫ

В конце 80-х многие вокально-инструментальные ансамбли меняли свой стиль и становились рок- и синтез-группами, а некоторые вообще прекращали свое существование. С «Песнярами» этого не произошло. Во главе с Владимиром Мулявиным ансамбль сохранил свой почерк и манеру запоминающегося много­голосного вокала. Обращение к поэзии Владимира Маяковского в новой рабо­те «Песняров» проявилось целым музыкальным спектаклем «Во весь голос». Московская премьера состоялась у коллектива на сцене концертного зала гос­тиницы «Космос». Целое отделение с поэзией известного советского поэта на


музыку Владимира Мулявина. Это «Прозаседавшиеся», «Антиалкогольная ком­пания» и другие произведения, которые были актуальными на тот момент для страны. Также «Песняры» с успехом исполняют рок-поэму «Да будет свет, или слово Скорины». Музыку к ней сочинил композитор, клавишник ансамбля, Олег Молчан на стихи Франциско Скорины в переводе Андрея Легчилова. За­мечательное произведение «Вольница», посвященное славному казачеству. Стихи поэта Владимира Некляева стали основой нового цикла песен. В качест­ве сочинения музыки здесь вместе с Владимиром Мулявиным и Олегом Молча-ном себя проявили молодые музыканты коллектива — клавишник и вокалист Олег Козлович (Аверин) — экс-«3олотой середины» из Бреста и бас-гитарист Александр Катиков. Из этой программы хорошо запомнились «Дон», «Вольни­ца», «Честь имею» и многие другие песни.

В апреле 1995 г. ансамбль «Песняры» с успехом выступает с юбилейной про­граммой в столичном концертном зале «Россия», посвященной 25-летию твор­чества коллектива. Концерт транслировался по телевидению и в эфире «Авто­радио», а средства массовой информации отметили благожелательно, как «Песняры» напоили столицу березовым соком. Потом был международный му­зыкальный «Славянский базар» в Витебске. Это был 1998 г. На одном из кон­цертов Владимир Мулявин вместе с Аллой Пугачевой исполнили песню «Бере­зовый сок». В программах концертов фестиваля вместе с «Песнярами», выступил проект «Лявоны» в составе молодых музыкантов из студии Владими­ра Мулявина.

Большим мероприятием в жизни ансамбля «Песняры» к его 30-илетию стал большой четырехчасовой концерт в Государственном центральном концерт­ном зале «Россия». 21 января 2001 г. на «Площади звезд» была установлена звез­да легендарному белорусскому вокально-инструментальному ансамблю. В юби­лейном вечере вместе с Владимиром Мулявиным приняли участие ветераны коллектива: певец-солист Леонид Борткевич и певец, скрипач и гитарист Ва­лентин Бадьяров. В составе «Песняров» приняли участие талантливые моло­дые музыканты: Валерий Скорожонок (вокал), Сергей Медведев (бас-гитара и вокал), Павел Заяц (вокал), Вадим Косенко (вокал)... Среди почетных гостей были Игорь Лученок, «ариэлевец» Валерий Ярушин, «Сябры» с Анатолием Яр­моленко и многие другие.

Примерно в это же время по российским городам выступает с концертами ансамбль «Белорусские песняры» с музыкантами, работавшими в разное время с Владимиром Мулявиным в его коллективе. Это Владислав Мисевич (саксофон, вокал, дудочка), Валерий Дайнеко (вокал), Игорь Пеня (вокал), Александр Кати­ков (бас-гитара и вокал), Владимир Марусич (ударные), Олег Аверин (Козло­вич) (клавишные и вокал), Владимир Соловьев (соло-гитара). В их концертных программах не только классика из репертуара «Песняров». Их новые песни по­любились слушателями. Они выпустили несколько компакт-дисков, включая со­льные альбомы Валерия Дайнеко, Олега Аверина и Александра Катикова.

Жизнь замечательного белорусского ансамбля «Песняры» продолжается. К сожалению, в рядах коллектива нет его бессменного руководителя, создателя и вдохновителя Владимира Мулявина. В результате автомобильной аварии


и вследствии болезни его не стало в январе 2003 г. Тем не менее, дело его живет и развивается дальше. Государственный белорусский ансамбль «Песняры» с юными дарованиями возглавляет Валерий Скорожонок. Леонид Борткевич с коллективом продолжают яркие вокальные традиции. На современном музы­кальном уровне с элементами «фьюжн» работают «Белорусские песняры». Кол­лектив «Лявоны-Песняры» имени Александра Демешко продолжает работать под руководством музыкального руководителя Романа Верешетина. Еще при жизни ветерана «Песняров» и первого ударника состава Александра Сергеевича Демешко для участия в концертах приезжали Анатолий Кашепаров из Америки и Владимир Николаев из Вологды. Творчество «Песняров», это стиль музыки, придуманный Владимиром Мулявиным. Поэтому у него есть прекрасное буду­щее и почерк его глубоко в корнях замечательной белорусской народной песни.

ДИСКОГРАФИЯ

^ ГРАМПЛАСТИНКИ (ВИНИЛ)

  1. г. «Мелодия». Ансамбль «Лявониха», (запись 1968 г.) «Ты мне весною
    приснилась» (Ю. Семеняко-М. Богданович), «Экспромт» (инструменталь­
    ная пьеса).

  2. г. «Мелодия». ВИА «Песняры». Руководитель Владимир Мулявин. (за­
    пись 1969 г.) «Ты мне весною приснилась» (Ю. Семеняко — М. Богданович),
    «Рушники» (белорусская народная песня, обработка В. Мулявина), «Скри­
    пят мои лапти» (белорусская народная песня, обработка В. Мулявина) — со­
    лист Владимир Мулявин.

1971 г. «Мелодия». ВИА «Песняры». Руководитель Владимир Мулявин.
«Александрина» {В. Мулявин — П. Бровка) — солист Леонид Борткевич,
«Косил Ясь конюшину» (белорусская народная песня, обработка В. Муляви­
на), «Белорусь» (В. Мулявин — В. Скрыпкин) — солист Владимир Мулявин.
1971 г. «Мелодия». ВИА «Песняры». Руководитель Владимир Мулявин. Пер­
вый диск-гигант был выпущен в двух вариантах как моно и стерео, а также
в конвертах с разными оформлениями. Состав: Владимир Мулявин — соло-
гитара, вокал, композитор, Валерий Мулявин — ритм-гитара и труба, Вале­
рий Яшкин — электроорган, лира, Владислав Мисевич — флейта, вокал, ду­
дочка, Леонид Тышко — бас-гитара и вокал, Валентин Бадьяров — скрипка
и вокал, Александр Демешко — ударные и вокал — Леонид Борткевич. Пес­
ни: «Ты мне весною приснилась» (Ю. Семеняко — М. Богданович), «Косил
Ясь конюшину» (белорусская народная песня), «В поле верба» (белорусская
народная песня), «Ой, рано на Ивана» (белорусская народная песня), «Руш­
ники» (белорусская народная песня), «Скрипят мои лапти» (белорусская на­
родная песня) — солист Владимир Мулявин, «Пойдем вдоль улицы» (бело­
русская народная песня), «Александрина» (В. Мулявин — П. Бровка) -
солист Леонид Борткевич, «Белорусь» (В. Мулявин — В. Скрыпник). Обра­
ботка народных песен Владимира Мулявина.


5. 1972 г. «Мелодия». ВИА «Песняры». Руководитель Владимир Мулявин. «На
что бабе огород» (белорусская народная песня) — солисты Владимир Муля-

. вин и Анатолий Кашепаров, «Любовь» (И. Лученок, В. Мулявин — Я. Ко-лас), «Стоит верба» (белорусская народная песня) — солисты Леонид Борт-кевич и Анатолий Кашепаров.

  1. 1973 г. «Мелодия». ВИА «Песняры». Руководитель Владимир Мулявин. «Бе­
    резовый сок» (В. Баснер — М. Матусовский) — солист Леонид Борткевич,
    «И здесь, гора и там гора» (белорусская народная песня), «Олеся» (И. Луче­
    нок — А. Кулешов) — солист Леонид Борткевич.

  2. 1974 г. «Мелодия». ВИА «Песняры». Руководитель Владимир Мулявин.
    «Дрозды» (В, Шаинский — С. Островой) — солист Леонид Борткевич, «Се­
    режки» (В. Мулявин — М. Танк).

  3. 1974 г. «Мелодия». ВИА «Песняры». «Эта веселая планета» (песни из кино­
    фильма). «Наши любимые» (Д. Тухманов — И. Шаферан) — солист Влади­
    мир Мулявин.

  4. 1974 г. «Мелодия». ВИА «Песняры». Руководитель Владимир Мулявин. «Па­
    мяти Виктора Хары» («А над расстрелянной песней не плачь...») (И. Луче­
    нок — Б. Брусников) солист Владимир Мулявин, вокал Анатолия Кашепа-
    рова, «В воскресенье раненько», «Парень пашню пашет» (белорусские
    народные песни).

  5. 1974 г. «Мелодия». ВИА «Песняры». Руководитель Владимир Мулявин. (За­
    писи 1972-1973 гг.). Два конверта с разными фотографиями ансамбля. Со­
    став: Владимир Мулявин — соло-гитара, вокал, Валерий Мулявин — ритм-ги­
    тара и труба, Леонид Тышко — бас-гитара, Владислав Мисевич — саксофон,
    дудочка и флейта, Валентин Бадьяров — скрипка и вокал, Александр Демеш-
    ко — ударные, Леонид Борткевич — солист ансамбля, Владимир Николаев —
    электроорган, рояль,тромбон, Анатолий Кашепаров — лира, вокал, Вале­
    рий Яшкин — электроорган, лира, Виктор Чеслав-Поплавский — скрипка,
    Анатолий Гилевич — рояль. «Олеся» (И. Лученок — А. Кулешов) — солист
    Леонид Борткевич, «На что бабе огород» (белорусская народная песня) —
    солисты Владимир Мулявин и Анатолий Кашепаров, «Наследство» (Спад-
    чына») (И. Лученок — Я. Купала) солист Анатолий Кашепаров, «И здесь
    гора, и там гора» (белорусская народная песня), «Сережки» (В. Мулявин —
    М. Танк), «Любовь» (И. Лученок, В. Мулявин — Я. Колос), «Черные очи»
    (В. Зинкевич — Я. Купала) — солист Леонид Борткевич, «Стоит верба» (бе­
    лорусская народная песня) — солист Леонид Борткевич, «Розы цвет» (В. Му­
    лявин — И. Скурко) — солист Анатолий Кашепаров, «Парень пашню пашет»
    (белорусская народная песня).

  6. 1974 г. «Мелодия». Песни Игоря Лученка. ВИА «Песняры». «Наследство»
    (Я. Купала), «Хатынь» (Г. Петренко), «Олеся» (А. Кулешов).

  7. 1975 г. «Мелодия». Песни из кинофильма «Ясь и Янина». ВИА «Песняры».
    Руководитель Владимир Мулявин. «Жили-были» (Э. Ханок — М. Пляцков-
    ский, перевод И. Скурко), «Ты моя отрада» (Э. Ханок — В. Боков) — солист
    Леонид Борткевич, «Ночь Купалы» (В. Мулявин — Л. Тышко).




  1. 1975 г. «Мелодия». Песни из кинофильма «Ясь и Янина». Диск-гигант. (ВИА
    «ГТесняры» и другие).

  2. 1975 г. «Мелодия». ВИА «ГТесняры». Руководитель Владимир Мулявин. «Во­
    логда» (Б. Мокроусов — М. Матусовский) — солист Анатолий Кашепаров,
    «И здесь гора, и там гора» (белорусская народная песня), «За полчаса до
    весны» (О. Фельдман — Н. Олев) — солист Владимир Мулявин.

  3. 1975 г. «Мелодия». Песни Александры Пахмутовой. Диск-гигант. ВИА «Пес-
    няры» — «Белоруссия» (Н. Добронравов) — солист Леонид Борткевич.

  4. 1976 г. «Мелодия». Песни на стихи Игоря Шаферана. Диск-гигант. «Наши
    любимые» (Д. Тухманов) — ВИА «Песняры», солист Владимир Мулявин.

  5. 1977 г. Фирма «Колумбия» (США). Группа «Нью Кристи Минстрелз» и ан­
    самбль «Песняры». «Вероника», «Расцвела сирень-черемуха», «Александри-
    на», «Добрый вечер, девчоночка», «Купалинка», «Косил Ясь конюшину»,
    «Ой, рано на Ивана», «Дорогой длинною».

  6. 1978 г. «Мелодия». ВИА «Песняры». Руководитель Владимир Мулявин. Со­
    став: Владимир Мулявин — вокал и лидер-гитара, Леонид Тышко — бас-гита­
    ра, Владислав Мисевич — саксофон и флейта, Владимир Николаев — элект­
    роорган, баян, Александр Демешко ударные, Леонид Борткевич -
    солист, Анатолий Кашепаров — солист, Валерий Дайнеко — альт-скрипка
    и вокал, Октай Айвазов — тромбон, Владимир Ткаченко — акустическая ги­
    тара, Людмила Юсупова — вокал, Анатолий Гилевич — рояль, Чеслав Вик­
    тор Поплавский — скрипка. «Явор и калина» (Ю. Семеняко — Я. Купала) —
    солист Леонид Борткевич, «Поцелуй» {И. Лученок — В. Коризна) — солист
    Анатолий Кашепаров, «По воду шла» (белорусская народная песня, обра­
    ботка Владимира Ткаченко) — солист Валерий Дайнеко, «Крик птицы»
    (В. Мулявин — Ю. Рыбчинский) — солист Владимир Мулявин, «Белорус­
    сия» (А. Пахмутова — Н. Добронравов) солист Леонид Борткевич, «До
    третьих петухов» (А. Пахмутова — Н. Добронравов) — солист Анатолий Ка­
    шепаров, «Беловежская пуща» (А. Пахмутова — Н. Добронравов) — солист
    Валерий Дайнеко, «Вологда» (Б. Мокроусов — М. Матусовский) — солист
    Анатолий Кашепаров. Звукорежиссер Виктор Бабушкин.

  7. 1978 г. «Мелодия». Песни Игоря Лученка. Диск-гигант. «Вероника» (М. Бог­
    данович) — солист Леонид Борткевич, «Мой родной край» (« Мой родный
    кут» — Я. Колас) — солист Леонид Борткевич, «Баллада о матери» (А. Куле­
    шов), «Добрый вечер, девчоночка» (слова народные) — солист Анатолий
    Кашепаров.

  8. 1978 г. «Мелодия». «Наш край белорусский». ВИА «Песняры». «В месяце
    сентябре» (белорусская народная песня), «Явор и калина» (Ю. Семеняко —
    Я. Купала), «Беловежская пуща» (А. Пахмутова — Н. Добронравов).

  9. 1978 г. «Мелодия». «Голоса друзей». ВИА «Песняры». «Песенка о волшебной
    дудочке» (В. Мулявин — С. Крылов) — солист Анатолий Кашепаров.

  10. 1978 г. «Мелодия». ВИА «Песняры». Руководитель Владимир Мулявин.
    «Белорусские народные песни в обработке Владимира Мулявина». Диск-
    гигант с олимпийской символикой. «Перепелочка», «Машенька» — со­
    лист Валерий Дайнеко, «В месяце верасне», «Савка и Гришка», «Калина»,



«Девчина-серденько» — солист Анатолий Кашепаров, «Реченька», «Ой, ле­тели гуси» — солист Анатолий Кашепаров. Состав: Владимир Мулявин — ли­дер-гитара и вокал, Леонид Тышко — бас-гитара, Валерий Яшкин — лира, Владимир Ткаченко — акустическая гитара, Владислав Мисевич — флейта и дудочка, Леонид Борткевич — солист, Анатолий Кашепаров — солист, Вла-„ димир Николаев — электроорган, Александр Демешко — ударные, Валерий Даинеко — скрипка-альт и вокал, Чеслав Виктор-Поплавский — скрипка. Зву­корежиссер Раф Рагимов.

  1. 1978 г. «Мелодия». ВИА «Орэра» и «Песняры». Диск-гигант. На второй сто­
    роне ВИА «Песняры»: «Перепелочка», «Машенька», «В месяце верасне»
    (белорусские народные песни).

  2. 1979 г. «Мелодия». ВИА «Песняры». Руководитель Владимир Мулявин.
    «Каждый четвертый» (Т. Хренников М. Матусовский, обработка Влади­
    мира Ткаченко) — из телефильма «Время выбрало нас», «Ой, реченька» (бе­
    лорусская народная песня, обработка Владимира Мулявина), «Комсомоль­
    ский билет» (В. Мулявин —А. Кулешов, перевод Михаила Исаковского).

  3. 1979 г. «Мелодия». ВИА «Песняры». Руководитель Владимир Мулявин.
    Диск гигант. «Гусляр» (Поэма-легенда по произведениям Янки Купалы).
    Музыка Игоря Лученка. Состав: Владимир Мулявин — вокал, гитара, Влади­
    слав Мисевич — саксофон, флейта, Леонид Тышко — бас-гитара, Владимир
    Поздышев — труба, Октай Айвазов — тромбон, Чеслав Виктор-Поплав-
    ский — скрипка, Владимир Ткаченко — акустическая гитара, Валерий Даи­
    неко — скрипка-альт и вокал, Александр Демешко — ударные, Анатолий Ка­
    шепаров -- солист ансамбля, Игорь Поливода -- рояль, Владимир
    Николаев — электроорган.

  4. 1979 г. «Мелодия». «Счастье непонятное мое». Песни на стихи Екатерины
    Шевелевой. ВИА «Песняры». «Уголок России» (В. Шаинский) — солист Ле­
    онид Борткевич, «Есть такая речка» (А. Журбин).

  5. 1980 г. «Мелодия». Песни на стихи Вениамина Баснера. ВИА «Песняры».
    «Березовый сок» (М. Матусовский) — из кинофильма «Мировой парень».

  6. 1982 г. «Мелодия». «Парад ансамблей» — выпуск 1. Ансамбль «Песняры».
    «Сережки» (В. Мулявин — М. Танк).

  7. 1982 г. «Мелодия». ВИА «Песняры». Руководитель Владимир Мулявин. «За­
    чарованная моя». «Я не могу иначе» (А. Пахмутова — Н. Добронравов) — со­
    лист Анатолий Кашепаров, «Зачарованная моя» (И. Лученок — Г. Бурав-
    кин) — солист Валерий Даинеко.

  8. 1983 г. «Мелодия». ВИА «Песняры». Руководитель Владимир Мулявин.
    «Зачарованная моя». Первый диск-гигант из двойного альбома. Запись кон­
    церта из ГЦКЗ «Россия», 1982 год. «Песня о Минске» (И. Лученок — П. Пан-
    ченко), «Ой, колядочки» (белорусская народная песня, обработка В. Муля­
    вина), «Я не могу иначе» (А.Пахмутова — Н.Добронравов) — солист
    Анатолий Кашепаров, «Чарочка моя» (белорусская народная песня, обра­
    ботка В. Ткаченко и А. Демешко), «Журавли на Полесье летят» (И. Луче­
    нок — А. Ставер) — солист Игорь Пеня, «Ой, де ж мы ходим» (белорусская
    народная песня, обработка В. Даинеко), «Вино мое зелено» (белорусская



народная песня, обработка В. Ткаченко), «Зачарованная моя» (И. Луче-нок — Г. Буравкин) — солист Анатолий Кашепаров.

  1. 1983 г. «Мелодия». ВИА «Песняры». Руководитель Владимир Мулявин. «За­
    чарованная моя». Второй диск-гигант из двойного альбома. Запись из кон­
    церта ГЦКЗ «Россия», 1982 год. «Ну, как тут не смеяться» (В. Мулявин -
    Я. Купала), «Не гляди на меня» (В. Мулявин —Я. Купала), «Разлад» (В. Муля­
    вин — Я. Купала), «Сонет 68» (В. Резников — В. Шекспир, перевод С. Мар­
    шака), «Аженила мати молодого сына» {В. Мулявин, слова народные), «Слу­
    шай, теща» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) — солист Анатолий
    Кашепаров, «Я все тот же» (И. Любимский — В. Шанаев). Состав: Владимир
    Мулявин — гитара, вокал, Анатолий Кашепаров — солист ансамбля, Влади­
    слав Мисевич — саксофон, флейта, дудочка, Владимир Ткаченко — акустиче­
    ская гитара и скрипка, Борис Бернштейн — бас-гитара, Валерий Дайнеко
    альт-скрипка и солист ансамбля, Игорь Пеня — солист ансамбля, Игорь По­
    ливода — клавишные, Александр Демешко — ударные, Александр Растоп-
    чин — гитара.

  2. 1984 г. «Мелодия». Песни Игоря Лученка. Диск-гигант. ВИА «Песняры» -
    «Зачарованная моя» (Г. Буравкин), «Закоси мои весны» (А. Велюгин).

  3. 1984 г. «Мелодия». Дискоклуб (Серия пластинок для молодежных диско­
    тек). ВИА «Песняры» — «Закоси мои весны» (И. Лученок — А. Велюгин).

  4. 1986 г. «Мелодия». ВИА «Песняры». Руководитель Владимир Мулявин. «Че­
    рез всю войну» {музыка Владимира Мулявина). Двойной альбом из двух
    дисков-гигантов. Первая пластинка: «Вальс» — обработка И. Поливоды,
    «Провожала сына мать» (В. Тарас) — а-капелла, «Война совсем не фейер­
    верк» (М. Кульчицкий) — обработка Б. Бернштейна, «Баллада о фотокар­
    точке» (В. Тарас) — солист Валерий Дайнеко, обработка Б. Бернштейна,
    «Перед атакой» (С. Гудзенко) — солист Владимир Мулявин, «Песня о пехоте»
    (Н. Кислин) — солист Игорь Пеня, обработка В. Ткаченко, «Рисунок ту­
    шью» (В. Тарас) — солист Валерий Дайнеко, обработка В. Ткаченко, «Таль­
    яночка» (А. Прокофьев) — солист Игорь Пеня, обработка И. Поливоды.

  5. Второй диск гигант из альбома «Через всю войну». «Белорусским партиза­
    нам»

(Я. Купала) — солист Владимир Ткаченко, «Миша Каминский» (Э. Огне­цвет) — солист Валерий Дайнеко, обработка Б. Бернштейна, «Письмо бе­лорусских партизан» (Г. Бородулин, обработка Б. Бернштейна), «Родная сторонка» (А. Твардовский) — солист Анатолий Кашепаров, «Баня» (А. Твардовский) — обработка Б. Бернштейна, «Тальяночка» (В. Тарас) -обработка И. Поливоды, «Возвращение» (В. Тарас) — солист Владимир Мулявин, обработка И. Поливоды, «Последние залпы» (А. Твардов­ский) — солист Владимир Мулявин, обработка И. Поливоды.

Записи песен в исполнении ансамбля «Песняры» выходили также на стра­ницах звукового журнала «Кругозор»: «Наши любимые», «Стоит верба», «Бере­зовый сок», «Девушка из Бреста», «Каждый четвертый», «Расцвела сирень»,

«Вероника».


КОМПАКТ-ДИСКИ

  1. «Песняры» - Записи 1971~1972гг. - SNC.

  2. «Песняры» — «Мелодия» 1995.

  3. «Песняры» — «Наши любимые» — «Мелодия» 1995.

  4. «Песняры» — «Мороз рекордз» 1996 г. «Александрина», «Беловежская пу­
    ща», «Березовый сок», «Вологда», «Дрозды», «Красная роза», «Лявоны»,
    «Рушники».

  5. «Песняры» — «Богема мьюзик» 2001 г. — Поэма легенда «Гусляр» (Игорь Лу-
    ченок) — по произведению Янки Купалы «Курган».

  6. «Песняры» — «Мороз рекордз» 2001 г. В формате МРЗ: «Лявоны», «Алексан­
    дрина», «Рушники», «Беловежская пуща», «Вологда», «Дрозды», «Красная
    роза» и «Березовый сок».

  7. «Произведения Игоря Лученка в исполнении ансамбля «Песняры» — «Ру-
    пис» г. Минск. 2003 г. (Два компакт-диска).

  8. «Песняры» — «Квадро-диск» 2005 г. «Grand Collection».

  9. «Песняры» — «Мороз рекордз» 2006 г. В формате МРЗ — Часть 1. «Лявоны»,
    «Александрина», «Рушники», «Беловежская пуща», «Вологда», «Красная ро­
    за». (Переиздание с другими песнями). Часть 2. «Родина», «Каждый четвер­
    тый», «Во весь голос», «Белоруссия», «Юность», «Соловьи Хатыни». Часть
    3. «За полчаса до весны», «Мои года», «В беде и в счастье я с тобой», «Гус­
    ляр», «Песня о доле».

Музыканты ансамбля «Песняры» продолжают свое творчество. Выпускают компакт-диски со старыми известными песнями в новой аранжировке, а также дарят слушателям свои новые произведения.

  1. «Белорусские песняры» — «Только с тобой», «Скажи, что любишь», «Снег
    тополей», «Концерт в Кремле — 35 и 5», «Не люби не любимого» — концерт
    в ГЦКЗ «Россия», «35 и 5», «Легенды жанра» — «Вологда».

  2. Сольные работы музыкантов ансамбля «Белорусские песняры» — Александ­
    ра Катикова — «Живи» (на стихи классика белорусской литературы Ларисы
    Гениуш), Валерия Дайнеко, Олега Аверина.

  3. Ансамбль «Песняры», Леонид Борткевич — «Березовый сок» (к 35-летию ан­
    самбля и памяти Владимира Мулявина).

  4. «Белорусские песняры» — часть 1 и 2 в формате МРЗ.

  5. «Песняры». Леонид Борткевич. В формате МРЗ.




Похожие:

Россиянин Владимир Мулявин родился и вырос в Свердловске (ныне Екате­ринбурге). Музыкальная биография iconЭдуард Ханок Мулявин меня спас
То, что Владимир Мулявин — гений в белорусской музыке, не вы­зывает никаких сомнений. Только гениальная личность могла так под­нять...
Россиянин Владимир Мулявин родился и вырос в Свердловске (ныне Екате­ринбурге). Музыкальная биография iconА. Н. Островский: Родился в 1823 году, умер в 1886 году
Будущий драматург Островский родился и вырос в Замоскворечье так называлась часть города за Москвой-рекой, где издавна селилось купечество...
Россиянин Владимир Мулявин родился и вырос в Свердловске (ныне Екате­ринбурге). Музыкальная биография icon19 ноября — 300 лет со дня рождения великого русского учёного, просветителя, поэта Михаила Васильевича Ломоносова
Когда и где родился и вырос М. В. Ломоносов? (1711 г., с. Денисовка Архангельской губернии)
Россиянин Владимир Мулявин родился и вырос в Свердловске (ныне Екате­ринбурге). Музыкальная биография iconБиография Б. Окуджава русский поэт, прозаик, певец
Родился 9 мая 1924 в Москве в семье партийных работников, приехавших из для партийной учёбы в Комакадемии. Отец
Россиянин Владимир Мулявин родился и вырос в Свердловске (ныне Екате­ринбурге). Музыкальная биография iconТюрин владимир Васильевич
Тюрин владимир Васильевич, капитан-директор на судах Мурманрыбпрома. Родился в 1948 году, образование высшее. Работал помощником...
Россиянин Владимир Мулявин родился и вырос в Свердловске (ныне Екате­ринбурге). Музыкальная биография iconБиография Ж. Б. Сэя Жан батист Сэй (1767-1832) родился во французском городе Лионе в семье купца
Получил достаточное образование, чтобы продолжить семейные предпринимательские традиции
Россиянин Владимир Мулявин родился и вырос в Свердловске (ныне Екате­ринбурге). Музыкальная биография iconИванов владимир Михайлович
Иванов владимир Михайлович, капитан на судах Мурманрыбпрома. Родился в Сибири, плавал с дедом на барже по Оби и Иртышу. Окончил школу...
Россиянин Владимир Мулявин родился и вырос в Свердловске (ныне Екате­ринбурге). Музыкальная биография iconАрию «Ой доля ж мая, доля!» Мулявин написал для меня
Моя музыкальная жизнь на большой сцене в качестве солистки началась в 1970 году с ансамбля «Верасы». Первые гастроли за предела­ми...
Россиянин Владимир Мулявин родился и вырос в Свердловске (ныне Екате­ринбурге). Музыкальная биография iconСамый молчаливый концерт «Песняров»
О нем мне рассказал Владимир Георгиевич Мулявин в 1995 году, когда редакция газеты «Культура» готовила номер, посвященный 50-летию...
Россиянин Владимир Мулявин родился и вырос в Свердловске (ныне Екате­ринбурге). Музыкальная биография iconРегиня владимир Олавич
Региня владимир Олавич, капитан-директор промысловых судов Мурманского тралового флота. Родился в 1945 году, образование высшее....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов