«орэра» — 1969 Г. — Роберт бардзимашвили icon

«орэра» — 1969 Г. — Роберт бардзимашвили



Название«орэра» — 1969 Г. — Роберт бардзимашвили
Дата конвертации17.07.2012
Размер274.53 Kb.
ТипДокументы



ГЛАВА 3


«ОРЭРА» — 1969 Г. — РОБЕРТ БАРДЗИМАШВИЛИ



Из нашей фонотеки:

Вокально-инструментальный ансамбль «Орэра»

Руководитель Народный артист Грузии

Роберт Бардзимашвили

Тбилиси. Государственная Грузинская филармония

С 1961 г. начинали как вокальный квартет

Год основания — 1969

«ОРЭРА» — ЛЕГЕНДА В ПЕСНЯХ НА ВСЕ ВРЕМЕНА!

Музыкальные традиции Грузии славятся богатым многоголосным пением, кото­рое возникло еще в древние времена. Замечательные молодые певцы сорок лет назад создали музыкальный ансамбль, в котором унаследовали это вокальное сво­еобразие и преподнесли слушателям на современном уровне. Они стали первым в Грузии молодежным эстрадным коллективом. Его создатель и руководитель — талантливый музыкант Роберт Бардзимашвили. Вслед за «Орэрой» в республике появился в 1962 г. другой талантливый ансамбль «Диэло», созданный братьями Эрамом и Амираном Эбралидзе. Их называли грузинскими «Битлз». Они стали лауреатами конкурса артистов эстрады в 1970 г. вместе с «Песнярами» и выпусти­ли много грампластинок на фирме «Мелодия». Затем последовали короли мю­зиклов — ВИА «Иверия» композитора и руководителя Александра Басилая и дет­ский ВИА «Мзиури». И, конечно же, целая армия грузинских ансамблей «Цицинатела», «ВИА-75» Роберта Бардзимашвили, девушки «Аиси», «Далдери», «Ориони», «Ингури» с певцом и руководителем Гиви Габуния. В Грузинской фи­лармонии также прекрасно работали греческие ансамбли «Бузуки» и «Эллада».

Музыкальный ансамбль «Орэра» стал в далекие шестидесятые годы для миллионов наших людей некоторым эталоном английских «Битлз» в СССР. Начинали вчетвером, как вокальный квартет. Правда, по музыке ребята были ближе к джазу, в отличие от битловского рок-н-рольного звучания. Но это бы­ло свое, родное, «союзное». Гармоничные, трогательные, с многоголосным вокалом, хорошие песни. Как прекрасно они пели «Тополя» и «Васильки», любимые песни генералиссимуса Сталина «Сулико» и «Лалеби», в которой любовь дана в награду за сердца упорные.


Впрочем, золотой фонд «Орэры» представляет собой песни на двадцати двух языках народов мира. С ними ансамбль побывал в разных странах, где му­зыкантов полюбили и всегда с уважением вспоминают. Дискография грамплас­тинок насчитывает в первую очередь около двенадцати дисков-гигантов и двад­цать маленьких формата «миньон». Все они были выпущены миллионным тиражом, учитывая, что тогда в Союзе было несколько заводов грампластинок в Москве, Ленинграде, Риге, Тбилиси и Ташкенте. А сегодня история легендар­ного ансамбля «Орэра» продолжается также достойно нового века и времени, по-прежнему в своих славных многоголосных традициях.


^ МЕЛОДИЯ ДРУЖБЫ И СУДЬБЫ НАТРИ ГОЛОСА

История известного вокально-инструментального ансамбля «Орэра» начиналась в 1958 г. Двадцатилетний студент Тбилисского государственного института иност­ранных языков Роберт Бардзимашвили решил создать музыкальный ансамбль. На разных факультетах вуза он нашел друзей-единомышленников и сверстников — Зураба Яшвили и Теймураза Давятая. На базе художественной самодеятельности института молодые ребята удачно спелись и стали выступать вокальным трио. Еще без названия, их полюбили в студенческом кругу. В репертуаре звучали гру­зинские народные песни, а также песни на иностранных языках. Зарубежные про­изведения получались один к одному, как будто бы их пели настоящие французы, англичане. Отличное знание языков определяло интенсивное обучение на инязе. Роберт учился на факультете французского языка, Зураб на факультете испанско­го, а Теймураз на факультете английского. Репетиции и выступления приходилось чередовать с учебой. Ребята и не думали о профессиональной работе. В планах бы­ла работа лингвистами за границей. На одном из конкурсов самодеятельности ре­бята стали лучшими и их удостоили поездки в Таллин. Это было в рамках культур­ного обмена между двумя тогда еще советскими республиками. В Тбилиси их показали по телевидению, что сразу же сделало их знаменитыми и любимыми ис полнителями. Трое юношей под акустические гитары пели божественными голо­сами и трогали души слушателей своей необыкновенной проникновенностью. Любовь к песне взяла верх. Буквально перед окончанием института молодых му­зыкантов пригласили в государственную филармонию. Роберт решил однозначно твердо и уверенно: «Буду музыкантом!». Зураб также сказал «да», а вот Теймураз долго думал — чему же отдать предпочтение? Его ребята называли полиглотом. Он умудрился получить образование не только на инязе. Теймураз окончил хореогра­фическое училище по танцам и футбольную школу. Но музыка соединила сердца трех певцов, и их жизнь круто повернула в жанр советской эстрады 60-х.

^ ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ — «ОРЭРА»?!

В 1961 г. начинается профессиональный период биографии «Орэры». Роберт Бардзимашвили — душа и сердце коллектива — сам придумал название для ансам-


бля. На грузинском языке это непереводимое слово от корней народной песни. «Орэра», прежде всего, означает припев, под который еще в древности люди се­яли, выращивали и собирали урожай. Сами музыканты про это название расска­зывают многозначительно. Например, это восход солнца над необыкновенно чарующими по красоте высокими кавказскими горами, перекликающийся со старинными грузинскими легендами и мелодиями. В филармонической дея­тельности трио вначале выступало в сопровождении большого оркестра. Ино­гда пели а-капелла.

И вот в Тбилиси приехали важные гости из Москвы посмотреть и послу­шать грузинскую эстраду. Среди них были мастера советской песни — компози­торы Тихон Хренников, Юрий Саульский и Александр Цфасман. Они намере­вались послушать и выбрать кого-то из молодых лучших вокалистов Грузии для работы на всесоюзной эстраде. Когда услышали пение «Орэры», были просто очарованы. Так ребят приняли в штат московского мюзик-холла. Их включили в большую эстрадно-развлекательную программу «Когда зажигаются звезды», в которой таюке выступали певец и киноактер Марк Бернес, певица Тамара Миансарова и братья Русаковы. Перед выступлением в Москве ребята из «Орэ­ры», несмотря на уже достаточный опыт профессиональной работы немного волновались. Как примет их столичная публика и не перепутают ли их ан­самбль с названием уже известного грузинского эстрадно-джазового оркестра «Рэро»? Волнения музыкантов оказались напрасными. «Орэру» встретили громкими аплодисментами, запомнили и полюбили в Москве. Первое выступ­ление «Орэры» прошло с большим успехом в столичном саду «Эрмитаж», что на Большом Каретном.

В мае 1961 г. ансамбль «Орэра» впервые побывал в городе на Неве. Там уже был очень известный и популярный ленинградский ансамбль «Дружба» под ру­ководством замечательного музыканта, композитора Александра Броневицко-го. Знакомство с Ленинградом, городом исторических традиций, старинной архитектуры и посещение музея музыки пришлось по душе ребятам. В будущем у них сложится настоящая дружба с ленинградскими музыкантами, композито­рами и поэтами.

^ «ОРЭРА» ВМЕСТЕ С ГЕНО, НАМИ И БУБОИ СТАЛИ ВИА

Из вокального трио «Орэра» однажды стали квартетом. Песня на четыре голоса стала более звонкой и гармоничной. В 1964 г. в состав коллектива пришел басист и солист Гено Надирашвили. Надо сказать, что в Азербайджане уже работал изве­стный вокальный квартет «Гая». Так что и в «Орэре» появился четвертый певец. Творческая биография Гено начиналась в 1958 г., когда известный музыкант, пи­анист Георгий Габисгерия организовал первый джазовый оркестр в Грузии. Он приехал из Маньчжурии. Молодого музыканта взяли в качестве контрабасиста. В I960 г. работа в оркестре «Рэро» у дирижера и руководителя Леонида Певзне-ра. Затем работа в ансамбле «Джанг» у молодого пианиста, советского Оскара Питерсона — Бориса Рычкова (в будущем известного джазмена и композитора,


сочинившего для Аллы Пугачевой «Все могут короли» на слова Леонида Дербе­нева). В 1961 г. Гено Надирашвили опять же в составе джаз трио «Кавказ» под ру­ководством Бориса Рычкова гастролируют в одной программе с ансамблем «Орэ-ра». Трио было довольно знаменитым. Когда их выступление в Таллине услышал ведущий джазовой программы «Голоса Америки» Уиллис Канновер, то высказал восхищение и прокрутил их записи по радио.

Собственно говоря, с «Орэрой» Гено уже был хорошо знаком. Они еще с Теймуразом Давитая вместе учились в футбольной школе. А во время гастро­лей в уральском городке Прокопьевске, музыканты устроили «капустник». Тог­да еще молодой азербайджанский пианист Вагиф Мустафа-Заде (он тоже рабо­тал два года в «Орэре») вдруг взял и сыграл песню из репертуара известного американского певца и миллионера Фрэнка Синатры. А Гено вышел и спел во­кал — так здорово и красиво. Его тембр голоса четко совпадал с тембром Фрэн­ка Синатры. В 1964 г. музыкант окончил музыкальное училище по классу кон­трабаса. И вот однажды на гастролях в ленинградском саду отдыха сам руководитель Роберт Бардзимашвили пригласил Гено в «Орэру». Попасть в кол­лектив было большой честью. Так с приходом Гено Надирашвили трио стало квартетом. А поскольку новый музыкант еще играл на басе, «Орэровцы» реши­ли: «А почему бы нам не стать не только поющими, но и одновременно себе ак­компанирующими!» Пригласили еще барабанщика и певца.

Пятым в «Орэру» пришел музыкант, барабанщик Вахтанг Буба Кикабидзе. До этого он пел и играл на барабанах в ансамбле «Диэло», а также успел пора­ботать в кино. Его первый и тогда единственный фильм «Встреча в горах» не оправдал его надежды на карьеру киноактера. Про Бубу певец рассказывает в своих интервью так. Начать с того, что в Сванетии (Грузия) есть высокая го­ра Буба, а еще в раннем детстве его так называла мама, солистка первого в Гру­зии джаз-оркестра. В переводе со сванского так называют самого младшего главным в доме. В «Орэру» певец и барабанщик пришел в 1966 г. Вначале он иг­рал на барабане и литаврах. Сам Буба — Вахтанг Кикабидзе — произнес: «Давай­те будем не только петь, а еще и играть на музыкальных инструментах». Так на сцене музыканты пели под собственный аккомпанемент двух акустических ги­тар, рояля, саксофона и барабанов.

Певица Нани Брегвадзе появилась в «Орэра» в 1966 г. После консерватории по классу фортепиано в планах была аспирантура. Мечтала стать пианисткой, только вот любовь к песне стала на первом плане. Всесоюзный дебют молодой певицы состоялся на У1 Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1957 год). Выступала на сцене Театра советской армии с единственной «Песней о свече». Было волнение, про которое сегодня царица грузинской песни часто вспоминает. Ее профессиональная карьера певицы начиналась в 1956 г. Три го­да она работала солисткой известного государственного оркестра Грузии «Рэ-ро». В ансамбле «Орэра» Нани Брегвадзе пела и аккомпанировала на рояле. Как трепетно и благородно она исполняла в концертных программах коллектива прекрасный старинный русский романс «Калитка»! Можно сказать, и произве­дение получило второе рождение. Запомнилась и другая песня — «Живет моя от­рада», также звучавшая под аккомпанемент рояля в концертах «Орэры».


В состав ансамбля приходят замечательные талантливые музыканты, на­пример, Теймураз Мегвинетухуцеси, с высшим музыкальным образованием, по­ющий и играющий на рояле, ионике. В концертных программах музыканты «Орэры» было много шуток, из которых получались импровизированные шоу. Пианиста Теймураза представляли так, что как будто бы его фамилия в перево­де с грузинского означает министр виноделия. Из художественной самодея­тельности в ряды «Орэры» пришел альт-саксофонист Александр Манджгалад-зе. Запомнились его соло с выразительными импровизациями. Вот в таком составе в 1969 г. «Орэра» стали настоящим вокально-инструментальным ансам­блем. Грузинская филармония достала для музыкантов «Орэры» современные электрогитары, электроорганы, колонки и усилители. За короткое время ребя­та освоили инструменты и аппаратуру. Теперь это были не только поющие в один микрофон певцы — это был настоящий электронный вокально-инстру­ментальный ансамбль «Орэра». Роберт стал играть на электрогитаре и акусти­ческой эстрадной гитаре. Зураб на ионике и гармонике. Гено на трубе и контра­басе, а Теймураз Давитая на бас-гитаре. В состав «Орэры» из знаменитой ленинградской «Дружбы» в 1969 г. пришел пианист Теймураз Кухалев. В ансам­бле он поставил голос на высоком уровне, что до сих пор сохранилось.

^ «ОРЭРА» С ПЕСНЕЙ НА ВСЕХ ШИРОТАХ

Высокие профессиональные творческие показатели ансамбля «Орэра» сделали его образцом на советской эстраде среди музыкальных коллективов. В реперту­аре музыкантов прекрасно звучали песни на разных языках мира. Вот здесь и пригодилось знание лингвистики и правильное произношение слов. Поэто­му «Орэре» не запрещали исполнять зарубежные песни. Правда, в прессе ино­гда проскальзывало про то, что талантливый грузинский ансамбль слишком ув­лекается зарубежными новинками. Музыкальные обозреватели советовали петь только грузинские песни. Одному из солистов ансамбля, Гено Надирашви-ли, тембр голоса которого очень похож на тембр голоса известного американ­ского певца Фрэнка Синатра, — здорово доставалось от критиков. Да, пел мно­го песен из его репертуара. Но исполнял достаточно чисто и красиво.

В министерстве культуры решили, что «Орэра» наряду с «Дружбой» и «Гая» имеют право представлять Советский Союз за рубежом. Как послан­ники мира, со своими песнями музыканты побывали в разных странах и на разных материках, кроме разве что Антарктиды. По линии «Госконцерта» ан­самбль «Орэра» выступал на зарубежных гастрольных поездках в больших концертных залах и на огромных стадионах, собирая при этом огромное ко­личество зрителей. В практике коллектива было правило — вести программу на языке той страны, где выступали. К 70-м музыканты побывали уже в вось­мидесяти странах. Именно в то время вышла их вторая большая пластинка формата «гигант» с песнями народов мира. Грузинская «Сулико» и русская «Не жалею» из поэзии Сергея Есенина, итальянская «Анжелло» Джанни Мо­ранди, американская «Колыбельная» великого Джорджа Гершвина, а также


другие известные произведения. «Как появляются в вашем репертуаре зару­бежные песни?» — спрашивали обычно у руководителя ансамбля Роберта Бардзимашвили. Он рассказывал, как практически из каждой страны приво­зили разные мелодии. Потом песня, полюбившаяся слушателям, оставалась надолго в репертуаре.

Прежде всего, «Орэра» исполняли грузинские песни, в которых сохраня­лась традиция богатого многоголосия. Про кругосветное путешествие ансамб­ля в гостелерадиофонде хранится интересный музыкальный фильм «Орэра», полный вперед!» (1968). Много раз в семидесятые его показывали по телевиде­нию, а фрагменты повторяли в телепередаче Элеоноры Беляевой, а затем ком­позитора Валентина Левашова «Музыкальный киоск». Сюжет разворачивается на корабле, который отправился с музыкантами из Одессы. Путешествуя по странам вплоть до Австралии, «Орэра» исполняют в фильме песни на разных языках. Кинокартина была популярной.

Приятные впечатления сохранились у музыкантов ансамбля от гастролей. Более семисот песен на двадцати двух языках народов мира до сих пор хранят­ся в золотом фонде «Орэры». А некоторые, полюбившиеся слушателями, спус­тя сорок лет продолжают звучать сегодня в исполнении ансамбля. В архиве гру­зинской филармонии бережно хранятся командировочные листы гастрольных туров. На карте мира отмечены путешествия ансамбля «Орэра» в ГДР, Болга­рию, Польшу, Чехословакию, Румынию, Югославию, Чехословакию, Венгрию, на Кубу, в Канаду, Англию, США, Францию, Мексику, Австралию, Сингапур, Финдляндию, Индию, Никарагуа, Иран, Афганистан, Турцию, Йемен, Сенегал, Мали, Зимбабве и многие другие страны.

^ ПОСЛАНИЕ «ОРЭРЕ» ОТ «БИТЛЗ», «КРИМАНЧУЛИ» И НИКАРАГУА

В 1966 г. «Орэра» в Лондоне выступали на сцене знаменитых «Альберт-холла» и «Палладиума». Их показывали по лондонскому телевидению. Их импресарио, занимавшийся гастролями, договорился о встрече «Орэры» с «Битлз». Она должна была произойти в одном из джазовых клубов. К сожалению, дело не уда­лось, по причине участия битлов в работе над фильмом. От них из Ливерпуля приехал человек, который принес извинения от «Битлз» за то, что в это время они не смогут приехать в Лондон. В своем послании известные английские му­зыканты передали, что смогут через неделю приехать и тогда будет возмож­ность познакомиться поближе. Но в это время «Орэра» направлялись в другую страну, поскольку были подчинены «Госконцерту» и тоже выполняли свою ра­боту. В репертуаре ансамбля по-своему самобытно, в «орэровской» манере все же звучали битловские хиты «Любовь нельзя купить» и «Девушка». В Лондоне музыканты побывали в редакции известной коммунистической газеты «Мор-нинг стар». И там их спрашивали: «За что у вас в стране ругают «Битлз»? Они ежегодно платят профсоюзам десять процентов от своего дохода!». И «Орэра» ответили им, что ругают и запрещают те, кто не понимает и не хочет воспри­нимать прекрасное.


Знаменательное выступление «Орэры» состоялось в Монреале (Канада) на международном фестивале «Экспо-67». Буба Кикабидзе стал там лучшим бара­банщиком. Четыре тысячи зрителей на стадионе в Ванкувере стоя аплодирова­ли «Орэре». Из воспоминаний музыкантов ансамбля им запомнилось исполне­ние старинной грузинской песни-вокализа «Криманчули». По мнению «орэровцев», это трудноисполнимый номер, который они сделали в 1969 г. с джазовым оркестром. Когда на одном из концертов в Кремле, еще в 1930-х го­дах, прозвучала эта старинная грузинская песня, — Анастас Микоян вдруг услы­шал какие-то непроизвольные ноты «Йа, уа, уа...» в голосе одного из солистов грузинского хора. Он сказал Сталину, что этот певец портит произведение. И тогда великий отец народов ответил, что без этого голоса песни не получи­лось бы. На самом деле именно на нем все было и построено. На международ­ном музыкальном фестивале эстрадной песни в Сопоте (Польша, 1972 г.) она удостоилась лавров. Там вызывали на «бис» несколько раз. А вот по «Би-би-си» в 2000 г. «Криманчули» в исполнении «Орэры» заняла четвертое место. На пер­вом месте в этой двадцатке лучших хитов из прошлого всем известный Джо Ко­кер. Об этом рассказал ветеран ансамбля Теймураз Давитая, который и спустя сорок лет снова на сцене в составе «Орэры».

Приходилось ансамблю бывать и в горячих точках планеты. В Никарагуа музыканты попали под обстрел. Но во время концерта солист Теймураз Дави­тая говорил по-испански на протяжении всей программы. Зрители кричали: «Вива, Никарагуа!». Солдаты маршировали перед «Орэрой». Концерт превра­тился в митинг. Вспоминается Северный Йемен, где по краям сцены в качестве охраны стояли автоматчики. Трижды исполняли арабскую народную песню «Биледи — билади».

В Мехико выступали на знаменитой «Ацтекке» перед двадцатью тысячами зрителей. Первой исполнили свою родную грузинскую народную «Сулико». Пе­ли а-капелла, без сопровождения инструментов. Люди снимали костюмы и ру­башки, входили в экстаз. Настоящий восторг на лицах зрителей можно было увидеть во время исполнения попурри латиноамериканских песен. Это был це­лый блок известных, зажигательных, красочных и ритмичных песен.

Вспоминается Израиль, 1986 год, после 15-летнего перерыва в дипломати­ческих отношений с Советским Союзом. Прилетели туда из Лондона с задерж­кой рейса. Было приятно видеть, как «Орэру» встречали бывшие земляки. Они привезли четыреста ковров.

Когда в 1977 г. отправились вСША вместе с «Песнярами» и танцевальным ансамблем «Сувенир», это был тур по большим городам. Потом по этому пово­ду фирма «Мелодия» выпустила большой диск, где на одной стороне пели «Орэ-ра», а на другой «Песняры». Они дружили с Владимиром Мулявиным и его ре­бятами. А лидер и руководитель популярного ансамбля всегда ставил своим «Орэру» в пример и говорил, что вот так надо петь!

Как правило, перед зарубежными поездками «Орэра» заходили на Пятниц­кую улицу в Дом Радио, где ребятам показывали песни той или иной страны, ку­да они отправлялись. И там музыканты в качестве сюрприза исполняли эти и другие мелодии, понравившиеся на пяти континентах.


^ РУССКАЯ ПЕСНЯ В ДУШЕ «ОРЭРЫ»

Русские песни всегда звучат искренне и проникновенно в исполнении извест­ного грузинского ансамбля. Надо отметить, что «Орэра» первыми стали испол­нять песни на стихи Сергея Есенина. В то время творчество поэта не очень-то одобрялось властями. Запомнились «Отговорила роща золотая» и «Не жалею, не зову, не плачу» на музыку Григория Пономаренко, «Березка» на музыку Евге­ния Мартынова, «Над окошком месяц» на музыку композитора и баяниста Ана­толия Акименко и др.

Большая творческая дружба связывала ансамбль с композитором Георгием Пономаренко, народным артистом. Сочинял он свои песни под баян. Среди них наиболее известная — «Оренбургский пуховый платок». За свою большую жизнь создал много песен, музыки для кино и театра.

Была одна интересная история самого начала их знакомства. Руководителю «Орзры» как-то позвонил сам композитор и сказал, что написал «А где мне взять такую песню?». Роберт Бардзимашвили, не совсем расслышав и поняв, от­ветил автору: «Откуда я знаю, где ее взять». Так состоялось первое знакомство ансамбля с автором. Задушевные песни Григория Пономаренко стали украше­нием репертуара «Орэры». Потом пели про «Тополя» и «Ивушку». Они были настоящими друзьями. Известие о смерти композитора в 90-х потрясло участ­ников ансамбля, и они все вместе прилетели в Краснодар, чтобы проводить в последний путь своего любимого композитора. Многие считали песни автора народными, поскольку исполнение было настолько искренним и проникновен­ным. И вообще, ансамбль с уважением и любовью относился к русской песне.

^ КАК ВАХТАНГ КИКАБИДЗЕ ИЗ ШОУ «ОРЭРЫ» СТАЛ КИНОЗВЕЗДОЙ

Развлекательные концертные программы ансамбля «Орэра» проходили всегда с большим успехом. Сами музыканты прекрасно, с чувством юмора, вели свои концерты. Ребята играли на сцене как настоящие киноактеры. История с кон­ферансье в самом начале творческой биографии коллектива, до сих пор сего­дня хранится в воспоминаниях. Это случилось перед вылетом на концерт в Ри­гу. Их конферансье опаздал на самолет. Буквально за полчаса перед концертом в гостинице ребята распределили роли. Получилось здорово и зрителям понра­вилось. Так в ансамбле «Орэра» появились первые элементы шоу, в котором му­зыканты удачно развлекали своих слушателей.

В дальнейшем актерская игра на сцене «Орэры» стала постоянным явлени­ем. Вспоминается, как ребята шутили и одновременно пели, играли на музы­кальных инструментах. Был такой интересный момент, когда Буба и Гено реши­ли слегка пошутить во время исполнения Нани Брегвадзе русского романса «Живет моя отрада». В тот момент, когда луч света направили на Нани, сидя­щую за роялем, Буба и Гено решили поменяться инструментами. Так вот, Гено сел за ударные, а Буба не разглядел в темноте контрабас и оказался под роялем. Когда в зале включили свет, зал разразился хохотом — минут на пять.


Однажды на концерт в московский театр эстрады пришел журналист из га­зеты «Советская культура». Он записал беседу с участниками ансамбля и доба­вил потом в своей публикации «Поем и дружим» от себя фразу, которая сдела­ла карьеру в кино одному из солистов — Вахтангу Кикабидзе. Пусть, дескать, придет кинорежиссер и посмотрит на молодого симпатичного солиста, с вели­колепной мимикой киноактера. И на один из концертов в июле 1968 г. пришел известный Георгий Данелия. Он пригласил Вахтанга сыграть одну из главных ролей в кинокомедии «Не горюй» на киностудии «Грузия-фильм». Когда вместе с «Орэрой» Кикабидзе отправился на сьемки музыкального фильма «Вокруг света», на Босфоре его догнала телеграмма. В ней Данелия сообщал, что утвер­дил его на роль. Так из одного фильма Буба отправился в другой. И пришлось эпизоды с Бубой снимать уже в Батуми. Фильм получил множество премий, в том числе и международную. Вахтангу Кикабидзе достался главный приз за лучшую мужскую роль на международном кинофестивале в Колумбии (1970). Потом были разные роли в фильмах «Мелодии Верейского квартала», «Я — сле­дователь», «Совсем пропащий», «Мимино» и многие другие. Но Буба не расста­вался с «Орэрой», продолжал выступать в составе ансамбля и сниматься в кино. В 1975 г. музыкант и киноактер стал художественным руководителем «Орэры».

Затем сольная карьера Вахтанга Кикабидзе подарила нам много хороших песен, в том числе, «Мои года — мое богатство» Георгия Мовсесяна, другие хо­рошие песни — Бориса Емельянова, Александра Морозова. Певец записал не­сколько больших дисков, а его песни стали лауреатами телефестиваля «Песня года».

^ РОБЕРТ БАРДЗИМАШВИЛИ ИЗ «ОРЭРЫ» В «ВИА-75»

Основатель ансамбля, певец, гитарист, заслуженный артист Грузии Роберт Бардзимашвили всегда был идейным вдохновителем коллектива. Ему было по душе все новое в современной музыке. Для многих его уход из своего детища был непонятным и неожиданным. Сам музыкант говорил про это по-своему. Он обьяснял, что надо было менять стиль. В современной музыке все быстротечно и чтобы было интересно слушателям, надо жить завтрашним днем. Он пред­лагал в «Орэре» многое изменить, только музыканты, верные своим давним традициям, не захотели этого делать. Роберт Бардзимашвили ушел сам и сделал новый «ВИА-75». Ансамбль был создан из выпускников Тбилисской консерва­тории. Средний возраст ребят был двадцать два года. Не смотря на молодость, музыканты обладали высоким профессионализмом.

Дебют на всесоюзной сцене состоялся в телевизионном конкурсе «С песней по жизни», где также выступили ансамбли «Сябры», «Верные друзья», «Верасы», «Оризонт» и др. В репертуаре ансамбля песни молодых грузинских авторов и песни зарубежных мастеров, в том числе прославленного гитариста Джимми Хэндрикса. Необычайно интересно звучал молодой вокально-инструменталь­ный ансамбль, в аранжировке которого по очереди солировали бас- и соло-гита­ры, флейта, рояль, а ударные подчеркивали ритм и вокал на восемь голосов.


Часто записывались на фирме «Мелодия». Четыре диска-гиганта, включая «Звездопад» были современными по музыке и настроению. Солисты ансамбля Беси Канделаки, Коба Бейшиташвили, Теймураз Ревазишвили пели просто уди­вительно. Ансамбль много гастролировал за рубежом: ФРГ, Польша, Чехослова­кия, ГДР, Конго. В «Госконцерте» музыканты были одним из самых лучших мо­лодых коллективов. Всесоюзные хит-парады в газетах и журналах ставили «ВИА-75» в двадцатку. Это продолжалось с 1976 по 1979 год. Звездный путь кол­лектива продолжался, а великолепный музыкант, воспитатель, вдохновитель Роберт Бардзимашвили создал центр современной музыки в Тбилиси. Много одаренных детей определили свой путь в музыке у него в колледже. К сожале­нию, в 2004 г. Роберта Бардзимашвили не стало. Память о талантливом музы­канте, основателе «Орэры», надолго сохранится в памяти всех, кто слушал его выступления.

^ «ОРЭРА» СОРОК ЛЕТ СПУСТЯ, СНОВА В ПУТИ

Встреча с популярным ансамблем «Орэра» состоялась в Москве осенью 2001 г. Перед своими юбилейными концертами в театре «Новая опера» того самого «Эрмитажа», где впервые выступили сорок лет назад, ребята дали интервью журналистам. Встреча состоялась в пресс-центре «Мира новостей» на Петров­ке. И вот «люди из легенды» снова в Москве, лучшем городе земли, про кото­рый сочинил когда-то песню Арно Бабаджанян.

На вопрос, поют ли «Орэра» под «модные» фонограммы, певцы ответили шуткой. Не хватает-де на это денег. А если серьезно, то художественный ру­ководитель Гено Надирашвили сказал: «Мы никогда не признавали эти так на­зываемые фонограммы, потому что теряется вся динамика солиста, там нет никакого движения и на лице не видно переживания в песне, которая испол­няется». После долгого перерыва в Москву «Орэра» прибыли в составе вокаль­ного квартета. Это старожилы ансамбля — Гено Надирашвили и Теймураз Давитая, солист Coco Жвания, долгое время проработавший в «Орэре» и мо­лодой талантливый Нодар Читадзе. Художественный руководитель Георгий Мзиури. Три дня при полных аншлагах «Орэра» представляли в своем шоу, по­священном сорокалетнему юбилею, — как старые близкие и знакомые сердцу, так и новые песни. Известные артисты эстрады поздравляли коллектив с «днем рождения»: Иосиф Кобзон, Нани Брегвадзе, Эммануил Виторган, Co­co Павлиашвили, «Новый Ариэль», «Поющие сердца», «Самоцветы» Юрия Маликова...

Организовал эти концерты генеральный директор «Орэры» Артур Цомая. Особый вклад в организацию концертов сделал продюсер Валерий Щёлкин. Именно благодаря ему мы имеем возможность увидеть и услышать другие заме­чательные концертные программы, которые он делает. К юбилею был приуро­чен выпуск компакт-диска «Золотые песни «Орэры».

За пройденный многолетний богатый творческий путь многое изменилось в жизни музыкантов. В памяти со старых фотографий интернетовских сайтов


на нас смотрят те самые молодые ребята, только что вышедшие на сцену. К со­жалению, в мир иной ушли основатель и бессменный руководитель Роберт Бардзимашвили, первый тенор ансамбля Зураб Яшвили, одаренный музыкант и карикатурист Вахтанг Куция.

Певец Валерий Ломсадзе в 1982 г. уехал в Америку, где в настоящее время живет в Нью-Йорке. По-разному сложились судьбы музыкантов «Орэры». И то, что они сделали для музыкальной культуры Союза, Грузии, заслуживает уваже­ния и любви. Следующей страницей продолжения истории стала академия «Орэры», созданная на базе ансамбля в Тбилиси. Сами музыканты ежегодно проводят набор одаренных детей и учат их на тех самых традициях прекрасно­го грузинского вокала, прославившегося на протяжении многих веков. Так что жизнь продолжается и в серии «Гранд коллекшен» компании «Квадро» на этот раз выходит новый альбом ансамбля «Орэра».

А мы от всей страны пожелаем им успехов и молодого задора и кавказского долголетия. Так держать, ребята!

ДИСКОГРАФИЯ

^ ГРАМПЛАСТИНКИ (ВИНИЛ)

  1. 1969 г. «Мелодия». ВИА «Орэра». Руководитель Роберт Бардзимашвили.
    (гранд). 1. «Ты мне веришь или нет?» (Г. Цабадзе — М. Потсхишвили, рус­
    ский текст Б. Брянского) 2. «Баллада о матери» (О. Тевдорадзе — Н. Аре-
    шидзе, русский текст А. Глезера) 3. «Серенада любви» (Г. Цабадзе — Саят-
    Нова, грузинский текст П. Грузинского, русский текст А. Дмоховского)
    4. «Путники в ночи» (Б. Кемпферт — Ч. Сингелтон) 5. «Хвастун» (тироль­
    ская песня, русский текст Ю. Мосешвили) 6. «Лалеби» (грузинская песня,
    русский текст А. Дмоховского) 7. «Осетинская сюита» (А. Ованов — Н. Аре-
    шидзе) 8. «Только один поцелуй» (мексиканская народная песня) 9. «Кара-
    чогели» (Г. Цабадзе-Т Эристави) 10. «ЭКСПО-67» (С. Вене).

  2. 1969 г. «Мелодия». ВИА «Орэра». Руководитель Роберт Бардзимашвили.
    (гибкая). 1. «Я пьян от любви» (Жур — А. Борли, на турецком яз.) 2. «Сказ­
    ка» (М. Мерабишвили — Ю. Мосешвили) 3. «Помирись» (турецкая народ­
    ная песня, на турецком яз.), 4. «Криманчули» (Д. Кахидзе) — Вахтанг Кика­
    бидзе (1), Теймураз Давитая (2).

  3. 1969 г. «Мелодия». ВИА «Орэра». Руководитель Роберт Бардзимашвили.
    (гигант). 1. «Песня о весне» (В. Дурглишвили — В. Гоголашвили), 2. «Кри­
    манчули» (Д. Кахидзе), 3. «Снежные хлопья» (Г. Цабадзе — М. Потсхишви­
    ли), 4. «Девушка из Колхиды» (грузинская народная песня), 5. «Мухамбази»
    (Г. Цабадзе — М. Тархнишвили), 6. Мексиканские напевы (народные),
    7. «Мне снился сон» (А. Бояджиев — Б. Гусев), 8. «Страна цветов» (грузин­
    ская народная песня), 9. «Я пьян от любви» (М. Жур — А. Борли), 10. «А где
    мне взять такую песню» (Г. Пономаренко — М. Агашкина) 10. «Кавказские
    напевы» (Н. Брегвадзе, Р. Бардзимашвили). На грузинском (1-5,10).



На испанском (6). На болгарском (7), Вахтанг Кикабидзе (9) — на турецком языке, Зураб Лишили {10) — на русском.

4. 1970 г. «Мелодия». ВИА «Орэра». Руководитель Роберт Бардзимашвили.
л «Песни народов Мира». 1. «Сулико» (грузинская народная песня), 2. «Снова

и снова» (Б. Кемпферт) — солист Гено Надирашвили. 3. «Девушка из Гуанта­намо» (кубинская народная мелодия, X. Марти) — солист Роберт Бардзи­машвили. 4. «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс» (Дж. Гершвин) со-лист Вахтанг Кикабидзе. 5. «Я люблю Париж» (К. Портер), 6. «Черные глаза» (афганская народная песня), 7. «Возьми мою любовь» (Донида) — со­лист Роберт Бардзимашвили. 8. «Не жалею, не зову, не плачу» {Г. Понома-ренко — С. Есенин) — солист Зураб Яшвили. 9. «Помирись» (турецкая народ­ная песня) — солист Роберт Бардзимашвили. 10. «Прощальный вальс» (Л. Рид) — солист Гено Надирашвили. 11. «На берегу моря» (иранская народ­ная песня) — солист Роберт Бардзимашвили. 12. «Анжела» (Дж. Моранди) — солист Вахтанг Кикабидзе. 13. «Моя песня» (Ч. Чаплин) — солистка Нани Брегвадзе. 14. «День за днем» (английская песня).

  1. 1973 г, «Мелодия». Песни Павла Аедоницкого. «Васильки» (Я. Халецкий).
    Ансамбль «Орэра».

  2. 1973 г. «Мелодия». Песни Григория Пономаренко. «Отговорила роща золо
    тая» (С. Есенин) — ансамбль «Орэра».

  3. 1973 г. «Мелодия». Нани Брегвадзе, ВИА «Орэра». Художественный руково­
    дитель Роберт Бардзимашвили. 1. «День и ночь» (О. Тевдорадзе — И. Рез­
    ник) 2. «Сисатура» (грузинская народная песня, обработка С. Жвания)
    3. «Сумерки» (Н. Вацадзе — М. Поцхишвили) 4. «Дождь» (В. Азарашвиди-
    М. Поцхишвили) на русском (1), на грузинском (2-4).

  4. 1974 г. «Мелодия». ВИА «Орэра». Руководитель Роберт Бардзимашвили.
    «Нам 10 лет». 1. «Песня о Тбилиси» (Р. Лагидзе — П. Грузинский, русский
    текст М. Квалиашвили), 2. «Хуанита» (мексиканская народная песня, рус­
    ский текст И. Шаферана), 3. «Любовь прекрасна» (С. Фаин — П. Ф. Веб­
    стер), 4. «Маленькая булочница» (Дель Пюрко-Бигазе — П. Деланэ), 5. «Тебе
    одной» (Г. Канчели — П. Грузинский, русский текст П. Дмоховского),
    6. «Грузинская шуточная» (В. Дурглишвили — М. Поцхишвили, русский
    текст Б. рянского), 7. «Родная земля» (Г. Цабадзе — М. Какителашвили),
    8. «Дождик капает» (Б. Бакарах), 9. «Серенада» (Л. Эдилашвили — Н. Аре-
    шидзе), 10. «Арале» (В. Дурглишвили — М. Поцхилашвили), 11. «Мария-Иза-
    бель» (чилийская народная песня), 12. «Орэра» вокализ (С. Жвания). Соли­
    сты: Р. Бардзимашвили (4, 7, 9, 11), Нани Брегвадзе и Роберт
    Бардзимашвили (1, 6), Гено Надирашвили (5).

  5. 1974 г. «Мелодия». ВИА «Орэра». Руководитель Роберт Бардзимашвили.
    «Орэра — сегодня». 1. «Горская» (Ш. Милорава —Важа-Пшавела), 2. «Песня
    о матери» (А. РакВИАшвили-М. Поцхишвили), 3. «Над окошком месяц»
    (А. Акименко-С. Есенин), 4. «Урмули» (В. Дурглишвили-М. Поцхишвили),
    5. «Горы, горы» (В. Азарашвили М. Поцхишвили), 6. «Скажи, что лю­
    бишь» (Н. Рота), 7. «Сисатура» (грузинская народная песня, обр. С. Жва­
    ния), 8. «Моя дорога» (Ж. Рево — П. Анка), 9. «Снежный Тбилиси»



(М. Лордкипанидзе — М. Поцхишвили), 10. «Кукла» (марокканская народ­ная песня), 11. «История любви» (Ф. Лей), 12. «Будь что будет» (Мильячи — Фонтана). Солисты: Давид Абдуладзе (10), Роберт Бардзимашвили (4, 12), Роберт Бардзимашвили и Гено Надирашвили (2), Нани Брегвадзе (7), Тей­мураз Давитая (11), Гено Надирашвили (8), Зураб Яшвили (9).

  1. 1974 г. «Мелодия». ВИА «Орэра». Руководитель Роберт Бардзимашвили.
    1. «Мария — Изабель» (чилийская народная песня}, 2. «Скажи, что любишь»
    (Н. Рота), 3. «История любви» (Ф. Лей) — солист Теймураз Давитая, 4. «Будь
    что будет» (Мильячи — Фонтана) — солист Роберт Бардзимашвили.

  2. Песни на стихи Михаила Агашина. «Мелодия» 1975г. «А где мне взять такую
    песню?» (Г. Пономаренко) — ансамбль «Орэра».

  3. 1976 г. «Мелодия». ВИА «Орэра». Художественный руководитель Вахтанг
    Кикабидзе, музыкальный руководитель Т. Мегвинет-Ухуцесси. 1. «Ветер»
    (В. Дурглишвилли — М. Поцхишвилли), 2. «Поднимись, мой брат» (В. Аза-
    рашвили — X. Берулава), 3. «Старый мотив» (Дж. Сепиашвили — Б. Пурга-
    лин), 4. «Разлука» (музыка и слова Дэмиса Руссоса, русский текст Б. Пурга-
    лина), 5. «Не шути со мной» (музыка и слова Дэмиса Руссоса, русский текст
    В. Петровского), 6. «Выбирай, что хочешь» (Г. Цабадзе — Ю. Мосешвили,
    перевод Б. Пургалина), 7. «Возвращение» (автор неизвестен), 8. «Кто ска­
    зал, что розы быстро отцветают?» (Г. Цабадзе — Ю. Мосешвили, русский
    текст М. Пляцковского), 9. «Грузинское небо» (Г. Цабадзе —П. Грузинский),
    10. «Березка» (Е. Мартынов — С. Есенин), 11. «Любите русскую природу»
    (А. Журбин — М. Рябинин). Солисты: Валерий Ломсадзе (5, 11), Нани Брег­
    вадзе (2, 9), Вахтанг Кикабидзе (4,6), Гено Надирашвили (7).

  4. 1978 г. «Мелодия». Песни на стихи Сергея Есенина. «Отговорила роща зо­
    лотая» (Г. Пономаренко) — ансамбль «Орэра».

  5. 1979 г. «Мелодия». ВИА «ПЕСНЯРЫ», ВИА «Орэра».

  6. 1979 г. «Мелодия». ВАХТАНГ КИКАБИДЗЕ и ВИА «Орэра». «Пока сердце
    поет». Солист и художественный руководитель Вахтанг Кикабидзе.

  7. 1979 г. «Мелодия». ВИА «Орэра». Художественный руководитель Вахтанг
    Кикабидзе, музыкальный руководитель Теймураз Мегвинет-Уцухесси.
    «В старом Тбилиси». 1. «Кто поймет мою песню» (музыка народная, обр.
    И. Кечакмадзе, ел. Иетим-Гурджи), 2- «Песня рыбака» (Г. Канчели — П. Гру­
    зинский), 3. «Пиросмани» (Н. Гигаури — Л. Асатиани), 4. «Лучше бы мы не
    встретились с тобой» (музыка народная, обр. Иетим-Гурджи), 5, «Песня
    о Метехи» (В. Азарашвили — П. Грузинский), 6. «Кура уносит мою любовь»
    (В. Дурглишвили-М. Поцхишвили), 7. «Ветер» (В. Азарашвили-Д. Гвишиа-
    ни), 8-9 «Кекел джан», «Брожу по улицам с тоской» (грузинские народные
    песни, обр. И. Кечакмадзе), 10. «Напевы старого квартала» (Г. Цабадзе —
    Д. Гвишиани), 11. «Память о героях» (В. Дурглишвили — Г. Леонид-
    зе,М. Поцхишвили). Солисты: Нани Брегвадзе (5,10,11), Вахтанг Кикабид­
    зе (2, 7). На грузинском языке.

  8. 1980 г. «Мелодия». ВИА «Орэра»: художественный руководитель Вахтанг
    Кикабидзе. 1. «Греми и Гелати» (Т. Кухалев — И. Нонешвили), 2. «Орта-
    чальская красавица» (В. Азарашвили — П. Грузинский), 3. «Саят-Нова»



(Д. Туриашвили Саят-Нова), 4. «Во всех красавиц я влюблен» {Г. Цабадзе — П. Грузинский). Солисты: Нани Брегвадзе (2), Валерий Ломсадзе (3), Вах-танг Кикабидзе (4). На грузинском языке.

  1. 1987г. «Мелодия». ВИА«Орэра» 25 лет. (Первая пластинка). 1. «Страна цве­
    тов» (Г. Васадзе — Б. Перадзе), 2. «Песня о весне» (В. Дурглишвили — В. Го-
    голашвили), 3. «Луна Мтацминда» (Г. Цабадзе — Г. Хухашвили), 4. «Орэра»
    вокализ (народная музыка), 5. «Песня о Тбилиси» (Р. Лагидзе — П. Грузин­
    ский), 6. «Ты мне веришь или нет?» (Г. Цабадзе — М. Поцхишвили, русский
    текст Б. Брянского), 7. «Криманчули» (грузинская народная песня), 8. «Над
    окошком месяц» (А. Акименко — С. Есенин), 9. «Латиноамериканские напе­
    вы» 10. «Родная земля» (Г. Цабадзе — М. Какителашвили). Солистка — Нани
    Брегвадзе (5, 8).

  2. 1987 г. «Мелодия». ВИА «Орэра» 25 лет. (Вторая пластинка). 1. «Город мой
    родной» (Г. Цабадзе — М. Поцхишвили), 2. «Четыре характера» (импрови­
    зация на темы грузинских народных песен), 3. «Возраст любви» (А. Адже-
    мян — Г. Бандурян, перевод В. Гоголашвили). 4. «Славянский танец №10» во­
    кализ (А. Дворжак, обр. Дж. Ласта), 5. «Праздничная» (В. Азарашвили -
    М. Поцхилашвили), 6. «Здесь моя Грузия» (Г. Цабадзе — К. Каладзе), 7. «Ке-
    кел джан» (грузинская народная песня), 8. «Цвет небесный» (Т. Цирекид-
    зе — П. Грузинский), 9. «Воспоминание» (В. Дурглишвили — М. Поцхилаш­
    вили), 10. «Кто услышит мою песню?» (музыка народная, Иетим-Гурджи).
    Солистка — Нани Брегвадзе (10).

КОМПАКТ-ДИСКИ

  1. «Орэра». «Золотын песни». 1961-2001. «Пролог мыозик>

  2. «Орэра». «Grand Collection». 2005. «Квадро-диск».

  3. «Орэра». «45 лет». 2005. «Квадро-диск».







Похожие:

«орэра» — 1969 Г. — Роберт бардзимашвили iconДокументы
1. /11 Роберт Артур - Тайна говорящего черепа 1969.doc
«орэра» — 1969 Г. — Роберт бардзимашвили iconИсточник: газета "Рыбный Мурман" №117 1969 года
Цымбалюк александр Федорович, капитан траулера «Запорожье» в 1969 году, рт «Макеевка» в 1971-м
«орэра» — 1969 Г. — Роберт бардзимашвили iconпреодоление многолетнего разделения в 1969-1970 годах. Завещание Алексия I
Дело об Американской митрополии (рпц и Православная Церковь Америки) – преодоление многолетнего разделения в 1969-1970 годах
«орэра» — 1969 Г. — Роберт бардзимашвили iconДокументы
1. /Летопись/Содержание к летописи.doc
2. /Летопись/Тит....

«орэра» — 1969 Г. — Роберт бардзимашвили iconДокументы
1. /Роберт Брюс_АСТРАЛЬНЫЙ ШНУР.TXT
2. /Роберт...

«орэра» — 1969 Г. — Роберт бардзимашвили iconРоберт Рождественский

«орэра» — 1969 Г. — Роберт бардзимашвили iconРоберт Рождественский

«орэра» — 1969 Г. — Роберт бардзимашвили iconРоберт Шекли «Рыболовный сезон»

«орэра» — 1969 Г. — Роберт бардзимашвили iconРоберт Рождественский таежные цветы

«орэра» — 1969 Г. — Роберт бардзимашвили iconРоберт Рождественский зал ожидания

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов