«москвичи» — 1971 Г. — «верные друзья» icon

«москвичи» — 1971 Г. — «верные друзья»



Название«москвичи» — 1971 Г. — «верные друзья»
Дата конвертации17.07.2012
Размер297.99 Kb.
ТипДокументы



ГЛАВА 7


«МОСКВИЧИ» — 1971 Г. — «ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ» — 1973 Г.

Из нашей фонотеки:

Вокально-инструментальный ансамбль

«Москвичи» — в 1971 г.

Руководитель Юлий Слободкин.

«Верные друзья».

Руководитель Юрий Щеглов.

Год создания 1973.

«Росконцерт».

«ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ» НА ВСЕ ВРЕМЕНА

Это оптимистичное название — «Верные друзья» — было придумано музыкан­тами уже существовавшего известного московского вокально-инструменталь­ного ансамбля «Москвичи». Новое имя вполне соответствовало ребятам, их творческому пути, порой с крутыми поворотами. Сказать про их сплочен­ный коллектив можно было бы словами из одной известной песни компози­тора Никиты Богословского: «Один за всех и все за одного...». А какие мело­дичные произведения они тогда пели и выпускали на своих пластинках: «Песенка верных друзей» из одноименного кинофильма, про «Девятый класс», где весна по имени Светлана, «Все к лучшему изменится, поверь» или «Ты мне веришь или нет» и, конечно, «Синий иней», «Счастливых дней кару­сель»....

По истории создания «Москвичи» были практически первым московским ВИА вслед за «Голубыми гитарами» Игоря Гранова и «Веселыми ребятами» Пав­ла Слободкина. В то время официальных музыкальных коллективов в жанре ВИА было совсем немного. Но у всего рабочего состава музыкантов, у всех бы­ло единственное желание — петь и одновременно играть на электрооргане, эле­ктрогитарах или ударниках с бубном! Делать это было достаточно сложно, по­скольку хотелось еще и свободно двигаться по сцене. Да, мешали провода от микрофонов и электрогитар, а также серьезные возражения художественных советов, принимавших концертные программы. В репертуаре непременно нужны были патриотические с гражданской тематикой произведения совет­ских композиторов. Как нелегко было «Поющим гитарам» Анатолия Васильева пробить и утвердить этот жанр первыми в стране, а на западе он жил и сущест-


вовал уже давно — там были, уже любимые, «Битлы», «Роллинги», «Манкисы». И вот благодаря энтузиазму советских музыкантов, вообще не видевших не только живых выступлений западных групп (по телевизору их просто не пока­зывали, а видеомагнитофонов и CD-плейеров тогда еще не было), но и их фо­тографий, наш «биг-бит» все-таки зазвучал! В то же примерное время ВИА все чаще появлялись как на профессиональной, так и на самодеятельной эстраде. В каждом городе, при филармониях и институтах, дворцах культуры, заводах и фабриках создавались вокально-инструментальные ансамбли.


^ «ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ» НАЧИНАЛИСЬ В «МОСКВИЧАХ»

История вокально-инструментального ансамбля «Верные друзья» начиналась на заре первых профессиональных ВИА в популярном коллективе «Москви­чи». Летом 1971 г. музыканты — выпускники музыкальных училищ и уже имею­щие достаточный опыт работы — решили создать свой молодежный ансамбль. А поскольку все были жителями столицы, то и название пришло само по себе — просто и точно: «Москвичи»! Надо сказать, что на самодеятельной сцене сто­лицы еще с 1968 г. выступало рок-трио «Москвичи» братьев Шаповаловых, иг­равшее заводной «рок-билли» в кафе «Молодежное» на улице Горького (сегодня это прежняя и одновременно новая Тверская).

«А что же было в нашей стране до официального жанра вокально-инстру­ментальных ансамблей?» — поинтересовался я у солиста «Москвичей» и «Верных друзей», а сегодня — руководителя замечательной шоу-группы «Доктор Ватсон» Георгия Мамиконова. Как первому исполнителю песни «Ее-тердей» из репертуара «Битлз» на всесоюзном телеэкране в составе вокаль­но-инструментального оркестра «ВИО-66», еще в 1967 г., ему есть, что вспомнить и рассказать. «Еще до рождения всего этого направления ВИА, — говорит Георгий Мамиконов, — у нас в стране был единственный большой коллектив «ВИО-66», 1966 года рождения. Наш руководитель — композитор, выдающийся джазмен, автор известного «Черного кота» — Юрий Сергеевич Саульский. Он замечательный человек, много сделавший для пропаганды со­ветского джаза за рубежом. «ВИО-66» не надо путать с ВИА. Это был вокаль­но-инструментальный джаз-оркестр с мужским и женским вокальными квар­тетами. Он был единственным в Советском Союзе, а может и в Европе. Тогда уже существовали оркестры Джеймса Ласта и Поля Мариа, которые играли эстраду. Юрий Сергеевич очень помогал вокально-инструментальным ансам­блям — «Верным друзьям», «Акварелям», «Добрым молодцам», а также моло­дежным рок-командам — «Цветы», «Автограф», «Машине Времени», «Группе Гуннара Грапса». Он вставал за них стеной на художественных советах и не терпел халтуры. В годы начального периода творчества ВИА, как никто дру­гой, помогал, когда на нас обрушилась волна, насильно заставляющая музы­кантов, исполнять песни только членов Союза композиторов. Никаких Ан­тоновых, Майоровых, Добрыниных в репертуарах ансамблей тогда просто не было».


^ ВИА «МОСКВИЧИ», ОЛЕГ УХНАЛЕВ И АЛЛА ПУГАЧЕВА

«Москвичей» приняли на работу в концертно-гастрольное обьединение «Рос-концерт». Вначале ансамбль был аккомпанирующим составом уже известному певцу Олегу Ухналеву. Кто не помнит популярных песен в исполнении этого голосистого исполнителя, таких как «И не то что бы да, и не то что бы нет», «Балладу о солнечном Ра», звучавших по радио и на грампластинках. Творчес­кая биография певца из Горького (ныне Нижнего Новгорода) начиналась в ан­самбле песни и пляски Балтийского флота, затем в «ВИО-бб» под руководст­вом Юрия Саульского, певец закончил Московскую Государственную консерваторию. Руководителем ансамбля «Москвичи» стал искусный москов­ский гитарист Валерий Беспалов, некоторое время работавший в ансамбле «Веселые ребята», во времена записи «Люди встречаются» и «Легко влюбить­ся». Солистами стали Георгий Мамиконов и Евгений Гудков — выпускники Свешниковского музыкального училища, работавшие в «ВИО-66». Инстру­менталистами стали замечательные музыканты из Московского обьединения музыкальных ансамблей, выступавшие в лучших ресторанах Москвы и имею­щие достаточно большой опыт, — это бас-гитарист Валерий Дурандин (потом он работал в «Веселых ребятах»), Александр Соколовский (труба), Владимир Кожевников (фортепиано), Евгений Пырченков (ударные), Михаил Акопян (саксофон). После недолгого сотрудничества с Олегом Ухналевым их пути ра­зошлись. Певца уволили за банальный «кир», а «Москвичи» продолжили свою биографию самостоятельно. Очень активно стали сотрудничать с композито­рами, пианистом Алексеем Мажуковым и вибрафонистом Леонидом Гарином. В репертуаре звучали старые и новые песни о Москве, «Московская кадриль» и «Московское метро». Именно в этот период в ансамбль «Москвичи» прихо­дит работать совсем юная Алла Борисовна Пугачева. До этого она уже записа­ла несколько песен Микаэла Таривердиева для фильмов «Король-олень» и «Печки-лавочки», а также некоторое время пела в ансамбле «Новый элек­трон» под руководством Валерия Приказчикова. Перейти в «Москвичи» певи­цу пришлось уговаривать. Первый опыт работы в «Новом электроне» — веч­ные дороги и гастроли — оказал явно отталкивающее воздействие на восприятие мира. Администратору «Москвичей» Олегу Наумовичу Непомня­щему удалось все же пригласить певицу, несмотря на недавнее рождение у нее дочери Кристины. Солостка Алла Пугачева пела в «Москвичах» песни Лео­нида Гарина и Алексея Мажукова, в том числе «У меня, Марины». В начале 1972 г. Аллу Пугачеву пригласил в свой классический джазовый биг-бэнд наш выдающийся музыкант и дирижер Олег Лундстрем.

^ «МЫ ВАМ ЧЕСТНО СКАЗАТЬ ХОТИМ...»

В этот период на «Москвичей» обрушилась целая полоса невезения и неудач. Несмотря на невысокую зарплату, соизмеримую со студенческой стипендией, ансамбль «Москвичи» уволили из «Росконцерта» «по бюджетным соображени-


ям». Двоих музыкантов — барабанщика и пианиста, — забрали в армию. Коллек­тив покинул руководитель Валерий Беспалов. Солист Евгений Гудков перешел в другой ансамбль «Росконцерта» ВИА «Коробейники». Но благодаря огром­ной энергии и вдохновению музыканты продолжили свое творчество. На ва­кантное место гитариста пришел молодой талантливый вокалист Игорь Капи-танников, к тому же еще по образованию виолончелист. До этого он был претендентом в состав нового вокально-инструментального ансамбля Виктора Векштейна, успел немного поиграть там на бас-гитаре.

Но вернемся к этому черному периоду в жизни «Москвичей». Сегодня музы­канты, как ни парадоксально, вспоминают о тех временах как лучших страни­цах своей истории. Дело в том, что после ухода из «Росконцерта» ребята устро­ились в дом культуры при Тушинской чулочной фабрике (тогда Тушино считалось пригородом). Вечерами играли на танцах. Некоторые музыканты «Москвичей» работали днем на фабрике. Повезло «Москвичам«-студентам — им было необязательно работать на этом производстве.

В это время в дом культуры к ребятам приходят композиторы Юрий Сауль-ский и Борис Рынков. Музыканты знакомятся с поэтом-песенником Леонидом Дербеневым и часто бывают в гостях у него дома. Свои новые песни в ансамбль приносит молодой московский автор, пианист Сергей Дьячков, к тому време­ни очень хорошо известный хитом «Алешкина любовь» в исполнении «Весе­лых ребят». «Москвичи» первыми исполнили песню про девчонок «Честно го­воря» («А как без них прожить...»). Записать на фирме «Мелодия» не удалось, поскольку первая версия текста сразу оказалась запрещена. Стае Намин в «Цве­тах» заменил в тексте несколько строк, и тогда песня прошла художественные советы. Сам автор — слов Михаил Ножкин — не знает про первых исполните­лей «Москвичей», поскольку композитор, наверное, не очень-то хотел расска­зывать о первом провале песни. А в то время на танцах вместе с ребятами игра­ла группа Стаса Намина. Помнится, например, как Александр Лосев пел на польском «Не задирай носа» из репертуара «Червонных гитар» и что-то на ан­глийском из «Битлз».

В конце 1972 г. состав ансамбля «Москвичи» был на самой высокой про­фессиональной ноте. Солист ансамбля Георгий Мамиконов пел и играл на бубне. Пианист Геннадий Пузырев (Макеев) любил также играть на ударной установке и заниматься аранжировками песен. Ритм-секцию составляли: басист, вокалист и аранжировщик Валерий Дурандин, барабанщик Михаил Филиппов, гитарист и вокалист Игорь Капитанников, играющий на виолон­чели. Музыканты духовой секции медных инструментов: трубач Александр Соколовский — еще и скрипач, саксофонист Ефим Дымов играл на альт-скрипке, а тромбонист Игорь Осколков был еще и скрипачей. Струнный квартет в вокально-инструментальных ансамблях был представлен только у «Москвичей». Даже известные музыканты английской группы «Дип пепл» не могли обойтись собственными музыкальными силами, а пригласили на за­пись одного из своих альбомов в 1970 г. целый симфонический оркестр Маль­кольма Арнольда.


^ «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР» — В ИСТОРИИ ВИА «МОСКВИЧИ»

Добрая молва быстро распространилась про ВИА «Москвичи». С предложени­ем о сотрудничестве к ребятам обратился певец Юлий Слободкин. Достаточно известный в то время исполнитель русских народных песен, он был лауреатом всесоюзных и международных конкурсов. Певец был родственником Павла Слободкина и в 1971 г. работал солистом в «Веселых ребятах». Он обратился к музыкантам о сотрудничестве. Так в своем полном составе «Москвичи» при­шли на работу в «Москонцерт».

Там произошел интересный случай. Показаться художественному совету на­до было солидно, в костюмах. Их естественно у ребят еще не было. Выручил ди­ректор ансамбля «Веселые ребята» Михаил Плоткин. Он тайком вынес из «Москонцерта» белые костюмы «Веселых ребят». В них ансамбль и предстал перед жудожественным советом. Может быть еще и поэтому программа блестя­ще прошла утверждение, и ребята были приняты в столичную концертную ор­ганизацию. Руководителем стал певец Юлий Слободкин. Работали по соседст­ву с другим вокально-инструментальным ансамблем «Москвички», в котором пели симпатичные девчонки.

Когда начали репетировать новую концертную программу, познакомились с композитором Давидом Тухмановым. Георгий Мамиконов привел известного автора на репетицию «Москвичей». В те годы у композитора уже по всей стра­не звучали хиты: «Эти глаза напротив», «Восточная песня», «Последняя элект­ричка» и главная «Я люблю тебя, Россия». Исполнительская манера, высокий вокальный и инструментальный уровень — все это понравилось Тухманову и буквально через несколько дней он передал для ансамбля свои новые песни: «Как прекрасен этот мир», «Любовь — дитя планеты», «Налетели вдруг дожди» и «День без выстрела». «Москвичи» записали их на центральном телевидении и всесоюзном радио.

«Была почти смешная история, — вспоминает Георгий Мамиконов. — На эк­ране вместо нас вставали другие люди, которые были коротко пострижены и пели под нашу фонограмму. Вообще настоящий цирк. Нельзя было появиться на экране с бородой и усами, а также двигаться. А вот в песне «Как прекрасен этот мир» можно было немного улыбнуться».

На пластинках эти песни прозвучали в исполнении «Веселых ребят» — «Как прекрасен этот мир» и «Любовь — дитя планеты», «Самоцветов» — «Налетели дожди» и Галины Ненашевой — «День без выстрела». Почему Тухманов не отдал сразу «Веселым ребятам» свои новые песни? По-видимому, потому что ан­самбль, несмотря на свой высокий исполнительский уровень, был еще запре­щенным после того, как выпустил первую в СССР пластинку с битловскими хи­тами «Старенький автомобиль» и «Облади-облада», — да, после этого трудно было быть не запрещенными.

Историю песни «Как прекрасен этот мир» рассказал мне сам компози­тор Давид Тухманов на юбилейном вечере поэта-песенника Юрия Энтина в Кремле. Это был его сто тысяч первый рассказ об этой песне: «Наше со­трудничество с Юрием Сергеевичем начиналось давно, еще в 70-е, когда он


получил заказ от центрального телевидения написать песню к детскому мультфильму «Голубой щенок». Мы уже были знакомы, и он предложил мне написать музыку на его стихи. А когда мы пришли с готовым произведени­ем, то художественный совет его не принял. Нам сказали, что это совсем не детская песня. А у меня осталась мелодия, на которую потом поэт Владимир Харитонов написал другие стихи, и получилась «Как прекрасен этот мир». Вот такая шуточная история». А на пластинке она впервые появилась на первом авторском диске-гиганте в исполнении Юрия Антонова и Татьяны Сашко.

Концертная деятельность «Москвичей» проходит очень удачно и они часто выступают на больших площадках страны, в том числе только что открывшем­ся Государственном центральном концертном зале «Россия». Музыканты стано­вятся лауреатами Всесоюзного конкурса на лучшее исполнение советской пес­ни в Минске. В их программе прозвучали песни Давида Тухманова «Как прекрасен этот мир» и «Налетели вдруг дожди», а также песня «Гляжу в озера синие» Леонида Афанасьева из популярного в то время телефильма «Тени ис­чезают в полдень».

ВИА «Москвичи» занимают второе место и получают звание лауреатов. На первом — ансамбль «Песняры», исполнившие «Мы идем по стране» Иго­ря Лученка и «Березовый сок» Вениамина Баснера. На третьем — «Ялла» из Ташкента, а на четвертом — украинский ВИА «Кобза» под руководством Александра Зуева. В это время в «Москвичах» вместе с Георгием Мамиконо-вым, Игорем Капитанниковым, Игорем Осколковым, Юлием Слободкиным также работают: вокалист Александр Бырыкин, барабанщик Александр Да­нилович, пианист Олег Виговский, трубач Юрий Ветхов, тромбонист Олег Балашов, бас гитарист Леонид Плавинский, солист-вокалист Вячеслав Тол­мачев. После всесоюзного конкурса ансамблю была предоставлена возмож­ность записать первую грампластинку на фирме «Мелодия». Среди песен выбрали «Не зря тебя назвали москвичом» Александры Пахмутовой, «Мос­ковские ворота» и «Расскажи мне сказку» Леонида Гарина и одну из ранних песен молодого автора Славы Добрынина «Сны» (по своей стилистике не очень-то и подходит к авторству его известных запоминающихся хитов пери­ода в середине 70-х). Записанной пластинке не суждено было появиться под названием вокально-инструментального ансамбля «Москвичи». В результате некоторых творческих разногласий с руководителем Юлием Слободкиным, музыканты всем составом уходят из «Москонцерта», оставив там свое назва­ние. На их место сразу пришли другие музыканты, а музыкальным руководи­телем стал Николай Воробьев (экс-кировского ВИА «Возьми гитару», а по­том основателя ВИА «Музыка» с рок-оперой «Алые паруса»). В «Москвичи» снова вернется Алла Пугачева, где вместе с Юлием Слободкиным они будут исполнять народные песни. Впрочем, особенного успеха у дуэта не получи­лось (нет ни одной записи на пластинках). После этого Алла Пугачева стано­вится лауреатом У Всесоюзного конкурса артистов эстрады, на котором исполнила песню «Посидим, поокаем» на стихи Ильи Резника, а потом — со­листка ВИА «Веселые ребята».


^ ВАЛЕРИИ ОБОДЗИНСКИИ: НОВАЯ ЖИЗНЬ «МОСКВИЧЕЙ»

И НОВОЕ НАЗВАНИЕ

Летом 1973 г. коллектив музыкантов ВИА «Москвичи», ушедших из «Москон-церта», решил придумать себе новое название. В это время ребятам сделал предложение о сотрудничестве известный певец Валерий Ободзинский. У по­пулярного исполнителя была также с 1971 г. полоса невезения. В то время ми­нистр культуры Лапин назвал творчество Валерия Ободзинского «западничес­ким» и распорядился о запрете его концертной деятельности в РСФСР. Лишь в 1972 г. указ прекратил свое действие, и певец продолжил гастролировать с ор­кестром Олега Лундстрема.

О первой встрече с замечательным певцом Валерием Ободзинским вспоми­нает музыкант ансамбля «Верные друзья» — Игорь Капитанников: «Мы собра­лись на встречу с Валерой в живописном месте, на даче Жоры Мамиконова. Бы­ла замечательная солнечная погода. Мы уже много думали о новом названии ансамбля и Игорь Осколков, качаясь на качелях, вдруг непринужденно сказал: «А не назваться ли нам, собственно, «Верными друзьями»?!» И мы так все вме­сте задумчиво помолчали и сказали: «А почему бы и нет?».

Вот именно так с певцом Валерием Ободзинским музыканты стали «Верны­ми друзьями». Их сотрудничество продлилось лет пять. Валерий Владимиро­вич был художественным руководителем ансамбля. Они вместе работали в кон-цертно-гастрольном объединении «Росконцерт», где когда-то и начинали работать ребята, тогда еще с Олегом Ухналевым.

Творческая дружба с «Верными друзьями» основывалась на взаимопонима­нии и честном отношении друг к другу. Концерты проходили блоками, в кото­рых сначала Валерий пел песни своего репертуара в сопровождении «Верных друзей», затем как бы передавая эстафету им для выступления со своими песня­ми. Музыкальным руководителем стал пианист, ленинградец Юрий Щеглов из оркестра Олега Лундстрема. Вместе с ним из оркестра в коллектив пришел та­лантливый гитарист Борис Пивоваров. Его выразительные впечатляющие ри­фы соло-гитары многие, наверное, помнят на диске «По волне моей памяти» Тухманова. Юного восемнадцатилетнего гитариста услышали во время гастро­лей оркестра Лундстрема на одной из танцевальных площадок Львова. Борис там играл в местном ансамбле на танцах. Его привели к Лундстрему, который, услышав игру музыканта, сразу взял в свой оркестр. Работа в «Верных друзьях» потом сменится на «Смеричку», поскольку музыкант вернется на Украину.

Первая пластинка вышла на фирме «Мелодия» в 1973 г., записанная еще бу­дучи ВИА «Москвичи». Эта первая работа музыкантов стала для них дорогим сердцу воспоминанием. Гибкая грампластинка на четыре песни «Не зря тебя назвали москвичом», «Расскажи мне сказку», «Московские ворота» и «Сны» вы­шла небольшим тиражом. А вот следующий формата «миньон» стал популяр­ным и песни — «Девятый класс», «Снегурочка», «Лишний билет» и «Песенка верных друзей» — понравились, обрели популярность. Вместе с Валерием Ободзинским ВИА «Верные друзья» записали четыре диска, один из которых формата гигант — песни знакомые и известные: «Пойми меня», «Я ревную те-


бя», «Вечный вальс», «Лишь вчера», «Наказание мое», «Мечтается людям», «Словно день тому назад», «Алешенька» и многие другие. В составе ансамбля в это время работают: солист Георгий Мамиконов, Валерий Дурандин — бас-ги­тарист и вокалист, исполнивший на пластинке песню «Девятый класс», солист-вокалист Александр Бырыкин. Секция медных: Игорь Осколков, Ефим Дымов, Александр Соколовский, Геннадий Жарков. Вокалист и гитарист Игорь Капи-танников. Из рижского ВИА «Эолика» в «Верные друзья» пришли Владимир Плоткин (барабаны) и бас-гитарист Юрий Гринев и сделали замечательную ритм-секцию. Владимир Плоткин вместе с Борисом Пивоваровым и басистом Аликом Фельдбергом принимали участие в записи диска «По волне моей памя­ти». Они также записали с Давидом Тухмановым «миньон» из двух композиций «Памяти поэта» и «Памяти гитариста» на стихи Андрея Вознесенского. Вместе с Валерием Ободзинским «Верные друзья» проработают вместе до 1975 г. По­сле чего певец прекращает на время свое творчество, а «Верные друзья» про­должают выступать с концертами и записывать пластинки.

^ ЖИЗНЬ «ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ» КАК «СЧАСТЛИВЫХ ДНЕЙ КАРУСЕЛЬ»

Как правило, самый интересный период в творческой жизни ансамбля часто связан с кинематографом. Еще бы, ведь начало положено самим названием «Верные друзья» — есть такой кинофильм. Ансамблем успешно записывается музыка к фильмам «Большое космическое путешествие», «В моей смерти про­шу винить Клаву К. «, «Центровой из поднебесья», «Остров сокровищ». Работа над песнями композитора Алексея Рыбникова к фильму «Большое космическое путешествие» была наиболее интесной и запоминающейся. Надо отметить, что автор музыки обычно работал с «нотнограмотными» музыкантами, разбираю­щимися в нотах. Из многочисленных ВИА его взгляд профессионала выбрал «Верных друзей». Замечательную дуэтную песню «Ты мне веришь или нет?» впервые исполнили Лина Берлинская вместе с солистом ансамбля Игорем Ка-питанниковым. Также запомнилась за кадром «Песня гонщиков» в исполнении ВИА «Верные друзья».

Время новых песен в жизни ансамбля радовало как музыкантов, так и слу­шателей. Как обычно, происходили изменения в составе. Кто-то приходил, а кто-то уходил в другие ансамбли. Например, творчество Валерия Дурандина продолжилось в «Веселых ребятах», где он сделал интересные аранжировки на болгарском альбоме и втором диске-гиганте ансамбля. Александр Барыкин продолжил в «Веселых ребятах» и «Самоцветах», а уже потом в своем «Карна­вале». В 1977 г. руководителем стал саксофонист и композитор Ефим Дымов. Замечательные музыканты пришли в ансамбль. Например, интересный обра­зованный гитарист Влад Овчинников. В его творческой биографии ВИА «По­моры», «Время, вперед!», «Апрель», «Надежда». Музыканты из Питера: трубач Виктор Нейдиковский, солистка Нина Буренкова, вокалист Владимир Костро-мин (больше известный как «Кострома»), — внесли в ансамбль музыкальный


дух северной столицы. Появились сильный тромбонист Геннадий Киселев из Уфы, трубач и флейтист Юрий Веселов.

Как раз в это время ВИА «Верные друзья» принимают участие в третьем те­левизионном конкурсе «С песней по жизни», который вели замечательные дик­торы Татьяна Коршилова и Олег Марусев. Коллектив исполнил «Нет земли родней» Павла Аедоницкого, «Из Вагантов» Давида Тухманова, «Ты рядом, ты здесь « и «Днем и ночью» Юрия Саульского, «Карусель» Виталия Кретова. В конкурсе принимали участие ВИА «Ровесники» Владимира Сегаля, ВИА «Оризонт» Олега Мильнштейна, ВИА «Верасы» Василия Раинчика, Ксения Ге-оргиади, Роза Рымбаева, Павел Бабаков и многие другие. Борьба за побед}' в те­левизионном конкурсе была достаточно трудной. В жюри композиторы реша­ли — «кому идти с песней по жизни». Коллектив «Верные друзья» был удостоен почетного диплома за исполнение песни «Счастливых дней карусель», а первое место досталось ВИА «Оризонт» за исполнение песни «Как молоды мы были». Она была своевременна и, что называется к месту, поскольку в жюри находи­лась сама Александра Николаевна Пахмутова, — автор исполненного произве­дения. На самом деле — не это главное. Как обычно после побед в конкурсах все­союзного значения, исполнители получали право записать свой новый «миньон» вне очереди. «Верные друзья» записали в очередной раз новую плас­тинку «Днем и ночью», где все четыре выше названные песни нравились слуша­телям.

^ ВТОРАЯ ЖИЗНЬ «СИНЕГО ИНЕЯ» АЛИКА АЗИЗОВА В ЛЕНИНГРАДЕ

Популярность зарубежных песен была у нас не меньше, чем своих. Вспомним хотя бы «Толстого Карлсона» из репертуара группы «Кристи», «Прекрасное воскресенье» в обработке «Поющих гитар», «Девушка» из «Битлов» в исполне­нии Валерия Ободзинского, многочисленное количество русских переводов «Венеры» голландца Робби Ван Леувена (у нас больше известной как «Шизга-ры»} из репертуара голландцев «Шокинг блю», знаменитых «Генералов песча­ных карьеров», перепетых у нас квартетом «Аккорд», а затем «Несчастным слу­чаем», и где в отличие от оригинальной версии текста, пелось о беспризорном мальчике. Ребятам из ансамбля также нравились мелодии и ритмы зарубежной эстрады. Поэтому в своих концертных программах музыканты включали мод­ные и любимые песни. Среди этих мелодий можно назвать: «Мир, в котором нет тебя» из репертуара Джо Дассена, «Синий иней» Нила Седаки, а также -«Бонн М», Африка Симона...

Очень интересная история получилась у «Синего инея». Известный амери­канский, пианист, певец и композитор Нил Седака написал эту песню еще в 60-е. А их у него в творческом багаже более шестисот. Все очень интересные и мелодичные. Даже наша фирма «Мелодия» в конце 70-х выпустила большой диск автора «Неожиданный успех». Было это приблизительно в то время, ког­да в Западной Германии появилась музыкальная группа «Ирапшен» с очарова-


тельной певицей Прейшис Уилсон, которые спели совсем по-новому его хит, известный у нас как «Синий иней». А у них он назывался «Один билет на про­езд». Так вот на русском языке эта мелодия впервые прозвучала в 1970 г. Испол­нили ее ленинградские «Поющие гитары» Анатолия Васильева. А вот запом­нившиеся слова на все века сочинил замечательный поэт Санкт-Петербурга Алик Азизов. Посвятил своей единственной любимой, а потом ставшей ему лю­бящей женой — Людмиле. Ленинградский кораблестроитель, любитель по­эзии, в начале 60-х попробовал сочинять стихи. Они вышли в книгах поэта, а также превратились в пятьдесят песен на музыку Станислава Пожлакова, Ана­толия Васильева, Александра Морозова, Александра Розенбаума, Юрия Анто­нова и других. В 1982 г. поэт трагически погиб.

В 1979 г. и ансамбль «Верные друзья» также записал эту песню. Тогда коллек­тив пригласили для участия в телевизионной передаче «Зимние виды спор­та» — там, на Финском заливе они записали песню «Синей иней». Этот клип до сих пор показывают по ленинградскому телевидению.

^ «ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ» ПЕЛИ О МИРЕ, ПАРОХОДЕ И ДРУЖБЕ

В 80-ые годы на отечественной эстраде рядом с вокально-инструментальными ансамблями появилось модное понятие «рок-группа». Правда, вначале это на­звание присутствовало только на ярких афишах, а на конвертах грампласти­нок коллективы отечественного рока еще обозначали через аббреВИАтуру «ВИА». Например, первая гибкая грампластинка группы «Машина времени» с песнями из фильма «Душа» вышла еще как вокально-инструментального ан­самбля. Надо отметить, что в этот период на базе многих ВИА создавались группы «тяжелого рока». «Верные друзья» по этому поводу как-то и не думали становиться рок-группой. Современных ритмов в их музыке и так было доста­точно. Ребята пели о мире, любви и дружбе. Ансамбль принимает участие в записи авторского диска поэта-песенника Михаила Пляцковского «Я + Ты», где исполняют две песни уже модного тогда композитора Вячеслава Добры­нина. Музыканты много гастролируют по просторам нашей Родины СССР. Поездки на БАМ были романтикой больших дорог. Там «Верные друзья» уча­ствовали в местном фестивале «Огни магистрали» вместе с талантливыми певцами лауреатами всесоюзных и международных конкурсов Жанной Рож­дественской, Ксенией Георгиади, Зауром Тутовым, Виктором Ланцовым. Много разных хороших воспоминаний. Состав музыкантов в это время в «Верных друзьях» выглядел так: Ефим Дымов — руководитель, Георгий Ма-миконов — солист, Игорь Капитанников — бас-гитара и вокал, Игорь Ятор — труба, Михаил Файльзинберг — ударные, Михаил Купцман — пианист, Виктор Камашев — солист, Влад Овчинников — гитара, Александр Соколовский — тру­ба, Нина Буренкова — вокал (жена гитариста коллектива Владимира Овчин­никова), Виктор Грошев — солист, Виктор Бут вторая гитара (замечатель­ный музыкант из ВИА «Здравствуй, песня»}. Жили дружно и весело. А еще любили играть в футбол. Были интересные матчи между ансамблями «Лейся,


песня!», «Веселые ребята», «Самоцветы». В свой гастрольный багаж приходи­лось загружать вместе с гитарами, барабанами, микрофонами и спортивный инвентарь.

Новая маленькая грампластинка «Я надеюсь» была выпущена в 1984 г. Это была последняя запись ансамбля на виниле. Хочется отметить, что в диск во­шли три песни — «Дружба» Владимира Сидорова, «Первый фокстрот» Юрия Саульского и «Я надеюсь» Ефима Дымова. На самом деле, «Дружба» была напи­сана еще в 1936 году. Эту ретро-песню своего отца в ансамбль принесла талант­ливая поэтесса и известная телеведущая Татьяна Коршилова, впоследствии ра­но умершая. В 1985 г. «Верные друзья» выступают в финале телевизионного фестиваля «Песня-85» с песней «Пароход». Их достаточно часто показывают в телеэфирах, а в анонсах газеты программы «Говорит и показывает Москва» печатают фотографии ансамбля. В коллективе также работают барабанщик Анатолий Петров, Михаил Семенов, Александр Минский, Павел Шабашов, Владимир Смирнов, Александр Денежкин, Павел Павлов, Игорь Иванников.

^ «ДОКТОР ВАТСОН» ВЫШЕЛ ИЗ «ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ»

В конце 80-х ансамбль «Верные друзья», как и «Веселые ребята», «Поющие гита­ры», «Лейся, песня!», прекратили свою творческую деятельность. Не навсегда конечно, как «Битлз»! Ефим Дымов эмигрировал в Израиль, а другие музыканты «Верных друзей» занялись каждый своим делом. И как пелось в одной известной песне «И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет». Так появился квартет «Сюрприз» из единомышленников, солистов популярных вокально-инструментальных ансамблей. Идея принадлежала Георгию Мамико-нову — солисту ВИА «Верные друзья». Мужской вокальный ансамбль «Сюрприз» стал свежим дыханием на советской эстраде восьмидесятых. Коллектив был со­здан в 1986 году. В его состав вошли солисты известных вокально-инструмен­тальных ансамблей. Георгий Мамиконов (экс-«Верные друзья»), Виктор Грошев (экс-«Магистраль», ВИА «Верные друзья», ВИА «Ровесники» под управлением Владимира Сигала), Тимур Миронов (экс-«Ровесники» под управлением Влади­мира Сегаля), Виктор Камашев {экс-«Магистраль», «Лейся,песня!», «Поющие сердца», «Верные друзья») Как раз в то время прекратил свое существование ВИА «Верные друзья». Для ансамбля много песен сочинил экс-клавишник групп «Цветы», «Круг» и «Лотос», — музыкант, композитор Александр Слизунов. Свои песни с долей юмора и шуток в «Сюрприз» приносили Аркадий Укупник («Хим­чистка»), Андрей Мисин {«Фокстрот»), Евгений Хавтан («Речная княжна»), Алексей Мажуков {«Талисман»), Игорь Дорохов («Мода, мода»), Евгений Слизу­нов — брат Александра, делал не только вокальные аранжировки, но и прекрас­но аккомпанировал ребятам на клавишных, а также сочинил веселые песни: «Сторож Петрович», «Бирка», «Веселый экипаж». Поэты-песенники с удоволь­ствием сочиняли тексты для мелодий в оригинальной современной аранжиров­ке клавишных компьютерных синтезаторов — это Владимир Солдатов, Валерий Сауткин, Вадим Степанцов, Ян Гальперин, Виктор Патрушев и другие. Первая


маленькая пластиночка ансамбля «Сюрприз» мгновенно приобрела популяр­ность после участия коллектива в телепередаче «Утренняя почта» с песнями «Ремонт», «Химчистка», «Доктор Ватсон». После удачных гастролей в Польшу музыканты решили изменить название ансамбля на «Доктор Ватсон» — эта глав­ная хитовая песня «Сюрприза».

Шоу-группа «Доктор Ватсон» взяла курс на ретро-песни 50-60-70 годов. В 1988 году началась творческая биография коллектива под этим шутливым на­званием. Репертуар стали составлять попурри на темы популярных советских песен прошлых лет. В 1991 году группа выпускает караоке на двойном альбоме, на виниле. Тогда это было впервые среди слушателей в нашей стране, хотя на западе уже были такие пластинки с инструментальным аккомпанементом, на­пример, из репертуара немецкого дуэта «Модерн Токинг». Неизменным оста­вался костяк вокалистов — Георгий Мамиконов, Виктор Грошев и Тимур Миро­нов. В ансамбле пели также Виктор Камашев, Игорь Иванников (экс-«Верные друзья»), клавишник Алексей Ермолин (потом в «Неприкасаемых» у Гарика Су­качева), Игорь Браславский (экс-«Надежда», «Голубые гитары»). В начале 90-х «Доктор Ватсон» фактически вернул популярность советским вокально-инстру­ментальным ансамблям, исполняя веселые попурри на темы песен из реперту­ара «Песняров», «Поющих гитар», «Веселых ребят». Вслед за этим по «Радио Ретро» стали звучать записи ВИА. В Москву вернулись «Песняры» и отметили 25-летие своего ансамбля в ГЦКЗ, «Самоцветы» снова собрались в составе с Еленой Пресняковой, а «Добры молодцы» успели записать и выпустить ком­пакт-диск песен из репертуаров популярных ВИА 70-х, «Поющие гитары» сего­дня в своем оригинальном составе!
^

ВИА «ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ» В НОВОМ ВЕКЕ СНОВА ВМЕСТЕ


Возрождение вокально-инструментальных ансамблей в стране достаточно быс­тро катилось по стране — «Песняры», «Поющие гитары», «Самоцветы», «Доб­ры молодцы», «Орэра», «Поющие сердца», «Ариэль», «Цветы» Стаса Намина, «Лейся, песня!», «Пламя 2000», «Веселые ребята». «Верные друзья» возобнови­ли свое творчество в 2002 г. по инициативе солиста и руководителя группы «Доктор Ватсон» Георгия Мамиконова. Именно он предложил гитаристу Владу Овчинникову, работавшему тогда с ним в известном ВИА, собрать снова ан­самбль. Володя пригласил в ансамбль бас-гитариста Игоря Капитанникова, од­ного из его бывших солистов. В качестве солистки Владимир решил прослу­шать свою дочь Марию Овчинникову. Ее мама Нина Буренкова в 80-х была солисткой ансамбля «Верные друзья». Приход в коллектив певца, композитора и аранжировщика Тахира Садекова стало большой удачей. Первое выступление возрожденного ансамбля состоялось на вечере памяти певца Валерия Ободзин-ского. Вместе с Георгием Мамиконовым «Верные друзья» исполнили песню «Где же ты?» из репертуара французского певца Джо Дассена.

На московской фирме «Си Ди Лэнд» в скором времени был выпущен ком­пакт-диск. Еще с окончания эпохи винила записей ансамбля «Верные друзья»


маленькая пластиночка ансамбля «Сюрприз» мгновенно приобрела популяр­ность после участия коллектива в телепередаче «Утренняя почта» с песнями «Ремонт», «Химчистка», «Доктор Ватсон». После удачных гастролей в Польшу музыканты решили изменить название ансамбля на «Доктор Ватсон» — эта глав­ная хитовая песня «Сюрприза».

Шоу-группа «Доктор Ватсон» взяла курс на ретро-песни 50-60-70 годов. В 1988 году началась творческая биография коллектива под этим шутливым на­званием. Репертуар стали составлять попурри на темы популярных советских песен прошлых лет. В 1991 году группа выпускает караоке на двойном альбоме, на виниле. Тогда это было впервые среди слушателей в нашей стране, хотя на западе уже были такие пластинки с инструментальным аккомпанементом, на­пример, из репертуара немецкого дуэта «Модерн Токинг». Неизменным оста­вался костяк вокалистов — Георгий Мамиконов, Виктор Грошев и Тимур Миро­нов. В ансамбле пели также Виктор Камашев, Игорь Иванников (экс-«Верные друзья»), клавишник Алексей Ермолин (потом в «Неприкасаемых» у Гарика Су­качева), Игорь Браславский (экс-«Надежда», «Голубые гитары»). В начале 90-х «Доктор Ватсон» фактически вернул популярность советским вокально-инстру­ментальным ансамблям, исполняя веселые попурри на темы песен из реперту­ара «Песняров», «Поющих гитар», «Веселых ребят». Вслед за этим по «Радио Ретро» стали звучать записи ВИА. В Москву вернулись «Песняры» и отметили 25-летие своего ансамбля в ГЦКЗ, «Самоцветы» снова собрались в составе с Еленой Пресняковой, а «Добры молодцы» успели записать и выпустить ком­пакт-диск песен из репертуаров популярных ВИА 70-х, «Поющие гитары» сего­дня в своем оригинальном составе!
^

ВИА «ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ» В НОВОМ ВЕКЕ СНОВА ВМЕСТЕ


Возрождение вокально-инструментальных ансамблей в стране достаточно быс­тро катилось по стране — «Песняры», «Поющие гитары», «Самоцветы», «Доб­ры молодцы», «Орэра», «Поющие сердца», «Ариэль», «Цветы» Стаса Намина, «Лейся, песня!», «Пламя 2000», «Веселые ребята». «Верные друзья» возобнови­ли свое творчество в 2002 г. по инициативе солиста и руководителя группы «Доктор Ватсон» Георгия Мамиконова. Именно он предложил гитаристу Владу Овчинникову, работавшему тогда с ним в известном ВИА, собрать снова ан­самбль. Володя пригласил в ансамбль бас-гитариста Игоря Капитанникова, од­ного из его бывших солистов. В качестве солистки Владимир решил прослу­шать свою дочь Марию Овчинникову. Ее мама Нина Буренкова в 80-х была солисткой ансамбля «Верные друзья». Приход в коллектив певца, композитора и аранжировщика Тахира Садекова стало большой удачей. Первое выступление возрожденного ансамбля состоялось на вечере памяти певца Валерия Ободзин-ского. Вместе с Георгием Мамиконовым «Верные друзья» исполнили песню «Где же ты?» из репертуара французского певца Джо Дассена.

На московской фирме «Си Ди Лэнд» в скором времени был выпущен ком­пакт-диск. Еще с окончания эпохи винила записей ансамбля «Верные друзья»


на компакт-дисках не выходило. Запись получилась достаточно качественной, яркой, в первую очередь, благодаря гитаристу, аранжировщику и специалисту по работе со звуком Владу Овчинникову. Дело в том, что после «Верных дру­зей» Володя работал звукорежиссером в группе «Доктор Ватсон», да и гитар­ные дела не забывал, аккомпанируя, например, певцу Вилли Токареву. Реклам­ный анонс и рассказ о новом компакт-диске прозвучал на волнах «Радио России» в передаче «Были на виниле» замечательного музыканта, «народни­ка», автора и составителя Олега Чвикова. Как нам кажется, диск интересный, в нем сохранен драйв того времени, когда впервые звучали хорошо знакомые песни: «Девятый класс», «Синий иней», «Все к лучшему», «Карусель»... Сегодня с большим успехом проходят концерты ансамбля. Для «живых» выступлений пригласили музыкантов: молодого клавишника Олега Дремина и барабанщика Вячеслава Синегубова. В концертных выступлениях ансамбля также принимал участие клавишник Павел Павлов (скончался в 2005 году). Жизнь ансамбля продолжается, как и снова звучит эта добрая «Песенка о верных друзьях» из од­ноименного старого фильма 50-х.

ДИСКОГРАФИЯ

^ ГРАМПЛАСТИНКИ (ВИНИЛ)

  1. 1973 г. «Мелодия». ВИЛ «Верные друзья». Руководитель Юрий Щеглов. «Не
    зря тебя назвали москвичей» (А.Пахмутова — Н.Добронравов), «Сны»
    (В. Добрынин — Б. Кочермазов, перевод В. Гераскина), «Московские ворота»
    (Л. Гарин — Н. Олев), «Расскажи мне сказку» (Л. Гарин —А. Поперечный).

  2. 1974 г. «Мелодия». ВИА «Верные друзья». Руководитель Юрий Щеглов.
    «Песня верных друзей» (Т. Хренников — М. Матусовский), «Снегурочка»
    (Л. Гарин — Н. Олев), «Девятый класс» (Б. Монастырский — Ю. Рыбчин-
    ский) — солист В. Дурандин, «Лишний билет» (С. Березин — Л. Дербенев).

  3. 1974 г. «Мелодия». Валерий Ободзинский и ВИА «Верные друзья». «Пойми
    меня», ^Вечный вальс» (Н. Богословский — ИКохановский), «Я ревную те­
    бя» (П. Богословский — А. Поперечный), «Я ревную тебя» (Н. Богослов-
    ский-И. Кохановский).

  4. 1975 г. «Мелодия». Валерий Ободзинский и ВИА «Верные друзья». (А. Пах­
    мутова — Н. Добронравов).

  5. 1975 г. «Мелодия». Валерий Ободзинский «Пойми меня». Диск-гигант. ВИА
    «Верные друзья».

  6. 1975 г. Мелодия». Песни Алексея Рыбникова из кинофильма «Большое кос­
    мическое путешествие» (слова Игоря Кохановского). «Ты мне веришь или
    нет?» (Л. Берлинская — И. Капитанников), «Песня гонщиков» — ВИА «Вер­
    ные друзья», «Млечный путь» (Л. Берлинская и Е. Камбурова, ВИА «Вер­
    ные друзья»),

  7. 1975 г. «Мелодия». Валерий Ободзинский и ВИА «Верные друзья» под руко­
    водством Юрия Щеглова. «Дорога» (Р. Майоров — В. Харитонов).




  1. 1978 г. «Мелодия». ВИА «Верные друзья». Руководитель Ефим Дымов.
    «Днем и ночью» (Ю. Саульский — М. Танич), «Ты рядом, ты здесь» (Ю. Са-
    ульский — И. Шаферан), «Карусель» (В. Кретов — А. Поперечный), «Все
    к лучшему» (А. Журбин — И. Грицкова).

  2. 1979 г. «Мелодия». Песни на стихи Анатолия Поперечного. «Карусель»
    (В. Кретов) — ВИА «Верные друзья».

  3. 1980 г. «Мелодия». Песни на стихи Михаила Пляцковского «Я+Ты» (диск-
    «гигант»). ВИА «Верные друзья» — «Я+Ты» и «Школьная любовь» (В. Доб­
    рынин).

  4. 1982 г. «Мелодия». «Жди и помни меня». Диск-гигант. ВИА «Верные дру­
    зья» — «Песня гонщиков» (А. Рыбников — И. Кохановский).

  5. 1984 г. «Мелодия». ВИА «Верные друзья». Руководитель Ефим Дымов.
    «Дружба» (В. Сидоров — А. Шмульян), «Первый фокстрот» (Ю. Сауль­
    ский — Н. Олев), «Я надеюсь» (Е. Дымов И. Шаферан).

КОМПАКТ-ДИСКИ

  1. 2002 г. ВИА «Верные друзья». «СиДи Лэнд» — «Первое музыкальное изда­
    тельство». Владимир Овчинников — вокал, гитара. Игорь Капитанников —
    вокал, бас гитара. Тахир Садеков — вокал, клавишные, саксофон. Мария
    Овчинникова — вокал, клавишные. 1. «Песня из кинофильма "Верные дру­
    зья"» — (Т. Хренников — М. Матусовский), 2. «Девятый класс» (Б. Монас­
    тырский — Ю, Рыбчинский), 3. «Лишний билет» (С. Березин — Л. Дербе­
    нев), 4. «Черные глаза» (музыка и слова Т. Садеков), 5. «Днем и ночью»
    (Ю. Саульский — М. Танич), 6. «Снегурочка» {Л. Гарин — Н. Олев), 7. «Пес­
    ня гонщиков» — (А. Рыбников — И. Кохановский), 8. «Ты мне веришь или
    нет?» (А. Рыбников — И. Кохановский), 9. «Карусель» (В. Кретов —А. Попе­
    речный), 10. «Синий иней» (Н. Седака, русский текст А. Азизов), 11. «Ты
    рядом, ты здесь» (Ю. Саульский — И. Шаферан), 12. «Все к лучшему»
    (А. Журбин — И. Грицкова).

  2. 2005 «Золотая русская коллекция» — ВИА «Верные друзья» (Новые запи­
    си) - МРЗ.







Похожие:

«москвичи» — 1971 Г. — «верные друзья» iconВерные друзья, верные друзья

«москвичи» — 1971 Г. — «верные друзья» iconВнеклассное мероприятие: "птицы друзья наши верные" Цель
Цель: познакомить ребят с интересными фактами из жизни птиц, их многообразием, с жизнью птиц
«москвичи» — 1971 Г. — «верные друзья» iconДокументы
1. /Бхагавад-Гита (как она есть 1971)/bg_01.txt
2. /Бхагавад-Гита...

«москвичи» — 1971 Г. — «верные друзья» iconИсточник: газета "Рыбный Мурман" №97 1971 года
Клочков николай Федосеевич, капитан на судах "Мурмансельди". Умер в 1971 году на трудовом посту
«москвичи» — 1971 Г. — «верные друзья» iconДокументы
1. /Владимир Гиляровский_Москва и москвичи.doc
«москвичи» — 1971 Г. — «верные друзья» iconИсточник: газета "Рыбный Мурман" №144 1971 года
Мирюзен анатолий Андреевич, капитан траулера «Шилка» Мурманского тралового флота в 1971 году
«москвичи» — 1971 Г. — «верные друзья» iconИсточник: газета "Рыбный Мурман" №34 1971 года
Захаров василий Трофимович, капитан срт-4236 Беломорской базы гослова в 1971 году. Добивался успеха на промысле
«москвичи» — 1971 Г. — «верные друзья» iconИсточник: газета "Рыбный Мурман" №137 1971 года
Смирнов анатолий Николаевич, капитан срт «Албанов» в 1971 году, срт «Комсомольск» в 1972-м
«москвичи» — 1971 Г. — «верные друзья» iconВедущий: Добрый вечер дорогие друзья!
...
«москвичи» — 1971 Г. — «верные друзья» iconМифологические и фольклорные образы в лирике К. Васильева в том же чистом поле лежит Латырь-камень. Я спрошу у Латырь-камня: «Давно ли лежишь, Латырь-камень? И долго ли будешь лежать?»
Латырь-камень. Я спрошу у Латырь-камня: «Давно ли лежишь, Латырь-камень? И долго ли будешь лежать?» «Лежу я с (начала) свету белого...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов