Зимы и весны «ариэля» icon

Зимы и весны «ариэля»



НазваниеЗимы и весны «ариэля»
Дата конвертации17.07.2012
Размер147.13 Kb.
ТипДокументы

ЗИМЫ И ВЕСНЫ «АРИЭЛЯ»

Неизвестные страницы Челябинска большей частью, полагаю, относятся к далекой или, по крайней мере, относительно далекой истории города. В современной жизни таких страниц, думаю, не так много. И уж совсем ничего неизвестного, казалось бы, не может быть в творчестве нашего легендарного ансамбля «Ари­эль»., каждый шаг творчества которого оставил большой или не очень большой, но все же зафиксированный след з истории: гастроли, премьеры, записи пластинок, зарубежные поездки и г. д. Однако все же не все.

Так получилось, что автору этих строк несказанно повезло в жизни познакомиться и подружиться с многолетним лидером «Ариэля» Валерием Ярушиным. Произошло это в уже далеком 1964 году, когда мы оба поступали в одну группу по классу баяна в Челябинское музыкальное училище им. П. И. Чайковского. Да­лее четыре года дружно учились вместе, всегда сидели за одной партой и становление В. Ярушина как талантливейшего музыканта и организатора прославленного коллектива происходило на моих глазах.

Валерий был удивительно всеяден. Естественно, являлся не­плохим баянистом, увлекался дирижированием, легко освоил домру и в студенческом оркестре играл., между прочим, в груп­пе первых домр. Многие специалисты-домристы скромно сидели в оркестре за его спиной.

В эти же годы В. Ярушин с невероятной страстью (именно страстью!) начал увлекаться рок-н-роллом и своей любимой бас-гитарой. Это было время невероятного, стремительного, поис­тине фантастического подъема группы «Битлз». И хотя в нашей стране существовал так называемый «железный занавес», для музыки границ не могло быть даже в такой закрытой стране, как наша. Так или иначе «Битлз» зовсю звучал и в Советском Союзе. В. Ярушин, обладавший потрясающим чувством нового, стал отчаянным битломаном. Но не поверхностным почитателем ливерпульской четверки. Он глубоко постиг музыкальные души этих славных английских парней и их удивительную музыку. А со временем, между прочим, Валерий даже стал внешне походить на Джона Леннона.

После окончания музыкального училища (1968 год) мы вме­сте поступили в только что открывшийся Челябинский государ-


ствемный институт культуры, но Валерий сначала учился недолго
(и закончил его пишь в 1981 году). Рок-н-ролл захватил молодого музыканта окончательно.

Сначала 8. Ярушин создал ансамбль «Аллегро», а в 1970 году после слияния «Аллегро» и старого «Ариэля» появился новый «Ариэль» под управлением Валерия Ярушина.

Мы продолжали дружить, и я, естественно, был почти еже­дневно посвящен в творческий процесс коллектива. А процесс этот был, должен вам сказать, ярким, свежим, невероятно талантли­вым. Из-под перэа В. Ярушина появились потрясающие аранжиров­ки русских народных песен. Сначала «Ой, мороз-мороз», затем «Отставала лебедушка», «Отдавали молоду» и другие. Это были настоящие шедевры. «Ариэль» трудился поистине вдохновенно.

Жизнь ансамбля тем не менее была сложной.
Победы на фе­стивалях «Серебряные струны-7 1» в г. Горьком (1971 г.) и «Ян­тарь Лиепаи» (1972 г.) принесли коллективу известность, но и б то же самое время массу проблем. Не будем забывать, что это было время тоталитарного советского режима со всеми вытекающими из этого идеологическими предрассудками.

Но в случае с «Ариэлем» все в итоге случилось, как в доброй и светлой сказке. В 1973 году выдающийся советский композитор Н. Богословский на страницах «Литературной газеты» дал «Ариэ­лю» высочайшую оценку, что и решило в конечном счете судьбу ансамбля. «Ариэль» вскоре приняли в штат Челябинской филар­монии, и в 1974 году коллектив блистательно победил в Москве на V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады.

Все это было на моих глазах во всех деталях и подробностях. Валерий не только делился со мной какими-то новостями. Часто я становился первым слушателем его новых произведений и аран­жировок, постоянно наблюдал за творческим процессом и даже «муками творчества» Валерия Ивановича. А поскольку в те годы у меня началось увлечение музыкальной критикой (сначала на об­ластном радио, а затем в газете «Вечерний Челябинск»), то неза­метно, а главное естественно, я стал заправским ариэлеведом. Поначалу были радиопередачи и статьи о творчестве «Ариэля». А потом само собой пришла мысль написать книгу, первый ва­риант которой я закончил весной 1982 года. Назвал ее «Зимы и весны «Ариэля». И, как говорили в те интересные времена, «как простой советский человек» пришел к главному редакто­ру Южно-Уральского книжного издательства Оксане Сергеевне Булгаковой. Пришел, представился и сказал, что написал книгу об ансамбле «Ариэль». Не скрою: в издательство шел с боль­шим волнением и был готов получить решительный отказ. Однако Оксана Сергеевна буквально расцвела и всячески приветствовала работу. Тут же пригласила в кабинет редактора О. Д. Сухози-пову, которая также пришла в восторг от идеи издать книгу об «Ариэле». О. Булгакова дала необходимые практические советы


и сказала, чтобы мы готовили рукопись б ближайший тематиче­ский план издательства. Это была просто фантастика! Это сейчас, в наше время, все достаточно элементарно. Написал книгу, на­шел деньги и печатай, когда хочешь и сколько хочешь. В совет­ское время все было совершенно не так.

Книгу можно было напечатать тогда з Южно-Уральском книжном издательстве, единственном на несколько областей. А потому, чтобы попасть в тематический план издательства, чаще всего уходили многие годы. А иногда и вообще невозможно было напечататься. Никогда! А тут, как говорится, дело пошло прямо «с колес».

С О. Суховиповой мы с увлечением взялись за работу, и в конце 1982 года рукопись была готова и ее сразу включили в тем-план на 1984 год. Далее известный механизм тех времен: темплан отправили на утверждение в Москву. И, о ужас! Летом 1983 года из Москвы приходит отказ. Все позиции темплана утвердили, а наши «Зимы и весны «Ариэля» нет.

Поначалу большой тревоги не было. О. Булгакова уверенно сказала, что уладит все вопросы в Москве. «Мало ли что им там показалось», - сказала она мне. - «Позвоню в Москву и все во­просы решу», - добавила Оксана Сергеевна напоследок. Пред­ложила зайти через неделю.

Когда я зашел к О. Булгаковой через неделю, настроение и интонация главного редактора были совсем другие, чем неделю назад. Выяснилось, что книги о вокально-инструментальных ан­самблях, оказывается, запрещены к изданию. И никаких дискус­сий и обсуждений по этому вопросу быть не может. Москвичи объяснили Оксане Сергеевне, говоря современным языком, все совершенно конкретно и ясно. Ну а что такое запрещение в со­ветское время жившим в те времена, думаю, объяснять особо не надо.

Однако О. Булгакова была человеком интересным, творче­ским, современным. Сама была великолепным журналистом, писателем. Она прекрасно понимала всю несправедливость и абсурдность сложившейся ситуации и предложила вариант реше­ния этой проблемы. Посоветовала нам с В. Ярушиным через Че­лябинский обком комсомола выйти на московское издательство «Молодая гвардия». Почему-то она считала, что это издатель­ство, находящееся в прямом подчинении от ЦК ВЛКСМ, вполне может издать такую книгу. Наивный человек! Оксана Сергеевна явно недооценивала родную советскую власть.

Тем не менее, мы ринулись с В. Ярушиным осуществлять предложенный план. Сначала обратились в обком ВЛКСМ. Здесь за «Ариэль» никого агитировать не нужно было. «Ариэль» был гордостью края, визитной карточкой Южного Урала. За под­писью секретаря обкома ВЛКСМ Валерия Кожеурова 15 ноября 1983 года в Москву ушло ходатайство. Вот оно:


«Исх. № 4\7 15 ноября 1983 г.

Москва, ЦК ВЛКСМ, Отдел культуры 1. Боканю Ю.

Челябинский обком комсомола просит оказать содействие в пу­бликации в издательстве «Молодая гвардия» книги Виталия Вольфовича «Ариэль». Книга посвящена творческой биографии одного из ведущих советских вокально-инструментальных ансамблей «Ариэль» (художе­ственный руководитель В. Ярушин) Челябинской филармонии, лауреату областной комсомольской премии «Орлёнок», лауреату V Всесоюзного конкурса артистов эстрады и фестивалей «Серебряные струны» и «Ян­тарь Лиепаи».

^ Секретарь обкома ВЛКСМ В. Кожеуров».

12 декабря того же года пришел первый ответ из ЦК ВЛКСМ, который я сохранил и с удовольствием сейчас публикую.

«Уважаемый Виталий Абрамович!

Ваш материал об ансамбле «Ариэль» мы получили. В ближайшее время мы постараемся рассмотреть возможность публикации прислан­ного Вами материала.

^ Зам. зав. Отделом культуры ЦК ВЛКСМ Г.Ратникова»

А следом, 3 января 1984 года, пришло еще одно письмо, ко­торое поставило жирную точку во всей этой истории.

«Уважаемый Виталий Абрамович!

Отдел культуры ЦК ВЛКСМ обращался в издательство «Молодая гвардия» с просьбой о публикации книги об ансамбле «Ариэль».

К сожалению, по разным весьма аргументированным причинам, вы­пустить в ближайшее время такую книгу они не могут.

^ Зам. зав. Отделом культуры ЦК ВЛКСМ Г.Ратникова»

«Разные» и «аргументированные» причины были совершенно понятны. Запрет он и есть запрет. Написав к тому времени всего одну книгу, я сразу попал в число запрещенных авторов.

Но вскоре началась перестройка, давшая надежду на издание несчастной книги. По ходу дела я написал в то время еще две книги: «Челябинск музыкальный» и «Музыканты Южного Урала». К концу 80-х годов действительно появилась возможность издать книгу «Зимы и весны «Ариэля». Уже не нужно было разрешения из Москвы. Достаточно было получить одобрения местного об­кома КПСС. Можно было печатать книги практически в любой типографии.

В те годы я активно сотрудничал с областной организацией общества «Знание», которое заинтересовалось моей книгой, и мы совместно решили в это сложное и нестабильное в экономи-


ческом отношении время выпустить книгу. Но какой-то рок навис над ней.


Макет книги взялся делать Я. Н. Мельник. Работы там было максимум на неделю, но Ярослав Николаевич тянул, тянул... Прошел месяц, другой, третий ...Макет он сделал только через год в 1990 году, когда инфляция взлетела буквально до космиче­ских высот, цены менялись еженедельно, и общество «Знание» к этому времени было не в состоянии в финансовом плане вы­пустить книгу.

Конечно, сегодня я не позволил бы ни Я. Мельнику, никакому другому человеку так вести себя. Не делаешь вовремя -- свобо­ден. Пятнадцать лет тому назад мне не хватило твердости.

...Прошло еще несколько лет, и можно было без труда издать книгу. Но в это время я был уже окончательно поглощён гармо­нью. Написал и издал около десяти книг о гармони, гармонистах и народной музыке. А рукопись об «Ариэле», во-первых, слегка устарела, кое-что в ней нужно было пересматривать. Во-вторых, ее нужно было просто дописывать, а я уже как бы вышел из темы. Сам же «Ариэль» жив и здоров по сей день, творчески активен, хотя и не так ярко, дерзко и красиво, как в 70-е и 80-е годы.






В книге-очерке рассказываете я о важнейших этапах твор­ческого пути лауреата фестивалей «Серебряные струны-71», «Янтарь Лиепаи-72», V Всесоюзного конкурса артистов эстра­ды вокально-инструментального ансамбля Челябинской фи­лармонии «Ариэль», о его большой популярности не только в нашей стране, но и за рубежом, дана характеристика его исполнительского стиля и репертуара.

...Закончилось выступление молодых участников V Всесо­юзного конкурса артистов эстрады, стихли еще недавно напол­ненные звуками концертные залы, и все с нетерпением ожидали решения жюри.

Двадцать вокально-инструментальных ансамблей собрались б 1974 году в Москве, и непросто оказалось определить самых достойных. Но в одном авторитетная комиссия проявила редкое согласие: первое место присудить Челябинскому «Ариэлю».

«Ариэль» стал потрясением конкурса, - писала ленинградская «Смена». — Очень хорошо, что широкая молодежная аудитория может, наконец, познакомиться с большим искусством ансам­бля». Так «Ариэль» решительно взошел на всесоюзную эстраду, но до такой яркой победы прошло четыре года становления, по­исков своей музыки, своей манеры исполнения.

Путь коллектива к широкой популярности во многом типичен для наших ВИА. Чтобы достичь признания, потребовались не толь­ко время, но и неустанные искания, творческая воля, настоящий артистический характер. Становление и развитие «Ариэля» явля­ются показательными для молодых музыкантов, мечтающих о высотах истинного мастерства, стредлящихся сказать свое слово в искусстве.

Исток же начинанию был положен в один из осенних вече­ров 1970 года, когда в молодежном кафе «Юность» проходи­ло своеобразное творческое соревнование двух популярных в Челябинске вокально-инструментальных ансамблей - «Ариэль» и «Аллегро». Этот импровизированный концерт и натолкнул его участников на мысль об объединении лучших исполнительских сил в один коллектив. Так возник новый «Ариэль», во главе которого стал руководитель «Аллегро» Валерий Ярушин. Первоначальный состав созданного ВИА определился таким: Валерий Ярушин (бас-гитара), Лев Гуров (гитара-ритм), Борис Каплун (ударные, скрип­ка), Лев Фидельман (орган), Виктор Слепухин (гитара-соло).

На первых репетициях обнаружилось, что музыканты обла­дают разными вокальными данными. Л. Гуров, например, очень мягким, доверительно-нежным голосом, В. Ярушин, напротив,— довольно резким с металлическим призвуком, а Борис Каплун — ярким, чуть ли не оперным тенором. Поначалу не так-то просто





оказалось спеть элементарный трехголосный аккорд- Потре­бовалось время, тщательная вокальная работа, изучение до­стоинств и недостатков каждо­го, прежде чем выработалась характерная для «Ариэля» вы­сокая культура исполнения.

А пока ансамбль стал гото­
виться к областному конкурсу
«Алло, мы ищем таланты»,
представляя Дворец культуры
железнодорожников.1 Прослу­
шивалось множество записей
советских и зарубежных ВИА,
у которых ариэлевцы стре­
мились перенять особенности
аранжировок для рок-группы,
слияние вокала с инструмен­
тальным сопровождением,


принципы развития музыкаль­ной композиции. Это было важно для освоения секретов жанра, неизбежного на раннем этапе, но Валерию Ярушину, музыканту серьезному и вдумчивому, не хотелось идти по пути копирова­ния. Свое творческое кредо он видел в обращении к русской на­родной песне.

Интерес к ней возник не случайно, ибо народная музыка окружала его с детства: отец прекрасно играл на гармонике-двухрядке, а мать, выросшая в зауральской деревне, знала и хорошо пела много крестьянских песен. К тому же Валерий закончил музыкальное училище по классу баяна, где изучались принципы ее развития, характерные приемы варьирования. Но глубинную суть фольклора он познавал не только по печатным сборникам или обработкам, а прежде всего соприкасаясь с непо­средственным живым исполнением сохранившихся образцов под­линного народно-песенного искусства. Сколько было услышано замечательных мелодий в своей первозданной красоте! Уже в музыкальном училище у В. Ярушина произошла попытка синте­зировать их с эстрадой, когда он организовал ансамбль «Джаз-балапайка-2» по типу известного коллектива В. Купревича.

Показанные В. Ярушиным аранжировки, русских народных пе­сен «Ой, мороз-мороз» и «Ничто в полюшке не колышется» вызва­ли неожиданную реакцию ариэлевцев: как это они, исповедующие чистый рок, умеющие мастерски копировать самих «Битлз», - и


со сцены запоют русские-песни: Но народная музыка, ее яркие поэтические образы, своеобразная полифония сде­лали свое дело, и вскоре она зазвучала в новом нарядном «одеянии».

Пройдя этап предваритель­ных прослушиваний, ансамбль получил право выступать в за­ключительном туре конкурса «Алло, мы ищем таланты», проходившем во Дворце спор-га «Юность». Огромный зал был заполнен до отказа. Все ариэлевцы уже имели опреде­ленный опыт концертных вы­ступлений, но такой большой

аудитории ОНИ еще не видели. Поет Лее Гуров

Не только это вызывало волнение музыкантов. Прежде всего артисты беспокоились за песни. Как воспримут их в современной трактовке? Ведь это было новым явлением для наших вокально-инструментальных ансамблей. Правда, ВИА начинали свою дея­тельность а середине 60-х годов именно поисками сзязей с на­родным искусством, однако успехов не добились. Казалось бы, напевы не искажались, подлинные мелодии сохранялись без из­менений, но сама манера исполнения, стиль, иные ритмы и тем­пы вызывали возражения не только фольклористов, но и просто любителей музыки. А начавшие чуть раньше «Ариэля» работу с народной песней белорусские «Песняры» еще не пользовались широкой популярностью у публики. И вот хорошо знакомые в быту «Ой, мороз-мороз» и «Ничто в полюшке не колышется» зазвучали в концертном зале не под баян или балалайку, а под электрогитары.

...Затих последний аккорд, пауза - и зал взрывается аплодис­ментами. Долго не отпускали зрители исполнителей, радостных и счастливых. Это выступление принесло ансамблю не только успех, но и стало признанием того нового, что начал «Ариэль» тогда, в январе 1971 года, - обращение к русской народной песне.

«Ариэль» занял первое место и получил право участвовать в зональном конкурсе, проходившем в Свердловске в марте 1971 года. Там южноурапьцы уступили ВИА из Ташкента «Ялла» и не попали на заключительный тур «Алло, мы ищем таланты», состоявшийся в Москве. Очень хотелось молодым музыкантам добиться такого права, впервые записаться на пластинку как по­бедителям Всесоюзного смотра талантов, но все мечты


Однако, выступление «Ари­эля» не осталось незамечен­ным: еще з Свердловске ан­самбль получил приглашение на фестиваль «Серебряные струны-71» в Горький. Челябинцы его приняли, но с боль­шими сомнениями: все-таки сказывалось поражение, не­сколько пошатнувшее уверен­ность в своих силах и выборе правильного репертуарного пути. Перед поездкой в Горь­кий произошло изменение в составе: место покинувшего «Ариэль» Л. Фидельмана за­нял органист Сергей Шариков, приглашенный из ансамбля «Пилигримы».

На фестиваль ансамбль
Лев Гуров и Борис Каппун приехал под впечатлением

свердловской неудачи. Робость ариэлевцев была настолько сильной, что они даже отказались ре­петировать при всех и только внимательно слушали выступления своих конкурентов, каждый из которых стремился поразить друг друга эффектным исполнением.

Четырехдневный конкурс подходил к концу, явным претен­дентом на лидерство в нем считался Александр Градский с трио «Скоморохи», да и последующие места в кулуарах уже поспе­шили поделить.

Но вот в последний день на сцене появляются пятеро никому не известных ребят в русских костюмах, начинают петь - и пута­ют все «карты» зрителей и членов жюри.

«Это было неожиданно и странно - среди любительских групп натолкнуться на чисто профессиональный состав, очень русский по манере, никого не копирующий», - так писал впоследствии известный музыковед Аркадий Петров. Он отметил важнейшие исполнительские черты ансамбля, получившие развитие в даль­нейшем, а впервые проявившиеся на фестивале «Серебряные струны-71»; «Ариэль» тяготеет преимущественно к лирическим тонам, к поэзии, к музыкальной душевной гармонии - достаточ­но прослушать два-три номера, чтобы ощутить это».1

' В конкурсную программу «Ариэля» входили следующие произведения: «Принцесса» (В. Колесников - В. Паршукоа), «Тишина» Л. Гурова, «Золотые сны» из репертуара ансамбля «Битлз» и аранжировка В. Ярушина русской народной песни «Отставала лебедушка».




Закончился конкурс, жюри подвело итоги, и «Ариэль» за­нял первое место, получив так­же диплом за гражданствен­ность тематики.

О значительном уровне
«Серебряных струн» гово­
рил и резонанс в зарубежной
прессе. Например, крупней­
ший американский музыкаль­
ный журнал «Билбоард», по­
местив фото «Ариэля», писал:
«Фестиваль показал, что рок-
музыка широко популярна в
СССР и ряд самостоятельных
групп достиг высокого уровня
профессионализма... Хотя Мо­
сква и Ленинград — два города,
считающиеся музыка льны ал и
столицами, были представлены
несколькими ансамблями, но
победу одержал «Ариэль» из
Челябинска». Борис Каппун

Пожалуй, именно этот фестиваль, успех на нем зо многом определили дальнейшее развитие «Ариэля». Сомнения музыкан­тов развеялись, и перспективы на будущее стали намечаться со всей определенностью.

Весной 1972 года призвали в ряды Советской Армии В. Слепухина и предстояло найти нового гитариста. Выбор пал на сем­надцатилетнего Сергея Антонова, игравшего в ВИА педагогиче­ского института.

Во время проходившего в Челябинске Всесоюзного семинара художественных руководителей дворцов культуры железнодо­рожников ариэлевцы познакомились с Я. Ветра из латвийского го­рода Лиепая, которому понравилось искусство «Ариэля», давше­го для участников встречи сольный концерт. Он поделился своими впечатлениями, рассказал о ежегодно проходящем в их городе конкурсе «Янтарь Лиепаи» с участием вокально-инструментальных ансамблей и пригласил ребят участвовать в нем.

К этому времени «Ариэль» в Челябинске приобрел широкую известность, выступления его проходили с неизменными аншла­гами, несмотря на то, что он оставался самодеятельным коллек­тивом. Работа шла интенсивно: почти ежедневно репетировали, и, помимо сольных концертов, постоянно играли на танцевальных вечерах.

Но в целом верно ощущая развитие жанра, ариэлевцы все же не всегда и не во всем критически относились к своему творчеству.




Похожие:

Зимы и весны «ариэля» iconНа границе зимы и весны

Зимы и весны «ариэля» iconУрок-путешествие с элементами природоведения Тема: сложение и вычитание чисел 2 и Цели
Оборудование: телеграмма, рисунок Зимушки-зимы, Красавицы-весны, цветочек, замок и ключи
Зимы и весны «ариэля» icon1973 зимы и весны
В институте тучи над Каплуном и Киндиновым в который раз сгуща­лись, и мы решили не рисковать, подогнав сроки записи в Риге под их...
Зимы и весны «ариэля» iconДвижение по льду
Не выходи на тонкий лед в начале зимы (лед ломается со звонким хру­стом, трещит) и в начале весны (лед ломается без треска, вода...
Зимы и весны «ариэля» iconЧетырнадцать ликов Зимы
Наслаждайтесь ими, вспоминайте поэтические строки о зиме, философские метафоры, узнавайте все новые и новые лики Зимы
Зимы и весны «ариэля» iconУрока. Цели урока: расширить знания о зимних изменениях в неживой природе; об изменениях, которые произошли в жизни растений и животных с приходом зимы
Оборудование. Компьютер, презентация «Приметы зимы», задания и бланки для теста, картины «Времена года», плакаты, дидактические раздаточные...
Зимы и весны «ариэля» iconПраздник "Масленица"
Руси в конце февраля начала марта празднуется Масле­ница. Это проводы Зимы. Люди верили, что праздную Масленицу, они по­могали Солнцу...
Зимы и весны «ариэля» iconУ весны и любви

Зимы и весны «ариэля» iconЗа полчаса до весны

Зимы и весны «ариэля» iconОсень от весны не отличаю

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов