Можно услышать мнение, что дух состязания мешает сосредоточенно­сти, необходимой для настоящего проникновения в творчество icon

Можно услышать мнение, что дух состязания мешает сосредоточенно­сти, необходимой для настоящего проникновения в творчество



НазваниеМожно услышать мнение, что дух состязания мешает сосредоточенно­сти, необходимой для настоящего проникновения в творчество
Дата конвертации17.07.2012
Размер168.8 Kb.
ТипДокументы

можно услышать мнение, что дух состязания мешает сосредоточенно­сти, необходимой для настоящего проникновения в творчество. Но правы и те, кто отмечает в них условия, необходимые для воспитания артистизма, выдержки, бойцовских качеств, нужных любому артисту. Так или иначе конкурсы необычайно живучи, их становится все больше, а интерес к ним постоянно возрастает. Они открывают перед исполнителями и слушателями широкую музыкальную панораму, дающую возможность наблюдать на­правление развития определенного музыкального жанра да и, пожалуй, всего музыкального искусства. И еще любой конкурс — это пропаганда высокопрофессионального исполнительства сре­ди широких слушательских масс.

Как и все конкурсы, V Всесоюзный начался с жеребьевки. Любопытно, что будущий победитель тянул жребий первым. С волнением В. Ярушин подошел к столу, за которым сидели из­вестные музыканты И. Кобзон, К. Орбелян, Ю. Силантьев, Н. Бо­гословский, А. Пахмутова...

«Бери любой, они все одинаковые», - с улыбкой сказал И. Кобзон. Дрожащей рукой, как студент на экзамене, В. Яру­шин взял конверт № 10. Это означало, что на первом туре при­дется выступать в середине, так как всего в конкурсе участвовало двадцать вокально-инструментальных ансамблей. Основные пре­тенденты на победу (прогнозы перед конкурсом именно так и строились) — московский ансамбль «Самоцветы» - не пришли на жеребьевку и просили вскрыть без них оставшийся конверт. Он оказался последним и по порядку выступления. Такой фактор да­вал некоторое преимущество, хотя и не существенное: послед­нее впечатление обычно бывает более ярким.

Так сложилось на этом конкурсе, что соревнование вокально-инструментальных ансамблей оказалось в центре внимания зри­телей. Оно проходило с самого начала а переполненном зале, постоянно рождая проблему лишнего билета, вызывая горячие споры и дискуссии. Отчасти это объяснялось особой популяр­ностью жанра в начале 70-х годов, с одной стороны, а с дру­гой, - солидной «компанией» претендентов на звание лауреатов: «Самоцветы», «Поющие сердца», «Кантемпарану», «Верасы», ансамбль под управлением Р. Паулса и другие, то есть коллек­тивов достаточно зрелых, со своей особой исполнительской ма­нерой. Честолюбивые замыслы не скрывал и «Ариэль».

Но вернемся к первому туру. «Ариэль» исполнил на нем песню В. Ярушина «Обращение к России» и русскую народную песню «Ничто в полюшке не колышется» в его же обработке. Аранжи­ровку ее он сделал почти четыре года назад вместе с песней «Ой, мороз, мороз», однако специально для конкурса композитор соз­дал новую редакцию, более развернутую и масштабную.

Выступление ансамбля проходило с максимальной творче­ской отдачей и ответственностью. Сразу же сосредоточив на


своем, исполнении внимание зрителей и членов жюри, «Ариэль» получил самые высокие оценки и захватил лидерство. Однако имелись и недостатки, о которых сказал Н. Богословский.
При­чем замечания он сделал довольно строго, считая, что повода для расслабления нет и основная борьба впереди. Также Никита Владимирович настоятельно советовал самым «ударным» сде­лать второй тур, а не третий, как казалось всем, убеждал, что он решает если не все, то очень многое. Поэтому челябинцы на следующее свое прослушивание вынесли лучшие работы - об­работка русских народных песен «Отдавали молоду» и «Отста­вала лебедушка».

На второй тур прошли десять ансамблей, ровно половина из всех прибывших на конкурс: начинался качественно новый этап соревнования. Он стал ответственным экзаменом, требующим от артистов показать что-то свое, самобытное, интересное, за­ставить слушателя поверить в мир своих мыслей и чувств. По крайней мере такую задачу ставили перед собой ариэлевцы.

Первые два тура были отборочными, а на третий, заключи­тельный, должны были попасть уже лауреаты и дипломанты. Та­ким образом, успех во втором туре во многом означал успех и в конкурсе. Так и случилось! «Ариэль» показал, что находится в прекрасной исполнительской форме: мастерство, воля, бойцов­ские качества помогли коллективу полностью овладеть конкурс­ной ситуацией. Ни острота соревнования, ни волнение, ни мысли о том, что впереди выступления основных конкурентов,— ничто не повлияло на артистов. Зал восторженно принял «Ариэль». Даже члены жюри, на время забыв о своем положении, долго аплодировали челябинцам. Этот факт весьма редкий на таких представительных исполнительских форумах. Ансамбль получил высшие баллы и уверенно вошел в число участников третьего тура.

Окрыленные достигнутым и в то же время напряженные от волнения перед последним выступлением вышли молодые музы­канты на сцену Театра эстрады, где проходила заключительная часть соревнования, в сопровождении бурных аплодисментов по­любившей их публики. Исполнили всего два произведения - «Ор­ган в ночи» и «Отдавали молоду». Как и на предыдущих турах, ариэлевцев отличала предельная собранность, настроенность на музыку. За скромными жестами и мимикой, не претендующими на внешний эффект, отчетливо виделось их желание продемон­стрировать слушателям все свое умение, передать им свою лю­бовь к музыке и тому искусству, которое они представляют.

...Конкурс есть конкурс. Кто-то становится победителем, кому-то приходится уступить. Что же помогает настоящим ма­стерам добиться успеха? Одним словом не скажешь... Замеча­тельный советский музыкант Г. Нейгауз справедливо заметил по этому поводу: «Талант - это теснейший союз трех начал: страсти,


интеллекта и техники. Только соединение трех начал, их взаимо-

проникновение рождает истинно прекрасное. К триаде нужно еще добавить творческую волю, собранность, энергию, которая организует и направляет рожденное талантом. Творческая воля -это дорога к победе. Она устраняет помехи: нервы, дурное на­строение - дает возможность исполнителю высказаться полно и ярко, не пролив по дороге из-за кулис на эстраду ни капли драгоценной взволнованности произведениями, которые он собира­ется поведать слушателю».

К этому можно добавить, что талант - это еще и некоторая тайна, которую можно постичь, непосредственно с ней сопри касаясь. В данном случае выступление «Ариэля» воспринималось как откровенное чудо. Две жемчужины ариэлевского репертуа­ра («Отставала лебедушка» и «Отдавали молоду») не могли ни­кого оставить равнодушными. Помимо высокого мастерства и артистической самостоятельности, существенную роль сыграл момент новизны произведений. Русские народные песни в ин­терпретации «Ариэля» покоряли неизбывной старинной печалью, истинно народной светлой надеждой, удивительным уважением к музыкальной теме, несмотря на их современное исполнение.

Но вернемся непосредственно к конкурсу. Жюри заседало долго, и результаты стали известны далеко за полночь. Когда, наконец, председатель жюри объявил уставшим от ожидания молодым исполнителям результаты конкурса, по которым «Ари­эль» вышел на первое место, — зал потонул в овациях.

Соревнование закончилось. Но его отголоски не затихали еще долго. Устраивались концерты лауреатов, печатались статьи в газетах и журналах, победители конкурса выступали по радио и телевидению.

Интересны интервью с членами жюри, опубликованные во многих изданиях. Ю. Силантьев писал в «Московском комсо­мольце»: «Вокально-инструментальный коллектив из Челябинска «Ариэль» выделяется необыкновенно оригинальной обработкой русских народных песен. Они трудно подчиняются современным ритмам, современной инструментовке. Все попытки обработки подвергались критике, причем я критиковал первый, несмотря на симпатию к этому движению в эстрадной музыке. И вот у «Ариэ­ля» это получилось, и очень самобытно, очень по-русски».

К. Орбепян на страницах «Музыкальной жизни» отмечал: «Мне довелось быть членом жюри IV Всесоюзного конкурса, который дал нам «Песняров». Открытие пятого конкурса - ан­самбль из Челябинска «Ариэль». Он как бы углубил поиски «Пес­няров», сплавив национальный мелос с приемами симфонизма и с выразительными средствами бита. В свободных обработках русских народных песен «Отставала лебедушка» и «Отдавали молоду» так много фантазии, столько великолепно реализован­ных колористических тембровых задумок, такое разнообразие


гармонической фактуры, что работы эти заслуживают серьезного композиторского разбора.

Но, пожалуй, самый дорогой для челябинцев отзыв был дан Л.О. Утесовым в книге «Звезды советской эстрады». После по­беды «Ариэля» он сказал: «Я никогда не слышал ансамбля, так виртуозно, гак изобретательно делающего народную музыку совершенно новой. «Ариэль» — это ансамбль музыкантов, стре­мящихся к синтетическому творчеству: они прекрасно поют, играют, по-настоящему артистичны. Давно я не получал такого удовлетворения».

По степени подготовки и одаренности сильнейших коллек­тивов V Всесоюзный оказался конкурсом значительного уров­ня. Причем здесь участвовали ВИА с яркой индивидуальностью, самобытные, отличные друг от друга, продемонстрировавшие высокие критерии своих задач, ставящихся артистами перед лег­кой музыкой, что подтверждали бескомпромиссные требования к репертуару, совершенство формы, артистизм исполнителей. И когда упоминалось о молодых, но достаточно зрелых, музы­кантах с индивидуальным складом мышления, со своеобразным исполнительским почерком, шагнувших в сферу творчества с собственными начинаниями, прежде всего речь шла об «Ари­эле» .

Любопытна деталь: ариэлевцев на конкурсе постоянно пре­следовало число 13. Они приехали в Москву 13 октября, жили в 1 3-м корпусе гостиницы «Заря», на всех трех турах время высту­пления ансамбля составляло 13 минут. И, наконец, жюри заседа­ло в 1 3-й комнате. Но, как оказалось, эта цифра стала счастли­вой, и с радостным волнением артисты возвратились в Челябинск. Поздно ночью или, точнее, рано утром их встречал импровизи­рованный оркестр, организованный студентами института куль­туры. Выло много цветов, поздравлений, улыбок. Растроганные ариэлевцы благодарили всех за такое внимание, их переполняла огромная радость. На следующий день в газете «Вечерний Челя­бинск» появилось интервью с В. Ярушиным:

  • Пока, я думаю, у всех нас не проходит чувство радости и удивления, потому что еще так мало времени отделяет нас от момента, когда объявили решение жюри. Радость - оттого, что смогли достойно представить Челябинск, удивление — еще не мо­жем привыкнуть к тому, что мы лауреаты.

  • Трудно было в Москве?

  • И не говорите. Семнадцать дней пролетели как семнадцать мгновений. Жеребьевка (первый номер!), репетиции, первый тур, репетиции... и так все дни. Ничего, кроме музыки, ничего, кроме конкурса. Скажу прямо: за семнадцать дней в Москве ни­где не побывали - не до того было».

Вскоре состоялся отчет коллектива перед земляками. Почти месяц «Ариэль» выступал в зале Челябинской филармонии, давая


по 2—3 концерта з день, а затем в звании победителя Всесоюзно­го конкурса начал выступления по стране и за рубежом.

Победа в столь ответственном творческом соревновании, помимо изменения общественного и профессионального поло­жения «Ариэля», оказала огромное воздействие и на внутреннее «самочувствие» ансамбля. Став победителем труднейшего испы­тания, получив признание авторитетных кругов, артисты проник­лись уверенностью в сбои возможности и силы, в правильность выбранного ими пути.

В декабре 1974 года «Ариэль» получил приглашение в Мо­скву на фестиваль «Русская зима». Основные его концерты про­ходили в киноконцертном зале «Россия».

Помимо выступлений, планировалась большая работа по за­писи новых произведений. Первой была музыка к кинофильму «Между небом и землей», написанная известным композитором А. Зацепиным. Знакомство с ним произошло еще на Всесоюзном конкурсе и тогда же он предложил ариэлевцам участвовать в озву­чивании фильма, что стало делом не совсем, обычным для коллек­тива: ведь требовалось учить уже готовую музыку, созданную без учета особенностей исполнительской манеры «Ариэля». В.Ярушина несколько настораживал подобный опыт, способный привести к стилевой пестроте ансамбля, потере своего творческого лица. Однако, познакомившись с композициями, артисты поняли, что опасения напрасны. Ансамбль записывал только вокальную часть песен, а инструментальную - другие исполнители.

Очень любопытна в этом плане работа А. Зацепина. У него нет какой-то постоянной инструментальной группы. Каждый раз приглашаются отдельные музыканты, не собирающиеся даже вместе. Может последовать естественный вопрос, а как же тог­да создаются фонограммы? Это достигается благодаря исполь­зованию многоканальной записи, которой пользуется компози­тор. Музыканты наигрывают свои партии на отдельные дорожки магнитофона, таким образом как бы распределяя музыкальные «роли». В дальнейшем все они соединяются, и получается еди­ное, целостное музыкальное сопровождение.

Когда «Ариэль» работал над вокальной партией, то инстру­ментальная была готова еще не полностью. Уже потом добавился остальной аккомпанемент, песенная фактура стала более худо­жественно полноценной, обогатилась различными эффектами. С удивлением слушали свое выразительное исполнение ариэлевцы, не переставая удивляться чудесам современной техники, мастер­ству А. Зацепина и его звукорежиссеров.

Конечно, не обошлось и без трудностей. Одна из них была связана с популярной песней «Уходишь ты». А. Зацепин просил интерпретировать ее и не в манере «Ариэля», а так, как поют 14-15-летние ребята под гитару, со слабенькими голосами, на выдохе. Согласившись с условиями, ариэлевцы выполнили прось-

бу композитора, но, несмотря на это, ансамбль узнавался с пер­вых же тактов.

После музыки к кинофильму «Между небом и землей» «Ариэль» приступил к созданию своего первого диска-гиганта. Как известно, такое право предоставляется каждому победите­лю Всесоюзного конкурса.

На художественном совете «Мелодии» решили, что из пла­стинки, записанной, но не вышедшей в Риге, в него войдут «Зимы и весны» и «Отдавали молоду» В. Ярушина, «Орган в ночи» (Р. Паулс - Д. Авотыня), а также «Любите струны гитар» (В. Ярушин - В.Колтунов), «Маленькая история» (муз. и сл. В. Яруши­на), «Где ждет любовь» (муз. и сл. Н. Богословского), «Светлое воспоминание» (Л. Лядова - И. Верендгоф), «Старая пластинка» (Н. Богословский - Н. Родионов).

Работа в студии требует самодисциплины, неустанной шли­фовки каждого элемента. Она также дает возможность широко использовать огромный арсенал технических средств, способ­ствующий многокрасочности, а в ряде случаев и необычности звучания. Конечно, усложненность аранжировки, насыщение различными звуковыми эффектами не должны быть самоцелью, но если это поможет донести до слушателя суть произведения, то значит, поиски не напрасны. Правда, при всех интересных мо­ментах творчества в студии здесь есть и своя трудность - отсут­ствие полного зрительного зала, заинтересованного, мгновенно оценивающего твое искусство.

Технология записи диска отличалась от предыдущей записи к кинофильму. Услышав себя после первых проб, ариэлевцы не узнали собственных голосов. Однако, своевременно воспользо­вавшись многими советами звукорежиссеров, они благополучно завершили работу. Этот диск вышел довольно быстро и приоб­рел большую популярность.

Несмотря на то, что многочисленные выступления после Все­союзного конкурса, проведенные в Челябинске, Москве и других городах, прошли успешно, они выявили и недостатки как в репер­туаре «Ариэля», так и в его построении.

Программа ансамбля отличалась неоднородностью: наряду с талантливыми произведениями имелись далеко не совершенные композиции, которые выручал только высокий исполнительский уровень коллектива. Серьезным недостатком являлись слабые тексты собственных песен ариэлевцев. Концерты же характери­зовались пестротой, песни не имели логических связок, недоста­точно последовательно выявлялась основная идея режиссерского замысла.

Музыканты не могли не ощущать всего этого, поэтому вско­ре началась работа над улучшением своей программы. Прежде всего перестройка коснулась репертуара, обогатившегося со­чинениями советских композиторов: В. Добрынина «Облако на


нитке», Н. Богословского - «Стучись в любую дверь», В. Савепьева - «Нужна наша молодость», песнями А. Зацепина из кино­фильма «Между небом и землей».

Росло сценическое мастерство музыкантов, повышался их исполнительский уровень. Откликаясь на современные события, ансамбль включил в репертуар произведения, поднимающие ак­туальные для молодежи темы патриотизма, трудовых дел, ро­мантических устремлений. К 30-летию Победы над фашизмом В. Ярушин создал большую композицию на стихи В. Колтунова «Реквием памяти». Появились песни патриотической тематики: «Комсомолом гордится страна» В. П. Соловьева-Седого, «По­гоня» О. Фельцмана.

Летом 1975 года «Ариэль» совершил первую зарубежную поездку. В связи с 30-летием Победы в Великой Отечественной войне советская художественная делегация участвовала в днях советской культуры з ГДР, а затем совершила поездки с концер­тами в Чехословакию и Польшу.

Первое выступление, посвященное открытию дней культуры ГДР - СССР, проходило в Берлине, в зале столичной оперы. В состоявшемся большом концерте принимали участие выдающие­ся мастера советского искусства: композитор Тихон Хренников, певцы Дмитрий Гнатюк и Людмила Зыкина, солист балета Мзрис Лиепа, заслуженный академический ансамбль народного танца Грузинской ССР. «Ариэль» во втором отделении исполнил на не­мецком языке песню «Этот год» и известную песню В. Шаинского «Дружба - фройндшафт», а зрители постоянно поддерживали их аплодисментами.

Далее состоялась поездка по ГДР. «Ариэль» побывал в Галле во время проходившего там фестиваля дружбы молодежи двух стран, во Франкфурте-на-Одере, в Котбусе, Айзенахе и других городах республики. Приходилось выступать и в больших кон­цертных залах, и в клубах предприятий, и на открытых площад­ках. И всюду ансамбль имел теплый прием.

Завершились гастроли в Потсдаме, в парке Сан-Суси. В этот день здесь показывали свое искусство музыканты разных стран, и обстановка концерта (эстрада располагалась среди дворцов, скульптур, экзотических растений) была необычайно празд­ничной.

Затем путь ариэлевцев лежал в Польшу. Наиболее интерес­ным событием в этой поездке стало участие в традиционном фе­стивале советской песни в городе Зелена Гура. Кроме «Ариэля», в качестве приглашенных гостей на конкурсе молодых певцов вы­ступили также Елена Камбурова, Анна Герман, Здислава Сосниц-ка, ветеран польской сцены Мечислав Фогг, Урсула Шепиньска.

По правилам артисты должны были исполнить лишь по одно­му произведению. Елена Камбурова с большим успехом спела песню «Соловьи» В. П. Соловьева-Седого. «Ариэль» для слуша-

телей приготовил «Светлое воспоминание» Л. Лядовой, я в виде исключения пришлось еще спеть и всеми любимую «Старую пла­стинку-- Н. Богословского.

Успешно завершив выступления в Польше, советская худо­жественная группа отразилась в Чехословакию. Поездка начи­налась с Праги. Все, кто приезжает в чехословацкую столицу, неизменно приходят на Староместскую площадь, к старинной ратуше, к знаменитым «живым» часам. Здесь, среди прекрас­ных памятников старинного зодчества, организаторы построили эстраду, на которой демонстрировали свое искусство артисты разных стран, посвящая его 30-летию освобождения Чехослова­кии от фашизма.

Советские мастера эстрады дали большой концерт для пражан и гостей города, который был тепло принят публикой. А впереди артистов ожидало двухнедельное путешествие по Чехии и Слова­кии, завершившееся пребыванием в Кошице на большом фоль­клорном танцевальном фестивале, где «Ариэль» уже не участво­вал, а наблюдал с трибуны проходивший праздник хореографии.

Гастроли продолжались два с половиной месяца. Они оказа­лись чрезвычайно интересны встречами с новым зрителем, зна­комством с искусством своих коллег из других стран и стали для артистов «Ариэля» хорошей профессиональной школой.

Не заезжая в Челябинск, «Ариэль» отправился в Ригу снимать­ся в эпизоде музыкального фильма «Ритмы солнца». Это тридцать минут музыки, песен и танцев, исполненных мастерами эстрады. Каждый из них представлял на экране одну песню или один танец. В фильме участвовали Государственный Красноярский ансамбль танца Сибири, детский ансамбль «Мзиури» из Грузии, София Ротару и Сергей Захаров.

Впервые «Ариэль» непосредственно столкнулся с трудностя­ми кинематографа. Работа шла на железнодорожной платформе, которую в течение двух дней бесконечно возили туда-сюда: ло­вили солнце и никак не могли поймать его так, чтобы оно находи­лось в зените над одной из железнодорожных арок (по замыслу режиссера фрагмент выступления должен был сниматься в лучах солнца). Ариэлевцы пели песню «Любите струны гитар»: пели и утром, и днем, и поздно вечером под факельное освещение.

К концу съемок у артистов сложилось впечатление, что от­сняли целый художественный фильм, настолько оказалось много хлопот. На самом же деле челябинцы исполнили всего лишь одну композицию, прозвучавшую в фильме чуть более трех минут.

После зарубежной поездки и первой пробы себя в кино вновь началась интенсивная гастрольная жизнь. К началу 1976 года «Ариэль» имел значительную популярность и в нашей стране, и за рубежом. Первый диск-гигант разошелся большим тиражом. Все это обязывало к дальнейшему росту, к новым поискам. Поэтому ариэлевцы все больше склонялись в сторону овладения крупной

формой. Хотелось попробовать свои силы в этом направлении, хотя ощущалась еще некоторая внутренняя неуверенность - за­дача все-таки ставилась непростая.

Познакомившись с аранжировкой «Картинок с выставки» М. Мусоргского в исполнении английского ансамбля «Эмерсон-Лейк-Палмер», ариэлевцы убедились, что встретились с чрезвы­чайно интересным коллективом. Интересуясь его историей, они выяснили, что руководитель группы Кит Эмерсон пришел в рок-музыку с отличной классической школой, будучи блестящим пиа­нистом, лауреатом Международного конкурса. Используя все­го лишь синтезатор, бас и ударные, английское трио достигало полнокровного оркестрового звучания.

Челябинцы решили попробовать себя в освоении крупной фор­мы сначала как исполнители. Они выучили композицию «Таркус» из репертуара трио Эмерсона. В ней привлекала связь классики и рока, богатство оркестровых красок, сложность музыкального письма, стоящего весьма далеко от развлекательности.

Когда «Таркус» находился в репертуаре «Ариэля», у музы­кантов родилась мысль написать сюиту на народные мотивы без использования подлинных народных песен, но в русском духе, в которой бы фольклорная природа выражалась самыми совре­менными средствами.

Первое масштабное произведение «Ариэля» стало коллек­тивным трудом. Правда, сначала к сочинительству приступил один В. Ярушин, создавая одновременно и музыку, и слова. Но в процессе работы ему пришлось обратиться за помощью к по­эту и режиссеру А. Раскину. В дальнейшем музыканты решили в качестве второй части использовать одну из ранних композиций Р. Геппа «Аленушка».

Итак, сюита «Русские картинки» была завершена. В нее во­шли четыре части: 1. Нзродное гулянье. 2. Аленушка. 3. Скоморошина. 4. Здравица.

Начинается сюита ярким образным вступлением, в котором вновь проявилась одна из характерных черт композиторского письма В. Ярушина — сюжетное развитие инструментальных эпи­зодов. Создается картина яркого ярмарочного праздника с его суматохой и весельем. Через гимнически яркую мелодию всту­пление подводит к основному разделу первой части, звучащему приподнято, весело, а поэтическое содержание стихов только способствует такому характеру:

День, день, славный день Радугой землю одарил неспроста. Гуляет народ,

В танце кружит хоровод - млад и стар. Средний раздел первой части вносит новое настроение. На словах:


Молодушки ходят, гостей созывают.

Веселье в народе, весна наступает,

А что это значит: вдали у березы

Там девушка плачет — льет горькие слезы —

появляются мотивы печали, грусти, но особого контраста они не дают. 8 репризе же повторяется первый куплет.

В первой части очень разнообразна вокально-хоровая и ин­струментальная звучность. Она привлекает своими красками, бо­гатством гармонии, свежестью тембра, игрой ритмов. К этому нужно добавить гибкость нюансов и множество переходов: от сильной размашистой звучности до мягких и нежных тонов.

Вторая часть сюиты - мир проникновенной лирики:

Милая Аленушка моя —

косы русы,

Робкие слезинки янтаря

спутай в бусы,

Спой мне песни стаи журавлей

в синем небе,

Сказку расскажи про лебедей

в белой пене.

Основная тема своим стремлением к выразительному инто­нированию слова, некоторой их подчеркнутостью указывает на родство с протяжной крестьянской песней. В этой части автор глу­боко постигает природу песенного дыхания. Вариантное развитие усложняется с помощью жанрового изменения и прежде всего введением четкого ритма джаз-рока. Постепенно все это приво­дит к гимническому звучанию соло-гитары. В репризе вновь воз­вращается первоначальное изложение музыкального материала:

Что за праздник, масленица разве?

Гам и гром.

Тесно стало, будто места мало -

Все вверх дном.

Мы спешим дорогой столбовой.

К вам приходим, как к себе домой.

Наливай в ковши хмельную брагу,

Скоморошья ватага, эй!

Вся «Скоморошина» наполнена народным юмором, лукав­ством, неистощимой изобретательностью, проявляющимися в инструментальных наигрышах, мелодически разнообразных, но особенно богатых ритмически.

Эта часть неизменно захватывает слушателей своей стихией: так свежо и ярко излучает она суть песенного и инструменталь­ного народного искусства. Подлинных народных напевов здесь нет, как нет и во всей сюите, но постижение фольклора, который питает музыку и является ее основой, еще раз говорит о том,




Похожие:

Можно услышать мнение, что дух состязания мешает сосредоточенно­сти, необходимой для настоящего проникновения в творчество iconЛегко ли быть сегодня лидером в коллективе?
Можно услышать нередко и такое мнение, что профсоюз сегодня изжил себя как общественная организация. Такая свобода действий! – выбирай...
Можно услышать мнение, что дух состязания мешает сосредоточенно­сти, необходимой для настоящего проникновения в творчество iconО чем может рассказать дневник
Уважаемые ребята! Уважаемые гости! Спасибо Вам, что Вы выкроили время и пришли к нам, чтобы принять участие в нашем необычном мероприятии,...
Можно услышать мнение, что дух состязания мешает сосредоточенно­сти, необходимой для настоящего проникновения в творчество iconО чем может рассказать дневник
Уважаемые ребята! Уважаемые гости! Спасибо Вам, что Вы выкроили время и пришли к нам, чтобы принять участие в нашем необычном мероприятии,...
Можно услышать мнение, что дух состязания мешает сосредоточенно­сти, необходимой для настоящего проникновения в творчество iconЭто просто удивительно, на что способен наш глаз…
Этот шепот очень тихий, но если включить звук побольше, его иногда можно услышать. Кликни на значок внизу и смотри. Возможно придется...
Можно услышать мнение, что дух состязания мешает сосредоточенно­сти, необходимой для настоящего проникновения в творчество iconВ. Н. Сагатовский Сто лет тому назад вышел в свет сборник «Вехи». Неужели современный мир так же отличается от того времени, как 1909 год от 1809? Во многом гораздо больше, но эмоционально это, для меня во всяком случа
«Вех». То была не «ситуативная» книга и то, что в ней обсуждалось, имеет не «чисто историческое значение» (а такие мнения можно услышать...
Можно услышать мнение, что дух состязания мешает сосредоточенно­сти, необходимой для настоящего проникновения в творчество iconО необходимых знаниях для детей
Так что пятое знание, необходимое каждому человеку, это знание того, что необходимо воздержание от всего того, что мешает человеку...
Можно услышать мнение, что дух состязания мешает сосредоточенно­сти, необходимой для настоящего проникновения в творчество iconЗдравствуйте Владимир Иванович!
Вы высказали для читателей нашего журнала свое мнение о состоянии реформы жкх. Думаю Ваше мнение будет особо интересно потому, что...
Можно услышать мнение, что дух состязания мешает сосредоточенно­сти, необходимой для настоящего проникновения в творчество iconДокументы
1. /ь 11_2007/про-ЗА-ЗА/ШЕПЕЛЁВ Алексей_11проза.rtf
2. /ь...

Можно услышать мнение, что дух состязания мешает сосредоточенно­сти, необходимой для настоящего проникновения в творчество iconЭто просто удивительно, на что способен наш глаз…
Этот шепот очень тихий, но если включить звук побольше, его иногда можно услышать. Кликни на значок внизу и смотри. Возможно придется...
Можно услышать мнение, что дух состязания мешает сосредоточенно­сти, необходимой для настоящего проникновения в творчество iconДокументы
1. /ь 13_2008/01-Сти-хи-хи/БЛОКНАЙТ Йовина_13.rtf
2. /ь...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов