|
Вот уже второе десятилетие су ществует и развивается в сфере массовой музыкальной культуры такое широкое направление, как рок-музыка, или музыка для вокаль- -но-инструментальных ансамблей. се бурное, стремительное распрост- ранение вначале насторожило, но вскоре стало ясным., что рок-му- зыка — не просто дань капризной моде, что у явления есть достаточ- но глубокие корни. Социальный, эстетический, музы кальный аспекты столь тесно взаимо действуют в природе этого вида музыкального творчества, что иссле- дование его и теперь представляет известные трудности для разных специалистов — философов, музы- коведов, социологов. Очень немногие, вышедшие у нас оаботы по этой теме свидетельствуют о том, что большее внимание до сих пор уделялось зарубежным ансамблям. Деятельность советских ВИА получила освещение в основном на страницах газет и журналов. Эти выступления, как правило, носили -негативный характер, создалась даже определенная инерция неприятия жанра ВИА как такового, что, разумеется, не способствовало выработке объективных критериев и спокойного, аналитического взгляда на его развитие. Вместе с тем, конечно, появлялись и статьи, в которых содержались точные наблюдения и интересные соображения. А вот работ с попытками обобщения, систематизации многогранной деятельности советских вокально-инструментальных ансамблей до сих пор не было. Автор этого труда знаком с жанром не понаслышке, а знает его как бы изнутри, пройдя тернистый путь поисков и находок как один из организаторов и музыкантов ансамбля «Песняры». Работа в «Песнярах» и параллельно с ней учеба на театроведческом факультете Минского сального института послужили действенным импульсом к самостоятельному осмыслению Вал<-: Яшкиным художественных принципов нового жанра, возможностей его синтеза с драматургией. Активная заинтересованность, желание внести свой вклад в развитие жанра побуждают Яшкина к серьезным занятиям режиссурой, он закончил Высшие курсы режиссеров эстрады при ГИТИСе им. Луначарского под руководством народного артиста РСФСР профессора И. Шароева. Поиски новых средств художественной выразительности, стремление расширить границы жанра проявились в двух крупных работах Яшкина — рок-операх «Песня о доле» (ансамбль «Песняры») и «Сказание о Емельяне Пугачеве» (ансамбль «Ариэль»), где он выступил и как сценарист, и как режиссер. Читателю этой брошюры предстоит познакомиться с наблюдениями и размышлениями музыканта-практика, режиссера, театроведа, соединившихся в лице В. Яшкина, который собрал большой материал о вокально-инструментальных ансамблях и попытался его систематизировать. Разумеется, труд этот еще далек от совершенства, он не содержит глубоких теоретических обобщений. Однако необходимо учесть, что это, по существу, первый опыт развернутого исследования жанра ВИА, первый он и для самого автора. Данная работа, насыщенная богатым фактическим материалом, несомненно привлечет внимание всех тех, кто интересуется массовой музыкальной культурой, явится ценным материалом для историографии советской эстрады. Хочется надеяться, что вслед за этой брошюрой появятся и -более глубокие исследования явлении массовой музыкальной культуры, в том числе и В. Яшкина. Заслуженный деятель искусств РСФСР композитор Юрий Саульский ^ Современная популярная легкая музыка вбирает в себя множество жанров, стилей, манер и способов исполнения. Брошюра, которую вы сейчас держите в руках, познакомит вас с биг-му-зыкой, с вокально-инструментальными ансамблями. Что же такое бит-музыка? Термин «бит» хотя и имеет чисто стилевой признак (английское слово «beat» переводится как удар, биение, пульс), его значение в сочетании «бит-музыка» гораздо шире, многообразнее. С самого зарождения бит предполагал непременное использование электроакустической аппаратуры, специфический состав вокалистов-инструменталистов, способных с помощью своих сверхмощных аппаратур озвучивать дворцы, стадионы, полигоны с многотысячной аудиторией; наличие зрелищных элементов. В этих своеобразных спектаклях, вопреки традиционному выдвижению на первый план лидирующих певиц утверждается гегемония мужского начала, доминирующее положение вокалистов, состязающихся в погоне за децибелами с электроинструментами, исполняющих песни, основанные на бесконечном повторе фраз, опирающиеся на острую, остинантную ритмическую основу. Конкретный исполнительский состав, специфический инструментарии, своеобразные приемы, манера исполнения и другие при знаки, присущие именно биту, являются жанровыми и позволяют говорить о бите как особом музыкальном жанре, равно как о джазе. опере, симфонической музыке, имеющих свои характерные особенное 1 и-,. Кроме перечисленных общих жанровых признаков, бит обладает еще одним важнейшим качеством — универсальностью, под- вижностью, способностью легко проникать в другие жанры В од ной из своих работ А. Сохор вы- деляет четыре группы музыкальных жанров, «сложившихся в разные эпохи, но продолжающие существовать и сегодня. Одна из них — театральные жанры, к которым относятся опера, балет и оперетта (сюда же примыкает музыка драматического театра). Вторая группа — концертные жанры, примерами которых служат симфония, соната, квартет, оратория, кантата, романс и т. г.. Третья группа — массово-бытовые жанры: песня, танец и марш со всеми их разновидностями. Четвертая — культовые (или обрядовые), каковыми являются молитвенное песнопение, месса, реквием и Др.". Бит как новый песенный жанр занимал бы по предложенной классификации место в третьей группе массово-бытовых жанров Но только ли? Проанализировав данную классификацию, легко обнаружить, что бит может иметь место и в театральных жанрах (рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», «Орфей и Эвридика»), и в концертных (рок-оратория «Заклинание огня» в литовском «Тримитасе»), и в культовых (или обрядовых) жанрах (рок-месса Л. Бернстайна, сюита по народным обрядам у «Песняров»). Сравнивая творчество многочисленных ансамблей, можно увидеть, насколько разнообразна эта современная музыка, объединяющая своим мощным ритмом самые разные, казалось бы несовместимые, музыкальные стили, именуемые рок-стилями: джаз-рок, фолк-рок, классик-рок и др. Если термин «бит» более соответствует жанровым признакам новой музыки, го для характеристики стилевой природы данного явления, видимо, наиболее правильным будем применение термина «рок». 8 чашей литературе усилиями музыковедов и журналистов Л. Переверзева, Арк. Петрова, Дм. Ухова, А. Троицкого и других собрано и опубликовано достаточное количество материала по истории рок-музыки. Поэтому сейчас мь1 лишь напомним основные, существующие сегодня, наиболее яркие ее стили, возникшие в результате активного воссоединения новой музыки с джазом, старинной, симфонической музыкой, фольклором. Если первые рок-группы принесли с собой определенный комплекс стилистических признаков, выражающийся в общности музыкального языка и композиционно-исполнительских приемов, го в дальнейшем в результате интенсивных поисков во всех направлениях намечавшееся стилевое единство было разрушено. К концу 60-х годов в рок-музыку приходит много профессиональных музыкантов, имеющих серьезную джазовую школу. Они приносят в рок-музыку инструментальное богатство джаза,прекрасный аранжимент, джазовые интонации. И от слияния этих новых качеств с мощными ритмами биг-бига рождается стиль джаз-рок. Законодателями этого стиля являются ансамбль «Кровь, пот и слезы», одним, из первых вклю- чивший в свой состав секцию духовых инструментов, тромбон, альт-саксофон, грубы, пикол-ло-трубу, и ансамбли (-Чикаго», «Оркестр Махавишну» под руководством известного джазового музыканта Джона Маклафлина. Музыка джаз-рока, как правило, достаточно серьезная, отвечающая самым высоким музыкально-эстетическим вкусам. Кроме джаз-рока появился классик-рок — от соединения рок-музыки с классической симфонической музыкой, а также барокко-рок — от слияния с музыкой XVII века в стиле барокко. В 60-х годах рок, как это наблюдалось ранее с джазом, идет на активное соединение с музыкальным фольклором, и в частности, с народной музыкой Индии, Африки, Латинской Америки. В стиле рага-рок, получившем название от слияния рока с музыкой народов Индии, находили много интересных красок такие известные ансамбли, как «Битлз» в песнях Джорджа Харрисона, «Chake» с Джоном Маклафлином, виртуозно играющим на народных инструментах, голландская группа «Шокинг-Блю», использующая экзотичный звук ситары. Разнообразные афро-кубинские ритмы используются известной группой «Сантана» под руководством мексиканца Карлоса Сантаны. В результате слияния рока с народными песнями образовался стиль фолк-рок. У истоков этого стиля в США стоит ансамбль «Птицы» («Berds»). В своих песнях, исполняемых, как правило, негромко, проникновенно, музыканты говорят о реальных проблемах, волнующих молодежь. Мягкие, камерного характера песни, такие, как «Мост через растревоженные воды» и «Звуки тишины», в исполнении известного дуэта «Саймон и Гарфункл» утвердили новый стиль, названный софт-рок (мягкий рок). В начале 70-х годов рождается стиль хард-рок (острый, твердый) — напряженно-экстатическая музыка, исполняемая на предельно «задецибеленных» остинато соло и бас-гитарах; появляется характерный для этого стиля вокалист с пронзительно-высоким голосом, меняющим свой тембр. Ансамбли «Лэд Цепеллин», «Дип Папл», «Грэнд Фанк», «Юриа Гипп», активно работающие в этом направлении, еще более отяжеляя гитарные, басовые аккордные риффы, приходят к другой разновидности этого стиля—хэви-рок (тяжелый рок). И все-таки при всей своей многоликости рок-музыка опирается на ряд основных элементов, общих для всех стилей: обостренная метроритмическая пульсация, синкопирование, специфическое звукоизвлечение, своеобразная манера исполнения вокалистов и, что особенно важно, форма свободной композиции, не укладывающаяся в академические схемы, рождающаяся в процессе самовыражения художника. Именно это последнее стало одной из главных причин пристального внимания к рок-музыке самых серьезных музыкантов всего мира. В силу именно этих качеств рок-музыка, по словам известного советского композитора Андрея Петрова, «в чем-то разрешает традиционный конфликт композиторского творчества — между стремлением к самовыражению и законами формы». В нашей стране это явление утвердилось как вокально-инст- рументальный жанр. Новая музы ка вызвала в молодежной сред» сильную волну массового музи- цирования. В начале 60-х годов стали возникать многочисленные дворовые гитарные ансамбли, в 1966 году на профессиональную сцену выходят первые, еще не имеющие жанрового определе- ния коллективы: ленинградский, эстрадный ансамбль «Поющие гитары» и московский ансамбль «Веселые ребята». Вслед за ними, как грибы после дождя, в много численных концертных органи- зациях появляются свои ансамбли, которые стали называть вокаль- но-инструментальными (сокра- щенно ВИА). Это название прочно вошло в эстрадный обиход, обо значая жанр, ставший составной частью нашей массовой музы- кальной культуры. По существу, это те же бит-группы, опираю щиеся в игре на напряженную остинатную ритмику, пользую щиеся тем же, что и бит-группы, инструментарием, той же электро- акустической аппаратурой, спо- собной озвучить любой дворец, стадион. «Вокально - инструментальный ансамбль — это бит-группа, иг- рающая на электроинструментах,—одним из первых дает определение новому явлению известный эстрадный дирижер Ю.В.Силантьев,— новая группа, появившаяся не так давно, последний пока этап в эволюции эстрадных ансамблей... На смену старым составам оркестров... появились бит-составы: электроорган, три электрогитары — сольная, аккомпанирующая и бас-гитара, большой набор ударных...» Действительно, ВИА обнаруживают пря- мое родство с бит-группами по многим жанровым и стилевым, признакам. Это и необычайная широта репертуарного диапазона -— от легких, танцевального характера куплетных песен до сложных песенных композиций, философских раздумий, обобщении и постоянное, с освоением новых форм, усложнение музы- кального языка; стремление отвечать требованиям времени и технического прогресса. От иг ры на примитивной аппаратуре ВИА пришли — через экспери- менты и изобретательство — к использованию самой современ- ной электронной техники. «ВИА — это детище века НТР и массовых коммуникаций,— пишет музыковед Аркадий Петров.— Это единство трех компонентов — творческого (композитор, поэт и звукорежиссер), исполнитель ского (голоса и инструменты) и технического (аппаратура усиле- ния и преобразования звука)». При всей общности формальных точек соприкосновения понятия западная «бит-группа» и советский «вокально-инстру- ментальный ансамбль» имеют глу- бокие принципиальные различия. Вокально-инструментальные ан самбли, исполняя песни совет ских композиторов, несут заряд высокой гражданственности, во спевают нравственные идеалы нашего общества. «Увлечение молодежи ими (ВИА.— В. Я.) можно объяснить и понять, потому что в этом явлении есть несомненно привле- кательные и заслуживающие вни- мания черты. Прежде всего это спортивность образа, оптимизм, молодость, яркость. Лучшие примеры этого направления интонационно связаны с народной песней»,— характеризует наши ВИА Александра Пахмутова. Лучшие наши ВИА разрабатывают серьезные темы, опираются на богатые традиции советской массовой и эстрадной песни, на богатый фольклор народов нашей страны. И если говорить, что дали наши ансамбли биту как явлению в мировом масштабе, то это, в первую очередь, необыкновенно тонкую работу и совершенно неожиданные открытия в разработке фольклорного элемента. Самые яркие представители этого направления: белорусские «Песняры», челябинский «Ариэль» и следующие за ними узбекская «Ялла», украинский «Водограй», грузинская «Иверия» и др. Принимая во внимание фактор постоянного пересечения, взаимовлияния стилевых тенденции внутри жанра, невозможно назвать ВИА, работающий только в одном конкретном стиле (исключением может быть лишь «Арсенал» под управлением А. Козлова, но его трудно назвать вокально-инструментальным ансамблем— это типичный джазовый коллектив, играющий в стиле рок.) Ансамбли, исполняющие в ос- новном современные советские песни, включают в репертуар фольклорные произведения, «Песняры» представители фольклорного направления с успехом поют песни А. Пахмутовой, В. Баснера; «Ариэль» строит свои фантазии на темы народных песен по принципу развернутых рок-композиции, синтезируя в них элементы симфо-джаз-фолк-рок- музыки, а иногда и просто играет инструментальную рок-музыку (композиция «Таркус» группы «Эмерсон, Лейк, Палмер»). И конечно же, все ВИА ищут зримые формы воплощения музыки, пользуясь арсеналом шоу-элементов, ибо эстрада — это всегда зрелище. Поэтому в данной работе предлагается условное деление ансамблей на группы по направлениям, которые в основном разрабатывает тот или иной ВИА на протяжении всего творческого пути. Первая группа — ансамбли, продолжающие развивать традиции советской песни; вторая — ВИА, разрабатывающие фольклорное направление; третья — ансамбли, работаю щие над созданием шоу-программ, в которые наряду с песнями входят инструментальная музыка, элементы хореографии, театрализации, широко используются светоцветовые эффекты. И наконец, некоторые наши ВИА ведут поиск новых форм эстрадно-музыкальных спектаклей. Предлагаемая работа ни по объему, ни по поставленным задачам не претендует на научное исследование широкой проблематики вокально-инструментального жанра. В ней лишь предпринимается первая попытка систематизации разрозненного материала о творчестве популярных советских вокально-инструментальных ансамблей. |
![]() | Анна Старобинец спецкорреспондент «Культуры» журнала «Русский репортер» России. Вот только десятилетие спустя ивановская «Общага-на-Крови» уже не кажется сгустком и слепком реальности. Потому что за эти... | ![]() | 220 вольт. Бьет по крышам. Сильный дождь, мокро и весело на душе Она шла по лужам, не замечая, как кто-то молча шел сзади Вот уже и родная парадная, вот уже знакомая дверь, "Катя постой" кто-то... |
![]() | Человек человеку шкаф. (Розанов) Глубокоуважаемый шкаф. (Чехов) Может быть, сегодня наконец ты посмотришь, что в этом шкафу. Сколько лет уже в нем пылится Бог знает что. Все наверно давно истлело.... | ![]() | Вот уже близок конец недели а сил уже осталось так мало… |
![]() | БандЭрос – Бум сеньорита В твоих глазах черти танцуют самбу, и мне уже поздно пить боржоми, и мне уже поздно глотать бальзам. В твоих глазах черти танцуют... | ![]() | Всё, я ушла, крикнула я в пустоту Уже давно. Мне лет 11 было. И вот прошло уже 7 лет, а всё называют. Но ничего, я ей тоже имя придумала. Её зовут Аня, я её Нюся называю.... |
![]() | Штурман и педагог Саши, в ее способностях. Вот что написала об Александре Федоровне Акимовой наша «мамочка» — комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич,... | ![]() | Вадим Леванов musca Ю. Я не-не-не-не-не… хочу! (Замыкает слух, вставляя в уши пальцы, звук исчезает.) Вот так, вот так, вот так, вот! |
![]() | Неужели я не могу просто навестить давнего знакомого? Когда тебя окружает темнота и холод, то рано или поздно к этому привыкаешь. Тебе уже не кажется, что эти ветви деревьев так похожи... | ![]() | Литература периода Великой Отечественной войны. «Стихи, рожденные войной». Учитель русского языка и литературы Ткалич Т. В. Цель Все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Вот уже наш народ будет отмечать шестидесятую... |