Вот уже второе десятилетие су­ icon

Вот уже второе десятилетие су­



НазваниеВот уже второе десятилетие су­
Дата конвертации17.07.2012
Размер110.36 Kb.
ТипДокументы


Вот уже второе десятилетие су­
ществует и развивается в сфере
массовой музыкальной культуры

такое широкое направление, как
рок-музыка, или музыка для вокаль-
-но-инструментальных ансамблей.

се бурное, стремительное распрост-­
ранение вначале насторожило,
но вскоре стало ясным., что рок-му­-
зыка — не просто дань капризной
моде, что у явления есть достаточ­-
но глубокие корни.

Социальный, эстетический, музы­
кальный аспекты столь тесно взаимо­
действуют в природе этого вида
музыкального творчества, что иссле-­
дование его и теперь представляет
известные трудности для разных
специалистов — философов, музы-

коведов, социологов.

Очень немногие, вышедшие у нас оаботы по этой теме свидетельствуют о том, что большее внимание до сих пор уделялось зарубежным ансамб­лям. Деятельность советских ВИА получила освещение в основном на страницах газет и журналов. Эти выступления, как правило, носили -негативный характер, создалась даже определенная инерция неприятия жанра ВИА как такового, что, разу­меется, не способствовало выработке объективных критериев и спокойного, аналитического взгляда на его раз­витие. Вместе с тем, конечно, появ­лялись и статьи, в которых содержа­лись точные наблюдения и интерес­ные соображения. А вот работ с попытками обобщения, систематиза­ции многогранной деятельности со­ветских вокально-инструментальных ансамблей до сих пор не было.

Автор этого труда знаком с жан­ром не понаслышке, а знает его как бы изнутри, пройдя тернистый путь поисков и находок как один из организаторов и музыкантов ансамб­ля «Песняры». Работа в «Песнярах» и параллельно с ней учеба на театро­ведческом факультете Минского сального института послужили

действенным импульсом к самостоя­тельному осмыслению Вал<-: Яшкиным художественных принципов нового жанра, возможностей его синтеза с драматургией. Активная заинтересованность, желание внести свой вклад в развитие жанра побу­ждают Яшкина к серьезным заня­тиям режиссурой, он закончил Высшие курсы режиссеров эстрады при ГИТИСе им. Луначарского под руководством народного артиста РСФСР профессора И. Шароева.

Поиски новых средств художест­венной выразительности, стремле­ние расширить границы жанра про­явились в двух крупных работах Яшкина — рок-операх «Песня о до­ле» (ансамбль «Песняры») и «Сказа­ние о Емельяне Пугачеве» (ансамбль «Ариэль»), где он выступил и как сценарист, и как режиссер.

Читателю этой брошюры предстоит познакомиться с наблюдениями и размышлениями музыканта-практи­ка, режиссера, театроведа, соеди­нившихся в лице В. Яшкина, который собрал большой материал о вокаль­но-инструментальных ансамблях и попытался его систематизировать.

Разумеется, труд этот еще далек от совершенства, он не содержит глубоких теоретических обобщений.
Однако необходимо учесть, что это, по существу, первый опыт разверну­того исследования жанра ВИА, пер­вый он и для самого автора.

Данная работа, насыщенная бога­тым фактическим материалом, не­сомненно привлечет внимание всех тех, кто интересуется массовой му­зыкальной культурой, явится ценным материалом для историографии со­ветской эстрады.

Хочется надеяться, что вслед за
этой брошюрой появятся и -более
глубокие исследования явлении

массовой музыкальной культуры, в том числе и В. Яшкина.


Заслуженный деятель искусств РСФСР композитор Юрий Саульский


^ Введение в жанр


Современная популярная лег­кая музыка вбирает в себя мно­жество жанров, стилей, манер и способов исполнения. Брошюра, которую вы сейчас держите в руках, познакомит вас с биг-му-зыкой, с вокально-инструмен­тальными ансамблями.

Что же такое бит-музыка? Тер­мин «бит» хотя и имеет чисто стилевой признак (английское слово «beat» переводится как удар, биение, пульс), его значе­ние в сочетании «бит-музыка» го­раздо шире, многообразнее. С са­мого зарождения бит предпола­гал непременное использование электроакустической аппаратуры, специфический состав вокали­стов-инструменталистов, способ­ных с помощью своих сверхмощ­ных аппаратур озвучивать дворцы, стадионы, полигоны с многоты­сячной аудиторией; наличие зре­лищных элементов. В этих своеоб­разных спектаклях, вопреки тра­диционному выдвижению на пер­вый план лидирующих певиц утверждается гегемония мужско­го начала, доминирующее поло­жение вокалистов, состязающихся в погоне за децибелами с элек­троинструментами, исполняющих песни, основанные на бесконеч­ном повторе фраз, опирающиеся на острую, остинантную ритмиче­скую основу.

Конкретный исполнительский

состав, специфический инстру­ментарии, своеобразные приемы, манера исполнения и другие при знаки, присущие именно биту, являются жанровыми и позволяют говорить о бите как особом му­зыкальном жанре, равно как о джазе. опере, симфонической


музыке, имеющих свои характерные особенное 1 и-,.

Кроме перечисленных общих
жанровых признаков, бит обладает еще одним важнейшим качеством
— универсальностью, под-

вижностью, способностью легко
проникать в другие жанры В од­
ной из своих работ А. Сохор вы-­
деляет четыре группы музыкальных жанров, «сложившихся в
разные эпохи, но продолжающие
существовать и сегодня. Одна из
них — театральные жанры, к кото­рым относятся опера, балет и оперетта (сюда же примыкает музыка драматического театра).
Вторая группа — концертные

жанры, примерами которых слу­жат симфония, соната, квартет, оратория, кантата, романс и т. г.. Третья группа — массово-бытовые жанры: песня, танец и марш со всеми их разновидностями. Чет­вертая — культовые (или обрядо­вые), каковыми являются молит­венное песнопение, месса, рек­вием и Др.".

Бит как новый песенный жанр занимал бы по предложенной классификации место в третьей группе массово-бытовых жанров Но только ли? Проанализировав данную классификацию, легко обнаружить, что бит может иметь место и в театральных жанрах (рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», «Орфей и Эвридика»), и в концертных (рок-орато­рия «Заклинание огня» в литов­ском «Тримитасе»), и в культовых (или обрядовых) жанрах (рок-месса Л. Бернстайна, сюита по на­родным обрядам у «Песняров»).

Сравнивая творчество много­численных ансамблей, можно увидеть, насколько разнообразна эта современная музыка, объединяющая своим мощным ритмом


самые разные, казалось бы не­совместимые, музыкальные стили, именуемые рок-стилями: джаз-рок, фолк-рок, классик-рок и др.

Если термин «бит» более соот­ветствует жанровым признакам новой музыки, го для характери­стики стилевой природы данного явления, видимо, наиболее пра­вильным будем применение тер­мина «рок».

8 чашей литературе усилиями
музыковедов и журналистов

Л. Переверзева, Арк. Петрова, Дм. Ухова, А. Троицкого и других собрано и опубликовано достаточное количество материала по истории рок-музыки. Поэтому сейчас мь1 лишь напомним основ­ные, существующие сегодня, наи­более яркие ее стили, возникшие в результате активного воссоединения новой музыки с джазом, старинной, симфонической музы­кой, фольклором.

Если первые рок-группы при­несли с собой определенный комплекс стилистических призна­ков, выражающийся в общности музыкального языка и компози­ционно-исполнительских приемов, го в дальнейшем в результате интенсивных поисков во всех направлениях намечавшееся сти­левое единство было разрушено.

К концу 60-х годов в рок-музыку приходит много профессио­нальных музыкантов, имеющих серьезную джазовую школу.
Они приносят в рок-музыку
инструментальное богатство джа­за,прекрасный аранжимент,
джазовые интонации. И от слияния этих новых качеств с мощ­ными ритмами биг-бига рождает­ся стиль джаз-рок.

Законодателями этого стиля являются ансамбль «Кровь, пот и слезы», одним, из первых вклю-


чивший в свой состав секцию ду­ховых инструментов, тромбон, альт-саксофон, грубы, пикол-ло-трубу, и ансамбли (-Чикаго», «Оркестр Махавишну» под руко­водством известного джазового музыканта Джона Маклафлина. Музыка джаз-рока, как правило, достаточно серьезная, отвечаю­щая самым высоким музыкаль­но-эстетическим вкусам.

Кроме джаз-рока появился
классик-рок — от соединения

рок-музыки с классической

симфонической музыкой, а также барокко-рок — от слияния с му­зыкой XVII века в стиле барокко.

В 60-х годах рок, как это наблюдалось ранее с джазом, идет на активное соединение с музы­кальным фольклором, и в част­ности, с народной музыкой Ин­дии, Африки, Латинской Амери­ки. В стиле рага-рок, получившем
название от слияния рока с му­зыкой народов Индии, находили много интересных красок такие известные ансамбли, как «Битлз» в песнях Джорджа Харрисона, «Chake» с Джоном Маклафлином, виртуозно играющим на
народных инструментах, голланд­ская группа «Шокинг-Блю», использующая экзотичный звук ситары. Разнообразные афро-кубинские ритмы используются
известной группой «Сантана» под
руководством мексиканца Карлоса Сантаны.

В результате слияния рока с народными песнями образовался стиль фолк-рок. У истоков этого стиля в США стоит ансамбль «Птицы» («Berds»). В своих пес­нях, исполняемых, как правило, негромко, проникновенно, музы­канты говорят о реальных про­блемах, волнующих молодежь.

Мягкие, камерного характера


песни, такие, как «Мост через растревоженные воды» и «Звуки тишины», в исполнении известно­го дуэта «Саймон и Гарфункл» утвердили новый стиль, назван­ный софт-рок (мягкий рок).

В начале 70-х годов рождается стиль хард-рок (острый, твер­дый) — напряженно-экстатическая музыка, исполняемая на предель­но «задецибеленных» остинато соло и бас-гитарах; появляется характерный для этого стиля вокалист с пронзительно-высоким голосом, меняющим свой тембр. Ансамбли «Лэд Цепеллин», «Дип Папл», «Грэнд Фанк», «Юриа Гипп», активно работаю­щие в этом направлении, еще более отяжеляя гитарные, басо­вые аккордные риффы, приходят к другой разновидности этого стиля—хэви-рок (тяжелый рок). И все-таки при всей своей многоликости рок-музыка опи­рается на ряд основных элемен­тов, общих для всех стилей: обост­ренная метроритмическая пуль­сация, синкопирование, специфи­ческое звукоизвлечение, своеоб­разная манера исполнения вока­листов и, что особенно важно, форма свободной композиции, не укладывающаяся в академиче­ские схемы, рождающаяся в про­цессе самовыражения художни­ка. Именно это последнее стало одной из главных причин при­стального внимания к рок-музыке самых серьезных музыкантов всего мира.

В силу именно этих качеств рок-музыка, по словам известного советского композитора Андрея Петрова, «в чем-то разрешает традиционный конфликт компо­зиторского творчества — между стремлением к самовыражению и законами формы».

В нашей стране это явление
утвердилось как вокально-инст­-
рументальный жанр. Новая музы­
ка вызвала в молодежной сред»
сильную волну массового музи­-
цирования. В начале 60-х годов
стали возникать многочисленные
дворовые гитарные ансамбли, в
1966 году на профессиональную
сцену выходят первые, еще не
имеющие жанрового определе­-
ния коллективы: ленинградский,
эстрадный ансамбль «Поющие
гитары» и московский ансамбль
«Веселые ребята». Вслед за ними,
как грибы после дождя, в много­
численных концертных органи-­
зациях появляются свои ансамбли,
которые стали называть вокаль­-
но-инструментальными (сокра­-
щенно ВИА). Это название прочно
вошло в эстрадный обиход, обо­
значая жанр, ставший составной
частью нашей массовой музы­-
кальной культуры. По существу,
это те же бит-группы, опираю­
щиеся в игре на напряженную
остинатную ритмику, пользую­
щиеся тем же, что и бит-группы,
инструментарием, той же электро­-
акустической аппаратурой, спо-­
собной озвучить любой дворец,
стадион.

«Вокально - инструментальный
ансамбль — это бит-группа, иг­-
рающая на электроинструмен­тах,—одним из первых дает оп­ределение новому явлению известный эстрадный дирижер Ю.В.Силантьев,— новая группа, появившаяся не так давно, послед­ний пока этап в эволюции эстрад­ных ансамблей... На смену старым составам оркестров... появились бит-составы: электроорган, три электрогитары — сольная, акком­панирующая и бас-гитара, боль­шой набор ударных...» Действи­тельно, ВИА обнаруживают пря-


мое родство с бит-группами по
многим жанровым и стилевым,
признакам. Это и необычайная
широта репертуарного диапазо­на -— от легких, танцевального
характера куплетных песен до
сложных песенных композиций,
философских раздумий, обобще­нии и постоянное, с освоением
новых форм, усложнение музы­-
кального языка; стремление
отвечать требованиям времени
и технического прогресса. От иг­
ры на примитивной аппаратуре
ВИА пришли — через экспери­-
менты и изобретательство — к
использованию самой современ­-
ной электронной техники. «ВИА —
это детище века НТР и массовых
коммуникаций,— пишет музыко­вед Аркадий Петров.— Это единство трех компонентов —
творческого (композитор, поэт
и звукорежиссер), исполнитель­
ского (голоса и инструменты) и
технического (аппаратура усиле­-
ния и преобразования звука)».

При всей общности формаль­ных точек соприкосновения по­нятия

западная «бит-группа»
и советский «вокально-инстру­-
ментальный ансамбль» имеют глу-­
бокие принципиальные различия.
Вокально-инструментальные ан­
самбли, исполняя песни совет­
ских композиторов, несут заряд
высокой гражданственности, во­
спевают нравственные идеалы
нашего общества.

«Увлечение молодежи ими
(ВИА.— В. Я.) можно объяснить
и понять, потому что в этом
явлении есть несомненно привле-­
кательные и заслуживающие вни­-
мания черты. Прежде всего это
спортивность образа, оптимизм,
молодость, яркость. Лучшие

примеры этого направления ин­тонационно связаны с народной


песней»,— характеризует наши

ВИА Александра Пахмутова.

Лучшие наши ВИА разрабаты­вают серьезные темы, опирают­ся на богатые традиции совет­ской массовой и эстрадной песни, на богатый фольклор народов нашей страны. И если говорить, что дали наши ансамбли биту как явлению в мировом масштабе, то это, в первую очередь, не­обыкновенно тонкую работу и совершенно неожиданные откры­тия в разработке фольклорного элемента. Самые яркие предста­вители этого направления: бело­русские «Песняры», челябинский «Ариэль» и следующие за ними узбекская «Ялла», украинский «Водограй», грузинская «Иверия» и др.

Принимая во внимание фактор постоянного пересечения, вза­имовлияния стилевых тенденции внутри жанра, невозможно на­звать ВИА, работающий только в одном конкретном стиле (исключением может быть лишь «Арсенал» под управлением А. Козлова, но его трудно назвать вокально-инструментальным ан­самблем— это типичный джазо­вый коллектив, играющий в стиле рок.)

Ансамбли, исполняющие в ос-
новном современные советские
песни, включают в репертуар
фольклорные произведения,

«Песняры» представители

фольклорного направления с
успехом поют песни А. Пахмутовой, В. Баснера; «Ариэль» строит свои фантазии на темы народных
песен по принципу развернутых
рок-композиции, синтезируя в них
элементы симфо-джаз-фолк-рок-
музыки, а иногда и просто играет
инструментальную рок-музыку

(композиция «Таркус» группы


«Эмерсон, Лейк, Палмер»). И ко­нечно же, все ВИА ищут зримые формы воплощения музыки,

пользуясь арсеналом шоу-эле­ментов, ибо эстрада — это всегда зрелище.

Поэтому в данной работе пред­лагается условное деление ан­самблей на группы по направле­ниям, которые в основном раз­рабатывает тот или иной ВИА на протяжении всего творческого пути.

Первая группа — ансамбли,

продолжающие развивать тради­ции советской песни;

вторая — ВИА, разрабатываю­щие фольклорное направление;

третья — ансамбли, работаю щие над созданием шоу-про­грамм, в которые наряду с пес­нями входят инструментальная музыка, элементы хореографии, театрализации, широко исполь­зуются светоцветовые эффекты.

И наконец, некоторые наши ВИА ведут поиск новых форм эстрадно-музыкальных спектаклей.

Предлагаемая работа ни по объему, ни по поставленным за­дачам не претендует на научное исследование широкой проблематики вокально-инструментального жанра. В ней лишь предпринима­ется первая попытка систематиза­ции разрозненного материала о творчестве популярных советских вокально-инструментальных ан­самблей.




Похожие:

Вот уже второе десятилетие су­ iconАнна Старобинец спецкорреспондент «Культуры» журнала «Русский репортер»
России. Вот только десятилетие спустя ивановская «Общага-на-Крови» уже не кажется сгустком и слепком реальности. Потому что за эти...
Вот уже второе десятилетие су­ icon220 вольт. Бьет по крышам. Сильный дождь, мокро и весело на душе
Она шла по лужам, не замечая, как кто-то молча шел сзади Вот уже и родная парадная, вот уже знакомая дверь, "Катя постой" кто-то...
Вот уже второе десятилетие су­ iconЧеловек человеку шкаф. (Розанов) Глубокоуважаемый шкаф. (Чехов)
Может быть, сегодня наконец ты посмотришь, что в этом шкафу. Сколько лет уже в нем пылится Бог знает что. Все наверно давно истлело....
Вот уже второе десятилетие су­ iconВот уже близок конец недели а сил уже осталось так мало…

Вот уже второе десятилетие су­ iconБандЭрос – Бум сеньорита
В твоих глазах черти танцуют самбу, и мне уже поздно пить боржоми, и мне уже поздно глотать бальзам. В твоих глазах черти танцуют...
Вот уже второе десятилетие су­ iconВсё, я ушла, крикнула я в пустоту
Уже давно. Мне лет 11 было. И вот прошло уже 7 лет, а всё называют. Но ничего, я ей тоже имя придумала. Её зовут Аня, я её Нюся называю....
Вот уже второе десятилетие су­ iconШтурман и педагог
Саши, в ее способностях. Вот что написала об Александре Федоровне Акимовой наша «мамочка» — комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич,...
Вот уже второе десятилетие су­ iconВадим Леванов musca
Ю. Я не-не-не-не-не… хочу! (Замыкает слух, вставляя в уши пальцы, звук исчезает.) Вот так, вот так, вот так, вот!
Вот уже второе десятилетие су­ iconНеужели я не могу просто навестить давнего знакомого?
Когда тебя окружает темнота и холод, то рано или поздно к этому привыкаешь. Тебе уже не кажется, что эти ветви деревьев так похожи...
Вот уже второе десятилетие су­ iconЛитература периода Великой Отечественной войны. «Стихи, рожденные войной». Учитель русского языка и литературы Ткалич Т. В. Цель
Все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Вот уже наш народ будет отмечать шестидесятую...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов