Создание шоу –программ icon

Создание шоу –программ



НазваниеСоздание шоу –программ
Дата конвертации17.07.2012
Размер136.06 Kb.
ТипДокументы



Создание шоу –программ


Термин «шоу» пришел на эст­раду из английского лексикона (show — показывать, демонстри­ровать). В интересующем нас ас­пекте шоу — эстрадно-развлека­тельное представление. Основ­ными компонентами шоу-про­грамм являются разнообразные эстрадные номера, которые, орга­нично сочетаясь Друг с другом, создают красочное зрелище.

В отличие от более распростра­ненных на эстраде форм ревю — обозрений на определенную тему шоу-программа обходится без обязательного сюжета, для нее не надо придумывать специальных «драматургических ходов». И если в ревю необходим сюжет, то в шоу фактор зрелища выдвигает­ся на первый план и важен сам процесс действа, а не разрешение сюжетной коллизии.

При создании яркой, зрелищ­ной шоу-программы большое внимание уделяется чисто поста­новочным эффектам: элементам театрализации, хореографии, па­родиям, сценкам; для каждого номера, учитывая его характер и стиль, создается особый свет, в целом образующий световую пар­титуру всего представления.

Первые интересные попытки по­стижения этой увлекательной формы на музыкальной эстраде связаны с началом развития со­ветского джаза, с творчеством его знаменитого представителя на-


родного артиста СССР Леонида Осиповича Утесова.

Будучи драматическим актером, музыкантом, певцом, чтецом и даже гимнастом (вспомним его программу «От трагедии до тра­пеции»), Утесов представляется идеальным артистом шоу. В сво­ем знаменитом, созданном в 20-е годы «Теа-джазе» Утесов требовал от музыкантов «синте­тичности»: они должны были не только играть, но и плясать, участ­вовать в интермедиях, пародиро­вать, то есть быть актерами. И хотя большинство программ «Теа-джаза» именовались обозрениями (термин «шоу» в 20-е годы не был в ходу в нашей эстрадной терми­нологии), попытки театрализации музыкальных номеров, остроумное пародирование эстрадных штам­пов (программа «Музыкальный магазин»), всегда блестяще ре­шенная эксцентрическая музыка (кинофильм «Веселые ребята» с музыкой И. О. Дунаевского!), по­иски зрелищного эквивалента му­зыкальному материалу, наконец, ставка на развлекательность в лучших своих работах — все это типичные черты шоу-программы.

В 60—70-е годы стремительно ворвавшийся биг-бит хотя и по­теснил ставший чересчур изо­щренным джаз, но не отказался от его находок — попытки музы­кантов самим спеть, сыграть и при этом «явить» зрелище не прекра­щаются, в различных вариациях продолжают жить в программах некоторых ВИА.

Сегодня в создании шоу-про­грамм для ВИА безусловным ли­дером у нас является эстрада Прибалтики. Ансамбль «Модо» из Риги, таллинские ансамбли «Лайне», «Апельсин»— вот далеко не полный перечень коллективов,


выступающих с яркими, зрелищ­
ными, высокохудожественными
программами.

«Сцена полыхает багрово-алы­ми оттенками прожекторов. Пять безмолвно застывших черных си­луэтов. Грозный унисон гитар и ударных.
Музыка пронизывает тебя насквозь, невольно стано­вишься частью этой напряженно вибрирующей материи и живешь, повинуясь опасным изгибам ее ритма. Исчезает ощущение време­ни, остается лишь звуковое прост­ранство. Фабрика звука. И одно­временно ритуал, магическое действо. Пятеро музыкантов про­должают играть, не сдвигаясь с места, пять застывших скифских истуканов. Но тени их мечутся в бешеной разноцветной пляске на заднике сцены. Музыка — свет — цвет — движение...»— так описы­вает зрелищное и эмоциональное впечатление от концерта «Модо»" музыковед Арк. Петров.

Концертная программа ансамб­ля развивается по законам зрели­ща, требующего держать ауди­торию в неослабевающем внима­нии, чередовать кульминационные зоны с зонами разрядки. Все как в музыкальном спектакле, с той лишь разницей, что музыкантам предстоит раскрыть характер про­изведения, персонажа, сценки всего лишь за 3—5 минут — время исполнения песни, музыкальной пьесы, этих микроспектаклей, из которых создается цельное эст­радное представление.

Концерты «Модо» собирают са­мую различную аудиторию. Люди старшего поколения приходят по­слушать джаз в тонкой интерпре­тации Паулса, мальчишки в джин-


сах спешат услышать современные рок-композиции, и все зрители ждут интересной «подачи» номе­ров в оригинальном режиссерском решении.

Показательно, что каждый зри­тель находит в программе что-то особенно любимое, дорогое для себя, ибо концерт «Модо»— это музыкальное представление, куда включены джаз, поп-рок-музы­ка,— одним словом, на все вкусы.

И конечно же, песня. Но как она представлена? Песня звучит в сольном исполнении (В. Юхневич), в дуэте (Нора Бумбиере и Виктор Лапченок), трио (М. Зивере, А. Кукуле, П. Гебхарде), в со­провождении музыкантов, кото­рые вместе с вокалистами уча­ствуют в исполнении песни.

На сцене артисты «Модо» ни­когда не стремятся эпатировать публику. Музыканты почти не двигаются, но рождаемая ими музыка создает ощущение света, цвета, движения. Элементы теат­рализации отмечены высоким художественным вкусом, тактом, мерой. Мера и вкус проявляются уже в том, как ведет концерт, полушутя-полусерьезно, сам Рай­монд Паулс, избавляя зрителей от надоедливого конферансье, пытающегося передать зрителям «радостное настроение».


Программа «Модо» выглядит примерно так: виртуозные ин­струментальные пьесы (соло на рояле — автор), джазовые импро­визации, включая музыку клас­сиков Д. Гершвина, Д. Эллингтона и наших современников-джази­стов (Р. Паулс — фортепиано, 3. Лиепиньш — орган, В. Митро­хин — соло и ритм-гитара, Б. Банных — бас-гитара и В. Бол­дырев — ударные инструменты), и много песен в разных стилях, манерах, интересно спетых и сыг­ранных артистами. Чего стоят, к примеру, «Озорные песни» на стихи Я. Петерса, весело, с шут­ками, с выдумкой исполняемые ансамблем. В песне «Объяснение в любви на танцах» сопровождаю­щая духовая гармоника придает исполнению черты стиля кантри. А неожиданно появившаяся скрип­ка в «Белой пушинке», играющая в «народной» манере, еще более создает впечатление деревенско­го веселья. И конечно, смешная, забавная песенка «Я пишу Джен­ни» в исполнении Виктора Лапченка. «Я еду на повозке и пишу письмо Дженни. Она летит в са­молете, конечно, она любит все «высокое», а я — повозку и кле­вер», — поет незадачливый влюбленный парень.

«Ковбойская» манера пения, скрипка и духовая гармоника в сочетании с гитарами не остав­ляют сомнений — перед нами остроумно решенная песня-па­родия в стиле кантри-рок.

Вся программа хорошо режис­серски выстроена, исполняемые


произведения, буквально «насту­пая» на аплодисменты, быстро чередуются, оставляя впечатле­ние хорошо выверенного темпо-ритма всего концерта.

Ансамбль «Модо» стремится как можно более полно предста­вить в программах сегодняшнюю эстрадную музыку. Задача слож­ная, но решить ее помогает про­фессионализм музыкантов, безу­пречный вкус и чувство меры.

Яркую, построенную на орга­ничном синтезе музыки, песни, танца эстрадную шоу-программу показывает ансамбль из Таллина «Лайне» под руководством Райво Диксона.

И если в программах «Модо»
определяющим является синтез
инструментальной музыки и вока-­
ла при приоритете инструмен­
тально-джазовой основы, то
в «Лайне» все представление как
бы цементируется хореографи­
ей, которая усилиями балетмей-­
стера Колью Саареке поставлена
на абсолютно профессиональный
уровень.

Наряду с самостоятельными хореографическими композиция­ми женский вокальный секстет умело сочетает танец с песнями и музыкой. Танцы органично свя­заны с вокально-инструменталь­ными произведениями, подчер­кивая упругие, жесткие ритмы, характерные для бит-музыки. Девушки как бы «танцуют музы­ку», «расцвечивая» хореографией зрелищную сторону исполняемых произведений.

Умело используются ансамблем и чисто вокальные средства. На­родная песня «Перекличка в лесу» в обработке Р. Диксона — своего рода живописная музыкальная картинка: в воображении возника­ют дремучие чащи старого эстон-


ского леса, над которым несется шаловливое эхо, подхватывая одинокие «аукающие» голоса заблудившихся девушек и сплетая их в замысловатые звукосочета­ния. Но вот, как бы вдоволь нате­шившись, эхо распускает звуко­вую вязь, возвращая девушкам затерявшиеся одинокие звуки.

Ансамбль «Лайне» отличает безупречное интонирование, вы­сокая культура (традиционная для Прибалтики) хорового пения. Но главный секрет успеха «Лай­не» — в сплаве песен, музыки, танцев, из которого рождается зрелищное, многозвучное и мно­гоцветное представление.

«Певцы должны быть артистич­ными, подвижными, пластичными. Зрелищность — вот одно из глав­ных требований сегодняшнего дня. В идеале хотелось, чтобы программа «Лайне» была кра­сочной, как фейерверк, где песни, музыка и танцы сплавлялись бы в целостную ткань эстрадного спектакля, со своей внутренней логикой, стилевым единством», — говорит Р. Диксон.

Ныне на выступления «Лайне»
приходят не только люби­
тели вокально-инструментального
жанра, но и поклонники эстрад­
ной хореографии. Сочетание
жестких ритмов вокально-ин­
струментальной музыки с пласти-­
кой танцующих девушек-вока-
листок создает зримое воплоще­
ние исполняемых музыкальных
произведений. Шесть певиц вме­
сте с профессиональным танце­
вальным дуэтом Элонной Сприйт
и Аитсом Вяхеяусом и солистом-
вокалистом Велло Оруметсом
создают вокально-хореографи­
ческий образ современной бит-
музыки в оригинально, красочно
оформленной шоу-программе.


Эстонский ансамбль «Апель­
син» носит любительский ста­
тус — представляет таллинский
Дом торговли. Художественный
уровень исполняемых им произ­-
ведений, интересный творческий
поиск, участие в концертах, ра­
диопередачах, телепрограммах
бок о бок с ведущими мастерами
искусств говорят о безусловно
высоком профессионализме его
участников.

Ансамбль «Апельсин» паро­дийно-сатирический, он высмеива­ет кочующие эстрадные штампы, ополчается против рутины, застоя на нашей эстраде и делает все это с юмором, большой изобре­тательностью, остроумной пода­чей каждого номера.

Жанр пародии труден сам по себе, музыкальной — в особен­ности. Пародировать ансамбли, работающие в различных музы­кальных стилях, сложно уже пото­му, что сами пародисты обязаны безукоризненно владеть всеми этими стилями. Музыканты дол­жны мастерски играть на самых разных музыкальных инструмен­тах, прекрасно ориентироваться в современной музыке. Ведь в программах «Апельсина» стал­киваются пародии и на оперные штампы, где центральной фигурой всегда выступает Мати Нууде — массивный певец-баритон, само появление которого уже вызыва­ет веселое оживление в зале; и пародии на оживший ныне рок-энд-ролл, где в острогротес­ковом ключе, укрупненно, броско «рисует» портреты рок-н-ролль-ных идолов артист ансамбля Иво Линна; и пародии на модные му­зыкальные стили: кантри, где устраивают веселые состязания «сельские» музыканты — скри­пач Яан Ардер и великолепно


владеющий банджо Тыну Ааре;
ретро, где «Апельсин» весело
смеется над сладкой сентимен­
тальной музыкой «грез и забве­
ния» начала века; диско, где
в остроумных аранжировках му­
зыканты иронично подшучивают
над нашумевшим ансамблем

«Бони-М».

Программа «Апельсина», пол­ная музыкального юмора, отме­ченная высоким художественным уровнем музыкантов, обладаю­щих незаурядными актерскими способностями, что усиливает зрелищный элемент представле­ния, оставляет впечатление весе­лого, жизнерадостного музыкаль­но-сатирического спектакля.

К шоу-ансамблям, конечно же, надо отнести все наши женские вокально-инструментальные кол­лективы. Явление это уникальное и характерно только для нашей эстрады.

На мировой музыкальной эстра­
де время от времени появлялись
женские эстрадные ансамбли, но,
как правило, это были джазовые
ансамбли (вспомним очарова­
тельную американскую кинокоме­
дию «В джазе только девушки»).
Они создавались для развлека­
тельных, зрелищных программ,
ибо уже в самом сочетании: де­
вушка-барабан, девушка-сак­
софон, девушка-тромбон заложе­-
но понятие аттракциона.

Но в рок-музыке, в самой ее
природе мало эксцентрического,
здесь царствуют мощь, жесткость,
совсем «не девичья» сила, напор.
И поначалу казалась сомнитель­
ной сама возможность допускать
девушек в этот мир грохочущих
децибелов и жесткой остинатной
ритмики. Однако опыт наших ве­
дущих ансамблей: «Девчат»,
«Москвичек» из Москвы, «Бал-


тийских чаек» из Калининграда, «Чаровниц» из Белоруссии, при­знание их творчества на автори­тетных всесоюзных конкурсах доказали правомерность суще­ствования подобного рода ансамб­лей на эстраде.

Творческие принципы наших
немногочисленных женских ВИА
во многом идентичны, и для рас­
смотрения их достаточно обра­-
титься к опыту работы первого
профессионального коллектива

московского ансамбля «Девчата».

Когда в 1971 году во Всесоюз­-
ные творческие эстрадные ма­
стерские были приняты шесть
девушек, опытные наставники
народный артист РСФСР

Л. Маслюков и заслуженная ар-­
тистка РСФСР Т. Птицына с пер­
вых же шагов абсолютно точно
определили творческую программ-­
му будущего женского вокально-
инструментального ансамбля: кон­-
центрация внимания не на вирту-­
озном владении инструментами
(кстати сказать, артистки вскоре
достаточно профессионально

освоили их), а на сценической, зрелищной стороне программы, на универсальности, взаимозаме­няемости, пластичности, арти­стизме молодых исполнительниц.

Первая их программа, состояв­шая из четырех блоков, не имела точно очерченного сюжета, но внутреннее единство создавалось через развитие основной темы — темы России: от старых, дорево­люционных русских песен к мело­диям современной советской эстрады, песням А. Пахмутовой и Д. Тухманова, О. Иванова и В. Темнова.

«Девчата» пели, танцевали, играли на различных инструмен­тах, заражая публику своей ис­кренней увлеченностью, музы-






кальностью. Очень тактично ис­пользовались «не девичьи» ин­струменты — тромбон, труба, саксофон, не надоедливо, не на­зойливо, не из желания удивить, а только там, где этого требовала инструментальная партитура для наиболее полного раскрытия об­раза песни.

Открывался концерт своеобраз-­
ной песней-заставкой А. Пахму­-
товой «Девчата» на стихи М. Нож­
кина. На сцене — семь очарова­-
тельных девушек в современных
брючных костюмах, с современ­-
ными электроинструментами,


ВИА «Девчата»


в современных энергичных рит­мах весело, озорно поют песню о себе.

Первый песенный блок — песни гражданского звучания: «Родина» А. Харченко, «Товарищ» О. Ивано­ва, «Самое главное» В. Темнова. Инструментарий в них использу­ется скупо — звучат только гита­ры и фортепиано. Значительность, серьезность темы требуют, в пер­вую очередь, донесения текста, смысла песен. Каждая песня при общности темы отлична от другой


и по приемам аранжировки, и по пластическому решению. Прони­кновенная «Родина» исполняется а- капелльно, «Товарищ» решается в скупых, но выразительных пла­катных мизансценах: справа — солистка с гитарой, слева — три девушки спинами к залу, каждый поворот оправдан смыслом тек­ста песни. В песне «Самое глав­ное» каждый куплет поет другая солистка, привнося с собой свою взволнованность, новую эмоцио­нальную краску, отчего песня обретает какую-то особую выра­зительность.

Второй песенный блок первого отделения — своего рода парад солисток, поющих современные песни. Семь девушек — семь ли­рических песен, чередующихся в логической последовательности, связанных текстовыми перехода­ми: то это стихи, то девчата сами непринужденно говорят о своих любимых песнях. Никакого кон­ферансье, никаких рассеиваю­щих пауз, длиннот. Здесь уже прослеживается стремление к усложнению гармонии. Интерес­ное голосоведение, тяготение к джазовой аккордике в «Радуге» А. Черного сочетаются со звуча­нием духовых инструментов в его же «Ритмах России», «Радуге», «Вишне». В последней велико­лепное, большое импровизацион­ное соло альт-саксофона Лены Заборской. Очень современно по манере, с подключением эффектов «квакушки» и «фузза» играет гитара-соло Назилии Даукаевой.

Начало второго отделения кон­церта (народные песни Подмо­сковья XVIII века) контрастно первому с его энергичными ги­тарными ритмами, мощным зву­чанием меди.


Открывается занавес, и над сценой «стелется», постепенно заполняя пространство, сильный женский голос — Людмила Главацких поет проникновенно, очень по-русски, по-народному. Высве­чивается лавочка, на которой си­дят три девушки, поющие «Не ве­лят Маше за речку ходить». Пре­красно читается пластический ри­сунок: руки покачивающихся сидя девушек отстают от корпуса и со­вершают плавные волнообразные движения. Вторая линия девушек образует хоровод, и, через пок­лон, через смену солисток, как бы вытекая из предыдущей, возни­кает следующая песня «Земляниченька». В песне «А я по лугу» запоминаются интересные мо­дуляции: в каждом куплете проис­ходит смена тональности, но не на привычные поступенные полу­тона вверх, а самые неожиданные интервалы вверх и вниз.

Все подмосковные песни

XVIII века решены зрелищно. Де­вушки, одетые в длинные русские сарафаны, много двигаются, при­чем плавные хороводные движе­ния не мешают пению. Песни, следующие одна за другой, соз­дают впечатление единой, цель­ной вокально-хореографической сюиты.

Завершается программа бло­ком, состоящим из современных русских песен: несущих в себе игровой элемент, позволяющий солисткам проявить свое актер­ское дарование.

Песня В. Темнова «Балалайка» раскрывается через взаимоотно­шения солистки и трех девушек, играющих на балалайках. Когда же они вчетвером подходят с балалайками к микрофонам — звучит народный оркестр! Де­вушки интересно играют, азартно


ганцуют, выбивая русские дро-бушки.

Весело, изобретательно реше­на шуточная сценка на основе песни В. Темнова «Ах, вы сени». Это остроумная пародия на не­которые ВИА, в заштампованных эстрадных приемах интерпрети­рующих народные песни. Суть этой незамысловатой песенки сводилась к тому, что некоему деду стало плохо, когда он услы­хал свою любимую песню «Ах, вы сени» в исполнении супер­современного ансамбля.

Поначалу песня пелась как бы
первозданно, распевно, аккор­
дами. Далее, когда пародировал­
ся псевдоноваторскии стиль ВИА,
включались все инструменты,
предоставляя артисткам возмож­
ность вволю «пошуметь» в ультра­
современных ритмах. Образ
старика смешно воссоздал уча­
ствующий в программе мим
В. Конов.

Празднично, удало поставлена
«Русская ярмарка». Начинается
эта жанровая картинка с прими­
тивного «шарманочного» аккомпа-­
немента с дальнейшим подклюю-­
чением бубна, барабана и других
скоморошьих инструментов.

Каждый куплет запевает новая солистка, а в финале четыре де­вушки берут микрофоны и на цитате из народной песни парами расходятся в глубь сцены, как бы приглашая остальных принять участие в веселье. И вот уже оживает, начинает танцевать вся сцена. «Эх, полным-полна коро­бочка» — все поют, танцуют, об­щее веселье, атмосфера русского гулянья!

Выстроенность программы, оби­лие интересных режиссерских решений, точно выверенный темпоритм, подвижность, постоянное


стремление зримо «явить» песни, превращая их в эстрадные ми­ниатюры, из которых рождается яркий зрелищный спектакль, — вот те компоненты, которые отве­чают требованиям шоу и которые так выгодно отличают «Девчат» от статичных, малоподвижных, пассивных в поиске «собратьев» по жанру многочисленных муж­ских ВИА.




Похожие:

Создание шоу –программ iconСоздание программ элективных курсов отличия программ элективных курсов (ЭК) от учебных программ по обязательным школьным предметам
Отличия программ элективных курсов (ЭК) от учебных программ по обязательным школьным предметам
Создание шоу –программ iconСоздание компьютерных игр
Самоучитель создания прикладных и игровых программ с помощью компилятора Borland C++ Builder 0
Создание шоу –программ iconЭкскурсия-шоу в плавучую туристскую деревню
Экскурсионные программы могут осуществляться из Астрахани или других туристических баз с проведением рыболовного неводного шоу и...
Создание шоу –программ iconМужской калейдоскоп зима
Торговый Центр «три кота». Ужин в ресторане восточного танца с авторским шоу танцовщицы Марины, туристы могут сделать замечательные...
Создание шоу –программ iconПрограмма на микроавтобусе по центру города, в Кремль, на набережную
Торговый Центр «три кота». Ужин в ресторане восточного танца с авторским шоу танцовщицы Марины, туристы могут сделать замечательные...
Создание шоу –программ iconПрограмма на микроавтобусе по центру города, в Кремль, на набережную
Торговый Центр «три кота». Ужин в ресторане восточного танца с авторским шоу танцовщицы Марины, туристы могут сделать замечательные...
Создание шоу –программ iconПрограмма на микроавтобусе по центру города, в Кремль, на набережную
Торговый Центр «три кота». Ужин в ресторане восточного танца с авторским шоу танцовщицы Марины, туристы могут сделать замечательные...
Создание шоу –программ iconПрограмма на микроавтобусе по центру города, в Кремль, на набережную
Торговый Центр «три кота». Ужин в ресторане восточного танца с авторским шоу танцовщицы Марины, туристы могут сделать замечательные...
Создание шоу –программ iconПрограмма на микроавтобусе по центру города, в Кремль, на набережную
Торговый Центр «три кота». Ужин в ресторане восточного танца с авторским шоу танцовщицы Марины, туристы могут сделать замечательные...
Создание шоу –программ iconШоу инопланетян
«Мини Пятый элемент» это самая популярная программа в арсенале "Шоу инопланетян". Ее участники Дива Плавалагуна (вокал, танцы), Лилу...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов