Поиск новых форм icon

Поиск новых форм



НазваниеПоиск новых форм
Дата конвертации29.07.2012
Размер116.62 Kb.
ТипОтчет



Поиск новых форм


В последнее время все более отчетливо прослеживается тяго­тение наших ведущих ВИА к круп­ным формам музыкально-эстрад­ного представления.

Зарубежная музыкальная эстра-­
да уже имеет большой опыт поста­
новок музыкальных спектаклей.
Широкую популярность снискала,
к примеру, рок-опера «Иисус Хрии-­
стос — суперзвезда», которая
понравилась слушателям смелым
синтезом джаза с битом, четким
композиционным построением,

яркой выразительной мелодикой.

Но, справедливости ради, надо
отметить, что еще до «Христа»
были написаны и поставлены
рок-оперы и рок-мюзиклы.

В 1966 году английский ансамбль «Кто» выпустил пластинку с мини-оперой «Ошск Опе». А в 1968 го­ду участниками этого же ансамб­ля была исполнена рок-опера «Томми», получившая мировую известность. В этой первой офи­циально признанной в бит-музы­ке опере рассказывалось о меч­тах и иллюзорных надеждах ан­глийского подростка. В много­численных ярких ее песнях разо­блачались бездушие и жестокость буржуазного общества. Полуляр-


ность оперы была огромной. Ре­жиссер Кен Рассел поставил кино­вариант этой оперы с участием популярнейших актеров и музы­кантов: Элтона Джона, Эрика Клаптона (из группы «Крим»), Главную же роль сыграл участ­ник группы «Кто» — певец Джон Далтрей. Свою версию оперы за­писал лондонский симфониче­ский оркестр.

Еще одна английская группа «Кинкс» выпустила в 1969 году пластинку с рок-оперой «Артур, или упадок и крах Британской империи» — это острая сатира на праздность буржуазии, ее без­различие к происходящему в ми­ре.

Необходимо отметить также
постановку в 1967 году на Брод­
вее мюзикла «На1г» («Волосы»),
положившего начало рок-мю-

зиклам.

У нас, как и следовало ожи­дать, первыми к освоению круп­ной формы обратились наши ве­дущие ВИА, и самую первую по­становку эстрадного оперного спектакля осуществил ленин­градский ансамбль «Поющие ги­тары».

Летом 1975 года в Ленинграде появляется афиша: «Зонг-опера «Орфей и Эвридика». Компози­тор Александр Журбин, либрет­тист Юрий Димитрии. Исполните­ли — вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гитары». Итак, «Поющие гитары» вновь, как и десять лет назад, выступили в роли первооткрывателей на нашей эстраде.

Появлению оперы предшест­вовала напряженная подгото­вительная работа, никто пона­чалу не мог представить себе форму ее сценического вопло­щения. Дело в том, что жанр


оперы — это уже не только пение, но и театр, где действуют законы сцены, где необходима профес­сиональная режиссура. Большое количество персонажей требова­ло увеличения состава — соли­стов, оркестра, балетно-пантоми-мической группы, постановочной части.

Громадная сложность была еще и в том, что вокал в эстрадной опере, идущей, конечно же, от рок-оперы, очень разнится с вокалом оперным, академиче­ским.
Поэтому необходима была соответствующая подготовка ис­полнителей. Партию Эвридики исполняла студентка Ленинград­ской консерватории Ирина Пона-ровская, пришедшая в ансамбль в 1972 году, на роль Орфея был приглашен тогда еще непрофес­сиональный певец Альберт Аса-дуллин. Началась напряженная работа, потребовавшая много сил и энергии и от ансамбля во гла­ве с Васильевым, и от авторов, и от всей постановочной группы и руководства Ленконцерта.

Знаменитой легенде о певце, обладающем «золотым» голо­сом, Орфее и Эвридике более двух тысяч лег: Множество раз этот миф о силе искусства и си­ле человеческой любви переска­зывался языком музыкального театра. За всю мировую музы­кальную историю на этот сюжет написано, пожалуй, наибольшее количество музыкальных произ­ведений (уже более 150).

Драматург Ю. Димитрин напи­сал не просто либретто по ле­генде, а самостоятельную пьесу о вечном стремлении человека к гармонии, об одухотворяющей силе люслги:

Авторы назвали свою работу
«зонг-опера», что дословно


означает «песенная опера».

Английское слово «сонг» и не­
мецкое «зонг» означает «песня».
Однако «зонг» — театральный

термин, введенный немецким драматургом Бертольдом Брех­том, обозначает не просто песню, а «песню от автора», в которой актеры, выходя из образа, обра­щаясь прямо в зал, раскрывают авторский подтекст, дают ком­ментарий к действию. Этот брех-товский принцип традиционного зонг-спектакля нашел свое отра­жение в «Орфее». В опере есть несколько зонгов, исполняемых ансамблем, которые являются кульминационными точками дей­ствия.

«Орфей полюбил Эвридику... Какая старая история!»—слова­ми песенной увертюры начина­ется представление. Эта старая история в опере активно пере­краивается на сегодняшний лад. Яркая сцена состязания певцов, решенная остро, гротесково, па­родирует оголтелых поклонников искусства, впадающих в экстаз от выступления «идолов». Орфей, став великим, став кумиром, про­дает свой талант толпе, забывает свою Эвридику, теряет любовь.

Музыка «Орфея» представляет собой синтез классической оперы и песенных композиций в стиле рок-музыки. В некоторых эпизо­дах звучат джазовые интонации, а иные фрагмейты напоминают звучание «серьезных» симфони­ческих оркестров. Оркестровые фонограммы в спектакле допол­няют звучание вокально-инстру­ментального ансамбля, делают его более объемным.

Но, конечно, «Орфей и Эври­дика» — это не только музыка и удачные работы главных ис­полнителей. Это — яркий песен-


ный спектакль с интересной ре­жиссурой Марка Розовского, с участием большой балетно-пан-томимической группы, с необыч­ными костюмами и игрой света и цвета.

Разумеется, в постановке оперы можно найти немало погрешно­стей. Бросается в глаза излиш­няя «раскованность» актеров, пе­реступающая иногда рамки худо­жественного вкуса. Много дис­куссий вызывает и музыка. Если сторонники классической музыки считают музыкальную драматур­гию удачной, то поклонники поп-музыки высказывают неудовлет­ворение отсутствием ярких, за­поминающихся мелодий, которые можно было бы петь, насвисты­вать, как после «Трехгрошевой оперы» Курта Вайля, — ведь жанр-то, по сути, песенный.

Опера «Орфей и Эвридика» привлекла внимание не только зрителей, но и композиторов-профессионалов. Вот что говорит композитор Андрей Петров: «Ко­нечно, было бы ошибочно думать, что зонг-оперы пришли на сме­ну классическим операм или со­временным, развивающим класси­ческие традиции. У «эстрадной» оперы возможности гораздо огра­ниченнее, задачи более скром­ные. Но многие темы прошлого и наших дней, безусловно, могут быть увлекательно и по-своему воплощены в этом «облегченном» жанре. Поставленная в Ленингра­де зонг-опера «Орфей и Эвриди­ка» прекрасно доказывает это».

Новая работа ансамбля «Пою­
щие гитары» — опера Р. Гринбла-
та «Фламандская легенда», по­
строенная по всем законам клас­
сической драматургии, со слож­
ным музыкальным языком,


приближающим ее к современ­
ной камэрной опере, свидетель­
ствует о следующем этапе освое­
ния жанра, о стремлении ан­
самбля к созданию рок-теагра.
Опыт «Поющих гитар» был под­
хвачен белорусскими «Песняра-
ми». Весной 1975 года в Минске
состоялась премьера оперы-

притчи «Песнь о доле», музыку которой написал руководитель ансамбля Вл. Мулявин.

В основу притчи положена ли­
рика великого белорусского
песняра Янки Купалы. Обращение
к поэту, может быть, наиболее
близкому к народному творче­
ству, очень логично для коллек­
тива, который с самого начала
продемонстрировал решимость
развивать фольклорные тради­
ции. «Песняры» и ранее не раз
обращались к слову великого
поэта, с большим успехом ис­
полняя, к примеру, песни И. Лу-
ченка «Наследие» и «Любовь»
на его стихи. Но в «Песне о до­
ле» ансамбль сделал новый
важный шаг в дальнейшем раз­
витии жанра.

«Песнь о доле» — это первый песенный спектакль на фольк­лорной основе, рассказывающий о нелегкой судьбе народа, про­шедшего через тяжелые испыта­ния и невзгоды. В нем отрази­лось влияние обрядово-хоровых композиций и народного площад­ного театра. Опираясь на народ­ные песенные традиции, Мулявин нигде впрямую не цитирует му­зыкальный фольклор. Народный мелос услышан чутким к сего­дняшним ритмам композитором. «Песняры» не изменили себе, своему стилю — в «Песне о до­ле» мы находим тот же сплав современной эстрадной и на­родно-песенной музыки, что и


в концертных программах...—
писала «Правда». — Постановка

«Песни о доле» находится как бы на полпути от музыкальной эстрады к музыкальному театру. При этом спектакль получился цельным, в нем есть единство настроения. Полная театрали­зация здесь вряд ли была бы воз­можна». Да и нужна ли полная театрализация для спектакля все-таки эстрадного?

В спектакле «Песняров» на сце­не привычные силуэты электро­музыкальных инструментов, мно­жество стоек с микрофонами. Для оформления этого своеоб­разного спектакля ансамбль ак­тивно использовал цвет и свет. Вместо натуральных декораций на белом большом холсте, ви­сящем за крестообразной сцени­ческой площадкой, появлялись мгновенно сменяющиеся цвето-динамические композиции.

В стиле фолк-рок написана и
одноактная опера «Сказание

о Емельяне Пугачеве» по моти­вам поэмы С. Есенина «Пугачев» с привлечением документов эпо­хи: «Манифеста» Пугачева и пе­реписки Екатерины с Вольтером. Эта опера исполняется ансамблем «Ариэль».

Самобытные, интересные трак­товки ансамблем таких русских песен, как «Отдавали молоду», «На улице дождик», а особенно крупное концертное циклическое произведение «Русские картинки» логично привели «Ариэль» к ра­боте над «Пугачевым».

Попытка шестерых музыкантов
сценически воплотить музыкаль­
но-драматическое произведение,
то есть самим спеть, сыграть и
«явить действо», обязывала

к предельному лаконизму, кон-центрированности и обобщенно-


сти всех элементов представле­ния.

Своеобразным лейтмотивом

оперы, открывающим и закры­вающим произведение, обрам­ляющим его отдельные эпизоды, стала любимая песня Пугачева «Не шуми ты мати, зеленая дуб­равушка». В ней и любовь к Ро­дине, и удивительное предвиде­ние судьбы, щемящее чувство гибели, нарастающее с каждым куплетом.

В «Сказании о Емельяне Пуга­чеве» органично переплелись элементы рок-музыки, народной хоровой песни и классических оперных форм: арий, речитати­вов, ансамблей, хоровых сцен.

В области крупных форм инте­ресно работают и два московских ансамбля ((Музыка» и «Араке».

Ансамбль «Музыка» познако­мил зрителей с рок-оперой Анд­рея Богословского «Алые пару­са» по мотивам известного про­изведения Александра Грина. Ноимечательно го, что А. Бого­словский, выступив как компо­зитор, либреттист и автор сти­хов, прекрасно справился с этой ;риединой задачей, органично соединив традиционные оперные формы с интонациями и темами рок-музыки.

Ансамбль «Араке» участвует в рок-опере для драматическо­го театра «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», написанной ком­позитором Алексеем Рыбнико­вым по мотивам драматической кантаты Пабло Неруды и постав­ленной режиссером Марком За­харовым в Театре им. Ленинского комсомола.

Мы рассмотрели лишь несколь­ко примеров обращения к круп­ным формам, хотя опытов поста­новок музыкальных спектаклей


(более и менее удачных) у нас насчитывается сейчас гораздо больше. И приветствуя искания наших ведущих коллективов, хо­чется пожелать им вести поиск шире, во всех направлениях, ибо в определении форм уже первых спектаклей настораживает общее стремление величать свои работы оперой и никак иначе: зонг-опера «Орфей и Эвридико» у ленин­градцев, рок-опера «Алые пару­са» у московской «Музыки», рок-опера у «Ариэля», опера-притча у «Песняров» и т. д. Не­вольно возникает опасение, что попытки втиснуть все работы в рамки одной формы опять повле­кут за собой повторы, кочующие штампы, похожесть. К тому же создание современной оперы — далеко не единственный путь развития крупных форм на эстра­де. В конце концов биг-бит ро­дился и существует как жанр пе­сенный. И создание песенных спектаклей, объединенных общей темой либо сюжетной канвой, может быть очень плодотвор­ным,

Хорошая драматургия, талант­
ливый композитор и аранжиров-­
щик, интересный, остро чувст-­
вующий эстраду режиссер плюс
профессиональный ансамбль та-­
лантливых исполнителей — вот
та основа, на которой, верится,
будут рождаться новые интерес­
ные работы музыкальной эстрады.

На вопрос о правомерности существования гитарных ансамб­лей на нашей эстраде утверди­тельно ответило само время. Не­обычайное распространение ВИА можно считать явлением положи­тельным. Повсеместно к актив­ной музыкальной деятельности


приобщается громадное количе­ство молодых людей, выступав­ших ранее по отношению к музы­ке лишь в роли пассивных слу­шателей.

Позитивный подход к ВИА сти­мулировал широкое развитие музыкального и технического творчества и на профессиональ­ной эстраде, и на любительских подмостках.

Заинтересованность в жанре способствовала появлению во многих ВИА значительных про­изведении гражданского звуча­ния, интересных развернутых композиций, первых опытов в постижении крупной формы.

Вместе с тем при сегодняшней
оценке жанра начинают звучать
тревожные тона. Ленинградский
автор Ю. Феркельман, система­
тизируя сведения из зарубежной
литературы по истории стиля,
пишет- «В последнее время в
рок-музыке стали заметны симп­
томы упадка. И главный из них —
это то, что она стала повторять
самое себя, по-видимому исчер­-
пав стимулы для дальнейшего
развития». Анализируя положение
ВИА на нашей эстраде, с Ю. Фер-
кельманом «перекликается»

Арк. Петров: «В музыке ВИА стал ощутим какой-то кризис, топта­ние на месте». Известный эстрад­ный композитор Юрий Саульский не просто констатирует, а, буду­чи музыкантом-практиком с гро­мадным опытом работы в раз­личных жанрах советской песни, пытается объективно вскрыть причины наблюдающихся явле­ний в ВИА: «Заштамповались многие приемы, средства выра­жения. В такой капризной сфе­ре, как эстрадная популярная музыка, как песня в танцевальных


ритмах, стилевые сдвиги происхо­дят очень быстро».

И действительно. повторяют себя и отмирают те коллективы, которые исчерпали свои возмож­ности и не готовы к дальнейшему поиску. Дело в том, что вре­мя примитивных песенок, для которых достаточно было знания пяти-шести аккордов, ушло, нуж­на фундаментальная школа бла­годаря которой ансамбли смогли бы продолжать поиск новых форм, синтезируя бит с различ­ными течениями серьезной му­зыки. Так что можно сделать вы­вод, что отмирает не бит, а «без­грамотность» в нем,

В связи с этим очень остро стоит одна из самых важных проблем жанра — отсутствие ка­кой бы то ни было школы для эстрадных музыкантов.

Чему же учить музыкантов ВИА?

Ответ один — музыкальным

основам: гармоническому и

мелодическому мышлению, им­-
провизационному чутью, техни-­
ческим навыкам игры на инстру­-
менте — всем тем компонентам,
составляющим «школу» совре­-
менного музыканта-художника,
которая позволила бы ему искать
и создавать новую музыку на
эстраде.

Однообразие программ, по­
хожесть составов, манер ансамб­-
лей, неумение ВИА найти свой
стиль, свое лицо — все это ре­
зультат отсутствия серьезной
профессиональной подготовки

музыкантов нового жанра.

Проблема поиска творческого
лица ансамблей усугубляется
давней старой «болезнью» эстра­-
ды — недостатком талантливой
режиссуры. Сколько потенци­-
ально интересных эстрадных


актеров, так и «не раскрывшись», ушли, оказались забытыми толь­ко из-за отсутствия режиссу-рь

Сколько ансамблей, ныне пре­доставленных самим себе, в тщетных попытках вырваться из творческого «застоя», ждут ин­тересного наставника, который указал бы им верный путь поиска.

Ансамблям, как никогда сего­
дня нужен режиссер-профессио-­
нал, ясно сознающий необыч­-
ность режиссерской работы с
музыкантами, «привязанными»

к микрофонам и инструментам, то есть прекрасно знающий спе­цифику жанра. В тесном контак­те с аранжировщиком режиссер должен неустанно искать и пред­лагать новые способы облачения музыкального материала в инте­ресные зримые формы.

И все-таки, несмотря на естест­венные трудности роста нового жанра на нашей эстраде, есть все основания для оптимистических прогнозов. Они — в тех интенсив­ных интересных поисках, которые ведутся серьезными музыканта­ми наших ведущих ВИА.




Похожие:

Поиск новых форм iconПротокол педагогического совета № от
Целью деятельности тку является: решение проблем личного характера: саморазвитие, самореализации учащихся; консолидация и мобилизация...
Поиск новых форм iconПоиск новых флуоресцентных красителей для диагностики низких доз радиационных воздействий

Поиск новых форм iconРекомендуемый перечень
Современная политика в области образования направлена на оптимальное использование педагогических кадров в соответствии с их профессиональной...
Поиск новых форм iconЗадачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению фгос
Введение новых форм и методов оценки результатов, ориентированных на открытость, множественность субъектов, накопительный характер...
Поиск новых форм iconЗадачи на 2011 – 2012 учебный год
Ориентировать весь учебно-воспитательный процесс на развитие зоны ближайшего развития каждого школьника; активизировать поиск новых...
Поиск новых форм iconПроблема пьянства и алкоголизма
Тороны, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни, связанного с употреблением пива, поиск новых ощущений в сочетании...
Поиск новых форм iconАнкета «Отношение школьника к алкоголю» (Ю. Степанова, В. Червина) > Пол Женский Мужской Возраст 12-13 лет 16-17 лет 14-15 лет 18 лет
Снять стресс (уход от действительности, необходимость ощутить свою значимость, что бы влиться в компанию) Поиск новых ощущений Не...
Поиск новых форм iconДокументы
1. /Info.txt
2. /Поиск и исследование внеземных...

Поиск новых форм iconПлан работы моу соколовская средняя общеобразовательная школа на 2007 2008 учебный год
Ориентировать весь учебно-воспитательный процесс на развитие зоны ближайшего развития каждого школьника; активизировать поиск новых...
Поиск новых форм iconЙохан Хейзинга
Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во франции и нидерландах
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов