Валерия Скворцова icon

Валерия Скворцова



НазваниеВалерия Скворцова
Дата конвертации17.07.2012
Размер50.97 Kb.
ТипДокументы



Валерия Скворцова

Как мы снимали фильм о Мулявине

«Сотни раз выходил на сцену, а так сильно не волновался, как сейчас». Этими словами начинается этюд-воспоминание заслуженного артиста Беларуси Владимира Перлина в фильме «Звучание жизни», снятом в 2003 году Белвидеоцентром по заказу Министерства культу-


ры Республики Беларусь. Именно в этот момент Владимир Павлович входит в бывшую казарму 2-й роты 34-го полка, что на 9-м километре Московского шоссе под Минском.

«Я еще не знаю, что это именно Владимир Мулявин,— продолжает Перлип в кадре,— знаю только, что он солдат 2-й роты и что музыкант, все время с гитарой в руках. Тот его облик не могу забыть до сих пор. Самое удивительное заключалось в том, что он оказался моим непо­средственным командиром-пулеметчиком Мулявиным. При первом зна­комстве больше всего меня поразила его потрясающая игра на гитаре, кажется, этим инструментом он владел уже тогда в совершенстве. Это волшебное прикосновение к струнам его поющих рук, как бы порха­ющих над гитарой, сохранилось у него до конца жизни. И в этом искусстве он был неповторим».

Во время съемок Владимир Перлин действительно очень волно­вался. Его волновала казарма и все, что было с ней связано, начиная от нелегких армейских будней и заканчивая маленькими праздниками души. А для создателей фильма воспоминания бывшего солдата стано­вились как бы действительностью. Ни один эпизод не был срежисси­рован: камера зафиксировала все честно, правдиво, без всяких режис­серских ухищрений.

«По субботам, вечерами, к нам любил заглядывать сам командир дивизии,— рассказывает Перлин.— Он был меломаном и любил слу­шать наше музицирование. Частенько, разомлевший от удовольствия, он просто-напросто забывал, что он генерал, и становился нашим старшим товарищем. Благодаря Мулявину в роте образовался удиви­тельно теплый микроклимат, в котором мы творили музыку, и служба не казалась нам тяжким бременем. Все командиры наши были боевые, опытные, что называется, настоящие; комбат, например, участвовал в Сталинградской битве. Думаю, что вся эта атмосфера солдатской жиз­ни послужила потом в немалой степени той благодатной почвой, на которой вырос будущий ансамбль «Песняры».

...1973 год. Музыкальная редакция Белорусского телевидения в лице талантливых тележурналистов — редактора Анатолия Зарубанова и глав­ного режиссера Бориса Бертинга — открывает новую программу «Премь­ера песни». Их выбор па роль ведущей пал на меня, тогда еще молодую сотрудницу редакции. Необходимость такой программы была очевид­ной. Это было время бурного взлета и ошеломляющей популярности Мулявина и его «Песняров», когда их песни и баллады мгновенно становились шлягерами и начинали победоносно шагать по совет­ским и зарубежным просторам.

Мое личное знакомство с главным Песняром состоялось именно в творческом процессе подготовки и выхода в прямой эфир одной из передач.
Однако тогда мне трудно было представить, что Мулявин в


недалеком будущем станет олицетворением целой эпохи в истории современной белорусской культуры.

Сегодня о Владимире Георгиевиче хочется говорить только высо­кими словами. Так уж мы, люди, устроены: при жизни гения стараемся почему-то низвести его до своего уровня — сплетничаем, лукавим, зло­словим, хором, по-обывательски обсуждаем каждый неординарный по­ступок, выходящий за рамки нашего узкого понимания предмета, что дает ощущение, что ты ничем не хуже гения. И именно физическое исчезновение зачастую служит той точкой прозрения, от которой мы будем пытаться осознать и оценить значимость Мастера.

Мулявин не любил сниматься. Нет ни одного фильма, целиком посвященного ему и его творчеству. Он безумно много работал, одна­ко редко давал телеинтервью. И это нас, создателей фильма, сразу же поставило в тулию где брать материалы? Как практически реализовать идею картины, которая изначально для нас была ясной: живой Муля­вин со своими мыслями о времени, о себе, об искусстве? Ответ подска­зал нам сам Маэстро.

В одном из немногочисленных интервью Белорусскому телевиде­нию он все же как-то заметил, что за сорок лет творческой деятельно­сти у него не было ни одного авторского концерта! Потому я выстраи­вала свою картину как своеобразную авторскую программу Владимира Георгиевича Мулявина, где он был единственным солистом на сцепе времени.

Однако наш фильм — это не только сольная программа артиста. Это попытка отобразить разнообразные моменты биографии музыкан­та, насыщенной яркими событиями; это возможность побывать на его родине в Свердловске, ныне Екатеринбурге, чтобы своими глазами увидеть то место, где родился Володя, и прочувствовать ту атмосферу, в которой начинался его путь в большую жизнь. Первым консультан­том съемочной группы фильма стала старшая дочь Владимира Муляви­на - Марина. Она родилась также в Свердловске, да еще роды ее при­нимал (бывает же такое!) тот самый врач, который 12 января 1941 го­да первым взял на руки только что родившегося ее отца.

Наша съемочная бригада ехала в Екатеринбург вместе с народным артистом Беларуси Владимиром Гостюхиным. Выбор его на роль пер­сонифицируемого ведущего фильма был не случайным. Судьба этих двух человек — двух Владимиров — поражает своей похожестью. Они земляки, оба свердловчане, принадлежат к одному поколению. Оба прошли нелегкий жизненный путь, который привел их в Беларусь, ставшую им второй родиной, где был высоко оценен их блистатель­ный талант. Долгие годы их связывали дружеские отношения, и нет ничего удивительного в том, что после трагической кончины Муляви­на Гостюхин сам собирался снять фильм о Песняре.


Суровая столица Урала встретила съемочную группу солнечной улыбкой, которая сопровождала нас до места работы. Но как только мы приступили к съемкам «визуальных воспоминаний о детстве» Володи, улыбка эта постепенно как бы стиралась.

Камера беспристрастно фиксирует дом в индустриальном районе, осенний двор, подъезд, где жила большая семья Мулявиных. Казалось, что в этот момент в мыслях высветилась вся «закадровая история жизни» простой рабочей семьи, образ мамы Акулипы Сергеевны, у которой не хватало ни сил, ни средств, чтобы поднять на ноги детей... Здание Музыкального училища имени П. И. Чайковского. Здесь после окончания школы-восьмилетки учился будущий Песняр. И сцена учи­лища, на которую Володя впервые поднялся в четырнадцать лет, а затем в пятнадцать — вывел первую организованную им вокально-ин­струментальную группу с забавным названием «Клюшка, бубен и утюг»...

Вот храм Спаса на Крови, недавно сооруженный на месте печаль­но известного Ипатьевского дома, где в 1918 году была расстреляна императорская семья. Конечно же, тот исторический дом, снесенный два десятилетия назад по распоряжению обкомовских чиновников, не раз в своем отрочестве видел и Владимир Мулявин.

Время переламывает судьбы людей, судьбы народов и даже судьбы небесных тел. Но все, что несет в себе Божью искру, остается в вечнос­ти. Владимир Мулявин нес эту Божью искру. Все, что он создал в искусстве, стало достоянием мировой музыкальной культуры. И долг наш и наших потомков не только сохранить его наследие, но и продол­жить великие культурные традиции, заложенные первыми «Песнярами».




Похожие:

Валерия Скворцова iconПытки в колонии: жалобы и отписки
Они сообщали о переводе своего товарища Сергея Скворцова в исправительную колонию №2, в которой под физическим давлением следствия...
Валерия Скворцова iconРабота ученика класса 9-1 Комарова Валерия

Валерия Скворцова iconАлександрова Валерия Владимировна, заместитель директора по ур моу «Сош №72» г. Саратова

Валерия Скворцова iconДокументы
1. /Малинина Валерия Мексика_2.doc
Валерия Скворцова iconЧто такое счастливая семья? Скворцова Екатерина
В счастливых семьях не только любят, но и часто говорят друг другу о своей любви. Ещё нужны глубокие знания и умения во всем, что...
Валерия Скворцова iconВалерия Прайд Интеллект как фактор эволюционного развития 13 Артюхов И. В
Систематические ошибки в рассуждениях, потенциально влияющие на оценку глобальных рисков 159
Валерия Скворцова iconПервенство района по настольному теннису в рамках школьной спортивной лиги
Цвых Валерия (6 кл.), Елисеева Валентина (7 кл.), Прутовых Игорь (7 кл.), Мисюк Тимофей (8 кл.), Смык Регина (6 кл.)
Валерия Скворцова iconСердцева Валерия Сергеевна
Исследовательская часть содержит химический эксперимент по обнаружению различных химических составляющих жевательной резинки, пагубно...
Валерия Скворцова iconПоложение
Награждаются также самый молодой и самый старший участники пробега. На дистанции 10 км у мужчин в возрастной группе 65-69 лет разыгрывается...
Валерия Скворцова iconЯ вспомнил время, время золотое…
Конкурс чтецов, прошедший 23 сентября в нашем лицее, был посвящен творчеству великих русских поэтов, классиков отечественной литературы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов