Тамара Чернышева icon

Тамара Чернышева



НазваниеТамара Чернышева
Дата конвертации17.07.2012
Размер63.29 Kb.
ТипДокументы



Тамара Чернышева

Владимир — Красное Солнышко

Владимира Мулявина многие помнят в красном. Любимый шарф вокруг шеи — красный, рубаха — огненно-красная, орнаменты на кос­тюмах — красные. И дождливое январское небо, принимая его душу, встретило его тоже в красном...


Я не простилась с ним. Не смогла. Сердце подсказало: пусть он останется в моей памяти живым. Таким, каким я его знала. А когда мне сказали, что Владимира Георгиевича похоронили в красном,— испыта­ла необъяснимо щемящее чувство.

Так сложилась судьба, что я была одной из первых профессиональ­ных художниц по костюмам, работавших с «Песнярами». То было время великой народной популярности ансамбля, время появления их лучших музыкальных произведений, время их серьезного прорыва в «эстрадное» пространство дальнего зарубежья.

К счастью, с той поры у меня сохранились некоторые мои эскизы костюмов, завизированные рукой Мулявина.

Когда я впервые встретилась с Владимиром, почему-то сразу пред­ставила его именно в красном. Хотя до этого его одевали в основном в зеленое: считалось, что этот цвет лучше всего гармонировал с муля-винскими рыжими кудрями. Таким, действительно, он был: длинные рыжие локоны волос, сам невысокий, крепко сбитый, подтянутый, в нем совмещались мягкая светоносность и в то же время мощная энергетика неординарного таланта. Интуиция тогда мне подсказала, что Мулявин должен быть... в красном. В конце концов близость этого цвета к себе ощутил и сам Володя и, как известно, оставался ему верным до конца. Однако то, что я почувствовала как художник в первую встречу, и то, как смогла это чувство реализовать на практике, разделяет достаточно большой промежуток времени.

Первым художником-модельером, работавшим еще в ансамбле «Ля-воны», была Белла Гринь. Родом из города Нальчика, она нашего наци­онального костюма не знала. С Мулявиным был знаком ее муж, а сама она тогда работала в минском Доме моделей. Вот Мулявин и попросил ее придумать «лявоновские» костюмы. Белла обратилась ко мне за помощью, так как я занималась историей белорусского костюма. Осо­бо не вникая, кто такие «Лявоны», я просто предложила Белле специ-альную литературу. Сама я, в то время студентка Белорусского теат­рально-художественного института, все свое свободное время прово­дила в экспедициях по Полесью, где разыскивала и изучала ткано-вышиваные сокровища полешуков. Эти вещи поражали меня гениаль­ной простотой и тонким вкусом народной колористики и орнамента, богатством фантазии и разнообразием. И — рисовала, рисовала...

Потом, спустя некоторое время, когда мы с Мулявиным искали первые костюмные решения «Песняров», часто вспоминали эти бес­ценные кладези народной культуры, которую Володя тоже, оказывает­ся, изучал на Полесье вместе с Игорем Лученком в поисках своей родниковой правды.


После одной из полесских экспедиций я защитила на отлично дипломную работу по народному костюму «Свадьба», о ней тогда не


однажды говорили по радио, писала пресса, показывало телевидение. Именно на волне этого успеха, в начале 70-х, и нашли меня «Песня-ры»: им срочно нужны были костюмы для какого-то очень престижно­го конкурса.

С этого и началось наше с Мулявиным сотворчество, хотя я тогда еще мало что знала о народной музыке, песенных традициях и соб­ственно эстрадным костюмом никогда не занималась. Стала регулярно ходить на репетиции «Песняров». Сидела тихонько в сторонке, слуша­ла и наблюдала за ребятами. Мулявин был моим ровесником, осталь­ные музыканты — чуть помоложе. Был он человеком легким, контакт­ным, на репетициях деловым, собранным, с очень быстрой реакцией. Но никогда я не слышала, чтобы он ругался, повышал голос. И без этого чувствовалось, кто есть лидер; он, как талантливый скульптор, «лепил» своих ребят, умело направляя их в нужный ему «образ».

Почти сразу я всех их увидела «в цвете», хотя конкретное воплоще­ние моих замыслов пришло чуть позже. Но то, что было мной задума­но с самого начала, в принципе осуществилось. Это были их любимые костюмы — единственные, пожалуй, которые «Песняры» донашивали, образно говоря, до дыр и даже иногда отдавали в штопку. Эти костюмы я решила в традиционной для белорусов гамме «белое — красное — черное» с национальным орнаментом. Мне очень нравилось то, что «Пес­няры» делали в музыке: народные в своей основе, их песни звучали очень современно. И я старалась одевать не просто конкретного музы­канта, скажем, Мулявина или Николаева, Кашепарова или Гилевича, Демешко или Тышко, а ИХ музыку в целом. Поэтому хотелось, чтобы ребята выглядели не только белорусами, но и по-современному мод­ными подтянутыми красавцами. Сочетание «белый верх, черный низ» при завышенной талии помогло добиться такого эффекта: даже полно­ватые коренастые фигуры некоторых музыкантов казались в тех крим-пленовых костюмах стройными и изящными.

Следующей нашей совместной работой стал музыкальный спек­такль по мотивам одной из поэм Янки Купалы. Поначалу «Песняры» все делали без моего участия. С ними тогда работала другая художница. Но при сдаче спектакля художественный совет не принял именно костю­мы, и тогда Мулявин позвонил: «Тамара, выручай!» На этот раз мне пришлось осваивать театральное решение костюмов, создавать сказоч­но-мифологические образы. И вот здесь для костюма Володи я уже настойчиво предложила элементы выразительного красного цвета.

Потом были летние легкие рубашки из хлопка, батиста, шелка. Здесь каждого участника ансамбля я представляла в индивидуальном цвете. Влад Мисевич мне виделся в глубоком благородном зеленом, Володя Николаев — в золоте, Лене Тышко наиболее подходил фиолето­вый, Лене Борткевичу — голубой, Толе Кашепарову — сиренево-беже-


вый. Володя Мулявин, конечно же, излучал красный. В этом летнем варианте костюмов на белый основной цвет рубашек я положила вышивку и мережку для каждого из музыкантов в его цветовой гамме.

Но полностью одеть «Песняров» в «свои» цвета я рискнула при создании костюмов для гастролей но США. Для них это была очень важная и принципиальная поездка. Поначалу ребята хотели непремен­но быть в ковбойских костюмах, но я смогла убедить их, что надо ехать в Америку только белорусами. Вообще, Мулявин никогда не оспаривал мое костюмное решение, признавал, что ничего в этом не понимает, и полностью доверялся профессиональному взгляду худож­ника. Должна подчеркнуть, что я старалась создавать не просто краси­вый костюм, а Образ, начиная от прически и кончая носками туфель. И нередко «Песняры» стриглись по моим эскизам и обувь шили на заказ тоже по моим эскизам. Помню, однажды предложила Володе немного укоротить длину его волос, но он вдруг воспротивился. Пожа­луй, это был единственный случай, когда я оказалась неправа.

Мулявин согласился, что Америку ковбоями не удивишь, но поста­вил условие: костюмы должны быть кожаными. Конечно, я придумала каждому артисту индивидуальный костюм в соответствующем цвете, а Володе — красный. Однако художественный совет эскизы этих костю­мов не утвердил: в то время проблематично было достать столько разноцветной кожи. Был утвержден один вариант для всех: терракото­вые, почти красные клешеные брюки с жилетами и шелковые, разбе-ленно-небесного цвета рубашки с гофрированными рукавами на ман­жетах. Чтобы подчеркнуть в каждом исполнителе его «изюминку», я сделала прорези в кожаных брюках и жилетах и протянула, переплела в них разноцветные полоски. Все были очень довольны, выглядели стиль­но и супермодно. Те концерты в США имели огромный успех.

Где-то в начале 80-х я в последний раз сделала для «Песняров» костюмы. И Владимиру Георгиевичу вновь предложила решение его костюма в огненно-красном цвете, со светящимися угольками на гру­ди, ибо всегда видела его как бы в пламени. Мулявин не возражал, только поначалу все спрашивал, почему, мол, меня всегда — в красном да в красном. А потом и спрашивать перестал; багряный, алый, рубино­вый все чаще появлялись в его гардеробе. И в дальнейшей жизни он стал отдавать предпочтение именно красному цвету. Художники-модель­еры, работавшие с ним после меня, «с чьей-то легкой руки» тоже все больше одевали Мулявина в красное.

Наши пути разошлись как-то незаметно. У меня появились свои проблемы, из-за которых приходилось отказываться от самых интерес­ных предложений, включая и мулявинские. А «Песняры» двигались по своей траектории, за которой я, увы, не могла следить. Где-то улавлива­ла обрывки фраз о смене состава ансамбля, еще о каких-то сложных


организационных проблемах, но все это было от меня уже далеко. И только однажды сердце мое дрогнуло и сжалось, словно пламя по нему полыхнуло: по телевизору шел какой-то концерт, и на сцене стоял Владимир Георгиевич. Один. В каком-то непонятном костюме-балахо­не, в котором он в тот момент походил на неприкаянного вечного странника. Мне так захотелось позвонить ему! И потом еще долго жила с этой мыслью, что вот-вот позвоню, предложу интересный кос­тюм. Конечно, красный! Поговорим по душам. Но не состоялся тот разговор... Сейчас вот вспомнила старое славянское присловье: «Крас­ное солнышко на белом свете черную землю греет». Это — о Владими­ре Мулявине. Да, именно о нем...




Похожие:

Тамара Чернышева iconИспользование информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории и обществоведения неверовская Тамара Викторовна, учитель истории, заместитель
Неверовская Тамара Викторовна, учитель истории, заместитель директора по увр уо «Слободская государственная общеобразовательная базовая...
Тамара Чернышева iconПротокол №2 заседания Управляющего совета
Чернышева С. С. Вайтушко Е. М. Подзюбан И. Ф. Мацалышенко В. М. Литвинова Е. П. Логвинова Н. М. Сафонова Л. А. Голубничая Дарья Беккер...
Тамара Чернышева iconДокументы
1. /МРБ 0886. Диоды и тиристоры- Справочник (под общ. ред. А.А.Чернышева).djvu
Тамара Чернышева iconДокументы
1. /МРБ 0879. Чернышев А.А., Иванов В.И., Галахов В.Д. и др. Транзисторы- Справочник (под ред....
Тамара Чернышева iconВолин С. Три самых эффективных способа оздоровления позвоночника / Сергей Волин, Сергей Дьяченко, Тамара Дьяченко
Волин С. Три самых эффективных способа оздоровления позвоночника / Сергей Волин, Сергей Дьяченко, Тамара Дьяченко. М.: Фолио сп,...
Тамара Чернышева iconКонстантинова Тамара Григорьевна Учитель математики и информатики моу лицея №6 г. Ессентуки Ставропольского края

Тамара Чернышева iconАвтор: Зам директора школы по воспитательной работе
Петрова Тамара Викентьевна(Еласовская средняя общеобразовательная школа Горномарийского района республики Марий Эл)
Тамара Чернышева iconВорошилова Тамара Гавриловна, директор моу «Ванаварская средняя общеобразовательная школа» с 1991 года
«Лучший руководитель образовательного учреждения Эвенкийского муниципального района»
Тамара Чернышева iconВорошилова Тамара Гавриловна, директор моу «Ванаварская средняя общеобразовательная школа» с 1991 года
«Лучший руководитель образовательного учреждения Эвенкийского муниципального района»
Тамара Чернышева iconЕрунцова Тамара Георгиевна Директор Учит географ. 29. 01. 1950 Высшее ргу 41 41 2008 І 2005 Нетрадиционные урок
Нетрадиционные уроки и формы обучения. Использование лок и лос на уроках географии
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов