Валентина Бартлова, Галина Кривоблоцкая icon

Валентина Бартлова, Галина Кривоблоцкая



НазваниеВалентина Бартлова, Галина Кривоблоцкая
Дата конвертации17.07.2012
Размер58.48 Kb.
ТипДокументы



Валентина Бартлова, Галина Кривоблоцкая

«Свитка» доя Мулявина

К рождению новаторского музыкального спектакля «Песня нра долю», премьера которого состоялась в 1976 году на сцене Белорус­ской государственной филармонии, прямое отношение имели и мы, сестры, воспитанницы театрально-художественного института. Имен­но нас пригласил Владимир Георгиевич для разработки костюмов к этой фолк-опере-притче, созданной по мотивам купаловской поэмы «Адвечная песня». Музыку, мелодичную, самобытную, близкую по дух)' народным напевам и в то же время очень современную по музыкаль­ной драматургии, написал Мулявин, сценографию создал Леонид Барт­лов, хореографию — Валентина Гаевая-Дудченко, световые эффекты -Виктор Осипов, либретто — Валерий Яшкин.

Сроки постановки спектакля были сжаты до предела, и нам прихо­дилось работать в весьма напряженном ритме. Когда мы непосред­ственно приступили к разработке эскизов костюмов, музыкальные фраг­менты уже отрабатывались. Наша задача состояла в том, чтобы сделать не оперное классическое художественное решение, а найти свой соб­ственный стиль костюмов, соответствующий именно фолк-образу на­родного эстрадного представления.

Обычно собирались в филармонии — Володя Мулявин, Валерий Яшкин, Леня Бартлов и мы, художницы, чтобы всем вместе обсудить будущие образы персонажей оперы. Мулявин проигрывал на фортепи­ано музыкальные фрагменты, и таким образом у нас постепенно скла-


дывалось эмоциональное впечатление о характере каждого героя спек­такля. Иногда на такие «советы» приглашались солисты-вокалисты сво­их партий — Кашепаров, Денисов, Мисевич, Борткевич, Исупова и дру­гие участники ансамбля.

На каждый образ — а их было много, включая крестьян, Мать, Жену, Пастушка, аллегории духов — Счастье, Горе, Голод, Холод, все четыре времени года,— мы сделали, каждая по-своему, несколько вариантов эс­кизов костюмов. Мулявину показывали все, даже черновики. Владимир Георгиевич (сам он играл в спектакле роль автора и своеобразного комментатора всего происходящего) очень внимательно рассматривал наши наработки, иногда оставлял их у себя, чтобы еще раз продумать самому. Его отношение к нам как профессионалам было доверитель­ным, что позволяло всем работать свободно и непринужденно.

Наконец общими усилиями находили искомое и утверждались наиболее приемлемые варианты эскизов. Однако окончательное слово было за художественным советом филармонии, на котором принима­лись не только сценарий оперы, музыка, сценография, но и костюмы. Естественно, все мы очень волновались. Особенно переживал Муля-вин, все время приговаривал: «Вы не знаете, что такое наш совет!» Действительно, нас разбирали, что называется, но косточкам. В резуль­тате пострадал сценарий, досталось и сценографу, и нам, художницам по костюмам.
Справедливости ради должны сказать, что Владимир Георгиевич во время обсуждения эскизов твердо отстаивал нашу точку зрения на тот или иной образ, для совета иногда спорную или вообще неприемлемую. Но главное — музыка была утверждена без всяких за­мечаний! К Мулявину члены совета, надо отдать им должное, отнес­лись тогда с большим уважением, пониманием и доверием.

И тут началась очень напряженная и, как всегда, срочная работа. Костюмы шились высокопрофессиональными, опытными портнихами в пошивочных цехах оперного театра, и в этом плане никаких сбоев не было.

Репетиции спектакля проходили по ночам, так как филармоничес­кая сцена днем была занята. К тому же днем «Песнярам» приходилось давать и свои собственные концерты со старым репертуаром. Что говорить, труд был изнурительный, на износ.

Зато на наших глазах произошло чудо: из ранее слышанных музы­кальных фрагментов-фраз в синтезе с великолепной хореографией, скупой и лаконичной сценографией и световыми эффектами «собра­лась» удивительная народная опера-притча, повествующая о нелегкой судьбе белорусов, о мужицкой доле бедняка, воспетой и оплаканной Янкой Купалой и Владимиром Мулявиным.

Наступил день сдачи спектакля. Принимали его ответственные работники ЦК КПБ, Министерства культуры, администрация филармо-


нии. Мы находились со всем коллективом за кулисами и очень пере­живали за своих коллег, с которыми «срослись» за время работы над оперой-притчей. Особенно волновался Володя. Он много курил, молча ходил из утла в угол и был, как нам казалось, весьма раздражительным.

И вот последний звонок. Открывается занавес. Первые гитарные аккорды. И начинается пролог, в котором Янка Купала — Владимир Мулявин представляет публике замечательную вокально-инструмен­тальную увертюру, сотканную из балладного народного мелоса, услы­шанного чутким к современным ритмам композитором. И в зал хлы­нула энергетика, зрители замерли. Пошла партия Анатолия Кашепаро-ва и Людмилы Исуповой...

После спектакля Володя — совсем другой человек: улыбается, глаза горят, готов всех расцеловать. Премьера прошла на бис, работа уда­лась! И так все премьерные представления — при полных аншлагах.

С работы над «Песней пра долю» и началась наша дружба с Муля-виным, которая из творческой переросла в личную. И наши семьи — Мулявиных, Бартловых, Кривоблоцких — на разных этапах жизни час­то были рядом.

В 1976 году нам было доверено разработать концертные костюмы в связи с предстоящими первыми гастролями «Песняров» в США. Зная репертуар и всех артистов, мы решили разработать костюмы индиви­дуально для каждого, что в то время было впервые: до этого костюмы всем артистам ансамбля шились одинаковые, по одному эскизу. Со своей новой идеей мы пришли к Мулявину. Он с интересом нас выслушал и подписал все одиннадцать эскизов. Работа велась интен­сивно, декорирование в виде аппликаций мы выполняли вручную. В результате на сцене все ребята выглядели разноцветно, что придавало ансамблю мажорную импульсивность и веселый вид.

В последний раз мы с «Песнярами» сотрудничали в 1985 году, когда с радостью взялись за разработку эскизов костюмов в канун XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Как всегда, волновались, потому что наши идеи несколько отличались от тради­ционных, привычных всем, в том числе и Мулявину. В данном случае основой для разработки мы взяли белорусские народные свитки. В итоге получились удлиненные, ниже колен, свободные пиджаки с длин­ными поясами. Был разработан и специальный костюм для ведущей программы Светланы Пенкиной. В Москве «Песняры», как всегда, вы­ступили блистательно.

^ Галина Кривоблоцкая; «Последняя моя встреча с Владимиром Геор­гиевичем произошла в феврале 2000 года в обыкновенном минском кафе, куда он пришел с женой Светланой и сыном Валерием. Конечно, обрадовались друг другу, вспоминали наше первое знакомство, что-то сумбурно говорили об искусстве, о музыке, о семейных делах, о детях


и внуках, о наших общих знакомых, о творческих планах. Вдруг Воло­дя спросил у меня, хожу ли я в церковь. Я ответила утвердительно. И после некоторой Володиной паузы наш разговор приобрел очень спо­койный, откровенный, почти исповедальный характер, лишенный того суетного бытовизма и мелочности, которые обычно возникают при встречах давнишних приятелей, долго не видевшихся. Потом мы танце­вали под российскую попсу. Причем Володя чувствовал себя скованно, все приговаривал: «Я не умею...»

^ Валентина Бартлова: «В моей жизни творческая дружба с Влади­миром Георгиевичем много значила. Как и то доверие, которое он оказывал мне и моей сестре в работе над сценическими костюмами. А наградой за все это была возможность присутствовать на «песняров-ских» концертах, когда со сцены лилась прекрасная музыка на стихи великих поэтов, когда меня отыскивали в зале благодарный взгляд и улыбка Мулявина, когда душу мою переполняло радостное чувство причастности к чему-то высокому. Да, это был великий Человек и Музыкант XX столетия, который не умел плохо работать, не умел предавать ближних, не умел спокойно жить и наслаждаться жизнью».




Похожие:

Валентина Бартлова, Галина Кривоблоцкая iconИнформация о состоянии учебной деятельности
Кадровый состав. В начальной школе работают 5 педагогов первой квалификационной категории: Ёлкина Надежда Ивановна (1класс), Петрова...
Валентина Бартлова, Галина Кривоблоцкая iconПервая женщина-космонавт Валентина Терешкова Презентацию
Валентина Владимировна Терешкова родилась 6 марта 1937 года в деревне Большое Масленниково Ярославской области в крестьянской семье...
Валентина Бартлова, Галина Кривоблоцкая iconВалентина Романовна мартынова
Валентина Романова окончила среднюю образовательную школу №16 города Подольска. В школе она любила русский язык, литературу, историю,...
Валентина Бартлова, Галина Кривоблоцкая icon25 мая 2012 для выпускников 9-го класса нашей школы прозвенел последний звонок
Эмр, Галина Александровна Ходякова заместитель начальника отдела информации эмр,Галина Владимировна Савченко, помощник депутата районного...
Валентина Бартлова, Галина Кривоблоцкая icon25 мая 2012 для выпускников 9-го класса нашей школы прозвенел последний звонок
Эмр, Галина Александровна Ходякова заместитель начальника отдела информации эмр,Галина Владимировна Савченко, помощник депутата районного...
Валентина Бартлова, Галина Кривоблоцкая iconОщущения слушателей на ребефинге 11 мая 2008 Галина
Галина 1 раз на ребефинге Рассказывая, плачет. В начале дыхания меня придавило, было сильное расслабление. Затем меня пронизал ток...
Валентина Бартлова, Галина Кривоблоцкая iconГалина хомчик:"я убежденный неписатель"
Дома все время звучали записи Визбора, Галича, Якушевой, Градницкого, с милой улыбкой начинает рассказ о себе Галина Хомчик. Мне...
Валентина Бартлова, Галина Кривоблоцкая iconМимикрия рашид, 29 лет Нина, 34 года Галина Сергеевна, 57 лет Двое детей Оперативник Сцена 1
Лето. Дачный поселок в ближайшем Подмосковье. Время ближе к вечеру. К калитке идет Рашид с тяжелым рюкзаком за спиной, за руки ведет...
Валентина Бартлова, Галина Кривоблоцкая iconДокументы
1. /Ахмедова Галина Львовна/Научная работа.doc
2. /Ахмедова...

Валентина Бартлова, Галина Кривоблоцкая iconЕрасова Галина Ивановна

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов