Владимир Ткаченко Симфонизм айсберга icon

Владимир Ткаченко Симфонизм айсберга



НазваниеВладимир Ткаченко Симфонизм айсберга
Дата конвертации17.07.2012
Размер48.77 Kb.
ТипДокументы



Владимир Ткаченко Симфонизм айсберга

В 1983 году у меня родилась дочь. Она была такой маленькой, что мы с женой буквально боялись до нее дотронуться — не то чтобы ку­пать. А у Мулявина тогда уже был маленький сын Валерий, и, конечно же, Владимир Георгиевич имел кое-какой опыт по уходу за новорожден­ным. И вот представьте себе: каждый вечер в течение месяца в 22.00 Владимир Георгиевич со своей женой, Светланой Пенкиной, приезжали к нам и купали малышку. А самое главное, возиться с ней ему доставляло ни с чем не сравнимое удовольствие. Мне кажется, уже одно это его отношение к детям говорит о многом. Это был не только талантливей­ший музыкант, по и человек огромного сердца и тонкой души.

А моя первая встреча с Владимиром Мулявиным произошла в декаб­ре 1976 года в ресторане «Папараць-кветка». Не в том смысле, что мы в одной компании отмечали какое-то событие и так познакомились, нет! Владимир Георгиевич пришел гуда подбирать себе музыкантов.

После первой поездки в Соединенные Штаты Америки «Песняры» решили укрепить коллектив, дополнить его музыкантами. К тому же в то время Владимир Мулявин собирался работать над «Гусляром» Игоря Лученка, и «расширение штатов» было просто необходимо: для этой развернутой композиции нужны были дополнительные инструмен­тальные и вокальные тембры. Кроме меня почти одновременно попали в «Песняры» Валерий Дайнеко, который тогда, кажется, работал с Со­фией Ротару, трубач Вячеслав Михнович — мой однокурсник по кон-


серватории, тромбонист Октай Айвазов (к сожалению, он рано умер) и Марк Шмелькин, который играл на цимбалах и ударных.

В то время я еще учился в Белорусской государственной консерва­тории, а в ресторане подрабатывал по вечерам. Надо сказать, что тогда чуть не вся белорусская эстрада концентрировалась именно в рестора­нах. Там работали классные музыканты, были замечательные коллекти­вы, которые совершенствовали свое мастерство ежевечерне, на публи­ке. И возникшее в Белорусской государственной филармонии концертно-эстрадное бюро (КЭБ), которое занималось организацией эстрад­ных концертов и выступлений, частенько приглашало музыкантов, как говорится, из ресторана на сцену. А если надо было найти музыкантов для какого-нибудь проекта, то достаточно было опять же пройтись по ресторанам — необходимый музыкант высокой квалификации и к тому же «с опытом работы» обязательно находился. Поэтому нет ничего удивительного, что и Владимир Георгиевич поступил так же: он при­шел в «Папараць-кветку» вместе с Владиславом Мисевичем.

Пришел скорее всего не случайно, а «по наводке»: у него был друг, который работал в ресторане «Каменный цветок» и прекрасно знал всех игравших там музыкантов. К тому же тогда среди ресторанных музыкальных коллективов проходил ежегодный смотр-конкурс на луч­шее исполнение белорусского сочинения.
Строго отслеживался и теку­щий репертуар: в нем непременно должны были присутствовать наци­ональные произведения, обработки белорусских песен. Такие обработ­ки я делал для многих ресторанов, они пользовались повышенным спросом, всегда отмечались жюри и занимали призовые места. Сло­вом, Мулявин пришел в «Папараць-кветку» не просто за гитаристом, который также играет на скрипке (а именно но классу скрипки я учился в консерватории), а еще и за аранжировщиком.

Было это, повторю, в конце декабря 1976 года, а уже 3 января начались репетиции «Гусляра». Длились они три месяца, и это время я вспоминаю как один из самых плодотворных этапов развития ансамб­ля. Работа над крупными формами очень много давала всем участни­кам проекта, приучала не только оттачивать детали, но и мыслить более глобально, точно выверяя драматургию. Ко всему в таких произ­ведениях было много «хоровых» эпизодов, т. е. того вокально-ансамб­левого многоголосия, которое и составляло «изюминку» нашего кол­лектива.

Может, мое мнение покажется кому-то кощунственным, но я счи­таю, что уникальное трудолюбие «Песняров», которое и привело к феноменальным результатам, в свое время было подпорчено той же «Вологдой». Эта старая послевоенная песня была подготовлена «Песня-рами» к вечеру композитора Бориса Мокроусова и там же впервые исполнена — в Москве, в Колонном зале Дома союзов. Казалось бы,


обычное «датское», приуроченное к юбилею выступление, хотя и тща­тельно отрепетированное. И вдруг эта песня приобретает такую попу­лярность, как никакая другая. «Вологда» будто подсказывала музыкан­там: чтобы достичь успеха, совсем не обязательно долго и напряженно трудиться, рисковать, идя па творческий эксперимент, результат кото­рого часто непредсказуем. Достаточно найти нужный шлягер — и по­пулярность обеспечена. Естественно, в ансамбле начались поиски все новых и новых таких же шлягеров. Но станет ли песня шлягером, просчитать практически невозможно: этот процесс не поддается зако­нам логики. Так и у «Песняров». В свое время очень рассчитывали, что «Вологду» в рейтинге самых любимых публикой песен заменит «Здрав­ствуй, теща» Александры Пахмутовой, но этого не произошло: кто ту «Тещу» сейчас помнит? А вот крупные формы, музыкально-театрализо­ванные композиции (пусть музыковеды и дальше спорят об их жанро­вой природе) остаются в истории настоящими айсбергами, с годами все больше раскрывающими свою глубинную сущность.

Я думал об этом и тогда, когда писал свою симфонию «Песняры». Ее можно считать финалом своеобразной дилогии, первой частью которой стала симфония «Битлз».

«Битлз» и «Песняры» — это два ансамбля, которые сыграли огром­ную роль в моей творческой жизни. К тому же всегда возникало много параллелей, «Песняров» часто называли белорусскими «битлами». И я подумал, что репертуар «Песняров» тоже можно сплести в единую партитуру, контрастную и одновременно цельную по драматургии. Далеко не у каждого ансамбля можно наблюдать такое разнообразие: фольклор, рок, популярная эстрада, песни гражданского звучания, во­енно-патриотической тематики (даже у «Битлз» диапазон был, пожа­луй, не таким широким). И при этом каждое из произведений несет на себе явную печать «песняровского» стиля, очевидную и в особеннос­тях гармонии, голосоведения, и в самом тембровом колорите звуча­ния. Вдобавок по масштабам аранжировок «Песняры» всегда прибли­жались к большому симфоническому оркестру, и такое «переложение» их репертуара в симфонический жанр было вдвойне оправдано.

Я работал над своей симфонией в 1998 году. Мне тогда казалось, что «Песняры» незаслуженно забыты. И, кроме всего, этой симфонией хотелось снова привлечь к ним внимание, напомнить многие чудес­ные песни, в то время уже забытые. Далеко не весь репертуар ансамбля был записан в студии, многие песни существовали только в концерт­ном варианте исполнения, который, естественно, никогда не фикси­ровался в звукозаписи. И эта симфония стала первой попыткой осмыс­ления — на симфоническом уровне — всего того, что внесли Мулявин и «Песняры» в белорусскую культуру.




Похожие:

Владимир Ткаченко Симфонизм айсберга iconТкаченко станислав Андреевич
Ткаченко станислав Андреевич, капитан на судах Мурманского тралового флота. С конца 1950-х годов возглавлял экипажи траулеров «Днестр»,...
Владимир Ткаченко Симфонизм айсберга iconМихаил Финберг
В память о Владимире Мулявине оркестр воссоздает одну из лучших «песняровских» программ «Через всю войну». А еще при жизни Маэстро...
Владимир Ткаченко Симфонизм айсберга iconВ. Н. Сагатовский Чаще всего зло понимают как противоположность добра в рамках этики. Я думаю, что нравственный смысл этих понятий представляет собой вершину айсберга, под которой существует ещё ряд уровней. Иными слов
Я думаю, что нравственный смысл этих понятий представляет собой вершину айсберга, под которой существует ещё ряд уровней. Иными словами,...
Владимир Ткаченко Симфонизм айсберга iconДокументы
1. /Князь Владимир/Князь Владимир.doc
2. /Князь...

Владимир Ткаченко Симфонизм айсберга iconДокументы
1. /МРБ 0881. Ткаченко Г.А. Конструирование любительских приемников.djvu
Владимир Ткаченко Симфонизм айсберга iconДокументы
1. /Основы стандартизации.Под ред.В.В.Ткаченко.1986.djvu
Владимир Ткаченко Симфонизм айсберга iconВанкин владимир Алексеевич
Иванкин владимир Алексеевич, капитан-механик нис-7 (нефтемусоросборщика) Мурманского морского рыбного порта в 1982 году
Владимир Ткаченко Симфонизм айсберга iconМитриев владимир Д
Дмитриев владимир Д., капитан на судах Териберского промыслового отряда. В конце 1960-х годов руководимый им экипаж рс-5253 выполнил...
Владимир Ткаченко Симфонизм айсберга iconЕщадим владимир Прокофьевич
Нещадим владимир Прокофьевич, капитан на судах Мурманского тралового флота. В конце 1970-х годов возглавлял экипажи бмрт "Вышгород",...
Владимир Ткаченко Симфонизм айсберга iconМеркулов владимир Евгеньевич
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов