Александра Пахмутова, Николай Добронравов icon

Александра Пахмутова, Николай Добронравов



НазваниеАлександра Пахмутова, Николай Добронравов
Дата конвертации17.07.2012
Размер45.21 Kb.
ТипДокументы



Александра Пахмутова, Николай Добронравов

Славянский Маккартни

Одна из самых первых наших встреч с Владимиром Мулявиным и, наверное, самая впечатляющая произошла в начале семидесятых годов прошлого века на конкурсе молодых исполнителей. Это были замеча­тельные песенные фестивали — предшественники Международного кон­курса молодежной песни «Красные гвоздики», проводившегося в Сочи. Конкурсы эти принимали такие города, как Челябинск, Ворошиловград (Луганск), Днепропетровск. На этот раз конкурс проводился в Минске. Белорусы стремились показать все, чем славна и богата республика. Молодые участники конкурса побывали на заводах, фабриках, в селах. Неизгладимое впечатление произвела на всех нас Хатынь — рассказы о прошедшей войне и талантливый памятник, напоминавший людям о том, что в той страшной войне в Беларуси погиб каждый четвертый...

У конкурса в Минске была одна особенность, одно нововведение. Здесь впервые среди конкурсантов были не только солисты, но и вокально-инструментальные ансамбли. Выступление белорусского ан­самбля «Песняры» так потрясло всех, что члены жюри единогласно решили присудить ему первое место, а вторую премию не давать никому. Третье место заняли ансамбли, ставшие потом вполне извест­ными в Советском Союзе, но у «Песняров» тогда был такой разительный контраст с ними, такой отрыв, что нам, членам жюри, показалось необ­ходимым отметить это в своем решении. Уже тогда мы, наверное, интуи­тивно почувствовали, что мастерство «Песняров», опережение ими дру­гих, вполне профессиональных ансамблей — еще на четверть века.

Сам Володя Мулявин рассказывал нам, что творческую жизнь он начал, долго и терпеливо собирая народные белорусские песни. Может быть, к нему больше, чем к кому-либо, относятся знаменитые слова М. И. Глинки: «Музыку сочиняет народ, мы, композиторы, ее только аранжируем».

Появление «Песняров» в нашем искусстве имело эффект разорвав­шейся бомбы. У нас в стране появился ансамбль, не уступающий лучшим зарубежным образцам, а в чем-то даже и превосходящий их. Это был абсолютно современный, новаторский ансамбль. А сила его была в том, что это бесспорное новаторство зиждилось на националь­ной основе. Современные средства выразительности, современный инструментарий впервые в мире опирались на мелодическую основу ласковой и сердечной белорусской песни. В те времена в мире, в зарубежной эстраде было уже множество подлинных кумиров молоде-


жи и меломанов. И многие пытались это сделать — сочетать народную песню с элементами джаза, рока. Но получалось — словно ткань с чужеродными заплатами. У Мулявина же в «Песнярах» это сочетание стало органичным, как ни у кого в мире. И это вынесло белорусскую народную музыку на просторы всей планеты. Благодаря Мулявииу «Пес-няров» узнал весь мир.

Бесспорно, основой творческой жизни Владимира Мулявина был именно ансамбль «Песняры».
Руководство ансамблем, постоянные на­сыщенные репетиции, постоянный творческий поиск, концертные вы­ступления, гастроли поглощали основное время Владимира Георгиеви­ча. А еще он был ярким, талантливым композитором с самобытной мулявинской интонацией, удивительным чувством мелодии, безупреч­ным вкусом. Его вокальный цикл на стихи Маяковского — произведе­ние не только высокоталантливое, но и, в прямом смысле этого слова, новаторское, может быть, даже опередившее время. Очень жаль, что это замечательное сочинение композитора Мулявина звучало так мало по радио и по телевидению, ибо в то время средства массовой инфор­мации захватывала нарождающаяся агрессивная «попса» с примитивны­ми, полуграмотными текстами песен и двумя-тремя оглушительными аккордами сопровождения. Где уж тут было прорваться на экран велико­му Маяковскому, музыкально озвученному талантливым Мулявиным!

Нам довольно часто приходилось выступать вместе с «Песнярами». Рассказывать, как их принимали, как встречали появление на сцене Владимира Мулявина, нет необходимости — это у всех на памяти. Слава Богу, телевидение сохранило съемки некоторых его выступле­ний. Так, например, появление ансамбля, выход на сцену Концертного зала «Россия» Владимира Мулявина в сопровождении Президентского оркестра в моем авторском концерте в 1998 году сопровождались такой овацией, какой и сейчас могут позавидовать все самые «крутые» эстрадные звезды.

Однажды нам довелось видеть, как принимают ансамбль «Песня­ры» во главе с Владимиром Мулявиным за рубежом. В 1977 году мы были вместе с ними на песенном фестивале в Финляндии. Как неис­товствовала молодежь, как восторженно гудели огромные залы, спортив­ные дворцы, выражая свое восхищение выступлениями наших артис­тов! Мы бережно хранили финские газеты с рецензиями на выступле­ния «Песняров». Вот только две цитаты из двух разных газет, издаю­щихся в Хельсинки.

«Многого мы ждали от иностранных исполнителей, и следует от­метить высокий уровень их исполнительского мастерства, в отноше­нии которого, прежде всего, следует говорить о «Песнярах». Какой высокий профессионализм, какие песни, какая музыка!»

(«Демарш, 18.11.1977)


«Песняры» расцветили яркими красками праздничный концерт. Они действительно являются одной из наиболее высокохудожествен­ных из выступающих на фестивале групп. Этот ансамбль из девяти человек звучит на многие голоса единым хором, поражающим своим диапазоном, и об их исполнительском мастерстве можно говорить только самые добрые слова. Следует подчеркнуть интересную гармо­нию построения их песен, прекрасные музыкальные и вокальные пере­ходы, исключительное владение инструментами. Вещи, которые они исполняют, строятся прежде всего как оригинальные, многогранные целостные произведения, где ритм умело подчеркивает вокальную ли­нию, не заглушая ее».

(«Капсан Уутисет», 20.11.1977)

...Недавно в Москву приезжал Пол Маккартни. Великого Битла на Красной площади столицы, затаив дыхание, слушали его многочислен­ные поклонники. И подумалось: а ведь Мулявин был нашим славян­ским Маккартни! Недаром ведь и на Западе, и в Соединенных Штатах Америки наши песни знали именно по концертам и записям «Песня-ров». Как жаль, что прозрение приходит к нам, живущим по формуле «Нет пророка в своем отечестве», только тогда, когда человека уже нет с нами...

Но так как новых Мулявиных (как, впрочем, и новых Маккартни на Западе) нет и пока не предвидится, нам сейчас следует всенепремен-нейше бережно изучать и пропагандировать великое творческое на­следие великого Песняра Владимира Мулявина.




Похожие:

Александра Пахмутова, Николай Добронравов iconКомпозитор Олег Иванов. Два интервью
Алтай и Новосибирск, и всю нашу необъятную Россию Александра Николаевна Пахмутова
Александра Пахмутова, Николай Добронравов iconПамяти Александра Тимофеева Сегодня, 18 февраля 2011г., исполняется 40 дней кончины известного шахматного педагога, детского тренера Тимофеева Александра Алексеевича. О нем рассказ
...
Александра Пахмутова, Николай Добронравов iconВнешняя политика Александра III (“Союз трех императоров”)
Внешняя политика Александра III не случайно принесла ему титул “Миротворец”: в его правление страна не вела ни одной войны
Александра Пахмутова, Николай Добронравов iconЮ. Е. Кондаков Ревизия Казанского университета в 1819 году. Материалы, содержащиеся в наших надавно опубликовавнных монография
Александра I. Консервативный поворот последних лет царствования Александра I, в частности, «университетские погромы», произведенные...
Александра Пахмутова, Николай Добронравов iconБыл пасмурный осенний день 17 октября по старому стилю (30-го по новому) 1888 года. За окном дождь с изморосью, пронизывающий ветер и слякотно. Но в вагоне столовой уютно
Сановная семья, а также часть свиты завтракали. Помимо императора Александра Третьего в салоне находилась его супруга, принцесса...
Александра Пахмутова, Николай Добронравов iconПротопресвитер Александр Шмеман воскресные беседы содержание: от издательства
Всего им было наговорено до 3000 проповедей. Передачи о. Александра пользовались широким успехом в Советской России. В 1972 году,...
Александра Пахмутова, Николай Добронравов iconДеяния Александра Невского в краю Усвятском
Много предводителей литовских отрядов было избито полками благоверного князя или взято в плен. «Теперь литовцы начали,- как говорит...
Александра Пахмутова, Николай Добронравов iconУрок в 7 классе. «И думал о счастье…» Художественный мир Александра Грина. … человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса К. Паустовский
Данный урок является заключительным в системе изучения творчества Александра Грина в 7 классе по программе «Школа – 2100»
Александра Пахмутова, Николай Добронравов iconАлександр III александрович
Воспитателем Александра III был теоретик самодержавия, обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, который первое время после...
Александра Пахмутова, Николай Добронравов iconРепников А. В. Консервативные представления о путях внутренней политики в период правления Александра III
Данная публикация не претендует на освещение всех вариантов консервативной стабилизации эпохи Александра III, в ней предпринята попытка...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов