Рабочая программа дисциплины icon

Рабочая программа дисциплины



НазваниеРабочая программа дисциплины
Дата конвертации17.07.2012
Размер132.5 Kb.
ТипРабочая программа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Согласовано Утверждаю

Декан филологического Директор Смольного

факультета профессор института доцент

С.И.Богданов В.М.Монахов


Принята на заседании Ученого совета Смольного института свободных искусств


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
“ГЕНДЕРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ”


Составитель – к.и.н. Т.Б. Щепанская


Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования и на основе примерной программы дисциплины "_______________________________", одобренной Президиумом Научно-методического совета по _______________и утвержденной начальником Управления образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Г.К.Шестаковым 07.07.2000 г. для направления 522800 - Искусства и гуманитарные науки


Санкт-Петербург


2007


В рамках курса обсуждаются теории гендера, выработанные на материалах или нашедшие приложение в рамках антропологических исследований. Студенты знакомятся с основной тематикой гендерных исследований в антропологии (женские, мужские, квир- исследования, проблематика «молчащих групп» в антропологии, сравнительные антропологические исследования гендера; полевые этнографические исследования гендерных отношений в частной и публичной сфере, распределения власти; исследования случаев дискриминации по признаку пола; культурные коды гендера, гендерные субкультуры и др.). Приводятся и подвергаются критическому анализу конкретные полевые исследования гендерной проблематики в этнографии, антропологии города, профессий, политики, возраста, воспроизводства, исследованиях глобализации и других направлениях современных направлениях антропологических исследований. Основное внимание уделяется обсуждению теоретических понятий, составляющих инструментарий гендерных исследований в антропологии (культурное конструирование гендера, гендерный дисплей, гендер и идентичность, теория сексуальных политик, культурное освоение телесности, феминистская критика и др.).

Особенностью курса является ориентация на выработку у студентов навыков полевого этнографического исследования гендерной проблематики. Практическая часть занятий включает ознакомление с ключевыми работами, иллюстрирующими разные направления гендерных исследований, а также опыты в области применения полученных знаний в практике полевых исследований. Итогом курса должно стать конструирование программ полевых исследований, охватывающих наиболее актуальные аспекты гендерной проблематики антропологическими методами и проведение пилотажного этапа полевых исследований по предложенной руководителем или избранной студентами проблематике. Это позволит слушателям в дальнейшем предпринять самостоятельное исследование по широкому кругу актуальных тем.


Курс предлагается студентам 3 курса, ознакомившихся с основными понятиями гендерных исследований в рамках курса «Гендерные теории в социальных науках», но также может быть полезен студентам, начинающим обучение (2 курс), как вводный в рамках специализации в области антропологических исследований гендера. Более продвинутые студенты (3 курс) могут воспользоваться им для систематизации и теоретического осмысления полученных ранее знаний по социальной антропологии и проблематике гендера, а также для освоения современных методик гендерных антропологических исследований, проведения и подготовки собственного дипломного исследования.


Читается в весеннем семестре (т.е. 4,6 для студентов разных лет обучения). Общая трудоемкость – 70 часов (4 кредита).

Всего аудиторных часов – 64, из них лекций 32, семинаров и практических занятий – 32.

Промежуточный контроль – представление проекта и программы полевого исследования

Финальный отчет -- представление материалов пилотажного полевого исследования или критического эссе.

^

Критерии оценки:


  1. Работа в аудитории (посещение, презентации концепций по литературе или результатов своей полевой работы) – 20%

  2. Промежуточный контроль: презентация проекта собственного исследования (полевого либо критического эссе) – 20%.

  3. Представление в письменном виде (можно на дискете) материалов полевого исследования или критического анализа данных антропологических исследований по избранной теме (оцениваются содержание и правильность оформления) – 40%

  4. Экзамен – собеседование по теме полевого исследования или письменной работы (эссе) (п.3) – 20%



Содержание курса

(каждая тема рассчитана на 4 часа: 2 – презентация теоретического материала, 2 – дискуссия или практическое занятие).


^

Тема 1. Антропология женщин; феминистская антропология


Дискуссия о возможности феминистской антропологии. Проблема релевантности концепции „гендер” в применении к местным культурным традициям. Применимо ли понятие „гендер” и связанный с ним исследовательский инструментарий к иным культурам и эпохам? Проблематика «молчащих» групп и репрезентации их опыта в антропологическом дискурсе.


  • Ardener, Shirley. The Social Anthropology of Women and Feminist Anthropology//Anthropology Today, Vol.1, No.5. (October 1985). Pp.24 – 27

  • Walter, Lynn. Feminist Anthropology ?//Gender &Society. Vol.9, No.3 (June 1995). Pp.272 – 288.

Дополнительно:


  • Kurnar, Lawrence A. Reclaiming a Scientific Anthropology. Walnut Creek, London, New Delhi. Altamira Press, a division of Sage Publications, 1997. Pp.115 – 120.

  • Мур Г. Феминизм и антропология: история взаимоотношений // Введение в гендерные исследования. Ч.2. Хрестоматия. Харьков, СПб., 2001. С.582 – 598



^

Тема 2. Мужское доминирование в антропологической перспективе


Мужское доминирование в мифологии и культурных практиках. Власть (влияние) женщин: проблема невидимости. Дискуссия: празднование Международного женского дня в России: личный опыт и теоретический анализ.


  • Leacock, E.B. Myths of male dominance. Monthly Review Press. New York, 1981. Pp.133 – 182 (chapter 7. "Women in Egalitarian Societies", first publ. in Becoming Visible, Koonz and Bridenthal, eds. Boston: Houghton Mifflin Co., 1977).

  • Тульцева Л.А. Из истории борьбы за социальное и духовное раскрепощение женщин Средней Азии (празднование 8 марта, 1920 – 1927 гг.).//Советская этнография. 1986. № 1. Январь-февраль. С. 12 – 21.

  • Карпова Г. Гендерная идеология и социальная политика в официальном дискурсе Международного женского дня, 1920 – 2001 гг. //Гендерные отношения в современной России: исследования 1990-х годов. Сб.науч.ст. Изд-во «Самарский университет, 2003. С.258 – 275.



Дополнительно:


  • Moore, J.D. Visions of culture. An Introduction to anthropological theories and theoriests. Altamira press. Rowman and Littlefield Publishers Inc. Walnut Creek, Lanham, New York, Oxford, 1997. P.201 – 207. (параграф о Ликок).

  • Sanday, Peggy Reeves. Female power and male dominance: On the Origins of Sexual Inequality Cambridge univ.press. Cambridge, New York, New Rochelle, Melbourne, Sydney. 1981. P.15 – 51.

  • Мид М. Иней на цветущей ежевике //Культура и мир детства. М.: Изд-во «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1988. С. 48 – 87.



^

Тема 3. Академическое сообщество: гендерный аспект


Наука как профессия: гендерный анализ. Дискуссии о мужском доминировании в антропологическом сообществе.


  • Щепанская Т.Б. Мужские персонажи в экспедиционном фольклоре//Гендерные исследования в контексте социологического образования. СПб.: Издательство «Скифия», 2005. С. 195 – 205.

  • Sanjek, R. The position of women in the major departments of anthropology, 1967 – 76//American Anthropologist. 1978. N80. p. 894 – 904.

  • Fisher, A., Golde, P. The position of women in Anthropology//American Anthropologist. 1968. N70. Pp. 337 – 344.



^

Тема 4. Антропология религии


Гендерная дифференциация религиозного поведения и мировоззрения. Магические практики. Обвинения в колдовстве как осуществление власти.

  • Jackson, M.D. Structure and event: witchcraft confession among the Kuranko//Man. The journal of the Royal anthropological institute. New series, vol.10 N.3 September 1975. p.387 – 404.

  • Богданов К.А. Гендер в магических практиках: русский случай// Мифология и повседневность: Гендерный подход в антропологических дисциплнах. Материалы науч.конф. 19 – 21 февраля 2001 года. СПб.: Издательство «Алетейя», 2001. С.150 – 165.


Дополнительно:


  • Ardener, Ed. Belief and the Problem of Women// Perceiving Women. London: Dent, 1975. P. 1 – 17.

  • Березкин Ю.И. Южноамериканский миф о свержении власти женщин: Условия формирования сюжета и его ареала//Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Наука, 1991. С.183—209.

  • Алексеева Н.В. Мужчина и женщина: особенности подвижничества в русской православной традиции. //”Мужское” в традиционном и современном обществе. Материалы научной конференции (Москва, 16 – 18 апреля 2003 г.). М., 2003. С.10—11.



^

Тема 5. Антропология человеческого воспроизводства


  • Bentley,G.R. How did prehistoric women bear "Man the Hunter"? Reconstructing fertility from the archaeological record. In Gender and Archaeology, ed. RP Wright, 1996; University of Pennsylvania Press. Pp.23 – 51.

  • Щепанская Т.Б. Мифология социальных институтов: родовспоможение // Мифология и повседневность. Вып.2. СПб.. 1999. С.389 – 423.

Дополнительно:


  • Shchepanskaya, T. The Body Encoded : Notes on the Folklore of Pregnancy // Gender, Generation and Identity in Contemporary Russia. N.Y., London: Routledge, 1996. P.264-281.

  • Stonehouse, J. Procreation, Patriarchy and medical science: the resistance to recognizing maternal contributions in European embriological thought// Heady, P. & Luizos, P. Conceiving Persons. Ethnographies of Procreation, Fertility and Growth. London School of Economics Monographs on Social Anthropology. London & Brunswick, N.J.: The Athlone Press, 1999. Pp. 219 – 242.



^

Тема 6. Антропология родства. Брак и семья.


  • Семенов Ю.И. Пережитки первобытных форм отношений полов в обычаях русских крестьян XIX – начала XX в. //Этнографическое обозрение. 1996. № 1. С. 32 – 48.

  • Yanagisako, S.J.&Collier, J.F. Toward a unified analysis of gender and kinship//Gender and Kinship. Essays toward a unified analysis. Stanford univ.press. Stanford, California. pp. 15 – 33.

Дополнительно:

  • Пушкарева Н.Л. Русская женщина в семье и обществе X – XX вв.: этапы истории//Этнографическое обозрение. 1994. №5. С.3 – 13.

  • Пушкарева Н.Л. Мать и материнство на Руси // Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени. М., 1996.



^

Тема 7. Антропология социализации


  • Мид М. Взросление на Самоа//Культура и мир детства. М.: Изд-во «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1988. С. 116 – 171

  • Пушкарева Н.Л. Читаем сказки сквозь «гендерные очки» (одна из методик гендерной педагогики)// Гендерные проблемы в общественных науках. Отв.ред. И.М. Семашко. М.: ИЭА РАН, 2001. С.88 – 108.

  • Тендрякова М.В. Мужские и женские возрастные инициации (вариант постановки проблемы)//Этнографическое обозрение. 1992. №4. С.29 – 41.


Дополнительно:


  • Kerig, P. , Alyoshina Y.Y. and Volovich, A.S. Gender-role socialization in contemporary Russia. Implications for cross-cultural research//Psychology of Women Quarterly, 17 (1993). Pp.389 – 408.

  • Лунин И.И., Старовойтова Г.В. Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах//Этнические стереотипы мужского и женского поведения/ Под ред. А.К. Байбурина. СПб.: "Наука", 1991. С.6 – 16.



^

8. Промежуточная аттестация




Тема 9. Символическое конструирование гендера (игра, ритуал)





  • Морозов И.А. Игровые сообщества: гендерный аспект//Этнографическое обозрение. 2006. №4. С. 69 – 84.

  • Щепанская Т.Б. Гадания: гендерный проект //Мифология и повседневность: Гендерный проект в антропологических дисциплинах. Мат-лы науч.конф. 19 – 21 февраля 2001 г. СПб., 2001. С.179 – 187.

Дополнительно:

  • Борисов С.Б. Латентные механизмы гендерной социализации детей и подростков. Учебное пособие. Шадринск, 2001.
^

Тема 10. Молодежные культуры и субкультуры


  • Морозов И.А. Гендерные роли в субкультурах//Этнографическое обозрение. 2006. №4. С.3 – 7.

  • Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М.: ОГИ, 2004. С.173 – 10.


Дополнительно:

  • Щепанская Т.Б. Эльфы и скво: траектории гендерной социализации в молодежных субкультурах//Язык – гендер – традиция: Материалы медународной науч.конф. 25 – 27 апреля 2002 г. СПб.: Пропповский центр, 2002. С. 166 – 177.

  • Щепанская Т.Б. Женщина, группа, символ. По материалам молодежной субкультуры////Этнические стереотипы мужского и женского поведения/ Под ред. А.К. Байбурина. СПб.: "Наука", 1991. С.17 – 27.

  • Pilkington, H. Farewell to the tusovka: masculinities and femininities on the Moscow youth scene // Gender, Generation and Identity in Contemporary Russia. N.Y., London: Routledge, 1996. P.237  264.

  • Shchepanskaya, T. Women, Groups, and Symbols : Based on Materials from the Youth Subculture. // Anthropology and Archeology of Eurasia : A Journal of translations. Winter 1993– 94. Semiotics and Politics: Group Dynamics. P. 70-85.



^

Тема 11. Антропология работы. Экономическая антропология


  • Рубин, Гейл. Обмен женщинами: заметки по политэкономии пола//Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000. С.99 – 113

  • Щепанская Т.Б. Конструкции гендера в неформальном дискурсе профессий// Антропология профессий / Под ред. Романова П.В., Ярской-Смирновой Е.Р. Саратов: Научная книга, Центр социальной политики и гендерных исследований, 2005. С.50 – 100.



^

Тема 12. Антропология маскулинности


Маскулинность как социальный конструкт. “Есть ли у мужчин гендер?” Вопрос о релевантности гендерной методологии в применении к мужскому. Направления изучения маскулинности в социальной и культурной антропологии. “Мужское как таковое” – и “мужское” по отношению к “женскому”: два подхода в исследованиях маскулинности. Мужские исследования и исследования маскулинностей.



  • Gutmann, M.C. Trafficking in Men: the Anthropology of Maskulinity//Annual Review of Antropology. 1997. 26. PP.385 – 409.

  • Мид М. Отцовство у человека – социальное изобретение// Культура и мир детства. М.: Изд-во «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1988. С. 308 – 321.

Дополнительно:

  • Левкиевская Е.Е. Ритуально-магические функции хозяина в восточнославянской традиции// Мужской сборник. Выпуск 1. Мужчина в традиционной культуре: Социальные и профессиональные статусы и роли. Сила и власть. Мужская атрибутика и формы поведения. М., 2001. С.106 – 114.

  • Щепанская Т.Б. Сила: коммуникативные и репродуктивные аспекты мужской магии// Мужской сборник. Выпуск 1. Мужчина в традиционной культуре: Социальные и профессиональные статусы и роли. Сила и власть. Мужская атрибутика и формы поведения. М., 2001. с.71 – 94.



^

Тема 13. Антропология и квир-исследования


  • Б.Саладен д’Англюр. «Третий» пол. //Этнографическое обозрение. 1994. №2. С.77 – 89.

  • Рыжакова С.И. «Третий пол» (Hijra) в индийской культуре.//Мифология и повседневность: Гендерный подход в антропологических дисциплнах. Материалы науч.конф. 19 – 21 февраля 2001 года. СПб.: Издательство «Алетейя», 2001.С.439 – 450.



^

Тема 14. Репрезентации гендера.


  • Weiner, A.B. Why cloth?//Cloth and human experience. Smitsonian Institution press. Washington and London. Pp. 33 – 72.

  • Кулешов Е.В. Репрезентация маскулинности в современной подростковой субкультуре// Мифология и повседневность: Гендерный подход в антропологических дисциплнах. Материалы науч.конф. 19 – 21 февраля 2001 года. СПб.: Издательство «Алетейя», 2001. С.260 – 271.

  • Утехин И.В. «Яйца, табак, перегар и щетина»: о некоторых средствах конструирования маскулинности// Мифология и повседневность: Гендерный подход в антропологических дисциплнах. Материалы науч.конф. 19 – 21 февраля 2001 года. СПб.: Издательство «Алетейя», 2001. С.272 – 278.



^

Тема 15. Глобализация. Гендер и этничность


  • Radclife, S.A., Laurie N.,.Andolina R. The Transnationalization of Gender and Reimagining Andean Indigenous Development//Signs: Journal of Women in Culture and Society. 2003. Vol.29. No.2. Pp.387—416.



Дополнительно:

  • Afshar, Haleh and Maynard, Mary . Gender and ethnicity at the millennium: from margin to centre//Ethnic and Racial Studies. Volume 23 Number 5 September 2000 pp. 805–819. Routledge Journals, Taylor & Francis Ltd

  • Riggs, Fred W. Globalization, Ethnic Diversity, and Nationalism: The Challenge for Democracies// ANNALS, AAPSS, 581, May 2002. Pp.35 – 47.



^

Итоговое обсуждение полевых исследований



Вопросы к экзамену/примерные темы финального эссе

  1. Проблема «молчащих (немых)» групп в антропологическом исследовании

  2. Феминистская критика в антропологи

  3. Гендерная проблематика в антропологии воспроизводства

  4. Гендерная проблематика в антропологии детства

  5. Проблематика гендерной социализации в социальной и культурной антропологи

  6. Гендер в молодежных культурах

  7. Презентация пола в профессиональных субкультурах

  8. "Женская речь" в контексте патриархатных стратегий власти

  9. Гендерная проблематика в городской антропологии (антропологии города)

  10. Частная жизнь в антропологических исследованиях

  11. Проблематика феминистских исследований семьи

  12. Семейная экономика: антропологические аспекты анализа

  13. Репродуктивные роли и социальные статусы

  14. Социальный контроль сексуальности и техники власти

  15. Гендерные стереотипы в политической культуре

  16. Методы гендерного исследования в антропологии


Примерные темы полевых исследований:

  1. Этнография родительства (материнства, отцовства) и бездетности.

  2. Аборты в женских и мужских нарративах

  3. Гендерная социализация: формирование и репрезентация гендера в детских сообществах

  4. Гендерная социализация: конструирование маскулинности/фемининности в молодежных сообществах

  5. Гендерный анализ повседневных взаимодействий в профессиональном сообществе (на выбор)

  6. Гендерный анализ политического дискурса

  7. Портреты (образы) политиков в мужском и женском дискурсе

  8. Гендерный анализ школьных учебников

  9. Женские и мужские биографии: стереотипы самопрезентации

  10. Гендерный анализ ментальных карт (городское пространство)

  11. Ментальные карты рабочего места: гендерный анализ

  12. Описания рабочего места в мужских и женских нарративах

  13. Сценарии добрачного ухаживания в мужских и женских нарративах

  14. Сценарий свидания

  15. Семейные роли в нарративах добрачной молодежи

  16. Рассказы о родах: этнография системы родовспоможения

  17. Рассказы о семье и детях в мужском и женском дискурсе



Литература





  1. Afshar, Haleh and Maynard, Mary . Gender and ethnicity at the millennium: from margin to centre//Ethnic and Racial Studies. Volume 23 Number 5 September 2000 pp. 805–819. Routledge Journals, Taylor & Francis Ltd

  2. Ardener, Ed. Belief and the Problem of Women// Perceiving Women. London: Dent, 1975. P. 1 – 17.

  3. Ardener, Shirley. The Social Anthropology of Women and Feminist Anthropology//Anthropology Today, Vol.1, No.5. (October 1985). Pp.24 – 27

  4. Bentley,G.R. How did prehistoric women bear "Man the Hunter"? Reconstructing fertility from the archaeological record. In Gender and Archaeology, ed. RP Wright, 1996; University of Pennsylvania Press, pp. 23-51.. Pp.23 – 51.

  5. Jackson, M.D. Structure and event: witchcraft confession among the Kuranko//Man. The journal of the Royal anthropological institute. New series, vol.10 N.3 September 1975. p.387 – 404.

  6. Kurnar, Lawrence A. Reclaiming a Scientific Anthropology. Walnut Creek, London, New Delhi. Altamira Press, a division of Sage Publications, 1997. Pp.115 – 120.

  7. Leacock, E.B. Myths of male dominance. Monthly Review Press. New York, 1981. Pp.133 – 182 (chapter 7. "Women in Egalitarian Societies", first publ. in Becoming Visible, Koonz and Bridenthal, eds. Boston: Houghton Mifflin Co., 1977).

  8. Low, Setga M. The Anthropology of Cities: Imagining and Theorizing the City//Annual Review of Anthropology. 1996. 25: 383 – 409.

  9. Moore, J.D. Visions of culture. An Introduction to anthropological theories and theoriests. Altamira press. Rowman and Littlefield Publishers Inc. Walnut Creek, Lanham, New York, Oxford, 1997. P.201 – 207.

  10. Pauillac, Myriam. African-American Families, Urban Space, and the Meaning of Community Life// Dialectical Anthropology 26: 273–283, 2001. Kluwer Academic Publishers. Printed in the Netherlands.

  11. Pilkington, H. Farewell to the tusovka: masculinities and femininities on the Moscow youth scene // Gender, Generation and Identity in Contemporary Russia. N.Y., London: Routledge, 1996. P.237  264.

  12. Radclife, S.A., Laurie N.,.Andolina R. The Transnationalization of Gender and Reimagining Andean Indigenous Development//Signs: Journal of Women in Culture and Society. 2003. Vol.29. No.2. Pp.387—416.

  13. Riggs, Fred W. Globalization, Ethnic Diversity, and Nationalism: The Challenge for Democracies// ANNALS, AAPSS, 581, May 2002. Pp.35 – 47.

  14. Sanday, Peggy Reeves. Female power and male dominance: On the Origins of Sexual Inequality Cambridge univ.press. Cambridge, New York, New Rochelle, Melbourne, Sydney. 1981. P.15 – 51.

  15. Shchepanskaya, T. The Body Encoded : Notes on the Folklore of Pregnancy // Gender, Generation and Identity in Contemporary Russia. N.Y., London: Routledge, 1996. P.264-281.

  16. Shchepanskaya, T. Women, Groups, and Symbols : Based on Materials from the Youth Subculture. // Anthropology and Archeology of Eurasia : A Journal of translations. Winter 1993– 94. Semiotics and Politics: Group Dynamics. P. 70-85.

  17. Stonehouse, J. Procreation, Patriarchy and medical science: the resistance to recognizing maternal contributions in European embriological thought// Heady, P. & Luizos, P. Conceiving Persons. Ethnographies of Procreation, Fertility and Growth. London School of Economics Monographs on Social Anthropology. London & Brunswick, N.J.: The Athlone Press, 1999. Pp. 219 – 242.

  18. Walter, Lynn. Feminist Anthropology ?//Gender &Society. Vol.9, No.3 (June 1995). Pp.272 – 288.

  19. Алексеева Н.В. Мужчина и женщина: особенности подвижничества в русской православной традиции. //”Мужское” в традиционном и современном обществе. Материалы научной конференции (Москва, 16 – 18 апреля 2003 г.). М., 2003. С.10—11.

  20. Березкин Ю.И. Южноамериканский миф о свержении власти женщин: Условия формирования сюжета и его ареала//Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Наука, 1991. С.183—209.

  21. Богданов К.А. Гендер в магических практиках: русский случай// Мифология и повседневность: Гендерный подход в антропологических дисциплнах. Материалы науч.конф. 19 – 21 февраля 2001 года. СПб.: Издательство «Алетейя», 2001. С.150 – 165.

  22. Борисов С.Б. Латентные механизмы гендерной социализации детей и подростков. Учебное пособие. Шадринск, 2001.

  23. Кулешов Е.В. Репрезентация маскулинности в современной подростковой субкультуре// Мифология и повседневность: Гендерный подход в антропологических дисциплнах. Материалы науч.конф. 19 – 21 февраля 2001 года. СПб.: Издательство «Алетейя», 2001. С.260 – 271.

  24. Лунин И.И., Старовойтова Г.В. Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах//Этнические стереотипы мужского и женского поведения/ Под ред. А.К. Байбурина. СПб.: "Наука", 1991. С.6 – 16.

  25. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С.

  26. Морозов И.А. Игровые сообщества: гендерный аспект//Этнографическое обозрение. 2006. №4. С. 69 – 84.

  27. Мур Г. Феминизм и антропология: история взаимоотношений // Введение в гендерные исследования. Ч.2. Хрестоматия. Харьков, СПб., 2001. С.582 – 598

  28. Пушкарева Н.Л. Мать и материнство на Руси // Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени. М., 1996.

  29. Пушкарева Н.Л. Читаем сказки сквозь «гендерные очки» (одна из методик гендерной педагогики)// Гендерные проблемы в общественных науках. Отв.ред. И.М. Семашко. М.: ИЭА РАН, 2001. С.88 – 108.

  30. Рубин, Гейл. Обмен женщинами: заметки по политэкономии пола//Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000. С.99 – 113.

  31. Рыжакова С.И. «Третий пол» (Hijra) в индийской культуре.//Мифология и повседневность: Гендерный подход в антропологических дисциплнах. Материалы науч.конф. 19 – 21 февраля 2001 года. СПб.: Издательство «Алетейя», 2001.С.439 – 450.

  32. Щепанская Т.Б. Гадания: гендерный проект //Мифология и повседневность: Гендерный проект в антропологических дисциплинах. Мат-лы науч.конф. 19 – 21 февраля 2001 г. СПб., 2001. С.179 – 187.

  33. Щепанская Т.Б. Женщина, группа, символ. По материалам молодежной субкультуры////Этнические стереотипы мужского и женского поведения/ Под ред. А.К. Байбурина. СПб.: "Наука", 1991. С.17 – 27.

  34. Щепанская Т.Б. Мифология социальных институтов: родовспоможение // Мифология и повседневность. Вып.2. СПб.. 1999. С.389 – 423.

  35. Щепанская Т.Б. Эльфы и скво: траектории гендерной социализации в молодежных субкультурах//Язык – гендер – традиция: Материалы медународной науч.конф. 25 – 27 апреля 2002 г. СПб.: Пропповский центр, 2002. С. 166 – 177.

  36. Щепанская Т.Б. Конструкции гендера в неформальном дискурсе профессий// Антропология профессий / Под ред. Романова П.В., Ярской-Смирновой Е.Р. Саратов: Научная книга, Центр социальной политики и гендерных исследований, 2005. С.50 – 100.

  37. Щепанская Т.Б. Мужские персонажи в экспедиционном фольклоре//Гендерные исследования в контексте социологического образования. СПб.: Издательство «Скифия», 2005. С. 195 – 205.




Похожие:

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа составлена на основании гос впо по специальности 032100. 00 Математика с дополнительной специальностью (код оксо...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины
Министерство образования российской федерации санкт-петербургский государственный университет
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины
Министерство образования российской федерации санкт-петербургский государственный университет
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины
Министерство образования российской федерации санкт-петербургский государственный университет
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины
Ооп: Специальность 032100. 00 Математика с дополнительной специальностью физика (код оксо 050201)
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины: интеллектуальные информационные системы для специальностей
Дисциплины: интеллектуальные информационные системы для специальностей: 351400 Прикладная информатика (по областям)
Рабочая программа дисциплины iconДокументы
1. /Рабочая программа Семенова И.Ю/Введение и пояснительная.doc
2. /Рабочая...

Рабочая программа дисциплины iconПрограмма дисциплины «Семьеведение» специальности 100110. 65 «Домоведение» Специализация «Управление делами офиса и дома»
Учебная программа дисциплины «Семьеведение» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины
Рабочая программа составлена на основании гос впо по специальности 032100. 00 Математика с дополнительной специальностью (код оксо...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов