Использование информационных технологий на уроках истории Ясинская Ольга Валерьевна, учитель истории уо «Миорская госш №1» icon

Использование информационных технологий на уроках истории Ясинская Ольга Валерьевна, учитель истории уо «Миорская госш №1»



НазваниеИспользование информационных технологий на уроках истории Ясинская Ольга Валерьевна, учитель истории уо «Миорская госш №1»
Дата конвертации17.07.2012
Размер74.53 Kb.
ТипУрок

Использование информационных технологий на уроках истории


Ясинская Ольга Валерьевна, учитель истории

УО «Миорская ГОСШ №1»


Внедрение информационных технологий - необходимый шаг в развитии современного информационного общества. Информационные технологии и компьютерная техника получила довольно широкое применение в системе образования. Информационные технологии оказались очень удобными для использования на уроках истории. Компьютер создает возможности для активного и творческого обучения, насыщает урок наглядным (особенно, картографическим) материалом, делает работу учащихся более активной, насыщенной и интересной. Использование компьютерных технологий дает возможность самому учителю развиваться творчески и в ногу со временем, подталкивает к поиску новых форм и методов работы.

На протяжении пяти лет мной изучались возможности использования информационных технологий на уроках истории. В начале своей работы я столкнулась с рядом трудностей: нехватка компьютеров; перегруженность работы кабинета информатики; отсутствие элементарных навыков работы с компьютером; отсутствие программ и материалов. То есть, информационные технологии лет пять назад у нас были на очень низком уровне, если не сказать – на нуле. Сейчас же можно с уверенность говорить об успешном укоренении информационных технологий в образовательный процесс. Урок с использованием информационных технологий постепенно превращается из «сказочной мечты» в повседневную реальность. Накопленный опыт и методические материалы позволяют чувствовать себя на «информационном» уроке так же спокойно и уверенно, как и на обычном.

За время работы накоплен довольно богатый и разнообразный методический материал, который активно внедряется и применяется на уроках. На протяжении двух лет ведется систематическая работа по использованию информационных технологий на уроках истории в 5 – 6 классах. В прошлом учебном году (2008 – 2009) мною был разработан мультимедийный проект по истории Древнего мира (5 класс) – «Древний Восток».

Данный проект выполнен с помощью программы Microsoft Power Point, программ для составления тестов «Краб 2» и «Горячая картошка». Проект состоит из трех частей – «Материал к уроку», «Узнай больше!» (дополнительный материал), «Проверь себя» (задания, тесты, кроссворды для контроля и самоконтроля усвоенных знаний). Материал к уроку – это ряд мультимедийных презентаций, объединенных в одну, которые раскрывают темы в соответствии с учебной программой. Каждая из презентаций построена по приблизительной схеме: тема урока – план – задание на урок – повторение (актуализация знаний) – учебный материал – вывод.

В данной работе акцентировалось внимание на иллюстрационный материал и особенно картографический, так как в учебнике он представлен не достаточно насыщено. В проекте использовались элементы анимации, видео- и аудио- материалы.
Для актуализации внимания и понимания учащимися материала используются различного характера задания повторительного и проблемного характера. Дополнительный материал состоит из слайд-шоу «Боги Древнего Египта», виртуальной экскурсии «Семь чудес света» и конкурса «Восток – дело тонкое».

На данном этапе ведется работа по созданию мультимедийных проектов «Древняя Греция» и «Древний Рим», аналогичных проекту «Древний Восток». Данные проекты кажутся мне наиболее удобными в работе на уроке. Задания и материалы проекта соответствуют интеллектуальным и психологическим особенностям учащихся. При желании материал может быть откорректирован, упрощен или усложнен в зависимости от класса. Учащиеся могут не только ознакомиться с темой урока, но и проверить усвоенное, выполнив задание или тест. Ссылки делают навигацию по проекту простой и удобной.

В прошлом году я познакомилась и с электронной версией учебника «История Древнего мира», правда только в конце учебного года. Учебник не плохой, материал систематизирован, ссылки дают возможность что-то повторить, получить дополнительную информацию, очень хорошие анимационные карты, есть тесты для проверки знаний и можно сразу выставлять оценки в электронный журнал. Эмоции положительные, но использовать на каждом уроке такой материал не очень, на мой взгляд, удобно. Во-первых, нет достаточного количества компьютеров, чтобы класс мог работать фронтально, как предусматривается в данной программе. Во-вторых, по своей сути это тот же учебник, который имеется у учащихся, только немного дополненный анимацией, иллюстрациями и ссылками. То есть тот же материал дети могут прочесть и в бумажном учебнике, не нанося вреда своему зрению. В-третьих, мне не очень понравилось однообразие заданий. В программе представлены только тесты, а ведь на компьютере можно выполнять более разнообразные и интересные задания. Что касается работы с данным ЭСО, то она очень удобна на повторительно-обобщающих уроках, когда учащимся необходимо вспомнить и систематизировать знания, проверить себя. Кроме того, работу с данным учебником можно проводить с более сильными и самостоятельными учащимися, которые интересуются историей и готовы «взять» на уроке больше, чем положено.

В этом учебном году продолжается систематическое проведение уроков с использованием информационных технологий в 6 классе. На уроках использовались отдельные презентации по темам, был разработан еще один мультимедийный проект «Древняя Русь». По своей схеме он похож на проект «Древний Восток», правда, разделов немного больше: «Учебный материал», «Дополнительная информация», «Документы», «Словарь», «Хронология», «Задания».

Систематическая работа в одном классе по использованию информационных технологий имеет свои, довольно не плохие результаты. Так учащиеся 6 класса, которые работают по такой системе уже второй год, свободно владеют необходимыми компьютерными знаниями, они собраны, организованны, знают приблизительную структуру урока, требования, свою роль на уроке. Кроме того уроки с использованием информационных технологий всегда насыщены информацией, разнообразными заданиями, которые может выполнить большее количество учащихся, чем на обычном уроке. Ребята знают, что на таком уроке тихонько отсидеться не получится, и поэтому лучше готовятся и лучше работают. В итоге улучшается качество урока и повышается результативность.

Сравнивая оценки учащихся на традиционном уроке и на уроке с использованием информационных технологий, можно заметить, что у всех учащихся оценки стали выше на балл, а иногда и на два балла. Дети, которые в любом случае учились хорошо, подтвердили и закрепили свои результаты и знания. Те же, кто не очень «дружит» с историей, стали ею больше интересоваться. Наверно, в большей степени их интересуют не знания, а возможность выполнить интересное задание и получить неплохую оценку. Так или иначе, но даже при выполнении заданий у учащихся остаются какие-то знания, а лучше знать хоть что-нибудь, чем быть пассивным и не знать ничего. Получив же хорошую оценку один раз, даже самому плохому ученику хочется получить такую же оценку еще раз, и он становиться более усердным и старательным на уроке вне зависимости от места и формы его проведения.

Во втором полугодии планируется систематическое проведение уроков истории Беларуси в 6 классе с использованием электронного учебника «Гісторыя Беларусі старажытных часоў», и возможно будет разработан материал по разделам «Белорусские земли в Раннем средневековье (V – IX вв.)» и «Средневековые княжества в IX – XIII вв.».

Электронный учебник «Гісторыя Беларусі старажытных часоў» мной в работе еще не использовался, но вызвал довольно положительные эмоции. Теоретический материал аналогичен материалу учебника «История Древнего мира», что же касается заданий и оформления, то они намного интереснее, ярче и разнообразнее. Поэтому, хочется попробовать его применение на практике.

Так же систематическое использование информационных технологий планируется по курсу «Великая Отечественная война советского народа» (11 класс). По данной теме имеется разнообразный материал – видео- и аудио- материалы, мультимедийные презентации, мультимедийная карта Великой Отечественной войны, программа «От Кремля до Рейхстага». Их использование поможет сделать уроки насыщенными, и приблизят учащихся к тем далеким и важным событиям.

Что касается форм работы на уроках с использованием информационных технологий, то они очень разнообразны:

  • Рассказ учителя с использованием мультимедийной демонстрации

  • Самостоятельное изучение учащимися материала и выполнение заданий

  • Совместная проработка материала учителем и учащимися (учитель в таком случае поясняет, дополняет или уточняет материал, задает вопросы на актуализацию знаний или их закрепление)

  • Выступление учащегося с подготовленным проектом

  • Выполнение заданий на компьютере

  • Работа в группах. Как правило, группы прорабатывают один из вопросов темы, а затем выступают каждая со своим вопросом. Работа в группах кажется мне наиболее удобной при небольшом количестве работающих компьютеров.

На уроках с использованием информационных технологий внимание учащихся не должно быть сосредоточено на одном только компьютере. Санитарно-гигиеническими нормами предусмотрена продолжительность работы с компьютером в 5 – 11 классах в 20 – 25 минут. Но и все это время учащиеся не должны сидеть, уставившись в мониторы. Наиболее удобным мне кажется чередование занятий и заданий. Например, в начале урока отдельные учащиеся могут выполнить тест по домашнему материалу, остальные в это время могут отвечать устно или выполнять другие задания. В процессе изучения новой темы можно дать ознакомиться учащимся с презентацией минут 10 – 15, этого времени достаточно, чтобы узнать самое главное, детали может пояснить учитель или учебник. Возможен и такой вариант: учитель рассказывает новую тему, а учащиеся затем просматривают презентацию в качестве закрепления материала. То есть формы работы могут быть очень разнообразными в зависимости от фантазии учителя и способностей класса.

Таким образом, использование информационных технологий на уроках истории оказалось очень эффективным, интересным и целесообразным. Повышается уровень наглядности на уроке, появляются условия для разнообразной деятельности в процессе получения, закрепления и контроля знаний. Уроки с использованием информационных технологий дают возможность сэкономить драгоценное время, которого всегда не хватает, и выполнить больший объем работы, чем на традиционном уроке. Возрастает интерес учащихся к предмету, уроку и самому учителю, улучшаются взаимоотношения учителя и отстающих учащихся, интересующихся компьютером. Да и самого учителя затягивает очень сильно, попробовав такую форму работы и ощутив ее эффективность, хочется продолжать ее дальше, совершенствуя и углубляя.

Учитель во все времена был примером, как бы ни принижались его достоинства, и с нашим, информационным, временем учитель должен идти в ногу, владеть компьютером, если не лучше, то хотя бы не хуже учеников.


Рис.1 Главная страница проекта «Древний Восток», 5 класс


Рис.2 Слайд из темы «Государство фараонов», 5 класс


Рис.3 Главная страница проекта «Древняя Русь», 6 класс



Рис.4 Образец задания из проекта «Древняя Русь», 6 класс


Рис.5 Диаграмма успеваемости учащихся 6 класса на традиционном уроке и уроке с использованием ИТ






Рис.6 Во время урока, 6 класс









Похожие:

Использование информационных технологий на уроках истории Ясинская Ольга Валерьевна, учитель истории уо «Миорская госш №1» iconИспользование информационных технологий на уроках истории и обществоведения самсанович Наталия Викторовна, учитель истории и обществоведения уо «Перебродская госш-сад»
В начале XXI в человечество вошло в новую стадию своего развития: учение и политики, предприниматели и педагоги все чаще говорят...
Использование информационных технологий на уроках истории Ясинская Ольга Валерьевна, учитель истории уо «Миорская госш №1» iconИспользование инфармационных технологий в учебном процессе на уроках географии людмила Миледьевна Заяц, учитель географии уо «Новопогостская госш-сад»
Нельзя забывать и о высоком потенциале информационных технологий в формировании и удовлетворении индивидуальных духовных потребностей...
Использование информационных технологий на уроках истории Ясинская Ольга Валерьевна, учитель истории уо «Миорская госш №1» iconИз опыта работы Савинкиной М. В. Проблема, над которой я работаю в течение последних 5 лет – «Использование информационных технологий в обучении истории»
Проблема, над которой я работаю в течение последних 5 лет – «Использование информационных технологий в обучении истории». В моем...
Использование информационных технологий на уроках истории Ясинская Ольга Валерьевна, учитель истории уо «Миорская госш №1» iconИспользование информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории и обществоведения неверовская Тамара Викторовна, учитель истории, заместитель
Неверовская Тамара Викторовна, учитель истории, заместитель директора по увр уо «Слободская государственная общеобразовательная базовая...
Использование информационных технологий на уроках истории Ясинская Ольга Валерьевна, учитель истории уо «Миорская госш №1» iconПлан мероприятий гимназии №88 по реализации темы «Использование информационных технологий на уроках физики в гуманитарной школе». 2008-2009 учебный год
«Использование информационных технологий на уроках физики в гуманитарной школе»
Использование информационных технологий на уроках истории Ясинская Ольга Валерьевна, учитель истории уо «Миорская госш №1» iconИспользование икт в учебно-воспитательном процессе в начальных классах елена Владимировна Белевич, учитель начальных классов уо «Дисненская госш-сад»
Использование информационных технологий в общеобразовательной школе изменяет роль учителя и обучаемого и их взаимоотношения. Учитель...
Использование информационных технологий на уроках истории Ясинская Ольга Валерьевна, учитель истории уо «Миорская госш №1» iconМетодические рекомендации по использованию новых информационных технологий на уроках английского языка
Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование новых информационных технологий...
Использование информационных технологий на уроках истории Ясинская Ольга Валерьевна, учитель истории уо «Миорская госш №1» iconИспользование компьютерных информационных технологий в начальной школе. План выступления. Использование икт в учебном процессе. Иип «км-школа»
В письме Министерства образования России от 13. 08. 2002 г. №01- 51-088 ин предлагается «осуществить организацию образовательного...
Использование информационных технологий на уроках истории Ясинская Ольга Валерьевна, учитель истории уо «Миорская госш №1» iconИспользование информационных технологий как средство повышения эффективности подготовки учащихся к егэ по математике
Использование современных информационных технологий в образовании – это уже не новшество, а реальность сегодняшнего дня для всего...
Использование информационных технологий на уроках истории Ясинская Ольга Валерьевна, учитель истории уо «Миорская госш №1» iconОбразовательная программа по истории 5-11 кл.; утверждена министерством образования Российской Федерации
Проблема, над которой работает учитель: «Повышение интереса к изучению истории путём применения новых технологий.»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов