Электронное средство обучения в преподавании русского языка и литературы лариса Генриховна Лапковская, учитель русского языка и литературы уо «Миорская госш №3» icon

Электронное средство обучения в преподавании русского языка и литературы лариса Генриховна Лапковская, учитель русского языка и литературы уо «Миорская госш №3»



НазваниеЭлектронное средство обучения в преподавании русского языка и литературы лариса Генриховна Лапковская, учитель русского языка и литературы уо «Миорская госш №3»
Дата конвертации17.07.2012
Размер65.44 Kb.
ТипДокументы

ЭЛЕКТРОННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Лариса Генриховна Лапковская, учитель русского языка и литературы УО «Миорская ГОСШ №3»

Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся в освоении учебного материала, в обмене знаниями, идеями. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, к совместному решению общих и значимых для каждого участника общения задач. Традиционно межличностным общением считается общение «лицом к лицу». Использование интерактивных средств обучения позволяет придать этому понятию более широкий смысл. Овладев информационными технологиями, учитель может включить учащихся в особый учебный процесс, в котором школьник перестаёт быть только объектом учительского воздействия. Он становится субъектом нового коммуникативного взаимодействия с учителем и своими соучениками, которые в таком виде деятельности для него становятся настоящими коллегами.

Различные формы интерактивного обучения могут быть успешно реализованы как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Их использование приводит к достижению следующих результатов:

  1. На основе умения получать информацию из различных источников по технологии Интернет повышается познавательная активность;

  2. Развиваются навыки общения и взаимодействия в группе;

  3. Происходит становление активной позиции в учебной деятельности; появляется возможность создания собственных образовательных информационных ресурсов и т.д.

Важнейшим условием для осуществления на практике интерактивного обучения является личное участие учителя, его непосредственное включе- ние в различные формы обучения. Внедрение в практику работы учителя ИКТ открывает большие возможности для совершенствования образовательных методик, обмена опытом, творческого подхода к преподаванию. Основой для этого является накопление учебно-методических материалов в пространстве школы и использование ИКТ в работе не только с учениками, но и в общении с коллегами (электронная почта, форумы, чаты, Интернет-конференции и т.д.)

В чём же преимущества интерактивных средств обучения? Почему в современной школе мы всё чаще обращаемся к ним?

  1. Их использование делают занятия интереснее, они развивают и повышают мотивацию учения как такового;

  2. Используя их, мы освобождаем учащихся от необходимости записывать, т.к. появляется возможность сохранять, печатать, воспроизводить и т.д.

  3. В такую работу можно вовлекать учащихся младших классов и детей с ограниченными возможностями;

  4. Учащиеся могут понять более сложные идеи в результате эффективной и динамичной подачи материала. А значит, школьники становятся более уверенными в себе, они могут лучше развивать личные и социальные навыки.


У учащихся создаётся благоприятная эмоциональная обстановка, при обучении исчезает чувство беспомощности, формируется положительная мотивация к обучению.

Что же может предложить современная школа учителю, работающему с ИКТ? Прежде всего компьютер, мультимедийные установки, интерактивные доски, множительную технику и т.д. К сожалению, не каждая школа имеет полный арсенал этих средств обучения. Но это не значит, что отсутствие чего-либо из перечисленного не даёт возможности учителю идти в ногу со временем. В наше время компьютер есть в каждой школе, а он, главным образом, и является важнейшим окном в мир интерактивных технологий. Поэтому главная задача учителя сегодня – свободно владеть компьютером. Готовность педагога использовать компьютерные телекоммуникации не только в учебных, но и иных ситуациях – важнейший критерий квалификации учителя на современном этапе.

В своей работе я хочу рассказать, как возможно используя ЭСО подготовить старшеклассников к централизованному тестированию. Особенностью теста является то, что он охватывает весь материал предмета в целом. Во время обычного экзамена выявляются общие знания предмета, насколько ученик разбирается в его основах. Тест же имеет склонность к мало популярным вопросам, мелким деталям, на которые школьный учебник не обращает внимание. Чтобы правильно подготовиться к тесту, надо научиться обращать внимание на эти мелочи, развивать у ребёнка логику, интуицию. В работе с тестами ученики также должны уметь искать пробелы в своих знаниях. Для этого нужно постоянно решать тесты прошлых лет с последующим анализом допущенных ошибок. Это и поможет сосредоточиться на устранении слабых мест в знаниях. В настоящее время одной из популярных форм подготовки к ЦТ стала работа с репетитором. Но репетитор – это не панацея от всех проблем. На помощь старшеклассникам может прийти ИКТ. Работа с обучающими дисками, решение тестов в режиме он-лайн, системы дистанционного обучения, программы-тренажёры, электронные курсы и многое другое может быть использовано при подготовке к экзамену по русскому языку. Использование этих ресурсов, а также самостоятельная разработка и апробация дидактических материалов инструктивного характера – это уже наша реальность. Если в школе нет возможностей часто работать в компьютерном классе, на помощь придёт обычная множительная техника. Тесты, тренинги, инструкции, модули – всё это можно распечатать и использовать на уроке в качестве рабочего инструментария. И эта работа тоже будет интерактивной. Ведь работа с этими материалами будет способствовать выработке прочных умений и навыков, даст возможность самостоятельно углубляться в какие-то проблемы в сжатые сроки, интенсивно изучать предложенный материал и т.д. Тесты выполняют одновременно целый ряд функций: обучающую, развивающую, воспитывающую, диагностическую и контролирующую. Поэтому их можно использовать при изучении нового материала, при его закреплении, обобщении и итоговом контроле. Чтобы школьник свободно решал тесты, не испытывал на ЦТ робость перед этим видом работы, учитель должен приучить учащихся к тестам, научить их свободно ориентироваться в заданиях, а поэтому все виды тестовых заданий должны регулярно использоваться на уроках. При изучении нового материала тесты применяются для организации самостоятельной работы учащихся. Они основываются на знаниях, полученных на предыдущих уроках, и имеют поисковый, проблемный характер. При закреплении или проверке текущего материала используются тесты-минутки, рассчитанные на 10-12 минут урока, содержащие 5-10 вопросов. При итоговом контроле тестирование проводится довольно часто. Тогда тесты охватывают материал крупных блоков (определённую тему, раздел). Их выполнение рассчитано на целый урок. Тесты можно использовать и во фронтальной, и в групповой, и в индивидуальной работе. С их помощью значительно проще подобрать материал для каждого конкретного ученика. Тесты можно использовать и в качестве домашней работы. Можно предложить составить тестовые задания самостоятельно. Это научит школьников правильно формулировать вопросы, будет способствовать формированию умений обобщать и анализировать полученные знания, применять их на практике. Конечно, учителю легче работать с готовыми тестами. Но каждый может научиться их составлять самостоятельно. Существует специальная программа «Hot potatoes», которая поможет учителю правильно и грамотно это делать с помощью компьютера. Но вначале педагог должен разобраться с основными формами тестов, понять, какими они бывают. По своей форме все тесты делятся на закрытые, полуоткрытые, открытые и комбинированные. Закрытая форма предполагает выбор готового ответа путём отметки его каким-либо знаком. Например: автором Толкового словаря русского языка является:

А) Даль; б) Ожегов; в) Розенталь; г) Ушаков?

Открытая форма предполагает отсутствие готовых вариантов ответа. Их нужно предложить самостоятельно. Например: Причастие – это особая форма глагола, которая…

Задания полуоткрытой формы нацеливают на распределение готовых ответов к предложенным вопросам. Это наиболее сложные задания, поэтому на ЦТ они вынесены в часть В. Например: Определить синтаксическую функцию инфинитива и установить соответствие между столбцами таблицы:

А.Продолжить разговор с отцом 1. Подлежащее.

Иван не хотел. 2.Определение.

Б.Встречный ветер заставлял Нину 3. Сказуемое.

Придерживать шляпу. И т.д. 4. Дополнение.

Разрабатывая тесты самостоятельно, нужно учитывать существующие формы заданий, это придаст тестам структурную цельность, определённость и внешнюю организованность. Особое внимание нужно уделять содержанию заданий, учитывать, какие действия респондента эти задания подразумевают. Опираясь на собственный опыт, хочу отметить, что использование тестовых заданий только одной классификации явно недостаточно. Тем более что ЦТ предлагает нашим детям задания комбинированной формы. Поэтому все предлагаемые школьникам тесты должны быть разнообразны как по форме, так и по содержанию. В заключении хочу ещё раз отметить, что тесовые задания уже давно стали частью современного интерактивного обучения. Средства ЭСО всем своим многообразием форм и методов облегчают усвоение школьником научных дисциплин. Установка – достичь более высоких результатов в выполнении заданий побуждает к осознанию того, что нужно учиться самому, работать конструктивно, уметь дорожить временем, быстро решать учебно-познавательные задачи. Такая установка должна быть прежде всего у педагога, этому же мы должны учить и школьников, и в этом нам помогают информационные технологии.






Литература:

1.Скаковский В.Д. Вопросы формы, содержания и классификации тестовых заданий/В.Скаковский//Народное образование.-2008.-№9.- С.14-19.

2.Можар Е.Н. Стимулирование учебно-познавательной активности старшеклассников/Е.Можар//Народное образование.-2006.-№7.- С40-44.





Похожие:

Электронное средство обучения в преподавании русского языка и литературы лариса Генриховна Лапковская, учитель русского языка и литературы уо «Миорская госш №3» iconЭлектронное средство обучения в преподавании белорусского языка и литературы валентина Гордеевна Казак, учитель белорусского языка и литературы уо «Новопогостская госш-сад»
Гической деятельности – одно из условий успешного интеллектуального развития школьников, повышения качества обучения. Уже давно не...
Электронное средство обучения в преподавании русского языка и литературы лариса Генриховна Лапковская, учитель русского языка и литературы уо «Миорская госш №3» iconО преподавании немецкого языка в моу «сош г. Бирюча» Красногвардейского района в 2008-2009 учебном году
Учитель русского языка и литературы, немецкого языка по специальности «Филология»
Электронное средство обучения в преподавании русского языка и литературы лариса Генриховна Лапковская, учитель русского языка и литературы уо «Миорская госш №3» iconЛесина Ольга Ивановна учитель русского языка и литературы высшее учитель русского языка и литературы по специальности русский язык и литература
«Педагогика и методика нач образования» с доп специальностью «Русский язык и литература»
Электронное средство обучения в преподавании русского языка и литературы лариса Генриховна Лапковская, учитель русского языка и литературы уо «Миорская госш №3» iconИспользование эсо в современном образовании виктория Ольгердовна Гракович, учитель русского языка и литературы уо «Миорская госш №1»
Кошь, а средство передвижения. То же можно сказать и о компьютере: сегодня это уже не экзотическая, определяющая статус её обладателя...
Электронное средство обучения в преподавании русского языка и литературы лариса Генриховна Лапковская, учитель русского языка и литературы уо «Миорская госш №3» iconЕ. А. Демидова, учитель русского языка и литературы
Проектная деятельность как способ формирования творческих способностей на уроках русского языка
Электронное средство обучения в преподавании русского языка и литературы лариса Генриховна Лапковская, учитель русского языка и литературы уо «Миорская госш №3» iconПлан работы межшкольного методического объединения учителей русского языка и литературы моу «Средняя общеобразовательная школа г. Бирюча» на 2008 2009 учебный год
Методическая проблема: «Использование инновационных программ, методик, технологий в преподавании русского языка и литературы с целью...
Электронное средство обучения в преподавании русского языка и литературы лариса Генриховна Лапковская, учитель русского языка и литературы уо «Миорская госш №3» iconКурсы повышения квалификации учителей литературы и русского языка
Соловьев Николай Александрович, почетный работник образования, лауреат Премии Сороса, автор статей по методике преподавания литературы...
Электронное средство обучения в преподавании русского языка и литературы лариса Генриховна Лапковская, учитель русского языка и литературы уо «Миорская госш №3» iconКонгресс «Русская литература в формировании современной языковой личности»
Организаторами конгресса являются Министерство образования и науки рф, Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы...
Электронное средство обучения в преподавании русского языка и литературы лариса Генриховна Лапковская, учитель русского языка и литературы уо «Миорская госш №3» iconДоценко Валентина Ивановна
Нальчикского Государственного педагогического института работала учителем русского языка и литературы в с. Верхняя Жемтала Советского...
Электронное средство обучения в преподавании русского языка и литературы лариса Генриховна Лапковская, учитель русского языка и литературы уо «Миорская госш №3» iconПоздравляем Сунцеву Екатерину Александровну, учителя русского языка и литературы
Поздравляем Сунцеву Екатерину Александровну, учителя русского языка и литературы. Классного руководителя 7а класса, занявшую почетное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов