Использование электронных средств обучения в процессе преподавания химии icon

Использование электронных средств обучения в процессе преподавания химии



НазваниеИспользование электронных средств обучения в процессе преподавания химии
Дата конвертации17.07.2012
Размер63.77 Kb.
ТипДокументы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ

Татьяна Зигмундовна Коськевич, учитель химии УО " Миорская государственная общеобразовательная средняя школа № 3"


История развития человечества – это одновременно история развития сферы образования. Чему, как и кто будет учить подрастающее поколение, которое приходит на смену старшему? – этот вопрос неизменно волновал и продолжает волновать умы людей.

В истории развития образования ученые выделяют четыре ключевых этапа. Первый – учителя профессионалы заменили родителей; второй – в процессе обучения начали применять письмо и письменные тексты; третий – начали применяться учебные книги. Современный период развития образования характеризует процесс информатизации, в учебный процесс входят компьютерные средства.

Однако "Никакая дидактика и никакой учебник не могут заменить наставника: они только облегчают ему труд" К. Д. Ушинский. На мой взгляд, это высказывание великого русского педагога можно интерпретировать и в отношении компьютерных средств обучения, по крайней мере, на этапе школьного образования, когда маленький человек еще только учится учиться, когда цель работы педагога заключается в том, чтобы развить в ребенке способности развиваться самому, используя в процессе саморазвития разные средства, в том числе и современные компьютерные технологии.

Каким же образом компьютерные средства могут повысить эффективность работы учителя?

В настоящее время практически перед каждым учителем ежедневно в процессе подготовки к уроку возникает проблема, как повысить интерес школьников к своему предмету. Ведь ни для кого не секрет, что особенно в старших классах ребята стараются уделять внимание только тем предметам, которые они определили для себя как необходимые, т.е. подразумевается, что по этим предметам им предстоит тестирование. Снижение же активного интереса (подкрепленного не простым любопытством, а каждодневными занятиями по самообразованию в сфере этого предмета) у учеников старшеклассников по сравнению с семиклассниками наблюдается весьма значительное. Это подтверждается и данными опроса, проведенного среди учащихся 7-х, 10-х и 11-х классов. А ведь успешное изучение и качество знаний во многом определяется "живым" интересом ребенка к учебному предмету. (Рис.1).



Рис.1. Динамика изменения интереса к предмету по классам.

Кроме того, химия является одним из самых сложных школьных предметов, что тоже отражается в высказываниях детей и выявляется данными опроса. (Рис.2).



Рис.2. Оценка сложности предмета.

gif" align=left hspace=12> - самый сложный предмет; - предмет не вызывает затруднений

В связи с этим, при подготовке урока я ставлю перед собой следующие задачи:

- активизировать у учащихся, особенно у детей с гуманитарным мышлением и детей с низкой мотивацией интерес к предмету;

- найти такие приемы и методы, которые помогут облегчить процесс

понимания и усвоения сложных вопросов теории;

- глубже выявить закономерности процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности;

- индивидуализировать процесс обучения с учетом уровневой оценки достижений учащихся;

- создать условия для организации самоконтроля и самокоррекции и как следствие развития самостоятельности и адекватной самооценки;

- формировать основы информационной культуры будущего специалиста;

- собственный профессиональный рост и самообразование.

Вызвать детскую заинтересованность помогают мультимедийные презентации, разработанные с помощью программы Microsoft Power Point. Я применяю их и на уроках, и во внеклассной работе. Так, например, презентацию "Химия вокруг нас", выполненную в форме 20 - минутного фильма и подготовленную для "Недели химии", проводившейся в школе, сейчас я использую на первом уроке в 7-ом классе, для наглядной иллюстрации того факта, что химия имеет огромное значение во всех областях жизнедеятельности чело­века, является неотъемлемой частью мировой культуры. Некоторые слайды использую также в разных классах на этапе целеполагания и мотивации. Например, на уроке в 11-ом классе при изучении темы "Алюминий" (Рис.3).



Рис.3. Слайд из презентации "Химия вокруг нас": "Практическое применение алюминия"

Отдельные фрагменты презентации, подготовленной к конференции "Вода – удивительное вещество" использую на уроках по темам "Вода", "Растворы" (Рис.4.)



Рис.4. Фрагмент сценария конференции "Вода – удивительное вещество"

Использование презентаций во время изучения нового материала, обобщения и закрепления знаний позволяет организовать учебный процесс более интересно и динамично, сделать его более насыщенным и наглядным. Учащиеся также самостоятельно готовят презентации по отдельным темам, например: блок тем "Металлы", "Неметаллы", и др. Школьники представляют дополнительный материал по предмету, используя электронные справочники, интернет. На уроках мы оцениваем эти работы; главным критерием оценки является умение выбирать главное и интересные факты, имеющие отношение к жизнедеятельности человека. Отбираю самые лучшие презентации и использую их как наглядный материал. Из своего опыта наблюдаю, что данная форма работы развивает учебную мотивацию: даже ученики, которые считают, что химия для них "лишний" предмет сами проявляют инициативу и изъявляют желание готовить домашнее задание в такой форме, что особенно меня радует.

При обучении химии, наиболее естественным является использование компьютера, исходя из особенностей химии как науки. Особенность предмета состоит в том, что большое число объектов и явлений, изучаемых в курсе химии, происходит на уровне микромира, скрытого от непосредственного наблюдения, что затрудняет их понимание и восприятие. Учебные компьютерные модели позволяют визуализировать такие явления, предоставляя одновременно с этим возможность их многократного повторения. Поэтому изучение таких понятий как "строение атома", "пространственное строение молекул органических соединений", "химическая связь", "кристаллическая решетка", "механизм реакции полимеризации" и др. я организую с использованием обучающих компьютерных программ, т.к. виртуализация этих понятий и процессов с использованием анимации дает наглядное представление объектов и явлений микромира, тем самым способствует формированию у учащихся наглядно-образного мышления и более эффективному усвоению учебного материала. Демонстрацию этих моделей я осуществляю с помощью программ "1С: Репетитор. Химия", "Открытая химия", "Анимация моделей строения вещества и механизмов химических реакций". Кроме моделей, программа "1С: Репетитор. Химия" содержит видеоролики, демонстрирующие химические реакции. Такие видеоролики я использую в тех случаях, когда нет возможности по каким-либо причинам (отсутствие реактивов, повышенная опасность) осуществить данные опыты в реальных условиях.

Использование ЭСО на уроке, дает реальную возможность повысить уровень индивидуализации обучения и осуществлять дифференцированный подход с учетом способностей и запросов учащихся. Для этих целей я использую программу "Анимация моделей строения вещества и механизмов химических реакций" Достоинство этой программы заключается в том, что с ее помощью можно организовать самостоятельную работу ученика по изучению определенной темы или понятия с учетом индивидуального темпа его обучения. При этом учебная деятельность организуется в форме работы учащегося с теоретическим материалом и группами заданий – тестами. Выполняя задания предлагаемых программой тестов и получая, при необходимости, всю требующуюся для выполнения задания учебную информацию, ученик усваивает конкретный элемент знаний или отрабатывает конкретное умение. Программа позволяет осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и что особенно важно реализует принцип обратной связи. Однако с реализацией всех возможностей этой программы возникают определенные трудности, в первую очередь обусловленные недостатком компьютеров и уроков с их использованием.

Применение на уроке компьютерных тестов, подготовленных при помощи программы "Краб-тест" позволяет мне за короткое время оперативно проверить уровень усвоения изучаемого на уроке материала и своевременно его скорректировать. Для ученика же важно и интересно то, что он получает объективный результат сразу после выполнения теста (когда эта информация особенно актуальна) с указанием ошибок и правильных ответов. При этом у ребенка формируется адекватная самооценка, ведь с компьютером не поспоришь на предмет его необъективности.

Личностному саморазвитию в процессе обучения способствует использование интернет технологий, которые открывают принципиально новые возможности для познавательной и творческой самореализации всех субъектов образовательного процесса, в том числе и учителя, т.к. позволяют получить доступ к научной информации в области химии.

Таким образом, я думаю, что педагогическая целесообразность использования компьютера в учебном процессе определяется педагогическими целями, достижение которых возможно только с помощью компьютера, т.е. благодаря его техническим возможностям.

На каждом конкретном уроке могут быть использованы разные ЭСО, исходя из задач урока, при этом функции учителя и компьютера различны.

На основании своего опыта применения компьютерных технологий в обучении химии в школе я считаю, что для получения высокого обучающего эффекта важно их систематическое использование, как на стадии изучения материала, так и на стадии оперативного контроля за усвоением знаний, а для этого необходим широкий ассортимент педагогических программных средств, компьютерное обеспечение на высоком уровне и возможность регулярно заниматься в компьютерном классе.







Похожие:

Использование электронных средств обучения в процессе преподавания химии iconЭлектронные средства обучения в преподавании биологии и географии владислав Чеславович Кашкур, учитель биологии и географии уо «Миорская общеобразовательная средняя школа №3»
Зуется технология ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных...
Использование электронных средств обучения в процессе преподавания химии iconПоложение о медиатеке муниципального общеобразовательного учреждения «Калитинская средняя общеобразовательная школа»
Медиатека оу создана для оказания помощи учителям в деятельности по внедрению электронных средств обучения в образовательный процесс;...
Использование электронных средств обучения в процессе преподавания химии iconОтзыв о работе Турганбаевой Батес Ирмековны
За годы работы внедрила в свою практику преподавания такие нетрадиционные эффективные методы обучения как использование деловых игр...
Использование электронных средств обучения в процессе преподавания химии iconИнструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе
Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования...
Использование электронных средств обучения в процессе преподавания химии iconСписок электронных средств обучения, поступивших в отдел образования в 2010 году
Занятия по интересам. Развитие способностей учащихся на основе электронных дидактических игр. 2-4 классы
Использование электронных средств обучения в процессе преподавания химии iconПрограмма кружка «юный журналист»
Создание школьной газеты позволит обеспечить более эффективное использование современных технических средств обучения в образовательном...
Использование электронных средств обучения в процессе преподавания химии iconЦентр средств обучения перечн и учебного оборудования по химии для общеобразовательных учреждений россии москва, 1998
Разработано Центром средств обучения Института общего и среднего образования рао. Авторы-составители: Т. С. Назарова, В. Н. Лаврова,...
Использование электронных средств обучения в процессе преподавания химии iconИспользование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету физики Примечание
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету физики
Использование электронных средств обучения в процессе преподавания химии iconЛ. П. Богданова учитель иностранного языка мбоу сош №5 г. Нелидово Использование мультимедийных средств обучения на урок
Использование информационно-коммуникационных технологий (икт) на уроках немецкого языка
Использование электронных средств обучения в процессе преподавания химии iconИспользование электронных средств обучения в воспитательной работе елена Петровна Жабёнок, классный руководитель 9 «В» класса уо «Миорская госш №3»
Информационные технологии быстро вошли в нашу жизнь. Огромную роль они играют в воспитательной работе. Значимым воспитательным фактором...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов