Использование инфармационных технологий в учебном процессе на уроках географии людмила Миледьевна Заяц, учитель географии уо «Новопогостская госш-сад» icon

Использование инфармационных технологий в учебном процессе на уроках географии людмила Миледьевна Заяц, учитель географии уо «Новопогостская госш-сад»



НазваниеИспользование инфармационных технологий в учебном процессе на уроках географии людмила Миледьевна Заяц, учитель географии уо «Новопогостская госш-сад»
Дата конвертации17.07.2012
Размер102.44 Kb.
ТипУрок

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФАРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Людмила Миледьевна Заяц, учитель географии УО «Новопогостская ГОСШ-сад»

Сегодня информация играет решающую роль во многих проблемах, связанных не только с познавательной, но и технологической, творческой, политической, социальной деятельностью человека. Резкое возрастание роли и значения информации требует глубокой подготовленности всех членов современного общества к использованию средств информационной технологии в своей профессиональной деятельности, а значит, востребован выпускник школы, владеющий навыками работы с информацией. Нельзя забывать и о высоком потенциале информационных технологий в формировании и удовлетворении индивидуальных духовных потребностей учащихся, развитии их творческих способностей.

На наш взгляд, применение информационных технологий в учебном процессе способствует:

повышению качества обучения;

выработке общеучебных навыков рациональной организации учебного труда;

радикальному изменению учебного процесса, переориентированию его в сторону развития системного мышления;

эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;

развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуализации и дифференциации учебного процесса;

развитию самостоятельности учащихся;

развитию сложившейся методологии образования за счёт явных преимуществ новых информационных технологий, а именно: а) возможности наглядного и динамичного представления информации с использованием изображений и звука (текстовая, графическая, аудио- и видеоинформация, анимация); б) применения удаленного доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим привлечение научной и культурной информации;

непрерывности и преемственности компьютерного образования на всех уровнях обучения от дошкольного до послевузовского; непрерывность может быть обеспечена компьютерной поддержкой всех школьных дисциплин: от общеобразовательных до профильных.

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие: возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока; возможность сочетания разных программных средств; а также побуждающий аспект активизации деятельности учащихся. На наш взгляд, компьютер на урочных и внеурочных занятиях по общеобразовательным предметам, в том числе по русскому языку и литературе, выполняет различные функции: источника учебной информации; наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации; тренажёра; средства диагностики и контроля; текстового редактора.


Вместе с тем уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.

Вначале, хотелось бы отметить, что профессия учителя – одна из самых требовательных, не по отношению к учащимся, а по отношению к самому себе. Ведь, стремясь научить, преследуешь и другую цель: как преподнести это более интересно, оптимально, доступно, и, что не менее важно, стремишься показать необходимость приобретаемых знаний в жизни. И все эти факторы влекут за собой одно единственное мнение (причем, именно в этом, как ни странно, три слоя школьного общества – учащиеся, их родители, и сама школа, - сходятся в единогласном мнении): учитель просто обязан шагать в ногу со временем, и даже немного быть впереди, предвидя, что же будет дальше.

Поэтому, я думаю, каждый из нас осознает значимость такого пути развития, как освоение информационных технологий, освоение компьютера, и внедрение его в урочную и внеурочную деятельность. Поэтому за основу своей деятельности я взяла компьютерные технологии, которые в большей степени способствуют повышению эффективности процесса образования и воспитанию социально-активной личности.

Целью моей деятельности является формирование общеучебных умений и навыков на уроках географии с использованием компьютерных технологий.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- способствовать овладению учащимся прочными и глубокими знаниями;

- развивать познавательные процессы;

- содействовать творческому развитию каждого ученика;

- способствовать воспитанию социально - активной личности.

Эффективность образовательного процесса в информационном пространстве на уроках

географии можно проследить через различные виды деятельности ее участников:

- использование электронных учебников;

- учебные презентации;

- слайд – тестирование;

- компьютерные игры;

- компьютерные тесты.

По моему заданию и с моей помощью обучающиеся выполняют довольно сложные задания по оформлению исследовательских работ, составлению проспектов, презентации путешествия, слайд-проектов, биллютеней. Так во время общественного смотра знаний в 8-х классах обучаемые показали свои творческие работы по темам: «Африка», «Австралия», «Жизнь в тундре», «Демографические проблемы нашей местности» в виде слайд-проектов, презентаций. Сейчас в кабинете географии собран уже достаточно богатый информационный ресурс, который собрали обучаемые самостоятельно и оформили в виде презентаций.

Одним из видов работы – создание презентаций, которые позволяют решить следующие информационные задачи:

- формируются умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;

- формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ;

- формирование навыков работы в команде, умение сформулировать задачу и оперативно ее решить.

Эти работы успешно используются на различных этапах урока географии с помощью мультимедиапроектора в кабинете географии, когда нет возможности вести урок в компьютерном классе. В кабинете уже собрана значительная коллекция таких материалов на компакт-дисках, как для урочной работы, так и для внеклассной.

Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статистической в динамическую, т.к. появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Средствами приложения ЕхсеI, обучающиеся на уроке под моим руководством моделируют нефтяные, газовые мосты, направления грузопотоков, первые десятки стран – лидеров; визуально представляют результаты исследований в виде диаграмм и графиков. Работая с приложением Excel, обучающиеся на уроке сравнивают, делают выводы, умозаключения, составляют проекты.

Осознавая, что использование мультимедиа средств на уроке, не сможет решить все проблемы образования, (действенный инструмент в неумелых руках приoбретает обратные свойства, начинает мешать, отягощать и запутывать) я четко продумываю цель каждого урока, и какие средства для ее реализации будут более эффективны. В своей работе провожу уроки, полностью задействовав информационные возможности. Для чего освоила программы и совместно с учителем информатики научила этому своих учеников. На уроках используются программы Microsoft: Word; приложения Power Point; Excel; Adobe PhotoShop.

Создание презентации с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point по теме «Население » позволило повысить мотивационную деятельность на уроках по данной теме и изучить ее, как и ряд других тем виде блочных уроков Презентация, созданная с помощью данной программы, при необходимости может меняться, дополняться или переделываться.

Использование таких программ позволяет мне расширять кругозор обучаемых, активизировать их познавательную деятельность, получить как можно больше информации за меньшее время, а самое главное – уметь самостоятельно находить нужную информацию.

Для самоконтроля, оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников на уроках географии контролирующие программы.

Проверка знаний при компьютерном обучении проводится автоматически, что, во-первых, экономит время, а во-вторых, позволяет снять человеческий фактор при оценке работ, делая результат более объективным.

Использование информационных технологий на уроках географии позволили улучшить обработку изучаемого материала, сократить объем домашнего задания, уменьшив при этом учебную нагрузку на учащихся, способствуют развитию наглядно-образного мышления – все эти перечисленные факторы ведут к эффективности обучения.

^ ПРЕДЛАГАЮ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ТЕМЕ: «ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ ХОДА ТЕМПЕРАТУР В ЭЛЕКТРОННОЙ ТАБЛИЦЕ И ИХ АНАЛИЗ»

Цели урока:

Формирование умений работать с цифровыми данными в различной форме (табличной, графической) и использовать компьютер как техническое обеспечение информационного процесса.

Обучающая:

Отработка умений и навыков для выявления причин изменения годового хода температур воздуха, для разных городов, отработка умений и навыков по построению графиков ЭТ EXCEL.

Развивающая:

развитие умений учащихся составлять и анализировать графики хода температур;

развитие умений и навыков применения программы EXCEL на практике.

Воспитательная:

воспитание интереса к родному краю, умения работать в коллективе;

развитие эстетического вкуса, гармоничного цветового восприятия.

Тип урока: Обобщение и систематизация ЗУН.

Методы обучения: Беседа, устный опрос, практическая работа.

Оборудования: Физическая карта России, атласы, компьютеры (эт).

Ход урока:

Организационный момент.


Основная часть.

Учитель зачитывает отрывок.

В 1862 году, два англичанина, Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков.

Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков.

Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно.

Кончились облака, стало светло, показалось голубое небо и солнце. Облака казались сверху белым, волнистым полем, словно его покрывал снег. Через разрывы облаков кое-где можно было видеть землю – поля, леса, города, море.

Выше облаков было еще холоднее. На высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось. Но исследователи решили терпеть до последней возможности и не хотели опускаться. Напротив, они высыпали весь песок из корзинки, так что шар стремительно пошел вверх.

На высоте 8 км один из них почувствовал сильную слабость, он упал без памяти: воздуха стало недостаточно для дыхания.

А шар все поднимался.

Обоим смельчакам угрожала смерть. На высоте 11км было – 24 градуса мороза, а на земле в это время деревья, были покрыты зеленью и трава, пестрела цветами.

Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец. Его товарищ, едва дыша, собрал, наконец, последние силы и хотел поднять руки, чтобы взять шнурок от клапана, но они не действовали. Тогда он зубами схватил и потянул шнурок. Клапан открылся – и шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю.

Учитель.

  1. Почему на такой большой высоте низкие температуры воздуха?

  2. Почему на высоте людям, находящимся на воздушном шаре, трудно было дышать?

  3. На сколько изменяется температура воздуха и давления с высотой?

Вывод: Значит не только на поверхности суши, но и в горах происходят изменения температуры.

Учитель.

  1. Какие изменения с температурой происходят на суше?

  2. Почему разные температуры в разных частях Земли? От чего это зависит?

  3. А как в течение суток меняются температуры воздуха и почему?

  4. Как меняется температура в течение года и почему?

  5. Что такое амплитуда температур? Как ее найти?

  6. Как найти среднегодовую температуру воздуха?

Вывод: Температура воздуха на поверхности Земли от угла падения солнечных лучей.

Учитель.

Найдем на физической карте город Каир и город Минск. Найдем географические координаты названых городов. В место, где на карте находится город, ставлю флажки.

Учитель.

  1. Ребята, сколько времени вы потратили на прошлом уроке строя график?

  2. Почему графическая форма результатов в данном случае предпочтительней?

  3. Почему на этом уроке мы с вами используем программу ЕХСЕL?

Вывод: Программа EXCEL, позволяет сэкономить время и представить табличные результаты в графической форме.

Учитель.

Сегодня на практической работе, которую вы выполните на компьютере, вам предстоит ответить на вопрос:

Совпадут ли графики хода температур воздуха для разных городов? Объяснить почему? Сделать вывод.

Учитель.

Работаем в парах. Выбираем пару в ходе игры. На карточках записаны слова близкие по смыслу (барометр – анероид, лава – извержение, исток – река, цунами – океан и т.д.), карточки раздаются детям в разброс, а дети сами находят свою пару.

Учитель.

Давайте познакомимся с ходом практической работы «Построение графиков». У каждого учащегося на столе алгоритм выполнения практической работы. В ПК хранится файл с готовой таблицей к заполнению, содержащей свободные ячейки для занесения формул, используемых при расчете амплитуды и средней температуры. Далее алгоритм обсуждается, и учащиеся выполняют построение графиков функций на компьютере.

3.Практическая работа.

Тема: «Построение графиков изменения температур»

Цель:

Обработка умений и навыков построения графиков с помощью мастера диаграмм в EXCEL

2.Использование графиков при анализе и сравнении.

Ход работы

1.Откройте папку Мои документы, найдите файл Практ _ работа_ 6кл.

2.Внесите значения температур г. Каир и г. Минск в таблицу.

3.Постройте с помощью Мастера диаграмм график для значений диапазона А4:М6 (название графику и осям дайте самостоятельно).

Увеличить построенный график.

Ввести в ячейку В29 формулу для расчета амплитуды температуры г. Каир.

Ввести в ячейку В30 формулу для расчета амплитуды температуры г. Минск.

Ввести в ячейку В31 формулу для расчета средней годовой температуры г. Каир.

Ввести в ячейку В32 формулу для расчета средней годовой температуры г. Минск.

Сравнить (устно) полученные результаты.

Сохранить работу под именем ПР1 _ гео _ (фамилия).

4.Заключительная часть урока.

Учитель.

Совпадут ли у вас графики хода температур для города Каир и Минск? Почему?

В каком городе более низкие температуры воздуха? Почему?

Вывод: Чем больше угол падения солнечных лучей и чем ближе город расположен к экватору, тем выше температуры воздуха. Это мы видим по городу Каир. Город Минск расположен дальше от экватора, поэтому угол падения солнечных лучей здесь меньше и соответственно ниже температуры воздуха.

К концу урока учитель подводит итоги, дает задание на дом.





Похожие:

Использование инфармационных технологий в учебном процессе на уроках географии людмила Миледьевна Заяц, учитель географии уо «Новопогостская госш-сад» iconИспользование электронных средств обучения на уроках изобразительного искусства людвига Николаевна Марат, директор, учитель изобразительного искусства уо «Новопогостская госш сад»
Людвига Николаевна Марат, директор, учитель изобразительного искусства уо «Новопогостская госш сад»
Использование инфармационных технологий в учебном процессе на уроках географии людмила Миледьевна Заяц, учитель географии уо «Новопогостская госш-сад» iconВласенко Ольга Александровна Учитель географии моу сош №2
Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий (икт) в учебном процессе является актуальной проблемой современного...
Использование инфармационных технологий в учебном процессе на уроках географии людмила Миледьевна Заяц, учитель географии уо «Новопогостская госш-сад» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Пролетарская средняя общеобразовательная школа №2» Учитель географии: Федутенко Т. А
Использование информационных технологий – это необходимое условие современной системы образования. Проблема заключается в эффективном...
Использование инфармационных технологий в учебном процессе на уроках географии людмила Миледьевна Заяц, учитель географии уо «Новопогостская госш-сад» iconИспользование икт в учебно-воспитательном процессе в начальных классах елена Владимировна Белевич, учитель начальных классов уо «Дисненская госш-сад»
Использование информационных технологий в общеобразовательной школе изменяет роль учителя и обучаемого и их взаимоотношения. Учитель...
Использование инфармационных технологий в учебном процессе на уроках географии людмила Миледьевна Заяц, учитель географии уо «Новопогостская госш-сад» iconЭлектронные средства обучения в преподавании биологии и географии владислав Чеславович Кашкур, учитель биологии и географии уо «Миорская общеобразовательная средняя школа №3»
Зуется технология ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных...
Использование инфармационных технологий в учебном процессе на уроках географии людмила Миледьевна Заяц, учитель географии уо «Новопогостская госш-сад» iconИспользование информационных технологий на уроках истории Ясинская Ольга Валерьевна, учитель истории уо «Миорская госш №1»
Использование компьютерных технологий дает возможность самому учителю развиваться творчески и в ногу со временем, подталкивает к...
Использование инфармационных технологий в учебном процессе на уроках географии людмила Миледьевна Заяц, учитель географии уо «Новопогостская госш-сад» iconЭлектронное средство обучения в начальном образовании раиса Николаевна Гайбович, учитель начальных классов уо «Новопогостская госш-сад»
В учебном процессе начальной школы компьютер используется редко, бессистемно. И главной причиной этого, на мой взгляд, является:...
Использование инфармационных технологий в учебном процессе на уроках географии людмила Миледьевна Заяц, учитель географии уо «Новопогостская госш-сад» iconИспользование возможностей информационных технологий при создании практико-ориентированных проектов по географии
Изменения в преподавании географии, особенно в старших классах, требуют переосмысления не только содержания материала, но и методики...
Использование инфармационных технологий в учебном процессе на уроках географии людмила Миледьевна Заяц, учитель географии уо «Новопогостская госш-сад» iconИспользование информационных технологий на уроках истории и обществоведения самсанович Наталия Викторовна, учитель истории и обществоведения уо «Перебродская госш-сад»
В начале XXI в человечество вошло в новую стадию своего развития: учение и политики, предприниматели и педагоги все чаще говорят...
Использование инфармационных технологий в учебном процессе на уроках географии людмила Миледьевна Заяц, учитель географии уо «Новопогостская госш-сад» iconПрезентация «Использование электронных учебных пособий на уроках географии»
За 2005-2006 учебный год мной совместно с учителем информатики нашей школы Муравьевой М. Е, разработано несколько уроков по географии...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов