Роль эсо в развитии познавательных интересов учащихся начальных классов творческая группа учителей начальных классов уо «Турковская госш» icon

Роль эсо в развитии познавательных интересов учащихся начальных классов творческая группа учителей начальных классов уо «Турковская госш»



НазваниеРоль эсо в развитии познавательных интересов учащихся начальных классов творческая группа учителей начальных классов уо «Турковская госш»
Дата конвертации17.07.2012
Размер74.87 Kb.
ТипДокументы

РОЛЬ ЭСО В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ



Творческая группа учителей начальных классов УО «Турковская ГОСШ»


Все мы сейчас живем в сложное время, сложное в социальном, психологическом, моральном плане. Школа - часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Надо обладать определёнными умениями и навыками, чтобы оптимально планировать свою деятельность и находить информацию, необходимую для решения поставленных задач. В этом плане очень важна роль использования информационных технологий в начальных классах. Использование ЭСО способствует повышению мотивации учебной деятельности школьников, сказывается на формировании у них общеучебных навыков и качеств характера, необходимых для успешного усвоения знаний. При этом крайне важно научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности много информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в первую очередь компьютерных. Мы считаем, что использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Роль использования компьютера в начальной школе многообразна:

- усиление мотивации учения;

компьютер помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения;

- развитие индивидуальных особенностей – персональная работа ребёнка за компьютером создаёт условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой;

- расширение возможностей получаемой учебной информации – информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены, как следствие, осуществляется познавательное развитие ребенка.

Наиболее эффективный способ взаимодействия учителя с учеником – сотрудничество, которое ярко проявляется на уроках с использованием информационных технологий. Учитель направляет работу ребенка в нужное русло, выступая в роли консультанта, научного руководителя поисковой исследовательской деятельности. Основная цель уроков с использованием информационных технологий – научить ребенка самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютеров.

С использованием компьютерных технологий учителями нашей школы проведены открытые уроки для МО учителей начальных классов района (Станкевич З.В. - урок-презентация «Осень в произведениях белорусских писателей», Врублевская Т.Н. - по теме «Грибы. Правила сбора грибов», Олесько Н.Г. - «Виды и жанры изобразительного искусства» с использованием тестов.
)

При построении уроков мы ставили следующие задачи:

- показать возможности использования компьютера как инструмента для практической деятельности;

- научить использовать компьютер на практике только в тех случаях, когда это эффективно;

- формировать пооперационный стиль мышления;

- научить формализовать задачу, выделять в ней логически самостоятельные части;

- формировать конструкторские и исследовательские навыки активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер.

Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Остановимся подробнее на возможностях применения компьютера в начальной школе.

Достаточно эффективным методом обучения, реализация которого целесообразна с использованием ЭСО , в школе является дидактическая игра. Существует несколько важных особенностей, которые необходимо учитывать при использовании метода игр в обучении школьников с использованием ЭСО. В практике работы наших учителей используются следующие ЭСО, позволяющие использовать компьютер для развивающих игр разной направленности. «Баба Яга учится читать», «Арт-студия», «Развивающие игры и упражнения» помогают формировать и отрабатывать у учащихся навыки контроля и самоконтроля. »Башня знаний», »Алик. Занимательная математика», построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению школьников с разным уровнем знаний.
При организации игры на уроке с использованием средств ИКТ важно продумать, в каком темпе она будет проводиться. Игра должна быть динамичной, поэтому недопустимы пространные объяснения и обилие замечаний дисциплинарного порядка. Необходимо хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, четко представлять их цель, соблюдать определенный темп, представляя школьникам относительно большую самостоятельность.

 Дидактические игры, проводимые с использованием средств ИКТ, могут решать разные учебные задачи.     Через игру учащийся познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Наглядность, преподнесенная в игровой форме, способствует конкретизации изучаемого материала. Применяемый на уроках игровой прием должен находиться в тесной связи с используемыми средствами ИКТ, с темой урока, с его задачами, а не носить исключительно развлекательный характер.
     Игра стимулирует формирование, наряду с партнерскими отношениями, чувства внутренней свободы, ощущения дружеской поддержки и возможности оказания в случае необходимость помощи своему партнеру, что способствует сближению участников, углубляет их взаимоотношения.
Игра позволяет смягчить проявление авторитарной позиции педагога, уравнивает в правах всех участников. Это очень важно для получения социального опыта, в том числе взаимоотношений с взрослыми людьми. Наличие определенных игровых ограничений развивает способности играющего к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли. В игре ребенок сталкивается с целым набором различных правил, которые ему необходимо понять, сознательно принять, а в дальнейшем, несмотря на трудности, моделируемые в ходе игры, неукоснительно выполнять. У школьника, начиная с младшей школы, четко обозначен игровой дефицит - при желании играть, ребенок не находит возможности для удовлетворения этого стремления на уроках. Поэтому, давая школьнику возможность участвовать в серии ролевых и деловых игр, учитель активизирует его, изменяет мотивацию ребенка на личностно значимую.
Обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Перед учителем стоит ответственная задача - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком.

Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.

Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

В нашем учреждении образования на уроках в основном используются следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера: презентация, информационно-обучающие программы, тесты.

В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффектные опыты и превращения, подборка электронных географических или исторических карт, портретов, цитат. На экране могут также демонстрироваться определения, которые ребята записывают в тетрадях, тогда как учитель, не тратя время на повторение, имеет возможность дать более детальные сведения, расширенные знания. Интересны и те уроки, которые создаются при помощи определения, иллюстрации, вопросов-ассоциаций.

На наш взгляд, применение компьютерных презентаций, с одной стороны, наполняет новым содержанием методику преподавания, так как предлагает новые варианты решения педагогических задач и новые формы организации учебного процесса. С другой стороны, методически верно построенное включение КП в процесс обучения разнообразит деятельность школьников, повышает эффективность уроков, вызывает у ребят удовлетворение от самой работы на уроке, усиливает мотивацию учения и эффективность восприятия учебной информации. Кроме того, использование в КП средств и объектов мультимедиа способствует формированию научного мировоззрения учащихся. Таким образом, применение компьютера в обучении школьников начальных классов представляется целесообразным.

Специфика преподавания в начальных классах предполагает многовариантное использование дидактических приемов и методов обучения в рамках одного урока. Работа ученика начальной школы по санитарным нормам не может продолжаться более 10-15 минут. Наиболее удобно использовать компьютер во время фронтального опроса, устного счета, словарной работы, закрепления ранее пройденного материала. Это позволит, не нарушая традиционного хода урока, решить определённые проблемы.

Основные требования к компьютерным обучающим системам, которые позволили бы эффективно применять компьютер в начальной школе:

во-первых, необходимо, чтобы выдерживалась структура каждого тематического раздела, характерная для урока в начальных классах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения.

во-вторых, учитывая приоритетную роль учителя на уроке, не следует перегружать объяснительную часть информацией. Целесообразно придать ей справочную роль. Использовать этот раздел для изучения нового материала можно в малокомплектных школах, а также в случае пропуска уроков учеником.

в-третьих, компьютерные обучающие системы должны включать наиболее важные, ключевые аспекты изучаемых тем.

в-четвертых, при отборе учебного материала необходимо соблюдение основных дидактических принципов: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.

в-пятых, средства управления компьютерной обучающей системой должны быть максимально простыми и не отвлекать ученика от выполнения заданий.

Применение компьютерных обучающих систем в начальной школе представляется перспективным, а предполагаемая эффективность их использования достаточно высокой. Навыки по поиску, систематизации, анализу информации могут в дальнейшем помочь учащимся школы самоутвердиться в жизни (повышать свою квалификацию, самостоятельно добывая знания; переквалифицироваться и т.п.). Использование информационно-коммуникативных технологий на школьных занятиях по различным предметам станет одним из шагов в направлении информатизации системы образования Республики Беларусь, что в настоящее время отвечает социальному заказу общества.

Творческая группа учителей
начальных классов УО «Турковская ГОСШ»






Похожие:

Роль эсо в развитии познавательных интересов учащихся начальных классов творческая группа учителей начальных классов уо «Турковская госш» iconАннотированный список ресурсов Интернет по теме «Роль художественной литературы в развитии речи учащихся начальных классов»
В этом материале изложена работа для учителя начальных классов и логопедов, где учитель работает над содержанием и выразительностью...
Роль эсо в развитии познавательных интересов учащихся начальных классов творческая группа учителей начальных классов уо «Турковская госш» iconУчителей начальных классов
Критерии оценки профессиональной деятельности учителей начальных классов моу «сош №13»
Роль эсо в развитии познавательных интересов учащихся начальных классов творческая группа учителей начальных классов уо «Турковская госш» iconДеятельность школьного мо начальных классов
В мо учителей начальных классов входят 7 учителей: Ковалёва С. В., Кулиш И. В., Мартиди Л. А., Матушкина Т. Р., Сивоволова Л. И.,...
Роль эсо в развитии познавательных интересов учащихся начальных классов творческая группа учителей начальных классов уо «Турковская госш» iconТема «Развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся начальных классов» (1 слайд)
Недостаточное умение выпускников начальных классов мыслить глубоко, образно, создавать творческие работы
Роль эсо в развитии познавательных интересов учащихся начальных классов творческая группа учителей начальных классов уо «Турковская госш» iconЕдиные требования к устной и письменной речи учащихся начальных классов, к проведению письменных работ и проверке тетрадей. Методическое письмо
Методическое письмо предназначено для методистов и инспекторов отделов образования, заместителей директоров школ по учебно-методической...
Роль эсо в развитии познавательных интересов учащихся начальных классов творческая группа учителей начальных классов уо «Турковская госш» iconОтчёт о проведённой предметной недели начальных классов
С 14 марта по 19 марта 20011 года в мбоу сош №13 проходила предметная неделя начальных классов. Целью данной недели являлось привитие...
Роль эсо в развитии познавательных интересов учащихся начальных классов творческая группа учителей начальных классов уо «Турковская госш» iconИспользование икт в учебно-воспитательном процессе в начальных классах елена Владимировна Белевич, учитель начальных классов уо «Дисненская госш-сад»
Использование информационных технологий в общеобразовательной школе изменяет роль учителя и обучаемого и их взаимоотношения. Учитель...
Роль эсо в развитии познавательных интересов учащихся начальных классов творческая группа учителей начальных классов уо «Турковская госш» iconПриказ №153 о проведении районного конкурса педагогического мастерства учителей начальных классов «Методический калейдоскоп»
«Новая формация» на 2010-2012гг., в целях повышения профессионального мастерства учителей начальных классов, обновления содержания...
Роль эсо в развитии познавательных интересов учащихся начальных классов творческая группа учителей начальных классов уо «Турковская госш» iconВыступление на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов
Воей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью...
Роль эсо в развитии познавательных интересов учащихся начальных классов творческая группа учителей начальных классов уо «Турковская госш» iconДолжностная инструкция учителя начальных классов Учитель начальных классов должен знать
Конституцию рф, законы рф, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов