Информационные технологии в работе педагога-психолога мария Николаевна Дембицкая, педагог-психолог уо «Миорская госш №1» icon

Информационные технологии в работе педагога-психолога мария Николаевна Дембицкая, педагог-психолог уо «Миорская госш №1»



НазваниеИнформационные технологии в работе педагога-психолога мария Николаевна Дембицкая, педагог-психолог уо «Миорская госш №1»
Дата конвертации17.07.2012
Размер53.3 Kb.
ТипДокументы



ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА


Мария Николаевна Дембицкая, педагог-психолог

УО «Миорская ГОСШ №1»

Активное внедрение информационных технологий в жизнь общества вызвало необходимость в создании современных образовательных технологий, которые имеют огромное значение в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Их применение позволяет повысить эффективность обучения и оптимизировать учебно-воспитательный процесс.

Информационные технологии активно применяются во многих направлениях деятельности школьного психолога: в психодиагностике, при организации психологического просвещения и психопрофилактики, а также в психокоррекционном направлении.



Рис. 1. Информационные технологии в работе педагога-психолога.

Одним из широко представленных направлений в практической деятельности педагога-психолога является компьютерная психодиагностика. В данном случае нами активно используются компьютерные диски и программы «Энциклопедия психолога. Диск 1. Компьютерная диагностика», «Психологическое тестирование личности», «Психологическое тестирование детей и подростков», которые позволяют адекватно изучать различные сферы личности (интеллектуально-когнитивную, мотивационно-личностную, сферу межличностных отношений). В перечисленных программах в достаточном объеме представлен различный психодиагностический инструментарий:

  • исследование интеллектуально-когнитивной сферы: тест Амтхауэра, методика «Матрицы Равена», «КОТ» и др.;

  • исследование мотивационно-личностной сферы: методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л.Ханина, методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т.Элерса, методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса, тест Айзенка, тест Кэттела, диагностика агрессивности (Опросник Басса-Дарки) и др.;

  • исследование сферы межличностных отношений: тест Т.Лири, методика «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации К. Томаса» и др.

Особого внимания заслуживает вопрос использования информационных технологий в профориентационной работе психолога. Широко представлен диагностический инструментарий, позволяющий адекватно изучать такие сферы личности старшеклассников как: профессиональная направленность, профессиональное самосознание, профессиональные интересы и склонности. Примером применяемого инструментария служат такие наиболее часто используемые методики, как тест направленности личности, методика ДДО Е. Климова, «Карта интересов – 174», методика Г. Айзенка, методика диагностики профессиональных склонностей Л.А. Йовайши, активизирующая профориентационная методика и др.


Электронная система тестирования делает психодиагностическую работу психолога более продуктивной. Преимущества компьютерной диагностики в том, что:

  1. появляется возможность проводить тестирование сразу нескольких учащихся как по одному общему, так и по разным тестам;

  2. не требуется персонального участия или присутствия рядом с учащимся. Большинство тестов являются автоматическими. Ученик самостоятельно читает инструкцию, затем начинается тестирование; после чтения каждого вопроса школьник нажимает на клавишу ответа, тем самым переходя к следующему вопросу. А для самых маленьких разработаны специальные программы со звуковым сопровождением, то есть ребенок сначала слушает звуковую инструкцию, а затем выполняет какое-либо действие.

  3. обработка теста осуществляется автоматически, что сокращает время на интерпретацию результатов исследования, при этом больше времени остается на наблюдение за учащимися, а также индивидуальные беседы и консультации.

  4. результаты можно посмотреть и обсудить сразу после завершения тестирования.

Таким образом, за небольшой промежуток времени школьный психолог может не только исследовать способности учащихся, но и провести консультационную работу, обсудить результаты тестирования, предлагая свои рекомендации и советы.

К психодиагностике тесно примыкают такие виды работы школьного психолога, как психологическое просвещение и консультирование учителей, учащихся и родителей. При реализации таких направлений в деятельности педагога-психолога активно разрабатываются и применяются обширные по тематике мультимедийные презентации. Сферы применения презентаций достаточно разнообразны, среди них можно отметить и педагогический клуб, лекторий для родителей, психолого-педагогические семинары, психологические бюллетени; а также мультимедийные презентации применяются при организации консультаций психолога для родителей, педагогов и учащихся. С помощью ряда видеослайдов слушатели смогут не только получить нужную информацию, но и увидеть важный сюжет, просмотреть интересные фотографии, ознакомиться с мнениями, рекомендациями.

Примером выше перечисленного могут служить следующие презентации:

  • для учащихся: «В мире профессий», «Я хочу. Я могу. Надо», «Самые популярные профессии сегодня», Твои права», «Гнев – это нормально! Как справиться с негативными эмоциями в стрессовых ситуациях?», «Эффективная подготовка к экзаменам» и др.;

  • для педагогов: «Готовность к самоопределению», «Методики диагностики итехнологии работы с одарёнными детьми», Развитие внутренней мотивации», «Креативный потенциал воспитанника» и др.;

  • для родителей: «Как говорить с детьми», «Как слушать детей», «Страхи — это серьёзно», «Подготовка к взрослости» и др.

В рамках психологического просвещения старшеклассников по профориентации по профориентации нами используется интерактивная система информирования о профессиях и возможностях профессиональной подготовки «МОЯ ПРОФЕССИЯ». Данная программа даёт возможность ознакомления с профессиями и условиями профессиональной подготовки с учетом имеющегося образования, уровня квалификации, условий труда, уровня оплаты труда, предполагаемого уровня общения в работе, возрастного уровня и специфики труда.

Широкое применение компьютерные технологии получили в коррекционно-развивающей работе школьного психолога. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.

Наиболее простым и доступным видом коррекции и развития способностей детей, чаще всего познавательных, являются развивающие компьютерные игры. Большинство таких игр существует под общими названиями, например логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр., например, «Шахматы», «Нумерология», «Фишки», «АВС-конструктор» и др. В частности, развивающая игра «АВС-конструктор» служит для тренировки творческих и конструкторских способностей, а также развивает чувство цветовой гармонии. Кроме того, ряд игр можно применять при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.).

В коррекционно-развивающей работе чаще всего используются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с ребенком. В этом компьютерные игры подобны книжно-картонным материалам, но имеют перед ними преимущества: лучшую графику, интерактивность и подвижность персонажей компьютерных игр. Различные эпизоды ролевых игр и стратегий содержат в себе или позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия.

Немаловажное значение имеет в деятельности психолога психорелаксационное направление. Так, в практической деятельности психолога активно используются соответствующие программы в рамках релаксационной терапии: например, «Автоматический улучшатель настроения», «Пространство любви», ролики по технике работы с песком и др.

Таким образом, нами представлена система применения информационных технологий и использования информационного пространства в русле деятельности школьного психолога на данном этапе информатизации образовательной сферы.







Похожие:

Информационные технологии в работе педагога-психолога мария Николаевна Дембицкая, педагог-психолог уо «Миорская госш №1» iconИспользование электронных средств обучения в воспитательной работе елена Петровна Жабёнок, классный руководитель 9 «В» класса уо «Миорская госш №3»
Информационные технологии быстро вошли в нашу жизнь. Огромную роль они играют в воспитательной работе. Значимым воспитательным фактором...
Информационные технологии в работе педагога-психолога мария Николаевна Дембицкая, педагог-психолог уо «Миорская госш №1» iconИспользование электронных средств обучения при проведении уроков по русскому языку людмила Николаевна Сивицкая, заместитель директора по учебно-воспитательной работе уо «Цветинская госш-сад»
Людмила Николаевна Сивицкая, заместитель директора по учебно-воспитательной работе уо «Цветинская госш-сад»
Информационные технологии в работе педагога-психолога мария Николаевна Дембицкая, педагог-психолог уо «Миорская госш №1» iconГалина Александровна Урбанович, учитель английского языка уо «Миорская госш №3» Необходимость интеллектуализации и повышения качества процесса преподавания иностранного языка является неотъемлемым требованием к современному урок
Процесс интеллектуального развития учащихся на уроке иностранного языка можно и должно стимулировать путём активизации познавательной...
Информационные технологии в работе педагога-психолога мария Николаевна Дембицкая, педагог-психолог уо «Миорская госш №1» iconПрограмма утверждена на утверждаю заседании педагогического совета Директор школы: Е. Потетюрина протокол №1 от 31 августа 2011 г. Программа развития Сроки реализации
В настоящее время в школе работает 73 педагога, из них 2 старшие вожатые, 1 социальный педагог, 1 педагог- психолог, 2 учителя- логопеда,...
Информационные технологии в работе педагога-психолога мария Николаевна Дембицкая, педагог-психолог уо «Миорская госш №1» iconДокументы
1. /Рекомендации по аттестации педагогов-психологов ДОУ/Компьютерная презентация психолого-педагогической...
Информационные технологии в работе педагога-психолога мария Николаевна Дембицкая, педагог-психолог уо «Миорская госш №1» iconОбластная конференция школьников «Информационные технологии настоящего и будущего»
Приглашаем Вас принять участие в работе Областной конференции школьников «Информационные технологии настоящего и будущего», которая...
Информационные технологии в работе педагога-психолога мария Николаевна Дембицкая, педагог-психолог уо «Миорская госш №1» iconАналитическая справка о работе педагога – психолога моу гимназии №3 Г. Пролетарска ростовской области за 2009-2010 учебный год
В течение 2009-2010 учебного года вся работа педагога-психолога гимназии была направлена на здоровьесберегающую деятельность, находящую...
Информационные технологии в работе педагога-психолога мария Николаевна Дембицкая, педагог-психолог уо «Миорская госш №1» iconЭлектронные средства обучения в специальном образовании Жанна Николаевна Почопко, учитель географии уо«Миорская госш №1»
«практическими умениями и навыками чтения карт, проведения измерительных работ на местности, наблюдения погоды, которые способствуют...
Информационные технологии в работе педагога-психолога мария Николаевна Дембицкая, педагог-психолог уо «Миорская госш №1» iconИнструктивное письмо 09. 09. 2003 №2-30-20
Формы учета деятельности и отчетности педагога-психолога образовательного учреждения являются основой для контроля и оценки деятельности...
Информационные технологии в работе педагога-психолога мария Николаевна Дембицкая, педагог-психолог уо «Миорская госш №1» iconДолжностная инструкция педагога-психолога моу сош №7
На должность педагога-психолога принимается лицо, имеющее среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов