Цели занятий icon

Цели занятий



НазваниеЦели занятий
Дата конвертации17.07.2012
Размер338.77 Kb.
ТипДокументы

14




Если ваш ребенок умеет ходить и уверенно чувствует себя, стоя на вяз­кой поверхности, значит, он может учиться прыгать. Сначала он будет делать ногами пружинистые движения (приседать, сгибая ноги в коле­нях, и снова распрямлять их). Это упражнение еще называют «пружин­кой». Заниматься нужно на пружинящей поверхности (такой, как кро­вать или батут). Когда ребенок поймет, как выполнять такие движения, он начнет отталкиваться от пола пальцами ног в попытке приподняться вверх. Для того чтобы оторваться от земли, ему потребуется соответству­ющая сила мышц.

^ Цели занятий:

  1. научиться делать один прыжок на месте (на полу);

  2. научиться спрыгивать с нижней ступеньки лестницы, отталкиваясь и приземляясь обеими ногами.

Если эти цели достигнуты, значит, ребенок научился прыгать в двух направлениях: в вертикальном (вверх) и горизонтальном (вперед). Занятия прыжками принесут ребенку существенную пользу:

  1. Они помогут ему укрепить икроножные мышцы, которые у детей с синдромом Дауна, как правило, слабые. Для того чтобы ребенок смог стоять на цыпочках, эти мышцы должны быть сильными. Улучшатся так­же навыки ходьбы и бега, так как он научится лучше отталкиваться но­сочками.

  2. Прыжки научат его переносить вес тела на внешние стороны ступ­ней. Для прыжка ему нужно поставить ноги близко друг к другу — так, чтобы носочки при этом были направлены вперед. Ему нужно также привстать на цыпочки, а в этом положении внутренние стороны стопы образуют небольшую арку. При отработке таких движений ребенок при­выкнет к более правильному положению стоп, в то время как он стоит или при ходьбе.

  3. Отрабатывая «пружинку», ребенок пользуется комбинацией дви­жений, состоящей из сгибания и разгибания ног в тазобедренных и ко­ленных суставах. Раньше доминирующим движением ног было разгиба­ние. Занятия помогут ребенку в дальнейшем сбалансировать эти движения. Это, в свою очередь, лучше развивает такие умения, как подъем и спуск по наклонной поверхности и лестнице, подъем на порожек и схождение с него, а также езда на трехколесном велосипеде.

Чтобы научиться прыгать, требуется время. В среднем, ребенок с синдромом Дауна может научиться ходить в 2 года, а прыгать — в 4 (в приложении вы найдете информацию о том, каков средний возраст овладения теми или иными двигательными навыками и каким может быть разброс).


^ Шаги, из которых состоит процесс овладения умением прыгать

Для достижения цели этой части занятий ребенку нужно отработать следующие шаги:

  1. стоя на пружинящей поверхности и держась руками за предмет ме­бели, выполняет пружинистые движения на всей ступне со сгибанием ног в тазобедренных и коленных суставах;

  2. выполняет пружинистые движения, подобные описанным выше, только не на всей ступне, а на носочках;

  3. прыгает на пружинящей поверхности и отрывает от нее ноги, дер­жась руками за предмет мебели и не держась ни за что;

  4. прыгает на полу и отрывает от него ноги, держась руками за пред­мет мебели и не держась ни за что.

  5. спрыгивает обеими ногами со ступеньки высотой 10-20 см с под­держкой за руки и без поддержки.

Сначала ребенок научится делать «пружинку», получая удовольствие от ощущений, которые дают эти движения. Почувствовав себя уверенно, он попробует сымитировать эти движения, повторяя их уже без вашей помощи. Затем он пойдет дальше — станет приподниматься на носочки. Следующий этап — попытка научиться поднимать тело вверх и отрывать ноги от поверхности. В какой-то момент он будет делать это, ни за что не держась.


Сначала ребенок станет прыгать на полу, а позже — спрыгивать со ступеньки. Наберитесь терпения. Умение прыгать не приходит сразу.

^ Пружинистые движения на всей ступне

Первым делом нужно познакомить ребенка с упражнением «пружинка» сделать его занятным и привлекательным. Можно попробовать множест­во вариаций этого упражнения и посмотреть, какая из них больше всего ему понравится. Позже предложите ему разнообразные игры с прыжками.

Понаблюдайте за ребенком и постарайтесь понять, какие чувства он испытывает, выполняя пружинистые движения. Важно, чтобы у него не возникало чувства опасности. Может быть, он с самого начала полюбит

энергичные движения «пружинки», а может быть, вам придется начать с медленных и лег­ких движений. Первым делом он должен при­выкнуть стоять на пружинящей поверхности и к самим движениям. Организуя занятия, следи­те за тем, как он себя чувствует.

На первых порах ребенку требуется под­держка. Он может ухватиться либо за ваши большие пальцы, либо за поручень или предмет мебели, подходящий для этого (рис. 14.1). Его руки при этом должны находиться на уровне груди или плеч. Сначала ребенок для большей устойчивости предпочтет держаться за ваши пальцы. Однако, когда он освоится с «пружин­кой», побудите его взяться за что-нибудь другое (спинку стула, выступающий край другого предмета мебели и т.п.), лишь бы его руки могли легко держаться за этот предмет. Тогда он, во-первых, уже сам будет отвечать за сохранение рав­новесия и, во-вторых, приучится поднимать свое тело, используя собст­венные руки.

Приступая к тренировкам, поместите ребенка на пружинящую по­верхность и покачайте его вверх-вниз. Можно также встать на пружиня­щую поверхность вместе с ним и легонько покачаться. Есть несколько способов сделать это:

1. Покачаться вверх-вниз на батуте вместе с ребенком в следующих
положениях:

а. встать на батут лицом к нему, побудить его взяться за ваши большие пальцы и поднять его руки над головой;

б. встать на батут лицом к нему и взять его под мышки.

2. Помочь ребенку покачаться на батуте вверх-вниз следующим
образом:

а. встать на пол и протянуть ему свои руки для поддержки;

б. сесть на пол и удерживать его голени, в то время как он держится за спинку стула;

в. оседлать стул, за спинку которого он держится, и поддерживать
его бедра и ноги;

г. поместить батут так, чтобы он располагался перед подлокотником дивана и ребенок мог прислониться к нему, пытаясь сделать
пружинистые движения; вы можете при этом поддерживать его
ноги.

Поначалу ребенку больше всего понравится, когда вы качаете его, держа его руки над головой или держа его под мышки. Это можно делать в самом начале, чтобы он почувствовал, как это здорово. Такое развлече­ние, однако, не научит его выполнять «пружинку». Когда вы поддержи­ваете ребенка подобным образом, он держит ноги выпрямленными в та­зобедренных и коленных суставах и остается пассивным, полностью рас­считывая на вас. Ему нужно сгибать ноги в тазобедренных и коленных суставах, чтобы вызывать колебания батута самостоятельно. Поэтому, когда вы увидите, что ему нравится качаться на батуте, уменьшите сте­пень своей поддержки, опустив его руки до уровня плеч или груди, и приучайте его сгибать ноги в тазобедренных и коленных суставах, то есть выполнять движения, необходимые для «пружинки».

Когда ребенок освоится с пружинистыми движениями и полюбит их, посмотрите, не пытается ли он сам сделать «пружинку» с помощью соот­ветствующих движений ног. Он может делать это в следующих ситуациях:

а. стоя в младенческой кроватке и держась за решетку;

б. стоя на кровати и держась за изголовье;

в. стоя на сиденье софы и держась за ее спинку;

г. стоя на сиденье софы, положенном на пол под подлокотник;

д. стоя на батуте и держась за ваши руки.

Когда ребенок пытается сделать «пружинку» самостоятельно, он рас­качивается из стороны в сторону, двигает одной ногой или качается впе­ред-назад с выпрямленными коленями. Отучайте его от всех этих движе­ний и помогайте ему выполнять пружинистые движения ногами, стоя­щими вместе.

Побуждайте ребенка много раз ритмично повторять пружинистые движения. Затем побудите его двигаться энергичнее, так, чтобы

пружинящая поверхность опускалась на 5—7,5 см. До сих пор для выполне­ния «пружинки» он, главным образом, пользовался движением вверх, которое дает пружинящая поверхность. Теперь надо побуждать его ин­тенсивнее нажимать на эту поверхность, чтобы вызвать более сильные колебания. Для этого ребенку нужно развить мышцы ног и научиться пользоваться скоростью и моментом толчка.

^ Пружинистые движения на носочках


Прыжки на пружинящей поверхности

К этому моменту ребенок уже должен хорошо знать, что такое «пружин­ка», и уметь сгибать ноги в тазобедренных и коленных суставах, стоя на всей ступне и производя эти движения на пружинящей поверхности. Те­перь вам надо сосредоточиться на следующем физическом на­выке - подъеме на носочки. Сначала ребенку нужно научиться переводить в это положение свою стопу, а потом — пользоваться этим положением, чтобы отталкиваться от поверхности и отры­ваться от нее. Для этого ему придется несколько изменить дви­жения, которыми он пружинит. Так, отталкиваться он будет но­сочками, но, поднимаясь, распрямит ноги в тазобедренных и коленных суставах. Возвращаясь обратно на опорную поверх­ность, он согнет ноги в тазобедренных и коленных суставах и встанет на всю ступню.

Познакомьте ребенка с новым для него движением — подъемом на носочки. Для этого побуждайте его тянуться вверх из положения стоя. Возможно, он уже делал это, играя, но, если вы
побудите его много раз вставать на носочки, он разовьет икроножные мышцы. Пусть выполняет это, держась за поверхность
какого-нибудь предмета мебели или совсем без поддержки.
У Элизабет, например, был набор кухонной мебели, в котором
микроволновая печка стояла наверху. Чтобы достать ее, девочка вынуждена была вставать на носочки. Мама побуждала ее играть с печкой. Она клала в нее «продукты» и вынимала их обратно.
Играя с печкой, Элизабет подолгу стояла на носочках. Она вставала на носочки, оставалась в этом положении некоторое время и затем снова опускала пятки на пол (рис. 14.2).

После того как ваш ребенок научится стоять на носочках на полу, нужно сделать следующий шаг — научить его принимать это положение на пружинящей поверхности. Вы можете либо взять его за лодыжки и, побудив ухватиться за спинку стула, помочь сде­лать «пружинку» на носочках, либо подержать его за руки, чтобы помочь постоять на носочках. Для того чтобы ребенку легче было делать это самостоятельно, предложите ему стул с более высокой спинкой, такой, чтобы он мог ухватиться за нее на уровне своего лица. Он будет держаться за спинку стула и руками помогать себе подниматься на носочки (рис. 14.3). Тренировки помогают вашему ребенку пользоваться этим новым способом пружинить и стоять на носочках. Для того чтобы подготовиться к прыжкам, ему при­дется отрабатывать эти движения, повторять их ритмично и быстро.


Теперь ваш ребенок уже готов учиться прыгать на пружинящей поверх­ности, отрывая от нее ступни и держась обеими руками. Объясните ему, что такое «отрываться от земли». Когда он поймет, чего вы от него ждете, то станет экспериментировать и преодолевать трудности.

ПРЫГАЕТ

233



«Оторваться от земли» может быть трудно, так как для этого ребенку приходится к своим пружинистым движениям добавлять новый физиче­ский навык. Когда он двигается вверх, ему нужно в свой ритм ввести ско­рость и момент движения. Он не сумеет оторвать от поверхности ноги, просто поднимаясь на носочки. Ему необходимо придумать какой-то способ. Этому поможет подтягивание на руках или отталкивание от опорной поверхности носочками.

Вы дадите ему понять, что такое «оторваться от земли», следующим образом:

  1. Побудите его понаблюдать за вашими стопами, когда вы прыгаете на батуте, держась за стул. Чтобы привлечь его внимание к своим стопам, прыгните повыше, чтобы показать ему, как высоко они поднимаются.

  2. Взять его за голени и в соответствии с ритмом его движений при­поднимать его, отрывая от поверхности. Он в это время держится за стул, а вы сидите на полу.

  3. Взять его под мышки и поднимать, отрывая от поверхности в соот­ветствии с ритмом его движений. Он при этом держится за стул, а вы си­дите на этом стуле верхом лицом к нему.

  4. Воспользоваться более высоким стулом (находящимся на уровне его лица), чтобы он держался за него при выполнении пружинистых дви­жений. Тогда он поможет себе руками подниматься и отрывать ноги от поверхности.

Помогайте ему отрывать ноги от опорной поверхности, пока он не научится делать это сам.

Сначала, выполняя серию пружинистых движений, ребенок случай­но один раз оторвет ноги (или только одну ногу) от поверхности. Когда он испытает ощущение полета и увидит вашу радость, он постарается сделать это снова. Продолжая упражняться, он научится подпрыгивать в воздух каждый раз.

До тех пор, пока ребенок не научится делать это постоянно, ему будет требоваться опора, за которую он может держаться обеими руками. Пока он наращивает силу мышц, необходимую для прыжков, такая поддержка помогает сохранять равновесие. Даже после того как он начнет отрывать ноги от пружинящей поверхности постоянно, в целях безопасности ре­комендуется, чтобы он продолжал держаться за что-нибудь руками.


^ Прыжки

на полу Когда ребенок умеет прыгать на пружинящей поверхности, пусть учить­ся прыгать на полу, держась за что-нибудь обеими руками. Пружинящая поверхность помогала ему двигаться вверх. Для того чтобы совершить прыжок на поверхности, у которой нет никаких пружин, то есть на полу, ребенку необходимо оттолкнуться носочками от опорной поверхности с такой силой и придать себе такую скорость, которых было бы достаточ­но для того, чтобы подпрыгнуть.

Пока его ноги не станут достаточно сильными, он будет держаться руками за какую-нибудь опору и таким образом помогать себе сохранять равновесие. Сначала он научится прыгать на полу с поддержкой. После он попробует делать это без поддержки. Тогда ему уже придется рассчи­тывать исключительно на собственные ноги: и чтобы суметь хорошо приземлиться, и чтобы удержать равновесие. Заниматься прыжками ему будет в удовольствие. Когда он научится прыгать самостоятельно, он бу­дет очень гордиться собой.

^ Спрыгивание со ступеньки


Другие занятия и игры с прыжками

Когда ваш ребенок научится самостоятельно прыгать на полу и без под­держки сходить с порожка высотой 10—20 см, пусть учится спрыгивать со ступеньки высотой 10—20 см.

Каждым из вышеназванных навыков ребенок должен пользоваться уверенно, и тогда он сможет объединить их и таким образом научиться спрыгивать со ступеньки. Однако, помимо этого, ему также придется объединить прыжок вверх и вперед.

Сначала займитесь прыжками вперед с поддержкой за две руки. Что­бы спрыгнуть со ступеньки, ребенку нужно прыгнуть вперед на 15—24 см. Для этого вам нужно встать перед ним на колени и протянуть ему боль­шие пальцы, чтобы он за них ухватился. Когда он будет прыгать, потяни­те его вперед, на себя. Благодаря вашей поддержке он поймет, в каком направлении ему нужно прыгать, и удержит равновесие. Освоившись с движением вперед, ребенок сможет принять участие в играх, которые вы специально организуете для него. Пусть прыгает через лежащую на полу ленту или веревку или перепрыгивает с ковра на паркет. Можно также предлагать ему впрыгивать в круг, образуемый хула-хупом, или выпрыги­вать из него. Поупражнявшись как следует, ребенок в какой-то момент попытается прыгнуть вперед без поддержки. Вы можете встать рядом с ним, перепрыгнуть через веревку, а потом побудить его скопировать ва­ше действие.

Когда ваш малыш будет уверенно прыгать вперед, учите его спрыги­вать со ступеньки высотой 15—24 см. Возьмите для начала ступеньку по­ниже: 2,5—5 см высотой. Потом постепенно увеличивайте высоту вплоть до 15—24 см. Ребенку потребуется поддержка, для того чтобы освоить движение, с помощью которого выполняется это действие, и для восста­новления равновесия после приземления. Обеспечивайте ему поддержку до тех пор, пока он не научится спрыгивать со ступеньки с легкостью. Неважно, какого типа поверхность, на которую он спрыгивает. Важно, чтобы эта поверхность была устойчивой. Если она качается, колеблется или скользит, он не будет чувствовать себя в безопасности.

Почувствовав готовность к самостоятельному выполнению этого действия, ребенок попробует спрыгнуть со ступеньки сам. Опять же вы можете встать рядом с ним, спрыгнуть со ступеньки, а затем побудить его спрыгнуть.

Поначалу он попробует сойти со ступеньки, поставив вниз сначала одну, а потому другую ногу. Он даже может делать это быстро и думать при этом, что спрыгивает! Если он продолжает спускаться со ступеньки таким образом, встаньте рядом с ним, возьмите его за руку и спрыгните вместе с ним. С поддержкой за одну руку он сумеет спрыгнуть вниз, ра­ботая обеими ногами одновременно. Постепенно снижайте степень сво­ей поддержки, стремясь научить его спрыгивать и приземляться обеими ногами без поддержки.


Когда цель, которую преследуют занятия данного раздела, достигнута, это означает, что ребенок овладел основами. Желательно, чтобы занятия и игры, включающие в себя прыжки, продолжались на занятиях физ­культурой в школе, в кружках и секциях или дома с братьями и сестрами. Ниже приводятся примеры более сложных игр:

  1. Прыжки на месте по 20—50 раз.

  2. Прыжки в длину.


235

^ I. ПРЫГАЕТ


  1. I

    Прыжки по комнате (преодоление расстояния в 3—9 м сначала большими прыжками, потом маленькими).

  2. Прыжки на одной ножке.

  3. Прыжки вперед и назад через линию; когда ребенок научится вы­полнять эту последовательность действий один раз, начните повторять их без паузы, доведя общее количество прыжков вперед-назад до десяти.

  4. Прыжки боком через линию и обратно; когда ребенок научится выполнять эту последовательность действий один раз, начните повто­рять их без паузы, доведя общее количество прыжков в сторону и обрат­но до десяти.

  5. Прыжки вдоль сторон квадрата:








а. предложите ребенку встать на цифру «1» лицом к цифре «4»;

б. побудите его прыгнуть вбок к цифре «2» (продолжая все время смотреть вперед), затем прыгнуть вперед к цифре «3», после этого вбок к цифре «4», а затем назад к цифре «1»;

в. проделайте эту последовательность действий сначала в одном
направлении, а потом — в противоположном.

  1. Прыжки из положения сидя с движениями рук или без движений.

  2. «Классики».

10. Прыжки со скакалкой.

Эти игры позволят еще больше укрепить мышцы, улучшить способ­ность сохранять равновесие, развить координацию движений и повысить выносливость.

^ Советы по организации и проведению занятий

Для создания мотивации у ребенка включайте музыку и привлекайте к иг­рам других детей. Когда вы решите познакомить малыша с упражнением «пружинка», то, заслышав музыку, он начнет автоматически «пританцо­вывать» — сгибать ноги в тазобедренных и коленных суставах. Чем живее музыка, тем энергичнее он будет двигаться. Когда он научится выпол­нять пружинистые движения и начнет учиться прыгать, вы можете поис­кать песенки с подходящими словами или песенки с движениями, на­пример, «Мой веселый звонкий мяч» или «Пляшут зайки на лужайке». Обычно дети любят делать «пружинку» и прыгать вместе с другими деть­ми — братьями, сестрами, товарищами по играм. В таких случаях они воспринимают это как забаву и могут практиковаться дольше, энергич­нее, стараясь делать то же, что другие.

Лучше всего организовать игру так, чтобы дети прыгали по очереди: сначала братья, сестры и друзья вашего ребенка, а потом — он сам. Когда подходит очередь того или иного ребенка, можно подсказывать: «Твоя очередь!» Побуждайте других детишек делать то, чему вы в данный момент пытаетесь научить своего малыша, например, выполнять пружи­нистые движения на батуте, держась за стул. Если же вы хотите, чтобы

ребенок освоил какие-то новые элементы, например, научился отрывать ступни от опорной поверхности, предложите другим детям показать, как это делается, если все движения преувеличить. Если дети прыгают по­очередно, то у вашего ребенка есть возможность прерываться и в тоже время оставаться участником игры, наблюдая за другими. Он будет гото­виться к следующему разу и, возможно, согласится проделать то, что нужно, несколько раз, продолжив тем самым тренировку.

Если вы занимаетесь в такое время, когда другие дети не могут при­соединиться к вам, воспользуйтесь видеозаписью какой-нибудь переда­чи, в которой принимали участие прыгающие дети. Так, Дженифер на­училась прыгать благодаря одному из телевизионных шоу, где были по­казаны дети, которые прыгали и пели об этом песенку.

Всегда, после каждой серии пружинистых движений или прыжков, хвалите ребенка и хлопайте в ладоши. Когда в ваших играх участвуют другие дети, аплодируйте им вместе со своим малышом. Похвала и апло­дисменты каждому из них покажут, что они делают важное дело, и побу­дят их поработать еще.

^ Давайте ребенку словесные, зрительные и тактильные подсказки. Все они ему необходимы для того, чтобы как следует понять соответствую­щее упражнение.

Словесные подсказки. Каждый раз, когда вы хотите, чтобы ваш ребе­нок сделал «пружинку» или прыжок, говорите: «Прыг!» Тогда он усвоит смысл этого слова. Сначала оно будет характеризовать для него движе­ние вверх-вниз, а позже — движение, при котором ноги отрываются от земли.

Внимательно наблюдайте за ребенком во время выполнения каждого упражнения. Стремитесь понять, какие именно словесные подсказки действуют лучше всего. Может быть, вашему ребенку нравится, когда вы считаете или «болеете» за него. Так, например, Лили любила, когда ее ма­ма говорила или пела: «Прыг, Лили, прыг!» Чтобы побудить ребенка включиться в игру, вы можете произносить и другие слова. Например, Элизабет лучше всего прыгала, когда мама говорила ей, приводя в при­мер ее братика: «Прыгни, как Чарли!» Или: «Покажи, как Чарли прыга­ет!» Когда ваш ребенок учится прыгать вперед или спрыгивать со сту­пеньки, можно командовать ему: «Внимание, марш!» Или: «Раз, два, три, прыг!»

^ Зрительные подсказки. Чтобы научиться выполнять то или иное упражнение, ребенок должен увидеть его и обратить свое внимание на важные детали этого упражнения. Тогда он попытается его сымитиро­вать. Ваша задача — помочь ему увидеть те движения, которые нужно по­вторить, и всмотреться в них.

Например, увидеть, как брат делает «пружинку» на всей ступне, - довольно легко. Труднее сфокусировать внимание на ступнях брата, ког­да он делает «пружинку» на носочках или прыгает вверх, отрывая ступни от опорной поверхности. Чтобы привлечь внимание малыша к своим ступням, его брат может преувеличить их движения: например, очень высоко подпрыгнуть. А вы скажите: «Посмотри на ноги Чарли! Большой прыжок!»

Поскольку ребенок подражает тому, что он видит, всякий, кто станет показывать ему нужные движения, должен выполнять их так, как вы счи­таете правильным.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок прыгал на батуте, держась за стул, его братик или сестричка тоже должны прыгать на батуте, держась за стул. Ваш ребенок будет с удовольствием смотреть на себя в зеркало во время этих занятий. Он увидит, что делает сам, а потом попробует сделать какое-нибудь новое или более энергичное движение.

^ Тактильные подсказки. Ребенку необходимо почувствовать движение, которому вы стремитесь его научить. Каждое упражнение, нацеленное на отработку умения прыгать, включает в себя движения, которые дают ре­бенку новые ощущения. Ему нужно прочувствовать «пружинку» на всей ступне, «пружинку» на носочках, прыжок вверх и отрыв от опорной по­верхности, приземление, прыжок вперед и спрыгивание со ступеньки. После того как он почувствует движение, он попытается сымитировать его. Примеры тактильных подсказок даются в описаниях упражнений.

^ Для отработки «пружинок» и прыжков используйте пружинящую по­верхность. Такая поверхность требуется для того, чтобы:

1. дать ребенку ощущение, что во время движения вверх и вниз он перемещается на большие расстояния, чем если бы он делал это на полу;

2. помочь ему легче подняться вверх.

Пружинящая поверхность поможет малышу испытать более яркие ощущения от движения вверх-вниз, и он станет практиковаться, стре­мясь пережить их вновь. Чем больше ребенок тренируется, тем выше он будет подниматься и ниже опускаться, тем больше раз подряд проделает эти движения. Он станет использовать пружинящую поверхность, чтобы подпрыгивать. Поскольку он сам генерирует эти движения, то испытает чувство свершения.

Пружинящая поверхность должна быть твердой и туго натянутой. Когда ребенок впервые встает на пружинящую поверхность, ему легче приспособиться к ней (почувствовать, что она дает), если она туго натя­нута. Кроме того, делая «пружинку», он должен активнее двигать ногами, чтобы заставить эту поверхность двигаться. В это время он учится дви­гаться вверх и вниз ритмично. Ниже представлены поверхности, которы­ми можно воспользоваться в наших целях:

1. небольшой круглый батут (диаметром 96—100 см) или небольшой
прямоугольный батут с ручкой, за которую можно держаться;

  1. кровать или детская кроватка;

  2. софа;

  3. подушка от софы или матрас, лежащие на полу;

  4. «качающийся мостик» на детской площадке.

Где упражняться: на кровати, софе или батуте — решаете вы. Преиму­щество использования батута состоит в том, что в промежутке между занятиями его легко убрать.

^ Следите за тем, чтобы во время занятий ребенок держал шею в нор­мальном, вертикальном положении. Некоторым детям с синдромом Дауна свойственна атлантоосевая нестабильность, то есть нестабильность пер­вого и второго шейных позвонков. Когда они занимаются на батуте или другой пружинящей поверхности, то нуждаются в постоянном надзоре. Вам необходимо предотвращать резкие, внезапные движения головой — как вперед, так и назад. Нужно следить за тем, чтобы ребенок научился безопасному использованию пружинящей поверхности. Поскольку он подражает действиям других детей, надо, чтобы и другие дети пользова­лись ею, соблюдая все меры безопасности.

С самого начала вам следует установить определенные правила, по которым на батуте или другой пружинящей поверхности разрешается только стоять, выполнять пружинистые движения и прыгать, но ни в ко­ем случае не баловаться.

Более подробная информация относительно атлантоосевой неста­бильности представлена в книгах «Babies with Down Syndrome: A New Parent's Guide» и «Medical and Surgical Care for Children with Down Syndrome: A Guide for Parents».

Большие батуты использовать не рекомендуется. Большая поверх­ность провоцирует детей на всякие шалости. Ребенок будет прыгать и приземляться на голову, попку, на спину и может легко удариться о дру­гих детей. Дети даже могут упасть с батута и повредить себе что-нибудь. На больших батутах за детьми трудно усмотреть, поэтому легко могут произойти неприятности. Для ребенка с синдромом Дауна все это еще опаснее, так что лучше пользуйтесь батутами меньшего размера.



^ Когда ребенок осваивает новый вид прыжков, обеспечивайте ему воз­можность держаться за что-нибудь двумя руками. Такая поддержка позво­лит ему использовать силу собственных рук для того, чтобы дер­жаться, подтягиваться вверх или вперед и сохранять равновесие.

Когда он освоится с новым видом деятельности, он почувст­вует себя увереннее и, если у него будет возможность держаться руками, начнет активнее двигать ногами и пытаться выполнить более трудные движения (рис. 14.4). Например, если он научил­ся делать «пружинку» на батуте, то, держась руками, он попро­бует качаться сильнее. Позже, когда ребенок будет хорошо вы­полнять все необходимые действия с поддержкой, он начнет практиковаться без поддержки.

Сначала ребенок держится за ваши пальцы. Позже ему луч­ше всего держаться за какую-нибудь перекладину, стул или дру­гой устойчивый предмет. Когда он держится за вас, он невольно рассчитывает на вашу помощь. В других случаях он вынужден все делать сам.

От того, на какой пружинящей поверхности тренируется ребенок, зависит выбор опоры.
рис. 14.4

Вот некоторые предложения на этот счет:

  1. упражняйтесь на батуте с прикрепленной к нему перекладиной;

  2. поместите вплотную к батуту спинку стула;

  3. поместите в дверном проеме перекладину для подтягивания;

  4. поместите батут под перекладиной, к которой крепятся качели;

  5. поместите батут под подлокотником софы;

  1. побудите ребенка держаться за спинку кровати, когда он делает «пружинку» или прыгает на кровати;

  2. побудите ребенка держаться за перекладину решетки, когда он де­лает «пружинку» или прыгает на детской кроватке;

  1. положите подушку от софы на пол под ее подлокотник;

  1. побудите ребенка держаться за спинку софы, когда он делает «пру­жинку» или прыгает на ее сидении;

10. побудите ребенка позаниматься на «качающемся мостике» на дет­ской площадке и подержаться за его перила.

За что бы ребенок ни держался, опора должна быть устойчивой, а ее размеры должны позволять маленькой ручке хорошо ухватиться за нее.

Высоту опоры нужно выбирать в зависимости от того, какое действие он отрабатывает. Когда малыш делает «пружинку» на всей ступне, опора должна быть на уровне груди или плеч. Когда он делает «пружинку» на носочках или прыгает, опора должна быть на уровне плеч или лица.

Если вы выберете второй вариант, имейте в виду, что существуют сту­лья, конструкция которых лучше всего подходит нашим задачам.

  1. Идеально подходят стулья с основанием типа полозьев, как у са­нок, так как это основание можно подвести под батут так, что ваш ребе­нок сможет делать «пружинку» или прыгать в середине батута, а не возле края.

  2. Если у вас нет стула с таким основанием, воспользуйтесь стулом, у которого спинка образует с сидением не прямой угол, а тупой (так, что­бы, сидя, можно было откинуться назад). Если вы поставите возле бату­та стул с прямой спинкой, ребенку придется вставать у самого края, на пружину. Если же спинка стула будет находиться под тупым углом к си­дению, ребенок будет стоять на поверхности батута.

  3. Найдите стул, верх спинки которого представляет собой горизон­тальную поверхность, за которую ребенок может держаться. Если он вме­сто нее попытается взяться за вертикальные планки, его руки легко со­скользнут вниз.

  4. Выбирайте стул потяжелее или сами садитесь на него, стремясь сделать его максимально устойчивым, чтобы он не скользил. Если стул двигается и из-за этого ребенок не чувствует себя в безопасности, он не станет делать ничего сложного.

Пробуйте использовать стулья разных типов, чтобы выбрать наибо­лее подходящий. Иногда хорошо подходят кухонные стулья, иногда сту­лья из столовой, складные металлические стулья, дачные стулья и стулья с деревянным основанием и убирающимися подушками.

^ Побуждайте ребенка отрабатывать прыжки босиком. Если он будет за­ниматься босиком, это создаст наилучшие условия для таких движений его ног, которые требуются для «пружинки» или прыжков. Когда он учит­ся прыгать на пружинящей поверхности или на полу, следите за тем, что­бы на ребенке не было обуви.

После того как он освоит необходимые движения на полу и научится спрыгивать со ступеньки, можно предложить ему обувь с гибкой кожа­ной подошвой. Башмачки обеспечат ему мягкость приземления и осла­бят удар об опорную поверхность.

^ Продолжительность каждого занятия должна быть небольшой или не превышать времени, в течение которого ребенок способен упражняться. Прыжки требуют большой затраты сил и хорошей выносливости. Зани­маясь с ребенком, вы будете по нескольку раз повторять необходимые действия и увидите, какого напряжения это вам будет стоить. Если заме­тите у него признаки усталости, сделайте перерыв. На батуте ему хорошо упражняться, скажем, с сестрой. В этом случае, сделав «пружинку», на­пример, десять раз, ребенок прервется, чтобы уступить батут ей. Если у него будет возможность отдыхать между сериями прыжков или пружи­нистых движений, он сможет заниматься дольше.

Когда ребенок впервые подпрыгнет и оторвет ступни от поверхности, не предлагайте ему повторить это достижение сразу. Скорее всего, он страшно устанет. Попробуйте позже, побуждая его сделать это снова в са­мом начале занятия, когда у него еще много сил и энергии.

В процессе тренировок ребенок будет наращивать силу и выносли­вость. Он сумеет больше раз подряд сделать «пружинку» или подпрыг­нуть. Повторяя эти действия, он станет выносливее и тогда сможет доль­ше прыгать не уставая.


Темперамент Если ваш ребенок «созерцатель», вводите в его занятия «пружинку» и прыжки медленно и постепенно. Сначала ему придется освоиться с ощу­щением стояния на пружинящей поверхности. На первых порах она покажется ему неустойчивой, и он будет терять равновесие, поскольку она движется.

Ему также нужно приспособиться к новым пружинистым движени­ям. Поначалу вам придется убеждать его, что это удовольствие!

Вам нужно так обставить занятия, чтобы обеспечить ребенку мак­симально возможное ощущение безопасности и контроля над происхо­дящим.

Каждая перемена в повседневной жизни требует времени, к ней нуж­но приспособиться, и каждый новый навык требует практики, чтобы приобрести уверенность в себе.

Ребенок будет склонен выполнять движения небольшой амплитуды и повторять их раза два. Чтобы увеличить амплитуду, скорость движений и число повторений, ему потребуется время, чтобы привыкнуть к этому но­вому опыту. Если вы понаблюдаете за его реакциями и дадите ему это время, у него появится желание тренироваться. Если же вы его испугае­те, он может на некоторое время вообще перестать внимать вашим просьбам.

Упражняйтесь тогда, когда он вам показывает, что хочет этого. Ни­когда не заставляйте его и не навязывайте ему прыжки. Пусть это всегда будет для него удовольствием. Все время думайте о мотивации, когда хо­тите, чтобы он попробовал сделать то, что нужно. Предложите другому своему ребенку попрыгать тоже и посмотрите, послужит ли для него воз­можность попрыгать по очереди побудительным мотивом. Если нет, по­ищите другие стимулы. Для Лили, например, побудительным мотивом была возможность попрыгать с куколкой. Я ставила батут у своих ног, а сама, стоя на полу, делала пружинистые движения, держа куклу у себя на спине так, что ее руки лежали у меня на плечах. После того, как куколка попрыгала какое-то время, Лили тоже захотела попрыгать, также дер­жась за мои плечи. Мы делали это по очереди, а Лили командовала: «Ляля, прыг!» Потом: «Лили, прыг!» Лили, кроме того, говорила, когда она «уже все».

Когда ребенок будет делать «пружинку» или прыгать, больше всего ему захочется держаться за ваши руки. Вам важно решить, когда можно предложить ему держаться не за руки, а за какую-нибудь поверхность. Позже вы увидите, что прыгать, держась за эту поверхность, ему нравит­ся больше, чем прыгать, ни за что не держась. Без поддержки он будет то и дело терять равновесие, и ему придется учиться балансировать во вре­мя прыжков самостоятельно.

Он научится прыгать на полу сам, когда будет к этому готов. Вам на­до набраться терпения и дождаться, когда у него появится мотивация. Кроме того, ему нужно почувствовать уверенность при использовании необходимых для прыжков физических навыков, в частности, умения выполнять движения быстро (чтобы оторваться от опорной поверхности)

и умения самостоятельно удерживать равновесие. Когда он сумеет подпрыгнуть, то станет очень гордиться собой.

Если ваш ребенок «деятель», ему понравятся ощущения, которые да­ют пружинистые движения и прыжки. Его не придется убеждать в том, что это чудесное развлечение. Как только его поместят на пружинящую поверхность, он уже будет готов упражняться. Он легко приспособится к такой поверхности и полюбит взлетать и опускаться на ней.

Вам нужно внимательно присматривать за ним. Он может отпускать руки, делать какие-нибудь буйные движения. К примеру, он может под­нять вверх ноги, чтобы делать «пружинку» на ягодицах в сидячем поло­жении. Ваша задача — удерживать его внимание на тех движениях, кото­рые вы отрабатываете.

У «деятеля» обычно бывает мотивация для работы над «пружинкой» и прыжками. Если вы организуете занятия так, чтобы они стали частью по­вседневной деятельности ребенка, он станет все больше и больше коле­баний производить за один раз.

Мотивацией к увеличению количества пружинистых движений или прыжков может послужить счет, хлопанье в ладоши или ваши прыжки на полу, выполняемые синхронно с его прыжками, и тогда он сумеет довес­ти их количество до 5—20. Ребенок будет поддерживать ритм своих дви­жений до тех пор, пока у него сохраняется мотивация. После каждой се­рии пружинистых движений или прыжков устраивайте перерыв, а затем повторяйте их вновь. Малыш с удовольствием будет делать это поочеред­но с братом, сестрой или приятелем.

Сначала ребенок держался за большие пальцы ваших рук, но потом легко согласится сменить поддержку и ухватиться за спинку стула или перекладину. Он захочет делать «пружинку» или прыгать независимо ни от кого, и если будет держаться за какой-нибудь из этих предметов, то вполне сможет управлять своим телом. Чтобы помочь себе подпрыгнуть, он будет экспериментировать, пытаясь подтянуться вверх.

Когда ребенок поймет, как можно делать «пружинку», когда он хоро­шенько познакомится с местом, где можно этим заниматься, он начнет экспериментировать: активнее работать ногами и увеличивать скорость колебаний. Он будет пытаться приподнять повыше тело. Малыш увидит, как прыгаете вы, «почувствует» ваши движения, которыми вы помогаете ему прыгать, и попробует сделать это сам. Сделав их, он станет повторять эти действия снова и снова, пока у него не станет получаться всякий раз. После того как он научится прыгать на пружинящей поверхности, он по­пытается сделать это на полу. И когда он впервые подпрыгнет на полу, как удивитесь вы оба! Прыжок может получиться у него во время заня­тий, а может, как это было у Майкла, — в приступе гнева.

Когда придет время учиться спрыгивать со ступеньки, ребенок не испугается. Чтобы научиться делать это, ему понадобится ваша рука, но потом он сумеет спрыгивать сам. Чтобы ребенок не ударился о мебель, нужно очистить соответствующую территорию и неотступно следить за ним.


«Пружинка» на пружинящей поверхности на всей ступне

Примеры пружинящих поверхностей и предметов, за которые ребе­нок может держаться, приводятся в разделах «Шаги» и «Советы» данной главы.

  1. Помогите ребенку встать на пружинящую поверхность.

  1. Обеспечьте ему возможность держаться обеими руками за ваши пальцы или предметы типа спинки стула или переклади­ны. Ваши руки или поверхность, за которую держится ребенок, должны находиться на уровне его груди или плеч (рис. 14.5).

  2. Одним из перечисленных ниже способов побудите его вы­полнить пружинистые движения вверх-вниз:

а. включив музыку, чтобы он «потанцевал», выполняя эти
движения;

б. используя примеры, приведенные в данной главе в разделе «Пружинистые движения на всей ступне».

4. Давайте словесные и зрительные подсказки; используйте
игрушки, другие предметы или привлекайте людей, которые
лучше всего могут побудить ребенка сделать то, чего вы добиваетесь. После каждой серии пружинистых движений хлопайте в
ладоши и хвалите ребенка.

5. Когда он освоится с «пружинкой», найдет ее привлекательной и захочет ее делать, побудите его выполнить пружинистые движения без поддержки. Начните с серии, состоящей из двух трех колебаний, стремясь позже увеличить их число до десяти. Воспользуйтесь примерами из раздела «Пружинистые движения на всей ступне» данной главы.
Чтобы создать мотивацию у ребенка, вы можете:

а. встать на пол и, пока ребенок делает «пружинку», тоже выполнять пружинистые движения, преувеличивая все свои действия;

б. побудить его выполнять это упражнение по очереди с братом или сестрой, которые сделают все это, преувеличивая свои действия;

в. делать «пружинку» под приятную ритмичную музыку;

г. придумать специальную песенку для прыжков и петь ее, пока
ребенок делает «пружинку».

5. Когда ваш ребенок научится делать «пружинку» самостоятельно,
производя 10 ритмичных колебаний подряд, побудите его попрыгать посильнее, приводя в движение опорную поверхность. Помогите ему ощутить, как это бывает:

а. возьмитесь руками за его голени и толкайте их вниз, чтобы показать, как нужно выполнять это движение;

б. встаньте на пружинящую поверхность вместе с ним и постепенно увеличивайте интенсивность пружинистых движений, чтобы
привести в движение опорную поверхность.

6. Продолжайте практиковаться, пока ребенок не научится приводить опорную поверхность в движение и выполнять не менее десяти пружинистых движений (вверх и вниз — это одно движение) подряд.


^ Упражнение 2 Пружинистые движения на носочках

Примеры пружинящих поверхностей и предметов, за которые ребе­нок может держаться, приводятся в разделах «Шаги» и «Советы» данной главы.

  1. Помогите ребенку встать на пружинящую поверхность.

  1. Побудите его ухватиться руками за опорную поверхность, находя­щуюся на уровне его плеч или лица.

  2. Одним из перечисленных ниже способов побудите его выполнить пружинистые движения на носочках:

а. возьмитесь за его лодыжки и таким образом помогите ему выполнить пружинистые движения на носочках, пока в это время он стабилизирует положение своего тела, держась за спинку стула;

б. возьмите его под мышки и помогите ему двигаться вверх;

в. побудите братьев и сестер малыша выполнить необходимые движения в преувеличенной манере и помогите ребенку сосредоточиться на наблюдении за собственными стопами и на попытке
сымитировать действия детей;

г. побудите ребенка выполнить «пружинку» на носочках самостоятельно, увеличив высоту поверхности, за которую он держится.

  1. Давайте словесные и зрительные подсказки; используйте игрушки, другие предметы или привлекайте людей, которые лучше всего могут по­будить ребенка сделать то, чего вы добиваетесь. После каждой серии пру­жинистых движений хлопайте в ладоши и хвалите ребенка.

  2. Когда он научится делать «пружинку» на носочках, побудите его выполнять, как минимум, десять пружинистых движений подряд.

  3. Когда вы работаете над этим умением, побуждайте ребенка упраж­няться также в умении стоять на носочках на полу в игровое время. Пред­лагайте ему дотянуться до еды, находящейся на кухонном столе, тянуть­ся вверх за мячом или мыльными пузырями и т.д. Сначала позволяйте ему держаться за что-нибудь руками, но постепенно приучайте его делать это без поддержки. Ему необходимо научиться подниматься на носочки и оставаться в этом положении в течение нескольких секунд.


^ Упражнение 3 Прыжки на месте

Примеры пружинящих поверхностей и предметов, за которые ребе­нок может держаться, приводятся в разделах «Шаги» и «Советы» данной главы.

  1. Побудите ребенка встать на пружинящую поверхность и взяться обеими руками за какую-нибудь опору. Для того чтобы определить высо­ту опоры, при которой ему легче всего подпрыгнуть, можно попробовать разные варианты: от уровня плеч до уровня лица ребенка.

  2. Постарайтесь побудить его выполнить пружинистые движения и попробовать оторвать ступни от поверхности. Воспользуйтесь примера­ми, приведенными в данной главе в разделе «Прыжки на пружинящей поверхности».

  3. Давайте словесные и зрительные подсказки; используйте игрушки, другие предметы или привлекайте людей, которые лучше всего могут по­будить ребенка сделать то, чего вы добиваетесь. Хлопайте в ладоши и хвалите ребенка, особенно если он сумеет оторвать ступни от опорной поверхности.

  4. Когда он во время серии пружинистых движений иногда станет от­рывать ступни от поверхности, продолжите тренировки, побуждая ре­бенка больше «отрываться от земли».

  5. Продолжайте упражняться, пока он не научится подпрыгивать каждый раз, когда пытается сделать это.

  6. Когда ребенок научится прыгать на пружинящей поверхности, держась за опору обеими руками, побудите его начать тренироваться на полу, тоже держась обеими руками.

а. Предложите ему держаться за большие пальцы ваших рук и помо­гайте ему поднимать тело вверх.

  1. Когда он научится прыгать, держась за ваши пальцы, побудите его прыгать, держась за какую-нибудь опору.

  2. Когда он будет хорошо прыгать на полу с поддержкой, побудите его попробовать делать это без поддержки.

  3. Продолжайте практиковаться, пока он не научится прыгать на по­лу без поддержки всегда.


^ Упражнение 4 Спрыгивание со ступеньки

1. Первым делом вам нужно научить ребенка прыгать вперед. Для
этого следует пройти указанные ниже шаги:

а. Встаньте на колени или встаньте лицом к ребенку примерно в
45—60 см от него.

б. Побудите его взяться за большие пальцы ваших рук. Поддерживайте его руки на уровне плеч. (При необходимости, когда вы
только начинаете работать над этим умением, можно приподнять их повыше, но затем все же опустите их до уровня плеч).

в. Скажите ему: «Прыгни к маме (или папе)!» Когда он начнет прыгать, быстро переместите свои пальцы вперед, к себе, так, чтобы он
почувствовал, что во время его прыжка вы потянули его вперед.

г. Проделайте это упражнение несколько раз, чтобы он лучше узнал это движение вперед во время прыжка.

д. Когда он освоится с прыжками вперед, посмотрите, сможет ли
он сделать это, если будет держаться за ваши руки только для сохранения равновесия.

е. Когда ребенок научится прыгать вперед, держа вас за руки для сохранения равновесия, проверьте, сумет ли он сделать это, не держа вас за руки. Затейте игру, в которой ему нужно будет перепрыгивать через линию (ее можно обозначить малярной лентой).

2. Когда ваш ребенок научится прыгать вперед на 15—23 см и освоит
умение делать шаг вниз, на какой бы высоте вы ни упражнялись, начните отрабатывать умение спрыгивать со ступеньки. Проделайте следующие шаги:

а. Поставьте ребенка на ступеньку высотой 2,5—5 см.

б. Встаньте на колени или встаньте лицом к нему на расстоянии
45-60 см.

в. Побудите его ухватиться за ваши большие пальцы или поддержите его руки на уровне плеч.

г. Скажите: «Прыгни к маме (или папе)!» Когда он станет прыгать,
быстро подвиньте свои пальцы вперед, к себе, так, чтобы он прочувствовал движение вперед. Он ощутит также движение вниз,
к полу.

д. Проделайте это упражнение несколько раз, чтобы он смог
следует познакомиться с ним.

е. Когда ребенок освоится с этим действием, проверьте, сумеет ли
он спрыгнуть со ступеньки, пользуясь вашими руками только
для того, чтобы сохранить равновесие.

ж. Когда он научится легко спрыгивать со ступеньки, держась за ваши руки только для сохранения равновесия, надо выполнять это
упражнение по-другому: встаньте рядом с ребенком и, держа его
только за одну руку, спрыгните вместе с ним.

Когда он будет проделывать это с легкостью, посмотрите, не сде­лает ли он это без поддержки. Следите за тем, чтобы он учился спрыгивать обеими ногами вместе. Вы можете попробовать:

  • встать рядом с ним и спрыгивать со ступеньки по очереди;

  • встать перед ним на колени так, чтобы оказаться на уровне его глаз, и попросить его прыгнуть к вам.



^ Контрольный список навыков крупной моторики - на следующей странице

Контрольный список навыков крупной моторики


Выполняет пружинистые движения на пружинящей поверхности на всей ступне, сгибая и разгибая ноги в тазобедренных и коленных суставах и держась обеими руками за руки взрослого или опорную поверхность:

  • 1—5 раз подряд;

  • 10 или более раз подряд;

  • для того чтобы повторить эти движения 10 раз, приводит в движение пру­жинящую поверхность.


Выполняет пружинистые движения на пружинящей поверхности на носочках, держась обеими руками за руки взрослого или опорную поверхность:

  • 1—5 раз подряд;

  • 10 или более раз подряд.

  • Время от времени подпрыгивает, выполняя пружинистые движения на пружинящей поверхности и держась за опору обеими руками.

  • Прыгает на месте, находясь на пружинящей поверхности и держась за опору обеими руками.

  • Время от времени подпрыгивает на полу, держась за опору обеими руками.

  • Прыгает на месте на полу, держась за опору обеими руками.

  • Прыгает на месте на полу без поддержки.

  • Прыгает вперед на 15—23 см без поддержки, перепрыгивая через линию.

□ Спрыгивает со ступеньки высотой 5 см без поддержки.

  • Спрыгивает со ступеньки высотой 10 см без поддержки.

  • Спрыгивает со ступеньки высотой 20 см без поддержки.





Похожие:

Цели занятий iconОсновная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения
Фгос (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т п.)
Цели занятий iconРеферат методы организации занятий
В задачи учителя на уроке входит: обеспечить максимальную занятость каждого ученика на протяжении всего времени занятий, дать всем...
Цели занятий iconГрафик заседаний Управляющего Совета Имбинской сош на 2007 – 2008 учебный год
Установление режима занятий обучающихся (в том числе времени начала и окончания занятий)
Цели занятий iconРасписание занятий по подготовке к егэ в базовых оу по профильному обучению в 2011 году Предмет № оу день занятий Время занятий
Расписание занятий по подготовке к егэ в базовых оу по профильному обучению в 2011 году
Цели занятий iconРасписание занятий по образовательной программе «Основы методики и практики йоги» Место проведения вдц «Орленок», Туапсинский район Время проведения 31 августа 06 сентября 2011 г
Сукшма-вьяма или предварительная подготовка к йога-тренингу (цели, методики, варианты,особенности разных школ)
Цели занятий icon6-класс Основы знаний. Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Выполнение домашних заданий. Гимнастика до занятий.
Выполнение домашних заданий. Гимнастика до занятий. Физкультурные минутки. Упражнения для дыхания. Правила безопасности. Питание....
Цели занятий iconКсерокопии документов, заверенные директором школы
Справка врача, разрешающая (запрещающая) работу на компьютерной технике. Если есть ограничения, указать по минутам (длительность...
Цели занятий iconОсновы знаний. Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Выполнение домашних заданий. Гимнастика до занятий. Физкультурные минутки.
Выполнение домашних заданий. Гимнастика до занятий. Физкультурные минутки. Упражнения для дыхания. Правила безопасности. Питание....
Цели занятий iconПолный курс на 30 занятий
Заказать полный курс на 30 занятий (3 уровня сложности) Вы можете, отправив письмо с темой таблицы пифагора на MathBoxHelp@yandex...
Цели занятий iconКонспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»
Цели урока: вспомнить основные эпизоды повести «Княжна Мери» и выявить, каковы были цели, намерения Печорина; помочь детям разобраться...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов