Управлениям образования облисполкомов Комитету по образованию Мингорисполкома icon

Управлениям образования облисполкомов Комитету по образованию Мингорисполкома



НазваниеУправлениям образования облисполкомов Комитету по образованию Мингорисполкома
Дата конвертации17.07.2012
Размер212.3 Kb.
ТипДокументы

Управлениям образования облисполкомов Комитету по образованию Мингорисполкома

Учреждениям образования, обеспечивающим получение высшего и среднего специального образования

Республиканским учреждениям внешкольного воспитания и обучения

7 апреля 2004 г. № 21-12/35

Направляем Рекомендации по использованию государственной символики в учреждениях образования для руководства в работе и совершенствования работы по ее пропаганде. Просим принять меры по систематическому изучению и усвоению учащимися и студентами государственной символики. Рекомендуем регулярно проводить беседы-лекции, информационные часы по пропаганде государственной символики, расширению знаний о главных государ­ственных символах и атрибутах во всех учреждениях образования.

Поручаем управлениям образования облисполкомов, Комитету по образованию Мингорисполкома довести до сведения подведомст­венных учреждений образования данные рекомендации.

Заместитель Министра Т. Н. КОВАЛЕВА

^ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

Устойчивое развитие Республики Беларусь требует общенацио­нального согласия и единства белорусского народа, что возможно только на единых идеологических ценностях, которые определяют характер государства, его отношения с обществом, направленность развития, стратегические задачи и пути их достижения.

Центральное место среди этих ценностей занимает воспитание чувства гордости за свой народ, общество, государство и ответст­венности за время, в которое мы живем. Именно в этом и состоит основное значение идеологии.

Идеологическое воспитание подрастающего поколения -- это возможность создания базиса личности, формирования направ­ленности, определяющей отношение человека к происходящим со­бытиям, культурному и научному наследию, историческим достиже­ниям, понимание человеком себя, своего места в обществе [7, с. 29].





Одним из приоритетных направлений идеологического сопро­вождения воспитательной работы, проводимой сегодня в учреж­дениях образования республики, является формирование гражданст­венности у детей и молодежи как интегративного качества, позволя­ющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным, определяющего сознательное и актив­ное выполнение им гражданских обязанностей и долга перед госу­дарством, обществом, народом; разумное использование своих граж­данских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.


Проблема воспитания ребенка как гражданина Отечества особен­но актуальна в контексте национального и государственного воз­рождения нашей Родины, формирования национального самосозна­ния и менталитета, становления правового государства и граждан­ского общества. В решении задачи воспитания детей и молодежи как граждан и патриотов в наши дни призваны сыграть большую роль учреждения образования, располагающие широким спектром педагогических методов и средств, богатым арсеналом воспита­тельных возможностей для комплексного и целенаправленного формирования гражданско-патриотических качеств личности.

Все основные виды деятельности учащегося могут решать эту задачу. В процессе каждого из них — учения, труда, игры — воз­можно совершение патриотических поступков, проявление активной гражданской позиции, а следовательно, имеются широкие воз­можности для формирования устойчивой мотивации гражданско-патриотического поведения на протяжении всего курса обучения в учреждении образования.

Гражданско-патриотическое воспитание предполагает, таким образом, создание условий для формирования у подрастающего поколения гражданско-патриотических качеств личности, уровень сформированности которых является одним из критериев эффек­тивности организации идеологического сопровождения воспитатель­ной работы с учащимися, осуществляемой учреждениями образова­ния. Важнейшим показателем данного критерия наряду с другими являются знание учащимися символики Республики Беларусь, пони­мание ее роли и значения как концентрированного выражения идеологии государства.

В системе атрибутов государственная символика занимает одно из важнейших мест, является воплощением национальной идеи белорусского государства.

Использование государственной символики позволяет не только сформировать у учащихся уважительное отношение к символам государственной власти, но и способствует патриотическому вос­питанию подрастающего поколения в целом, его гражданскому ста­новлению.

Герб, флаг и гимн государства — главные символы незави­симости, передающие историко-культурное наследие нашего народа, подчеркивающие национальный дух и достоинство белорусских граждан.

^ Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой зеленый контур Республики Беларусь в золотых лучах солнца над земным шаром. Сверху контура находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамляет венок из золотых колосьев, пере­плетенных справа цветками клевера, слева — льна. Колосья обвиты красно-зеленой лентой, на которой снизу сделана надпись золотом: «Рэспублша Беларусь» (Указ Президента Республики Беларусь от 7 июня 1995 г., № 213, г. Минск «Об утверждении эталона Госу­дарственного герба Республики Беларусь и Положения о Государ­ственном гербе Республики Беларусь»).

^ Государственный флаг Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь. Представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней — красного цвета шири­ной в 2/3 и нижней — зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Око­ло древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине — 1:2. Флаг кре­пится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.

При церемониях и других торжественных мероприятиях Госу­дарственный флаг Республики Беларусь используется с наконечни­ком ромбовидной формы с изображением пятиконечной звезды, аналогичной ее изображению на Государственном гербе Республики Беларусь. Наконечники изготавливаются из металла желтого цвета (Указ Президента Республики Беларусь от 7 июня 1995 г., № 214, г. Минск «Об утверждении Положения о Государственном флаге Республики Беларусь»).

^ Государственный гимн Республики Беларусь является символом государственного суверенитета. Он представляет собой музыкально-


1НФАРМАЦЫЯ





поэтическое произведение, которое может исполняться в оркест­ровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо в других вокальных, либо инструментальных вариантах. При этом могут использоваться звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции. Неполное исполнение гимна допускается лишь в оркестровом ис­полнении. Государственный гимн Республики Беларусь должен исполняться в соответствии с утвержденным текстом и музыкаль­ной редакцией (нотами).

Государственная символика Республики Беларусь выражает под­линно народные традиции, имеет национальные исторические корни и соответствует современному и перспективному развитию нашей Родины. Государственные символы основаны на героической и пол­ной драматизма истории белорусского народа и своим художествен­ным совершенством нацелены в будущее нашей нации [2, с. 4—6].

Нынешняя государственная символика Республики Беларусь получила одобрение на всенародном референдуме, по результатам которого Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко 7 июня 1995 г. подписал два указа: № 213 «Об утверждении эталона Государственного герба Республики Беларусь и Положения о Госу­дарственном гербе Республики Беларусь» и № 214 «Об утверждении Положения о Государственном флаге Республики Беларусь».

Данные указы определили понятия Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь, дали их описание и регламентировали изготовление и использование. В отдельных пунктах данных указов подчеркивается, что лица, оскверняющие Государственный герб и Государственный флаг, несут ответственность в соответствии я законами республики [3, 4].

Государственный герб и Государственный флаг нашей Родины воплощают ее общественный и политический строй — демократи­ческий, нацеленный на развитие и процветание страны, обеспечение достойных условий для жизни каждого гражданина. Государст­венные символы Беларуси отражают также основополагающую идею равенства всех граждан республики независимо от социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Герб и флаг нашей республики наделены яркими чертами, которые сразу напоминают о нашей родной стране. Они легко узнаваемы среди всех государственных символов мирового сооб­щества, с помощью простых и понятных средств отражают славную историю народа Беларуси и его многовековые традиции.

Герб отражает лучшие качества и черты национального харак­тера белоруса: трудолюбие, доброжелательность, устремленность к лучшему. Элементы герба хорошо продуманы, несут глубокую смысловую нагрузку и тесно взаимосвязаны между собой.

Основной конструкцией композиции являются изображения земли и восходящего солнца. Это два слоя символов жизни. Пер­вый — Земля — основа всего живого. Второй — Солнце — древний космический символ, использовавшийся многими народами на протяжении тысячелетий и означавший божество, источник жизни, жизненную силу.

Лучи солнца, восходящего из-за земного шара, проецируются на контуры территории Республики Беларусь, как бы согревают ее, несут тепло, жизнь, радость. Очертания границ Беларуси, нало­женные на солнечные лучи, составляют центр композиции герба.

Солнечные лучи являются одновременно связующим звеном между изображением Беларуси и земного шара. Здесь также заложен глубокий смысл. С одной стороны, Беларусь не нивели­руется, не растворяется, а проявляется как самостоятельное, суве­ренное государство — вынесенные вверх контуры Республики Бела­русь как бы выделяют ее в мировом сообществе и этим подчерки­вают ее значимость. С другой стороны, лучи символизируют связь Беларуси с мировым сообществом, указывают, что наша страна не возвышается над мировым объединением народов, а органически вливается в него.

Контур Беларуси в центре символизирует суверенитет, террито­риальную целостность страны в ее международно признанных гра­ницах. В этом находят отображение самостоятельность нашего народа и его мирный характер. В то же время контур подчеркивает индивидуальность герба, его национальную особенность.

Пятиконечная звезда — пентаграмма на гербе — один из древ­нейших символов человечества — выступает как символ вечности, счастья, лучшей жизни, верного пути и высоких стремлений, а также является символом охраны, безопасности. Таким образом, звезда в вершине герба символизирует гуманизм и одновременно защиту, оборону нашего Отечества, соответствуя менталитету Беларуси. Кроме того, пятиконечные лучи звездочки на гербе символизируют связь, дружбу людей всех пяти континентов Земли. Это еще раз подчеркивает дружелюбный характер нашего народа.

Изображения земли и солнца отражают древние традиции белорусов, которые в дохристианские времена поклонялись матери-

Земле и Солнцу с целой плеядой его богов — Даждьбогом, Ярилой, Хорсом. Земля ассоциировалась у предков с богиней-матерью, а восходящее утреннее солнце — с мальчиком, младенцем. Так эти образы перекликаются и с центральными символами христианства.

Символы земли и солнца несут и глубоко современный смысл, отражая надежды на расцвет Беларуси на основе прочной связи с родной землей-кормилицей и с мудростью энергичного народа, который трудится на этой земле. Солнце, Земля, Родина, Безопас­ность, Справедливость, Гуманизм — все это исходные духовные понятия, которые наполняют жизнь смыслом и свойственны бело­русам.

Эти ценности дополняет идея неистощимого плодородия и щед­рого изобилия. Она нашла воплощение в обрамлении герба -венке из спелых и ржаных колосьев, украшенном цветами клевера и льна, обвитом лентой цветов Государственного флага.

Пышно украшенный дожиночный сноп в старину ставился в главный — красный — угол славянского жилища. Он олицетворял собой совместное произведение творческой силы природы, плодо­родной земли, ласкового солнца и человеческого труда. Венок из­древле также являлся символом славы, чести, величия, знаком связи между потомками и предками, недаром именно венками чест­вуют героев в самых разных странах, венками же провожают в последний путь своих близких и поминают их в День памяти.

Состав венка в гербе не случаен. Все его элементы символи­зируют труд и богатство. Рожь была основной зерновой культурой древней и средневековой Беларуси, и сегодня ее значение огромно. Вместе с тем сельское хозяйство издавна имело не только зерновое, но и животноводческое направление, важное значение приобретало выращивание технических культур. Рожь, клевер и лен — тради­ционные составляющие нашего сельского хозяйства.

Основные черты Государственного флага — красная, зеленая и украшенная орнаментом белая полоса — также имеют исторические и национальные корни. Зеленый, красный и белый цвета белорус­ского флага обусловлены как исторически, так и мировоззренчески, связаны с духовными истоками народа.

Красный цвет издавна символизирует солнце — главный источ­ник энергии, питающий все жизненные процессы на земле. Вместе с тем красный цвет — олицетворение воли, зрелости, мужества, благородства, власти, солидарности в борьбе за высочайшие идеалы человечества.

Красный цвет на нашем флаге — это цвет победоносных штан­дартов грюнвальдской победы белорусских полков над крестонос­цами. Это цвет знамен дивизий Красной Армии и белорусских партизанских бригад, освобождавших нашу землю от фашистских оккупантов.

Зеленый цвет — это символ Природы, веры в ее неисчерпаемую силу, цвет растительности, которая является основой всего живого. Вместе с тем это — символ молодости и энергии, надежды, весны и возрождения. Для белорусского народа, исторически сформировав­шегося среди лесов и полей, рек и озер, из глубин веков сохранив­шего традиционную любовь к природе, зеленый цвет, цвет щедрости, доброты, созидания и трудолюбия, является естественным и орга­ничным.

Белый цвет — воплощение безгрешности и духовной чистоты, надежды на благополучное развитие судьбы. Это цвет примирения, веры и святости, цвет мудрости и знаний.

Важнейшая особенность и своеобразие Государственного флага Республики Беларусь — использование национального орнамента как элемента государственной символики. Это необычайно редкий элемент — орнаментальность, несмотря на то, что орнамент с древ­них пор (до герба и флага) был характерным знаком или отличи­тельной чертой всех культурных народов, украшал и помечал жили­ще, утварь, одежду, оружие, товары, культовые вещи и сооружения и т. д. Мастерство орнамента, независимо от сферы его применения, материала и тематики, было и остается важнейшей чертой бело­русской национальной культуры. Орнамент на белорусском флаге прямо и непосредственно свидетельствует об этнической принад­лежности, указывает на древнее происхождение белорусского народа, на традиции добросовестного труда и строгого порядка.

В основу орнамента на Государственном флаге положен узор «Восходящее солнце», вытканный на полотенце в 1917 году кресть­янкой деревни Костелище Сенненского района Матреной Маркевич. В орнаменте флага использованы символы земледелия — ромбы, древнейшие графические вариации которых известны археологам по находкам на территории Беларуси.

Центральное место на узоре флага занимает вытянутый по вертикали ромб, от которого сверху и снизу отходят загнутые ли­нии, напоминающие рога. Такой ромб с крючками был известен уже в эпоху палеолита. На протяжении тысячелетий он воплощал материнское, женское начало и связанную с ним идею плодородия





земли, ее созидательную силу, а также магическую силу труда. Этот узор широко использовали наши предки.

В центре главного ромба — две крестообразно пересеченные линии с четырьмя точками между ними. У древних земледельцев ромб с такой фигурой символизировал засеянное поле. Его также трактуют как ключ к счастью, магическое пожелание благоприят­ного развития событий. Добавим, что ромб с крестом — еще более древний, солярный знак, т. е. символ Солнца. У белорусских выши­вальщиц орнамент такого типа назывался «сонейка» и символизи­ровал восходящее красное солнце.

Попарно соединенные ромбы вверху и внизу орнамента символи­зируют идею продолжения жизни, возобновляющихся хлебов. Меж­ду ними и центральной фигурой проходят линии из четырех прямо­угольников с черточками, отходящими от всех сторон. Это — так называемые вотивные знаки, обозначающие посвящение богам, поже­лание, чтобы сбылось все, чего просит человек. Весь узор про­низывает идея добра, надежды на лучшее, пожелание плодородия и грядущего расцвета.

На Государственном флаге орнамент красного цвета размещен на белом фоне. Такое сочетание соответствует традициям белорус­ского орнаментального искусства, в котором, как правило, на белую основу наносится цветной (чаще всего красный) узор.

Белая основа также несет свое символическое послание: издрев­ле белый цвет связывался со светом полуденного солнца, символи­зировал чистоту, непорочность, гостеприимство, согласие, свободу. Он перекликается и с названием нашей страны — Белая Русь.

Таким образом, три полосы Государственного флага — горизон­тальные красная и зеленая, вертикальная белая с красным орна­ментом - - несут пожелание добра, успеха и процветания всем гражданам Беларуси и всем народам Земли.

Государственные символы Республики Беларусь прошли дол­гий путь становления, развития и утверждения. В них бережно сохранены черты, отражающие мирные, созидательные цели бело­русского народа и государства. Герб и флаг нашей страны — сим­волы жизнестойкости, трудолюбия и надежд на счастливое будущее.

Атрибуты государственной символики используются для оформ­ления уголков государственной символики: в фойе, актовом зале, административных помещениях, в учебных кабинетах, при проведе­нии торжественных церемоний, посвященных государственным пра­здникам Республики Беларусь, различных мероприятий учреждения

образования (День знаний, чествование ветеранов Великой Отечест­венной войны, спортивно-массовые и военно-патриотические меро­приятия, воспитательные часы и др.), а в рабочих кабинетах руково­дителей учреждений образования, актовых залах размещаются пор­треты Президента Республики Беларусь.

Использование государственной символики на уроках и вне­классных мероприятиях позволяет постепенно и поэтапно приоб­щать школьников к основам идеологии нашего государства, форми­ровать чувство любви и уважения к Родине, гордости за ее достиже­ния, чувство ответственности за развитие и процветание, способ­ствует формированию активной гражданской позиции.

Государственный герб, Государственный флаг отражают историю происхождения государства, его структуру, национальные и иные традиции, особенности экономики, природы. Государственный гимн в своей музыке и тексте выражает идеологические устои государства, его историю и устройство, цели и принципы.

В каждом элементе государственной символики нашей страны заложен глубочайший смысл, который необходимо довести до сознания учащихся. Идеи, заключенные в государственной сим­волике, составляют тот потенциал, который при активном исполь­зовании его в ходе учебно-воспитательного процесса помогает про­буждать у учащихся и студентов чувство гордости за свою страну. Использование государственных символов придает воспитательным мероприятиям особую торжественность, эмоциональность, роман­тику, способствует идейному и организационному сплочению дет­ского коллектива. .

В качестве эмблем государственной власти используются услов­ные обозначения, рассчитанные на непосредственное эмоциональное восприятие, которому способствует продуманное графическое, цвето­вое, пространственное (рельефный макет герба) решение условных изображений, музыкальное оформление и словесное выражение (гимн), а также система ритуалов.

Государственные символы оказывают особенно благотворное влияние на эмоции, связанные с гражданским, правовым и нравст­венным самосознанием учащихся, их патриотическими взглядами и убеждениями. Это влияние наиболее действенно в педагогически организованных ситуациях. Формируемый в таких ситуациях эмо­циональный фон благоприятствует усвоению содержания символики и становлению соответствующего оценочного отношения к ней.


Важным с воспитательных позиций свойством символов явля­ется их синтетический смысл. Государственные символы Респуб­лики Беларусь представляют собой нерасторжимое единство компо­нентов, которые рассматриваются с учетом целой системы существу­ющих между ними связей. Такой подход к использованию государ­ственной символики делает возможным комплексное освоение учащимися содержащегося в эмблемах государственной власти нравственного, правового и идеологического смысла.

Сегодня работа специалистов учреждений образования по про­паганде государственной символики среди учащихся осущест­вляется не с чистого листа, она имеет прочный фундамент в виде накопленного ранее позитивного педагогического опыта. Добавим, что государственная символика Республики Беларусь играет боль­шую роль не только в воспитании, но и в обучении. Здесь на пер­вый план выступают такие свойства эмблем государственной вла­сти, как обобщенность и наглядность.

Учителя начальных классов могут использовать большой по­тенциал уроков белорусского языка и литературы, курса «Мая Радз1ма — Беларусь», уроков музыки и пения, различных внеклас­сных мероприятий.

Младший школьный возраст — это благоприятный период для развития лучших качеств личности ребенка. Характерная потреб­ность детей этого возраста — жажда познавать мир, творить в со­ответствии с индивидуальными интересами и способностями -способствует вовлечению их в продуктивную познавательную дея­тельность как активных субъектов педагогического процесса, обеспе­чивает их развитие. Целесообразно создание условий для выражения детьми собственной эмоционально-нравственной оценки явлений общественной жизни, постепенного обучения их основам ведения дискуссии. В процессе воспитательной работы с младшими школь­никами следует создавать педагогически целесообразные условия для выражения ребенком чувств, культивировать в детских душах доброту, милосердие, порядочность, чувство собственного достоинства, на основе которых формируются любовь и уважение к окружаю­щим людям, самому себе, Родине.

Работа по ознакомлению младших школьников с государст­венной символикой, проводимая в общем контексте формирования начал гражданской, политической культуры, должна осуществ­ляться с учетом их возрастных особенностей лишь на номинальном уровне, когда дети наряду с пониманием значения основных поня-

тий, характеризующих политическое устройство нашей страны, та­ких, как «Президент», «демократия», «Национальное собрание Рес­публики Беларусь», «депутат», «выборы» и др., постепенно пости­гают роль и значение деятельности Главы государства, усваивают смысл и историю создания государственных символов, учатся с уважением к ним относиться.

Важнейшими педагогическими задачами в работе с учащимися подросткового возраста являются: обеспечение разнообразия содер­жания, форм и методов воспитательного взаимодействия, информа­ционной новизны и актуальности изучаемого на уроках и во вне­классной работе материала; создание условий для активного пости­жения школьниками его содержания через игру, драматизацию, дискуссию, ценностно-ориентированную, коллективно-творческую, поисково-исследовательскую деятельность и др.; использование в процессе приобщения учащихся к содержанию государственной символики всех возможных источников: научной, научно-популяр­ной и художественной литературы, искусства; личного жизненного опыта отдельных подростков и коллектива школьников; воспита­тельных возможностей специалистов в изучаемой области.

Школьники 14—15 лет не только обладают необходимым для глубокого осмысления символики объемом знаний и представлений о жизни общества, сущности морали и права, но и имеют уже достаточно высокий уровень общего, политического, нравственного и правового развития. Учащиеся этой возрастной группы в процессе накопления социального опыта начинают воспринимать знакомые с детства символы государства с качественно новой точки зрения, что обусловлено повышением уровня общественных, в том числе и правовых, требований, предъявляемых к взрослеющему школь­нику, расширением круга его прав и обязанностей.

Новой, по сравнению с более ранними этапами обучения, являет­ся возникающая теперь проблема раскрытия правового смысла символов государства. Как показывает анализ педагогического опыта, предусмотренные учебным планом предметы и сложившая­ся практика воспитательной работы открывают большие воз­можности применения символов государства в педагогическом процессе. Особенно велика роль уроков «Человек. Общество. Государство», истории, географии, литературы и др., а также различных внеучебных мероприятий, направленных на стимули­рование нравственного, идейно-политического, правового развития учащихся [14, с. 11].

В работе со старшеклассниками необходимо учитывать, что они уже не только глубоко анализируют изучаемые общественные про­цессы и явления, но и стремятся осмыслить свое собственное место в мире, пытаются определить, какую пользу могут принести Отчиз­не. В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с познанием социального мира, в котором предстоит жить. Обращенные к себе в процессе самоанализа, реф­лексии вопросы у юноши в отличие от подростка чаще носят ми­ровоззренческий характер, становятся элементами социально-нравст­венного или личностного самоопределения. Юношеский возраст является, таким образом, сензитивным, одним из самых благоприят­ных периодов в становлении личности человека, в формировании его мировоззрения, определенной жизненной стратегии, что является важнейшей предпосылкой развития гражданско-патриотических качеств, формирования активной гражданской позиции, сознательной мотивации патриотических поступков.

Фундаментом ценностного самоопределения юношей и девушек является нравственная деятельность и общение, основанные на общечеловеческих, гуманистических ценностях. Поэтому так важно создание в учреждении образования ценностно-ориентированного, ценностно-поискового пространства, вовлечение учащихся в соци­ально значимую деятельность, способствующую формированию у подрастающего поколения мировоззрения, отражающего идеалы белорусского общества и государства, его политический и экономи­ческий уклад.

Важнейшим условием эффективности деятельности специали­стов учреждений образования по решению данной задачи является использование методик и технологий ценностно-ориентированной, ценностно-поисковой деятельности (деловая, ролевая игра, турнир ораторов, диспут, лекция-рассуждение, сократовская беседа, ток-шоу, эстафета мнений, открытая кафедра, открытый микрофон, фило­софский стол, сочинение(эссе)-размышление, технология «духовного странничества» (приобщение к духовным мирам, ценностным созна­ниям выдающихся людей и др.).

Использование государственных символов, атрибутов и ритуалов в учебных заведениях при проведении торжественных мероприятий, собраний, линеек к знаменательным датам и государственным праздникам, при проведении внеклассных мероприятий, формирова­ние у школьников уважения к государственным символам как воплощению национальной идеи белорусского общества, к личности

Главы государства — Президента Республики Беларусь как олицет­ворению единства нации, обеспечивающего политическую и экономи­ческую стабильность страны, является важнейшим условием эффек­тивности идеологической работы, проводимой в учреждениях образования в современных условиях.

^ Список использованной литературы

  1. Доклад Президента А. Г. Лукашенко на постоянно действующем
    семинаре руководящих работников республиканских и местных государ­
    ственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы
    «Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологи­
    ческий фундамент» // Настаунщкая газета. 2003. 28 марта.

  2. Из выступления Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко
    на встрече с победителями и призерами конкурса на лучший поясни­
    тельный текст к Государственному гербу Республики Беларусь и Госу­
    дарственному флагу Республики Беларусь / Герб и флаг Белорусской дер­
    жавы / Сост. Э. М. Скобелев. Мн.: Полымя, 1997.

  3. Указ Президента Республики Беларусь от 7 июня 1995 г. № 213
    «Об утверждении эталона Государственного герба Республики Беларусь
    и Положения о Государственном гербе Республики Беларусь».

[Изменения и дополнения:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 14 ноября 1995 г. № 462
    (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Мини­
    стров Республики Беларусь, 1995 г., № 32, ст. 782) <Р39500462>;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 23 апреля 1999 г. № 231
    (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г.,
    № 33, 1/291) <Р39900231>;

Указ Президента Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. № 357 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 66, 1/1414) <Р30000357>]

4. Указ Президента Республики Беларусь от 7 июня 1995 г. № 214
«Об утверждении Положения о Государственном флаге Республики Бела­
русь».

[Изменения и дополнения:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 14 ноября 1995 г. № 462
    (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Минист­
    ров Республики Беларусь, 1995 г., № 32, ст. 782) <Р39500462>;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 16 января 1996 г. № 27
    (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Минист­
    ров Республики Беларусь, 1996 г., № 2, ст. 35) <Р39600027>;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 23 апреля 1999 г. № 231
    (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г.,
    № 33, 1/291) <Р39900231>;]

Программа воспитания детей и учащейся молодежи в Республике
Беларусь // Праблемы выхавання. 2001. № 4.

  1. Канцэпцыя выхавання дзяцей 1 навучэнскай моладз! у Рэспублщы
    Беларусь. Нармат. дак. Мш-ва адукацы! Рэсп. Беларусь. Дадат. за 1999 г.
    Мн.: НМЦэнтр, 2000. С. 194—216.

  2. Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми,
    учащейся и студенческой молодежью // 36. нармат. дак. Мш-ва адукацы!
    Рэсп. Беларусь. 2003. № 7. С. 28—36.

  3. Концепция патриотического воспитания молодежи в Республике
    Беларусь // Праблемы выхавання. 2003. № 3. С. 113—119.

  4. Организация идейно-воспитательной работы: Методические реко­
    мендации. Мн., 2003.




  1. Критерии и показатели качества воспитания в учреждениях,
    обеспечивающих получение общего среднего образования // 36. нармат.
    дак. Мш-ва адукацьп Рэсп. Беларусь. 2003. № 7. С. 13—21.

  2. Методические рекомендации по организации и проведению в
    учебных заведениях информационных часов // 36. нармат. дак. Мш-ва
    адукацы! Рэсп. Беларусь. 2003. № 7. С. 36—43.

  3. Грамадзянскае выхаванне школьншау: Дапаможнж для настау-
    шкау 1 выхавальншау / Аут.-уклад. Т. М. Прудко. Мн.: Полымя, 2000.

  4. Захарова С. Н. Гражданином быть обязан: Основы гражданского
    образования: Методическое пособие / С. Н. Захарова; науч. ред. О. Л. Жук.
    Мн.: Пед. науч.-метод, журнал «Пачатковая школа», 2003.

  5. Золин Г. П. Герб, Гимн, Флаг и столица нашей Родины: Кн. для
    учащихся. М.: Просвещение, 1987.

  6. Кедярова Р. Н. Патриотическое воспитание в современной школе //
    Праблемы выхавання. 2003. № 3. С. 21—28.

  7. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь:
    Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр
    «Академия», 2000.

  8. Левко А. И. Теоретико-методологические проблемы образования:
    социокультурный анализ / А. И. Левко. Мн.: Белпринт. 2003.




  1. Мартынова В. В. Социально-педагогическая сущность граж­
    данственности // Праблемы выхавання. 2003. № 3. С. 5—20.

  2. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие
    ценности и стратегические приоритеты: Учеб.-метод, пособие для препо­
    давателей, студентов, аспирантов, слушателей системы повышения квали­
    фикации. Мн.: РИВШ, БГУ, 2003.

  3. Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич. Мн.:
    «Современное слово, 2001.

  4. Сборник учебно-методических материалов в помощь организа­
    торам идеологической подготовки педагогических кадров: Учеб.-метод,
    пособие / Сост. при участии Г. С. Зубаревой, Л. М. Бондарь, П. Н. Сава-
    стенка, А. С. Никончука, Л. В. Орловой: Акад. последипломного образо­
    вания. Мн., 2003.




Похожие:

Управлениям образования облисполкомов Комитету по образованию Мингорисполкома iconНаименование учреждения
...
Управлениям образования облисполкомов Комитету по образованию Мингорисполкома iconПредседатель комитета по образованию администрации Центрального района
Алтайском крае, утвержденным приказом Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 15 сентября 2008г. №3193, типовым...
Управлениям образования облисполкомов Комитету по образованию Мингорисполкома iconМинистерство образования и науки РФ федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования российский государственный социальный университет

Управлениям образования облисполкомов Комитету по образованию Мингорисполкома iconМинистерство образования и науки РФ федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования российский государтсвенный социальный университет
Тема
Управлениям образования облисполкомов Комитету по образованию Мингорисполкома iconДоклад к форуму по дошкольному образованию муниципального образования Павловский район
«отрасли» российской экономики, в ней ясная цель формирования модели образования, отвечающей вызовам 21 века, в ней признание ведущей...
Управлениям образования облисполкомов Комитету по образованию Мингорисполкома iconВ. П. Пирожков 21. 10. 2009г. Положение
Алтайском крае, утвержденным приказом Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 15 сентября 2008г. №3193, типовым...
Управлениям образования облисполкомов Комитету по образованию Мингорисполкома iconРаспоряжение Комитета по образованию от 19. 01. 2006 №31-р «О внесении изменений и дополнений в распоряжение Комитета по образованию от 07. 11. 2005 №787-р»; распоряжение Комитета по образованию от
...
Управлениям образования облисполкомов Комитету по образованию Мингорисполкома iconПеречень учреждений среднего профессионального образования Краснодарского края
Учреждения среднего профессионального образования, подведомственные Федеральному агентству по образованию
Управлениям образования облисполкомов Комитету по образованию Мингорисполкома iconПеречень учреждений среднего профессионального образования Краснодарского края
Учреждения среднего профессионального образования, подведомственные Федеральному агентству по образованию
Управлениям образования облисполкомов Комитету по образованию Мингорисполкома iconотчет о работе муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №20»
Министерства образования РФ и Министерства образования Саратовской области, комитета по образованию и молодежной политике, внутренними...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов