Тема: Жизнь и творчество Людмилы Осановой icon

Тема: Жизнь и творчество Людмилы Осановой



НазваниеТема: Жизнь и творчество Людмилы Осановой
Дата конвертации17.07.2012
Размер95.12 Kb.
ТипДокументы

7 класс

Тема: Жизнь и творчество Людмилы Осановой.


Общая цель: На примере жизни и творчества выпускницы школы Людмилы Осановой развивать нравственное, духовное и патриотическое начало учащихся.


Задачи:

1.Дать общее представление о жизни и творчестве поэта, вызвать интерес к творчеству Людмилы Осановой

2. Закреплять навыки анализа поэтического произведения

3. Развивать навыки выразительного чтения


Оборудование: 1) Сборники стихов Людмилы Осановой « Позови меня, позови …», «Собрались однажды лирики», «Моим ровесникам», «Мы с тобою».

2) Портрет Людмилы Осановой


^ Тип урока: объяснение нового материала


Форма урока: урок- экскурсия


Вид деятельности учащихся: индивидуальная ,групповая


Ход урока:

Память не угаснет никогда.

Л.Осанова

  1. ^ Вызов интереса.

Слово учителя:

Война… В этом слове слышится людской стон и резкий звук выстрела: война. Какое ёмкое слово, слово, которое принесло с собой искалеченные судьбы, искореженные жизни, краткий миг торжества человеческой плоти над смертью и десятилетия вечной памяти и благодарности.

Победа…Громкое слово, где явственно звучит торжество над победой. Да, 60 лет назад наш народ преодолел беду, называемой войной, ценой великих потерь. Проходят десятилетия, и нам, современникам, остается только память о тех грозных годах, о тех мужественных и стойких людях, которые были участниками боевых действий 40-ых годов.

17


Именно с таким человеком нам предстоит познакомиться на уроке, с человеком, который преодолевал беду и праздновал победу над жизненными невзгодами, с человеком, который прошёл войну, постигая истинный смысл этого слова, слыша стон людской и резкий звук выстрела. Этот человек – выпускник нашей школы, ветеран войны, Людмила Михайловна Осанова. Мы совершим заочную экскурсию в наш школьный музей, познакомимся с экспонатом этого музея - сборником стихов Осановой «Позови меня, позови…», прочтем её стихотворения о войне. Эпиграфом нашего урока станут строчки поэта: «Память не угаснет никогда».


^ 2. Осмысление темы.

Экскурсовод 1. Людмила Михайловна Осанова родилась в городе Цивильске. Через всю свою жизнь она пронесла любовь к родному краю:

Цивиль, Цивиль - река родная.

Ци-виль - звучит, как птичий свист.


Здесь родилась я, где впадает

Малый Цивиль в Большой Цивиль.

Именно в нашем городе прошло её детство. Отец научил её любить и понимать природу. Вместе с ним часто ходила в лес, любовалась красотами родного края.

Мой отец был мечтатель

И русской природы знаток.

Он меня уводил

Зимним утром из дома

По следам по русачьим

В Берендеев волшебный чертог.

Когда подошло время, Людмила Осанова пошла в школу, как и многие сверстники. Закончилось беззаботное время, пришла пора упорного труда в постижении знаний. Здесь, в стенах нашей школы, прошло её детство. Об этом периоде жизни у неё остались самые приятные воспоминания. В письме родной школе она пишет: « Всю жизнь тепло вспоминаю школу, одноклассников, которых теперь мало осталось в живых, и учителей, которые так много хорошего вложили в мою душу».

И милая, родная школа,

И класс десятый, выпускной…

Надеждами, мечтами полной

Последний год перед войной…

В1940 году она заканчивает школу.

18

^ Экскурсовод II. Людмила Осанова поступает в Горьковский университет. Любовь к природе, стремление постичь её тайны привели Осанову на биологический факультет.

Пришла ко мне семнадцатая осень

И в институт учиться позвала,

Из мира кленов, и берёз, и сосен

Вошла я в мир из камня и стекла.

Вхожу, робея, в университет я,

Гляжу вокруг, дыханье затая,

А мудрые ученые с портретов

Так строго, строго смотрят на меня.

Но через год начинается Великая Отечественная война, которая прервала мирную жизнь.

Ушла на войну я из юности звонкой,

Семнадцатилетней задорной девчонкой.

И туфель нарядных сносить не успела,

Из грубой кирзы сапожище надела.

В первый год войны уходит на фронт её отец, который погибает, защищая Москву от фашистских захватчиков.

А потом в сорок первом

По первой повестке

Он в солдатской шинели

Навеки покинул свой дом.

Он не кончил войны,

Не дошел до Берлина,

Он погиб в Подмосковье,

В бою на лесном берегу.

В 1942 году из Цивильска на фронт уходит Людмила Осанова.

^ Экскурсовод III. С апреля 1942 года по август 1945 года Людмила Осанова защищает Отечество, служа в 101-ом отдельном батальоне ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение, связь), где в основном были молодые девушки. Им приходилось в любую погоду тянуть катушки с кабелем, днем и ночью стоять на посту, оповещать о приближении вражеских самолетов.

Служба ВНОС-это та ещё служба,

Это редкие дни без тревог,

Это самая крепкая дружба,

Это длинные версты дорог.

19

Здесь неожиданно происходит встреча Осановой с одноклассницей и близкой подругой Любовью Сергеевной Немиловой, которая после войны будет преподавать историю в нашей школе. Подруги пополам делили все тяготы войны.

Зато умели мы шинели скатывать,

В секунды собирать затвор винтовочный.

И по тревоге в миг единый вскакивать,

В мгновенье сапоги надеть кирзовые.

Мы всю войну в сырых землянках прожили,

Несли мы службу трудную, солдатскую,

Не все друзья до дней победы дожили,

Остались у дорог могилы братские.

Наступил май 1945 года. Окончилась война, и девушки вернулись домой. Людмила Осанова кончает Горьковский университет. Начинает заниматься любимым делом, преподаёт. Некоторое время живет в Германии.

^ Экскурсовод IV. Двадцать три года жизни Людмилы Осановой связаны с Харьковским университетом, где она работает старшим преподавателем. Своих студентов она учит не только биологии, но и любви к природе, умению увидеть прекрасное в повседневной жизни.

Остановись, прохожий, полюбуйся,

В начале марта день не оброни,

Взгляни, как с крыш воды сбегают струйки,

На поднебесье ясное взгляни

В 1983 году, уйдя на пенсию, Людмила Осанова находит для себя новое увлечение: она изучает народную медицину.

Той травкой лекари народные

Лечили издавна людей

И снадобья варили добрые

От ран глубоких и угрей.

Через некоторое время получает сертификат на право лечения. 23 февраля 1988 года Людмилу Осанову приглашают в родную школу на встречу ветеранов войны, выпускников Цивильской средней школы №1. Здесь она встречает своих одноклассников, друзей.

А многие из сверстников

Лежат под обелисками.

Мальчишки-одноклассники,

Ребята с нашей улицы,-

Былой войны участники

С сраженья не вернулися.

20

Весной 1998года случилась трагедия - Людмила Осанова потеряла зрение. Но мужественная женщина не сложила руки, не покорилась судьбе. Она продолжает жить, полностью посвятив себя творчеству. В 1999 году в Харькове, где и сейчас живёт Осанова, выходит сборники стихов «Позови меня, позови…»

III Пробы.

^ Слова учителя.

В книге Л. Осановой собраны стихи, написанные в течение многих лет. Даже утратив зрение, она сохраняет яркое и точное видение природы. В её стихах поражает точность и достоверность детали, им присуща особая, доверительная интонация. Для чтения и обсуждения вам предлагается стихотворения о войне.

^ Кладу букеты летние...

Какие полдни жаркие,

И воздух зноем пышет...

Июнь цветами яркими

Луга за речкой вышил.

Иду тропинкой узенькой

По берегу над речкою,

И кажется мне музыкой

Трескучий звон кузнечиков.

И кажется мелодией

Жужжание пчелиное

Над зарослями донника,

Над васильками синими.

И кажется мне песнею

Всё, что судьбою выдано.

Не всем моим ровесникам

Такое счастье выпало.

Вдоль берега отвесного

Иду над речкой чистою —

А многие из сверстников

Лежат под обелисками.

Мальчишки-одноклассники.

Ребята с нашей улицы,

Былой войны участники

С сраженья не вернулися.

21

Лежат недолюбившие,

Не ведая о почестях,

А их невесты бывшие

Седеют в одиночестве

И, чтя их память светлую,

Склонив седую голову,

Кладу букеты летние

Под обелиски голые.

1. Чтение стихотворения учителем.

2. Самостоятельное чтение.

3. Беседа.

- Какую картину природы рисует поэт? (летний, жаркий день)

- Какое чувство возникает у лирического героя от летнего дня? (испытывает счастье)

- Что мешает лирическому герою полностью насладиться счастьем? (мысль о погибших на войне)

- Как лирически герой относится к погибшим? (чтит их память, не забывает их)

4. Подготовка и выразительное чтение стиха.

^ Угасает осень

Угасает осень, угасает,

Старый сад осыпался, поблек.

Робко лег на землю и растаял

Чистый, бескорыстный первый снег.

Суетятся птицы у кормушки,

Мокрый, ржавый лист прилип к окну.

Пригласи меня, мой друг, послушать,

В лесопарк послушать тишину.

Поведи меня к мемориалу,

К строгим плитам, к вечному огню.

Положу там гроздь рябины алой,

Над гранитом голову склоню.


1. Чтение стихотворения учителем.

2. Самостоятельное чтение.

3. Беседа.

- Какие приметы осени отличает поэт? (сад осыпается, первый снег, мокрый ржавый лист, стынет в лужах вода)

-Приведите примеры олицетворения (угасает осень, сад осыпается, снег лёг, вьюга завоет,

22

стынет вода, память не угаснет)

- Куда в осенний день стремится лирический герой? (к мемориалу почтить память погибших)

-Что хотел сказать нам поэт, какова основная мысль произведения? (память не угаснет никогда о погибших на войне)

- Какие чувства вы испытываете, читая стихотворение? (печаль, грусть)

4. Подготовка и выразительное чтение стиха.
^

Стоит сентябрь


Стоит сентябрь, и холодеют росы,

И мелкий дождик сыплет без причин.

К ровесникам моим приходит осень,

У глаз рисуя веточки морщин.

Но и у нас была весна когда-то,

Была весна у мертвых и живых...

Вот смотрим с фотографий мы — солдаты,

В шинелях и в пилотках боевых.

Как многих наших сверстников не стало!

В полях России столько полегло...

И если шестьдесят я разменяла,

То мне, наверно, очень повезло.

1.Выразительное чтение стихотворения учителем.

2.Самостоятельное чтение.

3.Беседа.

-С чем ассоциируется осень природы у поэта? (с жизнью, которая подходит к концу)

-Какие художественные средства использует автор? (Олицетворениие («стоит сентябрь», «холодеют росы», «приходит осень») и метафору(«веточки морщин»)

- К какому выводу приходит автор? Прочтите эти строки (последняя строфа)

4. Подготовка и выразительное чтение стиха.
^

Мы в сорок пером…


Мы в сорок первом не носили локонов,

Мы косы в парикмахерских оставили.

Мальчишечьи прически под пилотками

Носили по военному уставу мы.

У первых модных туфелек любимых

Так и остались каблучки не стертыми...

Зато умели мы портянки зимние

На ноги, как положено, навертывать,

23

Зато умели мы шинели скатывать,

В секунды собирать затвор винтовочный

И по тревоге в миг единый вскакивать,

В мгновенье сапоги надеть кирзовые.

Мы всю войну в сырых землянках прожили,

Несли мы службу трудную, солдатскую.

Не все друзья до дней Победы дожили,

Остались у дорог могилы братские.

Прошли года, и поседели головы,

Иные предо мной теперь задания,

Но навсегда останутся мне дороги

О тех военных днях воспоминания.


1. Чтение стихотворения учителем.

2. Самостоятельное чтение.

3. Беседа.

-О чём это стихотворение? (о женщинах на войне)

-Что говорит о них автор? (им было трудно, многие погибли)

-Какова основная мысль стихотворения? (но навсегда останутся мне дороги о тех военных днях воспоминания)

4. Подготовка и выразительное чтение стиха.

IV Рефлексия

-Что объединяет эти стихотворения? (общая военная тематика)

-Какая основная мысль проходит через все эти произведения? (память о погибших не угаснет никогда)

-Какое стихотворение вам понравилось больше и почему?

Учителем предлагается нарисовать символ к стихам Людмилы Осановой о войне.

V Домашнее задание.

Учащиеся получают задание написать стихотворение, рассказ или миниатюру на военную тематику.


24

Будет дождь

(миниатюра)

Солнечный луч скользнул по моему лицу, дотронулся тёплой рукой до плеча и, наконец, разбудил меня. Наступил весенний тёплый день. Синь неба слепила глаза, её чистота была безмерной. Ни облачка. Но я знала, что сегодня обязательно будет дождь. Так бывает каждый год: в этот день природа льёт свои слёзы на безымянные могилы погибших на войне. Мир оплакивает искалеченные судьбы молодых и старых, матерей, так и не увидевших своих сынов и дочерей, отцов, переживших своих детей.

В День Победы в моём городе обязательно идет дождь. Об этом знает каждый. Из года в год, вот уже 60 лет мы вместе с природой оплакиваем погибших… Вечная их память!




Похожие:

Тема: Жизнь и творчество Людмилы Осановой iconН. К. Рерих жизнь и творчество
«Н. К. Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с с ил
Тема: Жизнь и творчество Людмилы Осановой iconДокументы
1. /От ЛюдМилы =)/00055026/1.rtf
2. /От ЛюдМилы...

Тема: Жизнь и творчество Людмилы Осановой iconЖизнь и творчество Николая Алексеевича Некрасова

Тема: Жизнь и творчество Людмилы Осановой iconИсторическая тема в творчестве А. С. Пушкина
Историю изучают, чтобы понять ее законы, разгадать какие-то сущностные черты характера народа. Идея, закономерности событий истории,...
Тема: Жизнь и творчество Людмилы Осановой iconДокументы
1. /Жизнь и творчество Врубеля.DOC
Тема: Жизнь и творчество Людмилы Осановой iconТема: Мы против спида
Жизнь Самое святое, что дано человеку — это жизнь. Она долгая, трудная. Она всегда разная и у каждого — своя. У любого человека бывают...
Тема: Жизнь и творчество Людмилы Осановой iconПлан. Вступление
Якушин Н. И. Жизнь и творчество И. С. Тургенева: Материалы для выставки – Издательство «Детская литература», 1988
Тема: Жизнь и творчество Людмилы Осановой iconТворчество инвалидов и профилактика вредных привычек
Жизнь нашего центра многообразна, наполнена приятными нео жиданностями. Возраст и проблемы со здоровьем не повод унывать
Тема: Жизнь и творчество Людмилы Осановой iconН. В. Гоголя Неслыханные чудеса творились в Российской империи, удивительные мистичес­кие явления сопровождали жизнь и деяния ее выдающихся граждан. То привиде­ния явятся царствующим особам, то чудные вещие пророчества святые схимники в книга
Числа знаменательных дат из жизни писателя удивительным образом совпадают с мистическими числами из Древнего мира. Необъяснимые полные...
Тема: Жизнь и творчество Людмилы Осановой iconИ в Индии художника Николая Рериха. Это удивительная жизнь, это удивительное творчество, это удивительный пример духовной близости, может быть, не лежащей на поверхности, но тем не менее, духовной близости наших народов. Из интервью
В. В. Путин: «Во-первых, мы сразу должны вспомнить известного и в России, и в Индии художника Николая Рериха. Это удивительная жизнь,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов